Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Горбунова Ирина Алексеевна

Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера
<
Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбунова Ирина Алексеевна. Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002 163 c. РГБ ОД, 61:03-13/715-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Празднично-обрядовая культура и ее влияние на формиро вание личности будущего режиссера

1.1. Генезис художественно-игровых традиций казачества в воспитании молодежи 13

1.2. Психолого-педагогические факторы отбора содержания обрядовой культуры казачества в процессе формирования личности будущего режиссера 33

1.3. Особенности подготовки будущего режиссера в классическом университете 66

Выводы 87

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования личности будущего режиссера

2.1 Организация и проведение экспериментальной работы 91

2.2. Технология формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций педагогики казачества 104

2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы 130

Заключение 143

Литература 148

Приложение 159

Введение к работе

В современном процессе общероссийского возрождения особое значение приобрела проблема поднятия уровня не только материальной, но и духовной культуры личности. Традиционная культура с ее непосредственной ориентированностью на человека, близостью к его повседневным нуждам и запросам может быть активно задействована в процессах гуманизации жизни в стране.

Общество успешно развивается тогда, когда в сознании большинства людей присутствует три образа (модели) - прошлое, настоящее и будущее. Как только один из этих элементов перестает звучать в памяти людей, наблюдается деградация общества. Прошлое - это история. Без осознания его общество не может управлять настоящим. Настоящее без осознания прошлого не может быть ориентировано на будущее. А общество развивается в том случае, если оно нацелено на будущее.

Современная общественно-политическая ситуации в России знаменуется фактором обращения человека к истокам народной культуры. В этом плане особую значимость приобретает формирование личности в процессе целостного восприятия художественно-игровых традиций, включающих праздники и обряды. На этот феномен обращали внимание такие ученые, как, Бахтин М.Н., Колесникова В., Снегирев И.М. и другие.

В настоящее время в связи с осознанием необходимости социально-экономических перемен, демократизации и гуманизации жизни общества народный праздник как основная из форм художественно-игровых традиций приобретает особую значимость в становлении многонационального государства, являясь продуктивной системой воспитания молодежи. История развития цивилизации свидетельствует, что народные праздники внесли весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Р. Роллан говорил: «Свободному и счастливому народу больше нужны празднества, чем театр, и самым прекрасным зрелищем для народа будет сам народ».

4 Многие исследователи народных праздников (С. А. Шмаков, А. А. Ко-нович, Д. М. Генкин и др.) сходятся в том, что «праздник - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера». Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Праздник - это богатейший источник духовности, в нем отражены многие пласты народной культуры. В настоящее время идет тенденция возрождения интереса к ее региональным аспектам, проникновение художественного начала во все сферы деятельности людей. Отсюда закономерно, что именно сегодня в обществе встал вопрос о необходимости формирования личности и специальной профессиональной подготовки режиссеров - организаторов праздников региональной культуры.

В анализе трудов философов Аристотеля, А. Шопенгауэра, Э.С. Мар-каряна и других дается высокая оценка роли народных праздников в формировании человека-творца.

В оценке роли казачьих праздников в воспитании особое значение сыграли работы ученых - просветителей В.В. Василькова, Ф.С. Гребенец, М.П. Карпинского, В.Я. Проппа, А.И. Ригельмана, И.П. Сахарова, П.И. Якушкина и др., которые раскрыли не только истоки отечественной празднично-обрядовой культуры, но и оценили их воспитательные возможности. Эти исследователи сходятся в одном: что всякое празднество - эта важная первичная форма культуры. Так, культура казачьего праздника слагается из целого набора слагаемых: слов, обычаев, движений, костюмов, ритуалов и т.д. Все это является базой формирования духовности человека, которая сегодня значительно деформирована. Именно поэтому проблема возрождения педагогики казачества и ее художественно-игровых традиций как утерянного пласта российской самобытности является актуальной.

В последние годы в связи с возрождением народных традиции вырос интерес к истории казачества. И это не случайно, ибо казачество в

5 дореволюционной России было носителем уникального культурного и этнографического наследия. На протяжении 400- летнего периода сложилось более десяти казачьих войск. Их наиболее древнюю часть составляло казачество на Северном Кавказе, которое сформировалось не в ходе естественного развития и контактов этносов, а в результате искусственного объединения, выразившегося в переселении на новую территорию значительных групп людей разной сословной и хозяйственно-культурной ориентации. Именно это сыграло особую роль в формировании оригинальной культуры казаков.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет Губернское Ставропольское казачество, которое сегодня интенсивно возрождается. Однако, как свидетельствует опыт, из виду часто упускается главное, что отличало его в былые времена от других общностей людей, в частности, менталитет организации праздников. Возрождение казачества диктуется необходимостью нашего времени, когда идет возвращение людям их исторической памяти. История казачества свидетельствует, что это сословие несло в себе не только ростки той самой демократии, к которой мы стремимся сейчас, но и особой культуры воспитания через систему художественно-игровых традиций.

Ретроспективный анализ работ И.В.Суханова, В.Д. Сухорукова, И.Х. Тхамосова, Ф.А.Щербина и др. позволил нам предположить, что одним из истоков воспитания молодежи была общерусская художественно-игровая культура, связанная с народными познавательно-воспитательными обрядами.

Однако на сегодня эта проблема остается мало изученной, нет однозначного мнения на особенности реализации художественно-игровых традиций педагогики казачества в образовательном процессе высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов-режиссеров организаторов культурно-массовых праздников.

Таким образом, возрастающая актуальность и недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы определили выбор

темы: «Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера».

Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций казачества. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс подготовки будущего режиссера в вузе. Предмет исследования: процесс формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций педагогики казачества.

Гипотеза исследования: формирование личности будущего режиссера средствами художественно - игровой культуры казачества будет протекать эффективно, если:

будет раскрыта сущность художественно-игровых традиций педагогики казачества;

- художественно-игровые традиции педагогики казачества (региональные) в образовательном процессе будут рассматриваться как необходимый компонент формирования личности будущего режиссера;

в системе изучения специальных дисциплин внимание будет акцентироваться на духовно-нравственный потенциал народных праздников и обрядов;

будут определены педагогические условия формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровой педагогики казачества;

сценарно-постановочная практика будущего режиссера будет являться средством проверки эффективности влияния художественно-игровых традиций казачества на формирование личности будущего режиссера.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа литературных источников установить состояние

изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования.

  1. Выявить сущность зрелищно-игровой культуры казачества в системе формировании личности будущего режиссера.

  2. Обосновать педагогические условия формирования личности будущего режиссера в процессе художественно-игровых традиций казачества.

  3. Разработать методические рекомендации по использованию основных форм региональной празднично-обрядовой культуры в системе подготовки будущего режиссера.

Методологическую основу исследования составили: идеи системного, профессионально-культурного и аксиологического подходов, в частности, идея о «культурном восхождении» личности посредством овладения знаком и текстом культуры и понимание основного закона формирования человека путем создания «культуры истории и исторической культуры» (Л.С. Выготский); идеи смысловой организации мира культуры и личности (СИ. Великовский, В.П. Козловский, В.А. Сосновский); аксиологическое поле зрелищно-игровой культуры казачества, своеобразие ее проявления в Северо-Кавказском регионе; принцип взаимосвязи теории и практики в процессе формирования личности будущего режиссера; интегративный подход к оценке исследуемых процессов, явлений и обобщений материалов исследования.

Теоретическими основами исследования явились:

эортологические положения о празднике как объекте и субъекте культурного развития человека (В.В.Вересаева, Д. М. Генкина, М. П. Карпинского, Д. М. Колоцца, А. А. Коновича, А. Ф. Некрылова, И. М. Снегирева, С. А. Шмакова и др.);

труды отечественных исследователей казачьей культуры (В. И. Жигулина, Л. В. Ламонова, И. П. Логачева, М.Ф. Куракеева, А. Н. Розова, Е. П. Савельева, И. В. Суханова, В. А. Потто и др.);

- теоретические подходы к пониманию культуры (С. А. Арутюнова,

М. А. Бахтина, В. В. Виноградова, Э. М. Маркаряна, И. П. Сахарова, П. П. Семенова и др.);

- теоретические аспекты готовности к педагогической деятельности

(Б. Г. Ананьева, И. П. Андриади, А. В. Беляева, В. И. Горовой, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина, Г. М. Соловьева, В. А. Шаповалова, В. И.Шиянова, Н. Ф. Хорошко, Б. Е. Захава, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского и др.);

- теоретический анализ режиссерско-профессиональной деятельности
как творческого процесса (Э. В. Вершковского, А. Д. Попова, Г. А. Товстоно
гова, В. А.Триадского, И. М. Туманова, А. И. Чечетина, И. Г. Шароева и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, документально-художественной и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования и культуры, концептуальный анализ по истории праздника, этнографии, народному творчеству;

диагностические (анкетирование, интервьюирование);

- обсервационные (прямое и косвенное наблюдения, самоанализ, са
мооценка);

экспериментальный (констатирующий и формирующий) как основной метод исследования;

статистические (математическая обработка данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).

Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап (1998-1999 гг.). В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, разра-

9 батывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов.

Второй этап (1999-2001 гг.). Проводился формирующий эксперимент на базе Ставропольского государственного университета, разрабатывалась опытно-экспериментальная работа по апробации программы спецкурса «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи» по формированию готовности студента к реализации режиссерской деятельности.

Третий этап (2001-2002гг.). Осуществлялось оформление диссертации, формулировались выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- раскрыта сущность художественно-игровых традиций в процессе формиро
вания личности будущего режиссера, состоящего из объективного и субъек
тивного переосмысления педагогики казачества;

выявлены педагогические условия (направленность теоретической и практической подготовки студентов на осознание себя как субъекта художественно-игровых традиций педагогики казачества; овладение комплекса знаний, режиссерской-постановочной деятельности, как способа воспроизводства празднично-обрядовой культуры казачества; создание благоприятной социокультурной среды в процессе обучения, основывающейся на взаимодействии между преподавателем и студентом) влияющие на формирование личности будущего режиссера в ходе реализации художественно-игровых традиций педагогики казачества;

разработана модель готовности студента к реализации режиссерской деятельности, выступающей как совокупность личностных и функциональных качеств, представленных мотивационно-ценностным, эмоционально-аффективным, когнитивным и деятельностным (функциональным) компонентами;

10 - обоснованы критерии (потребность и желание выступать в роли активного

субъекта художественно-игровых традиций педагогики казачества; осознание самоценности личности режиссера и понимание сущности празднично-

( обрядовой культуре казачества; наличие эмоционально-ценностного опыта)

готовности студентов к реализации профессиональной деятельности на базе художественно-игровых традиций педагогики казачества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения и выводы, а также конкретные методические рекомендации могут быть: а) включены в предметы общепрофессионального и специального цикла: «Режиссура театрализованных представлений», «Сценарное мастерство», «Методика организации народно-художественного творчества», «Методика организации и проведения игровых программ» и других; б) основой для овладения будущими режиссерами методикой профессионального самообразования. Разработана и экспериментально апробирована программа «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи», которая способствовала подготовке дипломных работ студентов отделения искусств Ставропольского государственного университета.

Материалы исследования могут быть использованы при создании учебных программ, учебников, учебных пособий, для обучения студентов факультетов искусств, а также в системе курсов повышения квалификации работников культуры, режиссеров театрализованных форм, методистов народно-художественного творчества.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается совокупностью методических и теоретических положений, позволяющих наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии фор-

мирования процесса профессионального воспитания будущего режиссера. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки (112 человек) и анализом данных с использованием математико- статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение. Разработанные в диссертации положения были апробированы в Ставропольском государственном университете (отделение искусств), Ставропольском краевом училище искусств (режиссерское отделение). Материалы исследования обсуждались на краевой межвузовской научно-практической конференции (Ставрополь, 2000, 2001), региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 1999), на ежегодных научно-практических конференциях Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 1998,2002).

Положения, выносимые на защиту:

1.Система художественно-игровых традиций, основанная на славянской культуре, формировалась с учетом региональных особенностей и специфики жизнедеятельности, в нашем случае казачества, и она должна иметь место в процессе формирования личности будущего режиссера.

  1. Формирование личности будущего режиссера представляет собой технологический процесс, обеспечивающий совокупность личностных и функциональных качеств, представленных мотивационно-ценностным, эмоционально-аффективным, когнитивным и деятельностным (функциональным) компонентами.

  2. Самореализация будущего режиссера, его мировоззрение, активность и творческую фантазию в образовании развивают интенсивно на основе художественно-игровых традиций педагогики казачества, при условии индивидуального подхода в обучении, где сценическое искусство играет роль своеобразного творческого трамплина в будущую профессиональную деятельность.

  3. Разработанный спецкурс «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи» является эффективным средст-

12 вом формирования готовности студентов к реализации культурологической

сферы режиссерской деятельности.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Объем диссертации составляет 163 страницы. В диссертации имеются 2 графика, 7 таблиц, 4 рисунка, справочно-библиографический аппарат включает 160 источников.

Генезис художественно-игровых традиций казачества в воспитании молодежи

Анализ разноплановых литературных источников (Сорокин П. (120), Хоруженко К. М. (156), Арутюнов С. А. (5) и др.) показывает, что в них понятие культура раскрывается многообразно и противоречиво. Не входя в обсуждение этих определений в данной работе, мы принимаем пользующееся широким признанием в культурологической науке понимание культуры данное Э.С. Маркаряном. Он трактует культуру как вне биологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности (66). Кроме того, в некоторых источниках распространено понимание культуры как совокупности результатов деятельности, будь то народная пословица, игра или каравай печеного хлеба. И если в первом случае разумеется передача информации, накопленной народной духовной мудрости, то во втором - способ материального существования.

Приведенный нами контент-анализ (см. таблицу. 1) позволяет раскрыть понимание культуры казаков, оценить ее содержание как совокупность способов, которыми институционализируются различные виды человеческой деятельности, в определенной степени заданные биологической организацией и общепланетарной средой существования, в которой тот или иной этнос или его группа развивались как в бытовой, так и трудовой деятельности. Люди повсюду трудятся, воспроизводят средства своего существования, обеспечивают себя пищей, организуют среду своего обитания, создают для себя жилища и одежду. Как видим, все виды человеческой деятельности, поведения идентичны для всех по своему основному содержанию, однако формы, в которых реализуется это содержание, принимают у разных человеческих коллективов неодинаковую сюжетную окраску, т.е. они институцио нальны.

Для разных этносов характерны специфические формы трудовой деятельности, приемы и методы хозяйствования, своеобразные подходы к организации своего отдыха и досуга, разные методы воспитания детей. Для формирования, консолидации и исторической устойчивости любой этнической общности необходима известная степень ее обособления от других подобных общностей. Этнические общности иерархичны, наряду с основными единицами их классификаций. Этносами (народами) могут быть выделены субэтнические или этнографические и этнолингвистические общности. Так, внутри русского народа (нации), например, выделяются казаки разных районов, Поволжья, Приуралья, Кубанские, Донские, Терские и другие этнографические группы. Русский же народ в целом входит в состав восточнославянской этнолингвистической общности, и на еще более высоком уровне в состав славян вообще.

Театрализованные празднично-обрядовые действия, традиции и фольклор занимают особое место в формировании общностей. Они являются богатством, выработанным поколениями и передающимися в эмоционально-образной форме культурное наследие. Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, но и культурно-этническое наследие каждого народа, формы их поведения, обычаи, нравы. Сегодня факты таковы, что наблюдается возрождение общности казаков, имеющей огромный воспитательный потенциал в наборе народных традиций и фольклора.

А.А. Конович подчеркивает, что разумное их внедрение в воспитательную среду, т. е избавление празднично-обрядовых действий от пассивной зрелищности, будет способствовать превращению театрализованных форм художественно-массовой работы в познавательно-воспитательную самодеятельность людей, органично связанную с их трудом, бытом (49).

Значение духовного опыта казачества определяется степенью его соответствия потребностям современности, именно это должно лежать в основе отбора прогрессивных элементов традиционной культуры и становления новых традиций. Процесс развития культур невозможно осуществить без учета народного опыта, накопленного в фольклоре. Фольклор - средоточие и хранилище многих народных традиций, его мудрости, ибо в нем отразился его трудовой, эстетический, воспитательный и нравственный опыт. Фольклор, как историческая память народа дает нам возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как патриотизм, гражданственность, любовь к труду, доблесть, честь и достоинство. История свидетельствует, что одной из важнейших функций фольклора, помимо эстетической, была духовная - воспитание человека, его нравственное совершенствование. Академик В. В. Виноградов, размышляя о роли героического эпоса в истории, подчеркнул, что одну из задач он видел в том, чтобы пояснить человеку его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству (20).

Кто такие казаки? Слово «казак» возникло на Руси в начале 14 века и означало в широком смысле свободного, независимого человека. В этот исходный момент сложились три основных казачьих войска - Запорожское, Донское, Терское. Эти объединения представляли собой своеобразные поселения, в которых труд земледельческий сочетался с трудом ратным, то есть казачьи поселения выполняли неизменную двойную функцию: снабжали Россию хлебом и оберегали ее от врагов. Именно это своеобразие жизнедеятельности наложило отпечаток на культуру казаков, характер воспитания казаков.

Психолого-педагогические факторы отбора содержания обрядовой культуры казачества в процессе формирования личности будущего режиссера

Организация досуга является одной из основных социальных функций современных культурно - массовых мероприятий. По мере гуманизации и научно — технического развития общества организация содержательного отдыха и полноценных развлечений становится все более ответственным и сложным делом. Соответственно повышаются и требования к тем, кто этим профессионально занимается. Так сегодня будущий режиссер должен иметь отчетливое представление о психолого-педагогических основах отдыха и развлечений, знать важнейшие условия эффективности рекрационно — развлекательных занятий.

Театрализованные праздники и обряды являются неотрывной частью социальной жизни, соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней (49) . Таким образом, праздник - это многообразное явление, отражающее жизнь человека и общества в целом.

Праздники и обряды обогащают, делают ярче повседневную и свободную от трудовой деятельности жизнь, оказывают существенное влияние на формирование в коллективах нравственно-психологического климата. Именно такие психолого-педагогические факторы выявляют у человека ситуативные эмоциональные потребности, которые занимают, волнуют, приковывают к себе внимание, побуждают к участию в действии.

В чувствах и эмоциях человека, которые представляют собой форму отношения к действительности, находит выражение его субъективное отношение к миру. Исследователи (Ананьев Б. Г. (2), Выготский Л.С.(21), Демин М.В.(31), Веккер Л. М. (17) и др.) давно обратили внимание на эти явления. В процессе взаимодействия человека с окружающей средой у него возникают различные ответные реакции, многие из которых имеют эмоциональную. Они устойчивы и повторяемы. Это в свою очередь определяет их перерастание в стойкие формы эмоционального отношения к действительности, оказывающее большое влияние на действия людей. Поэтому праздничная обрядность не только служит отдушиной для выхода переполняющих человека чувств, но и вызывает у него ответные реакции, т.е. помогает человеку не только « оформить» свои эмоции, но и умножить их, удачно соединяя личное с общественным, оказывая самое благотворное влияние как на чувства и настроения, так и на действия, поступки.

Благодаря своей многофункциональности обряды имеют важное значение в нравственном, трудовом, эстетическом и военно-патриотическом воспитании, поэтому они занимают особое место в культурно-массовой деятельности. Обрядовая культура от других форм досуга отличается особым типом межличностного общения и, как предполагает известный режиссер Д. М. Генкин, «с точки зрения методики организации художественно-массовой работы важны два основных момента :

- передача психического настроя, обладающего большим эмоцио нальным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми;

- многократное усиление передаваемой эмоции, зависящее от величины общающейся массы и степени эмоционального накала» (24).

Следовательно, изучая содержание обрядовой культуры, в рамках подготовки будущего режиссера, он должен усвоить социально-психологические механизмы происходящего воспитательного процесса и прежде всего общения в ходе массового мероприятия. В основе обрядового действа лежит подготовленность каждой личности к данному событию, это выражается, в частности, в психологическом настрое, который определяется главным образом повседневной деятельностью человека, потоком жизненных событий и впечатлений.

Психический настрой в значительной степени влияет на самооценку личности и оценку получаемой ею информации, формирует ее готовность к определенному виду деятельности, дает положительную установку на него. Установка и психологический настрой каждого будущего участника массового мероприятия является основой их общения. Важное место в системе факторов, определяющих социально- психологическую общность групп, занимает ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, ее признаки, отличительные по разным параметрам организационные предпосылки. Подобно тому, какие сферы существуют в общей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно - волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии приобретают свои специфические особенности.

Так, к когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, с помощью которых возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

Мотивационно - потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях.

Организация и проведение экспериментальной работы

Исходя из основного Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», государственные и общественные организации, ведущие работу с подростками и молодежью, призваны воспитывать нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, сохранять и пропагандировать национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы, и в связи с этим возникает ряд проблем, связанных с подготовкой творческих работников, которые создают и интерпретируют культурные ценности.

В настоящее время наметилась тенденция, когда людей стали интересовать различные формы этнографической культуры, в частности, казачество. Усилилась потребность в художественно- творческом осмыслении окружающей действительности - об этом свидетельствует и возрождение народных традиций казачества, и поднявшаяся волна фольклорного движения.

Удовлетворению этой потребности и призваны содействовать казачьи праздники и обряды, создающие условия для самореализации, предлагая при этом лучшие традиционные народные формы.

Несмотря на достаточно обширную дореволюционную историографию, публикации советского периода, изучение казачества Северо-Кавказского региона далеко от своего завершения. Меньше всего исследована его духовная культура и одна из ее наиболее важных подсистем — праздники и обряды.

Экспериментальное исследование осуществлялось на отделении искусств Ставропольского государственного университета. В констатирующем этапе приняло участие 112 студентов (очного и заочного отделения искусств).

Для выявления интереса будущих режиссеров к различным формам культурных традиций казачества было проведено анкетирование студентов (См. приложение 1). Данная работа позволила в некоторой степени выявить уровень знаний у студентов - будущих организаторов праздников. Представим данные, свидетельствующие об их взглядах на казачью культуру. Отвечая на вопросы: Что Вы знаете об истории казачества? Перечислите, какие традиции Вам известны 74,2 % испытуемых, показали отсутствие какой- либо информации вообще и только 25,8 % продемонстрировали некоторые знания.

При ответе на вопросы: Что для Вас значит понятие «казак»? Считаете ли Вы, что казаки - защитники Отечества? Здесь 42, 8% опрошенных ответили: «военный человек, сильный, вольный, благородный», а 57,2% показали полное незнание.

На вопрос, какие праздники, обычаи казачества Вы знаете? Из 112 студентов 82,8% не ответили, а 17, 2% не только знали, но и отметили, что принимали активное участие в организации праздников.

Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том что, когнитивный компонент готовности студентов к профессиональной деятельности по данной проблеме сформирован частично. Знания имеющиеся у студентов, характеризуются бытовым уровнем. При этом замечен глубокий интерес к культуре казачества. Ответы студентов позволяют утверждать об их желании изучать данное направление и включать его элементы в собственную режиссерско- постановочную деятельность.

Технология формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций педагогики казачества

Исходя из основного Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», государственные и общественные организации, ведущие работу с подростками и молодежью, призваны воспитывать нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, сохранять и пропагандировать национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы, и в связи с этим возникает ряд проблем, связанных с подготовкой творческих работников, которые создают и интерпретируют культурные ценности.

В настоящее время наметилась тенденция, когда людей стали интересовать различные формы этнографической культуры, в частности, казачество. Усилилась потребность в художественно- творческом осмыслении окружающей действительности - об этом свидетельствует и возрождение народных традиций казачества, и поднявшаяся волна фольклорного движения.

Удовлетворению этой потребности и призваны содействовать казачьи праздники и обряды, создающие условия для самореализации, предлагая при этом лучшие традиционные народные формы.

Несмотря на достаточно обширную дореволюционную историографию, публикации советского периода, изучение казачества Северо-Кавказского региона далеко от своего завершения. Меньше всего исследована его духовная культура и одна из ее наиболее важных подсистем — праздники и обряды.

Экспериментальное исследование осуществлялось на отделении искусств Ставропольского государственного университета. В констатирующем этапе приняло участие 112 студентов (очного и заочного отделения искусств).

Для выявления интереса будущих режиссеров к различным формам культурных традиций казачества было проведено анкетирование студентов (См. приложение 1). Данная работа позволила в некоторой степени выявить уровень знаний у студентов - будущих организаторов праздников. Представим данные, свидетельствующие об их взглядах на казачью культуру. Отвечая на вопросы: Что Вы знаете об истории казачества? Перечислите, какие традиции Вам известны 74,2 % испытуемых, показали отсутствие какой- либо информации вообще и только 25,8 % продемонстрировали некоторые знания.

При ответе на вопросы: Что для Вас значит понятие «казак»? Считаете ли Вы, что казаки - защитники Отечества? Здесь 42, 8% опрошенных ответили: «военный человек, сильный, вольный, благородный», а 57,2% показали полное незнание.

На вопрос, какие праздники, обычаи казачества Вы знаете? Из 112 студентов 82,8% не ответили, а 17, 2% не только знали, но и отметили, что принимали активное участие в организации праздников.

Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том что, когнитивный компонент готовности студентов к профессиональной деятельности по данной проблеме сформирован частично. Знания имеющиеся у студентов, характеризуются бытовым уровнем. При этом замечен глубокий интерес к культуре казачества. Ответы студентов позволяют утверждать об их желании изучать данное направление и включать его элементы в собственную режиссерско- постановочную деятельность.

Интервьюирование руководителей учреждений культуры нами проводилось для отбора средств, форм и методов формирования специалиста в сфере профессиональной подготовки. При определении связи «сцена-зал» использовался метод квотной выборки, собранной с помощью различных видов опроса. Были разработаны и распространены анкеты для руководителей районных и городских Домов культуры. Полученные в результате социологического исследования данные позволили эмпирически установить и теоретически осмыслить зависимость педагогической эффективности театрализованных представлений от качества их идейно-драматургической основы — сценария. Взаимодействие с центром казачьей культуры помогли в определении факторов, развивающих казачьи традиции Северо-Кавказского региона.

Наблюдения за проведением культурно — массовых мероприятий ряда Домов культуры и парков отдыха города Ставрополя, где изучался уровень заинтересованности зрителей, выявили, что возможность применения празднично-обрядовой культуры казачества как системы, влияющей на формирование личности, должно иметь место в воспитании молодежи. Многие известные режиссеры (Генкин Д.М.(24),Станиславский К.С.(124), Товстоногов Г.А.(ІЗО) и др.) высказывали в разное время сходную мысль: проверять партитуру театрализованного представления партитурой эмоционального состояния зрительского зала.

Наиболее распространенным методом изучения зрителя является анализ его внешних проявлений, реакции во время просмотра различных сценических постановок. Распределение зрительского интереса и внимания на протяжении всего театрализованного представления не может быть равномерным в силу определенных психо-физических факторов. Психологи (Веккер Л.М.(17), Выготский Л.С (21), Леонтьева А.Н. (59) и др.) выделяют так называемые зоны повышенного или сниженного внимания. Подход к такому явлению, как внимание зрителя, только с психофизической точки зрения является односторонним, так как не следует забывать и о средствах воздействия, смонтированных в сценарии, которые в силу определенных причин создают эти зоны. Методику практического изучения во время театрализованного представления разработал и экспериментально проверил режиссер Марков О.И., используя при этом один из методов: фиксирование зрительских реакций на специальных таблицах. Акт художественно-педагогического воздействия, как известно, непрерывен, это влечет и непрерывность восприятия, т.е. структурно процесс восприятия может быть пред ставлен как некоторая последовательность качественно различных, но нерасчлененных этапов - психических действий. Если процесс восприятия прерывается, то тогда процесс воспитательного воздействия в вышеназванных зонах не достигает своей цели. Стало быть, при неправильном формулировании сценических заданий в сценической реализации сценария происходит понижение содержательного паритета, которое в определенных случаях приводит к дискредитации содержания.

Эталоном сценария является тот, в котором разработанные сценические задания максимально совпадут с запланированными зрительскими реакциями, а все движение эмоционального состояния зрителей-участников будет зеркально отражать авторскую позицию. Для этого мы создали две сценарные студенческие группы, работающие по одной проблеме. При этом студентам необходимо было учитывать возможности базового Дома культуры и в равной степени использовать один и тот же документальный и художественный материал. Исходя из тематики театрализованных представлений, были созданы контрольный и экспериментальный сценарии «Проводы в армию». Метод перекрестного наблюдения предусматривал, чтобы одни и те же возрастные группы были и контрольными, и экспериментальными, поэтому мы избрали выпускные классы. Для наглядности приведем два графика, где в первом (см. рис. 3) фиксировались зрительские реакции по сценарию, не имеющему сценических заданий, а во втором (см. рис.3) -запланированная в сценарии важность контроля над двухсторонними связями «сцена-зал).

Похожие диссертации на Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера