Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Стародубцева Марина Станиславовна

Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стародубцева Марина Станиславовна. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 191 c. РГБ ОД, 61:02-13/218-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Место религиозного воспитания в системе народного образования России второй половины XIX-начала XX вв 11

1.1. Место религиозного воспитания в трудах российских педагогов второй половины ХIХ -начала XX вв 15

1.2. Влияние русской православной церкви на развитие различных форм народного образования в курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв .43

Глава II Церковно-приходская школа курской губернии: динамика, учебно-воспитательный процесс, педагогическое обеспечение 65

2.1. Законодательное, организационно-управленческое и финансово-материальное обеспечение церковно-приходских школ 65

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах курской губернии

2.3. Учительство церковно-приходских школ. Решение вопроса о педагогических кадрах 134

Заключение 153

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования Многочисленные социальные перемены, происходящие в современном российском обществе, затронули многие сферы его жизнедеятельности, в том числе и образование. Под воздействием различных кризисных факторов последних лет единый процесс образования утратил свою целостность, а его основание - воспитание-принесено в жертву различным прагматическим интересам.

В свою очередь это явилось причиной снижения нравственных ориентиров у целого поколения российской молодёжи, что повлекло за собой потерю ценностей в общественном и личностном смысле человеческого бытия, без которых общество утрачивает перспективу своего развития.

В связи с этим отечественными учеными: Е.П. Белозерцевым [24; 25], М.А. Вейтом [54], И.Ф. Гончаровым [78], Е.Б. Евладовой [119], И.Ф. Исаевым [125], М.Н. Костиковой [187], Н.В. Масловым [207], В.М. Меньшиковым [214], Н.Д. Никандровым [234; 235], А.Г. Пашковым [283], Т.И. Петраковой [288], И.М. Подушкиной [307], А.И. Субетто [371], В.А. Сластёниным [353], Л.В. Суровой [372], В.Ю. Троицким [388], А.Н. Ходусовым [426], А.Д. Червяковым [116], В.Д. Шадриковым [441], А.И. Шпеко [445] и др., а также деятелями Русской православной церкви: Патриархом Московским и всея Руси Алексием II [3; 4], митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном [39; 158], митрополитом Смоленским и Калиниградским Кириллом [178; 179], митрополитом Курским и Рыльским Иувеналием [166], архиепископом Верейским Евгением [117; 118], архимандритом Зиновием (Корзинкиным) [138; 139], священниками: Валентином Асмусом [42], Артемием Владимировым [10, 11, 12, 13], Владимиром Воробьёвым [65; 66], Борисом Ничипоровым [33] и др. были предложены пути преодоления сложившегося кризиса на основе духовно-нравственных российских ценностей [См. также 115; 343].

Данные идеи получили выражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (1999 г.), провозгласившей приоритет духовного,

нравственного начала в образовании, защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных и религиозных традиций в условиях многонационального государства.

Школа призвана сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования и выполнить главное назначение - дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, культурные ориентиры и мировоззренческие установки, что позволит наполнить российское образование живым и положительным содержанием.

Решение поставленных задач существенно повысит воспитательный потенциал современной школы, что даст возможность миллионам детей сохранить достойное человеческое развитие в условиях усиления влияния разрушительных сил.

Указанные задачи требуют поиска реальных условий и возможностей их решения, выработки новых подходов и проведения специальных, в том числе и историко-педагогических, исследований. Поэтому необходимо вспомнить и призвать на службу современной школе исторический опыт теоретического и практического решения школьных задач в России, что позволит избежать ошибок, вызванных предвзятой односторонностью и поспешным интеллектуальным заимствованием.

В силу этого, актуально обращение к содержанию народного образования во второй половине XIX - начале XX вв. в связи с деятельностью Русской православной церкви, когда ею была создана определенная система религиозного воспитания и образования, соединившая научение людей знанию с воспитанием в них «внутреннего человека».

С учётом реалий настоящего времени просветительская деятельность Русской православной церкви, в том числе и на региональном уровне, требует серьёзного изучения, глубокого осмысления, обобщения и активного использования.

Современными учёными: Г.Н. Аловой [5], Н.М. Белых [27], З.В. Видяко-

вой [60; 61; 62; 63], М.М.Громыко [11], А.Н. Джуринским [108], М.Н. Костиковой [187], М.П. Лукичёвым [203], Е.Л. Немировским [232; 233], Т.В. Скляровой [352], И.А. Соловковым [359], Б.К. Тебиевым [375], Н.Л. Чупахиной [440], священниками Д. Конюховым [109], Е. Шестуном [442], Б. Пивоваровым [34; 35; 241] - с разных позиций исследуются общепедагогические и методические аспекты деятельности православной церкви.

Но в работах указанных авторов, по сути, только намечается как новое направление исследований изучение места и роли религиозного влияния на воспитание в общей системе образования России второй половины XIX - начала XX вв., и отсутствует осмысление педагогического опыта православного просвещения на региональном уровне. Нас интересует такой опыт, накопленный в Курской губернии.

Таким образом, противоречие между необходимостью использования современной школой местного регионального опыта влияния Русской православной церкви на воспитание во второй половине XIX - начале XX вв. и недостаточным освещением этого опыта в научной литературе определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Влияние Русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.».

Проблема исследования: каково влияние Русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.?

Решение данной проблемы составляет .цель исследования.

Объект исследования: образовательная деятельность Русской православной церкви в области народного образования Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

Предмет исследования: организация Русской православной церковью учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования постав-

лены следующие задачи:

  1. Проанализировать идеи религиозного влияния на воспитание, выработанные видными деятелями российской педагогики второй половины XIX - начала XX вв. в ходе теоретических и практических поисков.

  2. Охарактеризовать основные виды воспитательной деятельности Русской православной церкви в Курской губернии в исследуемый период.

  3. Определить место и роль церковно-приходской школы в образовательном пространстве Курской губернии второй половины XIX - начала XX вв.

  4. Раскрыть особенности обучения и воспитания детей в церковноприходских школах губернии в изучаемый период.

  5. Установить характер деятельности священника-учителя в школе.

Методологической основой исследования являются: общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности исследования; понимание религии как необходимого аксиологического компонента человеческой цивилизации и её важной роли в развитии системы образования и воспитания; историческая преемственность опыта разных культур и эпох в современных условиях.

Методы и база исследования. Основными методами исследования выступили теоретический и историко-логический анализ и систематизация архивных материалов, сравнительный анализ историко-педагогических источников (литературных, публицистических, архивных, периодической печати), классификация и теоретическое обобщение фактов, метод исторического моделирования, предполагающий реконструкцию педагогических явлений на основе сохранившейся учебной документации и других историко-педагогических материалов. Учитывая целевой характер поставленных нами задач, был также использован историко-генетическии метод в сочетании с ретроспективным методом, что позволило приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта, и вместе с тем избежать эмпиризма и описатель-ности.

Источники исследования: философские и педагогические труды отечественных авторов второй половины XIX - начала XX вв.; нормативная и учебно-программная документация Училищного совета при Святейшем Синоде, относящаяся к исследуемому периоду; материалы Государственного Архива Курской области (ГАКО): Курской духовной консистории, Канцелярии Директора народных училищ губернии и др. В общей сложности были исследованы документы 37 фондов архива. Важным источником явились документы фонда № 217 «Церкви Курской губернии», журналы заседаний, отчёты Курского епархиального училищного совета и его отделений. Особую группу составили материалы местных периодических изданий «Курские епархиальные ведомости» и «Курские губернские ведомости», а также российских изданий: «Народное образование», «Церковно-приходская школа»; журналы заседаний Курского статистического комитета и его «Труды», «Обзоры Курской губернии»; мемуары местных священников.

Также мы обращались к рукописным материалам фондов Государственной публичной исторической библиотеки (г. Москва), областного краеведческого музея (г. Курск) и педагогического музея (г. Курск).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1997-1998 гг.) была проанализирована степень научной разработанности исследуемой проблемы, установлены границы темы диссертации, определены методы, способствующие раскрытию содержания темы, осуществлён поиск источников и материалов.

На втором этапе (1999-2000 гг.) были определены основные параметры исследования; изучался архивный материал, полученные при этом данные уточнялись, суммировались и обобщались.

На третьем этапе (2001 г.) окончательно были проанализированы и систематизированы архивные документы; изучена литература по проблеме исследования; материалы диссертации корректировались с учётом современных публикаций; одновременно осуществлялась их апробация и внедрение

при проведении лекционных занятий в Курском государственном педагогическом университете, а также при подготовке преподавателей православной культуры.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что:

показана роль теоретико-богословских педагогических идей в становлении и развитии религиозного воспитания и образования в России во второй половине XIX - начале XX вв.;

решена задача целостного осмысления деятельности русской православной церкви по организации учебно-воспитательного процесса в школах Курской губернии исследуемого периода;

определено место церковно-приходской школы в общей системе образования региона в изучаемый период;

переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие уникальную информацию о развитии церковно-школьного дела «на местах».

Практическое значение исследования состоит в том, что:

получены ценные достоверные данные из истории учебно-воспитательной деятельности Русской православной церкви, которые существенно обогащают современную историко-педагогической науку и её источниковедческую базу;

исследованный опыт с учётом современных условий позволяет расширить образовательную и воспитательную программу подготовки учителей, как светских средних учебных заведений, так и православных воскресных школ и гимназий;

результаты исследования могут и должны стать частью курса истории педагогики в высшем учебном заведении, их следует использовать при разработке спецкурсов и спецсеминаров, что будет способствовать восстановлению исторической памяти и сохранению преемственности в трудах российского учительства;

- начато восстановление епархиального архива церковно-школьного дела. В связи с этим собраны материалы текущей церковноприходской школьной статистики, материалы жизни и деятельности приходских священников в школах Курской губернии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением системы методов, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и выводы диссертации.

На защиту выносятся следующие положения.

В середине XIX в. в России складывается религиозно-педагогическое движение, представленное выдающимися деятелями культуры России и Русской православной церкви. В своих трудах они показали, что православие стало духовной основой развития цивилизационного начала русского народа, его государства, культуры, воспитания в народе нравственных ценностей. А это является необходимым компонентом на современном этапе развития российского общества. В соответствии с данной идеей учёными была предложена система религиозного влияния на воспитание всего русского народа, представленная разными формами, адекватными существующим потребностям жизни. Особой заботой деятелей религиозно-педагогического движения было образование народа, крестьянства, для которого они разработали модель церковно-приходской школы.

Благодаря деятельности Русской православной церкви в Курской губернии была создана система религиозного воспитания, представленная различными формами. Решая общую задачу духовно-нравственного воспитания, в своих конкретных формах эта система в целом органично вписывалась в каждый тип учебного заведения. Самой значительной педагогической заслугой церкви на территории Курской губернии было создание церковно-приходской школы, направленной на воспитание народа.

Результатом служения Русской православной церкви делу народного

образования курян явилось повсеместное распространение начального образования через открытие церковно-приходских школ, что позволило существенно видоизменить и улучшить организацию школьного дела, осуществить в губернии поступательное развитие народной начальной школы и повысить результативность работы сельской школы.

- Церковно-приходская школа, соединяя преподавание общеобразова
тельных предметов с духовно-нравственным воспитанием учащихся, форми
ровала у детей мировоззрение, основанное на нравственных ценностях пра
вославия: любви к Богу и ближнему, труду по совести, любви и почитании
родителей и старших, доброго отношения к семье, патриотического отноше
ния к Родине; в то же время церковно-приходская школа давала знания и
практические навыки, необходимые для жизни в родном селе.

Церковно-приходская школа Курской губернии, обладая жизнеспособностью и стойкостью, на протяжении почти полувека оставалась залогом личного и общественного благополучия курян.

- Деятельность курских священников-учителей церковно-приходских
школ и светских преподавателей носила подвижнический характер и была
всецело направлена на благо воспитанников, их духовно-нравственное и ин
теллектуальное развитие, пробуждение в них лучших человеческих качеств.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования КГПУ, освещались в выступлениях на Всероссийских конференциях, посвященных освоению педагогического наследия К.Д. Ушинского (Курск 1998, 2001), на региональных чтениях, посвященных памяти архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского), использовались при подготовке преподавателей православной культуры, в разработке школьного спецкурса «Основы православной культуры». На базе материалов диссертации изданы методические рекомендации для студентов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Место религиозного воспитания в трудах российских педагогов второй половины ХIХ -начала XX вв

Исключительным по своему значению для современности является время второй половины XIX - начала XX вв., когда сложились основные социальные, экономические, интеллектуальные и духовно-нравственные противоречия, трагически разрешившиеся в 1917 г. Одним из узловых противоречий российского общества середины XIX в. стала проблема отношения к религии вообще и религиозному воспитанию в частности. Этот момент требует особого анализа и специального объяснения, потому что именно в сорок лет, с тридцатых годов по семидесятые годы, в русском обществе были сформированы на уровне идеологических постулатов и мировоззренческих установок основные подходы к православию и православному воспитанию, как в его отрицательно-атеистическом, так и положительно-религиозном, теоретико-философском обосновании. С одной стороны, полное отрицание позитивной роли православия в жизни России, русского образования, с другой -доказательство жизненной необходимости православия в жизни русского народа и его воспитания. Данный момент кардинально отличается от предшествующего периода нашей истории, истории российской общественной мысли. Собственно антирелигиозные и антихристианские мотивы, цели и действия уже были известны в России в XVIII в. И едва ли не весь XVIII в., начиная с Петра Великого, за исключением Императрицы Елизаветы, был веком непрерывных государственных реформ, но направленных вопреки традициям, и зачастую приводивших к их уничтожению. Эта политика проявлялась в моде на атеизм, и существенно повлияла на теоретические взгляды видных русских деятелей, например Н.А. Радищева.

С конца XVIII в., со времени правления Императора Павла, наблюдается резкий поворот государства к православию. Государство становится защитницей и покровительницей православия, а православие - государственной идеологией.

Однако уже с тридцатых годов в России начинает складываться новый центр антиправославных сил - русская интеллигенция. Собственно он как бы продолжает традицию XVIII в., но уникальность тридцатых годов состоит в том, что в среде интеллигенции рождается резкий, теоретически осмысленный и конкретно полемически направленный взгляд, подход, идеология неприятия этой атеистической и антиправославной мысли. П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин стали теми неприметными истоками, из которых возникли два направления, два важнейших, глубоко противоположных умственных движения XIX в.

Если охарактеризовать в целом первое направление обществоведческой мысли, то его содержание можно лаконично выразить в следующих фразах: да мы любим Россию и отдаём все силы её развитию и процветанию, благо-устроению, благоденствию и просвещению её народа. Но это просвещение и процветание наступит в России только тогда, когда она откажется от своей самобытности, которая не дала ничего ни государству, ни народу, ни культуре, ни личности, и особенно православия, которое есть оплот реакционных сил, средство обмана и угнетения народа, средство поддержки дворянства и отжившего свой век монархизма, и встанет на путь общеевропейского развития. Вот позиция П.Я. Чаадаева: «Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё, что нам досталось от этого процесса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь» [433, 47].

О православии П.Я. Чаадаев писал следующее, сравнивая его с католической верой: «Подумайте, что в течение пятнадцати веков, каждый год в один и тот же день, в один и тот же час, они в одних и тех словах возносили свой голос к верховному существу, прославляя его за величайшее из его благодеяний. Дивное созвучие, в тысячу крат более величественное, чем все гармонии физического мира! Итак, если эта сфера, в которой живут европейцы и в которой в одной человеческий род может исполнить своё конечное предназначение, есть результат влияния религии и если, с другой стороны, слабость нашей веры или несовершенство наших догматов до сих пор держали нас в стороне от этого общего движения, где развивалась и формулировалась социальная идея христианства, и низвели нас в сонм народов, коим суждено лишь косвенно и поздно воспользоваться всеми плодами христианства, то ясно, что нам следует прежде всего оживить свою веру всеми возможными способами и дать себе истинно христианский импульс, так как на Западе всё создано христианством» [433, 51].

Совершенно другую, прямо противоположную позицию, занял А.С. Пушкин, ставший к началу тридцатых годов крупнейшим национальным мыслителем России. Полемизируя с П.Я. Чаадаевым, А.С. Пушкин отвечал ему в своём письме, размышляя об истории России: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, -так неужели всё это не история, а лишь бледный полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл вас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы?» [329, 93].

Так же А.С. Пушкин не соглашался с оценкой П.Я Чаадаева православия: «Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли евангелие и предание, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и всё. Оно не принадлежит к хорошему обществу» [329, 53].

Так П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин в своих письмах фактически обозначили пути расхождения русской интеллигенции вплоть до 1917 г. К представителям первого пути можно отнести, начиная с П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского [17; 18], Н.А. Добролюбова [40; ПО; 111], Н.Г. Чернышевского [435; 436], Д.И. Писарева [295], Г.В. Плеханова, В.И. Ленина [200]. Если охарактеризовать данную линию русской педагогической мысли в целом, а она изучена в нашей педагогике довольно основательно [См. 104; 105; 120; 134; 163; 164; 183; 185; 212; 213; 298; 299; 300; 324; 330; 338; 350; 355; 356; 357], то мы можем сказать следующее. В трудах этих деятелей, а их можно рассматривать как представителей единой атеистической линии во взглядах на российское образование, сложилась целостная идеология, философия и теория, отвергающая какое-либо влияние и участие религии в этом процессе. Основной характеристикой воспитания в данном направлении педагогической мысли был примат материальной жизни человека и выстраивание всей системы воспитания на «гармоническом», «всестороннем» развитии земного, «посюстороннего» человека. Здесь особое внимание уделялось интеллектуальному, трудовому, физическому воспитанию, и менее значительное нравственному и полностью отрицалось духовное воспитание.

Влияние русской православной церкви на развитие различных форм народного образования в курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв

Народное образование Курской губернии второй половины XIX - начала XX вв. было представлено как учебными учреждениями, находящимися в Ведомстве Православного Исповедания, так и светскими учреждениями различных типов.

К учреждениям Ведомства Православного Исповедания относились средние учебные заведения, школы начальные (одноклассные и грамоты), двухклассные и второклассные.

Средние учебные заведения (Курская духовная семинария, Курское уездное духовное училище, Рыльское духовное училище и Курское епархиальное женское училище), особенно семинария и духовные училища, носили своего рода закрытый характер и обучали преимущественно детей из семей духовенства. При этом отличительной особенностью данных учреждений было подчинение их быта и всей жизнедеятельности единому ритму церковной жизни (молитва, учеба, несение послушаний), церковному настроению и церковной традиции. Вследствие этого православная церковь оказывала на их воспитанников непосредственное влияние.

Согласно журналам учебных комитетов духовной семинарии и духовных училищ, церковь, прежде всего, руководила нравственно-религиозным воспитанием учащихся. Воспитание преследовало цель развития и укрепления в учениках любви и уважения к православной церкви, её уставам, священнодействиям и обрядам, а также утверждения воспитанников в добрых христианских навыках.

Учащие стремились привить учащимся любовь к молитве, к богослужению и чтению Евангелия, сформировать в детях образ и строй жизни, основанный на ценностях православия. Поэтому в обязанности учеников и учащих семинарии и училищ входило совместное присутствие на богослужении, строгое соблюдение церковного устава в общении, выражение благоговейного доверия к учению православной церкви и др.

Воспитательными средствами выступили благоговейное исполнение учащимися христианских обязанностей, добрый пример наставников, их отеческое отношение к ученикам, чтение душеполезных книг, а также целый ряд внеклассных мероприятий (например, несение послушания в церкви и т.д.)

Воспитательным целям подчинялся и процесс обучения, который стремился к образованию и утверждению в учащихся нравственно-христианских убеждений. Учебный процесс осуществляется в соответствии с канонами и постановлениями Русской православной церкви, а также постановлениями педагогических советов и воспитательными совещаниями семинарии и училищ. Он охватывал преподавание богословских, церковно-исторических, церковно-практических и общеобразовательных дисциплин. На протяжении всего периода обучение в семинарии и духовных училищах учащиеся изучали Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Начиная с библейской истории, они знакомились с принципами святоотеческого толкования и изучения священных текстов, читали православное догматическое богословие, помогающее сформироваться их христианскому мировоззрению, знакомились с духовным наследием святых отцов. Знания и понятия о высоких качествах православного христианина приобретались воспитанниками в процессе изучения нравственного богословия. Большое внимание по давней традиции в духовных школах уделялось церковно-историческим дисциплинам, на которых, прежде всего, изучалась история Русской православной церкви. Группа церковно-практических дисциплин связана с изучением православного богослужения, его внутреннего строя и символики. Начиная с первого класса семинарии, учащиеся не только приступали к теоретическому знакомству с литургикой, но и участвовали в богослужениях в семинарском храме как чтецы, а затем, после рукоположении, как диаконы и священники. Одновременно воспитанники семинарии овладевали умением произносить церковные умением произносить церковные проповеди, учились раскрывать перед верующими смысл Священного Писания. Языковая база богословских и исторических занятий обеспечивалась преподаванием древних языков: древнееврейского, древнегреческого, латинского и старославянского. Огромное значение при этом придавалось изучению церковно-славянского языка.

Духовному образу жизни учащиеся научались в храме, где перед ними под руководством наставников открывались духовные сокровища церкви; здесь воспитанники научались приобщаться к литургии, восходили на первые ступени церковного служения.

Выпускники семинарии, закрепляя на практике знания, полученные при обучении, зачастую преподавали в местных церковно-приходских школах, а также в семинарской воскресной школе [См. об этом 28].

Согласно уставу епархиальных женских училищ, целью работы Курского епархиального женского училища было не только обучение воспитанниц наукам и рукодельному мастерству, но и их воспитание, т.е. «образование сердца, вкоренение начал православной веры и нравственности» через утверждение в девочек истинном благочестии и правильное развитие характера, соответствующее их будущей учительской профессии [См. 274, 683-703; 407].

Средствами религиозно-нравственного воспитания учениц выступили молитвы, присутствие в воскресные и праздничные дни на богослужении, чтение и пение на клиросе, приучение к внешнему благоприличию, скромности, опрятности, бережливости; научение ведению домашнего хозяйства.

Наиболее популярными и доступными в среде курян были церковноприходские школы различных типов, как одноклассные, так и повышенного типа: второклассные и двухклассные. Они открывались церковью согласно «Правилам о церковно-приходских школах» (1884 г.) с целью утверждения в народе православного учение веры и христианской нравственности, а также получения детьми первоначальных полезных знаний [См. 191].

Так как школы были призваны будить в учениках любовь к церкви и её литургической жизни, что являлось наиболее действенным средством религиозно-нравственного воспитания учеников, то они находились в тесной связи с приходами, что делало возможным регулярное посещение учащимися богослужений.

Также одним из воспитательных средств были уроки Закона Божия, к преподаванию которых привлекались чаще всего приходские священники. Они же осуществляли и общее духовное окормление воспитанников. Учителями в церковно-приходские школы назначались люди, получившие образование в учебных заведениях Ведомства Православного Исповедания.

В районах, где проживали раскольники и сектанты, действовали миссионерские школы. Они начали открываться в Курской губернии православной церковью с 1891 г. и выполняли важную функцию: защищали крестьян от сектантов и обращали иноверцев в православие. Бессменными учениками в миссионерских школах были дети иноверных родителей, раскольников, людей неправославного исповедания. Количество таких школ возрастало год от года.

Законодательное, организационно-управленческое и финансово-материальное обеспечение церковно-приходских школ

Социально-экономические перемены, происшедшие в российском обществе после отмены крепостного права, обусловили значительный рост в сельском населении потребности в образовании. Но народная школа, представленная в данный период такими типами, как министерские и земские, не удовлетворяла в достаточной степени образовательным потребностям крестьянского населения [См. об этом 8; 30; 31; 58; 143; 171; 325; 328; 336; 368; 434; 438; 439].

Поэтому, как показал анализ источников, во второй половине XIX в. Русской православной церковью вопрос её участия в деле начального народного образования и ответственности за нравственное образование и воспитание порастающего поколения начал рассматриваться как насущный [См. об этом 64; 100; 106; 162; 175; 182; 290; 320; 326; 327; 337; 362; 366; 383; 405].

Святейший Синод неоднократно подчёркивал в циркулярных указах, что первоначальное образование крестьянских детей - это обязанность церкви, что народные школы должны иметь тесную связь с церковью.

Но к вопросу об участии православной церкви в деле народного образования россиян через заведение собственных школ отрицательно отнеслась печать, которая в большинстве своём (газета «Основа», «Отечественные записки» и др.), за исключением «Русского вестника» с его «Современной Летописью» и газеты «День» И.С. Аксакова, открыто выступала против церковных школ. По отзывам прессы, работа церкви по отношению к народному образованию в большинстве случаев ограничивалась только составлением отчётов о несуществующих школах.

Тем не менее, с назначением в 1880 г. Обер-Прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцева вопрос об открытии церковной школы был решён положительно. В докладе Кабинету министров в феврале 1881 г. К.П. Победоносцев назвал церковную школу «гарантией [выделено мной -М.С.] для правильного и благонадёжного в церковном и народном духе образования», поэтому заслуживает особых со стороны правительства поддержки и поощрения» [Цит. по: 358].

Вопрос организации церковных школ К.П. Победоносцев именовал «вопросом первостепенной важности». Он неоднократно писал Александру III по этому поводу: «Это вопрос первостепенной важности. Народ у нас пропадает, раскол и секты держатся от невежества: люди вырастают, не получая первых, самых основных понятий о Боге, О Церкви, о заповедях...Для блага народного необходимо, чтобы повсюду, поблизости от него, и именно около приходской церкви, была первоначальная школа грамотности, в неразрывной связи с учением Закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу. Православный русский человек мечтает о том времени, когда вся Россия по приходам покроется сетью таких школ» [296].

С целью дать новой школе правильное и твёрдое устройство и определить порядок заведования ею в 1882 г. при Святейшем Синоде начала работу Комиссия, организованная из членов Духовного ведомства и Министерства Народного Просвещения под председательством присутствующего в Синоде архиепископа Холмского и Варшавского Леонтия. Комиссия спустя два года непрерывной работы с членами Синода, епархиальными архиереями и рядовыми священниками утвердила предложение митрополита Киевского Арсения о наименовании школы, открываемой при церкви, церковно-приходской. Затем она подготовила «Правила о церковно-приходских школах» [316], которые Высочайше утвердил 13 июня 1884 г. за № 1407 Император Александр III, начертав следующие слова: «Надеюсь, что православное духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Таким образом, церковнонприходская школа начинает свою активную деятельность в России с 13 июня 1884 г. [См. 192; см. об этом 70].

«Правила» по праву можно назвать замечательной вехой в истории церковно-приходской школы. Они гарантировали церковно-приходской школе самостоятельное устройство; ставили её в неразрывную связь с церковью, устанавливали для школы простую программу учения, правильный надзор; привлекали к её работе местные церковные попечительства и лиц, сочувствующих делу народного образования; способствовали по возможности поощрению тех лиц духовного и светского звания, которые посвящают труды свои церковно-приходской школе.

При этом «Правила» носили обобщённый вневременной характер и не учитывали вопросов практической организации церковно-приходских школ в любом отдельно взятом районе России, управления ими, содержания и т.д.

В связи с этим Святейшим Синодом, главным органом духовного ведомства России, был поднят вопрос о правильной организации церковноприходской школы и приняты меры для его ускоренного решения.

Организация церковно-приходской школы проходила в следующих направлениях: а) формирование системы управления, б) открытие церковно-приходских школ разных типов и вследствие этого расширение функциональной способности данной школы, в) совершенствование учебно-воспитательной базы [289].

Формирование системы управления признавалось необходимым действием, т.к. данная система позволяла чётко отследить и скоординировать работу церковно-приходской школы.

Предыдущий опыт 80-х гг. XIX в., когда православная церковь делала первые шаги в работе со школами, показал, что сохранение в новых условиях института окружного наблюдателя под непосредственным контролем епархиального архиерея в новых условиях нецелесообразно. Минимальное материальное обеспечение окружного наблюдателя (8 руб в год), большие затраты времени на поездки, а по существу невозможность исполнять благочинным священником две должности - наблюдателя и благочинного - всё это было причиной во многом беспорядочной работы первых школ, открытых церковью. И даже активная деятельность епархиальных архиереев зачастую не всегда координировала развитие церковно-школьного дела.

Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах курской губернии

Согласно «Правилам о церковно-приходских школах» (1884 г.) церков-но-приходская школа была призвана воспитать и укрепить детей в духе веры Христовой. Таким образом, целью её работы было приведение воспитанников к вере, их воцерковление, т.е. реальное приближение к храму, к жизни Церкви, и на основе этого формирование образа жизни ребенка, проникнутого духом церкви и духом православия [См. 38; 67; 135; 136; 194; 202; 237; 297; 318; 365; 443].

Поставленные задачи определяли учебные планы и отбор содержания образования, методов и средств обучения и воспитания детей, а также порядок и формы организации занятий с учащимися.

Инвариантную часть учебного плана церковно-приходских школ составляли следующие предметы: Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, русский язык, чистописание, счисление. В двухклассных школах дополнительно изучались история Русской православной церкви и родного Отечества.

Согласно программам и учебным планам, ведущим предметом, как од-ноклассной, так и двухклассной школы, был Закон Божий. На его изучение отводилось 5-6 часов в неделю. С одной стороны, это объясняется объёмностью и сложностью изучения данного предмета, так как Закон Божий в начальной школе разделялся на следующие курсы: наставление в Законе Божи-ем (Священная история, продолжением и составной частью которой является церковная история, и Краткий Катехизис); руководство в молитве и объяснение богослужения. С другой стороны, Закон Божий обладал богатейшим воспитательным потенциалом, и вследствие ориентированности церковноприходской школы на достижение воспитательных целей, его преподавание считалось необходимым каждый день.

На уроках Закона Божия учащиеся, прежде всего, знакомились с книгами Священного Писания, которые заключают Слово самого Бога. В них Его истины, Его учение, Его заповеди. «Если мы читаем их с верою, - говорит святитель Василий Великий, - то чувствуем, что мы видим и слышим самого Христа...в Святом Писании Бог говорит с нами также истинно, как мы говорим с Ним через молитву» [444, 12]. Такие уроки раскрывали детям то видение человека, мира, жизни, личного спасения, словом, той реальной жизни по Христу, которое возросло из Евангелия.

Уроки Закона Божия всегда отличались присутствием живого личностного контакта учителя и его воспитанника, волнением души и вдохновением. Поэтому во время урока законоучитель стремился к поддержанию живого творческого интереса и живой любви, взгревал в детях желания знать, «что дальше будет и почему». При этом учителю было важно раскрыть учащимся тайну понимания того, что всё, что в нас есть: и доброе, и злое, и хорошее, и плохое, - можно выразить словами Спасителя, Его учеников и святых.

В этом весьма эффективным средством был самостоятельный поиск учащимися в Евангелии отдельных фраз, описывающих или метко характеризующих те настроения, которые чаще всего выражали дети.

В Евангелии любой ребёнок всегда сможет обнаружить несколько мест или фраз, от которых озаряется ум, освящается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать Слову, потому что оно прекрасно, истинно и совершенно, и так полно совпадает с тем, что есть в человек самого глубокого. Поэтому на уроке законоучитель - священник никогда не проходил мимо таких мест, потому что именно здесь происходит открытие ребёнком руки мастера, островка тонов первообраза и себя, человека, не искажённого, не затемнённого грехом, а самого подлинного.

Так постепенно Евангелие «захватывало» весь класс, но не насилием, а освобождающим действием, в результате которого каждый становился самим собой, настоящим человеком.

В самом тесном отношении со всеми курсами Закона Божия находилась Священная история. В идейном отношении Священная история представляет собой историю развития богопознания в человечестве и в смысле приобретения новых сведений о Боге, о мире, о человеке, и в смысле наибольшего понимания их и уяснения во вселенском сознании Церкви.

При прохождении курса Священной истории учащийся получает катехизические сведения без определённой логической системы, в виде постепенного откровения их Богом. Поэтому Священная история является предметом, подготавливающим изучение детьми катехизиса. Подготавливая детей к изучению катехизиса, Священная история при этом сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, которые выражаются при систематическом изложении в общих чертах.

При изучении Священной истории законоучителем на уроке обращалось внимание учащихся на жизни священно-исторических лиц. Такое обращение имело воспитательное значение, так эти люди, «ходившие непрестанно перед Богом, верные во всём дому Его», служат ярким и убедительным примером блаженства жизни согласно воле Божией.

При изучении истории церкви, особенно православной, воспитанники также, в первую очередь, знакомились с житиями и писаниями святых, жителей Неба. Святые - это признанные носители и воплотители реальной жизни по Христу. Поэтому, когда мы читаем их жития и писания, то тем самым входим в общение с ними и становимся гражданами мира Горнего.

Значимость чтения житий святых высока: с одной стороны, ребенок получал возможность увидеть истинную святость и выбрать пример для подражания. С другой стороны, знакомясь с деятельностью и подвигом святых, он глубже познавал историю России, в том числе и родного края.

Обязательными были занятия по изучению православного катехизиса, в котором содержатся наставления в главных истинах православной веры. Читая катехизис, воспитанники получали возможность черпать нужные и полезные православному человеку понятия и знания.

Помимо занятий по изучению катехизиса в школе организовывались занятия по объяснению богослужения, которые имели целью утверждать в детях благочестивый навык к молитве и деятельном участии в богослужении. От учащихся требовалось правильно и внятно читать наизусть молитвы и посильно объяснять их содержание; знать тропари двунадесятых и местных чтимых праздников, знать важнейшие песнопения из всенощного бдения и Божественной литургии.

Здесь следует учитывать тот факт, что в образовательной системе цер-ковно-приходской школы богослужение являлось тем принципом, в соответствии которому устраивалась вся жизнедеятельность школы. Поэтому для учащихся было важно не только овладеть теоретическими сведениями о богослужении, но уметь их практически использовать.

С этой целью детям младшего отделения одноклассной школы священники - законоучители каждый воскресный и праздничный день после утреннего богослужения объясняли дневное чтение из Священного Евангелия.

Таким образом, уроки Закона Божия передавали детям реальное знание Бога и о Боге, живую веру, помогали ребёнку принять Бога и утвердить Его для себя носителем идеалов, законодателем жизни, помогали вырасти ребёнку в меру настоящего человека.

Одновременно дети изучали церковно-славянскую грамоту. Обучение детей церковно-славянской грамоте начиналось в младшем отделении школы со второй половины учебного года после изучения русской азбуки. Важно было научить ребёнка правильно и осмысленно читать церковно-славянский текст и переводить прочитанное на русский язык.

Технология обучения церковно-славянской грамоте преимущественно мало отличалось от обучения русской грамоте. Азбучный способ помогал со- поставлять начертания букв русской языка и церковно-славянского. Для чтения и лучшего закрепления написания церковно-славянских букв использовались Евангелие, Псалтирь и другие богослужебные книги. При этом учащимся прививались навыки правильного, внимательного и выразительного прочтения данных книг, а также обращалось внимание на особую настроенность читающего: благоговение и молитвенность.

Как правило, к концу первого года учащиеся были ознакомлены с особенностями славянской азбуки, с надстрочными знаками (титлами) и сокращениями слов, а также могли выполнять упражнения по чтению, помещённые в «Церковно-славянской азбуке» Ильминского. Среднее отделение также упражнялось в чтении по пособию Ильминского, причём наиболее употребительные слова и выражения переводились на русский язык.

Особенное место в церковно-приходской школе отводилось урокам церковного пения. Такие уроки считались важными, так как в процессе обучения церковному пению воспитанникам прививается правильный церковный вкус. Но главное, соотносясь с содержанием слов молитвы, церковное песнопение подчеркивает ее содержание, доводит молитвенный смысл до сердца ребенка.

Обучение церковному пению шло с голоса. Заметим, что с самых первых дней работы церковно-приходской школы епархиальное начальство с особым вниманием отнеслось к преподаванию церковного пения. Поэтому по отношению Курской духовной консистории от 20 октября 1887 г. за № 8862 на занятиях по церковному пению учителям было рекомендовано пользоваться нотными изданиями Санкт-Петербургского братства Пресвятой Богородицы, 100 экземпляров которых было безвозмездно разослано по школам епархии. Кроме этого, с целью удовлетворительной постановки подобных уроков с разрешения архипастыря к преподаванию были привлечены псаломщики.

Похожие диссертации на Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.