Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Вязьмин Юрий Николаевич

Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков
<
Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вязьмин Юрий Николаевич. Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:06-13/2065

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Педагогические аспекты развития музыкального образования Оренбургской губернии во второй половине ХІХ начале XX веков 15

1.1 Музыкальное образование как историко-педагогический феномен 15

1.2 Становление основных форм массового музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х-начале XX веков 39

1.3 Музыкально-образовательная практика в духовных учебных заведениях Оренбургской губернии 58

1.4 Развитие начального профессионального музыкального образования в Оренбуржье 81

Выводы по первой главе 91

ГЛАВА II Формирование музыкального образования оренбуржья в культурно-исторической практике второй половины ХІХ-начале XX веков 95

2.1 Влияние региональной специфики музыкальной культуры Оренбургской губернии на содержание музыкального образования 95

2.2 Образовательные аспекты концертно-просветительской деятельности 120

2.3 Бытовая музыка Оренбургской губернии XVIII - начала XX веков и ее влияние на формирование профессионального музыкального образования 142

Выводы по второй главе 152

Заключение 154

Литература 161

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном стремительно развивающемся глобальном мировом пространстве неизбежно возникают задачи утверждения и сохранения духовно-ценностных ориентиров, высоконравственных принципов и эстетических идеалов подрастающего поколения, оптимизирующих процессы вхождения в насыщенную противоречиями и конфликтами самостоятельную жизнь.

Ориентация российского общества на гуманитарные ценности обуславливает повышенный интерес исследователей к культурному наследию прошлого, прогрессивным педагогическим идеям, особенностям становления и опыту деятельности образовательных учреждений, что позволяет на новом этапе социокультурного развития критически осмыслить уже осуществленное и заимствовать наиболее ценное для дальнейшего развития современной теоретической мысли, обогащения дидактических взглядов, совершенствования отечественной образовательной системы.

Весьма важным в этом отношении является историко-педагогический анализ теории и практики образования на региональном уровне, изучение процессов, происходивших в социокультурном контексте той или иной исторической эпохи и значительным образом повлиявших на духовно-культурное состояние России в целом.

Становящаяся система музыкального образования Оренбургской губернии второй половины Х1Х-начала XX вв. представляла собой неотъемлемую часть общероссийской культуры и, в то же время, являлась самостоятельным социокультурным феноменом, обладающим только ему присущей региональной спецификой и пе-

дагогическим потенциалом.

Степень научной разработанности проблемы. Оренбургский край с самого начала своего возникновения привлекал внимание многих ученых, педагогов, деятелей образования, культуры и искусства. В изучении историко-культурного наследия Оренбуржья накоплен значительный научный опыт. Вопросам истории края, особенностям его политико-экономического и культурно-образовательного развития посвящены работы известных ученых как прошлого (К.А. Белавин, П.В. Митурич, П.Д. Райский, П.Н. Столпянский, Н.М. Чернавский и др.), так и настоящего времени (В.В. Дорофеев, Л.И. Футорянский, Б.П. Хавторин и др.).

Ряд научных изданий содержит исследования в области этнографии, оренбургского народного фольклора, культуры и быта казачества (А.П. Абрамовский, B.C. Кобзов, Л.И. Футорянский, А.В. Федорова и др.)

Значительное место занимают работы, связанные с историей педагогики и педагогической мысли Оренбуржья (B.C. Болодурин, Ю.П. Злобин, Ю.С. Зобов, Н.Д. Шилов и др.)

90-е года XX столетия явились важным этапом в активизации интереса ученых к вопросам истории музыкальной культуры и образования в Оренбургском крае. На рубеже XX-XXI веков появились научные исследования по музыкальной культуре Оренбуржья (Б.П. Хавторин), культурно-досуговой деятельности (В.А. Колесникова), истории становления народных библиотек (Т.А. Камскова) и др.

Вместе с тем до настоящего времени вопросы развития музыкального образования в Оренбургском регионе во второй половине XIX — начале XX вв. не являлись предметом направленного педагогического рассмотрения, что и обусловило тему исследования:

«Развитие музыкального образования Оренбургской губернии во второй половине Х1Х-начале XX веков».

Объект исследования - сфера музыкального образования Оренбургской губернии как историко-педагогический феномен российской культуры второй половины XIX — начала XX вв.

Предметом исследования является процесс формирования теории и практики музыкального образования в учебных заведениях российской провинции второй половины XIX - начала XX вв. (на примере Оренбургской губернии).

Хронологические рамки избраны в соответствии с особенностями объекта исследования и охватывают период с 60-70-х гг. XIX в. — по 1917 год. Нижней временной границей послужила дата отмены крепостного права (1861). С этого момента можно говорить о качественно новом этапе в развитии музыкального образования в учебных заведениях Оренбургской губернии. Верхний хронологический предел связан с годом коренного политического переустройства в России и изменением всей системы отечественного образования.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития музыкального образования в учебных заведениях Оренбургской губернии в общероссийском и региональном историко-культурном контексте, определении социально-педагогических факторов детерминации этого процесса.

Гипотеза исследования:

Осмысление, анализ и оценка педагогического опыта развития музыкального образования Оренбургской губернии второй половины Х1Х-начала XX веков позволит определить стратегию развития музыкального образования в регионе на последующее время, выявить ориентиры образовательного приобщения подрастающего

поколения к достижениям мировой и отечественной музыкальной культуры.

Для реализации цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить сущность и содержание основных историко-педагогических понятий и категорий исследования.

  2. Определить региональную специфику содержания музыкального образования Оренбургской губернии.

  1. Выявить детерминирующие факторы, оказавшие влияние на формирование музыкального образования Оренбургского края, обозначить этапы развития музыкального образования Оренбургского края в обозначенный историко-временной период.

  2. Обосновать педагогические закономерности формирования музыкального образования Оренбургской губернии в обозначенный период.

Территориальные границы. В работе рассматриваются вопросы становления музыкального образования в учебных заведениях Оренбургской губернии административно-территориального деления 1851 и 1865 гг., взятых в совокупности.

Методологической основой диссертационного исследования является системный подход к выявлению и пониманию музыкального образования как части культуры российского общества второй половины XIX - начала XX веков. Исследование базируется на принципе интегративной взаимосвязи и эвристической преемственности различных областей гуманитарного знания: истории педагогики и образования; отечественной истории, общей и музыкальной педагогики, музыкознания, культурологии, социологии, философии и истории культуры, что позволяет рассматривать историко-педагогические феномены как совокупность многоаспектного об-

разовательного воздействия на личность воспитанника, которое не ограничивается только рамками учебного заведения, но предполагает широкий спектр позитивного влияния культуры, в частности, музыкальной.

Теоретической основой исследования выступили:

- труды философов, мыслителей прошлого и настоящего, по
священные педагогическим аспектам музыкального образования
(Аристотель, Н.А. Бердяев, Ибн-Сина, А.Ф. Лосев, Пифагор, Пла
тон, Плутарх, Р.А. Тельчарова), вопросам истории русской музы
кальной культуры (Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз, В.Ф. Одоевский,
СВ. Смоленский, П.И. Чайковский, Б.Л. Яворский);

— работы по теории и истории педагогики (В.П. Вахтеров,
П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Г.Б. Корнетов, С.А. Рачинский,
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), в том числе музыкальной
(Э.Б.Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В.Асафьев,
Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский);

- концепция ценностной ориентации личности в современном
мире (Е.А. Бодина, Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова, И.А. Тихонова)

— идеи гуманизирующего влияния музыки на личность (Б.В. Асафьев, СМ. Каргапольцев, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.П. Холопова);

— исследования по истории музыкальной культуры (Р.И. Гру
бер, М.С Каган, Л.Н. Коган, А.Н. Сохор) по современному музы
кальному краеведению (СЕ. Беляев, Б.П. Хавторин, Б.С. Штейн-
пресс).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы и архивных документов; сравнитель-

но-сопоставительный анализ исторических фактов, педагогических идей и подходов; выявление, сбор и классификация архивных источников; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Источниковедческая база исследования:

- материалы из фондов Центрального государственного исто
рического архива, Российского государственного исторического
архива Санкт-Петербурга, Российского государственного архива
литературы и искусства, Центрального государственного архива
литературы и искусства Санкт-Петербурга.

- материалы из фондов Государственного архива Оренбург
ской области (фонды канцелярии Оренбургского генерал-
губернатора, Оренбургского гражданского губернатора, губернско
го управления, жандармского управления, уездной земской управы,
военного округа);

статьи и хроника текущих событий об открытии и деятельности учебных заведений различных ведомств, опубликованные в дореволюционных периодических изданиях («Оренбургская газета», «Оренбургский листок», «Оренбургские губернские ведомости», «Оренбургский край», «Тургайская газета»);

материалы и отчеты Ученой архивной комиссии Оренбургской губернии;

отчеты и доклады земской управы, Оренбургского учебного округа, Попечительства о народной трезвости и т д.

Этапы исследования. Работа над темой диссертации проводилась в течение 1998 - 2006 гг. и включала три этапа.

На первом этапе (1998-2000) осуществлялась поисково-аналитическая работа по накоплению и отбору материалов, связанных с историей образования и музыкальной культуры Оренбург-

ского края. Изучалась научная литература по истории педагогики, психологии художественно-эстетической направленности, всестороннего воздействия искусства на личность.

Второй этап (2001-2003) был посвящен определению методологических подходов и принципов исследования, выявлению основных характеристик музыкального образования Оренбуржья в контексте общероссийских тенденций развития российского музыкального образования рассматриваемого периода. Вырабатывалась концепция структуры диссертации, осуществлялась практическая апробация собранного материала в виде публикации печатных изданий, научных работ.

На третьем, заключительном этапе (2004-2006) осуществлялась работа по оформлению диссертации, педагогической корректировке основных положений и выводов.

Научная новизна исследования.

уточнены содержательные характеристики понятия «музыкальное образование» как компонента образовательной системы, преломляющего и сохраняющего результирующую итоговость воздействия общероссийских, региональных и местного значения (статуса) детерминант: многонациональный состав населения Оренбургской губернии; существенное демографическое преобладание сельских жителей; этническое разнообразие музыкального фольклора; сохранение и развитие казачьего музыкального народного творчества; крепость религиозно-нравственных устоев; музыкальные традиции передовой интеллигенции, связанные с различными формами бытового музицирования; широкая культурно-просветительская деятельность музыкантов-профессионалов и любителей; насыщенная гастрольная жизнь оренбургской провинции;

выявлены социокультурные факторы, оказавшие сущест-

венное влияние на формирование музыкального образования Оренбургского края второй половины Х1Х-начала XX веков:

высокий уровень образования передовой интеллигенции Оренбургской губернии, позитивно влиявшей на развитие семейного бытового музицирования и обучение музыке;

устойчивая и стабильная частная практика музыкального образования в начале рассматриваемого периода (60-е — 70-е гг. XIX в.);

прогрессивная динамика развития форм музыкального образования — от частно-индивидуальной организации обучения к созданию учебных заведений музыкального образования различных типов;

развитая сеть учебных заведений Оренбургской губернии различной профессиональной направленности, высокий уровень внеклассной художественно-эстетической работы;

активное стремление молодых представителей разных слоев населения Оренбургского края к знаниям и развитию своих творческих способностей;

заинтересованность и забота руководства учебных заведений в формировании художественно-эстетического вкуса и развитии музыкального образования учащихся, финансовая и материальная поддержка музыкально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

определены этапы развития музыкального образования в Оренбургской губернии рассматриваемого периода: «пропедевтический», «организационно-педагогический», «музыкально-просветительский», «профессионально-образовательный», «преобразовательно-прогностический»;

обоснованы педагогические закономерности формирования

музыкального образования Оренбургской губернии в обозначенный период:

— сохранение и передача от поколения к поколению семейно-
бытовых и обрядовых традиций музыкального народного творчест
ва;

— .пропаганда и развитие классического музыкального искус
ства силами передовой интеллигенции;

приоритет духовно-нравственного воздействия на детей и молодежь церковного хорового пения;

опора на многовековые гуманистические устои российского воспитания, народной педагогики и светского образования;

широкое развитие сети частных и государственных музыкальных учебных заведений;

всесторонне рассмотрена многолетняя плодотворная деятельность оренбургских музыкантов-педагогов, обозначены творческие достижения, показана определяющая роль музыкально-профессиональных династий в становлении и развитии музыкального образования и культуры в регионе.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании совокупности положений, позволяющих определить культурно-общественную значимость регионального музыкального образования Оренбуржья в контексте общероссийских образовательно-педагогических процессов, осмыслить его влияние на духовные запросы и культурные интересы российского провинциального населения второй половины XIX - начала XX веков.

Практическая значимость исследования заключается в использовании его результатов как основы для дальнейшего изучения истории и развития региональной музыкальной педагогики, разработки стратегии музыкального образования, учитывающей опыт

прошлого и специфику музыкальной культуры Оренбуржья настоящего времени.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы при создании учебных, учебно-методических пособий, спецкурсов по истории музыкального воспитания и образования в Оренбургском крае.

Достоверность научных результатов исследования обусловлена обоснованностью выдвинутых исходных положений, опирающихся на применение совокупных методов, историко-логическим подходом в исследовании достижений музыкально-педагогического опыта прошлого и разносторонним анализом архивных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. На фоне развертывающейся панорамы становления общероссийских музыкальной культуры и образования второй половины XIX - начала XX веков дана историко-педагогическая характеристика музыкального образования Оренбургской губернии как регионального субъекта. В контексте развития музыкального образования России определен широкий спектр региональных социально-общественных тенденций и традиций (геополитических, этнокультурных, конфессиональных, культурно-просветительских, музыкально-профессиональных), обусловивших своеобразие и особенности развития музыкального образования Оренбургского края.

  2. Развитие музыкального образования в Оренбуржье в рассматриваемый период тесно связано с действием ряда социокультурных механизмов, обусловивших общественный подъем и изменение ценностных ориентиров, стремление к знаниям и духовному совершенствованию (отмена крепостного права, усиление демократических настроений, повышение значимости образования, инте-

грация национальных культур, евразийские константы сосуществования).

3. Социокультурный и образовательно-педагогический потенциал исследуемого периода коренным образом повлиял на формирование и становление музыкального образования и культуры Оренбургской губернии, обусловил благоприятные тенденции дальнейшего успешного развития в настоящее время (высокий профессионализм, образовательный демократизм, фольклорная доминанта, стилевое многообразие форм, педагогическая поддержка).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных - «Музыкально-эстетическое воспитание в учебных заведениях Оренбурга второй половины XIX - начала XX веков» (Оренбург, 2002), «Н.А. Федотов - педагог, хормейстер, общественный деятель» (Тамбов, 2002), всероссийских -«Проблемы духовно-ценностной ориентации молодежи на пороге XXI века» (Оренбург, 2000), «Светская и духовная музыка Оренбурга на рубеже XIX - XX столетий: лица и судьбы» (Оренбург; 2003), региональных - «Педагогические курсы церковного пения конца XIX - начала XX вв.» (Оренбург, 2002) научно-практических конференциях.

На основе материалов диссертации автором разработано учебное пособие по спецкурсу регионального компонента «Музыкальное воспитание в учебных заведениях Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX веков», предназначенное для студентов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений. Содержание диссертации отражено в 14 публикациях, среди них две монографии и учебное пособие.

Личный вклад автора состоит в разработке основных подходов, и осуществлении историко-педагогического исследования,

впервые рассмотревшего вопросы истории музыкального образования Оренбуржья обозначенного периода на основе архивных документов и источниковедческой базы, собранной в течение 1998-2006 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Музыкальное образование как историко-педагогический феномен

С древних времен музыка оказывала существенное влияние на формирование личности. Великие философы, ученые, просветители, педагоги различных эпох и общественных формаций, стран и народов, ставили музыкальное искусство и музыкальное образование на одну из важнейших ступеней общего воспитания и образования. Кроме того, музыкальное искусство рассматривалось как главный элемент развития духовности и нравственно-эстетического начала в людях, особенно подрастающего поколения. Известны древнеиндийские трактаты, китайские взгляды на музыкальное образование, на Среднем Востоке труды о музыке Аль-Кинди, Ибн-Сины.

Главным средством эстетического воспитания античные мыслители признавали музыку. На музыкальном воспитании строилась вся система общественного образования древних греков. В.Шестаков отмечает, что ни скульптура, ни архитектура, ни театр, ни даже ораторское искусство Греции не представлены таким количеством памятников эстетической мысли, как музыка. Ей прит давалось исключительное значение, приписывались воспитательные, магические и даже врачебные функции. «Образованный» чет ловек по-гречески значит «мусическии», то есть тот, кто получил музыкальное образование. Без музыки вообще было невозможно никакое воспитание человека, подчеркивает В. Шестаков. [217]

Платон и Аристотель рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характера, создания определенно настроенной личности - этоса. Вся послеаристотелевская эстетика (Плутарх, Квинтиллиан и др.), отмечая исключительную силу воздействия музыки на духовный мир человека, считала мусическое образование главным и чуть ли не единственным средством воспитания. Музыка была своего рода упражнением, гимнастикой интеллектуальных и нравственных способностей. [9]

В Спарте духовное образование достигалось исключительно посредством музыки. Мальчики и юноши учились игре на кифаре и пению хором или соло. Художественная, как и спортивная жизнь Спарты воплощалась в коллективных действиях, установленных государством больших религиозных праздниках, на которых выступали два хора — юношей и женатых мужчин.

Платон в «Государстве» [163], вспоминая образование «доброго, старого времени», говорит, что оно было двоякого рода: гимнастика для тела, музыка для души.

Философская школа Пифагора имела огромное влияние на греческое воспитание. В практической жизни пифагорейцы стремились посредством мудрости и добродетели достичь совершенного счастья, возвыситься до истиной нравственности и чистоты внутренней природы человека. Огромное воспитательное значение придавалось и музыке, помогавшей укрощать страсти, просветлять и очищать чувство и нрав человека.

В Средневековый период происходит трансформация культуры античности на основе проникновения и установления христианской идеологии. Это привело к мощному развитию культуры, педагогики и образования. Церковь оказывала огромное влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на образование. Эстетическое рассматривалось в тесной связи с религиозно-нравственным характером общего воспитания и обеспечивало главную цель — утверждение христианской веры. От искусства требовалось, прежде всего, нравственно-воспитывающее начало, религиозное по содержанию и всеобщее по воздействию на массы.

Наряду с церковным воспитанием, центром которого были специальные церковные школы, было эстетическое светское воспитание, развивавшееся по двум направлениям, имеющим сословный характер. Это ремесленные школы, ученики которых получали музыкально-поэтическое воспитание, а также общество знати, феодалов. Музыкально-эстетическое воспитание играло значительную роль в средние века и получило воплощение в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал образованного человека, сочетающего в себе личность активную, разумную, преисполненную гражданского долга, способную достижению жизненного успеха на основе христианских ценностей (Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес, М. Монтень и др.). Возрождая принцип античной эстетики, гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, их сердце, чувства, волю. Пропагандировался идеал всесторонне развитого человека, владеющего науками, языками, ремеслами, искусствами. Педагогическая мысль основывалась на необходимости развития индивидуальных наклонностей и врожденных способностей детей (Х.Л. Вивес), определении воспитывающего характера образования и связи с жизнью (М. Монтень), понимания детства как особого мира (Э. Роттердамский).

В трактатах о воспитании итальянских мыслителей XY века (П. Верджерио, М. Веджио, Д. Манетти, Л.Б. Аретино) значительное место занимают рассуждения о важности художественного воспитания, о значении искусств и, в частности, музыки.

Становление основных форм массового музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х-начале XX веков

Являясь самостоятельным историко-культурным феноменом, музыкальное образование Оренбургской губернии того времени несла на себе отражение характерных особенностей, присущих российскому образованию того времени.

Система образования в России XIX века имела сословный характер и включала два типа учебных заведений. Учебные заведения для детей привилегированных классов: дворянства, буржуазии и духовенства, давалась возможность получить среднее или высшее образование. Сюда входили: институты, гимназии, реальные, коммерческие и средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии и училища, институты благородных девиц, епархиальные училища и т.п.

Второй тип заведений предназначался для детей простого народа: земские, народные школы, церковно-приходские и школы грамоты, двухклассные приходские училища, высшие начальные училища. На этом обычно и заканчивалось элементарное образование, переход от которого возможен был лишь в ремесленные и торговые школы, низшие технические училища, дававшие специалистов низшей и средней квалификации.

В первой половине XIX века музыка не входила в учебные планы гимназий, уездных и приходских училищ. В «Уставе гимназий и училищ» говорилось о занятиях пением по желанию учащихся в свободное от уроков время. Принцип необязательности предмета «пения» сохранился и после школьной реформы 60х годов XIX века. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» (1870) также говорило о необязательности музыкальных занятий: «К необязательным предметам гимназий и прогимназий принадлежат: языки французский и немецкий, рисование, музыка, пение и танцевание». В «Уставе реальных училищ» (1888) в примечании написано: «3. К числу учебных предметов принадлежит пение и гимнастика, из коих последняя обязательна для пансионеров. 4. Музыке и танцам обучаются желающие за особую плату».

Таким образом, преподавание музыки и пения в учебных заведениях было «желательно, но необязательно» и многое зависело от руководителя, его заинтересованности в художественно-эстетическом воспитании учеников, материального положения данного учебного заведения, желания учащихся заниматься, а также от возможности обеспечить занятия пением и музыкой квалифицированными специалистами, глубоко знающими свой предмет.

История музыкального образования Оренбургского края берет начало со второй половины XVIII столетия и связана с появлением первых учебных заведений в губернии. Первоначально занятия музыкой были характерны для культовых и военных учреждений (церкви, военные оркестры), где музыкальное воспитание чаще всего сводилось к церковному пению и игре на музыкальном духовом инструменте. Значительную роль в развитии образования Оренбуржья, в том числе музыкального, сыграл первый губернатор И.И. Неплюев, который стал инициатором открытия школ для обучения детей ссыльных (1748), младших военных инженеров, татарской школы и др. Заботясь о музыкальном образовании детей во вновь открываемых учебных заведениях, он рекомендовал вводить в учебный план предмет «нотное пение».

В начале XIX века в Оренбургской губернии существовало всего одно учебное заведение — пятиклассное пародии училище.

Уровень преподавания был крайне низким. Обучение детей, обычно в дворянских семьях, велось домашними учителями, среди которых встречались ссыльные интеллигенты, иностранцы, священники. Только к середине XIX века было открыто несколько приходских училищ.

О музыкальном образовании в учебных заведениях XVIII -первой половины XIX вв. можно говорить только условно, т.к. оно не имело массового характера и велось достаточно стихийно и эпизодически. Основой содержания музыкального образования являлись церковное пение, народный музыкальный фольклор в сельской местности и семейное бытовое музицирование в городской среде.

60-е годы XIX века ознаменовали начало нового этапа в развитии русской культуры и образования. Идеи гуманизма и социальной справедливости, служения Родине и своему народу находят живой отклик в сердцах передовой интеллигенции. Педагогическая общественность стремилась распространять демократические начала в систему народного просвещения, протестовала против применения телесных наказаний, способствовала развитию, как общего, так и профессионального образования. Важным фактором развития образования в Оренбургской губернии стала организация в 1875 году Оренбургского учебного округа. Основной задачей его деятельности являлось формирование сети учебных заведений и контроль за их функционированием, обеспечение педагогическими кадрами и учебно-методическими материалами.

К концу XIX века в Оренбургской губернии была создана достаточно широкая сеть учебных заведений военного, гражданского и духовного ведомств, что делает возможным рассмотреть особенности музыкального образования в учебных заведениях для привилегированных классов.

Среди созданных учебных заведений: Неплюевский кадетский корпус, 2-й кадетский корпус, юнкерское училище, мужская и женская гимназии, женская прогимназия, Николаевский институт благородных девиц, реальное училище, ремесленное училище, Оренбургская учительская киргизская школа, духовная семинария, духовное училище, епархиальное женское училище и другие. Большой вклад в развитие образования Оренбургской губернии внес генерал-губернатор Оренбургского края Н.А. Крыжановский, по инициативе которого были открыты многие учебные заведения.

Влияние региональной специфики музыкальной культуры Оренбургской губернии на содержание музыкального образования

Оренбургский край с самого начала своего существования привлекал внимание многих ученых, путешественников, деятелей культуры и искусства. С Оренбургом тесно связана научная деятельность П.И. Рычкова, первого члена - корреспондента Академии наук Яркой страницей в культурной жизни Оренбурга и края был приезд в сентябре 1833 года А.С.Пушкина. Поездка помогла великому поэту собрать дополнительный материал о пугачевском восстании, использовать его при написании «Капитанской дочки».

Заметный след оставили писатель и лексикограф В.И.Даль, проживший здесь восемь лет, певец Оренбургского края С.Г.Аксаков, талантливые художники А.Ф. Чернышов и А.Н. Горо-нович. В Оренбурге жили в ссылке и творили великий украинский поэт и художник Т.Г.Шевченко, русский поэт А.Н.Плещеев. Особое место занимает пребывание в Оренбургской губернии известного русского композитора А.А.Алябьева, сочинившего здесь ряд интересных, талантливых произведений. В разные годы Оренбургский край посетили поэт и критик А.А.Григорьев, великий русский писатель Л.Н. Толстой, учёный и путешественник Н.М. Пржевальский.

Вносили свою лепту и некоторые ссыльные. Общаясь с местной интеллигенцией, они распространяли идеи просветительства и вольнодумства, способствовали развитию просвещения, культуры края, внесли свой вклад в изучение его природы, истории и этнографии.

Благодаря усилиям передовой интеллигенции в городе постоянно развивалась музыкальная и театральная жизнь. Устраивались любительские музыкальные концерты и спектакли. Об одном из таких концертов, состоявшемся в феврале 1827 года, в «Отечественных записках» писал П.Е.Размахнин. Он отмечал, что особенный успех имела игра на скрипке и фортепиано В.Н.Верстовского (брата известного композитора). В тридцатые годы в любительских концертах принимали активное участие композитор А.А. Алябьев и писатель В.И. Даль.

С середины XIX века существовал любительский театр, в создании которого самое активное участие принял исследователь И.Ф. Бларамберг. Оркестром, состоящим в основном из ссыльных, управлял ссыльный польский офицер А. Обнинский, замечательный музыкант. Публика с огромным интересом относилась к концертам и театральным постановкам, зал был всегда полон.

Отсутствие общественной библиотеки отрицательно сказывалось на развитии культуры и просвещения. После многочисленных публикаций в прессе и обсуждений, Дума приняла решение об открытии городской библиотеки. Но прошло еще долгих шесть лет, прежде чем она открыла свои двери для читателей.

В последней четверти XIX века стала развиваться и пресса. Крупным событием в культурной жизни города и губернии стал выпуск с 1876 года первой частной газеты либерально-прогрессивного направления «Оренбургский листок». Редактором-издателем ее был И.И. Евфимовский-Мировицкий, который выпускал газету 30 лет, несмотря на материальные трудности, цензурные преследования и т. д. Он редактировал также журнал «Оренбургские епархиальные ведомости», издававшиеся с 1873 года, и «Циркуляр по Оренбургскому учебному округу» - с 1875 года.

В газете «Оренбургский листок» довольно часто можно было встретить статьи об образовании, хронику культурной жизни, анонсировались концерты приезжих артистов и театральные спектакли, помещались отзывы на музыкальные концерты и выступления артистов местного драматического театра и оперетты. К концу XIX века в городе издавалось семь газет и столько же популярных и научных журналов.

Важным событием в общественной и научной жизни Оренбурга и губернии стало создание в декабре 1887 года Ученой архивной комиссии. Важнейшей задачей своей комиссия считала «охранение памятников старины от истребления их временем, людьми и стихиями».

Основой содержания музыкальной культуры Оренбургского края на протяжении XIX - начала XX веков являлись инструментальное и вокально-хоровое направления. Инструментальная музыка была представлена звучанием симфонических и духовых оркестров, различными по составу ансамблями исполнителей и солистами. Наряду с классическими струнными, духовыми и ударными инструментами, в конце XIX века большую популярность приобрели русские народные инструменты: домра, балалайка, гусли, мандолина, гитара, гармонь.

Вокально-хоровая культура Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX веков успешно развивалась по двум направлениям: академическому (духовное и светское) и народному. Эти годы отмечены проявлением огромного интереса оренбуржцев к хоровому пению. Было создано большое количество хоров при различных учреждениях, учебных заведениях.

Образовательные аспекты концертно-просветительской деятельности

Огромное влияние на художественно-эстетическое развитие молодого поколения Оренбуржья оказывала гастрольная жизнь, которая с течением времени становилась более оживленной и разнообразной.

Расположенная на окраине Российской империи, Оренбургская губерния до середины XIX века была оторвана от насыщенной концертной столичной жизни. Наиболее яркие события гастрольной жизни происходили в столице края, Оренбурге. Не избалованные выступлениями ярких музыкантов, оренбуржцы с огромным интересом посещали концерты заезжих исполнителей, отдавая должное их мастерству. Но с не меньшим удовольствием публика слушала концерты любительских музыкальных коллективов, хоров и оркестров, созданных силами передовой интеллигенции. Учащиеся гимназий, Николаевского института благородных девиц, кадетских корпусов и других учебных заведений являлись постоянными слушателями многих концертов, тем более что для них плата за билет была минимальной. Таким образом, устроители концертов поощряли стремление детей и юношества постигать высокое классическое искусство, учиться воспринимать прекрасное и развивать свой музыкальный вкус.

Культурную жизнь Оренбурга того времени нельзя представить без театра - одного из немногих мест развлечения горожан. В городе выступала местная драматическая труппа, ставились спектакли и оперетты. Существовали театральный оркестр и хор. Много похвальных отзывов выпадало на долю капельмейстеров оркестра, которые, по словам современников, умело вели свою работу, и оркестр под их управлением звучал слаженно, стройно, ярко и вдохновенно. В разные годы театральным оркестром руководили капельмейстеры П.В. Гурьев, Д.А. Гаврилов, Г.Ф. Эстеррейх, Г.А. Гербер, Р.И. Лункевич.

Оренбуржцы тепло встречали приезд драматических артистов. Огромным событием в культурной жизни города стал приезд великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской.

С особым интересом горожане встречали оперные труппы. Небольшие по составу оперные труппы артистов ставили отрывки из опер, пели арии, дуэты, трио, ансамбли, приводя оренбургскую публику в восторг. Среди них: оперные труппы М.Н. Ахматова, Н.Н. Алмазова и З.М. Кателли, И.Н. Новикова, М.М. Бородая, Д.Г. Туманова, Ю.А. Лианова, СИ. Морозенко и М.А. Каганца и другие.

Необходимо особо отметить, что оперные спектакли, как правило, оренбуржцы посещали целыми семействами, что являлось немаловажным фактором в приобщении детей к восприятию мировых образцов оперного искусства. Звуки прекрасной классической музыки можно было услышать в каждом доме, где был музыкальный инструмент, особенно популярными в интеллигентных кругах были арии из опер А. Верстовского, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна и других знаменитых русских композиторов.

Последняя четверть XIX века знаменательна активизацией концертной жизни Оренбурга, особенно благодаря посещавшим наш город прославленным, известным во всем мире музыкальным «звездам». Среди них: пианисты Л. Цеслинский, Э.Гольдштейн, И. Гофман, Р. Кочальский.

Примечательно, что Л.О.Цеслинский пробыл в Оренбурге достаточно долго, давая частные уроки музыки и теории, принимая активное участие в музыкальной жизни города. Его музыкальный опыт и мастерство способствовали развитию музыкального образования в городе и повышению художественно-эстетического вкуса учащейся молодежи.

Концертная жизнь Оренбурга на рубеже XIX и XX веков становилась более оживленной и интенсивной. Гастроли приезжих артистов благотворно влияли на эстетическое развитие оренбургского общества. Концерты с интересом посещали не только представители интеллигенции, но и студенты, гимназисты, служащие, люди разных социальных слоев населения. В местной печати постоянно подчеркивалась необходимость развития эстетического, просветительского начала, печатались статьи, посвященные юбилейным датам А.Н.Верстовского, М.И.Глинки, рассуждения о музыке и музыкальном образовании известных местных музыкантов.

Крупным событием в музыкальной жизни Оренбурга стал приезд профессора Санкт-Петербургской консерватории А.В.Вержбиловича.

Концерт знаменитого виолончелиста состоялся в переполненном зале Общественного собрания и надолго остался в памяти оренбуржцев как истинный праздник музыки. Местные любители музыки представили маститому музыканту юный талант, выросший на оренбургской земле, виолончелиста казачьего оркестра С.Козолупова. Прослушав его, профессор «взялся протежировать юноше и принять его в свой класс». [151; стр.4]

Похожие диссертации на Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков