Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание духовной культуры старших школьников Романенко Надежда Михайловна

Воспитание духовной культуры старших школьников
<
Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников Воспитание духовной культуры старших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Романенко Надежда Михайловна. Воспитание духовной культуры старших школьников : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 337 c. РГБ ОД, 71:04-13/14-3

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17

  1. Философские основы духовной культуры старших школьников ......................................................18

  2. Культурологические основы духовности старших школьников ..„..............„.^.„„.........40

1.3 Аксиологические основы духовной культуры старших школьников .................................................57

1.4. Воспитание духовной культуры старших школьников как научно-педагогическая проблема .......87

Выводы по первой главе........................................................................................ 103

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 106

  1. Концепция воспитания духовной культуры старших школьников... 107

  2. Структурно-функциональная модель и особенности воспитания духовной культуры у старших

  3. Динамика развития процесса воспитания духовной культуры старших школьников .„...„„..„.... 144

  4. Содержательная интерпретация результатов исследования................................................................ 161

  5. Совершенствование пелаїоіическою руководства процессом духовной культуры Сі аріїїсклассникчж.................................................т^

Выводы по второй г.^ляе.^^.^^^.^^^.^.^^,^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^..^^^..^^^^^^^.........!^

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 212

  1. Институт семьи и его роль в духовном развитии пікольников....... Ошибка! Закладка не определена 14

  2. Воспитание духовной культуры старших школьников в образовательно-воспитательных учреждениях.............................................^

  3. Влияние средств массовой информации (телевидение) на духовное развитие старшею иікаіьника.........„...........„...„............................„.....„„.......„„......„....„„„..„ш.......269

  4. Взаимодействие шкоды и религиозных институтов в воспитании духовной культуры старших

ш код ьн и ков ...............................................^....^^

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 304

БИБЛИОГРАФИЯ 319

ПРИЛОЖЕНИЕ 338

Введение к работе

Актуальность исследования объективно обусловлена проблемами современного этапа развития общества и цивилизации в целом. В последнее время сделаны важные шаги в разработке и реализации образовательной политики России, существенные черты которой определились в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года справедливо отмечается, что свои назревшие социальные и экономические проблемы страна должна разрешать не за счет экономии на образование, а на основе его опережающего развития, в том числе за счет включения в содержание образования духовно-нравственных ценностей.

Способы разрешения глобальных проблем человечества в значительной степени связаны с усилением духовного компонента в содержании учебно-воспитательной деятельности, проводимой государством, обществом, семьей и образовательными учреждениями. Следствием распространения в стране имущественного неравенства, коррупции, насилия, потребительства, утраты значительной частью молодежи духовных ценностей стало нарастание таких негативных явлений, как детская преступность, наркомания, безнадзорность, участие в неонацистских, экстремистских организациях и деструктивных асоциальных группировках. Традиционные проблемы, которые решает каждое подрастающее поколение, связаны с выбором ценностных ориентиров. Особенность современной ситуации заключается в том, что дети вынуждены решать их в условиях «растерянного общества», роста эгоцентризма и ожесточения отношений между людьми.

Актуальность проблем воспитания духовной культуры старшеклассников вызвана противоречивыми духовными процессами в жизни российского общества. С одной стороны, долгие годы доминировал атеизм, в результате чего церковная собственность превратилась в светскую (секуляризация), разрушился традиционный христианский менталитет. С другой - продолжалось влияние традиционных религий на сознание российских этносов. Тенденция последних лет отождествления духовности с религиозностью, на наш взгляд,

неправомерна. Духовная культура может быть как религиозной, так и светской, в которой воплощается стремление человека к постижению высших ценностей, достижению гармонии во взаимоотношениях с людьми, с природой, культурой, наукой, искусством. В исследовании процесс приобщения старшеклассников к духовной культуре осуществлялся применительно к светской школе, что не исключало изучения влияния на детей религиозных институтов социума. Ограниченным выглядит рассмотрение духовности в контексте нравственного воспитания, характерное для большинства отечественных исследований, выполненных на протяжении последних десятилетий. Становится все более ясной необходимость целостного исследования феномена духовной культуры личности.

Проблема воспитания духовной культуры возрастает в силу ее особой значимости для развития личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. Мы исходим из представления о том, что духовная культура личности выражает сущность и содержание духовно-нравственного возвышения личности посредством присвоения духовных ценностей в практике-познании, общении и духовной саморефлексии.

11а протяжении двух-трех последних лет наблюдается повышение социального статуса воспитания, усиливается внимание к духовно-нравственному становлению подрастающего поколения, что находит отражение в вышеуказанных государственных документах. Однако существенных изменений в становлении процесса духовно-нравственного воспитания молодежи пока не произошло.

Возможности коренного изменения сложившейся ситуации обусловливаются научной разработкой проблем воспитания духовной культуры старших школьников на основе обозначенных современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к новому этапу развития цивилизации, доминантой в которой выступит духовность, а также на основе возрождения воспитательного потенциала духовных традиций культуры народов России и сложившихся в народной педагогике путей их передачи новым поколениям.

В старшем школьном возрасте происходит не только жизненное, профессиональное, но и духовно-нравственное личностное самоопределение, ос-

мысление растущим человеком накопленного им социокультурного опыта, выбор идеала, приобщение к российскому варианту ценностей (Н.Д. Никандров), выстраивается целостная система ценностей, формируются убеждения и мировоззренческие представления о целостной картине мира. Поэтому так важно обратить внимание педагогических работников на возможности этого сензитивного периода для становления духовной культуры именно старшеклассников.

Сущность воспитания духовности старшего школьника состоит в том, что, изучая любой учебный предмет как определенный фрагмент целостной картины мира, он одновременно обогащает свой духовный мир, обретает способность творить, любить, верить, надеяться, жить для других. Следовательно, педагогическая деятельность учителя имеет диалектически двойственный характер, и если учитель в процессе преподавания не развивает духовную сторону личности ученика, то его деятельность в этом случае не является по существу воспитательной деятельностью, способной подводить ребенка к пониманию смысла жизни. Процесс воспитания духовной культуры ребенка невозможен без духовной культуры учителя, без диалога культур.

Изучение духовной культуры старших школьников, процесса ее становления в условиях образовательных учреждений под влиянием различных социальных факторов позволило выявить ряд противоречий, существующих между:

потребностью старшего школьника осмыслить себя, обрести смысл жизни, выбрать жизненную и профессиональную траектории самоопределения личности и доминированием утилитарно-прагматических установок, сци-ентистско-технологического подхода к образовательно-воспитательному процессу в ущерб аксиологическому подходу;

стремлением старшеклассника к самореализации, самовыражению, реализации собственной личностной позиции и крайне ограниченными возможностями его включения в созидательную, творческую, социально значимую деятельность;

обостренным состоянием эмоционально-чувственной сферы, потребностью в высоких формах выражения чувств собственного достоинства, любви, веры, стремлением к справедливости, желанием следовать высоким нрав-

ственно-этическим идеалам и демонстрацией современным обществом (особенно СМИ) не лучших образцов для подражания: стяжательства, потребительства, культа насилия и жестокости, сексуальной распущенности и др.;

— активным поиском школьниками старшего возраста образцов-идеалов и недостаточным отражением в содержании школьного образования учебных материалов, в которых содержатся привлекательные современные образцы служения человека идее, размышления о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях, о духовно-нравственном становлении личности.

Другого рода противоречие связано с воспитательными отношениями между педагогом и воспитанником. Характер и границы влияния духовности учителя на духовность ученика обусловлены свободой выбора последнего: с одной стороны, оно исключает запреты и насилие, а с другой, учитель не может успешно управлять процессом воспитания без влияния силы своей воли, своего духа, без установления разумных границ и правил нравственно-правового поведения. Управлять духовным развитием возможно лишь при условии, если проповедуемые учителем ценности будут приняты и осмыслены духовной практикой самого ученика. Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «взращивает» свою духовность в соответствии общечеловеческим законом постижения истины, добра и красоты.

По сути, педагогическая деятельность представляет собой процесс возникновения, развития и разрешения противоречия между сформированной духовностью учителя и зарождающейся духовностью ученика, который осознанно и неосознанно принимает воздействие на себя со стороны воспитателя. В результате этого противостоящее поначалу ученику содержание духовности учителя с помощью интеллектуально-чувственно-волевой деятельности самого ученика становится его собственным внутренним духовным достоянием.

Данный процесс не осуществляется автоматически, ибо духовная культура ученика добровольно следует за духовностью учителя и развивается лишь в случае определенной развитости его нравственной, интеллектуальной, эстетической сфер, обеспечивающих школьнику минимум сознательности, дисциплинированности, ответственности.

Указанные противоречия подчеркивают не только актуальность вопроса

воспитания духовной культуры старших школьников, но и глубинную сложность избранной для исследования проблемы. Решению указанных противоречий способствовало создание целостной концепции, выраженной в педагогических моделях и подкрепленной соответствующими педагогическими технологиями, которая существенно повысила эффективность воспитания духовной культуры современных старшеклассников.

К настоящему времени опубликовано огромное количество работ по философии и культуре, в которых раскрывается сущность феномена духовности: описаны ее типы (восточный, античный, христианский и т.п.); выделены и изучены такие феномены, как религия, миф, философия и др.; установлена корреляция между духовными процессами и социально-политическими, экономическими, научно-техническими факторами; описаны этапы и стадии развития духовности как таковой (производство, потребление, генерализация, дифференциация, интеграция и т.п.).

Педагогических исследований, посвященных проблеме формирования духовности школьников, немного. Отметим работы, утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании, в которых разработан философский аспект воспитания, - это работы М.К. Мамардашвили и Л.П. Буевой.

В 1990-е годы появились исследования, разрабатывающие проблему духовно-нравственного становления личности в процессе религиозного воспитания, - А.К. Бруднова, А.Т. Гусева, Т.И. Петраковой, Н.А. Рыбачук, И.А. Галицкой и др.

Отдельные аспекты проблемы духовности в контексте нравственного воспитания изложены в трудах О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Никандрова, А.А. Коростеловой, Н.Е. Щурковой. В ряде исследований отражена роль творчества в духовном развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, И. А. Зимняя, Б.Т. Лихачев, В.Г. Разумовский и др.).

Культура как структурный элемент педагогического образования учителя проанализирована в трудах СИ. Архангельского, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др. Известны работы по отдельным аспектам педагогической культуры учителя: методологической (В.В. Краевский, А.Н. Худусов); нравственно-этической (Е.Н. Богданов, Э.А. Гришин, Е.Г. Силяева); коммуникативной (А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик); духовной

(Н.Е. Щуркова, Б.С. Братусь) и др.

В целом, несмотря на весь предшествующий опыт научно-
педагогического анализа проблем развития духовной сферы личности, про-
блемы воспитания духовной культуры до сегодняшнего дня остаются недос-

таточно освещенными. Процесс воспитания духовной культуры старшеклассника, в которой интегрируются социально-психологические качества личности, гармония мировоззренческих установок и опыт практической деятельности, до сих пор не был предметом специального педагогического исследования.

Учитывая возрастающую остроту проблемы и потребность школы в ее скорейшем разрешении, исследуя практику духовной культуры учащихся, опираясь на собственный многолетний опыт работы в школе, мы пришли к выводу о необходимости провести комплексное исследование процесса воспитания духовной культуры старших школьников.

Объект исследования -духовная культура старших школьников.

Предмет исследования - процесс воспитания духовной культуры старших школьников.

Цель исследования - разработать концепцию и структурно-
функциональную модель воспитания духовной культуры старших школьни
ка ков, способствующие эффективности развития духовных ценностей и их при
своению в процессе самосовершенствования.

Были сформулированы следующие задачи исследования.

  1. Раскрыть сущность и разработать концептуальные основы духовной культуры старших школьников.

  2. Определить содержание, динамику процесса воспитания духовной культуры старших! школьников и критерии его эффективности.

  3. Разработать структурно-функциональную модель воспитания духовной культуры старших школьников и охарактеризовать условия ее эффективной реализации в современной педагогической практике.

^ 4. Выявить педагогический потенциал учебно-воспитательной и со-

f циокультурнои среды в воспитании духовной культуры старших школьни-

ков.

5. Выявить условия и разработать механизмы повышения готовности педагогов и родителей к воспитанию духовной культуры старших школьни-

ков.

Гипотеза исследования основана на следующих концептуальных предположениях:

духовная культура личности выступает ведущей целью воспитания и обусловливает направленность воспитательного процесса на освоение старшеклассниками духовных ценностей, на самостоятельный нравственный выбор, на гармонизацию внутреннего мира с окружающей средой, на духовное самосовершенствование;

существенной составляющей процесса воспитания духовной культуры старших школьников является интеграция культурологического, аксиологического и деятельностного подходов, в которой духовная культура предстает как непрерывное постижение гуманистического идеала посредством реализации духовных ценностей в личностно ориентированной практической деятельности;

основными модулями процесса выступают общение, направленное на осмысление старшеклассниками мировоззренческих ценностей, нравственных норм, выраженных в ценностных ориентациях, и творческая, социально и личностно значимая деятельность, способствующая выработке и реализации индивидуальной программы самосовершенствования;

применяемые педагогические технологии обеспечивают объединение усилий субъектов социальной среды (учреждений образования, культуры, семьи, других социальных институтов) для создания условий, в которых возможно удовлетворение старшеклассниками своих духовных потребностей;

методические рекомендации, адресованные учителям и родителям, способствуют формированию у них современных представлений о воспитании духовной культуры школьников, педагогических технологиях развития духовной сферы личности; освоению ими теоретических знаний о духовных ценностях, проявляющихся в мотивах саморазвития, самореализации и духовного самосовершенствования.

Теоретической базой исследования является ряд принципиальных положений русской и советской школ, опирающихся на идеи гуманизации в области педагогического знания: К.Н. Вентцеля - о воспитании личности с позиций развития ее творческого потенциала; В.П. Вахтерова- о формировании

нравственного идеала в контексте понятий «совершенство», «оценка» и «цель», «общечеловеческие ценности»; Д.С. Лихачева - о духовной культуре личности, красоте поведения, отношениях личности с окружающей действительностью и искусством; Б.Т. Лихачева - о возрождении в личности ощущения духовно-нравственной свободы.

При определении направлений и методов исследования были использованы идеи об этнопедагогических основах воспитания (Г.Н. Волков), о принципах взаимодействия семьи и школы в воспитании (СВ. Дармодехин), о воспитании ребенка как субъекта культуры (Н.С. Дежникова), о педагогическом творчестве и воспитании ценностей (І І.Д. Никандров), о мировоззренческих основах воспитания личности (P.M. Рогова), о гражданском воспитании школьников (Г.Н. Филонов).

Методологической основой исследования явились идеи аксиологического подхода (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, Л.Н. Столович); философской антропологии (Н.А. Бердяев, Л. Фейербах, В. Франкл); системного подхода (И.В. Блауберг, Г.П. Выжлецов, Э.Г. Юдин); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); психологические теории развития личности (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С.Выготский, И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн; современная трактовка создания воспитательного пространства (Л.И. Новикова, І І.Л. Селиванова); идеи личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков); осуществления целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, B.C. Ильин).

Исследование осуществлялось с помощью комплекса методов, основными из которых стали: логико-исторический подход к уяснению сущности проблемы воспитания духовной культуры старших школьников, мониторинг отдельных направлений эксперимента, массовой практики; теоретического моделирования, диалога как субъектно-субъектного педагогического общения. Теоретический поиск имел место на всех этапах исследования, что определило качественный уровень применения эмпирических методов: наблюдения, анкетирования, диагностических заданий, изучения продуктов творческой деятельности, анализа педагогической документации; опытно-экспериментальной работы с участием широкого контингента общеобразова-

тельных школ путем педагогического эксперимента.

Систематические наблюдения за старшеклассниками сопровождались эпизодическими экспериментальными пробами в виде опросов и тестирования. Эти методы позволили выявить индивидуальные особенности, установить морально-этические представления старшеклассников: ожидания, место в коллективе сверстников, отношения и реакции любви и ненависти, альтруизма и эгоизма, миролюбия и агрессии, надежды и отчаяния, веры и неверия. Испытуемые изучались в разнообразных ситуациях и видах деятельности, в различных социальных связях и отношениях.

Для выявления динамики процесса воспитания духовной культуры старшеклассников использовался метод сравнительного анализа результатов диагностических обследований одних и тех же испытуемых в течение пятнадцати лет.

Выявлению ключевых детерминант процесса воспитания духовной культуры школьников способствовали изучение и обобщение опыта практической деятельности различных образовательных учреждений, собственного опыта автора в качестве учителя общеобразовательной школы, инспектора городского методического объединения г. Махачкалы, преподавателя вуза, заместителя директора психолого-медико-социалыюго центра САО г. Москвы.

Решение исследовательских задач осуществлялось на базе образовательно-воспитательных учреждений (в отдельных школах гг. Махачкалы, Буйнакска, Дербента, Каспийска, Москвы, Смоленска, Уфы, Таганрога, Нижнего Тагила), в учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы и художественные школы, Дом детского творчества), учреждениях культуры и искусства (филармония, театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы); региональных средств массовой информации.

Научно-теоретическая подготовка, разработка концепции формирования духовной культуры старшеклассников и программы духовного развития школьников осуществлялись в ГосНИИ семьи и воспитания в рамках комплексной программы плановых исследований РАО «Воспитание как социокультурный феномен: состояние и перспективы развития».

Исследование было осуществлено в несколько этапов. На первом (1987-1991 гг.) анализировалось состояние воспитания духовной культуры личности, изучались подходы к разработке программы исследования, опыт

работы школ по духовно-нравственному воспитанию; выявлялся потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды в духовно-нравственном развитии личности; разрабатывалась целостная концепция воспитания духовной культуры старших школьников, были сформулированы гипотеза, цели и задачи, предусматривающие развитие качественно нового уровня духовно-нравственного сознания как учителя, так и учащихся созданием программы духовного развития школьников, внедрением методики опытно-экспериментальной работы в школах. Был усовершенствован научно-понятийный аппарат, уточнены параметры предстоящих экспериментов, намечены конкретные школы и педагогические коллективы для проверки основных положений выдвинутой гипотезы.

Па втором этапе эксперимента (1992-1996 гг.) внедрялась программа духовного развития старших школьников. С целью получения достоверных данных круг исследований был расширен до нескольких регионов страны. Изучался опыт ряда школ гг. Одессы, Нижнего Тагила, Уфы и др. На формирующем этапе появилась необходимость коррекции первоначальных формулировок гипотезы, целей и задач исследования.

На третьем этапе (1997-2000 гг.) обрабатывались полученные данные, корректировались содержание, формы и методы воспитания у школьников духовной культуры, изучалось мнение специалистов, использующих рекомендации, основанные на выводах нашего исследования.

На четвертом этапе (2001-2002 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялись результаты и выводы диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с потребностью общества в духовно богатых, творческих, инициативных гражданах разработана и научно обоснована концепция воспитания духовной культуры школьников, раскрывающаяся в процессе духовно-нравственного развития личности посредством присвоения ею духовных ценностей.

Основные положения концепции обусловливаются: 1) взаимосвязью теоретических знаний и умений, приобретаемых старшеклассниками в процессе обучения, с их потребностью в духовно-практической деятельности и ценностными ориентациями; 2) влиянием социокультурной среды как соци-

ального пространства личности, посредством которого она активно включается в культурные связи общества, приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности и духовной практики; 3) подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, формированием у них научных представлений о воспитании духовной культуры школьников, вооружением умениями и навыками применения современных педагогических технологий развития духовной сферы личности, предоставлением им возможности создания индивидуальной программы самообразования и реализации духовных ценностей в профессиональной, социально значимой деятельности.

Исследована эффективность процесса воспитания духовной культуры школьников, которая обеспечивается интеграцией теоретических подходов: культурологического, расширяющего социокультурные основы содержания школьного обучения и воспитания; аксиологического, определяющего оценочно-регулятивные компоненты духовной культуры, и деятельностного, в соответствии с которым определяются механизмы развития духовной культуры как условия развития интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной сфер личности. Эффективность воспитания духовной культуры школьников обеспечивается также внедрением технологий, вариативных программ, интерактивных процедур и тренингов.

Определено содержание процесса воспитания духовной культуры старших школьников, включающего в себя образовательно-вое питательный ресурс духовной культуры общества, потенциал учебно-воспитательной и со-циокультрной среды и собственного духовного самосовершенствования личности.

Учебно-воспитательная среда представлена в исследовании как часть социокультурного пространства, создаваемого учебными заведениями, классами, референтными группами и школьниками, каждый из которых развивается сообразно своим индивидуальным задаткам, интересам, жизненному опыту вхождения в культуру в соответствии со своим восприятием ценностей и приоритетов познания. Социокультурная среда показана как воспитательное пространство, где школьник активно включается в культурные связи общества, приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности и духовной практики.

Разработана структурно-функциональная модель, отражающая сущ-

ность духовной культуры личности старшеклассника и включающая в себя модули: идентификационный, операционально-деятельностный и интенцио-нальный. Выявлена динамика развития процесса воспитания духовной культуры старших школьников, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью компонентов: когнитивного, отражающего фиксацию в сознании личности старшего школьника результата овладения теоретическими знаниями о духовных ценностях; рефлексивно-оценочного, определяющегося осознанием юношеством личностно значимых объективных качеств, норм, принципов, нравственных понятий; мотивационного, проявляющегося в познавательном интересе, мотивах саморазвития, самореализации и действия «для других»; действенно-практического, отражающимся в практическом, действенном характере духовной культуры (духовная практика).

Определены критерии и показатели уровня духовной культуры личности: высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта к другим и самому себе; фактор внутреннего духовного самоутверждения, стимулирующий жизненные сущностные силы (вера); внутренний регулятор деятельности, эмоционального состояния индивида (надежда и оптимизм); способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, выполнять и оценивать совершаемые поступки (совесть).

Разработаны и апробированы педагогические технологии для педагогов и родителей, предполагающие формирование у них современных представлений о воспитании духовной культуры школьников, о педагогических технологиях развития духовной сферы личности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических технологий воспитания духовной культуры у старших школьников, педагогов и родителей («Духовная культура личности. Этика общения»; «Семья и ее воспитательные функции в духовном развитии детей. Книга для родителей», «Позитивный родительский план»; «Художественные традиции и их использование в воспитании эстетической культуры старшеклассников»; «Пути духовного единения родителей и детей»; «Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работе» и др.).

Созданы программы воспитания духовной культуры старшеклассников для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования,

адресованные учителям и воспитателям («Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работе»; «Духовное общение учителя и учащихся в их жизнедеятельности»; «На пути к духовности»), предлагаются интерактивные процедуры (тренинги, ролевые игры и др.), направленные на развитие духовной сферы детей.

Разработано научно-методическое обеспечение: учебно-методические пособия для старшеклассников, дидактические материалы, диагностические методики, которые могут использоваться педагогами в процессе реализации программ воспитания духовной культуры школьников как в преподавании цикла гуманитарно-культурологических дисциплин, так и во внеурочное время.

Даны рекомендации по подготовке педагогических кадров к работе, связанной с воспитанием духовной культуры школьников, отраженные в программах послевузовского образования педагогов, а также «Родительского университета», способствующие повышению потребности и готовности родителей к самосовершенствованию, развитию духовной культуры своих детей и духовному единению с ними.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением исследовательских методов, адекватных предмету, объекту, задачам исследования; репрезентативностью исследуемой выборки, полученной на основе анализа организации воспитательного процесса в разных типах образовательных учреждений; подтверждением гипотезы исследования результатами эксперимента, выразившимися в развитии гуманистически ориентированных ценностей личности, в позитивных изменениях межличностных отношений, усилении роли духовного компонента в системе взаимодействий старшего школьника с объектами окружающего социума.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на конференциях, посвященных современным проблемам воспитания и образования: в ГосНИИ семьи и воспитания РАО (1998, 1999, 2001, 2002 гг.); на международной конференции Института психологии РАН (2000 г.); на Всероссийской научно-практической конференции (г. Ставрополь, 1998 г.); на научно-практической конференции Минобразования России (2000 г.); на конференции молодых ученых и аспирантов в ДГПУ (1998 г.) и др.; перед педагогами школ и воспитателями учреждений дополни-

тельного образования, родительской общественностью; путем публикаций, в которых отражены основное содержание, результаты и выводы исследования; на заседаниях лаборатории экологической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Разработанные автором подходы к формированию у старшеклассников духовной культуры стали основой модели воспитательной работы школ гг.Махачкалы (№№ 1, 5, 8, 17, 38, 39), Каспийска (№ 2), Буйнакска (№ 1), Дербента (№№ 1, 2), Нижнего Тагила (№№ 1, 5), Уфы (№ 11), Северного административного округа г. Москвы (№№ 848, 743, 222, 208).

Программы «Духовное общение учителя и учащихся в их жизнедеятельности», «Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работе» на протяжении 10 лет реализуются в учреждениях дополнительного образования: Центре детского творчества, музыкальных, художественных, хореографических школах, детско-юношеском киноцентре «Комсомолец» г. Махачкалы). Созданные диссертантом программы повышения квалификации учителей в области духовной культуры апробированы в Институте подготовки учительских кадров Дагестанского госпедуниверситета.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Воспитание духовной культуры старших школьников