Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Панченко Татьяна Владимировна

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности
<
Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Панченко Татьяна Владимировна. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : М., 2005 172 c. РГБ ОД, 61:05-13/2367

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема С. 15-103

1.1 Ведущие концепции творческого развития личности С. 15-54

1.2 Психолого-педагогические основы воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста С. 55-77

1.3 Характеристика речевой деятельности как средства воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста С. 78-103

Глава II. Построение процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности на основе фольклора С. 104-143

II. 1 Организация и принципы построения процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста С. 104-110

ІІ.2 Исследование процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности С.111-143

Заключение С.144-145

Библиография С. 146-168

Приложение С.169-172

Введение к работе

В третьем тысячелетии проблема личности становится центром приложения различных сфер человекознания и обществознания: педагогики, психологии, социологии, философии, лингвистики и др. Комплексная разработка проблем воспитания, развития и формирования личности необходима в контексте гуманистической общественной идеи реализации «талантов и способностей в их самом полном объеме» . Свободное развитие личности является приорите-том государственной образовательной политики России .

Проблемы, относящиеся к человеку, сейчас находятся в центре всей системы научного знания, поскольку решение любой практической задачи требует учета человеческого фактора и, тем самым, разработки целостной картины представлений о человеке. Одна из фундаментальных проблем современности -выработка основных методологических подходов к проблемам человека на протяжении всей его жизни. Понять единство законов развития личности человека, открываемых разными науками, - чрезвычайно важная задача.

Серьезная проблема педагогического процесса заключается в том, что на практике часто происходит не воспитание личности, а формирование поведенческой структуры. Понять тип личности, ее направленность и уровень развития - означает исследовать характер тех взаимоотношений, с которыми личность вступает в процесс общественной деятельности.

Одним из основных завоеваний нашего времени стало рождение нового поколения, которое живет вне идеологического пространства, стремится к своему внутреннему раскрепощению, желает самостоятельно думать и проявлять инициативу. Это породило насущную необходимость пересмотра системы образования, в которой на первый план должен быть выдвинут человек с его интересами, задатками, способностями, призванием и готовностью

'Конвенция о правах ребенка/ Документы ООН о детях, женщинах и образовании. — М.: Народное образование, 1995. - 112 с. - С. 7-33. - С. 21.

2Об образовании. Закон РФ (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, с изменениями на 22 августа 2004 года) // Официальные документы в образовании. - М.: Частное образование С, 2004. - № 31. -С. 12-78.-С. 14.

решать сложные созидательные задачи.

Современные педагогические тенденции - демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования — актуализировали потребность в воспитании людей, обладающих нестандартным мышлением, высоким уровнем направленности на творческую реализацию своих социальных прав и обязанностей, связанных со свободой профессионального самоопределения. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» приоритетной целью образования провозглашает развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе системы образования, с учетом его своеобразия и самоценности1.

«Цель воспитания - это и есть главный вопрос педагогической науки. Выдающиеся педагоги все время ищут ответ на этот вопрос. Цель воспитания, я думаю, - реализация потенциала человека. Развитие всех хороших качеств, которые в нем заложены. Помощь в создании стратегии развития...» (А.С. За-песоцкий) . В нашем быстро меняющемся мире одной из целей воспитания становится формирование у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться к социальным изменениям, жить и работать в условиях нового века. Среди этих качеств необходимо выделить высокую нравственность, системное научное мышление, экологическую и информационную культуру, творческую активность, толерантность и др. «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» . Вопросам воспитания в ребенке данных качеств, способных в дальнейшем обеспечить выживание и устойчивое развитие

'Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - М: ООО «Форсайт- Н», 2002. - № 4. - С. 4 - 19.

2Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002. - 456 с. - С. 67.

3Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - М.: ООО «Форсайт - Н», 2002. - № 4. - С. 4 - 19. - С. 9.

цивилизации, посвящены исследования В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, Б.Т. Лихачева, М.Мида, Н.И. Непомнящей и др.

Востребованность современным обществом личности, способной к преобразованию действительности и к самосовершенствованию, не может быть удовлетворена при неспособности человека полноценно вербализовать свои мысли. Речевая деятельность должна быть динамичной, поскольку жизненные процессы нового века требуют от человека ускорения темпа, стремительности действий, способности максимально быстро выразить суть своего ответа, суждения, просьбы. Речь должна быть доказательной, убедительной, логичной и последовательной. Качественное освоение речевой деятельности способно предопределить самореализацию личности в различных видах деятельности. В силу своего эмоционального воздействия, речевая деятельность способна внести изменения в сферу сознания и духовной жизнедеятельности человека. Она дает возможность соприкоснуться с Личностью, затронуть все основные сферы человеческой психики, что позволит повлиять на процессы воспитания, обучения и развития детей.

Задачи гуманизации воспитания и обучения требуют обязательного учета особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для его полноценного развития, личностного становления и формирования индивидуальности. Это, в итоге, должно быть направлено на обеспечение детям дошкольного возраста успешной адаптации при их переходе на ступень начального школьного образования. «Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста... и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»1 выступают важнейшими направлениями развития дошкольного образования. В современной образовательной ситуации сложилось несколько подходов к пониманию преемственности. Согласно одному из них, преемственность понимается как

'Об утверждении Федеральной программы развития образования (Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51 - ФЗ) // Вестник образования. - М.: Издательство «Про-пресс», 2000. -№12.-С. 3-70.-С. 26-27.

6 организация в дошкольном образовательном учреждении процесса предметной подготовки ребенка к школе. На первый план выступает уровень развития у него интеллектуальных функций (внимания, восприятия, мышления, памяти и др.). Но известно, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений, навыков, так как предполагает разностороннее развитие личности. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Ведь «не менее значимым является для ребенка вступление в общество сверстников, где фактически и берет начало формирование индивидуального стиля его социального поведения»1.

Перспективной для решения этой проблемы является теоретическая платформа, согласно которой ядром психологической готовности ребенка к школьному обучению является социальная готовность, предполагающая определенный уровень коммуникативного развития. В рамках коммуникативной готовности формируются интеллектуальные и волевые предпосылки к обучению в школе как виду учебного сотрудничества (Г.И. Капчеля, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман и др.). Учебная деятельность является социальной по своей природе, поскольку протекает в виде сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием нашли отражение в проекте «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» . Этот стратегический документ выделяет познавательно-речевое развитие ребенка как одну из важнейших сторон развития его личности, и провозглашает целью подготовки к школе «формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, творческого воображения,

Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и школы // Начальная школа. - М.: Начальная школа, 2003. - № 7. - С. 9-17. - С. 9.

2Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. - М: ООО «Форсайт - Н», 2000. - № 4. - С. 3-20.

произвольности»1. В «Концепции преемственности» сказано: «Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной...)»2.

Известно, что среди общих учебных умений и навыков отдельно выделены умения, навыки и способы деятельности, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью. Они предполагают умение ребенка решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; проявлять оригинальность при решении творческих задач, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения...), разыгрывать воображаемые ситуации и др. Для этого важно развивать у детей интуицию и «чувство языка», воспитывать позитивное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Умения, навыки и способы деятельности, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью, выступают как средства общения, познания и взаимовлияния, и являются важнейшим условием познавательной и социальной активности личности. Поэтому их сформированность - одно из условий развития у ребенка такой интегративной способности, как способность к учению (Е.Н. Дмитриева, У.В. Ульенкова и др.)3. «В речи ребенка воплощаются как его интеллектуальные способности, так и социальные навыки»4.

Речевая деятельность создает предпосылки для самостоятельной активной деятельности и возможности выразить свои впечатления в индивидуальных

'Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. - М: ООО «Форсайт - Н», 2000. - № 4. - С. 3-20. - С. 4.

2Концепция преемственности // Начальная школа (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). — М.: Объединение педагогических изданий «Первое сентября», 1998. -№17.-С. 1-3. - С. 3.

3Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Влияние общения со взрослым на формирование у ребенка общей способности к учению // Начальная школа. — М.: Начальная школа, 2004. - № 2.-С. 15-19.

"Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. - М.: ООО «Форсайт - Н», 2000. - № 4. - С. 3-20. - С. 8.

творческих проявлениях. Процесс формирования творческих проявлений ребенка, а через них и творческой направленности личности, способной к самостоятельному решению учебной задачи, выходу из нестандартной ситуации, ее разрешению на новом качественном уровне, в любой общечеловеческой деятельности, начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Проявление у ребенка «чувства языка», интереса к изобразительно-выразительным возможностям родной речи во многом обуславливается общением с фольклором. Устное народное творчество является одним из средств, способным стимулировать процесс воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста в речевой деятельности. Фольклор несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Образы его произведений представляют собой специфическое отражение действительности с помощью средств выразительности, которые характерны только для устного народного творчества, многое выражающего через немногое. Именно это позволяет детям через разнообразные фольклорные формы проявить свою самостоятельность и творческую направленность в выразительности рассказывания и красочности речи.

Анализ современного уровня развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста обнаруживает следующее. Традиционная система обучения речевым навыкам не всегда способна обеспечить достижение возможного возрастного уровня реализации детских творческих проявлений и воспитания творческой направленности личности ребенка, поскольку часто ориентируется на репродуктивную деятельность. В то же время психологические (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, B.C. Мухина и др.) и педагогические (Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, И.Я.Лернер, A.M. Пышкало и др.) концепции развития ребенка доказывают, что развивающее обучение есть процесс преодоления узкого практицизма. Для успешного освоения мира многообразных речевых звучаний и заложенных в них понятий надо позволить ребенку, как субъекту творческой деятельности, проявлять любознательность, инициативность, так называемое «словотворчество». Дать возможность без стеснения выяснять непонятное в слове, фразе,

ситуации, оперировать уже имеющимися понятиями, проявлять творческую направленность в речевом общении и учебной деятельности.

Это и обусловило выбор проблемы исследования: «Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности».

Цель исследования: на основе имеющихся подходов и опыта работы дать теоретическое обоснование процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности средствами фольклора. Выявить и обосновать систему педагогических воздействий с применением фольклора, способных оптимизировать этот процесс.

Объект исследования: процесс воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе речевой деятельности.

Предмет исследования: организация и принципы построения процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.

Задачи исследования:

  1. Осветить философские, психолого-педагогические и филологические подходы по проблеме диссертационного исследования.

  2. Уточнить и конкретизировать понятие «творческая направленность личности» детей старшего дошкольного возраста и определить механизм ее воспитания.

  3. Разработать систему педагогических воздействий, способствующих воспитанию творческой направленности личности ребенка в речевой деятельности на основе фольклорного материала.

Гипотеза исследования:

1. Процесс воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста при освоении навыков речевой деятельности будет осуществляться более успешно при разработке целостной системы педагогических воздействий: создании предметной развивающей среды, сообразной

индивидуальным особенностям детей; введении в воспитательно-образовательный процесс фольклорного материала; при построении речевой деятельности на основе активизированных фольклорным материалом таких психических процессов, которые предполагают развитие у ребенка потребности в самовыражении: памяти, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

  1. Творческая направленность личности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающаяся на основе речевой деятельности, зависит от увлеченности, эмоционально-игрового общения, создания педагогом доступных проблемных ситуаций, постановки творческих заданий, которые способствуют возникновению у ребенка самостоятельного поиска и проявлению инициативы в создании способов речевого выражения.

  2. Творческая направленность личности выступает составляющей любой самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Она наиболее ярко выражается в речевой деятельности с привлечением фольклорного материала, и проявляется в выборе ребенком способов осуществления замыслов, его желании получить комплекс знаний, умений и навыков для применения в своей жизнедеятельности.

Методологической основой исследования являются философские и психологические положения о творчестве как сущности человека, наиболее эффективном средстве самораскрытия, самореализации личности и «двигателе» личностного роста. В ракурсе исследуемой проблемы принципиальными представляются:

- теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.В. Симонов, Г.А. Урунтаева и др.);

- положения отечественной психологии о ведущих типах деятельности и
закономерной смене возрастных этапов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.);

- теории речевой деятельности и коммуникативного действия
(Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Ю. Хабермас и др.);

концепции системного, личностно-ориентированного, диалогического и деятельностного подходов в организации педагогического процесса (К.А. Абульханова-Славская, В.Е. Давидович, Ю.А.Жданов, Э.В Ильенков, М.С.Каган, В.И.Толстых и др.);

положения о роли культурной среды для саморазвития личности ребенка старшего дошкольного возраста, теоретические положения о благоприятном и позитивном развитии детей в условиях сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Н.Ф.Виноградова, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова и др.).

Методы исследования:

изучение и анализ философской, психолого-педагогической и лингвистической литературы по данной проблеме;

обобщение педагогического опыта;

ретроспективный анализ собственного педагогического опыта;

изучение и анализ продуктов детской деятельности и творческих рассказов детей;

психолого-педагогическая диагностика;

наблюдение за педагогическим процессом воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности средствами фольклора.

Научная новизна исследования заключается:

в выявлении и характеристике сущности процесса воспитания творческой направленности детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности на основе фольклорного материала;

в выявлении педагогических возможностей воспитания творческой направленности личности ребенка при использовании произведений устного народного творчества;

в разработке системы педагогических воздействий педагога дошкольного образовательного учреждения в речевой деятельности на основе

фольклора, ориентированной на воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит:

в обосновании необходимости воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста, как важной составляющей процесса целостного развития личности и ее гуманистической ориентации;

в раскрытии и обосновании теоретических положений воспитания творческой направленности личности ребенка в процессе речевой деятельности;

в обосновании совокупности педагогических воздействий, способствующих успешному воспитанию творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.

Практическая значимость состоит в предложении педагогической практике материалов, которые будут стимулировать детские творческие проявления в речевой деятельности и способствовать воспитанию творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста: инициировать у них готовность отступить от заданного образца, желание и умение проявить инициативу, оригинальность и волевое усилие в импровизации и др.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций; многоаспектностью и концептуальным единством рассмотрения проблемы; применением методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; опытной проверкой теоретических разработок.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая направленность личности ребенка старшего дошкольного возраста является важнейшим компонентом его развития. Она воспитывается в ходе воспитательно-образовательного процесса, как фактор развития и его результат. На исследуемом возрастном этапе творческая направленность личности является необходимым звеном формирования психических и

личностных качеств ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Ведущие концепции творческого развития личности

Творчество в различных формах - непременный атрибут земной цивилизации на всем протяжении ее существования. Оно является категорией философии, психологии и культуры, выражающей важнейший смысл человеческой деятельности1, порождающей новые ценности, идеи и самого человека как творца . Способность к творчеству, то есть к приобретению принципиально нового знания об окружающем мире и способах его преобразования, является одной из самых загадочных способностей человека. А.Л. Кребер писал о том, что «способности даются от рождения, но реализуются они или нет - зависит только от культурного окружения»3.

Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на понимание проблемы личности, определение ее статуса, поскольку менялись не только условия существования, но и идеалы, устремления человека. Не было ни одной философской школы или учения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке, его способностях, структуре сознания и смысле существования.

В античности творческое начало в человеке понималось как божественное искусство, «исступленность», «одержимость»4. По Платону, творчество носит универсальный характер. Философ формулировал идею восхождения человека к своей творческой сущности, смысл которого заключался в постоянном совершенствовании всего мироздания. Источником и целью человеческого творчества являлась красота1. По Аристотелю, человек, как и всякое природное существо, имеет внутренний источник самодвижения и саморазвития, «ведь все существующее по природе имеет в себе самом начало дви-жения», и «искусство подражает природе» . Возможность познания высших принципов мироздания философ усматривал в интуиции3. Аристотель связывал эстетическое наслаждение не только с воздействием прекрасной формы произведения искусства, но и, прежде всего, с удовольствием, которое доставляет познание4.

Средние века утверждают ограниченность и несопоставимость человеческого творчества с божественным творением. Человеку отводилась роль проводника, которого осенила божья искра творчества. Фома Аквинский провозгласил личность «тем, что является наиболее совершенным во всей природе»5. Человек считался «аккумулятором» творческого начала мира, способным в результате своих творческих проявлений к восхождению к духовным вершинам (П. Помпонацци)6.

Наиболее отличительная черта философии Возрождения — утверждение . идеала гармоничности человеческой личности и цельности мироздания. Личность, поставленная в центр эпохи Возрождения, соответствовала духу Ренессанса с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом. Мировоззрение того периода носило ярко выраженный гуманистический характер. Оно было отмечено культом творческой деятельности, ориентацией на творчество. Материально-чувственная деятельность, в том числе творческая, приобретала своего рода сакральность. Появилась идея прометеизма - человек выступал как со-творец мира и истолковывался как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Философским взглядам эпохи Возрождения присущи оптимизм и вера в безграничные возможности человека1. Так, Н. Ку-занским был выдвинут тезис о том, что «человеческая природа такова, что становится полнотой всех совершенств, ... в человеке все возведено в высшую степень» .

Один из представителей гуманистического движения французского Возрождения М. Монтень предложил концепцию человека нового времени — широко образованного и критически мыслящего. «Ребенок превращается в личность, развивая способность к критическим суждениям». Необходимо воспитывать у детей привычку исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру из уважения к авторитету»3.

Новое время рассматривает творчество как универсальную комбинаторику или противопоставляет ему логику и интеллект. Развиваются теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли), идея «продуктивного воображения» (И.Кант, Ф. Шеллинг), согласно которым творчество - предпосылка познания вообще4. В этот период актуализировалась важность развития у человека эстетических чувств и вкуса, нравственных отношений в обществе.

В философско-педагогическом учении Я.А. Коменского человек - это «последняя вершина творений, чистейший образ создателя, соединяющий в себе одном все, что есть наиболее совершенного во всех других созданиях», и поэтому «все на свете подчинено человеку, все подвластно человеку»5.

Характеристика речевой деятельности как средства воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста

Специфика собственно человеческого способа существования состоит в активном отношении к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование (А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин)1.

Различные аспекты деятельностного подхода разработаны в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого и др., и нашли свое выражение в концепции культуры как творения человека и концепции человека как творца культуры (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Жданов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.А. Коган и др.).

Проблема деятельности органично связана с проблемой личности и сознания. Г.С. Костюк отмечает: «Связь между деятельностью личности и ее психическими свойствами многозначна. В одной и той же деятельности психические свойства часто складываются по-разному. Образующиеся в ходе деятельности свойства личности включаются в структуру ее последующей деятельности, претерпевают изменения, дифференцируются, интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, каким является структура личности, то есть устойчивая и вместе с тем динамическая система психических свойств»2. Б.Ф. Ломов считает, что «личность — это не момент деятельности и ее продукт, а, напротив, деятельность есть момент и продукт личности»3.

Таким образом, личность человека значительно богаче, чем его деятельность, она не исчерпывается деятельностью, не может быть сведена и отождествлена с нею. Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание во взаимодействии с другими людьми. Изменение внешнего мира есть предпосылка и условие для самоизменения человека. «Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека» (С.А. Смирнов) . «Любая деятельность может быть организована педагогом и стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием» (Н.Е. Щуркова) . С.Д. Смирнов считает, что в анализе природы творческого акта человека деятельностному подходу принадлежит важная, но вспомогательная роль3.

Известно, что содержание и структура деятельности не являются однозначно понимаемыми в научной среде. Существуют несколько подходов к их анализу.

В рамках методологического подхода (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедро-вицкий и др.) деятельность есть субстанция сама по себе, которая захватывает индивидов и, тем самым, воспроизводится. Такое понимание деятельности на примере языка сформулировал немецкий философ и языковед В. Гумбольдт. Принято считать, писал он, что человек овладевает языком; но, может быть, правильнее сказать: язык овладевает человеком, язык захватывает человека и заставляет двигаться по своим законам4. Попытки определить в данном случае носителя деятельности и ее минимальную единицу приводят к следующей проблеме: во время поисков всегда приходится выходить за рамки деятельности одного человека и взаимосвязанных групп других людей. «Если же вы возьмете человеческий социальный организм, то уже непонятно, складывается ли социум из отдельных людей или же он «изготовляет» отдельных людей с самого начала как элементы своей системы ... существует всего лишь одна единица — весь универсум человеческой деятельности» (Г.П. Щедровицкий)1.

Психологический подход к анализу содержания и структуры деятельности основан на работах научных школ П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В психологической теории деятельность редуцируется к деятельности индивида, трактуется как его атрибут, то есть считается, что субъект осуществляет деятельность. Деятельность, по мнению А.Н Леонтьева, - это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире2.

В этом случае деятельность представляет собой мотивированный процесс использования человеком разнообразных средств для достижения собственной или внешне заданной цели. Выделяются субъект, процесс, предмет, условия, способы, результаты деятельности, которая всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представленному запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей. Этот циклический процесс является источником не только новых образов, но и новых способностей, интересов, потребностей и других элементов человеческой субъективности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя.

Таким образом, деятельность включает два взаимосвязанных процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира (распредмечивание).

Организация и принципы построения процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста

Начальный период воспитания и обучения в дошкольном учреждении играет важнейшую роль в дальнейшем развитии человека — формировании его внутреннего мира и интеллектуальной базы. В дошкольном детстве изучение родного языка является основным этапом длительного процесса формирования языкового сознания. При этом огромное значение имеет порождающая речь ситуация.

На современном этапе развития необходимо совершенствование речи детей как в отношении ее коммуникативных качеств, так и культуры речевого общения. Но формирование у ребенка культурно-речевых навыков затрудняют некоторые явления, происходящие в сфере литературного языка: вытеснение русских слов, размывание традиционных языковых норм, появление большого количества заимствованных слов, часто воспринимаемых в качестве эталона. Мы полагали, что культура языка должна быть осмыслена в экологическом аспекте, как часть здоровой, окружающей речевой среды. Под языковой культурой мы понимали воспитание любви к родному языку, восприимчивости к изобразительно-выразительным возможностям родной речи, чувства заботы о его будущем, бережного отношения к национальным традициям.

Поэтому постоянное совершенствование педагогом речевой деятельности детей дошкольного возраста подразумевало как накопление информационного материала, так и совершенствование способов его подачи: соответствия смысловому содержанию, грамотного донесения до слушателя, эмоционального насыщения.

Известно, что разносторонними способами воздействия на речевую деятельность ребенка, его нравственно-эстетическое и творческое развитие, обладает фольклор. Выступая своеобразной формой выражения отношений к воспринимаемой действительности, фольклор через богатую тематику, содержание учит ребенка образно мыслить, видеть необычное в обычных явлениях действительности. Он закладывает основы эстетической культуры, вырабатывает умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Мы считаем, что процесс воспитания творческой направленности личности невозможен без приобщения детей к традициям устного народного творчества, которое характеризуется неразрывной связью с бытом, социальной средой, обрядами. Его смысл доводится до детского понимания через синтез слова, музыки, движения, и постигается при непосредственном участии в художественно-творческой деятельности. При этом ребенок ощущает чувство сопричастности к традициям и духовным ценностям своей Родины.

Такие особенности живой речи, как непроизвольность, непринужденность и яркость, облегчают понимание ее смысловой стороны. Поэтому в работе мы использовали различные формы фольклорного материала (пословицы, поговорки, считалки, заклички, сказки и др.). Они способствовали возникновению таких качеств речевой деятельности детей дошкольного возраста, как точность, краткость, образность. В то же время, фольклор оказывал непосредственное влияние на образную речь ребенка, определял ее строй и стиль, питал своим материалом, вооружал способами построения повествования. Эффективным путем обучения ребенка родной речи являлось объединение уже сложившейся речевой деятельности ребенка с творческими заданиями, которые предполагали построение самобытного текста, отражающего видение ребенком окружающего мира. Творческие задания в речевой деятельности формировали мышление ребенка, его эстетическую ориентировку, способствовали возникновению творческих проявлений.

Отбирая фольклорные материалы, мы стремились к тому, чтобы они благотворно влияли на формирование творческих умений детей в процессе освоения художественных речевых образцов произведений устного народного творчества, таили в себе возможности по воспитанию творческой направленности личности ребенка дошкольного возраста.

Известно, что литературное творчество является двуединым процессом накопления впечатлений в процессе познания действительности и творческой переработки их в словесной форме, то есть воссоздания прошлого опыта в новых сочетаниях. Мы признавали произведения устного народного искусства одним из факторов, которые определяют развитие словесного творчества детей, оказывают воспитательное влияние на личность ребенка, формируют художественные способности, психические свойства, необходимые для словесного творчества, то есть создают предпосылки для его возникновения. Считали, что импровизационная игровая основа словесного творчества на фольклорном материале окажется наиболее благоприятной для воспитания творческой направленности личности, способной органически включиться в окружающую жизнь.

В процессе работы мы отмечали, что фольклорные формы оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребенка. Они соответствуют особенностям детского восприятия (близость ребенку тем и образов, статичность характеристик главных героев, динамичность и сжатость сюжета, особенности композиции - традиционные зачины, концовки, тройственность событий, постоянные эпитеты, высокая образность языка и т.д.). Кроме того, гуманистические идеи, свойственные произведениям фольклорного творчества, воздействовали на формирование нравственных сторон личности детей.

Исследование процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности

Нами были выделены дети с разной степенью проявления творческой направленности личности в процессе речевой деятельности. Приводим их характеристику.

Слабая степень (7 из 20-ти детей группы, 35 %). Ребенок был эмоционально и физически скован. Он практически не проявлял инициативу, был ориентирован на репродуктивную деятельность. Пассивно подражал взрослому в создании речевого образа. Обычно отказывался участвовать в выполнении творческих заданий. По просьбе взрослого включался в деятельность, но действовал со значительными отвлечениями. При предложении педагога придумать сказку ограничивался пересказом эпизодов знакомых произведений.

Средняя степень (8 детей, 40 %). У ребенка наблюдалась расположенность к выполнению творческих заданий, попытки собственных творческих проявлений, интерес к преобразующей деятельности других людей. Продукт своей деятельности он оценивал по степени близости к образцу. Творческое воображение ребенка начинало принимать произвольный характер. Он предпринимал попытки передать собственное отношение к услышанному, выразить симпатии и антипатии, мнение по поводу развязки сюжета.

Степень выше средней (5 детей, 25 %). Ребенок любознателен и инициативен. Он стремится выразить свои впечатления в индивидуальных творческих проявлениях. Был чувствителен к оценке продуктов собственной деятельности. Проявлял оживленный интерес к способам преобразования. Активно и заинтересованно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми. Высокий уровень развития творческого воображения ребенка нашел опору в его речи, что выражалось в выразительности и красочности высказываний. У него проявлялось чувство юмора, восприимчивость к красоте образов.

Высокой степени проявления творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности на первом этапе опытной работы (октябрь 1999 года) в данной группе не наблюдалось.

Для индивидуального наблюдения нами были выделены дети с хорошей, средней и слабой степенью готовности к самостоятельным творческим проявлениям в речевой деятельности.

l.Co склонностью к импровизации, хорошим уровнем развития творческого воображения - Илья Р. 2.Со средней степенью готовности к словесному творчеству - Настя К. З.С низким уровнем развития речи и слабой активностью воображения — Настя Г.

Результаты проведенного диагностического исследования отражены на диаграмме 1 (Приложение, с. 169).

На основе выделенных принципов построения содержания процесса воспитания творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности с применением фольклорного материала, и с учетом выявленных степеней сформированности ее показателей, мы спланировали и провели воспитательно-образовательный процесс по трем блокам. I блок был направлен на решение следующих задач: 1 .формирование у детей установки на ценность собственной творческой деятельности. 2.Воспитание у детей качеств личности, определяющих ее творческую направленность в речевой деятельности: инициативности, самостоятельности, склонности к преобразованию заданного образца, интереса и готовности к импровизации. 3.Ознакомление детей со спецификой жанров (сказка, рассказ, стихотворение) и форм устного народного творчества (загадка, пословица, поговорка, дразнилка...). Формирование у детей элементарных знаний о структуре текста. 5.Обучение выразительному пересказу как подготовительному этапу самостоятельного сочинительства, использованию неречевых средств выразительности. 6.Обучение детей составлению творческих рассказов (по плану, по пространственной модели, по пословице, контаминации на темы знакомых литературных произведений, по предложенной или самостоятельно выбранной теме, по опорным словам). 7.Обучение детей навыкам словесного творчества в трех видах деятельности: восприятия произведения; исполнения — чтения произведений, инсценирования, драматизации; собственно творчества, продуктом которого является самостоятельно сочиненная рифмовка, загадка, сказка и др. II блок был направлен на выполнение следующих задач: 1 .развитие у детей старшего дошкольного возраста потребности в познании духовных и культурных ценностей народа через ознакомление как с фольклорными материалами, так и детской художественной литературой. 2.Воспитание творческих проявлений детей в речевой деятельности через творческие упражнения, задания и игры. 3.Применение творческого рассказывания и описания действий персонажей литературных источников и фольклорного материала в самостоятельной деятельности детей. III блок был направлен на решение задач: 1. стимулирование творческих проявлений, а через них и творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста, в речевой деятельности на основе фольклора. 2.Развитие свободного выбора детьми речевой деятельности.

Похожие диссертации на Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности