Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Степанова Ольга Николаевна

Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
<
Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанова Ольга Николаевна. Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Якутск, 2007. - 203 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/2109

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста 3

1.1. Историко-методологический анализ проблемы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста 15

1.2. Психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста 61

1.3. Особенности формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 71

Выводы по первой главе 103

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 105

2.1. Реализация модели формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 105

2.2. Применение форм и методов развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 132

2.3.Диагностика уровней сформированности этнокультурной компетентности старших дошкольников 156

Выводы по второй главе 164

Заключение 166

Библиография 169

Приложение 189

Введение к работе

Актуальность исследования. В Стратегии модернизации содержания образования, проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» говорится о пяти группах ключевых компетентностей, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования. Среди них выделяется межкультурная компетентность, которая определяется как «понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий» [229, с.20-23]. Основой развития межкультурной компетентности личности является формирование его этнокультурной компетентности.

Изобразительная деятельность как один из аккумуляторов и источников формирования этнокультурной компетентности личности играет особенную роль в силу своего доступного интернационального языка - языка художественного образа, она не имеет коммуникативных национальных границ и может быть безпрепятственно использована как фактор вхождения человека в этничекую и мировую культуру.

Оптимальным для формирования этнокультурной компетентности посредством изобразительной деятельности является старший дошкольный возраст, сензитивный период ярких новообразований - физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных.

Культура как феномен изучалась представителями философии, культурологи, социологии, психологии, педагогики и других наук (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.П. Беспалько, B.C. Библер, Г.Н. Волков, М.С. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др.).

Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого и др.

Вопросам поликультурного (мультикультурного) образования посвящены труды зарубежных ученых (Ж. Алпорт, М. Беннет, Ж. Берри, Д. Бэнкс, М. Вудроу, В. Гудикунст, Э.Б. Тэйлор, Г. Триандис, Л. Уайт, Э. Холл и др.), рассматривающих этнокультуру как уникальный источник расширения знаний о других народах и формирования взаимной толерантности.

Формирование этнокультуры исследовалось в работах А.Ю. Белогурова, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Дробижева, В.А. Ершова, Т.С. Комаровой, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Парамоновой, Д.Б. Сажина, Л.Л. Супруновой, Э.К. Сусловой, В.Н. Цатурова и др.

Известный интерес в плане нашего исследования представляют работы Е.М. Алифановой, Н.И. Белоцерковец, И.А. Зимней, Л.А. Парамоновой, Т.В. Поштаревой, В.М. Саввинова, Л.В. Свирской, Н.В. Ситниковой, А.В. Хуторского, СЕ. Шишова, Е.Г. Юдиной, посвященные исследованию вопросов компетенций и компетентностей личности.

В ряде диссертационных работ раскрываются отдельные аспекты реализации возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании подрастающего поколения (Е.И. Зарипова, Р.Х. Кузнецова, В.Н. Лукьяненко, О.И.Михалева, Т.С. Таюрская, Л.С. Ядрихинская и др.). з

Проблеме использования потенциала этнокультуры и этнопедагогики народа саха в образовательном процессе посвящены исследования В.Ф. Афанасьева, Л.А. Афанасьева-Тэрис, У.А. Винокуровой, А.И. Гоголева, А.А.Григорьевой, Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, А.Г. Новикова, А.П. Оконешниковой, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, А.Д. Семеновой, К.Д. Уткина и др.).

Педагогические аспекты воспитания личности ребенка посредством изобразительной деятельности содержатся также в работах М.А. Абрамовой, Л.А.Венгер, Н.А. Ветлугиной, Т.П. Дороновой, А.В.Запорожец, Т.Г. Казаковой, У.А. Карамзиной, Л.М. Клариной, Т.С.Комаровой, Л.В. Компанцевой, Т.А Копцевой, Л.В. Куцаковой, Л.В. Пантелеевой, Л.И. Парамоновой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой и др.

Р.М.Чумичева рассматривает культуру как творческий процесс, предоставляющий ребенку возможность самовыразиться в различных видах художественно-эстетической деятельности. Процесс творческого самовыражения актуализирует ценностный потенциал личности и ее отношение к миру природы, искусства, рукотворному миру и внутреннему миру другой личности. Культура в образовательном процессе дошкольного учреждения выступает фактором преобразования содержания и пространственно-предметной среды как условий развития таких ценностей личности ребенка, как творческое самовыражение, самостоятельность в выборе средств деятельности. Культура является более активным фактором в развитии ребенка, чем пространственно-предметная среда [213, с.15]. Данное положение подтверждает нашу точку зрения о том, что изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию их этнокультурной компетентности.

В дошкольной педагогике сложился взгляд на ребёнка как первосоздателя культурного мира (A.M. Лобок, СВ. Петерина и др.). По их мнению, культура возникает именно в мифологической форме, что говорит об адекватности культуры как педагогического средства в развитии личности ребенка, так как сознание ребенка мифопоэтично. В основе функционирования мифа, как механизма культуры, лежит процесс культурно - мифологического пойменований мира. Авторы поднимают вопрос о необходимости образования «необучающего типа», построенного на принципах вероятного диалога. Обучение представляется как процесс трансляции тех или иных ценностей культуры, где происходит разворачивание собственных позиций и одновременного взаимообразования и взаиморазвития этих позиций, на основе вслушивания, а не на основе обучающей коррекции. Именно работа каждого ребёнка со своим внутренним миром в контакте с теми или иными психодраматическими бытиями и событийными ситуациями является, по мнению автора, основным содержанием образования. Таким образом, они делают заключение, что на «культуропорождающей» основе возможен диалог с миром культур [129, с.48].

В педагогической литературе до сих пор нет работ, посвященных анализу формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, Из предпринятой нами попытки выделить в теории и методике современного дошкольного образования описание понятий «компетентность» и «компетентностный подход» мы смогли отметить, что данной проблеме уделяется достаточно много внимания в исследованиях Е.М. Алифановой, Н.И. Белоцерковец, Л.В. Свирской, Е.Г. Юдиной и др.; в создании программно-методического обеспечения дошкольного образования (программы «Детство», «Истоки»; как ценностный ориентир образования и воспитания (центр «Дошкольное детство» им. А.И. Запорожца); в разработке критериев оценки качества дошкольного образования (О.Л Князева, Л.В. Свирская, Е.Г. Юдина и др.)[84;177;220]; в качестве суммарного определения знаний, умений навыков (М.В. Крулехт)[108]. Компетентности описаны авторами, скорее, как ценности современного дошкольного образования, чем как цели, что требует от педагогов дополнительных усилий для преобразования ценностей в цели.

Среди исследованных и описанных различными авторами компетентностей детей старшего дошкольного возраста ключевыми считаются социальная, коммуникативная, интеллектуальная, языковая, эмоциональная, физическая, предметная (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, Л.В. Свирская, Е.Г. Юдина и др.).

Межкультурная и этнокультурная компетентность ребенка дошкольного возраста, концептуально декларированная как ценностно-значимая, сегодня не рассматривается вовсе. Но эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться или формировать ее с детства. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.

С учетом вышеизложенного, формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста нам представляется проблемой, имеющей социальное и научное значение. Следовательно, требуются дальнейшие поиски путей ее решения как на теоретическом, так и на практическом уровнях Признавая большую ценность результатов вышеназванных исследований в области образования, необходимо отметить, что целый ряд вопросов, связанных с формированием этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, остается недостаточно разработанным. В их числе: отсутствие системности в видении самой проблемы этнокультурной компетентности; неполное раскрытие механизмов ее формирования; отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах дошкольного детства; неразработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности; отсутствие концепции и механизмов их системной реализации. В педагогической литературе до сих пор нет работ, посвященных анализу формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Актуальность темы исследования обуславливается практической потребностью разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между:

потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возрасту ребенка средств приобщения к народным традициям региона;

стремительным внедрением понятий «компетентность», «компетенция», «ключевые компетентности» в теорию и практику дошкольного образования и недостаточной определенностью понятия «этнокультурная компетентность»;

осознанием необходимости определения педагогических условий формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности и его недостаточной разработанностью в педагогической теории и в дошкольной практике.

Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: поиск путей и способов формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Вышеназванное определило тему исследования: «Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности».

Объект исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников в изобразительной деятельности.

Предмет исследования: научно-теоретические основы и педагогические условия формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть научно-теоретические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности и обосновать педагогические условия его осуществления.

Гипотеза исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности будет эффективным, если:

обосновать инновационные подходы к организации процесса формирования этнокультурной компетентности детей: принципы, идеи, технологии;

- реализовать педагогические условия, способствующие формированию этнокультурной компетентности детей (направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций; создание развивающей предметно-пространственной среды, в котором возможна активизация самовыражения детей в изобразительной деятельности; использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово-игровых, проектных, интегрированных методов и др.);

взаимодействие ДОУ и семьи по повышению этнокультурной компетентности родителей;

- осуществлять педагогическую диагностику личностного продвижения в процессе формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность исходных положений, образующих научно-теоретические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

2. Выявить и экспериментальнм путем проверить эффетивные формы и методы развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

3. Сконструировать модель формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения материалистической философии о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве формы и содержания; теории и практики развития личности; современные философские, культурологические, педагогические, психологические концепции образовательных систем.

Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам дошкольного воспитания.

Теоретические основы исследования составили концепции современного поликультурного образования (А.Ю. Белогуров, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, В.Н. Цатуров и др.); теории диалога культур (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.С. Каган и др.); теории воспитания культуры межнационального общения (Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова, Г. Триандис, Э.Холл и др.); психологические теории (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.M. Лобок, B.C. Мухина, Н.Н. Подцъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.М. Якобсон и др.); теории гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Б.М. Неменский, К. Роджерс, Н.Е. Щуркова и др.); теории развития основ компетентности в дошкольном возрасте (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, СМ. Зинина, Л.В. Свирская и др.); теории о специфике освоения культурных ценностей в художественно-эстетической деятельности ребенка (З.А. Богатеева, Н.А. Ветлугина, А.В.Запорожец, У.А. Карамзина, Л.М. Кларина, Т.С.Комарова, Т.А Копцева, Л.И. Парамонова, В.А. Петровский, А.П. Усова, Е.А. Флерина, P.M. Чумичева, Л.С. Ядрихинская и др.); теории о взаимосвязи этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития человека (М.А. Абрамова, Л.А. Афанасьев-Тэрис, У.А. Винокурова, Т.Н. Волков, А.И. Гоголев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, А.Е. Мординов, А.Г. Новиков, А.П. Оконешникова, Б.Н. Попов, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу с параллельным привлечением документации ДОУ; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования; математическая и статистическая обработка его результатов. Научная новизна исследования:

- раскрыты сущность и содержание формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности;

- выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, основанные на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;

- сконструирована модель формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности построенная на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста;

- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, модели формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные педагогические условия, средства формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, разработанные авторские программы, методические пособия «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде ДОУ», «Формирование этнокультурной компетентности детей в процессе изобразительной деятельности», диагностический материал, методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности могут быть реализованы в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов, проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций авторов, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова; международной научно-практической конференции «Культура против терроризма» (г. Калуга, 2005г.), республиканских научно-практических конференциях «Начальное и предшкольное образование: стратегия партнерства» (г. Якутск, 2006г.), «Актуальные проблемы профессионального педагогического образования» (г. Якутск, 2007г.), на республиканских, городских педагогических чтениях, городских методических объединениях (г. Якутск, 2002-2007гг.).

Базой исследования явились ДОУ №10, №14, №16, №26, №33, №89, №105 г. Якутска, Горного, Нюрбинского, Чурапчинского улусов Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось поэтапно с 2000 по 2007гг.

Первый этап (2000-2002 гг.) - поисково-теоретический. Изучение и анализ научной проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Второй этап (2002-2005 гг.) - опытно-экспериментальный. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Третий этап (2005-2007 гт.) - обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная компетентность (в ее взаимосвязи с межкультурной компетентностью) - сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний о родной культуре (этнокультуре), о других народах и их культурах, умений и навыков их практического применения; понимания их своеобразия и ценности, личностных качеств (ценностное отношение к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др.), способствующих успешной их адаптации в полиэтнической среде.

2. Технология формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности строится на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка и включает в себя три компонента (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический).

3. Эффективность протекания процесса формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: (направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций; создание развивающей предметно-пространственной среды, в котором возможна активизация самовыражения детей в изобразительной деятельности; использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово-игровых, проектных, интегрированных методов и др.); взаимодействие ДОУ и семьи по повышению этнокультурной компетентности родителей;

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Историко-методологический анализ проблемы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

При Международной ассоциации по исследованию проблем мира, организованной при поддержке ЮНЕСКО, действует Комиссия по обучению миру, в рамках которой преподаватели из разных стран работают над формированием культуры мира. В докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО, в котором определены стратегические направления развития школы в новом столетии, отмечено, что образование должно способствовать тому, чтобы «с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам» [53, с.2]. В этом важном документе справедливо подчеркивается необходимость решения школой двуединой задачи: освоения учащимися культуры, духовного богатства своего народа и воспитания уважительного отношения к культурным ценностям других народов. Для решения этих задач важно определить теоретические основы формирования этнокультурной компетентности.

Анализ генезиса проблемы включения компонентов этнокультуры в поликультурное воспитание обнаруживает два полярных подхода. В эпоху античности, где были распространены политеизм, философия всеобщности, микро- и макрокосмоса человеческой природы, открытости мышления и школы, изучения универсальных законов развития природы, общества и человека, появилась идея человека как «гражданина мира». Прямо противоположное развитие происходило на Древнем Востоке с его моноэтническими странами (Индия, Китай, Япония), с характерными для них политикой и установками закрытости общества, замкнутости религий и монокультурным образованием. «Общий дух» нации зависит от образа жизни, который определяется географической средой. Попытки философского анализа были предприняты философами нового времени: Р.Декартом [119], Г.Лейбницем [97], Дж. Локком [130] и др.

В эпоху Возрождения был расширен культурный диапазон содержания гуманистического образования, включающий наряду с классическими культурами (древнегреческой и римской), изучение родных языков и культур, современных иностранных языков в реальных школах. Например, «Панпедия», разработанная в XVIB. ЯЛ. Коменским, является универсальной программой воспитания всего человеческого рода. Существенную часть содержания «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [96, с.23].

Для понимания данной проблемы важно выяснить теоретические предпосылки межкультурного общения с точки зрения понятия культуры в целом. Культура - сложное междисциплинарное образование, специфический феномен - социальный и антропологический. Насчитывается несколько сотен дефиниций культуры. Большинство концентрируется вокруг трактовок культуры, связанных с именами известных философов, социологов, этнографов, культурологов, историков (М.М. Бахтин, Н.А Бердяев, B.C. Библер, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачёв, Ницше, X. Ортега-и-Гасет, Э.Б. Тейлор, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). Множество определений культуры, которые варьируют в зависимости от их порождающего материала, множественность взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в определенной исторической одновременности и многомерности, позволяет квалифицировать современное общество как поликультурное по содержанию и способам функционирования культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества непременно наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. В концепции М.С. Кагана культура представлена как система внегенетической связи человека, природы, общества, обеспечивающая деятельное существование и непрерывное развитие человечества как единого целого [74, с.265]. Данная концепция представляется нам наиболее убедительной и методологически обоснованной, поэтому более подробно рассмотрим ее содержание. Исходная методологическая установка, реализованная в данной концепции - рассмотрение культуры в системе бытия как одной из подсистем, исторически возникшей для удовлетворения определенных потребностей. В широком философском смысле культура по масштабу своему оказывается сопоставимой и с человеком, и с сообществом, и с природой - основными формами бытия. Первой формой бытия является природа. На определенной ступени исторического развития природы возникает вторая форма бытия - общество людей. Человек - воплощенное единство природы и общества - третья форма бытия. Деятельность людей превращается в культуру - новую форму бытия, необходимую для выживания и развития рода Homo sapiens. Культура как четвертая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, включает в себя: а) качества человека, которые формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления индивида; б) способы деятельности, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение; в) многообразие материальных, духовных, художественных предметов, в которых опредмечиваются процессы деятельности; г) вторичные способы деятельности, распредмечивающие человеческие качества, хранящиеся в предметах культуры; д) самого человека как продукта творения культуры; е) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением действующих в них людей.

Психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Успешное решение задач формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста возможно только при условии знания их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей закономерностей их развития. Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания" - ощущений, восприятия, представлений, воображения. К старшему дошкольному возрасту эти психические процессы довольно развиты. Овладение сенсорными эталонами как системой, меняют восприятие ребенка. Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении. Этому способствует овладение новыми видами деятельности (особенно коллективными), расширение круга общения и появление внеситуативного личностного общения.

Старший дошкольный возраст является периодом фактического становления психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта - единство личности. Изменения эти находят свое отражение во всех сферах психического развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной. Человеческое "Я", внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения.

В сфере общения с взрослыми на первый план выходят внеситуативные формы общения - познавательная и личностная. Старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах, поведения, о себе, о своих родителях. В основе этого общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность.

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания, осознания себя и отношения к себе как физическому, духовному и общественному существу. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания в растущей реальной самостоятельности индивида выражается в изменении его взаимоотношений [173, с. 114]. К старшему дошкольному возрасту ребенок становится самостоятельным, независимым от взрослого, развиваются отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. Активно развивается в этот период и самооценка - важная форма проявления сознания.

Важнейшее новообразование этого возраста - произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. У ребенка создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Он начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Претерпевает большие изменения мотивациониая сфера. В числе значимых мотивов выделяются: интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, рисование, конструирование и другие), установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье, в детском саду, мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение, соревновательный, созидательный мотивы. Большое значение в формировании личности ребенка дошкольного возраста имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Большое место начинают занимать общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести пользу. Причем эти мотивы не рядоположены, а соподчинены друг другу. Соподчинение мотивов - очень важное новообразование в развитии мотивационной сферы ребенка.

Среди особенностей детей старшего дошкольного возраста особое место принадлежит темпераменту. Физиологической основой темперамента человека является его тип высшей нервной деятельности [153, с.121]. К специальным возрастным особенностям нервной системы детей старшего дошкольного возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению с взрослыми восстановление сил. Пластичность нервной системы позволяет влиять на темперамент, но меры воздействия отбираются такие, которые бы предотвращали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны [153, с.145].

Реализация модели формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Исходя из целей исследования, решались следующие задачи: - разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих научно-теоретические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; - раскрыть сущность и содержание формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; - определить критерии, показатели и уровни сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста; - обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; - опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал использование комплекса методов исследования: наблюдение, беседу, анкетные опросы, интервьюирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, творческих работ детей и др.; реализацию выделенных нами компонентов и проверку эффективности организационно-педагогических условий формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; разработку и апробацию авторской программы по изобразительной деятельности.

Цель констатирующего этапа: выявить уровни сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе необходимо было сопоставить итоги теоретического анализа научной литературы по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности и состояние данной проблемы в массовой практике.

При этом мы исходили из определения этнокультурной компетентности как сложного интегративного образования, включающего широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний о родной культуре (этнокультуре), умений и навыков их практического применения; личностных качеств (ценностное отношение к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др.).

Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста - сложный педагогический процесс. Во многом успех работы зависит, прежде всего, от уклада жизни, от среды, в которой ребенок привычно общается, от того, как взрослые понимают важность работы с детьми в этом направлении. Основными задачами констатирующего этапа исследования явились: 1) диагностика уровней сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста; 2)изучение состояния развивающей предметно-пространственной среды по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в педагогической практике; 3) выяснение отношения родителей к этнокультуре.

Диагностика уровней сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста по выделенным критериям решалась методами беседы и наблюдений, собеседования, индивидуальных бесед с выполнением заданий.

Для выявления у детей возможности использования определенного этнонима как внешнего выражения этнической идентификации с определенной этнической общностью и признаков, по которым они определяют принадлежность к определенной этнической общности, была проведена индивидуальная беседа по специальному опроснику, составленному на основе опросника ВТК по разработке программы «Тосхол» 1998 г. При проведении беседы по специальному опроснику, вопросы были заданы детям в игровой форме: 1) Как тебя зовут? 2) Кто ты? (1- человек, 2 - девочка-мальчик, 3 - дочь-сын). 3) Кто ты по национальности? Почему ты так думаешь? 4) Как называется республика, где ты живешь? 5) Как называется страна, в которой ты живешь? 6) Знаешь ли ты название планеты, на которой ты живешь? 7) Что, по-твоему, означают слова «Родной край»? Данные, полученные в ходе исследования, показали следующее: - на вопрос «Кто ты?», в своих ответах дошкольники чаще всего характеризируют себя по антропологическому признаку (Я - человек, ребенок), половому признаку («Я - мальчик», «Я - девочка»), по родственным отношениям («Я - сын», «Я - дочь»). Как свидетельствуют эти данные, решающими в самоидентификации оказываются такие сферы как антропологическая отнесенность - у 61%, половая отнесенность - у 28% детей и система родственных отношений - у 10 % детей. Показатели идентификации представлены в таблице 3. На третий вопрос допускались наводящие вопросы: «Есть русские, саха, китайцы, грузины. К какому народу ты относишься?». Свою этническую принадлежность дети старшего дошкольного возраста определяют, но не аргументируют. Затрудняются в определении своей этнической принадлежности дети межэтнических браков. Например, были такие ответы: «Я немного саха и немного русский», «Я не знаю, кто я, но мама саха, бабушка и дедушка саха, папа - украинец, а я говорю по-русски».

Применение форм и методов развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в которых осуществлялся процесс формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Разработанная нами прогностическая модель предполагает создание и реализацию следующих организационно-педагогических условий: - построение воспитательной деятельности педагогов осуществляется на основе системного, компетентностого, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов; - осуществление систематического взаимодействия педагогического коллектива и родителей проходит на основе сотрудничества и взаимообогащения в процессе формировании этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, формирование интереса детей и родителей к ценностному этническому наследию народов, населяющих республику, популяризация этнопедагогических средств; отбор содержания образования, предполагающий введение этнокультурного компонента в программу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста; - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды через средства, формы и методы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; - диагностика сформированное этнокультурной компетентности старших дошкольников.

Формирующий эксперимент проводился с 2000 по 2006 гг. на базе дошкольных образовательных учреждений №10, №14, №16, №26, №33, №89, №105 г. Якутска, Горного, Нюрбинского и Чурапчинского улусов Республики Саха (Якутия). При проведении формирующего этапа эксперимента предусматривалось, что дети контрольной группы будут работать по традиционной методике. В экспериментальной группе была реализована прогностическая модель формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

В процессе формирующего этапа работа осуществлялась в четырех взаимосвязанных направлениях: с воспитателями, родителями, детьми и по организации развивающей предметно-пространственной среды. Эта необходимость была продиктована результатами анкетирования воспитателей и родителей в период констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Первое направление включало в себя проведение с педагогами экспериментальных групп ДОУ и старілим воспитателем консультаций, бесед, семинаров, круглых столов, предложение им творческих заданий. Целью первого направления являлось расширение и углубление знаний воспитателей по проблеме формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Воспитатели были ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента, а также с программой создания педагогических условий модели процесса формирования этнокультурной компетентности. В ходе опытно-экспериментальной работы для воспитателей дошкольных учреждений разработано методическое пособие по проблеме «Формирование этнокультурной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ». В методическом пособии представлена система формирования этнокультурной компетентности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предложена перспективная план-программа по интеграции деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, а также форма организации различных видов деятельности по формированию этнокультурной компетентности дошкольников.

В ходе осуществления второго направления составлена программа работы с родителями, целью которой было расширение представлений родителей о культуре своего народа и народа совместного проживания. Этому способствовали разнообразные виды работы педагогов с родителями: творческое оформление родословной ребенка, родительские конференции по этнопедагогике северных и русского народов, выставки-ярмарки народного творчества, сотрудничество при создании мини-музеев «Уголок русской горницы», «Саха балагана», активное участие родителей на посиделках у камелька, предпраздничных посиделках, фольклорных развлечениях, народных праздниках, праздничные концерты, посвященные дням Республики Саха.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности