Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов Джалолова Зухро Абдусаломовна

Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов
<
Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джалолова Зухро Абдусаломовна. Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Джалолова Зухро Абдусаломовна; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т].- Душанбе, 2009.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/956

Введение к работе

Актуальность исследования. После приобретения независимости Республикой Таджикистан одной из важнейших проблем для общества стали: уровень образованности граждан, нравственное оздоровление и гуманизация общества. Огромную роль в решении данной проблемы играет историко-педагогическая наука, главное предназначение которой состоит в изучении истории школы, практики воспитания, педагогического наследия прошлого, богатого гуманистическими идеями и общечеловеческими ценностями.

Вопрос воспитания подрастающего поколения занимает важное место на всех этапах развития общества. По мере развития общества, общественных отношений возникают новые, подчас достаточно сложные задачи в системе воспитательной работы. На каждой ступени своего развития общество ставит перед семьёй, школой и другими воспитательными заведениями всё новые и новые задачи. В связи с этим, изучение педагогической мысли таджиков на разных этапах исторического развития и его великих представителей даёт возможность учитывать национальные особенности народа в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Но, к сожалению, историко-педагогическая наука располагает лишь несколькими исследованиями, посвященными истории воспитания и педагогической мысли таджиков в Сасанидскую эпоху. Отсутствие знаний о педагогической мысли и истории школы Сасанидского периода является препятствием к созданию научной концепции единого истори-ко-педагогического процесса, поскольку данный временной отрезок является эпохальной вехой национальной истории таджикского народа.

История школы и развития педагогической мысли эпохи Сасанидов непосредственно и органически связана с общим историческим процессом развития общества, то есть с развитием производительных сил и производственных отношений, науки и духовной жизни народов в целом. С точки зрения историзма, ее, как и любую другую науку, следует изучать в историческом аспекте, исходя из того, что в каждый отдельный исторический период педагогическая мысль была тесно связана с общеисторическим процессом.

Несмотря на ограниченность имеющихся сведений об истории школы и развитии педагогической мысли эпохи Сасанидов, и на основании уже имеющихся материалов, автор диссертации рассматривает развитие педагогических идей в тесной связи с общественно-политической и культурной жизнью предков таджикского народа.

Таджикские мыслители и просветители, развивая педагогические идеалы своих предшественников, рассматривали образование как средство всесторонней реорганизации социальной, экономической и духовной жизни. Экономическое, социальное и культурное развитие они связывали с развитием науки, освобождением научной деятельности от религиозной мистики и, главное, с утверждением системы светского образования. Поэтому выявление общей характеристики истории школы и развития педагогической мысли таджиков в Сасанидскую эпоху представляет большой теоретический и пракгический интерес для исто-рико-педагогической науки.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая тема ещё недостаточно изучена, а некоторые её аспекты вовсе не исследованы. Данной проблеме посвящены монографии И.М.Дъякова «История Мидии» (М.,1956), М.А.Дандамаева и В.Г. Луконина «Культура и экономика древнего Ирана» (М.,1980), Э.Бикермана «Государство Селевки-дов» (М.,1985), А.Е.Кристенсена «Иран в эпоху Сасанидов» (Тегеран, 1979), X. Парниё «История древнего Ирана» (Тегеран, 1983), Т.Олмстид «История Ахеменидской империи» (Тегеран, 1993). В этих работах, наряду с историей, культурой и экономикой, рассматривается также история возникновения школ и развития педагогической мысли. Сведения, приведенные в монографии Э. Бикермана весьма ценны и интересны, но относятся, в основном, к западной части Селевкидского государства, т.е. к Месопотамии и Сирии, а сведения об Иране и Средней Азии очень скудны.

Единственной монографической работой, в которой наряду с социально-культурными и политическими проблемами, рассматри-ваются аспекты возникновения школ и развитие педагогической мысли эпохи Сасанидов является труд Голамреза Джавади под названием «Государственное управление в древнем Иране» (Тегеран, 2001). Эта работа посвящена проблемам политического строя и системе управления всех древ-неиранских государств от Элама до Сасанидов, вопросы возникновения школ и развитие педагогической мысли рассматриваются эпизодически.

Культура и наука Сасанидского периода вкратце рассматривается в таких обобщающих трудах, как «История таджикского народа» (т.1, М., 1964); «История Ирана» (М., 1977); «Таджики» Б.Г. Гафурова (М., 1972); «История древнего Востока» В.И. Авдиева (М., 1970) и в некоторых других работах. Имеются также и монографии, посвященные отдельным аспектам данной проблемы, к которым относится и монография А.Г. Периханяна «Общество и право Ирана в парфянском и саса-нидском периодах» (М., 1983).

В работе использованы научные труды ведущих педагогов, востоко
ведов, историков, этнографов, философов: М.Арипова, И.С.Брагинского,
Е.Э.Бертельса, М.Н.Боголюбова, А.Измайлова, А.Нурова,

Н.Н.Негматова, Ю.Якубова, Б.Рахимова, С.Рахимова, В.А.Крившенко, М.Касымова, М.Б. Султанова и др. Эти учёные помогли воссоздать общую картину исторического развития; определить специфические особенности Сасанидского периода; сопоставить общее и особенное; вникнуть в историю культуры и философию народов и использовать данные этих наук для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на развитие педагогической мысли таджиков в Сасанидскую эпоху.

Большой интерес представляют труды, посвященные древней цивилизации и расцвету науки таджикского и иранского народов, авторами которых являются: В.М.Алексеев, М.А. Дандамаев Б.Г.Луконин, Б.АЛитвинский, М.Е.Массон и др.

Не менее интересной является работа О.М.Чунаковой «Изведать дороги и пути праведных», которая содержит перевод двадцати назидательных текстов, сохранившихся в старейшей, дошедшей до нас пехлевийской рукописи XIV в. и комментарии к ним. Эти сочинения рассматриваются как источник многих важных сведений по культуре, этике и педагогической мысли в период правления Сасанидов.

Особо хочется отметить сборник «Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока» и учебное пособие «Очерки истории школы и педагогики за рубежом», ч.1-2, изданные под редакцией К.И.Салимовой. Особый интерес представляют также книги Дмитриева В.А. «Военное дело Сасанидского Ирана и история римско-персидских войн» и «История эстетической мысли Востока». В них рассматриваются вопросы возникновения и развития школы в рабовладельческом и феодальном обществах, педагогические идеи, связанные с мусульманскими культурными традициями в странах древнего и средневекового Востока.

Вместе с тем имеются ещё проблемы, без серьёзного исследования которых трудно будет воссоздать историю развития педагогической мысли таджикского народа.

К числу неисследованных относится и проблема истории школы и педагогической мысли в Сасанидскую эпоху. Педагогическое наследие Сасанидской эпохи оказало огромное влияние на становление и развитие педагогической мысли народов древнего и средневекового Востока. Однако, несмотря на это, вопросы истории школы этого периода не нашли должного отражения в отечественной и зарубежной историко-педагогической литературе.

О педагогических знаниях упоминается уже в «Авесте» - священной книге зороастрийской религии. Из общего содержания этого древнейшего исторического памятника складывается моральный кодекс человека. Содержание многих гат памятника свидетельствует о том, что зороастризмом высоко почитались семья как основная и органическая ячейка общества, основы семейной морали: взаимная искренность в отношениях друг с другом, коллективный труд, честность и стремление к добру.

История школ и педагогическая мысль Сасанидского периода в Республике Таджикистан и странах СНГ почти не изучена. В некоторых философских, исторических и литературоведческих исследованиях авторы иногда, наряду с основными проблемами, затрагивают отдельные вопросы развития школ и педагогической мысли эпохи Сасанидов.

А.Джалилов в работе «Из истории культурной жизни таджикского народа в раннем средневековье» исследует историю культурной жизни Средней Азии в начале нашествия арабов.

Весьма интересной является работа МЛутфуллоева «Возрождение педагогики Аджама», в которой автор исследует значение педагогических идей некоторых наставлений периода правления Сасанидов.

Книга К.Б .Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времён до возникновения ислама», содержит много ценных педагогических мыслей о нравственном, эстетическом и семейном воспитании предков таджикского народа в эпоху Сасанидов.

Имеется ряд других исследований, в которых в разной степени затрагиваются вопросы истории школ и педагогической мысли эпохи Сасанидов. В их числе труды Х.С.Афзалова, А.Афсахзод, Л.С.Бликштейна, В.А.Василенко, А.К.Мирбабаева, А.Пахлавонова и др.

Монография Рахимова Б. и Нурова А. «Этническая и народная педагогика таджиков» посвящена методам и таким факторам воспитания, как: умственное, патриотическое физическое и т.д.

Работы Д.Саймиддинова «Пехлевийская литература» и «Древние персы», посвящены назиданиям и дидактической литературе эпохи Сасанидов.

Из зарубежных востоковедов И.Саддик, В.Хенинг, Р.Пумпелли, Е.Видиман, Г.Миллер, и др. дают общую характеристику истории развития культуры и школ в Иране и Средней Азии до нашествия арабов.

Экономическая, социальная, политическая и духовная жизнь народов Средней Азии и Ирана в Сасанидскую эпоху наложила существенный отпечаток на развитие школ и педагогической мысли в этом регионе.

Общественная специфика стимулировала разработку в рамках педагогической мысли проблем, связанных с осмыслением целей и путей

формирования таких типов личностей, которые чётко знали своё место в жестокой социальной структуре, беспрекословно подчинялись бюрократическому аппарату восточной деспотии. Восточная деспотия в древности породила такие формы воспитания, каких почти не знала история человечества, в том числе, воспитание беспрекословного подчинения и ограничения желаний у зороастрийцев в «Авесте» или система обучения в Гундишапурской академии.

Предметом исследования послужило историко-педагогическое наследие и письменные памятники предков таджиков Сасанидской эпохи.

Объектом исследования явилось состояние воспитания, становление школы и развитие педагогической мысли таджиков в Сасанидскую эпоху.

Цель исследования состоит в анализе истории состояния, школ и развития педагогических идей Сасанидского периода, выявлении общих закономерностей и специфических особенностей данного периода.

Цель исследования определила рабочую гипотезу: изучение истории состояния, становления школы и развитие педагогической мысли предков таджиков в Сасанидскую эпоху в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы, и построения на данной основе педагогической концепции исследуемого периода, что позволит восполнить недостаточную изученность проблемы истории педагогики таджикского народа и определить её значимость в становлении педагогического сознания современного общества.

Определение цели и гипотезы позволило выделить следующие задачи:

выявить политические, педагогические, социально-экономические и культурные условия становления и развития Средней Азии и Ирана в Сасанидский период, показать их влияние на процесс воспитания и развития педагогической мысли;

определить место воспитания и школ в развитии педагогической мысли таджикского народа;

выявить наиболее распространенные и эффективные педагогические методы, способы и идеи по проблемам теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения;

раскрыть общие и социологические особенности воспитания, школ и педагогических идей в данный период.

Методологическую основу исследования составили: основополагающие положения педагогики, психологии, философии государственных и общественных деятелей литературы и истории об учёте исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания; фундаментальные положения педагогики о приоритете воспитания в развитии

человеческой личности, роли истории педагогики в раскрытии кардинальных педагогических проблем.

Источниковедческую базу исследования составили:

  1. Письменные памятники пехлевийской литературы Сасанидской эпохи: «Менаги хирад», «Драхт Асурик», «Хусрави Кавадан уд Ридак», «Карнамаки Артахшери Папакан», «Ядгар Зареран» и др.

  2. Философская и историческая литература: Б.Г.Гафуров «Таджики», М.Богоутдинов «Очерки по истории таджикской философии».

3. Фундаментальные мысли о школьном образовании
А.И.Пискунова, К.И.Салимовой, А.Н.Гончарова,В.А.Дмитриева,
М.ЛЛутфуллоева, К.Б.Кадырова, Х.С.Афзалова, А.Пахлавонова и др.

4. Труды русских и таджикских востоковедов и литературоведов:
В.В.Бартольда, А.Э.Бертельса, С.И.Брагинского, А.Н.Болдырева,
А.Афсахзода, Д.Саймиддинова и др.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

анализ философской, историко-педагогической литературы, фундаментальных трудов востоковедов, литературоведов, посвященных истории школы, воспитания и педагогической мысли таджиков в Саса-нидский период;

изучение и анализ пехлевийских назиданий дидактической литературы;

отбор, систематизация и обобщение педагогической мысли изучаемого периода;

сопоставительный анализ, оценка педагогических взглядов, школ, народных традиций;

беседы и интервью в ходе встреч с историками, востоковедами, педагогами и литературоведами.

Процедура и этапы исследования:

1-ый этап (2004-2005 гг.) - Ознакомление с материалами, отражающих состояние педагогической мысли таджиков в Сасанидскую эпоху. Основное внимание было сосредоточено на изучении истории общественной, политической, культурной жизни Средней Азии, Ирана и теоретическом обосновании изучаемой проблемы.

Н-ой этап (2005-2007 гг.) - Установление связей между педагогической мыслью эпохи ранних веков с педагогическими взглядами периода правления Сасанидов; изучение влияния передовых педагогических идей «Авесты» на педагогические идеи периода правления Сасанидов; рассмотрение специфических особенностей педагогических взглядов, выявление закономерностей становления школы и педагогической мысли в последующие периоды до возникновения ислама.

ІІІ-н этап (2007 - 2009 гт.) - Определение и систематизация материалов об истории школы, воспитания и педагогических взглядах, характеристика педагогической мысли, обработка и интерпретирование полученного материала, оформление выводов и рекомендаций исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

- систематизируется обобщённая педагогическая мыслительная
концепция таджиков в Сасанидский период;

проанализированы педагогические идеи пехлевийских письменных памятников по воспитанию человека в целом на идеале человека будущего;

представлена система педагогических взглядов, направленная на гармоничное развитие личности; теоретически обоснованы реальные условия и противоречия Средней Азии и Ирана в рассматриваемый период, связанные с экономическим и культурным отставанием страны, и противоречиями в религии;

рассматривается развитие педагогической мысли и закономерности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в различных типах школ (храмы, дабистоны, дабиристаны, монастыри, академии), а также влияние педагогических идей древних письменных памятников на развитие педагогической мысли народов Востока;

- доказано влияние педагогических идей эпохи ранних веков на развитие педагогической мысли в период правления Сасанидов и в последующие века.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в нём дан всесторонний анализ истории воспитания, школы и педагогической мысли изучаемого периода; рассматриваются закономерности развития образования и воспитания таджикского и иранского народов в эпоху Сасанидов на конкретном историческом материале и дошедших до наших дней оригинальных письменных памятниках. Анализ и оценка истории воспитания, школы и педагогических идей Сасанидской эпохи позволили выделить ряд рекомендаций по воспитанию и образованию молодежи в современный период.

Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики, истории таджикского народа, разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории национальной педагогики в педагогических вузах республики, институтах повышения квалификации учителей; при написании монографий и фундаментальных исследований, научных и дипломных работ; составлении учебных пособий и программ по истории таджикской педагогики; при создании научно-критического текста и популярного издания

памятников таджиков. Факты и выводы, содержащиеся в исследовании, могут оказать помощь педагогическим и научным работникам, а также родителям в воспитании молодёжи в духе патриотизма, уважения к духовным и культурным ценностям народов Таджикистана.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены изучением разнообразных литературных источников. Материалы и выводы диссертационной работы внедрены в практическую деятельность педагогических вузов и колледжей, а также применяются при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей, что говорит об актуальности рассматриваемой проблемы. Методологические положения исследования подтверждают гипотезу и ведущие идеи исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных статьях. Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета, на курсах повышения квалификации учителей Согдийской области, на кафедре общей педагогики Худжандского государственного университета (2006-2009 гг.).

Основные выводы и положения диссертационного исследования в настоящее время используются при чтении спецкурса по истории педагогической мысли народов Востока в Худжандском государственном университете и Худжандском педагогическом колледже.

Основные положения, выносимые на защиту:

Изучение специфики взаимодействия социально-педагогических факторов развития Средней Азии и Ирана в Сасанидский период, предопределившие основные предпосылки становления истории школы и развития "Педагогической мысли таджиков исследуемого периода;

анализ педагогической мысли эпохи Сасанидов, его педагогических и. этических взглядов, как основы совершенствования и развития педаг огики предков и современной педагогики;

возникновение и формирование пехлевийской и манихейской дидактической литературы назидательного характера, способствовавшей совершенствованию учебно-воспитательной работы в школах различного типа: храмы, дабистаны, дабиристаны;

- на основе процесса взаимодействия народной педагогики, пехлевийской литературы назидательного характера развивалась новая, прогрессивная педагогическая мысль, оказавшая сильное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

- педагогические идеи письменных памятников и пехлевийская назидательная литература, поднявшая на новую ступень развитие личности посредством умственного, духовного, физического и трудового воспитания молодёжи;

- педагогические идеи письменных памятников пехлевийской литературы назидательного характера в Сасанидский период, способствовавшие становлению процесса обучения и воспитания в учебных заведениях того времени: выдвшгутые ими методы, средства обучения и воспитания явились предпосылкой научно обоснованного подхода к решению проблем теории воспитания и дидактики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов