Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Бережной Виталий Степанович

Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945)
<
Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бережной Виталий Степанович. Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945) : ил РГБ ОД 61:85-13/586

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты проблемы взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников /I9I7-I945/ 15-75

I. Ленинская концепция партийного руководства молодежным движением и проблема взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании подрастающего поколения 15-43

2. Развитие в трудах видных партийных, государственных деятелей и педагогов теоретических основ взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников 43-75

ГЛАВА П. Основные этапы развития взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старше классников /I9I7-I945/ 76-155

I. Становление взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников /I9I7-I93I/ 76-IC7

2. Развитие нравственного воспитания старшеклассников во взаимодействии школы и комсомола /I93I-I94I/ I07-I3I

3. Особенности взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в годы Великой Отечественной войны /I94I-I945/ ' I3I-I55

Заключение . 156-168

Приложение. библиография 169-222

Введение к работе

С первых дней создания советской системы народного образования вопросы нравственного воспитания учащихся занимают важное место в деятельности школы и комсомола. Их совместные усилия направляются на подготовку человека нового типа, который в своем поведении сознательно руководствуется нормами и принципами коммунистической морали. С развитием социалистического общества усиливается влияние нравственного фактора на все стороны общественной жизни. Формирование нового человека, активного и сознательного строителя коммунизма, становится целью и непременным условием коммунистического строительства.

В Программе КПСС указано, что коммунизм предполагает утверждение единых норм и правил коммунистического общежития, требований нравственности, изложенных в моральном кодексе строителя коммунизма. Задача нравственного воспитания - превращение норм и правил коммунистической морали в качества личности. Эта задача получила развитие и конкретизацию в решениях съездов КПСС, в постановлениях партии и правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания.

ХХУІ съезд указал на необходимость усиления идейно-политического и нравственного воспитания. Успех воспитательной работы, указывалось на съезде, обеспечивается опорой на прочный фундамент социально-экономической политики партии и органическим слиянием изучения марксистско-ленинской теории с практическими делами молодежи, с их собственной жизнью /См.: 56.67/.

Апрельский /1984 г./ Пленум ЦК КПСС, определяя пути совершенствования нравственного воспитания, отметил, что надо не только говорить на темы коммунистической морали, но и учить ребят вести себя в соответствии с нормами этой морали /См.: 85.2/.

Молодому человеку общества развитого социализма, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи", - должны быть присущи высокие идейно-нравственные качества, прежде всего коммунистическая убежденность, социальная активность, трудолюбие и самодисциплина, ответственность за общее дело, культура и благородство в отношении семьи, коллектива, общества, уважительное отношение к закону, умение преодолевать возникающие трудности" /См.: 84.1/.

Комсомол - первый помощник учителей в учебно-воспитательном процессе. Следуя указаниям КПСС, он переносит центр тяжести организационной и воспитательной работы с учащимися в школу, в класс. Школа, комсомол должны"воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, непримиримость к чуж-. дым нашему образу жизни взглядам и вкусам , - отмечается в постановлении апрельского /1984 г./ Пленума ЦК КПСС /См.: 82.2/.

Одним из важнейших условий эффективности воспитательной деятельности школы и комсомола, как указано в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи", является развитие инициативы и самодеятельности, творческих начал в работе ученических комсомольских организаций /См.: 84.2/. Для этого необходимо развивать самоуправление в школьном коллективе, совершенствовать работу пионерских и комсомольских организаций школ.

В соответствии с указаниями Коммунистической партии комсомол направляет свои усилия на осуществление нравственного воспитания старшеклассников. "Комсомол, - говорится в материалах XIX съезда ВЛКСМ, - призван развивать у молодежи лучшие качества, выработанные нравственным опытом социалистического общества" /См.: 99.101/.

В материалах УШ /1984 г./ Пленума ЦК ВЛКСМ указано, что у советской школы и комсомола единая цель - добиваться, чтобы советский человек воспитывался как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма. Для этого необходимо улучшить деятельность комсомольских организаций в общеобразовательных школах, шире привлекать молодежь к общественно-политической деятельности /См.: НО.2/.

Органическое взаимодействие школы и комсомола является крупнейшим завоеванием советской системы народного образования, составляет отличительную особенность теории и практики коммунистического воспитания. Это взаимодействие повышает эффективность воспитательного процесса, обеспечивает сознательное усвоение учащимися норм коммунистической морали.

Необходимость дальнейшего совершенствования нравственного воспитания старшеклассников во взаимодействии школы и комсомола выдвигает на первый план изучение опыта нравственного воспитания юного поколения на протяжении всей истории школы и комсомольского движения. "Опыт прошлого, - говорил В.И.Ленин, - нам поможет избегать ошибок и даст нам новые силы для дальнейшей работы" /27.134/.

Исторический анализ развития теории и практики взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников важен как для осмысления проделанной в прошлом работы, так и для дальнейшего развития теории нравственного воспитания и совершенствования воспитательного процесса в школе. Это дает возможность прогнозировать развитие теории и практики воспитания, использовать наиболее ценное из опыта воспитания и предотвращать ошибки прошлого в настоящем. Опыт советской школы имеет большое значение для стран социалистического содружества.

Опыт взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников, накопленный в I9I7-I945 гг., обогащает важнейшие положения теории и практики воспитания учащейся молодежи в духе коммунистической морали. Исследование развития взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в I9I7-I945 гг. при тщательном теоретическом анализе фактов позволяет определить роль данного периода в общем процессе развития рассматриваемой проблемы, а также пути дальнейшего совершенствования работы школьных комсомольских организаций в этом направлении. Проблема взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в I9I7-I945 гг. представляет несомненный интерес для советской педагогической науки. Об этом свидетельствуют диссертации, монографии, статьи, а также усилившееся в последние годы внимание партийных и комсомольских работников, историков, педагогов к рассматриваемой проблеме /370; 381; 413; 520/.

Указания КПСС об усилении совместной воспитательной деятельности школы и комсомола, важность изучения исторического опыта воспитательной работы, накопленного ими в период I9I7-I945 гг., и отсутствие специальных исследований по проблеме нравственного воспитания определили объект нашего исследования - теория и практика взаимодействия школы и комсомола в коммунистическом воспитании старшеклассников в советской школе.

Предмет исследования - процесс взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в период 1917-1945 гг. /на примере социалистического патриотизма и интернацио - 7 -нализма, сознательного отношения к учению и труду - как важнейших нравственных качеств/.

Цель исследования - выявить ведущие тенденции развития теории и практики взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в I9I7-I945 гг. и на этой основе показать пути его совершенствования.

Ь соответствии с целью определены задачи исследования;

1. Раскрыть теоретико-методологические аспекты взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании учащихся в 1917-1945 гг.

2. Проанализировать развитие теории и практики взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в трудах видных партийных, государственных деятелей и педагогов указанного периода.

3. Проанализировать и обобщить опыт взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в период 1917-1945 гг. и показать его историческое значение для современной школы и комсомола.

Исследование названной проблемы проводилось на основе перио-дизации, принятой в!: истории советской педагогики. Каждый из этапов истории взаимодействия школы и комсомола характеризуется качественными особенностями,усовершенствованием содержания, организации и приемов воспитательной работы школы и комсомола, уровнем накопленных советской педагогикой знаний. В то же время эти этапы отражают социально-исторические изменения в жизни советского общества, в истории ВЛКСМ, в развитии советской педагогики и школы.

Первый этап включает в себя 1917-1931 гг. Комсомол представляет собой форму юношеского коммунистического движения, получив - 8 -шего важное место в политической системе государства в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Эти годы характеризуются напряженной классовой борьбой на всех участках социалистического строительства, в том числе в области идеологии. Становление советской педагогики, теории нравственного воспитания сопровождается острой борьбой с антиленинскими тенденциями и концепциями. Главным содержанием деятельности комсомола на этом этапе является вовлечение школьной молодежи в классовую борьбу. Комсомольская организация становится помощником партии в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Выступление В.И.Ленина на Ш съезде РКСМ определило основные направления воспитательной работы школы и комсомола.

В последующее десятилетие /І93І-І94І гг./ приняты постановления партии и правительства о школе, которые легли в основу перестройки системы народного образования и воспитания в соответствии с задачами нового периода социалистического строительства - периода наступления социализма по всему фронту и упрочения социалистического общества на основе создания колхозного строя и реконструкции народного хозяйства. В области воспитания стояла задача совершенствования воспитательной работы на основе глубокого изучения наук. Решение задачи нравственного воспитания тесно связывалось с деятельностью ВЛКСМ. В эти годы происходит перестройка комсомольской организации, завершается ее организационно-политическое укрепление в школе, упрочивается союз с учителями.

Великая Отечественная война советского народа /I94I-I945 гг./ явилась суровым экзаменом, который вместе со всей страной держали советская система воспитания, школа, комсомол. В эти годы деятельность школы и комсомола перестроилась применительно к военному времени. Основной задачей воспитания являлась практическая подго - 9 товка молодежи к защите Родины с оружием в руках, усиление трудовой подготовки школьников и их участие в сфере материального производства. Одним из важных условий успешного решения этих задач явилось укрепление взаимодействия школы и комсомола. 

Понятия, относящиеся к теории нравственного воспитания, на протяжении рассматриваемого периода /І9І7-І945 гг./ не были четко разработаны и упорядочены. Термины педагогики, выражающие, в частности, новые понятия нравственного воспитания, находились в стадии формирования. Это относится к таким терминам, как "нравственное воспитание", "советский патриотизм", "социалистический интернационализм", "сознательное отношение к учению", "коммунистическое отношение к труду".

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений; о классовом характере воспитания в классовом обществе; о внесении социалистического сознания в молодежное движение; о партийном руководстве молодежным движением; о формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Автор опирался на ленинскую концепцию единства цели школы и комсомола, на выдвинутое ХХУ съездом КПСС положение о комплексном подходе к воспитанию.

При раскрытии содержания, форм и методов нравственного воспитания старшеклассников мы исходили из ленинских принципов связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства, действенности коммунистической морали. Научный анализ исследуемой проблемы проводился на основе диалектического подхода к фактам и явлениям общественной жизни, принципов партийности и историзма, ленинских положений о классовой оценке исторических событий, связи истории с современностью и прогностическом значе - 10 -ний исторических исследований.

В процессе исследования автор руководствовался трудами выдающихся деятелей КПСС и Советского государства М.И.Калинина, Н.К. Крупской, А.В.Луначарского, видного советского педагога А.С.Макаренко .

Важное значение для нашего исследования имели фундаментальные труды советских историков педагогики Н.К.Гончарова, М.Н.Кол-маковой, Н.А.Константинова, Т.Д.Корнейчика, Ф.Ф.Королева, З.А. Мальковой, Е.Н.Медынского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, С.А.Черника, М.Ф.Шабаевой и др.

Большую помощь в работе оказали труды советских ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, А.Ю.Гордина, Л.Ю.Гордина, В.М.Коротова, В.В.Лебединского, В.В.Макаева, И.С.Марьенко, Э.И. Моносзона, Л.И.Новиковой, В.И.Петровой, Ю.П.Сокольникова, Г.Н.Филонова, Б.Е.Ширвиндта, исследующих проблемы организации воспитательного коллектива и комсомола в нем. Названные авторы рассматривают комсомол как важное средство общественно-политического воспитания учащихся.

Теоретическому осмыслению социально-политических аспектов исследуемой проблемы помогли работы социологов, обществоведов Л.П.Эуевой, И.М.Ильинского, В.К.Криворученко, Г.Л.Смирнова, СП. Трапезникова, Н.В.Трущенко, Е.М.Тяжельникова и др.

При исследовании проблемы были детально изучены труды по истории ВЛКСМ А.Н.Ацаркина, В.И.Клюкина, В.А.Сулемова, А.С.Трайни-на и капитальный труд группы виднейших советских историков - двухтомник "Славный путь Ленинского комсомола" /См.: 465; 466/.

В процессе работы автор изучил диссертационные исследования В.А.Гаврилова /227/, А.Д.Новиковой /389/, монографию И.Ф.Харламова /507/ по вопросам развития теории и практики нравственного воспитания.

При изучении проблемы автор опирался на исследования Б.З. Вульфова /225/, З.В.Коваленко /296/, М.Е.Кульпединовой /296/, Ю.И. Муратова /373/, С.Е.Хозе /510/, М.М.Ященко /535/, посвященные проблеме взаимодействия школы и комсомола в современных условиях.

В последние годы проблема совместной деятельности школы и комсомола, работы органов ученического самоуправления в школе в тесном взаимодействии с комсомольцами, роль комсомола в школьном коллективе получили научное освещение в историко-педагогических работах И.Г.Гордина /238; 239/, К.М.Нартова /382/.

Среди имеющихся диссертаций, в которых рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия школы и комсомола в воспитании учащихся, необходимо указать работы Т.А.Муравьевой /370/, П.И.Петренко /413/, Н.В.Семеновой /462/, А.Г.Шебуняева /520/. В них исследуется деятельность школьного комсомола по идейно-политическому воспитанию учащихся в I9I8-I94I гг. Однако названные работы не ставили целью проследить возникновение и развитие взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в I9I7-I945 гг. Эта проблема не стала до настоящего времени предметом специального исследования.

Мы опирались на концепцию взаимодействия школы и комсомола, выработанную сектором комсомольской и пионерской работы НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В соответствии с нею взаимодействие представляет собой реализуемые отношения различных воспитательных коллективов, воздействие которых испытывает учащийся. Взаимодействие школы и комсомола, в том числе педагогического коллектива школы и ученической комсомольской организации, - это процесс реализации связей с целью формирования всесторонне развитой личности, ее активной идейно-нравственной позиции. Характерными призна ками взаимодействия являются разнообразная совместная деятельность, положительные взаимоотношения, взаимопонимание и доверительные отношения педагогов и старшеклассников, коллективность в обсуждении основных вопросов, итогов работы; взаимовлияние педагогического и комсомольского коллективов, приводящее к обогащению их воспитательного потенциала и активизации воспитательной деятельности, дух взаимопомощи, коллективной ответственности, управление со стороны вышестоящих организаций. Взаимодействие школы и комсомола означает осуществление между ними на практике взаимного сотрудничества, обусловленного общностью воспитательных задач и результативностью проводимой работы. При таком подходе главными действующими силами выступают педагогический коллектив, ученическая комсомольская организация.

В ходе исследования применялись следующие методы;

-теоретический анализ трудов классиков марксизма-ленинизма, документов Коммунистической партии и Советского государства, комсомола по вопросам воспитания;

-анализ педагогической литературы;

-анализ архивных источников;

-сравнительно-исторический анализ;

-обобщение результатов исследования и установление на этой основе ведущих тенденций в теории и практике взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников.

Источниками исследования являются документы Коммунистической партии, Советского государства, ВЛКСМ, местных партийных и комсомольских организаций, Наркомпроса РСФСР;

-педагогическая литература;

-периодическая печать;

-архивные источники.

Использованы документы Партийного архива Ставропольского Крайкома КПСС - фонд Ставропольского крайкома ВЛКСМ; Центрального Государственного архива РСФСР - фонды Главсоцвоса, Министерства просвещения РЖР, секретариата Н.К.Крупской; Научного архива Академии педагогических наук СССР - фонды института марксистско-ленинской педагогики, Высшего коммунистического института просвещения, Государственного научно-исследовательского института школ Наркомпроса РС1ЮР, Центральной педагогической лаборатории Наркомпроса РСЖ2Р; Государственного архива Ставропольского края -фонды Ставропольского крайоно, Ставропольского окроно, Ставропольского гороно, Терского окроно.

Исследование велось в основном на материале школ и комсомольских организаций РСЗЮР. При этом мы обращались к местному опыту - деятельности школ и комсомола Северного Кавказа, считая, что такой материал позволит конкретизировать исследование.

Теоретическая значимость и новизна работы заключается в том, что в ней раскрыты теоретико-методологические аспекты партийного руководства молодежью, взаимодействия школы и комсомола в коммунистическом воспитании подрастающего поколения; проанализировано развитие теории и практики взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в трудах основоположников советской педагогики; раскрыты основное содержание, формы и методы совместной работы школы и комсомола по воспитанию старшеклассников в духе коммунистической морали; выявлен положительный опыт, раскрыты недостатки взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в период 1917-1945 гг. и значение этого исторического опыта для современности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется исходными марксистско-ленинскими методологическими и теоретическими позициями автора, использованием материалов КПСС, Советского государства, комсомола, привлечением широкого круга документальных материалов, архивных источников.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей использования опыта, накопленного в указанный период школой и комсомолом в нравственном воспитании старшеклассников. Полученные материалы и выводы исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы взаимодействия школы и комсомола в истории советской школы, а также в преподавании курса истории педагогики в педагогических институтах /при изучении истории советской школы и комсомола/.

Результаты исследования излагались в докладах автора на УП Ставропольской Краевой научно-практической конференции "Обучение и воспитание учащихся на идеях, примере жизни и деятельности В.И.Ленина, на революционных, боевых и трудовых традициях КПСС и советского народа" в г.Черкесске в 1982 г., на Северо-Кавказских зональных педагогических чтениях, посвященных 60-летию образования СССР /декабрь 1982 г./, на научно-практических конференциях в Пятигорском педагогическом институте по итогам научной работы за 1981, 1982, 1983 гг.  

Ленинская концепция партийного руководства молодежным движением и проблема взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании подрастающего поколения

Теоретико-методологической основой совместной деятельности школы и комсомола по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи является учение классиков марксизма-ленинизма о партийном руководстве молодежным движением.

Впервые основы политики революционной партии рабочего класса по отношению к молодому поколению разработали К.Маркс и ф.Энгельс. Важнейшим положением этой политики они считали классовый подход к молодежи. Разработка этого положения связана с диалек-тико-материалистическим пониманием личности. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали личность "в своем действительном, наблюдаемом эмпирически, процессе развития, протекающем в определенных условиях" /4.25/.

К этим условиям относятся политические, экономические, духовные связи и отношения, в которых живут, работают и действуют люди. Эти отношения являются результатом развития классов. "Поскольку миллионы семей, - писал К.Маркс, - живут в экономических условиях, отличающихся и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, - они образуют класс" /8.208/.

Таким образом, сущность личности, групп населения должна раскрываться в неразрывной связи с их классовой принадлежностью, социально-политическими позициями. Данное положение является исходным в определении понятия "молодежь" и в анализе роли молодого поколения тех или иных классов в общественно-политической жизни, революционной борьбе.

Говоря о роли молодежи в революции, Ф.Энгельс отмечал, что среди "буржуазии имеется немало... такой молодежи, которая могла бы быть очень полезной для дела, если бы сейчас произошел взрыв...". Он в то же время предостерегал: "Кто нам поручится, что они не окажутся деморализованными своей профессией, своим общественным положением..." /2.557/.

К.Маркс, Ш.Энгельс обосновали положение об учете в подходе к юношеству особенностей этого возраста. Они отмечали сильные и слабые стороны молодежи: "юношеский огонь", "энергию молодости", от которой во многом зависят судьбы человеческие, "юношескую опрометчивость", способность "пренебрегать фактами, если они противоречат желаниям".

На материалистической основе К.Марксом и Ф.Энгельсом разработано положение о преемственности поколений. Это означает, что каждое новое поколение наследует материальные и духовные ценности, созданные предшествующими поколениями. Указанное наследство предписывает определенные условия жизни новому поколению, определяет его взаимоотношения, придает его развитию особый характер. Однако каждое новое поколение развивает унаследованные материальные и духовные ценности в соответствии с требованиями времени и задачами общественного прогресса.

Открыв определяющую роль материального производства в развитии общества, К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что развитие человеческой истории, поступательное движение общества определяется ростом производительных сил. От последующих поколений, в первую -очередь, от поколения пролетариата, зависит прогресс общества. В пролетариате К.Маркс и Ф.Энгельс видели субъект революционной борьбы, класс, которому принадлежит будущее.

К.Маркс и Ф.Энгельс считали необходимым оказывать на молодежь воздействие с целью формирования социалистического сознания. Они призывали революционную молодежь к настойчивой, систематической учебе, постоянному самообразованию. Большое место они отводили изучению молодежью истории революционного движения, высоко ценили роль революционных традиций старших поколений в воспитании юной смены борцов-революционеров.

К.Маркс и Ф.Энгельс в своих трудах показали связь революционного воспитания молодежи с теоретической учебой и приобщение ее к революционной деятельности. Без участия молодежи в самой борьбе, без ее учебы на конкретных практических делах идейное формирование не может быть ценным и действенным. Как указывал Ф.Энгельс, обучение должно быть не только теоретическим, но и практическим, оно должно осуществляться не только словом, но и делом, примером.

Основоположники марксизма считали необходимым доверять молодежи, выдвигать ее на ответственную самостоятельную работу, что способствует становлению молодых людей как практических работников, дает им возможность испытать свои силы, способности и как специалистов, и как организаторов. Это движение совершенно необходимо для развития ума и характера молодых людей. Они призывали беспощадно критиковать идеологов буржуазии, "мнимых друзей" молодежи, показывать их истинное лицо, разоблачать всякие попытки обмана молодежи.

Опираясь на положения К.Маркса и Ф.Энгельса о политике в отношении молодежи, В.И.Ленин разработал основные положения -партийного руководства молодежным движением, создал учение о коммунистическом воспитании революционной молодежи и организационно-политической консолидации ее вокруг марксистской партии. В этом учении определены роль и задачи союзов молодежи в коммунистическом строительстве, их место в системе политической организации социалистического общества и формировании члена этого общества. Ленинское учение о коммунистическом воспитании революционной молодежи и консолидации ее вокруг марксистской партии является составной частью ленинской теории социалистической революции, строительства социализма и коммунизма.

В.И.Ленин разработал следующие важнейшие положения о взаимоотношении партии и комсомола, которые являются теоретико-методологической основой деятельности комсомола по коммунистическому воспитанию молодежи:

- конкретно-исторический и классовый, партийный подход к вопросам юношеского движения;

- внесение социалистического сознания в юношеское движение и помощь молодежи в овладении революционной теорией;

- сочетание теоретической учебы молодежи с участием ее в революционной борьбе рабочего класса и строительстве нового общества;

- воспитание юной смены в духе непримиримости к оппортунизму и беспощадной борьбы с буржуазной идеологией;

- организационная самостоятельность и самодеятельность союзов.

Развитие в трудах видных партийных, государственных деятелей и педагогов теоретических основ взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников

Великая Октябрьская Социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, положила начало принципиально новой советской школе и педагогике. В стране были созданы социально-экономические и политические основы и предпосылки воспитания подрастающего поколения в духе новой коммунистической морали. Становление советской школы связано с созданием теории нравственного воспитания. Составной частью разработки проблемы нравственного воспитания.было определение в нем места и роли комсомола, взаимодействия его со школой, разработка теории и методики его воспитательной деятельности. Указанные вопросы были в центре внимания видных деятелей Коммунистической партии, Советского государства и педагогов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, М.И.Калинина, А.С.Макаренко.

Первые практические шаги советской школы в нравственном воспитании были сделаны в 1917-1920 гг. Рождалась и новая теория нравственного воспитания, основанная на марксистско-ленинской методологии.

В создании теорий нравственного воспитания важное значение имели такие документы, как "Обращение народного комиссара -просвещения", "Основные принципы единой трудовой школы", "Положение о единой трудовой школе". Марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании получает дальнейшее развитие в выступлениях, статьях видных деятелей партии, правительства и педагогов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, М.И.Калинина, А.С.Макаренко. Они с учетом новых условий и задач социалистического строительства конкретизировали, обогащали и развивали марксистско-ленинское учение о нравственном воспитании молодежи.

Проводя в жизнь программные ленинские положения о школе как орудии воспитания и перевоспитания всех слоев населения в духе коммунистических идеалов пролетариата, видные педагоги-марксисты сформулировали цель школы. Они считали, что цель советской школы совпадает с общими целями рабочего класса - воспитать поколение, способное построить новое общество. Уже в 1918 г. Н.К. ККрупская раскрыла ее следующим образом: цель состоит в воспитании "всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь. Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью" /См.: 121.II/.

В первые послеоктябрьские годы А.В.Луначарский сформулировал важнейшую классово-воспитательную задачу советской школы. Она означала выработку у учащихся характера, самоутверждение личности и привитие норм пролетарской морали. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы возможно более гар - 45 -моничен в нравственном и духовном отношении, получил полное общее образование и мог бы легко приобрести мастерство в какой-либо области. Мы имеем в виду создать настоящего благожелательного сотрудника своих сограждан, хотим сделать товарища всем остальным людям и, пока длится борьба, борца за социалистический идеал" /См.: 161.12/. Он подчеркивал необходимость воспитания активных и сознательных строителей коммунистического общества. М.И.Калинин в 1928 г., указывая на классовый характер морали, которая присуща комсомольцу, коммунисту, писал, что пролетарская мораль "заключается в том, что все, что способствует укреплению рабочего класса, его боевой мощи, развитию социалистического строительства, - все это, безусловно, обязательно для комсомольца и партийца, все это он должен делать, все это является его моральным долгом" /См.: 113.93/.

КЪ 30-е годы Н.К.Крупская дает краткую и четкую формулировку цели нравственного воспитания: "У нас цель всех школ единая-воспитать поколение, способное окончательно установить коммунизм, воспитать всех ребят, к какому бы классу4 общества ни принадлежали их родители, в едином пролетарском духе" /143.639/.

Тезис о воспитании всесторонне развитых, сознательных строителей социализма, как основной цели советской школы и комсомола сохранял свою актуальность на всех этапах их развития.

Главной ареной нравственного формирования молодежи в условиях социализма становится сфера труда. Ленинское положение, высказанное на Ш съезде РКСМ, о том, что воспитание коммунистической нравственности возможно только на основе практического -участия молодежи в социалистическом и коммунистическом строительстве, определило главное направление развития воспитательной деятельности советской школы. Это ленинское положение требовало для успешного проведения нравственного воспитания учащихся соединения усилий школы и юношеского коммунистического движения, которое призвано вовлекать молодежь в классовую борьбу, в практическое строительство нового общества.

Задачи нравственного воспитания приходилось решать в борьбе со сторонниками старой буржуазной школы. П.Ф.Каптерев, К.Н. Вентцель и др. пытались внести в советскую педагогику дух аполитичности и безыдейности, оторвать советскую школу от жизни, отвлечь учащуюся молодежь от строительства нового общества. Суть политической и этической концепции П.Ф.Каптерева состояла в создании условий для "свободного" выбора и приобщения к той или иной идеологии. Исходя из этого, он резко выступал против организации и политического движения.учащихся, в первую очередь комсомола. К.Н.Вентцель, сторонник "свободного воспитания", считал мораль результатом внутренней и творческой самодеятельности каждого человека, открывая ее от социально-экономической основы. Тем самым за пределами педагогического исследования должны были оставаться такие важнейшие вопросы, как цели и содержание нравственного воспитания, методика формирования у учащихся нравственного поведения, в частности, активное воспитательное воздействие комсомола на учащихся. Подобные взгляды подвергались серьезной критике со стороны педагогов-марксистов.

Становление взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников /I9I7-I93I/

В результате революционных экономических и социально-политических преобразований, осуществленных Коммунистической партией и Советским правительством в ходе Великой Октябрьской социалистической революции, в стране установились новые общественные отношения. Впервые в истории были созданы реальные условия для воспитания подрастающего поколения в духе идей коммунизма, в духе новой, коммунистической морали. Однако решить эту задачу силами только школы было невозможно. В стране ширилось молодежное коммунистическое движение. Руководство им со стороны партии, развитие самодеятельности и инициативы подрастающего поколения, его участие в переустройстве общественной жизни сделали молодежное движение воспитательной силой, воздействующей наравне со школой на подрастающее поколение. Возникла проблема развития взаимодействия школы и комсомола как необходимого условия успешного воспитания учащихся.

С первых месяцев революции стали появляться группы молодежи, которых вдохновили идеи социализма, героизм рабочего класса. В них входили дети городской бедноты, демократической интеллигенции и незначительная часть детей свергнутых классов.

Наркомпрос с целью воспитания учащихся в духе идей коммунизма, вовлечения их в строительство советской школы, борьбы с влиянием антисоветских элементов на молодежь всемерно поддержи - 77 -вал создание союзов учащихся в школе. Организацию и всемерную поддержку союзов учащихся, принимавших платформу советской власти, I Всероссийский съезд по просвещению поставил в обязанность всем отделам единой советской школы /См.: 60.1/.

В I9I7-I9I8 годах в школах работали ячейки двух ученических союзов: ОСУЗа /Общество средних учебных заведений/ и Супротруша /Союз учащихся пролетарской трудовой школы/. Первый объединял главным образом учащихся старших классов средней школы и по социальному составу был организацией мелкобуржуазной. Руководители этого союза находились под влиянием анархистов. Осуз вскоре был распущен. Второй союз сплачивал учащихся - детей городской бедноты. Он активно помогал Наркомпросу в организации учащихся на борьбу за новую, советскую школу. Позднее лучшая часть Супротруша влилась в комсомол, который после своего первого съезда в октябре 1918 г. стал единственной организацией рабочей и крестьянской молодежи.

С осени 1918 г. революционное движение учащихся поднялось на более высокий уровень. Классовая борьба, проходившая в стране, вовлекала молодежь в революционную деятельность, политически просвещала ее. Укрепилось единство взглядов членов ученических союзов, что нашло отражение в программных документах союзов /См.: 169.10/, и постепенном их превращении в союзы учащихся -коммунистов. Росла их численность. Они создавались с весны 1918 г. под руководством партийных организаций или педагогов-коммунистов из наиболее передовых, активных учеников для отпора идеологическому влиянию меньшевиков, эсеров, анархистов, проникших в школьные коллективы, для включения учащихся в социалистическое преобразование школы. Принятие союзами учащихся названия "коммунистических" стало массовым явлением в октябре-ноябре -1918 г. и продолжалось до мая 1919 г. В переименовании союзов сказалось их стремление подчеркнуть свою близость к партии коммунистов. Союзы рабочей молодежи, в которые вступали учащиеся, и учащихся-коммунистов явились ростками будущих школьных комсомольских организаций.

Ведущим отрядом движения учащихся-коммунистов стал Московский коммунистический союз учащихся школ П ступени. На организационном собрании /15 ноября 1918 г./ было утверждено создание союза и определена его цель, типичная и для других организаций учащихся-коммунистов: "...Путем широкой самодеятельности и творческой работы пересоздать школу на социалистических началах /Цит. по кн.: 179.218/.

По примеру москвичей организации учащихся-коммунистов создавались во многих городах. Так, в г.Саратове в 1919 г. имелось 10 школ П ступени и в каждой из них были ячейки Союза учащихся-коммунистов /См.: 185.81/. Они ставили перед собой задачу работать под руководством и при содействии партийных организаций большевиков, устанавливать тесную связь с пролетарскими организациями путем взаимного представительства, объединять революционно настроенных учащихся, воспитывать их верными помощниками и наследниками пролетариата в строительстве социализма /См.: 476.230/.

Учащиеся-коммунисты становились участниками острой классовой борьбы. Реакционные круги учительства и родителей, буржуазная учащаяся молодежь сопротивлялись проведению в жизнь социалистического преобразования школы, подвергали травле и преследованиям членов союза, мешали организации его ячеек. Несмотря на это, созданные в ряде школ ячейки союза учащихся-коммунистов играли большую роль в коммунистическом воспитании учащихся. В воззваниях, резолюциях союзов коммунистической молодежи кроме революци - 79 -онного пафоса, формулировок общих целей и задач были отражены и направления их работы, способствующие воспитанию учащихся в духе коммунистической морали. Так, в проекте инструкции горОНО г. Твери по организации союза коммунистической учащейся молодежи, опубликованном в 1919 г., говорилось, что союз "морально" влияет на все стороны школьной жизни, проводя своих представителей во все органы школьного самоуправления, помогает членам союза овладеть "сильнейшим орудием - знанием", путем разъяснения коммунистических идей широким массам учащихся привлекает их к совместной работе, перестраивает жизнь молодежи в соответствии с требованиями коммунистического строя /См.: 438.140/.

Особенности взаимодействия школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников в годы Великой Отечественной войны /I94I-I945/

Великая Отечественная война явилась суровым экзаменом для всей советской системы воспитания. "В огне войны были проверены идеи и принципы той воспитательной работы, которую вели и ведут партия, комсомол, школа. Эти идеи и принципы победили", - отмечала "Правда" в передовой от 5 июня 1944 г. /277.1/.

Великая победа, завоеванная советским народом, его Вооруженными Силами, явилась результатом многогранной деятельности школы, комсомольской организации. Грозная опасность, нависшая над Родиной, ускорила духовное созревание молодежи. Вчерашние школьники стали бойцами и героически сражались с немецко-фашистскими оккупантами. Советский народ бережно хранит память о замечательных подвигах старших школьников-комсомольцев - героях "Молодой гвардии" в г.Краснодоне /См.: 366. /, "За Родину" в Черниговской области /См.: 494. /, подпольных комсомольских организаций в г.Людинове Калужской области /См.: 171.211-295/, в г.Минеральные Воды и с.Величаевском Ставропольского края /См.: 257.77-134; 430.217-222/, в десятках городов и сотнях населенных пунктов нашей страны.

Условия войны требовали перестройки всей учебно-воспита-тельной работы школы. Необходимо было придать всей воспитательной работе школы боевой, патриотический характер, уделить особое внимание идейно-политическому и нравственному воспитанию учащихся. Перестройка всей жизни в стране на военный лад под руководством Коммунистической партии нашла непосредственное выражение в содержании воспитательной работы школы и комсомола, в укреплении взаимодействия школы и комсомола в коммунистическом воспитании учащихся. Использование школой и комсомолом различных форм и методов совместной воспитательной работы способствовало привитию учащимся любви и уважения к Советской Армии, обеспечивало, эффективность и результативность процесса идейно-политического и нравственного воспитания, военно-физической подготовки молодых защитников Родины.

В условиях военного времени перед советской школой были поставлены новые задачи: организация бесперебойной работы школы и охват всех детей школьного возраста всеобщим обучением; повседневная забота о миллионах детей, оказавшихся на попечении государства в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве; вооружение школьников знаниями и навыками, необходимыми для подготовки их к труду и обороне Родины; совершенствование военно-патриотического воспитания учащихся, улучшение их военно-физической подготовки; оказание посильной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков. В решении этих задач школе помогал комсомол.

В 1942-1943 гг., несмотря на трудную обстановку в стране, школьные комсомольские организации возросли. Росту рядов ВЛКСМ в школе способствовал прием в комсомол с 14-летнего возраста /до ноября 1942 г. в соответствии с Уставом ВЛКСМ в комсомол -принимали с 15 лет/. В порядке исключения в годы войны в комсомол принимали /с разрешения ЦК ВЛКСМ/ с 13 лет. Если на I января

1944 г. в стране насчитывалось 29 155 ученических комсомольских организаций, объединявших 565 405 комсомольцев, то на I января

1945 г. было 35 292 организации, в них насчитывалось 656 629 комсомольцев /См.: 98.141/. За время войны число школьных комсомольских организаций в стране возросло более чем в два раза. При этом надо отметить, что рост рядов школьного комсомола был недостаточен, что требовало дальнейшего улучшения воспитательной работы комсомола. Об этом говорят следующие цифры: из 80 тыс. учащихся комсомольского возраста в г.Москве и Московской области только 37 880 чел. /или 49%/ состояли в комсомоле в 1944 г. /См.: 553.77/.

Активное участие комсомольцев в годы войны в массовых общественно-политических кампаниях, в общественно полезном труде свидетельствовало об их безграничной любви к Отчизне. В школе укреплялась сознательная дисциплина, упрочилась дружба среди учащихся, вырабатывалось умение жить и трудиться в коллективе. Из года в год возрастала роль комсомольских организаций в идейно-политическом и нравственном воспитании школьников. Укреплялась связь комсомола с учительством. Особую роль в развитии взаимодействия школы и комсомола в коммунистическом воспитании учащихся сыграли решения ХП /март 1944 г./ и ХШ /январь 1945 г./ Пленумов ЦК ВЛКСМ.

ХП Пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление "О мерах по улучшению работы комсомола в школе", в котором призвал комсомольские организации оказывать повседневную помощь в школе в воспитании и обучении молодого поколения. Главной задачей школьного комсомола пленум определил "помощь учителю в его учебно-воспитатель - 134 -ной работе, в воспитании школьников сознательными, дисциплинированными, всесторонне развитыми гражданами, готовыми пойти на любые трудности и испытания, выполнять любую работу, необходимую для Родины" /108.24/. Опираясь на решения ХП Пленума ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР рассматривал деятельность школьного комсомола среди учащихся как часть общей работы, проводимой учителями и руководителями школ. Работа комсомольских организаций в школе направлялась на улучшение коммунистического воспитания учащихся. Руководители школ стали рассматривать планы школьных комсомольских организаций, следить за их выполнением, систематически обсуждать на педагогических советах вопросы работы комсомола в школе, привлекать учителей к активному сотрудничеству с комсомольскими организациями /См.: 434.1/.

ХШ Пленум ЦК ВЛКСМ отметил, что в условиях войны в значительной мере повысилась ответственность комсомола за работу среди молодежи, за воспитание достойных граждан социалистического общества. В решениях пленума подчеркивалось, что успех воспитательной работы в школе зависит от совместной деятельности учителей и комсомольцев.

Работа комсомольской организации становилась неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности школы. В печати тех лет отмечалось, что вся деятельность комсомольской организации в школе должна быть подчинена коммунистическому воспитанию учащихся. Для этого учитель должен знать Устав ВЛКСМ, формы и методы комсомольской работы.

Улучшение воспитательной работы комсомола в школе и укрепление их совместной деятельности требовали соответствующей подготовки комсомольских работников в школе, перестройки работы по руководству школьным комсомолом со стороны горкомов и райкомов -ВЛКСМ. Так, в Горьковской областной комсомольской организации в 1944 г. на заседаниях бюро областного комитета комсомола обсуждался совместный опыт работы комсомольцев и учителей по коммунистическому воспитанию. По договоренности с Облоно проводились однодневные областные семинары секретарей учительских комсомольских организаций. При горкомах комсомола в городах Горьком, Муроме, Арзамасе, Дзержинске были организованы лектории, где комсомольский актив изучал основы педагогики. Для секретарей комсомольских организаций и комсомольских группоргов школ в этих городах были организованы постоянно действующие семинары /См.: 552.21/.

Похожие диссертации на Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917-1945)