Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Козырева Светлана Петровна

Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
<
Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козырева Светлана Петровна. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников : ил РГБ ОД 61:85-13/788

Содержание к диссертации

Введение

Глава I О ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8

I. Взаимосвязь разных видов искусства как искусствоведческая проблема 9

2. Исследование вопросов взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности дошкольника в советской и зарубежной педагогике 14

3t Особенность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста 31

4, Особенность восприятия окружающей действительности и отражение ее в детском рисунке Глава II, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЬМИ ПЕСЕННОГО ОБРАЗА, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММНОЙ И''НЕПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ (К НАЧАЛУ ЭКСПЕРИМЕНТА) 40

I, Восприятие детьми песенных образов и их графическое отражение 41

2. Восприятие детьми программной и не программной инструментальной музыки и передача полученных впечатлений в рисунке , 51

Глава III. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕСЕННЫХ ОБРАЗОВ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММНОЙ И НЕПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ И ПЕРЕВОД ПОЛУЧЕННЫХ' ВПЕЧАТЛЕНИЙ"В РИСУНОК 60

I. Экспериментальная работа, проведенная по формированию песенных образов и последующему их переводу в рисунок 63

2. Перевод образов инструментальной программной музыки в детский рисунок 87

3» Восприятие инструментальной не программной музыки и перевод полученных впечатлений в рисунок 103

4. Влияние изобразительной деятельности на восприятие музыкального образа 135

5. Развитие детского изобразительного творчества в процессе взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

БИБЛИОГРАФИЯ 155

ПРИЛОЖЕНИЕ . 177

Введение к работе

Актуальность исследования. В решении задачи всестороннего развития личности важная роль принадлежит искусству, В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" в качестве одной из важнейших звдач выдвигается повышение уровня эстетического воспитания учащихся, улучшение художественного образования с целью формирования Чувства прекрасного, развитие умения ценить красоту и понимать произведения искусства во всем их многообразии. "Приобщение человека к художественной культуре,- говорил товарищ К.У.Черненко,- эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с малых лет"1. Одним из существенных факторов повышения эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста является поиск оптимальных условий организации процесса приобщения ребенка к различным видам искусства и творческой деятельности на этой основе.

В исследовании мы исходили из положения марксистско-ленинской эстетики о том, что комплексное воздействие видов искусства является важным средством формирования художественных способностей, эстетических чувств, творческого отношения к окружающей действительности.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о положительном влиянии воздействия взаимосвязи разных видов искусства на

I Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном Пленуме правления Союэа писателей СССР, 25 сен. 1984 г, - Коммунист, 1984, № 14, с.7. - 5 -личность (Ю.Б.Борев, А.Н.Буров, В.В.Ванслов, Н.А.Дмитриева, СМ.Каган, Ю.А.Кремлев, Б.С.Мейлах), В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного воз-рэста как в нашей стране (Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Ези-кеева, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, С.М.Чемортан), так и за рубежом (М.Пшиходзинська-Качичак, КЛевандовська, М.Кли-манова, А.Подгорна, А.Атэнасовэ, Э.Башич).

Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия. Однако единая система комплексных занятий по музыке и изобразительной деятельности до сих пор не создана, так как остаются не раскрытыми условия влияния музыки на изобразительное творчество, не определены методы осуществления взаимосвязи данных видов искусства в учебном процессе, отсутствует характеристика механизмов перевода образов музыкальных произведений в изобразительные.

Существующая практика проведения комплексных занятий в дошкольных учреждениях не может достаточно эффективно служить развитию детского изобразительного творчества и эстетическому воспитанию в целом ввиду отсутствия методики выявления взаимосвязи MJT зыкэльных и графических образов. Вместе с тем передовой опыт работников дошкольного воспитания подтверждает необходимость проведения комплексных занятий по изобразительной и музыкальной деятельности. Однако занятия такого рода, как правило, носят эпизодический характер. Детские рисунки, выполненные по музыкальным впечатлениям, передают отдельные элементы произведения и являются невыразительными, фрагментарными.

Все это определило актуальность темы исследования*

Предмет исследования - влияние образа музыкального произве- дения на образ в детском рисунке.

Цель исследования - выявить возможности и условия осуществления взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду,

В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы, I, Использование музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на качество их рисунков, 2, Это влияние возможно при условии ориентировки детей в характере и выразительных средствах, способствующих созданию музыкального образа, и определенном уровне владения ими средствами графической выразительности. Может иметь место соотношение между отдельными средствами музыкальной и графической выразительности в детском рисунке,

В исследовании решались следующие задачи:

Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок,

Определить те педагогические условия, при которых восприятие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального образа способствуют развитию детского изобразительного творчества,

Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и графической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение опыта практической работы по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности городских и сельских детских садов Молдавской ССР (всего 70 детских садов); поисковый и формирующий эксперименты-в дошкольных учреждениях республики с целью разработки методики формирования у детей старшего дошкольного возраста умения слушвть музыкальное - 7 -произведение и создавать изображение на его основе. Разработка и апробация этой методики проводились на протяжении шести лет,

Научная новизна. Впервые специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных обрезов на их изобразительную деятельность. Определены требования к отбору музыкальных произведений, образы которых могут быть переданы средствами рисунка ; разработана методика, при которой осуществлялась трансформация музыкального образа графическим путем.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку комплексного подхода в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Получены новые данные, свидетельствующие о влиянии музыки на выразительность изобразительного творчества детей.

Выявлены условия ознакомления детей с музыкальными произведениями, которые способствуют переводу музыкального образа в рисунок.

Практическое значение. Разработаны содержание и методика комплексных занятий. Даны конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям детских садов по проведению этих занятий, . Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых и аспирантов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1976 г,), не научных конференциях профессорско-преподавательского состава Бельцкого педагогического института им, А.Руссо (1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.), на методических совещаниях для воспитателей и музыкальных работников (г.Бельцы, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.).

Результаты исследования включены в курсы лекций для студентов дошкольного факультета Бельцкого педагогического института -8-им» А.Руссо и слушателей курсов повышения квалификации дошкольных работников МССР при ИУУ (г.Кишинев, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.).

Разработан спецкурс по проблемам взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Созданная система занятий внедрена в детские сады районов и городов республики по решению Минпроса МССР» Предложенный материал вошел в проект новой программы подготовительных классов» По материалам формирующего эксперимента создан документальный фильм "Под счастливой звездой рождены" (Молдова фильм, 1978 г»).

Взаимосвязь разных видов искусства как искусствоведческая проблема

Проблема взаимосвязи, взаимодействия различных видов искусств принадлежит к числу одной из важнейших проблем эстетики, В ней соединяются вопросы теории и художественной практики. От характера их взаимодействия во многом зависят результаты творческого процесса. Эту мысль советского искусствоведа В.В.Ванслова /43/ продолжил Ю,Б,Борев: "Все виды искусства имеют известную склонность к соединению, деже слиянию" /35, с,269/. Ни один из них не существует сам по себе, а связан со всеми другими видами художественного творчества различными формами общественного сознания, многими явлениями общественной жизни,

"Каждое искусство,- говорит В.В,Ванслов,- усиливает, развивает то, что составляет его особенность и преимущество и выгодно отличает от других видов искусства. Оно учитывает и использует опыт другого, расширяет свои возможности и границы, стремится к взаимовлиянию" /45, с,5/,

Конечный результат синтеза различных видов искусства зависит от идейно-социальной основы, на которой этот синтез происходит.

Соотношение между искусствами, их близость, внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны.

Вопрос о творческом содружестве, границах, специфика различных искусств решался по-разному, в зависимости от мировоззрения,эпохи, нередко даже от того, каким видом искусства занимался сам художник. Часто эта проблема решалась односторонне, из-за стремления доказать превосходство одного вида искусства над другим. Отголоски таких полемик встречаются уже у античных авторов.

Восприятие детьми песенных образов и их графическое отражение

Для выяснения специфики восприятия детьми песни и дальнейшего перевода ее в рисунок им предлагался репертуар в такой последовательности: "Березка", муз. Т.Попатенко, ел. І.Агаджзновой; "Воздушные шарики", муз. Е.Карминского, ел. Я.Акима; "Веселый мяч", муз. М.Красева, ел. С.Вышеславцевой; "Маки", муз. М.Раух-вергера, ел, О.Высотской; "Гуси", муз. А.Филиппенко, ел. Н.Бой-ко2; "Капельки", муз. В.Павленко, ел, Э.Богдановой; "Сосульки",

1 Характеристику песен мы будем давать непосредственно перед каждой частью работы.

2 Данные песни содержат конкретный образ и ярко выраженный сюжет.

Такая последовательность отвечала требованиям усложнения песенного образа. Сначала предлагались песни с небольшим повествованием, конкретными образами и ярко выраженным сюжетом, затем следовали песни, в которых передавалось состояние природы, человека.

Чтобы перевести песню в рисунок дети должны понимать образы песни, ее характер, выразительные средства.

С целью выяснения как понимают дети характер, выразительные средства песни и какова эмоциональная отзывчивость на нее, им задавали вопросы, раскрывающие понимание детьми содержания и характер песни ("О чем эта песня?", "Какая она по характеру?"); выясняющие структуру песни ("С чего я начала исполнять песню?", "Из каких частей состоит песня?"); показывающие восприятие детьми выразительных средств музыки ("Б каком темпе я исполняла песню?", "Песня звучала все время одинаково громко (или тихо)?", "Звуки были низкие или высокие?", "А может, они менялись?", "Вы можете отхлопать ритмично песню (или ее часть: запев, припев, вступление)?"; позволяющие определить, устанавливали ли дети связь между музыкальной и поэтической стороной произведения ("Почему ты думаешь, что песня грустная (или веселая)?", "Почему песня исполнялась быстро (или медленно)?", "Почему песня (или ее часть) исполнялась громко (или тихо, не очень громко)?"; дающие возможность выяснить эмоциональное отношение к песне ("Понравилась тебе песня?", "Что понравилось в ней").

Экспериментальная работа, проведенная по формированию песенных образов и последующему их переводу в рисунок

Констатирующий этап работы показал, что одной из причин неумения детей передать в рисунках настроение, характер песни -недостаточное владение ими музыкальными знаниями и графическими навыками, Т.СКомарова отмечала, что "дети испытывают затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками» А иногда они не могут изобразить то» что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще" ДІ8, с.94/«

Поэтому с детьми экспериментальных групп велась работа по обогащению и углублению их знаний и умений в музыкальной и изобразительной деятельности»

На прогулках детям предлагали выделять цвет окружающих предметов, их форму (облаков, луж, домов), величину (какое дерево выше, ниже), композицию (в парке определяли, где растут деревья, кусты и тому подобное),

С детьми проводились дидактические игры, способствующие развитию их сенсорной культуры. Дети составляли коврики, узоры в холодных и теплых тонах. Нами была разработана игра "Березка и дубки", помогающая детям ориентироваться на местности и композиционно располагать предметы. Для обогащения впечатлений детей, развития способности выделять средства художественной выразительности использовались репродукции с картин. Дети с интересом рассматривали пейзажи художника А,Щербины, в которых отмечали богатую цветовую палитру, разнообразные силуэты деревьев, причудливую форму облаков, композиционное расположение кустов, деревьев, Н.П.Сакулинэ отмечала, что дети 6-7 лет с интересом относятся кхудожественным качествам картины, скульптуры, иллюстрации к книге, если воспитатель направляет внимание детей на способы выражения содержания путем подбора красок, расположения предметов и персонажей, распределения темного и светлого, близкого и далекого.

Похожие диссертации на Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников