Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Лукьянова Елена Леонидовна

Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов)
<
Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лукьянова Елена Леонидовна. Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Хабаровск, 2006 225 с. РГБ ОД, 61:07-19/247

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ природы психологической защиты 10

1.1 Подходы к изучению психологической защиты (диахронический аспект) 10

1.2. Основные характеристики механизмов психочогической защиты 44

Глава 2. Этнопсихологические особенности бессознательного 59

2.1 Своеобразие этнического бессознательного 59

2.2. Этнические особенности китайского и русского народов 75

Глава 3. Исследование механизмов психологической защиты у китайцев и русских 98

3.1 Методология, цели и структура исследования 98

3.2 Методы и процедуры исследования 106

3.3 Этнические проявления механизмов психологической защиты у выпускников вузов России и Китая 124

Заключение 182

Библиографический список 184

Приложения 202

Введение к работе

Акгуальность проблемы исследования. Изменения в российском обществе в конце 80-х гг. возродили интерес в отечественной науке к этническим проблемам. Свой вклад в изучение национально-психологических особенностей внесли: Л.М. Дробижева (1991), А.О. Бороноев, В.Н. Павленко (1994), Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько (1996), Г.У. Солдатова (1998), B.C. Мухина (2001), Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Еникопов (2003) и др. В последние годы исследованием психологических особенностей русского этноса занимались З.В. Сикевич (1996), А.Г. Шмелев (2002), А.А. Хвосгов (2005) и другие.

В связи с развитием международных контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) возрос ингерес к изучению этнических особенностей представителей восточного региона. Особенности китайского этноса освещены в трудах как отечественных синологов В.Я, Сидихменова (1987), В.В Малявина (1992), М.В Крюкова, М.В. Софронова, П.Н. Чебоксарова (1993), А.Е. Лукьянова (1994), В.М. Алексеева (1996), И.Е. Бобрышсва (1996), МЛ. Титаренко (1997), М.Т. Степанянц (1997), В.Ф. Феоктистова (1997), Ю.М. Сердюкова (1998), ME. Кравцова (1999), СВ. Копытько (2004), так и зарубежных авторов Сунь Юйхуа (2000), Вана Эрдона (2000), Тань Аошуана (2004), М. Гране (2004), Вана Биндуна (2004) и других.

Интерес отечественных ученых к особенностям китайского народа обусловлен рядом причин. Во-первых, географическим положением. Знание национально-психологических особенностей будет способе і вовать развитию понимания и преодолению спорных вопросов в диалоге культур России и Китая. Во-вгорых, китайский этнос является доминирующим этносом в мире и по численности населения, и по уверенным позициям, которые он занимает в мировой экономике. Китайцы - одна из немногих

ныне существующих этнических общностей, как отмечает М.В. Крюков, которая, несмотря на сложные перипетии политической истории, завоевания и нарушения государственного единства, многочисленные этнические включения, не утратила своей специфики. В-третьих, несмотря на достаточное количество работ, освещающих социально-философский, культурологический аспект представителей китайского этноса, психологический аспект исследования в современной науке изучен недостаточно.

Изучение основ традиционной культуры Китая, показало, ч го существенное влияние на систему мышления, психологию, поведение китайского этноса оказала специфика философского знания -конфуцианство, а также основанные на нем правила поведения в обществе (Л.С. Васильев (1976), Н.А. Абрамова (1998), С.А. Просеков (2003)). Проблема влияния конфуцианства на развитие современного общества обсуждается и имеет много сторонников и противников. Успех Китая, считают исследователи Н.А. Абрамова (1998), М.Л. Титаренко (1997), объясняется не слепым копированием иностранного и отбрасыванием испытанных средств своей ірадиционной культуры, а в их умелом сочетании с новыми методами хозяйствования на базе устойчивой системы конфуцианских принципов. Синтез западной кулыуры и китайских духовных ценностей определил сущность нового этапа развития китайской цивилизации. Все сказанное позволяет предположить, что в бессознательном психическом современных китайцев заложены конфуцианские принципы.

Изучение этнического бессознательного, в частности психологической защиты этноса, только начинается и оіраничиваеіся работами А.А. Налчаджяна (2000, 2004), СВ. Лурье (1998). Хотя проблема изучения психологической защиты не перестает быть актуальной, так как само понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Актуальность

настоящего исследования обусловлена постоянно возрастающей значимостью исследований при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний; для понимания «внутренней картины болезни» и выбора обоснованной психотерапевтической тактики; в построении любой личностно-ориентированной терапии; для понимания психоаналитической диагностики характера; при описании феноменов межличностного и межгруппового взаимодействия; при взаимодействии субъекта с информационной средой общества и т. п. Психологическая защита выступает в качестве психической детерминанты поведения человека, играющей важную роль наряду с социальной и биологической детерминантами.

Феномен психологической защиты по-прежнему остается теоретически мало интерпретированным и достаточно «неразведанным» эмпирическим полем. Накопление фактов в этой области, осуществляемое на основе различных методологических подходов, рассмотрение их в рамках определенною и достаточно строго очерченного поля бесспорно продуктивно.

Наблюдающийся в начале XXI века рост нервных и сосудистых заболеваний, все более частое возникновение так называемых психосоматических расстройств принято связывать с ускорением темпа жизни, повышением количества перерабашваемой информации, общим усложнением общественной среды. Особое значение при этом придается патогенному фактору - эмоциональному стрессу, но в тоже время степень влияния этою фактора определяется мерой способности субъекта противостоять ему. Содержательно в этом отношении выражение 3. Фрейда (1966) о том, что любая живая субстанция пари і среди внешнего мира, заряженного сильнейшими энергиями; она неминуемо была бы убита действием раздражений, которые исходят от этих энергий, если бы не была снабжена защитным покровом. Одной из форм психической реіуляции рассматривается психолої ическая защита в виде

функционирования ряда защитных механизмов: вытеснения, отрицания, проекции, идентификации, регрессии и др.

Вопрос выявления действия механизмов психологической защиты значим, прежде всего, потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики. Сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я- одна из главных функций защитных механизмов.

Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры изучаемого понятия. Можно отметить большие разногласия между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов. Описание психологической защиты чаще определяется деятельностью самого исследователя, его общетеоретической, методологической позицией. Методический арсенал для оценки выраженности основных защитных механизмов, которым располагает отечественная наука, очень ограничен.

Все выше изложенное определило выбор темы исследования «Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов)».

Гипотеза: имеется специфика появлений психологической защиты у русских и китайских студентов.

Объектом исследования являются защитные механизмы личности. Предметом исследования являются особенности этнических проявлений психологической защиты у русских и китайцев.

Цель: изучение этнических проявлений психологической защиты у русских и китайцев. Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы психологической защиты в работах отечественных и зарубежных психологов.

2. Провести исследование специфики защитных механизмов у русских и китайских выпускников вузов.

3. Выявить и проанализировать особенности проявлений защитных механизмов у представителей русского и китайского этносов.

Методологическая основа исследования: системный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Небылицин, Б.М. Теплов и др.).

Теоретической основой исследования явились: культурно историческая теория (Л.С. Выготский, М. Коул, С. Скрибнер); концепции кросс-культурных различий B.C. Степин, Т.П. Григорьева, А.Я. Гуревич, Г.Д. Гачев, К.Г. Мяло, Ю.М. Сердюков, С. Ямагучи и др.); работы по психоанализу (3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, К. Роджерс и др.); проблемам исследования бессознательного (Ф.В. Басейн, Д.Н. Узнадзе, Э. Киршбаум, А. Еремеева, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, Е.С. Романова и др.); стресса (Т. Кокс, X. Крон, Р. Лазарус, Г. Селье, X. Шредер и др.)

Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблеме психологической защиты; методы сбора данных: тест-опросник LIFE STYLE INDEX разработанный Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом, адаптированный и стандартизированный Е.С. Романовой, P.M. Грановской, методика С. Розенцвейга, адаптированная Н.В. Тарабриной, тест локуса контроля Дж. Роттера (модификация Н.Н. Обозова), проективные методики «Автопортрет», «Моя семья», сочинение «Мои проблемы», метод «естественных категорий» Б.А. Еремеева, ме годы математической статисіики (корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента) с применением статистических пакетов прикладных компьютерных программ Microsoft Excel 7.0.

Экспериментальная база исследования: исследованием было охвачено 139 человек: 49 китайских респондентов, обучающихся в педагогическом

университете г. Хэйхе (пр. Хэйлудзян), 90 русских респондентов, обучающихся в педагогическом университете г. Благовещенска (Амурская область). Обе группы респондентов - выпускники гуманитарных факультетов. Положения, выносимые на защиту:

1. Для каждого исследуемого этноса характерен свой набор защитных механизмов.

2. У русских доминирующими механизмами защиты являются проекция, интеллектуализация, отрицание.

3. У представителей китайского этноса доминирующими механизмами защиты являются проекция, реактивные образования, вытеснение.

4. В проявлении защитных механизмов отражаются национальные личностные особенности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

L Выделены доминирующие защитные механизмы в психологической защите китайского и русского этносов. У русских - это интеллектуализация, проекция, отрицание; у китайцев - проекция, реактивные образования, вытеснение.

2. Выявлены и описаны особенности проявлений психологической защиты у русских и китайцев.

3. Установлено, что проективные методики, как графические, так и вербализованные, возможно использовать для изучения этнических проявлений механизмов психологической защиты.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об этнических особенностях проявлений психологической защиты у представителей русского и китайского этносов и выявлении зависимости наборов защитных механизмов от этнических особенностей.

Практическая значимоегь: полученные результаты помогут глубже понять проблемы психологии межэтнического взаимодействия между Китаем и Россией; могут быть использованы в учебном процессе в качестве рекомендаций преподавателям, работающим с китайскими студентами; в тех областях и отраслях знаний, где необходимо учитывать специфику этнического бессознательного, национальные особенности китайского этноса. Расширены возможности использования методик Б.Л. Еремеева, С. Розенцвейга для интерпретации механизмов психологической защиты.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные результаты исследования обсуждались на международной и региональных научно-практических конференциях (2002, 2004, 2006), на региональной научно-методической конференции (2006).

Результаты настоящего исследования использованы в разработке спецкурса «Психологическая защита личности», а также в консультативно-диагностической работе с клиентами Центра Психоаналитической культуры г. Благовещенска.

Объем и структура диссеріации. Диссертация состоит ив 3 глав, списка лиіературьі, 11 таблиц, К) рисунков и 20 приложений. Объем основного текста работы изложен на 183 с і р. Публикации по теме: По теме исследования опубликовано 6 работ.

Подходы к изучению психологической защиты (диахронический аспект)

В настоящее время тема психологической защиты не имеет единого концептуального основания. Анализ литературы обнаруживает многообразие подходов, преде ґавлений, теоретических и эмпирических построений. Специфика современного состояния проблемы психологической защиты отражает противоречивый характер ее развития.

Как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий. Первое упоминание о защите содержится в конце второй части «Предварительного сообщения» И. Брейера и 3. Фрейда (1893), представляющей собой один из разделов «Исследования по истерии» (1895). Хотя зарождение идеи защитных механизмов просматривается уже в работах французских исследователей Maillet (1845), Taine (1870).

Впервые 3. Фрейд самостоятельно употребляет термин «защита» в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Позднее в «Этиологии истерии» (1896) 3. Фрейдом подробно описано функциональное назначение, или цель защиты, которая заключается в ослаблении инграпсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инсіинктивньїми импульсами бессошаїельного и ингериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социальною взаимодействия.

Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином «вытеснение». Отношения между двумя понятиями остались неопределенными и в 1926 году в приложении к работе «Торможения, симптомы и іревожносгь» 3. Фрейд возвращается к старой концепции защиты, введя, наряду с вытеснением, специальные обозначения для других механизмов защиты, которые используются и в настоящее время (Фрейд А., 1993), поясняя, что применение понятия «вытеснение» имеет свои преимущества, «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу» (Фрейд А., 1993, с. 37).

3. Фрейд опроверг представление о том, что вытеснение занимает среди психических процессов исключительное положение, так как в психоаналитической теории отводится место другим процессам, служащим той же цели, а именно «защите // от инстинктивных требований». Значение вытеснения было сведено до «особого метода защиты».

Исторические истоки определения феномена психологической защиты, как было отмечено выше, лежат в совместной работе 3. Фрейда и И. Брейера при изучении природы истерии и ее лечения.

Наиболее интересными, на наш взгляд, являются подходы к определению данного консірукта. В монографии «Этюды об истерии», основой для которой явилось открытие И. Брейером смысла невротических симптомов, были изложены основные результаты совместной работы. Оказалось, что истерический симптом ведет своё происхождение из имеющих высокую эффективную ценность психических переживаний, которые были амнезированы (Freud S., 1966).

На основе этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводилось к тому, что симптом может существовать в том случае, если в сознании он замещает некоторые задержанные или амнезированные аффективные переживания. И стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать осошанными, как симптом исчезает. Отсюда и вытекала особая процедура лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента должен был вернуть в сознание то, что было у него изъято вследствие невозможного отреагирования; возвращенное в сознание содержание делало существование симптома невозможным (Freud S., 1966).

Ненадежность лечения гипнозом, заставили 3. Фрейда искать другие пуги к достижению катарсиса. Теоретические конструкции вполне удовлетворяли 3. Фрейда, поэтому поиск новой практики он вел в рамках уже известной теоретической модели. Изыскивая новый ме год достижения катарсиса, 3. Фрейд обратился к технике «настаивания» И. Бернгейма, поскольку, по его мнению, эта техника «делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном сомнамбулизме. Когда он спрашивал пациентов относительно пережитого в сомнамбулическом состоянии, они действительно утверждали, что ничего не знают, но, когда он «не успокаивался, настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали. Так поступал и я со своими пациентами... Таким путем, без применения гипноза мне удалось узнать от больного все то, чго было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися оі них симптомами» (Фрейд 3., 1980, с. 159). Ядро этой іехники - настроение - стало одним из краеугольных камней психоанализа, которое определило директивноегь и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.

Применяя эту технику, 3. Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказывали пациенты попыткам врача перевести бессознательные воспоминания в сознание. При этом он отмечал, что некая сила поддерживала болезненное сосюяние, а именно сопротивление больного. Именно на идее сопротивления 3. Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление.

Своеобразие этнического бессознательного

Вопрос, который логичнее всего следует задать, приступая к рассмотрению проблемы «бессознательного», заключается в следующем: существуют ли у человека процессы, относящиеся к психической деятельности, влияющие на поведение, но протекающие как бы «за порогом» сознания, субъективно не воспринимаемые, - или же допускать существование таких процессов особых причин нет?

Анализ литературы позволяет увидеть единодушно положительный ответ. Но трактовка, которая дается этим неосознаваемым формам мозговой активности, понимание их существа, методов их изучения и, главное, роли, которую они играют в организации поведения, оказываются в разных условиях глубоко несходными, именно эти разногласия и составляют предмет «борьбы», которая уже не один век ведется по поводу проблемы «бессознательного».

На протяжении столетий проблема бессознательного разрабатывалась в качественно различных аспектах: философском, психологическом, социальном, биологическом, нейрофизиологическом, психиатрическом, невропатологическом Изучение бессознательного осуществлялось не изолированно, не само по себе, а в контексте его соотношения с сознанием.

Понятие «бессознательное» широко применялось исследователями еще с древнего времени. С его помощью философы пытались объяснить причину всего существующего и решить ряд теоретико-познавательных вопросов.

Представители древнеиндийской философской школы «Ыьяя» утверждали, что сознание является последовательностью состояний сознавания чего-то, наблюдаемого в себе или со стороны. Оно не представляет собою основу реальности, субъект, который «вечен, самодовлеющ, такой основой является бессознательная душа, которая регистрирует следы, оставляемые сознанием» (Бойко А.Н., 1978, с. 8). Следовательно, «Ньяя» не только различает сознание и душу (бессознательное), но и объявляет бессознательное основой реальности.

В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактуется как высший момент познания - интуиция. Причем, бессознательное понимается не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверх-сознательное, на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность вещей. Однако они употребляют понятие бессознательного и для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития - великого, включающего в себя интеллект, самосознание, ум. Ум («читта») они считают в сущности бессознательным, который становится сознательным, благодаря отражению Я, которое в нем находится (Бойко А.Н., 1978).

Подобное толкование бессознательного имеет место и в представлениях древнегреческих философов-иделистов: Сократа, Платона, когда душа отождествляется с бессознательным (Элленбергер Г., 2004).

Используя понятие бессознательного, древнеиндийские, античные философы-идеалисты пытались решить определенные вопросы познания. Например, объяснить, как из незнания возникает знание и не только индивидуальное, но и общее. При этом бессознательное выступает, то как определенный момент (чаще исходный) познания, то как сама душа -всепроникающая мистическая сущность («Ньяя»), то как высший момент познания - интуиция (йога Патанджали), то как транцендентальное состояние души (Платон).

Философы 17-18 веков (Декарт, Локк, Лейбниц и другие), стремясь решить вопросы познания, также используют понятие бессознательного.

Начиная с Э. Гартмана, рационалистически толкуемое понятие бессознательного проникает в психологию. Э. Гартман не только обстоятельно обсудил проблематику бессознательного, признал за ним несомненную ценность для понимания человеческих деяний, но и попытался рассмотреть те плюсы и минусы, которые оно включает в себя. Кроме того, Э. Гаргман провел различия между физическим, гносеологическим, метафизическим и психическим бессознательным, то есть задолго до 3. Фрейда он ввел понятие бессознательного психического, но немецкий философ сконцентрировал свои усилия на осмыслении гносеологических и метафизических его аспектов, не дав необходимого объяснения психическому бессознательному (Лейбин В.М., 2002).

Методология, цели и структура исследования

В качестве методологического основания нашего исследования выступает принцип изучения системной организации функций, включая и поведение человека.

Системный анализ позволяет находить новые пути к познанию, преодолевать его односторонность. Известные исследователи системных процессов Р. Акофф и Ф. Эмери дают более распространенное определение: система - это «множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этою множества не могут быть независимыми. Следовательно, система должна состоять по меньшей мере и з двух элементов и связей между каждым из элементов и каким-нибудь другим злеменюм множества. Элементы системы образуют полностью связанное множество, которое невозможно разложить на несвязанные подмножества. Поэтому, хотя система может являїься частью большой системы, ее нельзя разложить на независимые подсистемы» (Акофф Р., Эмери Ф., 1974, с. 27).

Исходя из приведенного определения, системный анализ делает основной упор на целостное понимание исследуемых объектов, помогает осознать необходимость их «многослойною» анализа, при котором каждое выдвигаемое суждение имеет непосредственное приложение лишь к явлениям, ограниченным определенными рамками, а не ко всем «слоям» наблюдаемых факторов.

Применение системною анализа тех или иных явлений с целью выяснения взаимодействия различных подсистем может быть значительно больше, чем только одни аналитические методы при изучении частных процессов.

Система представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных относительно жесткими связями. Организм человека представляет собой такую динамичную систему, в которой одни и те же морфофизиологические подсистемы и структуры могут обеспечить множество функций и приспособительных процессов (Царегородцев Г.И., 1975, с. 68).

Изучение функциональных биологических систем, как известно, способствует выявлению единства отдельных ее механизмов, обычно рассматриваемых изолированно. Следует отметить, что еще в 1932 году И.П. Павлов писал: «Человек есть, конечно, система (грубее говоря -машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию. Разнообразно саморегулирующиеся машины мы уже достаточно шаем между изделиями человеческих рук. С этой точки зрения метод изучения системы-человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание, на основе всего этого, ее общей работы и управление ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся и даже самосовершенствующаяся» (Павлов И.П., 1951, с. 187-188).

Рассматривая целостность личности, необходимо обратить внимание на возможность ее изменения. Согласно П.Ф. Кравчук (1994), этому способствует то, что личность в любых условиях, в любой момент исторического развития - это единство внутреннего и внешнего. Он отмечает сложную их взаимосвязь, зависящую от особенностей характера, от уровня развитости способностей личности в присвоении объектированных сущностных сил, в самоакгуализации.

Общепризнанное понятие о биосоциальной сущности природы человека указывает на важность социальных и биологических факторов, своеобразного их баланса, а также соотнесенности всех основных психических функций, определяющих психическое развитие.

Системный подход к изучению механизмов психологической защиты в полной мере оправдывает характеристику, данную В.Г. Афанасьевым (1986), отметившим что, «системный подход представляет собой ту сторону, грань диалектики, конкретизацию диалектико-материалистического учения о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений и процессов действительности» (Афанасьев В.Г., 1986, с. 38).

Похожие диссертации на Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов)