Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Дагбаева Соелма Батомункуевна

Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов
<
Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дагбаева Соелма Батомункуевна. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Чита, 2006 180 с. РГБ ОД, 61:07-19/221

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические основы исследования ценностных ориентации личности 10

1.1 Основные подходы к пониманию ценностных ориентации личности 10

1.2 Формирование ценностных ориентации в процессе социализации 26

1.3 Общая психологическая характеристика традиционных ценностей представителей бурятского этноса 63

Выводы по первой главе 77

Глава II Методы и организация эмпирического исследования ценностных ориентации 78

2.1 Методологические принципы кросс -культурного исследования ценностных ориентации личности 78

2.2 Методы и этапы эмпирического исследования этнопсихологических особенностей ценностных ориентации личности студентов 96

Выводы по второй главе 107

Глава III Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентации студентов 109

3.1 Этнопсихологические особенности ценностных ориентации студентов-представителей русской и бурятской культуры 109

3.2 Ценностные ориентации студентов в зависимости от состава и социального положения семьи, организации учебного процесса в школе и начала трудовой деятельности 118

3.3 Ценностные ориентации студентов с различным уровнем развития этнического самосознания 141

3.4 Тендерные особенности ценностных ориентации студентов представленных этнических групп 150

Выводы по третьей главе 155

Заключение 158

Литература 160

Приложения 174

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время исследование ценностных ориентации рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных ориентации современных россиян имеет особое значение, поскольку Россия - поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе.

Первыми исследователями ценностных ориентации личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентации исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.

Исследования трансформации ценностных ориентации в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Леонтьев, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.

Тема диссертационного исследования продиктована сложившейся социальной ситуацией: тенденцией ассимиляции культур коренных народов, обострившимися проблемами межкультурного диалога, связанными с объединением регионов. И в этом плане исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентации личности студентов приобретает особую актуальность.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования: этнопсихологические особенности ценностных ориентации личности студентов.

Цель: исследовать этнопсихологические особенности ценностных ориентации личности студентов в кросс-культурном контексте.

Гипотеза: мы полагаем, что в ценностных ориентациях студентов существуют варианты, детерминированные факторами социализации, уровнем развития этнического самосознания, половой принадлежностью субъекта и общезначимыми нормами, принимаемыми в культуре определенного этноса.

Рабочие гипотезы:

1. В ценностных ориентациях студентов существуют варианты,
детерминированные структурными и социальными характеристиками семьи;
организацией учебного процесса в школе; началом трудовой деятельности.

  1. Ценностные ориентации зависят от уровня развития этнического самосознания студентов. Уровень развития этнического самосознания студентов определяет их ориентацию на традиционные ценности.

  2. В ценностных ориентациях студентов, дифференцированных по тендерному признаку, существуют различия, обусловленные особенностями полоролевой социализации в представленных этносах.

Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи: 1) провести анализ основных подходов к изучению ценностных ориентации личности;

  1. выявить этнопсихологические особенности ценностных ориентации студентов в зависимости от состава и социального положения семьи, места проживания, организации учебного процесса в школе, начала трудовой деятельности;

  2. исследовать ценностные ориентации студентов с различным уровнем развития этнического самосознания;

  3. исследовать тендерные особенности ценностных ориентации студентов представленных этносов.

Методологической основой исследования явились: концепция культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); положения о смысловой природе ценностей (Б.С. Братусь, Е.М. Дубовская, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый и др.); концепция соотношения процессов социализации и индивидуализации в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн, Е.Б. Весна и др.); концепция структурно-динамической системы ценностных ориентации личности М.С. Яницкого.

Теоретической основой исследования стали положения о многомерной функциональной организации системы ценностных ориентации (Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др.); положения об этнокультурной вариативности социального поведения, обусловленного этническим самосознанием (B.C. Агеев, Н.М. Лебедева, Т.Л. Миронова, Г.У. Солдатова, Г.В. Старовойтова, Т.Г. Стефаненко и др.); этнокультурные аспекты мировоззрения человека (Н.В. Абаев, Л.Л. Абаева, М.И. Гомбоева, И.С. Кон и др.); этнопсихологические исследования ученых (А.О. Бороноев, А.А. Бучек, Т.Ц. Дугарова, Т.Ц. Тудупова, А.П. Оконешникова, Р.Д. Санжаева, В.Ю. Хотинец и др.).

Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;

- психодиагностические методики: ценностный опросник С. Шварца,
методика Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого для выявления
ориентации на ценности адаптации, социализации или индивидуализации;
методика диагностики уровня развития этнического самосознания (ЭСС)
В.Ю. Хотинец; тест самоактуализации личности (CAT) Э. Шостром,
модифицированный М. Крозом под руководством Л.Я. Гозмана; тест
«Мотивация достижения» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-
Эминова; методика Т.Лири в модификации Ю.А. Решетняк и
Г.С. Васильченко;

- методы математической статистики (сопоставление результатов
выборок по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализ).
При обработке данных использовались статистические пакеты «Statistika 6.0»
и «SPSS 9.0».

Эмпирическую базу исследования составили представители
бурятского и русского этносов, проживающие на территории Забайкалья, а
именно в Агинском Бурятском автономном округе, Читинском районе, г.
Чита. В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического

университета в возрасте 18-22 лет, всего в количестве 200 человек, из которых 100 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 100 человек - представители бурятской культуры - вторую; юношей было 42 чел, девушек - 158.

Организация и этапы исследования были реализованы с 2001 по 2006 г.г. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (2001 - 2003) -теоретический анализ исследований по данной проблеме. Второй этап (2003 -2005) - подбор и апробация основных методик и проведение исследования. Третий этап (2005 - 2006) - количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпретация полученных результатов, обобщение, оформление диссертационного исследования.

7 Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Выявлены 'варианты в ценностных ориентациях студентов,
детерминированные структурными и социальными характеристиками семьи;
выделены особенности ценностных ориентации студентов вуза, окончивших
общеобразовательную школу, ПТУ, лицей, школу с учетом национально-
регионального компонента; выделены варианты в ценностных ориентациях
работающих и неработающих студентов.

  1. Выявлены варианты в ценностных ориентациях студентов с низким, средним и высоким уровнем развития этнического самосознания; установлено, что с ростом уровня развития этнического самосознания актуализируются ценности достижения и социальной власти у представителей русской культуры и ценности групповой принадлежности у представителей бурятской культуры.

  2. Выявлены тендерные различия в ценностных ориентациях студентов, обусловленные особенностями полоролевой социализации в представленных этносах; обнаружено, что русские юноши ориентированы на ценности социальной власти, они уверены в себе и требовательны, девушки не уступают в степени независимости; для юношей-бурят значимыми являются ценности конформизма и духовности, девушки отличаются уступчивостью, зависимостью.

Практическая значимость исследования. Исследование

этнопсихологических особенностей ценностных ориентации личности может быть учтено при работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Обобщение выявленных проблем может быть взято за основу при организации работы по этнопсихологическому просвещению. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.

Достоверность и надежность результатов и основанных на них выводов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных положений, использованием адекватных методов исследования; апробацией методик на этапе пилотажного исследования; репрезентативностью выборки; применением методов количественного и качественного анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнопсихологические особенности ценностных ориентации личности
обусловлены составом и социальным положением семьи, местом
проживания, организацией учебного процесса в школе, началом трудовой
деятельности. Порядок рождения, уровень образования родителей,
материальное благополучие семьи определяют ценностные ориентации
студентов. Ценностные ориентации студентов, окончивших лицей, ПТУ,
школу с учетом национально-регионального компонента, имеют варианты,
обусловленные организацией учебного процесса. Студенты, совмещающие
обучение в вузе с работой, отличаются направленностью на ценности
зрелости и социальности.

  1. Ценностные ориентации зависят от уровня развития этнического самосознания. С ростом уровня развития этнического самосознания актуализируются ценности достижения, а также ценности социальной власти у представителей русской культуры и ценности групповой принадлежности у представителей бурятской культуры. Представители этнического меньшинства с невыраженным этническим самосознанием не демонстрируют приверженности к традиционным ценностям.

  2. В ценностных ориентациях студентов, дифференцированных по тендерному признаку, существуют различия, обусловленные общепринятыми нормами в представленных этносах. В русской культуре женщина не уступает в степени независимости мужчинам, в бурятской культуре традиционно к мужчинам особое отношение, как продолжателю рода, по сравнению с женщиной, которая ниже по статусу.

9 Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования представлены на Международных научно-практических конференциях «Реальность этноса: Этнонациональные аспекты модернизации образования» (2003); «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (2006) в г. Санкт-Петербург, на V Международном Конгрессе психологов АТР «Человек. Власть. Общество» (12-14 мая 2006) в г. Хабаровск; на VI Международной научной конференции «Наука и образование» (2-3 марта 2006) в г. Белово Кемеровской области; на VI Международной молодежной научной конференции «Талант и труд молодых - родному Забайкалью» (2002) в г. Чита; в Международном сборнике научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (2005) в г. Воронеж; на межрегиональных научно-практических конференциях «Психология управления: опыт и проблемы работы с персоналом» (20-21 апреля 2006), «Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании» (27-28 апреля 2006) в г. Чита; на региональных научных конференциях «Культурно-исторические формы поведения человека» (2003), «Молодая наука Забайкалья» (2005) в г.Чита. По теме диссертации опубликовано 10 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 221 наименование. Работа иллюстрирована 25 таблицами, 7 рисунками с диаграммами. Содержание работы изложено на 160 страницах.

Основные подходы к пониманию ценностных ориентации личности

В традиционной аксиологии - дисциплине, изучающей человеческие ценности, существует множество определений ценностей. Под ценностью обычно понимают объект, явление материальной или духовной культуры человечества, которое приобрело для личности устойчивый смысл, поскольку оно служит или могло бы служить средством удовлетворения ее потребностей, достижения основных целей. Подробная характеристика дается в «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова: «Ценности -специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений» [188].

В современной социально-философской и социально-психологической литературе отсутствует общепризнанное определение ценностных ориентации, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов. Как пишет Ф.Е. Василюк, «когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток — отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т. д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [32, 292]. Короткое, но очень емкое по содержанию определение данного феномена дает Я.Гудечек: «ценности - это часть сознания индивида, при этом та ее часть, без которой нет личности».

Понятие «ценностная ориентация» впервые было введено в общественную науку представителями чикагской социологической школы У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ситуации, когда ценности превращаются в сознательные регуляторы поведения. Центральное место в их теории занимает понятие «социальная ситуация», включающее как объективно существующие социальные ценности, так и субъективные установки. Формирование системы ценностей личности происходит при «определении ситуации» индивидом посредством их взаимодействия и соперничества [96].

В трудах В.П. Тугаринова содержится следующее определение ценностям: «Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Ценности, по утверждению В.П. Тугаринова, делятся на: - ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными); -ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности). Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [179].

Ценности и ценностные ориентации неразрывно связаны между собой, что подтверждает определение, данное Б.Г. Ананьевым: «ценностные ориентации - это направленность личности на те или иные ценности». В этом определении подчеркнуты два очень важных свойства ценностных ориентации: во-первых, связь их с миром человеческих ценностей; во-вторых, принадлежность не просто к сознанию, но и к поведению личности.

Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа Д.А. Леонтьева, в которой автор попытался систематизировать все, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике. Так, по мнению Д.А. Леонтьева [102, 223], в литературе можно выделить три основных варианта понимания психологической природы ценностей:

1. Трактовка ценностей в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление, убеждение (Рокич, 1969; 1973; 1979; Шварц, Билски; Ручка, 1976; Брожик, 1982; Шледер, 1993). Так понимаемые ценности не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников.

Методологические принципы кросс -культурного исследования ценностных ориентации личности

Современная психология по-прежнему стоит перед проблемой внедрения идеи культурной обусловленности личности в практику осмысления человеческого существования. В современной системе психологических знаний существует две научные традиции в понимании и исследовании обусловленности психологии человека его этнической и культурной принадлежностью. В западной (прежде всего в американской) науке изучением связи культуры и психологии занимается психологическая антропология и кросс-культурная психология. В отечественной науке исследования обусловленности психологии этничностью проводятся в рамках этнической психологии.

Отечественная этнопсихология связана с именами философа Г. Шпета, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина и др. Важное значение имеют работы в русле этнографии и этносоциологии (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, А.А. Сусоколов и др.), психологии (Г.М. Андреева, B.C. Агеев, А.Г.Асмолов, В.М. Вызова, Б.А. Душков, В.П. Левкович, А.А. Леонтьев, Н.М. Лебедева, А.Б. Мулдашева, А.П. Оконешникова, Р.Д. Санжаева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец, П.Н. Шихирев и др.).

Предмет исследования психологической антропологии, кросс-культурной психологии и этнопсихологии, по Н.М. Лебедевой, один - это изучение психологических особенностей индивида или группы, обусловленных их этнической или культурной принадлежностью.

В современной этнопсихологии отмечается значительный рост эмпирических исследований, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношений, проблем этнических меньшинств, миграций, аккультурации и т.д. Это явление Т.Г. Стефаненко [175] объясняет возрастанием роли этничности в так называемые «смутные времена» как реакции на неопределенность. При разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, для удовлетворения основной потребности человека в определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая. То есть одной из психологических причин роста этничности во второй половине двадцатого века является поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина лежит на поверхности и ее наличие не требует особых доказательств. Это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов мигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет».

В данный момент отечественная этнопсихология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений и векторов развития. Это изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Андрущак И.Б., Рыжова СВ., Солдатова Г.У. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Левкович В.П., Стефаненко Т.Г. и др.), проблемы этнических миграций и аккультураций (Гриценко В.В., Лебедева Н.М. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Митина О.В., Петренко В.Ф. и др.), исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Ениколопов С.Н., Шлягина Е.И. и др.), этнопсихотерапии и этнофункциональной психологии (Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.Н. и др.) и т.д.

Тем не менее, по мнению Г.У. Солдатовой [169], теоретический багаж отечественной этнопсихологии не отличается методологической целостностью и не соответствует требованиям современной науки. Вторая проблема заключается в дефиците собственно этнопсихологических методик. Исследователь часто оказывается перед необходимостью либо модифицировать известные психологические методики, либо изобретать оригинальный исследовательский инструментарий, проверка которого на валидность и надежность требует дополнительных усилий.

И.С. Кон, рассматривая методологические проблемы кросс-культурного исследования, обращал внимание на то, что методология исследования предполагает ряд логических операций, каждая из которых имеет вполне определенный смысл. Во-первых, в кросс-культурном исследовании должны участвовать группы, психологические характеристики которых могут быть сопоставимы. Во-вторых, состав выборки должен быть обоснован по количеству и по качеству (по какому именно признаку). В-третьих, должно быть обосновано предметное содержание исследования. Каждой из переменных, описывающих предмет исследования, должно быть дано транскультурное определение, которое было бы применимо к каждой из изучаемых этнических единиц, иначе будет невозможно формализовать, обработать полученный материал. В-четвертых, должны быть выбраны индикаторы, в которых выражаются эти переменные. При обработке данных нужно соблюдать строгие правила статистики, критерии статистической достоверности и т.п., а также учитывать возможность корреляции полученных данных между собой, т.е. зависимость переменных от какого-то непредусмотренного фактора [85, 23].

Этнопсихологические особенности ценностных ориентации студентов-представителей русской и бурятской культуры

В рамках нашего исследования распространенности типов ценностных ориентации среди студентов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, мы использовали модификацию М.С. Яницкого методики для изучения ценностной структуры массового сознания Р.Инглхарта, с помощью которой можно разделить называемые респондентами ценности на три группы, соответствующие при их доминировании трем типам ценностных ориентации, выделенных автором в его трехуровневой модели системы ценностных ориентации личности.

К ценностям адаптации, отражающим направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого, были отнесены «отсутствие нужды, материальный достаток», «сохранение сил и здоровья», «сохранение порядка и стабильности в обществе».

Ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса, в нашем исследовании представлены следующими основными позициями: «семейное благополучие», «хорошая престижная работа», «уважение окружающих, общественное признание».

Как ценности индивидуализации, соответствующие направленности на развитие, на самоактуализацию и имеющие скорее автономный характер, были интерпретированы «возможность интеллектуальной и творческой самореализации», «возможность пользоваться демократическими правами и свободами», «строительство более гуманного и терпимого общества».

В ходе нашего исследования испытуемые указывали на значимость таких ценностей как семейное благополучие, сохранения сил и здоровья и хорошая престижная работа (см. табл.1). Значимость «хорошей работы», сохранения сил и здоровья, отсутствие нужды, материальный достаток во многом определялись направленностью на материальное благополучие. Полученные в результате нашего исследования данные подтверждают многочисленные исследования [28], [97], [196], указывающие на значительно большую ориентацию молодого поколения россиян на материалистические ценности, оно стремится к индивидуальному богатству и готово к социальному неравенству в доходах, что связано с состоянием экономической сферы, которое стабилизируется лишь в последние годы.

В то же время подавляющая часть исследуемых декларировала значимость ценностей счастливой семейной жизни, уважения окружающих, общественного признания. Данную группу ценностей можно обозначить как традиционные, консервативные. В нашем исследовании участники не продемонстрировали особого интереса к таким либеральным ценностям, как возможность пользоваться демократическими правами и свободами, строительство более гуманного и терпимого общества (см. табл.1).

В целом результаты исследования по методике Инглхарта показывают, что ценности адаптации доминируют у 29,5% исследуемых, ценности социализации — у 52,5% и ценности индивидуализации — у 3,5%, к промежуточному типу были отнесены 14,5%) респондентов (табл. 2). Весьма низкий процент ориентирующихся на ценности индивидуализации, тем не менее, соответствует представлениям А. Маслоу о том, что к самоактуализирующимся личностям может быть отнесено порядка 1% от общего населения любого общества.

Высокий процент выбравших ценности социализации подтверждает результаты исследования М.С. Яницкого (2000), выявившего наиболее существенные различия в распространенности описанных типов ценностных ориентации между возрастными группами. Более молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации и отчетливо чаще — на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста. Очевидно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого [215].

Похожие диссертации на Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов