Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Егорова Виктория Сергеевна

Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности
<
Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова Виктория Сергеевна. Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 19.00.01 / Егорова Виктория Сергеевна;[Место защиты: Кубанский государственный университет].- Краснодар, 2014.- 186 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Проблема субъектности как компонента личностной готовности к творческой самореализации

1.1 Проблема готовности личности к творческой самореализации

1.2 Субъектность личности как ресурс творческой самореализации художника

1.3 Субъектность личности художника и социальный контекст творческой самореализации

Глава 2 Методы и организация исследования

2.1 Стратегия исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глава 3 Эмпирическое исследование особенностей субъектности студентов-художников

3.1 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у художников и экономистов

3.2 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у студентов-художников разного пола

3.3 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у студентов-экономистов разного пола

3.4 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у художников и экономистов мужского пола

3.5 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у художников и экономистов женского пола

3.6 Корреляционные взаимосвязи показателей мотивации и личностного развития в мужской выборке

3.7 Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития в женской выборке

Заключение

Список использованной литературы

Субъектность личности как ресурс творческой самореализации художника

Проблема личностной готовности представителей художественных профессий к творческой реализации является одним из аспектов более широкой проблемы готовности к личности к профессиональной деятельности.

Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности и ее формирования в процессе освоения профессии является отражением изменения места профессиональной деятельности в жизни большинства людей. Для современного человека профессиональная деятельность является основной сферой самореализации, в силу чего усиливается взаимосвязь и взаимозависимость становления человека как личности и как субъекта профессиональной деятельности (Рубцова Н.Е., 2009). Более того, некоторыми исследователями профессиональное становление рассматривается как одна из форм личностного развития (Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А., 2012). Доказательство изменения места профессиональной деятельности в жизни современного человека является активизация исследований проблемы профессиональной востребованности личности как фактора субъективного благополучия (Демин А.Н., 2004; Ясько Б.А., Харитонова Е.В., 2011; Харитонова Е.В., 2010; Борисова О.В., 2009; Ильчук С.Б., 2012; Шестакова К.Н., 2012). О значимости профессиональной деятельности как сферы самореализации личности говорят и данные о взаимосвязи и взаимной обусловленности освоения личностью семейных и профессиональных ролей, об обусловленности эмоционального выгорания, возникающего в процессе профессиональной деятельности, тем в какой степени эта деятельность интегрирована в ценностно-смысловую сферу личности (Ермакова Е.В., 2010; Курапова И.А., 2009; Наличаева С.А., 2011). Благополучие развития профессиональной карьеры рассматривается как фактор развертывания жизненного пути личности (Демин А.Н., 2013; Зырянова А.В., 2012; Цергой Т.А., 2008).

Изменение роли профессиональной деятельности в жизненном пути личности находит отражение в изменении научного понимания феномена личностной готовности к профессиональной деятельности (Ананьев Б.Г.; Деркач А.А., Кузнецов Н.В.; Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н.; Маркова А.К.; Поваренков Ю.П.; Шадриков В.Д., Ясько Б.А.). Тенденцией этих изменений является переход от сведения психологической готовности к профессиональной деятельности к наличию необходимых для ее освоения и осуществления способностей и профессионально важных личностных качеств к включению в ее содержание особенностей мотивации, профессиональной идентичности, принятия личностью себя как профессионала, способности к осознанной саморегуляции поведения, рефлексии особенностей включения в профессиональную деятельность. Дополнение характеристик личностной готовности к профессиональной деятельности параметрами коммуникативной компетентности свидетельствует о повышении внимания исследователей не только к процессу, но и к социальному контексту, в котором происходит освоение и осуществление профессиональной деятельности.

Отражением указанных представлений является содержащееся в работах А.К.Марковой понимание профессионализма как неразрывного единства ценностно-смыслового и инструментального компонента, а также выделение в качестве важной составляющей профессионального самоопределения, включающего осознание профессионального выбора, собственной личности как субъекта профессионального выбора, личностного смысла профессионального развития. А.К.Маркова обращает также внимание на взаимосвязь личностного и профессионального развития и характеризует как наиболее благоприятный вариант профессионального развития полное включение в ценностно-смысловую сферу личности тех ценностей и смыслов, которые связаны с профессиональной деятельностью (Маркова А.К., 1996).

Взаимосвязь и взаимная обусловленность личностного и профессионального развития рассматривается Ю.П.Поваренковым как существенный фактор гармоничного включения профессии в жизненный путь личности. В содержании профессионального развития выделяются линии развития операциональных структур профессиональной деятельности и развития профессиональной мотивации как фактора включения профессионального развития в ценностно-смысловую сферу личности.

В контексте настоящего исследования важным является содержащееся в трудах Ю.П.Поваренкова положение о том, что профессиональное развитие и органичность его включения в жизненный путь личности обусловлено не только объективными условиями, в которых оно происходит, но и тем, как эти условия субъективно воспринимаются личностью (Поваренков Ю.П., 2002). Это является указанием на необходимость рассмотрения личностных ресурсов, позволяющих личности конструктивно оценивать позитивные и негативные аспекты условий собственного профессионального развития, проявлять готовность к преодолению трудностей, связанных с профессиональным развитием.

Внимание к проблеме личностной готовности специалиста и ее формированию в процессе освоения профессии обусловлено существованием противоречий между требованиями деятельности и личностными ресурсами профессионала. Эти противоречия многообразны, специфичны для различных периодов профессионального развития и отражают различные стороны рассогласования требований профессии и индивидуальности профессионала (Поваренков Ю.П., 2002). Они связаны с условиями осуществления профессионального выбора, освоением инструментальной стороны профессии, творческой самореализацией профессионала.

Субъектность личности художника и социальный контекст творческой самореализации

Обращение к субъектности как ресурсу творческой самореализации представляется оправданным и органичным, поскольку одной из ее центральных характеристик, отмечаемой в посвященных ее изучению исследованиях, является способность к созиданию собственной жизни на основе личного выбора, а не под влиянием внешних обстоятельств или воздействий окружающих людей.

Результатом исследований нескольких последних десятилетий стало понимание того, что является наиболее значимыми признаками субъектности. Большинство исследователей наделяют человека, проявляющего субъектность, такими качествами, как активность, способность к рефлексии, обеспечивающей осознанное отношение к собственной жизни, свобода в выборе ценностно-смысловых приоритетов и ответственность за него, осознание уникальности собственной личности, права личности на уникальность.

В контексте данного исследования важно и понимание субъектности как становящегося качества, характеризующегося сложностью и противоречивостью процесса становления, в силу чего люди различаются по достигнутому уровню субъектных проявлений (Селиванов В.В., 2002; Сергиенко Е.А., 2002; Калюшин П.В., 2012; Огнев А.С., 2009; Волкова Е.Н., 2012). Заслуживает внимания зафиксированная в исследованиях гетерохронность становления отдельных компонентов субъектности, накладывающая отпечаток на поведение личности, особенно, в сложных для ее ситуациях. Немаловажным является и положение о том, что субъектность проявляется в отношениях с другими людьми и во взаимодействии с ними (Гришина Н.В., 2008; Коржова Е.Ю., 2008).

В ряде исследований приводятся данные о том, что структура и значимость компонентов субъектности находится в зависимости от сферы деятельности, условий, в которых она осуществляется. Например, как наиболее значимое проявление субъектности педагога общеобразовательной школы рассматривается признание им как за собой, так и за другими людьми права на позицию активного деятеля, самостоятельно определяющего цели и направление собственной деятельности (Волкова Е.Н., 1998; Серегина И.А., 1999). Именно от него зависит становление личностно ориентированной позиции педагога, способствующей как профессиональной самореализации его самого, так и становлению субъектности личности учеников, с которыми он работает (Бедерханова В.П., 2002). Для социального педагога, по данным исследования субъектности этой категории специалистов, наиболее значимым признается такой ее признак, как принятие себя и другого человека таким, каков он есть (Дунаева Н.И., 2006). Вполне понятно, что для специалиста сферы помогающих профессий на первый план выступают те параметры субъектности, которые позволяют включиться в конструктивный диалог с субъектами профессионального общения.

Одним из итогов исследования субъектности является выявление личностных ресурсов ее становления. К ним чаще всего относят личностные свойства, предрасполагающие к самостоятельности принятия значимых решений и готовности нести ответственность за сделанный выбор. Это прежде всего внутренний локус контроля и ответственность. К ресурсам реализации субъектности относят также способность к осознанной саморегуляции деятельности (Конопкин О.А., 2008; Моросанова В.И., 2010; Осницкий В.К., 2009).

Исходным для определения субъектных свойств личности художника, значимых для творческой самореализации, является то, что творчество – это создание нового, то есть осознанное включение в ситуации риска непонимания со стороны окружающих, отсутствия ожидаемого признания творческих достижений. Иначе говоря, творческая самореализация происходит в ситуации противоречия между необходимостью сохранения художником своей индивидуальности и зависимостью подтверждения творческой состоятельности от не зависящих от него художественных приоритетов и предпочтений, сложившихся в социуме. Готовность принять неизбежность этого противоречия, рассматривать его как неустранимое условие творческой деятельности, безусловно, требует субъектной позиции художника. На это указывают исследования феномена надситуативной активности личности, проведенные В.А.Петровским (1996). Творческая активность художника соответствует данному В.А.Петровским определению надситуативной активности как не обусловленной требованиями ситуации, а порождаемой открываемыми субъектом деятельности новыми возможностями для решения стоящих перед ним задач и постановки новых задач, способствующих творческой самореализации. Высокая вероятность включения субъекта творческой деятельности в надситуативную активность порождает высокую вероятность риска непонимания и неприятия как продуктов творческой активности, так и личности творца.

Предпосылкой анализа значимых для профессионального становления субъектности студентов-художников условий является выделение тех из них, которые наиболее непосредственно определяют готовность будущих специалистов к включению в социальный контекст творческой самореализации. Отправной точкой для решения этой задачи может быть характеристика самоактуализирующейся личности А.Маслоу (1999). Он рассматривает как важную отличительную черту человека, способного к самоактуализации, преобладание бытийных потребностей над дефицитарными, порождающее соответствующий содержанию бытийных потребностей образ жизни. Для него характерно стремление личности к новым целям, к реализации своего потенциала, готовность к связанным с этим трудностям, к напряжению собственных сил для их преодоления.

Наряду со специфическими характеристиками мотивационно-потребностной сферы А.Маслоу наделяет самоактуализирующуюся личность личностными свойствами, предрасполагающими к реализации личностью своего потенциала. Сочетание этих свойств характеризует и то, как самоактуализирующая личность взаимодействует с социальным окружением. По описанию А.Маслоу, самоактуализирующийся человека привержен ценностям добра, справедливости, любви, что свидетельствует о положительной установке по отношению к окружающим людям. В то же время А.Маслоу характеризует самоактуализирующуюся личность такими чертами, как самодостаточность, отстраненность, свобода во мнениях и суждениях, не предполагающая оглядки на мнение окружающих. Такая позиция может быть потенциальным источников взаимного непонимания с окружающими людьми и осложнения отношений с ними. В то же время она может рассматриваться как предпосылка принятия художником неизбежности или, по крайней мере, высокой вероятности противоречия между собственной творческой позицией и эстетическими приоритетами социума.

Организация исследования

Это, во-первых, различия в типичном пути вхождения в профессию. Если студенты-художники приходят в вуз, пройдя, как правило, обучение в художественной школе и училище, которые позволяют оценить свои способности, способствует формированию устойчивой мотивации, то профессию экономиста большинство студентов выбирают в период завершения обучения в школе. Часто выбор данной профессии обусловлен не столько интересом к ней, сколько престижностью, влиянием близких взрослых, склоняющих молодых людей к приобретению «практичной» профессии. Во-вторых, существенное различие профессий художника и экономиста в контексте настоящего исследования состоит также в характере критериев успешности профессиональной деятельности и способов ее достижения. Экономисты имеют более определенные критерии профессиональной успешности, связанные с освоением нормативно заданных и одобряемых способов профессиональной деятельности (Шадриков В.Д., 1982). Критерии успешности профессиональной деятельности художников менее определенны и более трудно достижимы. Именно поэтому можно ожидать, что для художников более естественными являются сомнения в себе и настороженность по отношению к социальному окружению, особенно профессиональному, при обостренной потребности в поддержке со стороны близких людей. Изложенные выше результаты исследования подтверждают обоснованность ожиданий такого рода. Но остается вопрос о том, в какой мере чувствительны к особенностям профессиональной деятельности студенты разного пола. Ответу на этот вопрос посвящена данная и следующие подглавы третьей главы. Сравнительный анализ показателей мотивации учебной деятельности студентов мужского пола, получающих профессии художника и экономиста, выявил достоверно более высокие значения внутренней мотивации у художников (p0,05) по сравнению с экономистами. Хотя значения показателей внутренней мотивации и у тех, и у других находятся в рамках среднего уровня, эти показатели у художников находятся на границе средних и высоких значений. Значения таких параметров внутренней мотивации, как внутренняя мотивация (знания) и внутренняя мотивация (стремление к компетентности) составляют более 70 процентов от максимально возможного балла, что позволяет интерпретировать их как находящиеся на границе средних и высоких значений. У мужчин-экономистов установлен достоверно более высокий, чем у мужчин-художников показатель внешней мотивации (p0,05) (Таблица 16).

Художников и экономистов отличает соотношение показателей внутренней и внешней мотивации. В группе художников средний показатель внутренней мотивации составляет 70,3 процента от максимального балла, а средний показатель внешней мотивации – 58,4 процента от максимального балла. В группе экономистов соотношение показателей внутренней и внешней мотивации выглядит иначе. Средний показатель внутренней мотивации составляет 60,4 процента от максимального балла, а внешней – 59,4 процента от максимального балла. Больший разрыв показателей внутренней и внешней мотивации в группе художников свидетельствует о более устойчивом интересе к избранной профессии, о более высоком уровне ее принятия как личностно значимой сферы деятельности. Практическое равенство показателей внутренней и внешней мотивации в группе экономистов указывает на то, что при достаточно выраженной заинтересованности в освоении избранной профессии велики и факторы, побуждающие рассматривать включение в ее освоение как результат воздействия внешних факторов, а не собственного решения. Соотношение показателей внешней и внутренней мотивации у экономистов и художников дает основание считать, что раннее включение в освоение профессии, как это чаще всего происходит у художников, повышает вероятность принятия решения о приобретении профессионального образования под влиянием личного выбора. В то же время ни у художников, ни у экономистов не отмечается явного доминирования либо внутренних, либо внешних мотивов. Скорее, у художников влияние различных компонентов внутренней мотивации будет большим, чем внешней, в то время как у экономистов может наблюдаться обратный эффект. При сравнительном анализе показателей конструктивных проявлений ответственности выявлены у мужчин-экономистов более высокие значения по следующим ее компонентам: динамическая эргичность (характеризуется самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий), результативность предметная (как компонент ответственности), эмоциональность стеническая (эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности, стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение) и регуляторная интернальность (личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя), что свидетельствует о благоприятных тенденциях развития ответственности у экономистов. Но стоит отметить, что все показатели в обеих группах находятся в зоне значений, рассматриваемой как индикатор ситуативности проявлений ответственности. Лишь показатель эмоциональности стенической приближается к уровню, свидетельствующему о сформированности компонента ответственности на уровне личностного свойства. Также приближаются к этому уровню показатели когнитивной осмысленности (схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества) у художников и регуляторной интернальности (самостоятельность субъекта, его самокритичность и независимость при выполнении ответственных дел) у экономистов (Таблица 17).

При сравнении деструктивных показателей ответственности достоверные различия обнаружены лишь по двум показателям: мотивация эгоцентрическая (отражает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию на других, желание думать о других без ущерба для себя) и когнитивная осведомленность (знание о событиях и стимулах окружающего мира и о своих познавательных процессах; контролирование себя и своего окружения; контроль начала и прекращения поведения) значения которых выше у экономистов. Стоит отметить, что по показателю «мотивация эгоцентрическая» выявлены не только достоверные различия, но и различия в уровне развития данного компонента ответственности – если у экономистов наблюдается периодическое, ситуативное проявление данного качества, то художникам оно в целом не свойственно.

Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития у студентов-экономистов разного пола

Целью настоящего исследования было установление особенности субъектных свойств личности студентов-художников как основы становления их личностной готовности к творческой самореализации, в социальном контексте творческой деятельности. Нельзя сказать, что специалистами в области художественного образования эта проблема не рассматривается и не расценивается как важная. В то же время ее трудно отнести к решенным. По мере накопления эмпирических данных обнаруживается новые детерминанты творческого становления художников, их личностной готовности к активному и конструктивному существованию в избранном профессиональном поле. Не стало исключением и настоящее исследование. В нем внимание было сконцентрировано на роли субъектных свойств личности в становлении личностной готовности будущих художников к творческой самореализации.

В соответствии с современными представлениями о субъектности личности, как ее признаки рассматривались параметры мотивации, личностные свойства, взаимодействия с ближайшим социальным окружением, предрасполагающие к самостоятельному определению приоритетов, построению жизненных планов, нахождению средств достижения поставленных целей, способность к конструктивному взаимодействию с социальным окружением.

В качестве мотивационной предпосылки субъектности рассматривалась внутренняя мотивация. Основанием для такого подхода явилась теория самодетерминации Е.Деси и Р.Райана, согласно которой готовность и способность к самодетерминации возрастает в том случае, если личность включается в определенную сферу деятельности по собственному выбору. Существенным для данного исследования положением теории самодетерминации является утверждение о том, что усиление внутренней мотивации вероятно в том случае, если удовлетворяются базовые потребности личности. Авторы теории самодетерминации относят к базовым потребностям потребности в автономии, в компетентности и во включенности во взаимоотношения с социальным окружением. Для них также характерно понимание больного влияния социального окружения в становлении способности к самодетерминации, в частности, поддержка автономии личности взрослыми в подростковом и юношеском возрасте.

Понимание значимости социального окружении в становлении субъектности личности художника, сделало необходимым включение и анализ параметров взаимоотношений с социальным окружением в программу исследования. Еще одним основанием для детального анализа особенностей взаимоотношений с социальным окружением и выявлении взаимосвязей характеризующих его параметров явилось то, что многие исследователи особенностей профессии художника как представителя творческих профессий, отмечают двойственность позиции художника в социуме. С одной стороны, художественное творчество требует определенной отстраненности, сохранения творческой индивидуальности. С другой стороны, продукт деятельности художника адресован публике, от реакции которой зависит оценка художниками своей творческой состоятельности. В силу сложности вхождения художника во взаимодействие с социумом, сложно ожидать гармоничного сочетания охарактеризованных выше тенденций. Именно поэтому особенности взаимоотношений студентов-художников с социальным окружением заслуживают внимательного анализа.

Субъектная позиция личности помимо способности самостоятельно планировать развитие жизненного и профессионального пути, определения ценностно-смысловых приоритетов, предполагает и ответственность за результаты действий, направленных на достижение поставленных целей. Степень формирования ответственности у студентов – будущих художников, анализировалась по соотношению параметров ее конструктивного и деструктивного проявления. Под конструктивными проявлениями ответственности понималась готовность к ее принятию по социально одобряемым мотивам, при ясном понимании сути ответственности, а под деструктивными – склонность уклоняться от принятия ответственности, либо ее принятие под влиянием индивидуалистической мотивации.

Готовность принять на себя ответственность в значительной степени зависит от самоотношения. Самоотношение, принятие себя как личности в свою очередь, находится под влиянием успехов в значимой деятельности. Своеобразный вклад в формирование самоотношения художника может вносить неопределенность критериев достижения успехов, обусловленная факторами, которые недоступны для его контроля.

Результаты исследования подтвердили значимость такого фактора, как степень определенности критериев профессиональной успешности для становления самоотношения. На это указывает более высокая критичность по отношению к себе студентов-художников по сравнению со студентами-экономистами, профессия которых отличается от профессии художника, нормативно заданными способами профессиональной деятельности и нормативно заданными критериями ее успешности.

Прямым доказательством значимости степени определенности тех критериев, по которым оценивается успешность в значимой деятельности, могут служить данные о соотношении показателей принятия себя у спортсменов и у их ровесников, не занимающихся спортом (Зернова Т.И.,; Пархоменко Е.А.,). Спортивная деятельность отличается предельной определенностью критериев успешности деятельности. Исследования показали, что как юные спортсмены-подростки, так и взрослые спортсмены отличаются более высокими показателями принятия себя, как и более высокими значениями большинства показателей социально-психологической адаптации. Особого интереса заслуживает факт меньшей склонности взрослых успешных спортсменов к доминированию (Пархоменко Е.А.,). Это значит, что опыт успехов, которые достигнуты за счет собственных усилий и способностей, снижает вероятность попыток самоутверждения через социальное доминирование, затрудняющее налаживание доброжелательных отношений с социальным окружением. Результаты исследования самоотношения спортсменов подтверждают обоснованность объяснения критичности самоотношения студентов-художников неопределенностью критериев успешности их деятельности.

Критичность самоотношения в большей степени проявилась у студентов-художников мужского пола. У них, в отличие от женщин – будущих художников, критичность самоотношения, выражается в более высоком показателе непринятия себя. У мужчин-художников критичность самоотношения сочетается с непринятием других и эмоциональным дискомфортом, что является индикатором трудностей социально-психологической адаптации. Эти данные тем более заслуживают внимательного рассмотрения, что перечисленные параметры социально-психологической адаптации коррелируют с показателями мотивации учебной деятельности и ответственности. Объяснением более высоких показателей непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта у студентов-художников мужского пола могут быть два фактора. Первый – это гендерный стереотип мужественности, включающий в качестве значимого элемента успешность. Второй – это неопределенность критериев достижения успеха у художников. Она затрудняет подтверждение позитивного самоотношения и порождает у них сомнения в собственных возможностях.

Похожие диссертации на Личностные предпосылки готовности студентов-художников к самореализации в социальном контексте творческой деятельности