Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности цвето-звуковой синестезии Расников Георгий Викторович

Особенности цвето-звуковой синестезии
<
Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии Особенности цвето-звуковой синестезии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Расников Георгий Викторович. Особенности цвето-звуковой синестезии : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Москва, 2006.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/477

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ 13

1.1. Исторический очерк явления синестезии 13

1.1.1. Выводы 26

1.2. Современные подходы к изучению синестезии 31

1.2.1. Изучение феномена синестезии в работах зарубежных авторов 32

1.2.1.1. Выводы о синестезии на основании работ М. Люшера 32

1.2.1.2. Понимание синестезии Ч. Осгудом 33

1.2.1.3. Понимание синестезии Л. Марксом 35

1.2.1.4. Исследование синестезии Р. Цитовичем 38

1.2.2. Исследование синестезии в работах отечественных авторов 42

1.2.2.1. Понятие «образ мира» в работах А. Н. Леонтьева и С. Д. Смирнова 42

1.2.2.2. Понимание синестезии А. Р. Лурия 45

1.2.2.3. Обнаружение дополнительных сенсорных характеристик стимула в работах К. В. Бардина 48

1.2.2.4. Исследование синестезии в работах Е. Ю. Артемьевой 49

1.2.2.5. Понимание синестезии В. Ф. Петренко 53

1.2.2.6. Понимание синестезии П. В. Яныниным 55

1.2.2.7. Синестезия в работах школы Е. Н. Соколова 57

1.2.2.8. Обращение к феномену синестезии в работе Ю. Я. Лобкаева 58

1.2.2.9. Понимание синестезии Б. М. Галеевым 60

1.2.3. Выводы 63

1.3. Методы исследования синестезии 66

1.3.1. Качественное изучение проявления синестезии 70

1.3.1.1. Метод клинической беседы и самоотчёта 70

1.3.1.2. Метод анализа документов 73

1.3.2. Диагностика наличия и выраженности синестезии 75

1.3.2.1. Проверка тождества связей во времени (Consistency Test, Test-retesting) 75

1.3.2.2. Метод NeCoSyn (Netherlands Color Synaesthesia) 77

1.3.3. Составление синестетических схем 83

1.3.3.1. Статистическое исследование проявлений синестезии 83

1.3.3.2. Метод средней ошибки (метод подгонки, метод подравнивания) .84

1.3.3.3. Метод парных сравнений 87

1.3.3.4. Метод семантического дифференциала 89

1.3.4. Физиологическое изучение локализации и законов проявления

синестезии 92

1.3.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 92

1.3.4.2. Компьютерная томография (КТ) 95

1.3.4.3. Магнитно-резонансное изображение (МРИ-сканирование) 97

1.3.4.4. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ-сканирование) 99

1.3.5. Выводы 101

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТО ЗВУКОВЫХ СООТВЕТСТВИЙ 108

2.1. Пилотажное исследование 109

2.1.1. Цель, задачи и гипотезы исследования 109

2.1.2. Метод, методика и процедура эксперимента 110

2.1.3. Обработка и обсуждение результатов 111

2.1.4 Выводы 121

2.2. ОСНОВНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 122

2.2.1. Цель, задачи и гипотезы исследования 122

2.2.2. Метод, методика и процедура эксперимента 123

2.2.3. Обработка и обсуждение результатов 126

2.2.4. Выводы 133

2.3. Выводы 134

ГЛАВА 3. АВТОРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ 135

3.1. Выводы 143

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

ЛИТЕРАТУРА 148

ПРИЛОЖЕНИЯ 159

Приложение 1 159

Приложение 2 160

Приложение 3 161

Приложение 4 162

Введение к работе

Актуальность. В настоящее время в работах западных исследователей (UK Synaestetic Association, S. Baron-Kohen, R. Cytowic, S. Malinowski, S. Day, J. Schirillo и друпгх) активно поднимается проблема синестезии. Важно, что изучением феномена и его теоретических основ занимаются специалисты їіз различных областей, включая общую психологию, клиническую и пато-псігхолопно, социологию, эстетику и другие научные дисциплины. Получающиеся результаты имеют разные акценты и без дополнительного осмысления плохо сочетаются между собой, не позволяя придти к единой теоретической концепции, объясняющей и структурирующей феномен.

Довольно схожая ситуация наблюдается в работах отечественных авторов. Разработки синестетических моделей ведутся с разных исследовательских позиций представителями практически противоположных дисциплин: психология (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, П. В. Янышш), музыкальная теория (И. Л. Ванечкина), физика (Ю. Я. Лобкаев), эстетика (Б. М. Галеев) и другие.

Несогласованность исследовательских подходов настолько существенна, что авторы принципиально различно понимают сам термин «синестезия».

Таким образом, образовалась ситуация, в которой, несмотря на высокий интерес к проблеме, отсутствует единый «вектор» исследования и общая теоретическая база, позволяющая систематизировать достижения различных подходов. Соответственно, возникает необходимость в формировании некоторого системного понимания синестезии, принимаемого всеми авторами, изучающими проблему.

Очевидно, что такое понимание должно включать в себя все уже существующие направления исследования. В нём должны быть явно выделены те «грани» явления, разработкой которых занимается каждый из авторов. В конечном счёте, данное понимание должно создать структуру для единого определения феномена синестезии, его свойств и особенностей, удобную для всех исследователей.

Предложить возможный способ такого понимания синестезии, встроить в него существующие подходы и чётко описать особенности феномена призвана данная работа.

Таким образом, целью исследования является выработка понимания феномена синестезии, интегрирующего результаты исследований разных авторов из различных научных подходов, а также поиск синестетических закономерностей на материале цвето-звуковой синестезии.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

Проанализировать существующие теории синестезии и сопоставить их результаты;

Рассмотреть используемые методы изучения синестезии, выделить их достоинства и ограничения;

Определить возможность создания цвето-звуковых синестетических схем, выявить общезначимые цвето-звуковые закономерности;

Разработать определение синестезии и выделить структурные уровни феномена.

Объект исследования: феномен межмодалыюй синестезии.

Предмет исследования: существующие теории и методы исследования синестезии, синестетические закономерности соотнесения цветов и звуков.

Генеральные гипотезы исследования:

Синестезия является комплексным феноменом, который протекает на разных уровнях психического;

Явление синестезии может быть структурно разложено на несколько частных феноменов.

Частные гипотезы исследования:

Универсальная для всех людей система взаимосоответствия цветов и звуков отсутствует;

Существуют определённые закономерности соотнесения гомогенных цветов и отдельных звуков. К ним относится связь высоты звукового тона с насыщенностью и яркостью цвета.

Теоретико-методологические основания исследования:

В основу нашей работы положены следующие теоретические посылки:

1. Понятие образа мира Л. Н. Леонтьева.

Одним из важных направлений теоретическігх и практических работ А. Н. Леонтьева (1983) является разработка понятия образа мира. Автор полагает, что образы объектов внешнего мира определённым образом структурируются в субъективном психологическом пространстве человека, формируя образ мира. Соответственно, существует механизм «перевода» внешних объектов в субъективное пространство, организованное по законам, отличным от физических законов объективного мира.

2. Представления А. Р. Лурия о физиологической локализации некоторых
психических функций.

В своих работах А. Р. Лурия (1973) предполагает возможность «привязки» определённых психических функций к физиологическому субстрату, что методологически обосновывает изучение псігхики через работу мозга.

3. Представления Ч. Осгуда о существовании семантического пространства и
синестезии как механизме комплексного структурирования
воспринимаемых стимулов и образов.

Согласно Ч. Осгуду (1972), образы воспринимаемых человеком объектов группируются в определенное субъективное пространство и организуются на основании нескольких общих для всех людей факторов (оценка, сила, активность). Автор предполагает, что структурирование воспринимаемых объектов в соответствии с данными организующими факторами реализуется за счёт механизма синестезии.

4. Гипотеза Е. 10. Артемьевой о «первовидении».

На основании серии экспериментов Е. Ю. Артемьева (1980) заключает, что перед «осознанным» восприятием объекты внешнего мира проходят неосознаваемую «оценку» по нескольким непредметным критериям («опасный» - «не опасный», «добрый» - «злой», и т. п.). Это предполагает существование механизма внемодалыюй категоризации ощущений, получаемых от органов чувств.

Методы исследования:

В исследовании применяются следующие методы сбора информации:

Метод анализа документов:

Для изучения и сопоставления методологических и методических подходов исследователей синестезии, работающих в различных областях знаний, используется метод анализа документов;

Метод парных сравнений:

Для экспериментального исследования феномена цвето-звуковой синестезии используется метод парных сравнений, на базе которого совместно с Ч. А. Измайловым, 10. Я. Лобкаевым и Л. В. Матвеевой разработана методика компьютерного предъявления стимулов двух модальностей (гомогенный цвет и одиночный звук) и регистрации оценок степени их сходства.

Для обработки полученных результатов применяются следующие методы:

Эвристический анализ. Используется для подтверждения отсутствия цветозвуковых соответствий на материале матрицы векторных различий;

Многомерное шкалирование. Статистическая обработка проводится в трёх статистических программах: SPSS, Stadia, Systat.

Достоверность результатов обеспечивается:

Интегрировашюстыо работы в логику исследований отечественной общей психолопіи;

Применением методов, адекватных предмету и задачам исследования;

Организацией процедуры исследования в соответствии с нормами экспериментальной психолопіи;

Использованием современных статистических алгоритмов и дополнительной перепроверкой результатов за счёт параллельной обработки данных в нескольких статистических программах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Впервые проведено комплексное сопоставление взглядов на проблему синестезии в отечественной психолопіческой школе, отечественной эстетике и западной психолопіи (всего рассматривается 13 подходов к проблеме);

Впервые проведён комплексный анализ методов исследования синестезии (выделено 12 методов), рассмотрены области их применения, достоинства и ограничения;

Разработана и внедрена специальная компьютерная методика оценки схожести стимулов аудиальной и визуальной модальности;

Экспериментально подтверждено отсутствие однозначных взаимосвязей между конкретными цветовыми тонами и одиночными звуками (что, однако, не отрицает возможности существования индивидуальных цветозвуковых синестетических схем);

Разработана классификация феномена синестезии, позволяющая интегрировать результаты предыдущих исследований.

Теоретическая значимость исследования:

В работе осуществлён системный анализ различных подходов к исследованию явления синестезии. Предложено комплексное определение синестезии, учитывающее изучение феномена во всех рассмотренных подходах и предполагающее возможность объединения результатов исследований. Выделены особенности синестезии в различных значениях данного термина.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в частности, в курсе лекций «Психология ощущения и восприятия» и «Физиология сенсорных систем». Помимо этого, по результатам работы могут создаваться более «гармоничные» полимодальные стимулы, лучше воспринимаемые при коммуникации. Кроме этого, результаты исследования могут быть применены в психокоррекции и психотерапии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Можно выделить три класса явлений, обозначаемых понятием «синестезия»:

Синестезия как феномен образования непроизвольных, мало контролируемых переживаний в неспецифических модальностях, возникающих параллельно с ощущениями в стимулируемой модальности при раздражении определённых рецепторов или при актуализации в сознании определённых образов;

Синестезия как феномен допредметной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека;

Синестезия как феномен соотнесения образов разнородных объектов, в том числе, воспринимаемых через различные модальности, основывающийся на механизме ассоциации.

  1. Общезначимые взаимосоответствия между цветовыми тонами и одиночными звуками различной высоты отсутствуют, что не отрицает существования индивидуальных цвето-звуковых соответствий.

  2. Существует тенденция соотносить более «светлые» цветовые паттерны с более высокими одиночными звуками и, соответственно, более «тёмные» цветовые паттерны с более низкими звуками.

Апробация работы:

Основные положения исследования докладывались на конференции «Рефлексивные процессы и управление» (Москва, октябрь 2003 года), международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2004» (Москва, июнь 2004 года), Юбилейной конференции Российского психологического общества (Москва, сентябрь 2004 года), заседании кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, октябрь 2006 года). Содержание работы отражено в 5-ти публикациях, две из которых находятся в печати.

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах. В диссертации содержится 17 рисунков и 18 таблиц. Список литературы включает 135 источников, 50 из которых на иностранных языках.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

  1. Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, - Москва: издательство МГУ, №1, 2003 (соавт. Измайлов Ч. А., Лобкаев 10. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров Л. Ю., Марыошкин Л. Л.);

  2. Расников Г.В. Попытка построения модели цвето-звуковой синестезии. // Материалы конференции «Интеллектуальные системы» (ШЕЕ AIS-04), -Москва: Физматлит, 2004;

  3. Расников Г. В. Использование психофизических методов при создании качественных классификаций. На примере исследования цвето-звуковой синестезии. // Материалы конференции «Психофизика сегодня» -Москва, 2006. В печати;

  4. Расников Г. В. К вопросу о природе феномена синестезии. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, - Москва: издательство МГУ, 2006. В печати;

  5. Rasnikov G. V. The attempt of visual-sound synaethetic model creation. II Thesis of the conference "Intellectual Systems" (IEEE AIS-04), - Russia, Moscow: Pfizmatlit, 2004.

Исторический очерк явления синестезии

Термин «синестезия» (образовано от древнегреческого «syn» - «совместный» и «aesthesis» - ощущение) стал активно употребляться в научной практике относительно недавно - около века назад в работах физиологов. Тем не менее, задолго до этого времени исследователи из различных областей знаний предпринимали попытки найти и описать соотношения разнородных элементов, в частности, ощущений органов чувств.

Первые шаги в этом направлении были сделаны знаменитым греческим ученым Пифагором (примерно 550 лет до нашей эры). Проводя опыты с колебаниями струны, он обнаруживает, что звуковой ряд соответствует числовым отношениям. Основываясь на своём открытие, он выделяет в звукоряде восемь нот (октаву), которые повторяют свой порядок при повышении или понижении высоты звука. Структура Пифагора становится первым в европейской науке звуковым законом. Неудивительно, что, являясь на тот момент единственной, она воспринимается как универсальная, то есть приложимая для различных явлений природы и, в том числе, объясняющая законы космоса [52], который понимается пифагорейцами как единый гармонично настроенный инструмент божественного происхождения. Предполагается, что все «планеты», включая Луну и Солнце, вращаются вокруг Земли по орбитам, пропорциональным выделенным музыкальным ступеням. При этом они издают неслышимую «музыку сфер».

Одним из учёных, разрабатывавших идею «музыки сфер», является Платон. Он устанавливает точные соотношения радиусов планет и сопоставляет планеты с конкретными нотами диатонического ряда (звукоряд, в котором используются только полные тона). (Впоследствии идея «музыки сфер» неоднократно находит своё отражение в работах мыслителей средневековья и эпохи Возрождения). Интересно, что подобные соотнесения делаются и в культуре Древнего Востока, в первую очередь, в Индии и в Китае.

Примерно в этот же время (около 370 года до н. э.) один из ярких представителей пифагорейской школы - философ, математик и государственный деятель Архит Тарентский вводит 12-ти тоновую хроматическую шкалу, которая воспринимается как система, параллельная с диатоническим рядом.

Вскоре после этого Аристотель предполагает, что гармония цветов тождественна гармонии звуков. В трактате «О душе» он пишет: «Цвета по приятности их соответствия могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными» [цитируется по 25]. То есть, ещё в четвёртом веке до нашей эры констатируется возможность системного рассмотрения синестезии.

Устойчивый интерес к сочетанию образов, относящихся к разным органам чувств, появляется в Европе начиная с конца 16 века. В это время в Милане художник и музыкант Джузсппе Арчнмбальдо разрабатывает теорию обучения живописи через звук. Проигрывая своим ученикам различные тональности, он параллельно показывает им соответствующие, по его мнению, разноцветные карточки.

Некоторое развитие изучения синестезии связано с работами выдающегося астронома Иоганна Кеплера. Продолжая пифагорейскую идею «музыки сфер» в своей работе «Гармония мира» (1619 г.), он, помимо своих трёх знаменитых законов, вводит «партитуру» звучания небесных планет. Интересно, что имея лучшие представления об астрономии, нежели древние греки, Кеплер строит свою звуковую систему уже не в гео-, а в гелиоцентрическом варианте. В отличие от его основных законов, звуковые «закономерности» являются во многом умозрительными. Тем не менее, они находят своё отражение через полвека в трудах И. Ньютона.

Следующий шаг в изучении синестезии делается Афанасием Кирхером. Этот разносторонний немецкий учёный и изобретатель разрабатывает (примерно в 1646 году) систему соотношений музыкальных интервалов и цветов.

Метод, методика и процедура эксперимента

Для проверки гипотезы мы снова воспользовались методом парных сравнений и применяли методику, разработанную для предыдущего эксперимента и лишь несколько оптимизированную.

Аппаратура: Эксперимент проводился на IBM-совместимом персональном компьютере. Предъявление цветовых стимулов осуществлялось на экране монитора с разрешением 800x600 точек. Звуковой стимул предъявлялся через наушники, подключенные к звуковой карте компьютера типа «sound blaster». Ответ испытуемого вводился с клавиатуры.

Стимуляция: В эксперименте использовалось два набора стимулов. 23 гомогенных цвета, организованные таким образом, чтобы получить 5 цветовых значений, имеюпщх три уровня различия по параметру «насыщенность» и по параметру «яркость», развернутых во весь экран (табл. 18; прилож. 4). И 25 звуков, длительностью в 1 секунду, взятых из первого эксперимента (табл. 12). Каждому испытуемому предъявлялось 575 пар стимулов.

Испытуемые: В качестве испытуемых привлекались 30 человек с адекватным цветовосприятием и нормальной утомляемостью.

Инструкция: Испытуемых просили оценить степень субъективного сходства предъявляемого цвета и идущего за ним звука в баллах, где 1 - наименьшее сходство, а 9 - сходство максимальное. Также указывалось время, в которое нужно было вводить ответ. Предлагалась следующая инструкция:

Перед вами экспериментальная программа, регистрирующая субъективную оценку схожести цветов и звуков.

В процессе эксперимента вам будут попарно предъявляться гомогенные цвета с "чистыми" звуками. Оцените схожесть предъявляемого цвета и звука по шкале от 1 до 9, где 1 - отсутствие схожести, а 9 - полная схожесть стимулов.

Процедура эксперимента: в одной цвето-звуковой паре на 1 секунду предъявляется цветовой стимул, сменяясь чёрным фоном. Затем, предъявляется секундный звуковой стимул, после чего высвечивается слово «ответ». В это время необходимо ввести с клавиатуры ваш ответ, оценивающий субъективное сходство стимулов. После ввода ответа, предъявляется следующая цвето-звуковая пара.

Авторское понимание явления синестезии

Проведя обзор существующих подходов и методов изучения синестезии, а также завершив собственные экспериментальные исследования, мы можем сформулировать авторское понимание синестезии.

Для того чтобы представить аргументированную позицию, целесообразно привести факты и предположения, на которых мы основываемся. Стоит оговориться, что большинство таких фактов уже подробно освещались нами в предыдущих главах. Потому, здесь мы не будем углубляться в их повторное описание, а лишь обозначим ключевые моменты. В любом случае, объединение основных исходных «посылок» в одном разделе работы кажется нам оправданным, так как упрощает понимание авторской позиции.

В целом, наша точка зрения на проблему синестезии основывается на следующей информации:

1. Многие ученые воспринимает синестезию как непроизвольную межмодальную связь (большинство западных авторов (R. Cytowic, S. Baron-Cohen, S. Day, V. Ramachandran));

2. Достоверно существует группа людей, переживающих непроизвольные явные образы в неспецифичных модальностях при стимуляции какого-либо органа чувств;

3. В воспринимаемых стимулах, могут быть выделены дополнительные неспецифические характеристики, которые могут быть использованы как дифференцирующие элементы стимулов в ситуациях неопределенности (К. В. Бардин, Н. В. Цзен);

4. Существуют факты, подтверждающие изменение метаболизма мозга при переживании непроизвольных неспецифических ощущений (данные МРИ и ПЭТ исследований);

5. Синестетические переживания могут быть вызваны с помощью психотропных препаратов (LSD, мескалин);

6. Некоторые учёные понимают синестезию как ассоциацию, метафору (Б. М. Галеев, И. Л. Ванечкина);

7. Факт использования межмодальных метафор в повседневном языке очевиден (например, «сладкий звук», «яркая музыка»);

8. Некоторыми исследователями отмечается возможность усваивания человеком определённых межмодальных связей, принятых в культуре (А. В. Запорожец, Б. М. Галеев);

9. Предполагается, что индивидуальные межмодальные связи могут устанавливаться в детстве по принципу ассоциации (Б. М. Галеев);

10. Внешний мир представлен наблюдателю отрывочно. Субъект реконструирует целостный образ мира (Р. Грегори, А. Н. Леонтьев);

11. Некоторые исследователи предполагают наличие единого оценочного пространства для стимулов различной модальности (Ч. Осгуд, Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко);

12.3а время исследования синестезии предлагались противоречивые синестетические схемы. Попытки построения универсальной для всех людей синестетической схемы по принципу цвет-звук оказываются безрезультатными;

13. Существуют общие для разных людей закономерности относительного соотнесения разномодальных объектов.

Как отмечалось выше, можно выделить три основных понимания явления синестезии:

1. Синестезия как непроизвольное возникновение образов определённой модальности при стимуляции другой модальности.

2. Синестезия как глубинный механизм структурирования единого субъективного пространства.

3. Синестезия как лингвистическая метафора.

Существование каждого из перечисленный явлений, на наш взгляд, является бесспорным. Вопрос заключается в том, в чём суть каждой из данных синестезий или, если переформулировать, как взаимосвязаны данные явления между собой. То есть, речь идёт о необходимости создания определённой «структуры» синестезий, чётко определяющей само явление и, возможно, уровень его локализации.

Наше понимание синестезии не является абсолютно новым. Оно во многом строится на теоретических предположениях и экспериментах таких знаменитых исследователей как Ч. Осгуд, А. Н. Леонтьев, Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко и других. В качестве основного отличия авторского отношения к вопросу является определение того, как соотносятся между собой феномены, классифицируемые разными авторами как синестезия.

Похожие диссертации на Особенности цвето-звуковой синестезии