Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Заманаева Юлия Владимировна

Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности
<
Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заманаева Юлия Владимировна. Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 320 c. РГБ ОД, 61:05-19/20

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психология утраты близкого человека: основные направления исследований 8

Глава 2. Понятийный аппарат исследования 34

2.1. Структурная модель внутреннего мира личности 34

2.1.1. Понятие «внутренний мир» 34

2.1.2. Характеристика систем отношений внутреннего мира личности 38

2.1.3. Уровни осмысления жизненных событий 43

2.2. Характеристика утраты как события 49

2.2.1. Утрата близкого человека как безвозвратная потеря 49

2.2.2. Система условий, влияющих на переживание утраты 51

2.3. Психологическая характеристика утраты 69

2.3.1. Утрата как переживание 69

2.3.2. Утрата как травма 75

2.3.3. Утрата как «переход» 79

2.3.4. Итоги переживания утраты - психологические новообразования 81

2.4. Характеристика утраты на духовном уровне 88

2.4.1. Духовность и испытание: анализ понятий 88

2.4.2. Утрата близкого как духовное испытание 108

Глава 3. Программа и методы исследования 122

3.1. План исследования 122

3.2. Описание выборки 123

3.3. Методы исследования 126

3.3.1. Общее описание методов 126

3.3.2. Организация и проведение «Глубинного интервью» и «Методики сбора информации 127

3.4. Процедура содержательного анализа текстов 128

3.4.1. Контент-анализ текстов, полученных в результате пилотажного исследования 128

3.4.2. Процедура контент-анализа текстов, полученных

в результате основного исследования 129

3.4.3. Оценка сформированности психологических новообразований и конструктивности изменений в системах внутреннего мира утратившего 130

Глава 4. Анализ результатов исследования 134

4.1. Общая модель переживания утраты как процесса изменений во внутреннем мире личности 134

4.2. Процесс переживания утраты близкого человека на событийно-рефлексивном уровне 142

4.3. Процесс переживания утраты близкого человека на духовно-рефлексивном уровне 156

4.4. Использование результатов исследования для практики психотерапевтической помощи в переживании утраты близкого 175

Заключение 180

Литература 184

Приложения

Введение к работе

Настоящее время, к сожалению, может называться временем глобальных и множественных утрат. Этому способствуют события, происходящие как в мировом масштабе, так и в масштабе России: катастрофы, войны, террористические акты, криминальная обстановка. Следствием таких экстремальных событий является огромное количество серьезных потерь в разных жизненных сферах. Но и мирная жизнь без экстремальных ситуаций наполнена утратами: это и потеря работы, и гибель животного, долгое время жившего в семье, и расставания с любимыми людьми, и смерть близких, являющаяся самой тяжелой утратой. Однако проблема переживания утрат мало обсуждается в современном российском обществе. Заострение внимания на катастрофах и потерях в информационном пространстве средств массовых коммуникаций сочетается с абсолютной непроработанностью этой проблематики на уровне общественного сознания и отсутствием навыков осмысления того, как люди справляются с переживанием утраты и как могут им в этом помочь окружающие. Очень ярко это проявляется в неэффективном поведении по отношению к тем, у кого ушел близкий: страх общения с такими людьми, неумение найти верные слова, речевые штампы «утешений» приводят к тому, что человек замыкается в своем горе. Отсутствует у нас и налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.

Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных (американских) исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход.

Разработки отечественной психологии по большей части ведутся в системе психологических служб МЧС и посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Толчком к этому послужили многочисленные катастрофы, военные действия, террористические акты последнего десятилетия. Но остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни практически каждый.

С нашей точки зрения, в этой проблеме сходятся необходимость исследовательской работы, теоретического осмысления переживания утраты и необходимость создания теоретической базы для формулировки специфических принципов оказания практической психологической помощи в подобной ситуации. Также присутствует необходимость в создании соответствующего инструмента для сбора информации об индивидуальных особенностях переживания утраты. Классические опросные методы позволяют получить лишь симптоматическую картину, не указывая на источники симптомов.

Таким образом, можно говорить об актуальной необходимости проведения исследования психологической структуры этого переживания, разработки методов сбора информации о нем, рассмотрения особенностей психотерапевтической помощи в ситуации утраты близкого человека.

В нашей работе мы затронули «дефицитные» по нашему мнению, области психологии утраты и, в частности: глубинные экзистенциальные проблемы, лежащие в основе переживания утраты, и российскую традицию «духовного делания», принципы которой имеют глубокий психологический смысл.

В настоящей работе мы сделали попытку провести теоретическое и феноменологическое исследование утраты близкого как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

Мы систематизировали и проанализировали отечественные и зарубежные исследования, посвященные психологии утраты.

Для описания переживания утраты как стадиального процесса изменений во внутреннем мире человека был разработан соответствующий понятийный аппарат. Сформулированы и обоснованы понятия: «утрата близкого», «утрата как духовное испытание», «психологический образ утраты», «психологическая связь с ушедшим», «событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни переживания утраты».

Нами исследован процесс переживания утраты на событийно-психологическом и духовно-психологическом уровнях осмысления жизненных событий. Кроме выявления индивидуальных особенностей течения процесса (наличия «подъемов» как перехода на более высокий уровень осмысления), выявлены итоги переживания утраты на каждом уровне: на событийно-психологическом уровне - «психологический образ утраты», на духовно-психологическом - «переживание утраты как духовное испытание». Совместным итогом переживания на обоих уровнях является новообразование «психологическая связь с ушедшим».

Выявлены «тематические экзистенциальные константы», осмысление которых является необходимым в процессе переживания утраты для каждого человека.

Была определена система условий, влияющих на индивидуальные особенности процесса переживания утраты.

Мы также разработали методический инструментарий, по нашему предположению дающий возможность собрать информацию о процессе и результате переживания утраты, особенностях болезненных переживаний, что является важным для последующей психотерапевтической помощи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности построения на основе сделанных нами выводов стратегии максимально эффективной психологической помощи за счет точного определения актуального состояния человека, определения болезненных переживаний и ресурсных областей.

Таким образом, целями нашего исследования являются:

Теоретическое и феноменологическое исследование утраты как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

Выделение общепсихологических закономерностей изменений во внутреннем мире личности в результате переживания утраты близкого человека, которые могут быть положены в основу оказания эффективной психологической помощи.

Задачи. о анализ отечественных и зарубежных психологических концепций переживания утраты; а разработка понятийного аппарата исследования; разработка методического аппарата для получения информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты; а эмпирическое изучение переживаний людей, имеющих опыт утраты; а характеристика процессов изменений в системах внутреннего мира при переживании утраты близкого; выделение уровней переживания утраты; а описание итогов переживания утраты как системных новообразований.

Объект исследования: люди, пережившие смерть близкого человека (согласившиеся на проведение с ними интервью).

Предмет: формально-динамические и содержательные характеристики переживания утраты близкого человека.

Гипотезы: S переживание утраты близкого человека - процесс, происходящий на разных уровнях осмысления жизненных событий; S процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности; S процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность.

Положения, выносимые на защиту.

Переживание утраты близкого имеет комплексный характер и разворачивается в пространстве внутреннего мира личности на двух уровнях осмысления событий: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. Содержанием событийно-рефлексивного уровня являются образы событий, содержанием духовно-рефлексивного - смыслы событий.

Итогом переживания утраты на каждом уровне является формирование психологических новообразований. Итогом переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне является формирование новообразования, обозначенного нами как «психологический образ утраты». Итогом переживания утраты на духовно-рефлексивном уровне является формирование новообразования «переживание утраты как духовное испытание». Совместным итогом переживания утраты на обоих уровнях является новообразование «психологическая связь с ушедшим».

На индивидуальный характер переживания утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

Признаком продуктивности изменений внутреннего мира человека, пережившего утрату, является сформированность упомянутых новообразований, которые являются продуктом психологической работы. Их сформированность можно определить качественным и количественным методами по набору эмпирических индикаторов, выделенных нами для каждого новообразования.

Характеристика систем отношений внутреннего мира личности

Попытаемся выделить те составляющие «системы отношения к себе», которые прежде всего подвергаются изменениям в процессе переживания утраты. Многочисленные исследования, связанные отношением к себе, позволяют выделить следующие общие составляющие этой системы отношения: отношение к физическому облику, отношение к своим социальным ролям, отношение к своим личностным характеристикам (традиционно разделяемое на Я-концепцию и Я-образ и включающее предыдущие составляющие как образы); отношение к своей жизни в целом (обозначаемое как «экзистенциальное Я») (Леонтьев Д.А.,1993; Кон И.С., 1981; Шибутани Т., 1969; Столин В.В., 1983; Грановская P.M., Никольская И.М., 1999). Все перечисленные компоненты могут быть развиты в разной степени. Очевидно, что «экзистенциальное Я» предполагает возможность наиболее общей рефлексии всех компонентов, и именно эта структура будет подвергаться изменениям в процессе переживания утраты, поэтому именно ей мы будем уделять особое внимание. Итак, составляющие «системы отношений к себе», которые будут предметом нашего внимания при проведении исследования: Собственное предназначение в жизни а Смысл и цель жизни а Жизненная перспектива, возможности развития а Возможность влияния на свою жизнь и ответственность за нее ? Реализация в профессиональной сфере ? Я-концепция, Я-образ Каждая из этих составляющих имеет когнитивную форму существования в виде некоторого утверждения, аффективную форму как эмоциональное и чувственное проживание опыта и поведенческую форму как воплощение в реальных поступках.

В результате утраты близкого данная система может измениться например, следующим образом: появляется ощущение «потери себя» или «части себя»; трансформируется смысл собственной жизни; изменяется мнение о собственных возможностях; изменяется видение своего жизненного пути и и.д.

Данная система характеризует весь спектр отношений человека с другими людьми. В частности, развитие отношений (обретение, динамику, утрату); значимость (близкий человек, знакомый); области существования (личные, профессиональные, родственные и т.п.). Рассмотрим основные содержательные составляющие «Системы отношений с Другими», при этом обратим внимание, что в данную систему входят как направленные от человека к другим людям отношения, так и направленные от других на самого человека. Возможное несовпадение этих векторов является также очень важной характеристикой данной системы.

Структура значимых отношений: представления о том, кто составляет круг значимых, близких людей и отношение к этому (удовлетворение -неудовлетворение; переживание конкретных отношений). а Опыт переживания отдельных групп значимых отношений (любовь, дружба, неприязнь, ненависть; привязанность, зависимость, принятие, отверженность; доверие - недоверие). Представления о сути этих отношений, их роли в жизни, опыт отношений, - характерные особенности аффективной составляющей.

Многие из наиболее сильных человеческих эмоций появляются во время возникновения, сохранения, разрыва и возобновления привязанностей. На языке субъективного переживания образование привязанности описывается как влюбленность, сохранение - как любовь, а утрата - как печаль. Сохранение привязанности переживается как источник безопасности, а возобновление привязанности как источник радости (Д.Боулби, 2004). Утрата близкого человека в данной системе переживается как разрушение тесных эмоциональных связей, наполняющих привязанность. Поэтому феномен привязанности мы рассмотрим подробнее на примере теории Джона Боулби (2004). Автор считает, что поведение привязанности является формой инстинктивного поведения, которое развивается у людей в период младенчества и имеет в качестве своего стремления близость к матери. При этом понятие «привязанность» обозначает естественное поведение и не носит критического оттенка, присущего понятию «зависимость». Поведением привязанности, обостряющемся в трудной ситуации, автор объясняет чувства гнева, проявляющиеся в первое время у утративших. Во-первых, человек обвиняет кого-то в случившемся; а во-вторых, поведение других людей может восприниматься как препятствие в возвращении прошлого. Роль утешителя здесь - «представитель реальности» - что как раз и вызывает гнев.

Отношение к привязанности как к естественному поведению приводит к выводу о естественности реакций человека в ситуации утраты и необходимости их выражения: стремление к невозможному, неумеренный гнев, слезы бессилия, ужас от перспективы одиночества. Подавление болезненных переживаний, отсутствие собеседников или условий для выражения и проживания тяжелых чувств и страданий приводит к незавершенности переживаний утраты. В следующих главах мы подробнее остановимся на особенности трансформации отношений утратившего с ушедшим близким и с окружающими людьми.

Система условий, влияющих на переживание утраты

Опишем условия, которые разные авторы выделяли как значимые в переживании утраты близкого. Приведем пример описания факторов, способствующих возникновению так называемого патологического горя (Е. Черепанова, 1996). 1. Конфликты и ссоры с близким человеком перед его смертью. 2. Невыполненные обещания. 3. Обстоятельства смерти. 4. «Непохороненные мертвецы» - без вести пропавшие. Очевидно, что эти факторы не имеют общего характера - они скорее привязаны к конкретным ситуациям. Кроме того, факторы 1,2 и 4 с психологической точки зрения представляют собой незавершенные гештальты и их наличие ухудшает ситуацию. Фактор «обстоятельств смерти» только констатирует влияние их особенностей на последующее переживание утраты. Факторы, выделенные Е.Черепановой, с нашей точки зрения, относятся к тем аспектам утраты, которые в дальнейшем мы будем обозначать как «отношения с утраченным» и «особенности ситуации утраты».

Американские психологи выделяют в особенностях переживания утраты следующие личностные и ситуационные факторы: личная история, пол, возраст, культура, копинговые стратегии, личностные черты, смысловые структуры, внутренние ресурсы, сочетающиеся с физическими и эмоциональными ситуационными переменными (Osterweis et al., 1984 по Malkinson R., Rubin S.S., Witztum E., 2000).

Российский исследователь В.Каган (2001) говорит о воздействии следующих факторов: внезапность, отсутствие опыта, длительность травмирующего воздействия, экспозиция смерти, моральная неуверенность, поведение во время события. Здесь помимо вышеописанных, можно выделить появление еще одного важного фактора: «место потерявшего в ситуации утраты», подразумевающее его поведение, активность или пассивность позиции. Норвежский психолог А. Дырегров (Черепанова Е.М., 1996) предложил классификацию ситуаций в зависимости от риска возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у ребенка. При этом горе рассматривается им как нормальный процесс, травма - как патологический, способствующий возникновению ПТСР. Данная классификация по некоторым параметрам может использоваться и для взрослых. А. Дырегров рассматривает сочетание ожидаемости -неожиданности утраты и степени подготовленности к этому ребенка; при неожиданной утрате рассматривается сочетание вида ситуации (болезнь, несчастный случай, катастрофа и т.п.) и присутствие-отсутствие ребенка в самой ситуации. Как наименьшая по силе последствия рассматривается ситуация ожидаемой утраты и подготовленности ребенка. Как наибольшая, приводящая к травме - неожиданная ситуация несчастного случая, катастрофы, войны, когда ребенок является выжившим (то есть он не только был очевидцем ситуации, но был риск и его собственной гибели). В данной классификации сделана попытка учесть наиболее важные факторы и создать своеобразную классификацию ситуаций утраты по сочетанию параметров неожиданности ситуации, вовлеченности в ситуацию утраты и типа ситуации. Результатом данной классификации является показатель степени травматичности того или иного типа ситуации. Таким образом, автор выделят конкретную ситуативную характеристику - ожидаемость события и ее отражение в субъективном плане (подготовленность к событию); а также обозначает место человека в травмирующей ситуации: присутствие или отсутствие.

Очевидно, что при систематизации условий, влияющих на переживание утраты, необходимо учитывать особенности ситуации, взаимодействия человека с ситуацией и его личностные особенности: привязчивость, склонность к зависимости от других, предрасположенность к нервно-психическим расстройствам т.п. (Гурвич И.Н., 1999). Основываясь на вышеприведенных исследованиях, а также на собственном опыте работы мы сделали попытку выделить условия, влияющие на переживание утраты. Мы разделяем характеристики условий на объективные (реально происходящие события и факты, не поддающиеся изменению) и субъективные (связанные с восприятием ситуации утраты и изменяющиеся со временем). В любом условии присутствуют обе характеристики. Отдельную группу составляют индивидуально-психологические особенности человека (в частности, особенности его внутреннего мира), через которые преломляется весь процесс переживания. После проведения пилотажного исследования, на основе нашей практической работы и на основе данных других исследователей мы выделили систему субъективных и объективных условий, влияющих на переживание утраты человеком.

Итоги переживания утраты - психологические новообразования

Мы проанализировали, каким образом можно описать кризисный процесс переживания человеком утраты с помощью понятий «травма» и «переход». Теперь обратимся к итогу этого процесса, к тому, чем он завершается.

В теории возрастных кризисов Л.С. Выготский вводит понятие «возрастное новообразование», определяя его как «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Выготский Л.С., 1997, с.9).

Утрата близкого человека является, как мы уже говорили, травмирующей ситуацией, полностью переворачивающей жизнь человека. Очевидно, что при восстановлении от травмирующего воздействия человек переходит на новый жизненный этап. Поэтому мы считаем возможным использовать понятие «новообразование» для обозначения нового психологического продукта, образовавшегося после завершения психологической проработки утраты.

Особенности ситуации утраты, переживания утраты, произошедших изменений представлены в сознании человека в виде некоторого образа. Он формируется у человека постепенно в процессе переживания утраты и является новообразованием. Мы предлагаем его называть «психологический образ утраты».

«Психологический образ утраты» - представленность произошедших событий и переживаний в сознании человека. Его сформированность является индикатором завершения переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне, а его особенности обусловлены системой условий (описанных в п. 2.2.2.).

Сделаем небольшое отступление для прояснения последующей логики изложения материала. В данной главе мы опишем состав предлагаемых нами новообразований («психологического образа утраты», «психологической связи с ушедшим» и «переживания утраты как духовного испытания»), который мы получили в результате пилотажного исследования и уточнили в ходе основного. В главе 4 при описании результатов основного исследования, мы опишем процесс формирования этих новообразований и индикаторы их сформированности. Итак, перечислим составляющие психологического образа утраты. 1. Ситуация ухода близкого человека. 1.1. Время, предшествовавшее утрате. Основу этих представлений составляют события последних месяцев или дней. Если смерть произошла в результате долгой болезни, то большинство людей отмечали, что для них утрата начала происходить с момента сообщения о диагнозе. Весь промежуток времени, когда человек уходил, входит в представления о ситуации утраты. Если смерть наступила внезапно, как правило, вспоминаются последние слова, поступки, события, произошедшие за последнее время с человеком. Часто находятся «знаки», предупреждавшие об этом событии. Основной предмет мыслей: попытка «открутить» события назад и понять цепочку, приведшую к гибели. 1.2. Представления о ситуации утраты. Формируется из трех аспектов: представления о ситуации смерти, представления о переживаниях ушедшего, представления о собственных действиях и переживаниях утратившего. Если человек присутствовал при умирании представление о ситуации утраты формируется на основе увиденного, если нет - на основе рассказов и собственных догадок и образов. В последнем случае психологический образ дополняется ситуацией сообщения о смерти: кто и как сообщил об этом. Также в представление о ситуации смерти входит представление о предполагаемом состоянии ушедшего (было ли больно, о чем думал, было ли страшно). И третий аспект представление о своей роли в этой ситуации (восприятие себя как активно действующего, страдающего и т.п.). Часто также возникает представление о потенциальной возможности изменить ситуацию и вытекающее отсюда чувство вины.

Процесс переживания утраты близкого человека на событийно-рефлексивном уровне

Травмирующее воздействие утраты на событийно-рефлексивном уровне состоит: в физическом исчезновении близкого человека, его безвозвратной недоступности для прежней формы отношений («мне теперь не прикоснуться к нему», «она для меня физически недоступна»); в потере его ролевых особенностей, того, воплощением чего он был для утратившего («она была для меня младшей мамой», «он был для меня самым близким человеком», «она зависела от меня»); в проживании необратимости утраты - жизни без этого человека как во внутреннем мире, так и в жизнедеятельности {«такого человека больше никогда не будет»).

Кроме того, человек теряет и собственную роль по отношению к утраченному: роль опекающего или опекаемого, любящей матери, сестры, жены, мужа, единственного друга. Как очень точно выразилась одна из тех, с кем мы беседовали: «я теперь ничья дочь и ничья сестра».

Смысловой акцент травмы может варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей утраченного и утратившего. Например, если отношения были противоречивыми, конфликтными, то болезненность травмы выражается в появлении противоречивых чувств, в развитии чувства вины за прошлые ошибки: «с ним было тяжело, но я мог бы быть терпимее». Если отношения были гармоничными, то болезненность травмы - результат утраты этих ценных отношений: «такие доверительные отношения были возможны только с ней».

Основная задача переживания на событийно-рефлексивном уровне состоит в адаптации утратившего к сложившимся обстоятельствам. Поэтому все процессы, происходящие на этом уровне, направлены на осмысление ситуации утраты и на сохранение при этом психического и соматического здоровья и возвращения к нормальной жизнедеятельности.

Процесс «перехода», Напомним, что процесс перехода состоит из трех стадий: 1. отстройки от предыдущей ситуации. 2. поиска новых смыслов, 3. включения в новую ситуацию (по И.В.Бибик, 2001). Основное направление процесса «перехода» состоит в принятии утратившим события утраты. Человек находится в роли «горюющего», является центром переживаний. Он должен принять безвозвратность утраты и сформировать новые отношения с «миром без утраченного». 1. Стадия отстройки от предыдущей ситуации. Основным содержанием данной стадии является осознание реальности произошедшего. Субъективно состояние обычно воспринимается людьми как шок, оцепенение, оглушение. Сознание защищается от произошедшего события: многие утратившие отмечали, что, проснувшись утром, в течение нескольких секунд не могли вспомнить, что случилось, хотя чувствовали, что случилось что-то страшное. Если утрата была «ожидаемой», то есть произошла по причине смертельного заболевания, то процесс отстройки начинается в момент сообщения диагноза. Течение этого процесса зависит как от позиции самого больного, так и от личностной зрелости находящегося рядом близкого человека. На основании наших материалов можно выделить две наиболее яркие противоположные стратегии поведения в этой ситуации.

Первая стратегия: желание быть рядом с уходящим как можно больше и сделать для него все возможное. Такая стратегия в дальнейшем помогает формированию «психологического образа утраты», так как у человека есть ясное представление о происходившем с близким, и фактическое осознание сделанного для него. Такая стратегия накладывает большую ответственность, так как человек, находящийся рядом с уходящим, принимает подчас очень важные решения. Поэтому, несмотря на объективность того факта, что он старался сделать максимум, почти всегда в первое время возникает чувство вины от «упущенных возможностей»; но оно постепенно проходит с течением времени и многократного «прокручивания» и обсуждения ситуации утраты с другими людьми (например, см. Протокол №1).

Вторая стратегия: поведение по принципу «если я об этом не думаю, значит этого нет». Она описывается человеком как ужас от осознания того, что близкий может умереть, и неспособность принять этот факт (как отметила одна из интервьюируемых: «потому что мама умереть не может»). Эта стратегия выражается в бессознательных попытках избежать контакта с больным, не говорить ни с кем на эту тему. Но если для подросткового возраста это более или менее типичная реакция, то подобное поведение во взрослом возрасте свидетельствует о том, что человек не склонен к анализу ситуации, личностно неразвит и крайне страшится экзистенциальной тематики. Такая стратегия становится ловушкой на следующей стадии переживания после смерти человека. Из-за нее возникает чувство вины перед ушедшим за малое внимание по отношению к нему, за упущенную возможность что-то ему сказать и т.п. (например, см. Протокол №6). Формирование «психологического образа утраты» в дальнейшем будет осложняться для утратившего еще и тем, что о состоянии ушедшего человеку мало что известно, а знать хотелось бы больше. Это очень важный момент: для всех, с кем мы беседовали по поводу утраты, состояние ушедшего в процессе умирания и в момент смерти является одним из основных вопросов.

В случае если смерть была внезапной (в результате гибели), как правило, наступает кризис, выраженный в желании утратившего умереть. Принятие этого мира без ушедшего кажется невозможным, а смерть представляется облегчением от страданий. В более мягкой форме это выражается в «символической смерти» утратившего — ощущении им потери смысла собственного существования.

Кризис отстройки может возникнуть и в ситуации «ожидаемой» утраты. Его аффективная составляющая состоит в неприятии случившегося. Это могут быть переживания «девочки, покинутой матерью», «оставленной мужем жены», «брошенной сестры» - общего чувства покинутости и растерянности, которое одна из опрашиваемых назвала «не ты потерял, а тебя потеряли». Помимо этого, очень яркой является соматическая симптоматика у утратившего: постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы; простуды, воспаления, желудочно-кишечные заболевания.

Наиболее неблагоприятной ситуацией, когда кризис отстройки не находит своего разрешения, а становится хроническим, является пропажа без вести. Тогда процесс «перехода» задерживается на стадии отстройки. Ситуация, когда человека физически нет, при этом утраты как таковой не произошло, а известия о смерти с ужасом ждут, является энергетически выматывающей и субъективно воспринимается как предел психологического напряжения.

Похожие диссертации на Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности