Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические факторы развития креативности личности Львова Инна Владимировна

Психологические факторы развития креативности личности
<
Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности Психологические факторы развития креативности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Львова Инна Владимировна. Психологические факторы развития креативности личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Кемерово, 2005 203 с. РГБ ОД, 61:05-19/521

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Проблема креативности в зарубежной и отечественной психологии 10

1.2. Психологическая сущность креативной личности 35

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

2.1. Этапы и уровни развития креативности личности 48

2.2 Психологические факторы креативности личности 58

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

3.1 Описание методов и процедуры исследования психологических факторов развития креативности личности 84

3.2 Психологический анализ взаимосвязи креативности с индивидуально-психологическими особенностями личности 99

3.3 Исследование психологических факторов развития креативности в процессе формирующего эксперимента 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

БИБЛИОГРАФИЯ 156

ПРИЛОЖЕНИЯ 171

Введение к работе

Креативность - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, В.Н. Дунчев, В.Н Дружинин, В.Н. Козленко, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.В. Гнатко, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Де Боно, М.Рорбах А. Ротен-берг, Р.Мэй, А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс, Ф.Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхъюзен, А.Танненбаум, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.).

Актуальность проблемы:

Современная ситуация такова, что человеку приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным в обществе. Креативность позволяет человеку совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность, эффективность которой во многом зависит от ее творческого характера. В этой связи особое значение приобретает процесс развития креативности, необходимой для успешной реализации профессиональной деятельности.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития креативности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств креативной личности. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о креативности, чтобы обобщить ос-

4 новные концепции и определить наиболее существенные факторы развития

креативности.

Актуальность исследования обусловлена потребностью общей психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении динамики развития креативности личности; терминологической неопределенностью понятия креативности, недостаточной изученностью в науке и практике образования психологических факторов, степени их влияния на развитие креативности.

Изложенные соображения обусловили выбор темы настоящей работы и определили цель исследования.

Цель исследования: выявление психологических факторов развития креативности и разработка на этой основе программы оптимизации процесса развития креативности.

Объект исследования - креативность как свойство личности.

Предмет исследования - психологические факторы развития креативности личности.

Гипотеза исследования включала в себя следующие основные допущения:

1. Креативность как свойство личности имеет интегративный, комплексный характер и способно к развитию.

  1. На развитие креативности личности оказывает влияние определенная система психологических факторов: внутренних и внешних, в их глубокой взаимосвязи.

  2. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия на ряд психологических факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс развития креативности.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.

  1. Раскрыть основное содержание и сущность процесса развития креативности личности, разработать уровни ее развития и определить их психологическое содержание.

  2. Исследовать систему факторов развития креативности, и дать им психологическое обоснование.

  3. Разработать методы оптимизации развития креативности личности на основе выделенных психологических факторов.

Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход, сформулированный в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского; концепция персонализации А.В. Петровского, В.А. Петровского; принцип детерминизма, разработанный С.Л. Рубинштейном, принцип лично-стно-ориентированной направленности, сформулированный и разработанный А.Маслоу, К.Роджерсом и др.

Основной базой проведения эксперимента явился ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж и Муниципальное образовательное учреждение, школа №71 г. Кемерова.

Организация и методы исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 1998-2005 годов.

На первом этапе (1998-2000 гг.) осуществлена теоретическая разработка проблемы на основе изучения психологической, педагогической литературы, определены основные направления исследования.

На втором этапе (2000-2001 гг.) разработана программа и определена база проведения эксперимента. В исследовании приняли участие студенты ГОУ СПО Кемеровского педагогического колледжа в количестве 184 человека, в возрасте 18-19 лет; преподаватели Кемеровского педагогического колледжа в количестве 40 человек, в возрасте 25-48 лет; учителя школы в количестве 40 человек в возрасте 27-50 лет; ученики школы в возрасте 9-10 лет.

На третьем этапе (2002-2005 гг.) проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, завершено оформление диссертации.

Методы исследования.

На разных этапах исследования применялись следующие методы: 1) изучение и анализ научно-теоретических источников по теме исследования, 2) наблюдение и беседа, 3)комплекс тестовых методик: тест Р.Кеттелла 16 PF (форма А), модифицированная А.Г. Шмелевым, И.В. Бурмистровым, В.И. Похиль-ко, А.С. Соловейчик; фрайбургский личностный опросник (FPI) И.Ференберга, Х.Зарга, Р Гампел; методика по определению эмпатии И.М. Юсупова; методика Смекала-Кучера на определение направленности личности; психогеометрический тест С. Деллингер; модифицированный вариант методики Б.К. Пашне-ва «12 животных», методика В.П. Михайловой на измерение самооценки личности; методика Н.Я. Соколова на выявление общей эрудиции, методика изучения самооценки Т.Д. Дембо - С.Я. Рубинштейна; методики креативности: тест Е.Р. Торренса «Круги» (невербальная область); методика «Свободное сочинение-миниатюра» В.П. Михайловой, Н.И. Корытченковой; модифицированный вариант теста Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса, предложенный Туник Е.Е. (субтест «Выражение»); методика «10 слов» (тест вербальных ассоциаций) Л.И. Шрагиной.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики: сравнительного, корреляционного, факторного и регрессионного анализа, рассчитанных с помощью пакетов прикладных программ «SPSS» и «STATGRAPHICS 2+».

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

  1. На основе общепсихологических концепций креативности сформулированы в теоретическом плане уровни развития креативности личности, экспериментально доказана возможность их достижения, представлена система внешних и внутренних факторов, определяющих развитие креативности. Это уточняет и углубляет теоретические знания о ее сущностных характеристиках.

  2. Разработана система психологических факторов, определяющих развитие креативности и экспериментально установлены факторы, в наибольшей

7 степени влияющие на ее развитие: метафоричность мышления, оригинальность мышления, смелость, гибкость, эмоциональность-открытость.

3. Разработана и апробирована программа, позволяющая оптимизировать процесс развития креативности в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что знание факторов, определяющих развитие креативности, позволяет оказывать эффективное психологическое воздействие на процесс развития креативности, служит помощью в диагностической и развивающей работе; выявлены устойчивые корреляционные связи между креативностью и индивидуально-психологическими особенностями личности, которые могут быть использованы в качестве теоретической основы создания развивающих программ; результаты исследования внедрены в работу психологической службы ГОУ СПО Кемеровского педагогического колледжа и стали основой для разработки образовательно-воспитательной концепции колледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты научной работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры общей психологии КГУ, на кафедре педагогики и психологии, педагогическом совете Кемеровского педагогического колледжа; на областной научно-практической конференции «Социально-профессиональная адаптация будущего педагога в системе непрерывного образования» (Кемерово 2001); на областной научно-практической конференции «Аспекты модернизации воспитательно-образовательного процесса» (Кемерово 2003), на региональной научно-практической конференции «Преемственность в непрерывном профессиональном образовании специальных педагогов и психологов в контексте модернизации российского образования» (Новосибирск 2004). Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены на областном конкурсе научно-исследовательских работ преподавателей ГОУ СПО (Кемерово, 2003). Отдельные вопросы исследования отражены в 10 публикациях.

Результаты исследования используются в учебном процессе при чтении курса «Возрастная психология» в Кем ГУ; в учебно-воспитательном процессе

8 СТФ Кем ТИ1І11; в курсах «Психология творчества и одаренности», «Теоретические основы творческой деятельности», «Теория и методика дополнительного художественного образования и развития» в Кемеровском педагогическом колледже. Результаты исследования были использованы в разработке программы развития креативности как профессионально значимого свойства личности студентов и преподавателей колледжа. Положения, выносимые на защиту:

  1. В рамках нашего исследования мы рассматриваем креативность как ком-плексно-интегративное свойство, своеобразную творческую активность личности, проявляющуюся в преобразовании действительности и имеющую гуманистическую направленность. При этом, проявление творческой направленности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат творчества может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека.

  2. Развитие креативности имеет ряд уровней, имеющих динамическую характеристику. Критерием смены уровней служит смена деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной группой; качественное изменение психологического содержания каждого уровня.

  3. На развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.

  4. Существует зависимость между параметрами креативности и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие.

  5. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения по специально разработанной программе.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из «Введения», трех глав и «Заключения», списка литературы, включающего 190 наименований, 6 рисунков, 19 таблиц, 5 приложений. Объем диссертации составляет 203 машинописных страницы.

Проблема креативности в зарубежной и отечественной психологии

Ф.Баррон (Barron F.) [173; С. 14], осуществивший обзор исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 гг.), делает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции: «Творчество - это потребность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах... Это способность включать в жизнь что-то новое...Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможность роста и выживания», «Творчество - это «что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком... Характеристиками этих новых продуктов, или процессов является их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность. Многие продукты являются процессами, а многие процессы — продуктами. А человек одновременно и процесс и продукт».

Р.Муни (Моопеу) [182; С 331-340] выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план:

— среда, в которой осуществляется творчество;

— творческий продукт;

— творческий процесс;

— творческая личность.

Согласно В.Н. Дружинину [49; С. 168], существуют как минимум три подхода к проблеме творческих способностей (креативности). Они сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но не достаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленскаяи др.).

2. Творческая способность (креативность), является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Е.П. Торренс, ЯЛ. Пономарев и др.) Основным содержательным компонентом понятия креативность здесь выступает дивергентное мышление. В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Е.П. Торренса.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы активности нет. Креативность понимается как интеллектуальная одаренность. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Е.Л. Яковлева, анализируя проблему креативности отмечает, что большинство исследований, при всех своих различиях, рассматривают креативность как аспект интеллекта (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Л.Термен, Д.Векслер, Де Боно и др.); ряд исследований сосредоточили свое внимание на изучении мотивационных, коммуникативных характеристиках творческих личностей. К этому направлению она относит работы К.Тэйлора (Taylor, 1988), К.Кокс (Сох СМ., 1926), Э.Роу (Roe А. 1952), Л.В. Шавининой (Шавинина Л.В., 1993) и др. В современных исследованиях наметился так называемый синтетический подход, где интеллектуальные и личностные, социальные факторы признаются одинаково значимыми для развития креативности [173; С.14].

Таким образом, опираясь на мнение В.Н. Дружинина и Е.Л. Яковлевой условно можно выделить три направления в изучении креативности: когнитивное (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Де Боно, М.Рорбах А. Ротенберг, Р.Мэй, В.Н. Дунчев М.А. Холодная и др.); личностное (К.Тэйлор, К.Кокс, Э.Роу, А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс, Л.В. Шавинина др.); синтетическое (Ф.Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхъюзен, А.Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, К. Хеллер, Д.Б. Богоявленская, A.M. Пертайтите Е.Л Яковлева и др.). На современном этапе развития отечественной психологической науки выделяется обобщающий подход, представители которого рассматривают креативность как интегративное свойство личности, целостно и в развитии (В.Н Дружинин, В.Н. Козленко, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.В. Гнатко и др.).

Итак, разнообразные определения и подходы к изучению проблемы креативности, характеристики творчества, их анализ, показывает существование различных позиций, мнений, их неоднородность, проблемный характер, что определяет направление нашего исследования.

Этапы и уровни развития креативности личности

В процессе становления личности все большее значение приобретают движущие силы, позволяющие человеку более самостоятельно определять задачи и направления собственного развития.

Понятие «развитие» (как общая философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем) относится обычно к системам, имеющим высокую степень самодостаточности и внутренние источники своих качественных изменений. По мнению Давыдова В.В. в процессах развития автономных и суверенных систем присутствуют моменты формирования некоторых их составляющих, а в процессе формирования какого-либо объекта, на некоторых стадиях наблюдаются моменты развития отдельных его компонентов [142]. Таким образом, данные понятия взаимосвязаны. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит в ранг развивающихся субъектов [36].

Механизм развития креативной личности можно сформулировать через принцип творческой самодеятельности, который определяет творческий акт, как главный механизм развития человека: «есть только один путь — если есть путь — для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеннее этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности, создавая и его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь во всеобъемлющее целое» [133, С. 106]. Этот принцип выделяет два аспекта творческого акта: 1) обращенный вовне и воплощаемый в материальном результате творчества; и 2) обращенный вовнутрь — реализующийся в изменениях личности человека в результате его творчества. Таким образом, постулируется решающая роль творческого процесса в развитии креативности личности.

Также можно выделить следующие идеи, которые являются важными для понимания механизма развития креативной личности: 1) источник развития человека — принципиальная незавершенность его личности и увеличение его возможностей по мере решения все более сложных и далеких задач; 2) высшая интеграция человека как неповторимой целостной индивидуальности происходит в творчестве (Абульханова - Славская К.А., Анцыферова Л.И., Семенов И.Н., Степанов СЮ.) [5], [10], [34], [140]; 3) «неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех..., своими делами, раздвигая рамки наличных возможностей... Ее неповторимость... в том, и только в том, что, впервые создавая новое всеобщее, она выступает как индивидуально выраженное всеобщее. Подлинная индивидуальность рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится достоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим органическим телом» (Ильенков Э.В.) [61, С. 18-19].

В психологической литературе выделяется как минимум два этапа формирования и развития креативности.

На первом этапе происходит формирование и развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сенситивный период этого этапа наступает в 3-5 лет [49]. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

Второй этап относится к подростковому и юношескому возрасту (примерно от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется и развивается «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. В этом возрасте индивид определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления) [49].

Описание методов и процедуры исследования психологических факторов развития креативности личности

В качестве методологической основы исследования были приняты разработанные отечественными и зарубежными психологами принципы детерминации поведения и психики, социальной обусловленности психики, системности, целостности психических процессов, их пластичности, а также единства личности и деятельности. Данный подход к исследованию психологии личности был разработан в трудах С.Л. Рубинштейна (1976), Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева [36], [132], [82], [83]; принцип личностно-ориентированной направленности, сформулированный и разработанный А.Маслоу, К.Роджерсом и др. [88], [129], [130].

Принцип детерминизма помогает объяснить психические феномены зако "fr" номерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, условий, от которых могут зависеть различные явления и события. Руководствуясь принципом детерминизма, мы имеем возможность более глубже вникать и всесторонне анализировать факторы, способствующие целенаправленному формированию креативных свойств личности.

В свою очередь принцип комплексности задает определенный алгоритм применения различных методов и приемов, позволяющих как количественно, так и качественно выявить особенности креативности личности. Количественную и качественную характеристику обеспечивает принцип достоверности, включающий статистические методы обработки материала. Важным на наш взгляд, является и сравнительный принцип, имеющий место при сопоставлении выборок.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ СПО Кемеровского педагогического колледжа (КПК). Для решения его задач, объектом были выбраны студенты 2-го курса (184 чел.) по специальности «учителя начальных классов» и преподаватели (40 чел.). Кроме того, для решения отдельных задач исследования в эксперименте принимали участие учащиеся 3-их классов (61 чел.) и учителя (40 чел.) общеобразовательной школы № 71 г. Кемерово. Возраст преподавателей колледжа и учителей школы составил: 27-50 лет, студентов: 17-18 лет, учеников школы: 9-10 лет. Общая выборка составила - 325 человек.

Группа №1 - студенты 2-го курса колледжа.

Группа №2 — преподаватели колледжа.

Группа №3 - учащиеся 3-х классов школы.

Группа №4 - учителя школы.

Согласно отдельным задачам исследования студенты и учащиеся школы были поделены на экспериментальную и контрольную группу. Студенты: экспериментальная группа - 90 человек, контрольная группа - 94 человека. Ученики: экспериментальная группа- 30 человек и контрольная - 31 человек.

В качестве критериев выступали такие параметры креативности как гибкость, оригинальность, беглость, метафоричность мышления, а также индивидуально-психологические особенности личности.

Для исследования психологических факторов развития креативности личности с учетом гипотезы исследования, и поставленных задач, было необходимо определить адекватные и надежные способы изучения этой проблемы.

Для диагностики креативности были использованы методы психологического тестирования, анкетирования и наблюдения.

Специальные методики для изучения креативности сочетались с методиками, диагностирующими характерологические особенности личности в определенных нами группах.

Метод наблюдения имел своей целью выявить особенности проявления креативности в экспериментальной и контрольной группе, фиксирование образцов креативного поведения и эмоциональный отклик членов группы на него. Данные наблюдения фиксировались как экспериментатором, так и учителем-предметником (по просьбе экспериментатора).

Для изучения креативности личности и психологических факторов ее развития использовался ряд психодиагностических методик.

1. С целью изучения индивидуально-психологических особенностей студентов, преподавателей и учителей школы были подобраны следующие методики:

1) Характерологические особенности личности исследовались с использованием личностного опросника Р.Кеттела. Опросник предназначен для диагностики черт личности. В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста - «17ЛФ», которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста «16PF» Кэттелла, дополненный служебной шкалой «социальной желательности» (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм «А» и «В». В данном случае применялась форма «А», предназначенная для людей от 16 лет и старше (компьютерный вариант).

Похожие диссертации на Психологические факторы развития креативности личности