Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Петрова Ксения Александровна

Психологические механизмы развития этнического самосознания личности
<
Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности Психологические механизмы развития этнического самосознания личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Ксения Александровна. Психологические механизмы развития этнического самосознания личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Петрова Ксения Александровна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Омск, 2010.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/316

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИЮДА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 12

1.1. Основные подходы к исследованию этнического самосознания личности в психологии 12

1.2. Психологическая сущность этнического самосознания личности 18

1.3. Структура этнического самосознания личности 30 Выводы по главе 1 42

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 44

2.1. Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности 44

2.2. Механизм эмпатии и его роль в развитии этнического самосознания личности 56

2.3. Механизм идентификации и его влияние на развитие этнического самосознания личности 63

Выводы по главе 2 72

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 74

3.1. Организация и методы экспериментального исследования 74

3.2. Результаты экспериментального исследования влияния психологических механизмов на развитие этнического самосознания личности 97

Выводы по главе 3 117

Заключение 119

Литература 124

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема самосознания является одной из центральных и достаточно разработанных в общей психологии и психологии личности. Как показывает анализ психологической литературы, наиболее исследованными являются вопросы, связанные с природой, структурой, особенностями проявления самосознания личности (Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Кули Ч., Мерлин B.C., Мид Д., Мухина B.C., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Столин В.В., Чесиокова И.И., Шорохова Е.В., Эриксон Э.). В то же время дискуссионным остается вопрос о внутренней согласованности Я-образов человека, составляющих содержание самосознания, о степени их когнитивной сложности и дифференцированное. Спорными являются также вопросы, связанные с трактовкой самосознания: одни авторы отождествляют самосознание с Я-концепцией (Петровский А.В., Налчаджян А.А., Орлов А.Б. ), другие, хотя и не отрицают взаимосвязи данных понятий, все-таки считают их самостоятельными категориями (Балии В.Д., Исаев Е.И., Зинченко В.П., Слободчиков В.И.). Открытым остается вопрос о классификации различных видов самосознания. На сегодняшний день недостаточно работ, где бы исследование отдельных видов самосознания осуществлялось в контексте родового понятия - самосознания. Это относится и к рассмотрению такого вида самосознания, как этническое, которое изучается в основном через призму становления и развития того или иного этноса.

В настоящее время понятие «этническое самосознание» занимает достаточно устойчивый статус в терминологическом аппарате современной психологии и активно используется для описания системы представлений человека о себе как этническом субъекте (Александренков Э.Г., Андреева Г.М., Гаджиев А.Х., Иванова А.А., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Мухина B.C., Налчаджян А.А., Платонов Ю.П., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Хотинец В.Ю.). В психологии определились некоторые общие акценты в анализе этнического самосознания: подчеркивается его основополагающая роль в

4 определении принадлежности человека к определенной культуре, акцентируется

внимание на значении этнического самосознания в развитии личностных

качеств, в обретении человеком собственной идентичности и адаптивности в

обществе.

С другой стороны, сложность данного феномена вызывает в психологической науке непрекращающуюся дискуссию о теоретических и эмпирических подходах к изучению этнического самосознания, его структуры и функций. Сегодня исследования этнического самосознания ведутся в основном на сравнительном материале разных культур (Иванова А.А., Гаджимурадова З.М., Левкович В.П., Ратанова Т.А., Татарко А.Н., Топоркова Ж.В., Хотинец В.Ю., Шогенов А.А.), в то время как все более актуальной становится проблема становления, формирования и развития данного феномена в поликультурной среде. Существует потребность в исследованиях, где бы этническое самосознание рассматривалось как целостное и в то же время динамическое явление. Требования современной пауки, предъявляемые к изучению различных психологических феноменов в динамике, обусловливают необходимость выявления психологических механизмов развития этнического самосознания как системы психофизиологических, психологических' и социальных предпосылок целенаправленного и комплексного побуждения человека к определенному поведению и деятельности (Александров А.Г., Антилогова Л.Н., Леонтьев В.Г., Санжасва Р.Д., Собольников В.В.). В качестве таких механизмов могут выступать рефлексия, эмпатия и идентификация. Изучение влияния данных психологических механизмов на развитие этнического самосознания сопряжено с определением условий, при которых они актуализируются, а также выявлением алгоритма их развертывания, функционирования и прогнозированием результата.

При этом необходимо учитывать характер влияния этих психологических механизмов па развитие этнического самосознания в различные периоды жизни личности. Наиболее сепзитивиым для развития как самосознания в' целом (Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Мухина B.C., Фельдштейн Д.И.), так

5 и этнического самосознания (Вяткин Б.А., Снежкова И.А., Хотинец В.Ю.) в

частности является старший подростковый возраст, поскольку в это время происходит актуализация психологических механизмов рефлексии, эмпатии и идентификации. Изучение степени их влияния на развитие этнического самосознания может быть перспективным направлением психологических исследований.

Таким образом, недостаточная изученность психологических механизмов развития этнического самосознания в теоретическом и эмпирическом плане, а также запросы психологической практики обусловили выбор темы исследования «Психологические механизмы развития этнического самосознания личности».

Цель исследования - выявить влияние психологических механизмов на развитие этнического самосознания личности.

Объект исследования: этническое самосознание личности.

Предмет исследования: психологические механизмы развития этнического самосознания личности.

Гипотеза исследования: существуют психологические механизмы, влияющие на развитие этнического самосознания, в качестве которых могут выступать рефлексия, эмпатия и идентификация. Базовым среди них*является механизм рефлексии. Степень влияния данных механизмов на развитие этнического самосознания возрастает, когда они выступают в тесной взаимосвязи. Активизация механизмов рефлексии, эмпатии и идентификации возможна в рамках специально организованной программы, включающей элементы психологического тренинга.

Задачи исследования:

  1. Выявить и систематизировать основные подходы к изучению этнического самосознания личности в психологии.

  2. Раскрыть психологическую сущность этнического самосознания, его структуру, критерии и показатели развития.

  1. Определить на основе теоретического анализа научной литературы психологические механизмы развития этнического самосознания, выявить условия их актуализации, основные функции и этапы развертывания.

  2. Разработать процедуры и определить методы эмпирического исследования.

  3. Проверить экспериментальным путем влияние психологических механизмов на развитие этнического самосознания личности.

  4. Осуществить количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Теорегико-методологическаи основа исследования. Методологическую основу исследования составили научные принципы: системности (Ломов Б.Ф., Мерлин B.C., Хотинец В.Ю., Юдин Б.Г. и др.), развития (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С, Шорохова Е.В. и др.), детерминизма (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.), гуманизма (Маслоу А., Вафесв Р.А., Роджерс К. и др.), общепсихологические принципы личностно-деятельносгного подхода (Апцыферова Л.И., Бодалев А.А., Божович Л. И., Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Мухина B.C., Рубинштейн С.Л. и др.).

Теоретической основой исследования явились положения:

- об этническом самосознании как одном из видов самосознания
личности (Андреева Г.М., Налчаджян А.А., Стефанепко Т.Г., Хогипец В.Ю. и

др-);

об активности человека в процессе становления самосознания в целом (Выготский Л.С, Леонтьев A.M., Рубинштейн С.Л., Столиц В.В., Чеснокова И.И. и др.) и этнического самосознания в частности (Платонов Ю.П., Стсфапенко Т.Г., Солдатова Г.У. и др.);

о роли психологических механизмов в развитии различных психологических явлений (Апцыферова Л.И., Антилогова Л.Н., Леонтьев В.Г., Сапжаева Р.Д., Яницкий М.С и др.);

- о значении рефлексии, эмпатии, идентификации в развитии самосознания

(Бодалев А.А., Гаврилова Т.П., Зинченко В.П., Мухина B.C., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.).

Методы исследования.

Теоретический план исследования: анализ психологической, этнографической, социологической и философской литературы по проблеме этнического самосознания и психологических механизмов его развития; теоретическое моделирование.

Эмпирический план исследования:

методы организации исследования: метод поперечных срезов, сравнительный метод, эксперимент;

методы сбора эмпирических данных: тестирование, опрос, контент-анализ, семантический дифференциал.

В качестве диагностических методик использовались: тест «Кто Я?» М. Куна; сочипеиие-миииатюра «Психологический портрет типичного представителя этноса»; диагонстический тест отношения Г.У. Солдатовой; диагиосшческие ситуации этнопсихологического характера, разработанные автором; методика изучения рефлексивности А.В. Карпова; меюдика изучения уровня эмпагии В.В. Бойко; методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.

Методы обработки полученных данных: количественный, па основе методов математической статистики (корреляционный анализ, метод определения значимости различий), и качественный анализ результатов исследования. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета компьютерных программ Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS 13.0 for Windows.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе школы-гимназии № 139 г. Омска. В эксперименте приняли участие 104 подростка 14-15 лет.

8 Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивались непротиворечивостью теоретико-методологических позиций,

использованием апробированного в психологии валидного и надежного

психологического инструментария, соблюдением требований к выборке,

экспериментальной апробацией теоретических положений о

психологических механизмах развития этнического самосознания,

адекватными методами статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в следующем:

-углублено представление об этническом самосознании личности как сложной развивающейся системе, включающей этнические представления, чувства, модели поведения, характеризующейся изменчивостью, рефлексивностью, устойчивостью, избирательностью,' относительной истинностью содержания, культурной обусловленностью, эгоцентричностыо;

выделены функции этнического самосознания личности: повышение личностью своей ценности; сохранение благополучия и психического здоровья; определение этнической принадлежности; ориентация в поликультурном мире;

выявлены критерии (когнитивно-интегративиый, когнитивно-дифференцирующий, эмоциоиально-интегративный, эмоционально-дифференцирующий, действенно-интегративный, действенно-дифференцирующий) и показатели (самоназвание, осведомленность о своем и о других "этносах, самооценка, направленность автостереотипов и гетсростереотипов, следование этническим традициям, помощь членам своего этноса, толерантное отношение к представителям других культур) развития этнического самосознания;

представлена структура этнического самосознания личности, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, подразделяющиеся на присоединяющую и дифференцирующую составляющие, которые, взаимодействуя, образуют ядро этнического самосознания -этническую идентичность;

.9 -разработаны модели психологических механизмов развития этнического

самосознания личности: рефлексии, эмпатии, идентификации;

-экспериментально проверено влияние психологических механизмов рефлексии, эмпатии, идентификации на развитие этнического самосознания личности в подростковом возрасте;

— разработана программа развития этнического самосознания личности старших подростков, включающая элементы психологического тренинга, позволяющая активизировать психологические механизмы рефлексии, эмпатии, идентификации.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что реализована программа развития этнического самосознания старших подростков, активизирующая психологические механизмы развития этнического самосознания личности, а также апробирован комплекс диагностических ситуаций этнопсихологического характера.

Полученные данные могут быть положены в основу разработки программ психологических тренингов развития этнического самосознания личности. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут найти применение в практике работы центров психологической помощи подросткам.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Этническое самосознание как сложная развивающаяся система характеризуется изменчивостью, рефлексивностью, устойчивостью, избирательностью, относительной истинностью содержания, культурной обусловленностью, эгоцентричностыо и выполняет следующие функции: повышение личностью своей ценности; сохранение благополучия и психического здоровья; определение этнической принадлежности; ориентация в поликультурном мире.

  2. Структура этнического самосознания личности включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, подразделяющиеся на присоединяющую (осознание внутренней интеграции со своим этносом) и

10 дифференцирующую (осознание своей национальной специфики)

составляющие, которые, взаимодействуя, образуют его ядро - этническую

идентичность. Взаимосвязь структурных компонентов этнического

самосознания характеризует изучаемый феномен как целостный и системный.

  1. Критериями развития этнического самосознания являются когнитивно-интегративный, когнитивно-дифференцирующий, эмоционально-интегративный, эмоционально-дифференцирующий, действенно-интегративный, действенно-дифференцирующий. Показателями развития этнического самосознания выступают самоназвание, осведомленность о своем и о других этносах, самооценка, направленность автостереотипов и гетеростереотипов, следование этническим традициям, помощь членам своего этноса, толерантное поведение в отношении представителей других культур.

  2. Развитие этнического самосознания личности осуществляется под влиянием психологических механизмов рефлексии, эмпатии и идентификации, которые выступают в тесной взаимосвязи. Базовым среди них является механизм рефлексии, поскольку он способствует осознанию личностью своей этнической уникальности, осмыслению человеком своих действий и поступков.

  3. Реализация механизмов рефлексии, эмпатии и идентификации предполагает наличие определенных условий, этапов, функций, результата. Активизация механизма рефлексии происходит при наличии противоречия между этническими представлениями субъекта; осуществляется через такие этапы, как рефлексивный выход, категоризация, интеграция; выполняет развивающую, адаптационную, конструирующую, контролирующую функции и функцию самоопределения; имеет своим результатом развитие рефлексивности и появление новой рефлексивной позиции в отношении собственной этничности. Активизация механизма эмпатии предполагает децептрацию и схожесть эмпатирующего субъекта с эмпатируемым; осуществляется через такие этапы, как распознавание чувств, сопереживание, сочувствие, содействие; выполняет познавательную, развивающую, регулятивную функции и функцию эмоциональной оценки поступков; имеет результатом развитие эмпатийности по

отношению к представителям разных этнических культур. Активизация механизма идентификации предполагает значимость воспринимаемых этнических представлений и поступков, осуществляется через такие этапы, как восприятие, принятие, усвоение; выполняет информационную, адаптивную, регулятивную, адаптационную, антиципационную функции; имеет своим результатом этническую идентичность.

6. Развитие этнического самосознания подростков возможно в рамках специально разработанной авторской программы, включающей элементы психологического тренинга, позволяющей активизировать психологические механизмы рефлексии, эмпатии, идентификации и добиться изменений в содержании когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов этнического самосознания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских научно-методических семинарах, заседаниях кафедры общей и педагогической психологии, кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ. Основные положения исследования были апробированы на международных (Санкт-Петербург, 2006; Ишим, 2009; Омск, 2009); всероссийских (Москва, 2008; Новосибирск, 2009; Санкт-Петербург, 2009); региональной (Омск, 2005) научно-практических конференциях.

Полученные теоретические и экспериментальные данные положены в основу учебных дисциплин «Этническая психология», «Этнопсихология и этнопедагогика», курсов по выбору «Развитие этнического самосознания личности подростка», «Психология межкультурпых коммуникаций», читаемых автором.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, содержит 18 рисунков и 15 таблиц.

Основные подходы к исследованию этнического самосознания личности в психологии

На сегодняшний день в науке не существует единого подхода к изучению феномена этнического самосознания. Это порождается, во-первых, различными ориеитациями психологических школ, во-вторых, сложностью изучаемого феномена. В результате понятие «этническое самосознание» носит неоднозначный характер и имеет множество толкований. В нашей работе мы не стремились рассмотреть все имеющиеся концепции исследования данного феномена, а остановились лишь на наиболее влиятельных, на наш взгляд, позволяющих увидеть состояние проблемы и тенденции ее развития.

Результаты анализа зарубежных исследований, проведенного Г.У.Солдатовой, показывают, что в зарубежной психологической науке термин «этническое самосознание» практически не используется, а явления, связанные с осознанием человеком своей этнической принадлежности, изучаются в основном сквозь призму этнической или культурной идентичности [128; 129]. Поскольку зарубежные психологи оперируют термином «этническая идентичность», который нельзя отождествить с понятием «этническое самосознание», то мы посчитали нецелесообразным рассматривать в рамках данного параграфа зарубежные подходы к исследованию изучаемого феномена. Поэтому мы остановились лишь на раскрытии существующих отечественных подходов к исследованию этнического самосознания.

Появление термина «этническое самосознание» в отечественной науке связано с работами отечественных этнографов Ю.В.Бромлея, В.И. Козлова, П.И. Кушиера, Н.Н. Чебоксарова и других, которые впервые предприняли попытку описать содержание этнического самосознания и дали его психологическую характеристику. В работах этих ученых было сформулировано представление об этническом самосознании как о главном признаке, по которому возможно определить принадлежность человека к этнической общности [29; 62; 70; 150].

Таким образом, термин «этническое самосознание» пришел в отечественную психологическую науку из этнографии.

Анализ психологической литературы позволил выделить основные подходы к изучению этнического самосознания в отечественной психологии: личностно деятелы-юстный и системный.

Представители личностно-деятелыюстного подхода (Иванова А.А., Лебедева Ы.М., Мухина B.C., Налчаджян А.А., Платонов Ю.П., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У. и др.) в изучении проблемы этнического самосознания опираются на теоретические положения о самосознании личности, разработанные отечественными учеными в рамках трех основных теорий данного подхода: знаково-символической теории Л.С. Выготского, личностной теории С.Л. Рубинштейна и теории деятельности А.Н. Леонтьева [134]. Остановимся на рассмотрении каждой из них.

Развивая идеи личностно-деятельностного подхода, создатель и разработчик знаково-сымволического направления Л.С. Выготский, рассматривал основы психического развития человека и подчеркивал детерминированность человеческой психики предметно-практической деятельностью. Согласно теории Л.С. Выготского, формирование и развитие самосознания происходит через усвоение «извне вовнутрь» культурных представлений, опыта и др. Подобная интериоризация культурной, и в том числе, этнической картины мира человеком происходит опосредованно через «психологические орудия». В качестве психологических орудий выступают элементы культуры, выработанные искусственно (язык, знаки, символы, имеющие определенное культурное значение) [37].

Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности

Этническое самосознание, как мы уже отмечали, является динамичным феноменом, способным изменяться и развиваться. Под развитием в психологической науке обычно понимают процесс закономерного изменения психологической системы и ее переход от старого качественного состояния к новому, более совершенному [12, 13, 110]. Термин «развитие» следует отличать от понятия «формирование», представляющего собой «процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности» [108]. В контексте нашего исследования, под развитием понимается процесс изменения содержания этнического самосознания личности, проявляющийся в осознании своего тождества с членами этнической общности, в переходе от менее дифференцированных представлений о своем этносе к более дифференцированным, в обретении чувства единства со своей этнической группой, которое проявляется на поведенческом уровне. Проблеме развития этнического самосознания посвящены исследования Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаиенко, В.Ю. Хотинец и др.

Опираясь па работы Г.У. Солдатовой, описавшей трансформации этнического самосознания (этнонигилизм, этноизоляциопизм, национальный фанатизм и пр.) и их роль в появлении межэтнической напряженности, мы считаем важным обеспечить психологическое сопровождение процесса развития этнического самосознания для того, чтобы этнического самосознания развивалось по типу «нормы», то есть представляло бы собой баланс между предпочтением ценностей, традиций и образа жизни своего этноса и толерантным отношением к представителям других этнических культур 1.128,129].

Сензитивыым периодом для развития этнического самосознания, его перехода на «новый уровень функционирования» является подростковый возраст. В периодизации, предложенной В.Ю. Хотииец, этническое самосознание подростка характеризуется осознанным отношением к своему этносу, активным интересом к истории, культуре, этнопсихологическим и этнокультурным особенностям других людей. Отчуждение, спутанность психосоциальной идентичности и сомнения относительно своего места в социальной группе, свойственные подростковому возрасту, актуализируют потребность в принадлежности к группе, которая наилучшим образом может быть реализована в развитии этнического самосознания [148]. Поэтому именно в данном возрасте важно помочь подростку в становлении и развитии этнического самосознания. Данный процесс можно активизировать путем актуализации психологических механизмов развития этнического самосознания.

В современной науке понятие психологического механизма употребляется довольно часто, однако, его трактовка неоднозначна. Теоретический анализ исследований психологических механизмов , осуществленный в работах B.C. Агеева, А.Г. Александрова, Л.Н. Антилоговой, Л.И. Анцыферовой, Е.И. Бойко, Е.Б. Весна, Б.В. Зейгарник, Т.В. Ивановой, В.А. Ивашшкова, Б.А. Классова, О.А. Копопкина, B.F. -Леонтьева, А.В Полетаевой., С.Л. Рубинштейна, Р.Д. Санжаевой, А.В. Серого, А.С. Шарова, М.С. Яницкого и других, дает нам основание понимать под психологическим механизмом, в контексте нашего исследования, «закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате чего появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования» [13, с.8].

Организация и методы экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы-гимназии № 139 г. Омска в течение 2007 - 2009 гг. В эксперименте приняли участие 104 подростка 14-15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы на основании первичной диагностики: экспериментальную (51 чел.) и контрольную (53 чел.).

Выбор в качестве испытуемых детей данного возраста обусловлен тем, что подростковый возраст представляет собой качественно особый период онтогенеза личности и характеризуется интенсивным развитием этнического самосознания. Этот возрастной этап уникален тем, что у подростка происходят качественные изменения в этническом самосознании: будучи активно включенным в ситуации межличностного общения, и в том числе этнического взаимодействия, подросток наиболее активно познает психологические особенности других людей, нормы и ценности своей и других культурных групп, реализует собственную потребность в принадлежности через выбор этнической общности и осуществляет построение своего этнического «Я-образа» на основе данной принадлежности. В подростковом возрасте наиболее эффективными психологическими механизмами познания другого человека и развития своего «Я» являются рефлексия, эмпатия и идентификация[23]. Руководствуясь вышесказанным, мы выбрали для исследования именно эту возрастную группу.

Исследование проводилось па поликультуриой выборке, которая, на наш взгляд, позволяет осуществлять развитие этнического самосознания более эффективно, обращаясь к опыту реальных межэтнических контактов подростков. Такая выборка позволяет решать задачу развития не только присоединяющей составляющей этнического самосознания, но и дифференцирующей, что играет большую роль в развитии толерантного поведения человека. Однако необходимо отметить, что этническое самосознание в 14-15-летнем возрасте характеризуется неустойчивостью, поэтому подростки, относящие себя к группам этнического меньшинства (например, казахи, татары), могут в разных ситуациях определять себя по-разному: то принадлежащими к своему этносу (например, к казахскому, татарскому), то принадлежащими к русскому этносу.

Этнический состав экспериментальной группы был следующим: 39 человек - русские (17 мальчиков, 22 девочки), четыре человека - татары (три мальчика, одна девочка), четыре человека (два мальчика, две девочки) -казахи, два немца (мальчики), один еврей, одна армянка. В контрольной группе: 42 человека (23 мальчика, 19 девочек) - русские, три человека (два мальчика, одна девочка) - немцы, две казашки, две армянки, два еврея (мальчик и девочка), одна украинка, одна даргинка.

В процессе изучения психологических механизмов развития этнического самосознания личности были использованы следующие методы: эксперимент, тестирование, сочинение-миниатюра, диагностические ситуации этнопсихологического характера, контент-анализ, математико-статистический и качественный анализ данных. Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

На первом (констатирующем) этапе эксперимента для получения наиболее объективной и полной информации об этническом самосознании и психологических механизмах его развития диагностировалась выраженность каждого механизма, а также уровень развития структурных компонентов этнического самосознания: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Похожие диссертации на Психологические механизмы развития этнического самосознания личности