Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Есенкулов Бектур Аргенович

Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма
<
Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Есенкулов Бектур Аргенович. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/466

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Единство духовных потребностей и творческой деятельности личности 12

I. Сущность духовных потребностей личности и принципы их классификации 12

2. Творческая деятельность человека - проявление его духовных потребностей 37

ГЛАВА II. Пути удовлетворения духовных потребностей личности в условиях развитого социализма 59

1. Освоение культуры как процесс распредмечивания духов ных ценностей 59

2. Возрастание социальной активности трудящихся - важный фактор удовлетворения их духовных потребностей 92

Заключение 121

Литература 126

Введение к работе

Построение в СССР развитого социалистического общества отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей -материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Решения ХХУІ съезда, Пленумов ЦК последнего времени направлены на полную мобилизацию огромного материального и духовного потенциала страны, что способно придать максимальное ускорение всему нашему развитию по пути исторически длительного этапа зрелого социализма, в начале которого мы находимся,

Формирование всесторонне, гармонически развитой личности представляет собой важную цель и непременное условие совершенствования развитого социлизма. Ведущей тенденцией этого диалектического процесса является возрастание социальной, творческой активности социалистического типа личности, возвышение ее духовного потенциала, проявляющегося в освоении ценностей культуры, "Какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, - отмечал К.У.Черненко, - нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей .

Поскольку духовная деятельность личности обусловлена ее духовными потребностями, то их изучение необходимо для эффективности научного управления духовной жизнью всего общества, коммунистического воспитания людей, в особенности подрастающего поколения, на основе принципов марксизма-чпенинизма.

Важность теоретической разработки проблемы духовных потреб-

* Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984г. -Правда, 26 сентября 1984г.

_ 4 -

ностей дичности и путей их удовлетворения объясняется и тем, что она является объектом резко обострившейся идеологической борьбы. Антикоммунистические идеологи пытаются доказать, что господство марксистско-ленинского мировоззрения, руководящая роль коммунистической партии в социалистическом обществе якобы ведут к "духовному подавлению" личности, к нивелировке всей духовной жизни. Концепции "общества высокого массового потребления", "всеобщего благоденствия", "качества жизни" и т.п.* служат для обоснования и пропаганды потребительской идеологии и психологии не только в материальной, но и духовной сфере.

Марксизм осуждает и аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, искусственно ограничивающую потребности людей, вследствии неверных представлений о высоких идеалах социализма и путей к ним.

Ни потребительская, ни аскетическая модели образа жизни не являются идеалами социалистического общества, зрелая ступень которого характеризуется возрастанием тенденции гармонического единства материального и духовного начал в жизнедеятельности советских людей, вбирающей в себя все богатство полнокровного человеческого бытия, весь спектр подлинно человеческих ценностей.

Формирование, удовлетворение и возвышение духовных потребностей советских людей не является самоцелью общественного производства при социализме, а выступает необходимым условием воспитания всесторонней, гармонически развитой личности. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь, - подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС- Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формирова-

ний наша партия видит одну из важных задач социальной политики .

Данное партийное положение, основанное на принципах марксистско-ленинского учения о сущности человека, служит общетеоретической и методологической базой научной разработки вопросов становления личности качественно нового типа, что во многом зависит от формирования у нее гармоничной структуры материальных и духовных потребностей, культуры потребления.

В последние годы появился ряд серьезных исследований, в которых освещаются общефилософские и методологические проблемы духовных потребностей /В.Г.Афанасьев, Л.П.Буева, И.В.Бестужев-Лада, Р.В.Гребенников, Г.Г.Дилигенский, Ю.Я. Звирбулис, А.Г.Здравосмыслов, Д.А.Кикнадзе, Е.Г.Куделин, Н.Н.Михайлов,

В.И.Тарасенко, М.В.Тараткевич, И.М.Чудинова и др./ . т Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981, с.63.

Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом,- М.: Политиздат, 1977; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М,:Мысль,1978; Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей,-В кн.: Прогнозирование в социологических исследованиях.-М.:Мысль,1978; Гребенников Р.В.Потребности личности: программно-целевой подход. -Минск: Беларусь,1978; Дилигенский Г.Г.Проблемы теории человеческих потребностей.-Вопросы философии,1976,№9; 1977,№ 2; его же, Исследование человеческих потребностей.-В кн.:Будущее науки.-М.: Знание,1978; его же, Кризис капитализма и проблема потребностей.-Вопросы философии,1982,№ 2; Звирбулис Ю.Я, Взаимосвязь материальных и духовных потребностей личности, В сб,:Проблемы формирования целостной личности.-Рига: Зинатне,197б; Здравосмыслов А.Г.Жизненные потребности трудящихся и их удовлетворение в условиях развитого социализма.-М.:3нание,1977; Кикнадзе Д.А.Потребиости.Поведение. Воспитание.-М.:Мысль,1968; Куделин Е.Г.Диалектика производства и потребностей.-М. .'Политиздат, 1977;Михайлов Н.Н.О потребностях человека, их возвышении и формировании,-М,:3нание,1981; его же, Социализм и разумные потребности личности.-М.Политиздат,1982? Тарасенко В.И. Социальные потребности личности формирование,удовлетворение, развитие.-Киев:Наукова думка,1982;Тараткевич М.В. Человек. Среда.Потребности :Диалектика формирования разумных потребностей. -М.:Беларусь,1980;Чудинова И.М.Развитие потребностей личности в условиях социализма:Автореф.дис....докт.филос.наук.М.,1977,и др.

Кроме того исследуются закономерности формирования, определяется роль в развитии личности отдельных видов духовных потреб-

т ностей, например, нравственных, эстетических Анализируются

конкретно-исторический характер духовных потребностей различных общественных классов социализма, влияние производительных сил и производственных отношений, социальной деятельности на формирование, развитие духовных потребностей советских рабочих и крестьян , Разрабатываются теоретические проблемы духовных потребностей в системе социалистического образа жизни . Рассматриваются развитие духовных потребностей социалистического общества , место духовных потребностей в процессе становления личнос-

Джидарьян И,А. Эстетическая потребность,-М. :Наука,197б; Кругов Н.Н, Мораль в действии /о закономерностях влияния морали на поведение личности/.-М.: Политиздат, 1977; Тарасов Г,С, Проблема духовной потребности /на материале музыкального восприятия/,- М, : Наука, 1979, и др. о

Вандурин А.П, Возрастание регулятивной роли духовных потребностей рабочего класса в условиях развитого социализма: Автореф, дис. ..канд.филоснаук. Ростов-на-Дону,1979; Злотников Р.А. Духовные потребности советского рабочего.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975; Карыпкулов А.К. Рост культурных потребностей советских крестьян: Автореф.дис... канд.филос. наук, Фрунзе,1969, и др.

Атаева А,М. Социалистический образ жизни и развитие духовных потребностей,- Ташкент: Узбекистан, 1983; Зацепин В.И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности, - М.: Знание, 1977; Шоненбург А, Социалистический образ жизни и формирование духовных потребностей личности: Автореф, дис.,,. канд.филоснаук. М., 1976, и др.

4 Пчелов Б.А, Духовные потребности и закономерности их удовлетворения в условиях перехода к коммунизму: Автореф.дис... канд.филоснаук.Л.,1971; Рябов В.Ф. Наш духовный мир.-01. :Лен-издат,1974, и др.

ти социалистического типа . Изучается взаимосвязь духовных пот-

ребностей и деятельности ЛИЧНОСТИ .

Отмечая достижения в изучении проблемы духовных потребностей личности, следует обратить внимание на то, что такие ее аспекты, как единство духовных потребностей и творческой деятельности, механизм их формирования, пути удовлетворения через освоение культуры и повышение социальной активности трудящихся, рассмотрены пока недостаточно. Нуждается в дальнейшем уточнении и конкретном анализе содержание понятий "духовные потребности личности" и "удовлетворение духовных потребностей".

Теоретическая и практическая значимость указанных аспектов этой важной проблемы обусловила выбор темы, продуктивное

раскрытие которой побудило обратиться и к литературе,

посвященной философским проблемам личности , идеального ,

Вюст О,Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности: Автореф, дис... канд.филос.наук. М.,1980; Меренков А,В. Диалектика формирования духовных потребностей и интересов личности при социализме: Автореф.дисс.канд.филос, наук. Свердловск,1975; Семенова Л.И. Духовные потребности и их место в процессе становления личности коммунистического общества: Автореф.дис.«.канд.филос.наук. Волгоград, 1972, и др.

2 Барсук В.Л. Культурная потребность и культурная деятельность.

- В кн.: Культурная деятельность. Опыт социологического исследования,- М.: Наука, 1981, с.42-67; Коган Л,Н. Духовные потребности и деятельность личности. - Философские науки, 1976, № I, с.9-16, и др.

3 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение, -М,: Мысль, 1978; Смирнов Г.Л. Советский человек. Изд.третье. дополн.-М.Политиздат, 1980; Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения.- М.: Политиздат, 1979, и др.

Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в общест-ве,-М.: Политиздат, 1977; Дубровский Д.И. Проблема идеального.-М,,Мысль,1983; Ильенков Э.В» Проблема идеального.- Вопросы философии, 1979, № б, № 7, и др.

I 2 Ч

культуры , отражения и творчества , социальной активности , ду-

ховного производства , духовной жизни и общественного сознания .

Основная цель диссертации заключается в том, чтобы показать механизм формирования и возвышения разумных духовных потребностей, их важную роль в становлении всесторонне, гармонически развитой личности как самоцели коммунистической общественно-экономической формации.

Цель определяет и задачи работы:

рассмотреть структуру духовных потребностей личности;

показать относительную самостоятельность развития духовных потребностей и механизм их формирования через включение в

творческую деятельность;

Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь.-М.: Политиздат,1984; Иовчук М.Т.,Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы.-М.Политиздат, 1979; Межуев В.М. Культура и история.-М.Политиздат,

1977, и др. о

л Библер B.C. Мышление как творчество.-М»: Политиздат,1975; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика.4Д.Наука,1976; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание.-М,Политиздат,1979, и др.

Арефьева Г.С. Социальная активность /проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании /М.: Политиздат,1974; Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих.-М.Политиздат, 1979; Мордкович В.Г. Социальная активность личности.-В кн.: Социализм и личность.- М.: Мысль, 1979, с.152-171, и др.

Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма.- Вопросы философии, 1978, № 2; Сиземская И.Н. Диалектика материального и духовного производства.- М.: Знание, 1978, и др.

Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа,- Фрунзе: Илим, 1980; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.- М.: Прогресс, 1982; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980, и др.

- используя статистические данные, результаты конкретно-со
циологических исследований, выявить специфические особенности

проявления духовных потребностей и путей их удовлетворения в

процессе ценностно-практического освоения действительности

личностью;

- раскрыть несостоятельность концепций буржуазных исследо
вателей, рассматривающих данную проблему /Фрейд, Маслоу, Марку-
зе, Сартр и др./.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем духовные потребности личности зрелого социализма рассмотрены как активные состояния ее сознания, направленные на освоение ценностей общества и созидание не только духовных, но и материальных благ; раскрыты роль и место духовных потребностей советских людей в их жизнедеятельности; показано, что целенаправленное формирование гармоничной структуры духовных потребностей во многом определяется активным участием личности в общественно значимых видах деятельности; в органичном единстве рассмотрены пути удовлетворения духовных потребностей человека, которые связаны с его общественным воспроизводством во всем богатстве социальных связей и отношений, развитием творческих сил и способностей.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

на этапе развитого социализма актуализируется значение духовных потребностей, динамичное развитие которых возвышает людей над определенным уровнем простого воспроизводства их жизни, способствуя все более богатому и глубокому становлению человеческой индивидуальности;

возвышение самих духовных потребностей личности связано с относительной самостоятельностью ее сознания, которое обогащается в процессе социально значимой творческой деятельности, что

и является важнейшим механизмом формирования развитой структуры

духовных потребностей;

- если для капиталистической общественно-экономической формации все более острыми становятся различные виды духовного отчуждения, резкое разделение людей, производящих и потребляющих духовные ценности, то для развитого социализма характерно в массовом масштабе проявление гармонического сочетания закономерностей активного освоения и созидания культуры.

Практическая значимость. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса исторического материализма, научного коммунизма, а также при составлении планов социального развития производственных коллективов.

На основе результатов социологических исследований, проведенных автором на четырех промышленных предприятиях Киргизии в 1980-1982 годах, разработаны научно обоснованные рекомендации, которые используются администрацией, общественными организациями этих предприятий в практической работе по совершенствованию организационной структуры коллективов, управлению процессом развития духовных потребностей личности и совершенствования путей их удовлетворения.

Материалы и теоретические положения исследования использовались в течение 1980-1983 годов при чтении лекций аспирантам и соискателям кафедры философии АН Киргизской ССР на тему: "Ленинское учение о культуре и всестороннее развитие личности".

Методологической основой и теоретическими источниками исследования являются произведения основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, Программа КПСС, Конституция СССР, важнейшие документы Коммунистической партии и Советского правительства, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко по вопросам идеологической работы.

- II -

Диссертант в своем исследовании опирался на труды советских обществоведов, зарубежных философов-марксистов, использовал данные периодической печати.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано семь научных статей общим объемом около 3 п.л. Результаты исследования доложены автором на всесоюзных научно-теоретических конференциях: "Актуальные вопросы социалистической культуры". Навстречу ХХУІ съезду КПСС" /Ташкент, ноябрь 1980г./; "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа" /Фрунзе, сентябрь 1981г./, на республиканских конференциях молодых ученых, посвященных 60-летию образования СССР /Фрунзе, январь 1983г./ и 60-летию образования Киргизской ССР и Коммунистической партии Киргизии /Фрунзе, октябрь 1984г./.

Диссертация обсуждена на объединенном заседании сектора исторического материализма и кафедры философии Института философии и права АН Киргизской ССР.

Объем и структура диссертаций;» Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Сущность духовных потребностей личности и принципы их классификации

Связь действий человека с его потребностями признается всеми исследователями данной проблемы, однако в выявлении механизма формирования и развития движущих сил, закономерностей их возникновения и развития, выяснении роли в жизни общества и человека существуют принципиальные различия между марксистскими и буржуазными исследователями

Для многих направлений буржуазной науки характерно сведение основы всех человеческих потребностей к биологическим инстинктам, преобразуемым или искажаемым условиями жизни в обществе, понимаемого ими также абстрактно. Сторонники фрейдизма, например, все действия человека, все его психические состояния истолковывают как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных влечений, игнорируя тем самым общественно-историческую обусловленность формирования, удовлетворения и возвышения человеческих потребностей.

Стремление проследить определенную закономерность характерно для другого подхода, пытающегося человеческие потребности классифицировать в иерархическую систему. Представляет определенный интерес разработанная в начале 1950-х годов и сохраняющая значение и поныне система американского ученого А.Меїслоу. Располагая потребности в иерархическую структуру относительного доминирования, с точки зрения значимости для человека, он объединяет их в пять основных групп. По его мнению, "высшие" потребности /в самоактуализации/ оказываются в зависимости от удовлетворения предыдущей группы потребностей. Поэтому, считает А.Мекслоу, физиологические потребности сильнее потребности в безопасности, последняя сильнее потребности в любви, а любовь в свою очередь сильнее потребности в уважении, которая сильней, чем потребность в самоактуализации"

Подобного рода теория зависимости интенсификации "высших" потребностей от удовлетворения "низших" представляется нам неверной в силу неправильного понимания источников их происхождения. Еще в 40-х годах прошлого века Ф.Энгельс убедительно показал, что в крайне тяжелых материальных условиях, в которых жили тогда английские рабочие, у многих из них развивались самые привлекательные, самые благородные, самые человеческие черты: стремление спасти свое достоинство, гуманность, коллекти р визм, способность подняться выше личных интересов.

Исходные положения раскрывающие сущность человеческих потребностей логически следует выводить из научно-материалистического определения К.Маркса о том, что "сущность человека не есть -абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений . Поскольку человек не только объект, но и субъект конкретно-исторических общественных отношений, то его деятельная сущность проявляется, прежде всего, через совокупность материальных и духовных потребностей. "... Пока потребность человека не удовлетворена, отмечал К.Маркс, - он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой... .

Материалистическое понимание истории развития человеческого общества не отождествляет удовлетворение потребностей организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, с чисто природным актом. Биологическое проявляется в личности в снятом, преобразованном виде. "Еда, питье, половой акт и т.д. суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, готрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный харак q тер . Развитие человеческого рода, действительное движение истории представляет собой, в первую очередь, историю развития потребностей людей и способов их удовлетворения.

"Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления,-отмечал Ф.Энгельс, - вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются/... . Эту мысль не следует понимать так, будто потребности изначально присущи человеку, т.е. имеют врожденный характер.

Творческая деятельность человека - проявление его духовных потребностей

Диалектическая взаимосвязь творческой деятельности и духовных потребностей личности находит проявление в процессе реализации ее сущностных сил, что предполагает выяснение онтологического смысла акта творчества.

Детерминация творчества, как высшей формы человеческой деятельности, различными философскими учениями трактуется принципиально неодинаково. Так, например, "современная буржуазная философия в попытках решить проблему человеческого творчества не выходит, по существу, за рамки старых, метафизических противопоставлений внутренней /спонтанной/ активности - детерминациям внешнего мира, за границы традиционных идеалистических абсолютизаций и идеологических предрассудков, сводящихся к признанию несовместимости творчества /свободного самовыражения/ с "данной" объектив Л ной определенностью природных и социальных процессов .

В отличии от абстрактно-натуралистических и индивидуалистических трактовок творчества, рассматривающих данный процесс с позиции отрицания собственной объективной закономерности материального мира, марксизм проблему творчества выводит из границ абсолютизируемых проявлений сознания, которое может "действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существую-щей практики .

Противостоящие идеалистическим и метафизическим концепциям марксистское понимание творчества как всецело социального процесса порождения нового объясняется с позиций ленинской теории отражения, в которой ее высший тип характеризуется единством познания и сознательно-преобразующей природный и общественный мир в соответствии со своими целями и потребностями практической деятельности людей на основе адекватно отраженных в их сознании объективных законов действительности. -а в ходе преобразования человеком внешнего мира "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" .объясняют сущность творчества как активного, избирательного отражения органично связанного с практикой.

Открытием материальных основ социального развития, пониманием человека как субъекта общественно-исторической практики, как предметно-деятельного существа во всей своей целостности порожденного общественными отношениями марксизм показал, что "вся ».. всемирная история есть не что иное, как порождение чело р века человеческим трудом,,". В этом аспекте рассмотрения трудовая деятельность выступает средством развития и развертывания человеческих сущностных сил, а вследствие этого, и общественного прогресса который в "предыстории" человечества осуществлялся, как отмечал К.Маркс, "за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов..». Поэтому взаимопереход всеобщего в индивидуальное принимал отчужденные формы.

Извращенные представления о значимости практической деятельности в общественном развитии, идеалистические теории о роли личности в истории возникают вместе с отделением умственного труда от физического и появлением классового общества. При этом повседневный труд эксплуатируемых классов понимается только как многократное повторение привычных операций, направленных на удовлетворение "низменных" потребностей.

Освоение культуры как процесс распредмечивания духов ных ценностей

В нашей стране, где впервые в истории социальный и духовный прогресс не противоречат друг другу, созданы исключительно благоприятные условия для приобщения всех трудящихся к ценностям культуры и ее развития через самодеятельность масс. "От культурного роста населения, - отмечается в Программе КПСС, - в огромной мере зависит подъем производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправ т ления, коммунистическое переустройство быта"

Научному решению вопроса о сущности человеческой культуры мы обязаны марксизму, его диалектико-материалистическому подходу к материальному и духовному производству, впервые позволившему раскрыть сложнейшие механизмы взаимодействия материального и идеального, объективного и субъективного, исторического и логического, и т.п.

Поскольку культура не может быть понята из самой себя, без учета ее социальной роли, генетической связи с трудом, производством материальных и духовных благ, то конкретизация диа -лектического подхода означает, что культура не является только совокупностью готовых продуктов и результатов, а представляет собой непрерывно совершающийся процесс всевозрастающей деятельности человеческих поколений, направленный на преобразование окружающего мира природы, общественных отношений, самих людей и опредмечивающийся в результатах этой деятельности. "История есть не что иное, - писали К.Маркс и Ш.Энгельс, - как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями: в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности.

В общественно-экономических формациях, основанных на частной собственности, взаимодействие культуры и человека опосредуется отношением последнего к средствам производства, его классовой принадлежностью, а вся совокупность культурных ценностей, общественного богатства, форм общения выступает "в качестве самостоятельно: противостоящих рабочему, отчужденных от него условий..." . Поэтому при капитализме процесс самоутверждения человека осуществляется прежде всего и главным образом в форме обладания. Маркс пишет в связи с этим, что "человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., - а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному .

Глубоко раскрыв социальную сущность культуры классики марксизма-ленинизма показали, что в классово-антагонистических формациях она является орудием господства меньшинства над большинством в экономической, политической и духовной сферах жизнедеятельности, а ее классовая ограниченность проявляется не в самих результатах производства, науки, техники, искусства и т.д., а прежде всего в той социально отчужденной, оторванной от масс форме, в которой они производятся, сохраняются и используются. Они указали и пути преодоления противоречий между личностью и культурой: освобождение труда от власти капитала, уничтожение разделения труда в его капиталистической форме, всестороннее развитие личности, способной к историческому созиданию.

Величайшая заслуга Ленина заключается в том, что он, творчески развив учение основоположников научного коммунизма, обогатил марксизм новым положением о том, что политический переворот может предшествовать культурному, стать его условием; теоретически обосновал и направлял практическую, организационную деятельность по формированию социалистической культуры. "Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средство насилия, в средство эксплуатации" .

Возрастание социальной активности трудящихся - важный фактор удовлетворения их духовных потребностей

В процессе дальнейшего поступательного развития нашего общества все более принципиальное практическое и теоретическое значение приобретают вопросы развития всех форм социальной активности трудящихся. "Уметь вовремя увидеть и поддержать народную инициативу, г как подчеркнул в своей речи на февральском /1984г./ Пленуме ЦК КПСС тов. К.У.Черненко, - причем в самом широком смысле - от хозяйского, творческого отношения к делу на рабочем месте до активного участия в управлении государством, обществом, в этом величайший, можно сказать, неисчерпаемый резерв нашего прогресса .

В данном положении, конкретизирующем проявление важной тенденции эпохи социализма о росте активности народных масс в строительстве новой жизни, выражено существо сформулированного В.И.Лениным на основе взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса социологического закона: и... по мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деяте лем" .

В отличии от предшествующих антагонистических общественно-экономических формаций, основанных на частной собственности и эксплуатации человека человеком, социализм существенно изменяет роль людей в общественном производстве, направленность их социальной деятельности, характер создаваемого общественного богатства, всеобщей формой которого здесь является сам человек как духовная богатая и общественно развитая личность. Именно поэтому, социализм превосходит капитализм не только в экономической, социальной, политической областях, но обнаруживает свое явное преимущество и на духовно-нравственном уровне.

Являясь историческим антиподом и победителем крайнего индивидуализма, как продукта буржуазного строя, социализм создает все необходимые предпосылки для практического осуществления задачи создания общества, в котором всестороннее развитие каждого человека является условием всестороннего развития всех.

Неуклонный подъем общеобразовательного и культурного уровня советских людей обусловлен объективными требованиями современного производства, обязательностью среднего образования, развитием и расцветом духовной жизни общества, которое дало возможность трудящимся "на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии"

По мере роста материального и духовного потенциала страны, повышения общественного благосостояния, удовлетворение социально обусловленных потребностей физического существования становится со временем для человека делом более полным. Глубокие измнения происшедшие в-духовном развитии советских людей, в их отношении к окружающей действительности и к самим себе, выдвигают проблемы связанные с деятельным проявлением богатства их внутреннего мира. Поэтому только при социализме, как это предвидел К.Маркс, "начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью .

Поскольку именно в трудовых коллективах, как основных ячейках социалистического общества, находят отражение преобразования во всех сферах жизни людей - материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре, переводятся на язык повседневной жизни наши планы, реализуются намеченные цели, то анализ форм социальной активности выявляет, в частности, возрастание роли духовного элемента в сфере труда.

Интегральной характеристикой уровня вовлеченности в комплекс деятельности, определяемой возможностями культурной среды предприятия, является социалистическое соревнование как один из механизмов совершенствования общественных отношений. Социалистическое соревнование не является произвольно придуманным людьми явлением. К.Маркс показал, что совместная кооперация труда является материальной основой соревнования. " При большинстве производительных работ, - писал он, - уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии /ныли! .pin. rl- /, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц..." . Проанализировав основные формы проявления соревнования: свободную конкуренцию и монополии, а также и некоторые черты товарищеского соревнования, основоположники научного коммунизма указали, на то, что соревнование, основанное на человеческой природе, получит развитие только "в строе, достойном человечества.. .

С необходимостью порождаясь отношениями социалистического коллективизма, социалистическое соревнование в своем содержании и в своих формах выражает объективные требования этих отношений. От первых коммунистических субботников до своей высшей формы -движения за коммунистическое отношение к труду - таков путь развития социалистического соревнования, которое вышло за рамки чисто производственных проблем. Сущность его заключается в неустанном поиске новых резервов роста производительности труда, развитии форм сотрудничества и взаимопомощи всех участников производства. Следовательно, участие в социалистическом соревновании - это основная характеристика состояния воспитательного процесса, уровня развития социальной активности коллектива в целом, и составляющих его людей. В условиях зрелого социализма соревнование стало мощным двигателем не только экономического, но и социального прогресса, духовного, нравственного расцвета советского общества.

Похожие диссертации на Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма