Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ онтологической истинности музыки Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна. Философский анализ онтологической истинности музыки : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Бахтизина Дильбяр Исмаиловна; [Место защиты: ГОУВПО "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2012.- 311 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические традиции исследования истинности музыки в духовной жизни человека

1.1 Онтологическая истинность музыки как философская проблема 21

1.2. Эволюция представлений об истинности музыки: от древности к Новому времени 47

1.3. Трактовка проблемы истинности музыки в Новое и Новейшее время 80

Глава 2. Онтологические основания музыки как отражение ее истинности

2.1. Содержательный аспект онтологически истинной музыки 110

2.2. Время и пространство в бытии музыки 140

2.3 Звуки его осмысление в музыке 174

Глава 3. Ценностная компонента музыки как фактор ее истинности

3.1. Аксиологические конституэнты музыки 201

3.2. Ценность музыки как воплощение духовного мира человека 227

3.3. Роль творца в созидании музыки как духовной ценности 253

Заключение 281

Список литературы 289

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом следующих обстоятельств.

Онтологичность музыки проявляется в том, что она обладает собственным, независимым бытием, определяемым особенностями ее положения в системе универсума. Как составная часть духовного бытия человека, она воплощает общие его закономерности, но при этом подчиняется специфическим нормам, отражающим особенность ее существования. Бытие музыки отличается сочетанием стихийного и сознательного, логического и иррационального начал, находящих в ней свое гармоничное единство. Стихийность выступает в музыке как воплощение творческого начала, логическое – того рационального, что лежит в основе универсальных закономерностей бытия. Иррациональное в музыке является источником творения, полем рождения новых смыслов, в то время как сознательное есть результат интеллектуальной работы творца, приводящей к созданию стройного логичного произведения. Благодаря этому, музыка способна существовать в качестве организованного целого как искусства звукового и временного, оставаясь при этом носителем творческих потенций.

Музыка обладает способностью наиболее полно выражать внутреннюю, духовную жизнь человека. Взятая в своей онтологической данности, она фиксирует мимолетность, неуловимость и хрупкость человеческих переживаний, представляя собой своеобразную «стенограмму чувств» (Л.Н. Толстой) человека. Ее уникальная способность сохранять и перерабатывать информацию, в которой запечатлены осознанные и неосознанные переживания, делает музыку тайной летописью человеческой души.

Однако, онтологическая значимость музыки в жизни человечества не ограничивается областью выражения чувств. Она проникает гораздо глубже, воздействуя на подсознание, приводя в движение механизм культурно-исторической и социальной памяти людей, актуализируя то, что находится в ней в состоянии «свернутой информации». Истинная музыка способствует развитию человеческой духовности, источником приобщения личности к высшим ценностям бытия. Музыка как воплощение гармонии универсума устанавливает незримую, но прочную связь человека с космосом. Воплощение в музыке фундаментальных закономерностей бытия, таких, как процессуальность, цикличность, пропорциональность, периодичность и т.д., позволяет человеку прикоснуться к метафизическим основам бытия. Музыка, тем самым, становится живым источником признания целесообразности и гармоничности мироздания.

Уникальность музыки как духовного и культурного творения музыканта проявляется в том, что она является ответом на его эмоциональные и интеллектуальные потребности. Онтологичность музыки раскрывается, благодаря присущей ей изначальной целостности, позволяющей формировать не только внутренний мир творца, но и слушателя. Оставаясь вечной и прекрасной тайной, истинная музыка реализует скрытые потенции человеческой сущности, выявляя в человеке его духовную природу. Загадочность и неуловимость музыки, созданной творцом, дает возможность охарактеризовать ее как невыразимую в понятии, но реально существующую магическую силу.

Онтологическая истинность музыки заключается в той духовной силе, которая оказывает позитивное воздействие на личность и социум. Это особенно актуально в связи с общим кризисным состоянием духовности общества, что неизбежно сказывается на состоянии музыкального искусства. Музыка, теряя свои позиции как духовного идеала, становится ареной технических экспериментов, в результате чего исчезает тот неуловимый дух, который составляет ее сущность как духовного явления. А между тем проблема онтологической истинности музыки имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальных проблем современности: поддерживая прогрессивную созидательную направленность в жизни социума, она способна противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на разрушение его гуманистических традиций.

Положение искусства в современном мире свидетельствует о том, что оно утратило свое былое назначение как ориентира духовной жизни человека. Засилье массовой музыкальной культуры вызывает тревогу характером своего влияния на духовный мир современного человека. Многочисленные низкопробные образцы поп музыки заставляют вновь задуматься над тем, какой же должна быть истинная музыка. Музыка, с одной стороны, превратилась в простой звуковой фон к бытовой жизни человека, с другой – в своеобразный эквивалент наркотического средства, оглушающего человека и дающего ему временный эрзац удовольствия. Таким образом, постановка проблемы истинности музыки перекликается с весьма серьезной проблемой духовного здоровья человека.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследование истинности музыки приобретает статус проблемы онтологического анализа. Очерченная ситуация заставляет исследователя задуматься о том, в чем состоит суть истинной музыки. Хотя данная проблема постоянно присутствовала в истории философской мысли, однако, работ, посвященных ее специальному рассмотрению, не было. Все это определило необходимость обращения к данной проблеме в настоящем диссертационном исследовании.

Степень разработанности проблемы. Интерес мировой и отечественной науки к философскому анализу музыки был значительным во все времена. Научные традиции изучения музыки как составной части духовной жизни человека и общества складывались, прежде всего, в рамках философии. Проблема истинности музыки, присутствующая в философских исследованиях, разрабатывалась путем выработки критериев идеальной музыки, то есть такой, которая предстает как образец, наиболее полно воплощающий ее сущностное начало. При этом определились две ведущие тенденции изучения истинности музыки.

Первая из них рассматривала музыку как отражение гармонии мироздания, вторая – как отражение внутренней сущности человека. Музыка при этом понималась как проявление духовной субстанции человека. Взаимно дополняя и обогащая друг друга, эти направления исследования музыки развивались параллельно и, время от времени, пересекались. Так, в одних и тех же философских трудах можно было встретить трактовку музыки как воплощения закономерностей мироздания и, одновременно, как ключа к сокровенным тайникам человеческой души.

Философия Древнего Востока дала первые примеры изучения проблемы истинности музыки в лице таких мыслителей, как Конфуций, Юэцзи, Шэнь Юань Цинь, Цай Юэнь Дин, Матанга, Шарнгадева. Проблема музыки в античной философии рассматривалась Пифагором, Аристоксеном, Демокритом, а также в рамках теории этоса в трудах Платона и Аристотеля. Идеи истинности искусства и музыки встречаются в работах мыслителей периода эллинизма Плотина, С. Боэция, Климента Александрийского.

Понимание онтологической истинности музыки отражало представления своего времени. Так, в творениях средневековых ученых – Аврелия Августина, Якоба Льежского, Р. Бэкона, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Исидора из Севильи, – центральной мыслью была идея о божественном происхождении всего сущего, в том числе и музыки. Значительный вклад в исследование изучаемой проблемы внесли ученые арабского средневековья, которые творчески перерабатывали достижения античности. Это Исфахани (VIII- IX в.), Аль Кинди (IX в.), Ибн ина (X-XI в.), Джами (XV в.). В их трудах проблема истинности музыки в ее онтологической данности высветилась не только с традиционных точек зрения, но как соответствие теории музыкальной практике.

В эпоху Возрождения и Нового времени анализ музыки начинает осознаваться как самостоятельная часть философских исследований, благодаря чему диапазон изучаемых вопросов, относящихся к музыке, расширяется. Музыка в ее онтологически сущностной представленности стала занимать заметное место в работах философов Н. Кузанского,
Н. Орезмского, И. Француза, Эгидия из Заморы, Дж. Валлы, Г. Глареана,
Ф. Салинаса, И. Грохео, А. Пети-Коклико, Дж. Царлино. Решение традиционных проблем музыки, таких, как назначение музыки, особенности ее содержания, соотнесенность с другими видами духовной деятельности, сочеталось с разработкой новых вопросов. Одним из них стала проблема исполнительства (И. Тинкторис, Н. Листений), другим – вопрос самостоятельной, а не утилитарной ценности музыки и роли ее создателя.

В Новое время на характер трактовки истинности музыки повлияло развитие наук о человеке. Популярная в древности идея математического толкования музыки нашла продолжение в исследованиях Г.В. Лейбница, определившего музыку как «неосознанное упражнение в счете». Изучение психологии человека привело к развитию теории аффектов и появлению теории человеческих темпераментов. На первый план выходит изучение возможностей восприятия музыки, постижения ее смысла и сущности, что нашло отражение в трудах Р. Декарта, Р. Кирхера, Ф. Марпурга, В. Принтца,
А. Верхмейстера, И. Маттезона, И. Кванца, русского музыканта
Н. Дилецкого. Истинной признается такая музыка, которая наиболее полно способна отразить богатство человеческих переживаний.

Продолжением традиции изучения истинности музыки стали труды французских энциклопедистов – Ж.-Ж. Руссо, Д Аламбера, Д. Дидро,
Ш. Монтескье. В лице Ж.-Ж. Руссо мы встречаемся с примером того, как суждения о музыке высказывают те философы, которые непосредственно ею занимались. Идея онтологичности музыки нашла свое воплощение в признании ее особой роли в духовной жизни человека. Значительную роль в исследовании роли музыки в духовной жизни человека сыграли труды по изучению языка И.Г. Гердером, продолженные затем В. Гумбольдтом. Включенность музыкально-эстетических проблем в корпус общефилософских исследований получило отражение во введенном
К.Ф.Д. Шубартом понятии «музыкальная эстетика».

Значительным шагом вперед в изучении проблемы истинности искусства и музыки стали труды представителей немецкой классической философии И. Канта, В.Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

Работы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше отражают трактовку музыки как глубоко иррационального явления. Разработка теории этоса и аффектов приводит в XIX веке к появлению эстетики чувства в работах А.В. Амброса. Для данного времени характерна тесная связь исследований о музыке с философскими теориями. Так, на рубеже XIX-XX веков в работах
Г. Кречмара зарождается теория музыкальной герменевтики, которая получает отражение в работах таких ученых, как Л. Мейер и Д. Кук.
В рамках изучения проблемы истины появляется теория А. Баумгартена о различении истины логической (в науках) и истины эстетической
(в художественных произведениях). Специальные музыкальные исследования более тесно соприкасаются с философскими проблемами. Среди них следует отметить труды А.Б. Маркса, изучавшего проблему музыкальной «идеи».

Параллельно с указанными философскими концепциями шло изучение проблемы онтологической и гносеологической истинности музыки в рамках музыкально-критической мысли XVIII-XIX веков. Существенное значение имел тот факт, что в эпоху романтизма в качестве критиков выступали известные музыканты, поэты и философы. Они, будучи по своему дарованию и художественному опыту «конгениальными» (И. Ильин) творцам-композиторам, могли дать верную оценку истинной ценности произведений. С критическими статьями о музыке, в которых складывались критерии истинности музыкального произведения, выступали Э. Гофман, Г. Гейне,
Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.М. Вебер, Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси. В русской музыкальной культуре аналогичную роль сыграли публичные выступления А.Д. Улыбышева, В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, В.В. Стасова, Ц.А. Кюи, Г.А. Лароша, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

В XX веке отношение к музыке, как и ко всем искусствам, изменилось. Искусство расширяет свое пространство и приобретает в жизни человека значение фактора подсознательного приобщения к истине бытия. Данные мысли, указывающие на особую трактовку истинности искусства, и, в частности, музыки можно встретить в работах Н. Бердяева, Вл. Соловьева,
Л. Карсавина, С. Франка, П. Флоренского, И. Ильина. Для философии XX века характерно усиление интереса к разнообразным онтологическим проблемам. В русле исследований бытия появляются и работы, посвященные искусству. Они рассматривают искусство и музыку с точки зрения их вовлеченности в человеческое бытие. Подобная позиция просматривается в интуитивизме А. Бергсона, экзистенциализме А. Камю, Ж.П. Сартра, герменевтике В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля и М.Дюфрена, в трудах М. Хайдеггера, Г. Гадамера. Значительное влияние на исследования музыки оказали труды Ч. Пирса, Р. Барта, Ж. Лиотара и Ф. Джеймисона. Особое значение для выяснения вопроса онтологической истинности искусства имели работы Т.Адорно, А.Ф. Лосева, Р. Ингардена, Г. Зедльмайера, Б.В. Асафьева, К.Штокхаузена.

Онтологические проблемы искусства и музыки рассматривали З. Лисса, К. Дальхауз, Х.Г. Эггебрехт, Е.В. Назайкинский. В трудах Р. Штейнера находит свое продолжение традиция изучения музыки как проявления в ней закономерностей мироздания. Проблемы понимания онтологической сущности музыки рассматривались также Э. Кассирером и С. Лангер. Большой вклад в развитие проблемы искусства как важнейшей части культуры внесли С.С. Аверинцев, А. Потебня, Е. Волкова, М.С. Каган,
А.С. Кармин, В.С. Соловьев.

В последнее время исследования различных сторон бытия музыки приобретают большую активность. О месте музыки в бытии человека пишут А. Клюев, Т. Жаворонкова, А. Богомолов. Специфику музыкального бытия исследуют такие ученые, как С. Борисова, Ф. Селиванов, Ю. Воронцов,
Л. Журавлев. И. Перфильева, С. Полозов, О. Соколов, В. Хрипун. В числе ученых, продолживших традицию Б. Асафьева в исследовании музыки в свете общей картины мира, был Ю.Н. Холопов. Музыку как мир человека изучает В.К. Суханцева, музыку как феномен культуры – Л.М.Михайлова,
Н. Осипенко и Т. Постникова. Онтологические проблемы времени и пространства в музыке исследуются М. Старчеус, М. Олейник,
Л. Мансуровой, З. Исхаковой, И. Остромогильским. И.А. Герасимова,
А. Терегулова и Е. Коровина занимаются изучением вопросов антропологичности музыки, к которым примыкают труды Е. Тимофеевой, посвященные проблеме мышления композитора. Онтологические основания музыки, связанные с проблемой семиотики, находятся в центре исследований Л. Лазутиной, Л. Савиной, И. Волковой, Л. Н. Шаймухаметовой.

В конце ХХ - начале ХХI века большую популярность приобретают идеи античности и Древнего Востока, связанные с онтологическими проблемами музыки. К ним можно отнести изучение мистического аспекта бытия музыки, представленного в работах У. Вильданова и Э. Вежлевой, а также проблемы терапевтического потенциала музыкального искусства, получившая разработку на новом уровне в исследованиях В.И. Петрушина и Л.С. Брусиловского. Значительное количество исследований связано с проблемой воздействия музыки на человека. Среди них можно назвать работы С. Ахтамьяновой и А. Пачулия, изучающие проблему духовности;
Л. Кашаповой и Л. Ибраевой, где исследуются вопросы музыкального воспитания человека. Труды Н.А. Бергер посвящены не только проблеме теоретического осмысления вопросов бытия музыки, но и ее практической реализации в музицировании. Важными в решении разнообразных проблем исследования являются работы, связанные с вопросами постижения искусства. Проблемы эпистемологии искусства изучаются Л.Г. Бергер; истина изобразительного искусства нашла свое отражение в диссертационном исследовании Н. Сложеникиной.

Особое место в корпусе философских исследований занимают работы, изучающие разнообразные связи философии и музыки. Данная проблема раскрывается в трудах Л. Зарубиной, В. Яруллина, Р. Алашеевой. Трансцендентальный аспект музыки изучается А.В. Лукьяновым. Традиция, основанная трудами В.С. Соловьева, интересовавшегося музыкой как явлением, обеспечивающим связь человека с высшими силами, была продолжена А. Файзуллиным, У. Вильдановым, Г. Вильдановой,
Л. Загитовой. Интересный аспект онтологичности музыки представляют исследования К. Шарова, посвященные соотношению музыки и этноса. Однако, проблема истинности музыки отдельно не рассматривалась.

Решению поставленной проблемы, касающейся онтологической истинности музыки, помогают труды ученых, которые посвящены изучению вопросов истины. Это работы А.М. Коршунова, М.А. Лифшица, В.В. Мантатовой, Л.А. Микешиной, В.С. Хазиева.

Исследование охватывает многие важные вопросы, касающиеся бытия материи, сознания, природы духа. Изучение указанных выше проблем невозможно без обращения к трудам таких ученых, как Э.Д. Азроянц,
К.З. Акопян, П.В. Алексеев, С.Ф. Анисимов, В.С. Библер, Н.К. Бородина, Б.С. Галимов, В.Д. Губин, А.Ф. Кудряшев, В.А. Кутырев, В.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, В.И. Мурашов, Д.А. Нуриев, Р.Ю. Рахматуллин,
В.А. Ремезов, П.В. Симонов, В.Г. Федотова.

В корпус философских материалов вошли труды уфимских философов, исследующих различные аспекты проблемы истины (Ю.Ф. Абдрашитов, А.Р.Ахметов, А.Р.Гареев, А.Я. Канапацкий, Р.Х. Лукманова, А.М. Рудаков, Е.В. Хазиева, Н.В. Хазиева).

Объект диссертационного исследования – реальность музыкального бытия в его онтологической данности.

Предмет исследования – онтологическая истинность музыки.

Цель исследования заключается в создании концепции онтологической истинности музыки.

Поставленная цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

выявить теоретические традиции исследования истинности музыки в истории человеческой мысли;

опираясь на исследование вопроса онтологической истинности музыки в истории философской мысли, определить критерии ее онтологической истинности;

выявить, каким образом особенности соотношения пространственной и временной характеристик музыки в рамках музыкального произведения способствуют выявлению идеи, определяющей его истинность;

исследовать на базе осмысления звука и всего звукового пространства смысловое и функциональное содержание истинной музыки;

определить ценностные компоненты музыки как проявления ее истинности;

рассмотреть истинную музыку как результат отражения духовного мира человека;

исследовать роль музыканта, и шире – художника-творца в формировании ценностных ориентаций общества.

Методологическая основа исследования определяется спецификой объекта исследования и базируется на концептуальном подходе, обусловленным целью исследования. Особенность предмета исследования потребовала обращения к широкому кругу философских проблем, включающих такие, как диалектика идеального и материального в произведении искусства, специфика бытия музыки, ценность музыки как неотъемлемая часть духовного бытия.

Характер работы обусловил обращение к различным методам исследования. В качестве общенаучного был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть ряд музыкальных явлений как сложное единство противоположных начал. Кроме того, в процессе исследования использовались методы аналогии, анализа и синтеза, движения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Специфический метод исследования был применен в разделах работы, касающихся изучения особенностей музыки как духовного явления. Те фрагменты исследования, которые посвящены изучению музыки как целостного феномена, потребовали применения системного метода.

Научная новизна диссертации определяется характером содержания выдвигаемой концепции, суть которой заключается в следующем:

– сущность музыки представляет собой идеальную субстанцию, выступающую как отражение духовного мира человека;

– для того, чтобы соответствовать своему назначению как средоточия высших ценностей бытия, музыка должна отвечать определенным критериям истинности;

– свое конкретное выражение истинность музыки находит через совершенство музыкальной формы, раскрывающейся в специфике бытия музыки;

– создателем истинной музыки является творец-композитор, деятельность которого направлена на реализацию его творческих установок;

– возможность влияния музыкального произведения на духовное бытие общества как выявления его истинности обеспечивается исполнителем, реализующим в своей деятельности творческую природу художника.

В ходе исследования сформулированы следующие положения, отличающиеся научной новизной:

выявлены критерии онтологической истинности музыки, заключающиеся в соответствии содержания и формы музыкального произведения его идее; креативности идеи, обладающей способностью продуцировать новые смыслы; эстетической ценности и содержательности, проявляющейся в глубине и яркости образов; способности произведения отвечать своему функциональному назначению; в позитивном характере влияния на духовное бытие человека и общества;

определено, что трансцендентный смысл истинной музыки заключает в себе ценность взаимодействия между трансцендентным миром и человеком;

доказано, что истинность музыки выявляется через совершенство музыкальной формы, которая находит конкретное воплощение в пространственно-временной реализации идеи;

выявлена роль звука как материального носителя содержания музыки, которая заключается в том, что звук является выразителем смысловой константы музыкальной интонации;

раскрыты особенности истинной музыки как воплощения внутреннего мира человека, суть которых состоит в создании гармоничного единства культурного и природного начал в его духовном бытии;

выявлены ценностные компоненты онтологически истинной музыки, которые определяются полнотой воплощения в ней богатства человеческого духа;

определено, что истинность музыки может остаться нераскрытой в силу разрыва между новаторским характером ее содержания и слуховым опытом эпохи;

раскрыты основные черты в личности музыканта-творца как создателя истинного произведения искусства (стремление реализовать свой творческий потенциал, сочетание веры в свою миссию с требовательностью к себе, тяготение к трансцендентному и т.д.).

Теоретическое и практическое значение диссертации заключатся в исследовании онтологических оснований истинности музыки. Данная работа открывает возможность нового направления в исследованиях философских аспектов музыки.

Разработки, представленные в исследовании, могут найти применение в учебных курсах по философии, эстетике, культурологии, истории музыки, истории музыкального образования; а также стать основой для создания соответствующих учебных программ и учебных пособий.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на конференциях различных уровней, в том числе на 11 Международных конференциях («Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» – Тамбов, 2007; «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» – Омск, 2007; «Стратегия и пути развития национального образования в России» – Кемерово, 2007; «Научное пространство Европы – 2008» – София, 2008; «Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения» – Биробиджан, 2009 и др.) и 11 Всероссийских конференциях («Власть и воздействие на массовое сознание» – Пенза, 2007; «Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий» – Екатеринбург, 2007; «Система ценностей современного общества» – Новосибирск, 2009 и др.).

Основные положения диссертации, ее концептуальные замыслы изложены в 3 монографиях и 62 статьях общим объемом 38 п.л., 10 из которых опубликованы в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, по 3 параграфа каждая, заключения и списка литературы, включающего 306 наименований. Общий объем диссертации – 313 страниц.

Онтологическая истинность музыки как философская проблема

Правомерность постановки самого вопроса об истинности искусства продиктована положением искусства в духовной жизни общества. Искусство не просто отражает мир и его закономерности; не просто раскрывает человеку его душу. Задача его гораздо более важная. Оно устанавливает незримую, но прочную связь между отдельной человеческой личностью и всем мирозданием. Оно помогает человеку почувствовать себя творящей частицей Вселенной, позволяя ему обретать особое знание о мироздании. Размышляя об искусстве и о его значении в жизни человека, А. Шопенгауэр пишет, что искусство обладает способностью созерцать самое существенное в мире 24. Для того, чтобы раскрывать человеку суть мироздания и помочь определиться с его назначением в мире, искусство должно быть истинным.

А между тем искусство теряет свое положение в современном мире. Массовая культура создает не истинные произведения искусства, а их бледные копии, которые не способны дать человеку высокое духовное наслаждение и открыть перед ним истину бытия. Невзыскательность вкуса общества приводит к тому, что значимой предстает музыка, лишенная подлинной эстетической ценности и даже способная нанести вред здоровью человека.

Обращение к искусству как источнику истины бытия характерно для философии современности, отражающей кризис гуманистических ценностей общества. Характеризуя позицию М. Хайдеггера, Р.Х. Лукманова пишет, что в поэтическом языке философ «увидел соединение непосредственного переживания, адекватной формы его выражения, ненасильственности при его восприятии» и «живой связи человека и всего остального бытия» . Истинная музыка, с ее обостренной выразительностью и способностью затрагивать самые сокровенные стороны личности человека, может стать благодатной почвой для поиска истины бытия. Вслушивание в музыку открывает перед человеком глубины бытия.

В изучении истинности музыки существуют две взаимосвязанные проблемы. Одна из них заключается в том, что каждое произведения искусства несет в себе некую истину бытия. Другая проблема состоит в том, что наиболее полно эта истина бытия раскрывается в онтологически истинном произведении.

В произведении искусства заложена определенная истина бытия, которая раскрывается по мере проникновения в его идею. К числу особенностей истины в гуманитарном знании относится то, что она имеет не только фактуальный, но и ценностный аспект. «При этом последний, - пишут, Ф.В. Лазарев и С.А Лебедев, - может быть как явным, так и неявным, как рационально обоснованным, так и личностно экзистенциальным» . Истина -результат открытия, возможного только в процессе активного познания бытия, в чем и состоит ее экзистенциальный характер. Она представляет собой итог творческой активности духа, вне которой истина недостижима 27.

В качестве личностного знания истина ограничена «познавательным горизонтом» человека, продиктованным мировоззренческой позицией, не остающейся неизменной. Обогащение духовного опыта человека позволяет ему постоянно расширять горизонты своего видения и находить неожиданные ракурсы взгляда на мир. Раздвигая горизонт познания, человек тем самым расширяет свое духовное присутствие и осваивает даже то, что когда-то казалось ему совершенно недоступным. Движение к истине в процессе познания не всегда осознается логически, особенно в процессе создания художественного произведения. Длительное движение к цели происходит большей частью бессознательно, на интуитивном уровне. Данный путь поиска истины, преобладающий в художественном творчестве, завершается озарением, воспринимаемым как внезапное и убедительное ее открытие.

Истина произведения заключена в плодотворности идеи, вырисовывающейся в предвосхищения структуры будущего произведения, в котором все части и элементы, вплоть до самого мелкого, соотнесены друг с другом и работают на создание целого. Целое, предстающее в момент озарения перед внутренним взором художника, является отправной точной в создании произведения. Длительное движение от этого первого образа к завершенному произведению составляет путь поиска и открытия истины. Истина произведения искусства - это проявление его сущности, его сердцевина, тот глубинный слой, который составляет его основу. Ее смысл состоит в том, чтобы раскрыть истину бытия, которая вовсе не является адекватным, воспроизведением эмпирической жизни, а направлена на выявление метафизических основ бытия.

Каждое музыкальное произведение, безотносительно к его ценности, представляет собой моделирование духовных актов людей определенного времени и социального слоя общества. Это относится к любому произведению, обладающему даже низкой эстетической ценностью. Но подлинное произведение искусства открывает не только истину настоящего, как и любое рядовое произведение, а истину вечного, трансцендентного, то есть того, что не утрачивает своего значения ни в какую эпоху и не зависит от превратностей времени. В этом раскрываются высшие проявления жизни духа. Яркое и концентрированное воплощение жизни духа характерно именно для подлинного искусства, которое, по словам Г. Гадамера, «опознается по потрясению, которое оно вызывает» 28. Потрясение - это момент открытия истины бытия.

Выявляемая через облик определенной эпохи и связанная с ней исторически29, истина музыки обладает универсальностью, делающей ее принадлежностью высших ценностей бытия. Она выступает как некое связующее звено между поколениями человечества, определяя его высшее назначение в бытии как творящего существа.

В произведении искусства содержится не житейская, эмпирическая истина, а истина философская. Т. Адорно проводит аналогию и устанавливает тождественность истины художественного произведения и истины философской. «Истина, содержащаяся в произведениях, - пишет он, - это не то, что они означают, а то, что решает, истинно или ложно произведение в-себе, и только эта истина произведения в-себе соизмерима и совпадает с философской интерпретацией, во всяком случае, по идее, с философской истиной» 30. Таким образом, истина в искусстве не имеет ничего общего с так называемым правдоподобием, которое, в большинстве случаев, является обывательским взглядом на мир. Произведение искусства только тогда обретает философскую мощь, когда сквозь него «просвечивает» истина бытия. Ценность искусства не только в том, что она открывает истину бытия, ведь это может сделать и наука, и религия - каждая в своей сфере и своими средствами. Искусство ценно тем, что в нем истина предстает через диалектику красоты и добра, то есть в своем совершенном виде.

Г. Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. По аналогии с этим можно сказать, что истинное произведение искусства есть эпоха, схваченная в духе. Схватить, уловить, поймать и запечатлеть нечто не поддающееся объяснению и научной фиксации - это способность великих творений. Подлинный художник так отображает эпоху, что она воспринимается потомками не только как неповторимое, уникальное явление, обладающее «собственным лицом», но и как назидательное явление, могущее служить мерилом определенного отношения к миру. Истинное произведение искусства способно отразить эпоху во всем ее многообразии, раскрыть ее слабости и величие. Все это становится материалом пристального изучения потомков, для которых эпоха запоминается не столько по научным источникам, какими бы совершенными они ни были, а по произведениям искусства.

Трактовка проблемы истинности музыки в Новое и Новейшее время

Новационное общество, сложившееся в XVII веке, требовало времени и сил для перестройки сознания человека. То новое, что появилось в духовной жизни общества, нуждалось в осмыслении и создании картины мира, принципиально отличной от ренессансной. Вследствие грандиозности изменений эпоха не выработала единого художественного стиля. Сосуществование различных стилей расширяло возможности человека, позволяя ему делать выбор, но и сформировало саму проблему выбора. Откликом на это стало появление понятия «художественный вкус», и проблема истинности произведения искусства значительно расширила свой диапазон.

Открытие множества законов является характерной чертой эпохи. Вследствие этого преобладающей стала гносеологическая истина111. Ученые верили в то, что открытые ими законы носят универсальный характер и применимы во всех областях жизни человеческого духа, в том числе и в музыке. Развитие естественных наук в Новое время продолжило традицию понимания музыки как проявления математических закономерностей мироздания. Одновременно развиваются теория аффектов и теория человеческих темпераментов. Согласно данной теории, музыка способна воплощать в себе аффекты - человеческие чувства, и воздействовать на них. Его методологической основой стали рационализм и сенсуализм философии этого времени.

Проблема онтологической истинности музыки развивается в новом контексте. Как и в предыдущие эпохи, в Новое время, наряду с новыми идеями, развиваются те, которые появились раньше. Традиция переосмысления античных идей была по-прежнему весьма сильна. Наиболее полно в Новое время она отразилась в работе И. Кеплера «Гармония мира». В 5 книгах он t разворачивает величественную картину устройства мироздания, основанного на музыкальных закономерностях. В последних двух книгах он утверждает трактовку музыки как воплощения гармонии мира. Гармония, по мнению ученого, является универсальным законом мироздания. Она находит выражение в музыке, имеющей 3 ступени - Musica Mundana, Musica Humana, Musica instrumentalis. Три ступени означали постепенное нисхождение Божественной музыки к человеку. Человеческая музыка, по сравнению с Божественной, представляла собой низшую ступень гармонии, но в ней отражалась гармония высшего порядка, в силу чего она никогда не теряла связь с Божественной сущностью. Низшая, чувственная гармония, таким образом, является отражением чистой идеи. Данная теория уходит корнями в средневековье, и еще дальше - к учению Платона о земном воплощении сверхчувственной идеи. Гармония мира постигается всем существом человека, и лучшее, наиболее совершенное воплощение ее - музыка . Онтологический статус музыки как духовного явления, таким образом, получает мощное научное обоснование113.

Развитие гармонии как самостоятельной дисциплины, что стало откликом на рождение нового гомофонно-гармонического стиля, повлекло за собой изучение данной дисциплины в контексте общемузыкальных и общеэстетических проблем. Начало этому положил фундаментальный труд Дж. Царлино «Установления гармонии». Опираясь на достижения Птолемея, Царлино развивает традицию трактовки музыки как математической дисциплины114. При этом математичность музыки не мешает ему ценить в ней драматизм и способность пробуждать сильные чувства.

В отношении новой трактовки музыки интересна ранняя работа Р. Декарта «Компендиум музыки», в которой ученый сумел соединить взгляд на музыку как математическое знание с психофизиологической теорией, то есть, рационалистически обосновать аффективную трактовку музыки. Р. Декарт постулирует неявное присутствие истины в сознании человека, которую следует лишь выявить. Критерием истинности для него были ясность и отчетливость, что свидетельствует о рационалистическом понимании постижения истины. Теория аффектов, ведущая свое происхождение с времен античности, тоже подкреплена рационалистической философией, придавшей ей новую необычную окраску. Цель музыки Р. Декарт видел в возбуждении и гармонизации аффектов, характер которых зависит от средств музыкальной выразительности, в первую очередь - от интервалов115.

И. Кеплеру принадлежит мысль об аналогии между типами человеческих голосов и планетами. Таким образом, в его представлении, все стороны духовной жизни человека были проекциями космической, всеобщей гармонии.

Представление о музыке как «хранилище аффектов» затем получило развитие в его же «Трактате о страстях», а также разрабатывалось А. Кирхером, который связывал возможности воздействия музыки на человека с его темпераментами116. Работа А.Кирхера «Musurgia universalis» сумела соединить в себе самые различные и противоречивые толкования музыки - от механистического до мистического .Теория аффектов требовала объяснения механизма воздействия музыки на человека. Ее искали в том влиянии, которые, в силу своей выразительности, могут оказать на человека определенные лады, ритмические формулы, танцевальные движения. Подобные разработки встречаются в трудах А. Верхмейтера, В. Принтца, И. Маттезона, И. Кванца118. Среди ученых, уделивших внимание данной теории, были также М. Марсенн, Р. Кайзер, Ф.Э. Бах119. Нетрудно заметить в данном явлении продолжение традиций Платона и Аристотеля. Но, если античные философы прямо указывали на то, какую музыку следует слушать, то ученые Нового времени предоставляли этот выбор самим слушателям, определяя идею истинности музыки в своих оценках.

Поле изучения музыки значительно расширяется. М. Марсенн исследует ее как акустическое явление, пытаясь объяснить ее с точки зрения физики и математики. Идея математического толкования музыки, тоже уходящая корнями в античность, нашла продолжение в исследованиях Г.В. Лейбница, определившего музыку как «неосознанное упражнение в счете». В его высказываниях важно не только признание логичности музыки, но и ее иррациональности. Мысль о том, что восприятие музыки происходит неосознанно, оказалась весьма перспективной и положила начало исследованиям в данной области. Для Г.В. Лейбница музыка, таким образом, становится сферой неявного, неосознаваемого знания. Эта мысль ученого ценна тем, что до него восприятие музыки относили только к области осознаваемого человеком знания. Плодотворная мысль о том, что истинная музыка обладала способностью выявлять скрытые духовные силы, была позднее поддержана и развита.

Время и пространство в бытии музыки

Музыка в своей онтологической истинности находит непосредственное выражение в музыкальном произведении, особенности бытия которого определяются соотношением двух важнейших его форм - времени и пространства. Они создают необходимые условия реализация идеи произведения, благодаря чему выявляется истинность музыки.

Более полное представление о характере соотношения времени и пространства в музыкальном произведении невозможно без изучения соотношения идеального и материального в бытии музыки.

Музыка состоит из звуков, которые представляют собой материальное явление. Эта, физическая сторона музыки, образует одну из сторон ее структуры, все элементы которой можно точно измерить. Однако на самом деле то, что поддается измерению, музыкой как таковой не является. Музыку нельзя также назвать исключительно психическим явлением. С содержательной стороны музыка отражает движение души человека, но при этом ее нельзя отождествлять с бесконтрольным психическим потоком. По справедливому замечанию А. Лосева, психический поток беспорядочен и мутен, и форма протекания его «в высшей степени случайна». Музыка же, напротив, известна лишь в стройных и законченных образах, иначе, утверждает ученый, нельзя было бы говорить об искусстве музыки Несмотря на то, что музыка искусно отражает сложные психические процессы, она лишена их непредсказуемости, спонтанности, в конечном счете -бесцельности. В музыке мы сталкиваемся с точно рассчитанным воздействием на психику человека. Переживание, при всей его индивидуализированности, тем не менее, протекает в заранее обозначенном русле. Образ, создаваемый композитором, составляет ту идеальную онтологическую константу, которая и обеспечивает адекватность восприятия произведения, позволяет ему оставаться неизменным при всех изменениях, возникающих как при его исполнении, так и слушании.

Музыка относится к области идеального бытия. Она представляет собой некую интеллигибельную сущность, отражающую особенности человеческой духовной жизни. Музыка как духовное явление отражает специфику человеческого мышления, но не только это. В ней находят воплощение самые разнообразные стороны внутренней жизни человека - сознательное, бессознательное, подсознательное, рациональное и иррациональное. Подобная », многозначность является отражением богатства человеческого духа. Музыка -это виртуальный мир, созданный человеком и существующий по собственным законам.

Материальное начало в музыке, безусловно, присутствует, но оно не является определяющим. Материальное в музыке выполняет вспомогательную роль, служит лишь средством выражения идеального, оно подчинено той идее, которая владеет композитором. Идея произведения как направляющая сила становится тем фактором, которым руководствуется автор при выборе звуковой (т.е. материальной) его стороны. Материальная сторона звука важна в том отношении, что, являясь способом выражения идеи, она должна обладать особым качеством. Идеальное начало музыки, подчиняя себе ее материальную сторону, при этом обязательно должно учитывать ее физические возможности. следовательно, от материального воплощения музыки напрямую зависит понимание ее идеальной сущности.

Оперируя материалом, творец ориентируется на его возможности, исходит из его качеств, но то, что он создает, уже не является повторением того, что было создано прежде. Своим произведением творец умножает существующие формы бытия, обогащая его плодами работы духа 202.

Назначение музыки - не изображение предметности мира, но воплощение его духа. Подобная мысль высказывалась Г. Гегелем, который отмечал главное в музыке не изображение предметности, а внутреннее движение духа203. Это влияет на вещность произведения искусства. Если произведение искусства живописное, архитектурное, или скульптурное можно ощутить как материальное образование, то в музыке эта материальность сводится к минимуму.

В качестве проводника художественных намерений композитора, материал, которым он пользуется, не является абсолютно нейтральным образованием. Недаром А. Шопенгауэр охарактеризовал материал как «соединительное звено между идеей и принципом индивидуализации, представляющим собой форму познания индивида, или закон основания» 204. Тесную спаянность материала и выражения духа в музыкальном произведении отмечает Т. Адорно, который пишет следующее: «Духовное содержание не парит «по ту сторону» фактуры произведений искусства, они трансцендируют свое реально-фактическое содержание посредством своей фактуры, благодаря последовательной их переработке и формированию» 205. В музыке присутствует не только реальное бытие. Большая часть существования музыкального произведения - это состояние потенциального бытия, которое постоянно находится в состоянии готовности к реальному воплощению. Музыкальное произведение в своей онтологической представленности не является данностью, как, например, картина или скульптура. Оно вечно пребывает в состоянии потенции, и только время от времени происходит его реализация, которая составляет краткий миг. Подобная специфика бытия музыки определяется тем, что ее основу составляет не нечто завершенное, а постоянное становление. Определив последнее основание музыки как становление, А. Лосев выделил ее особое бытийное состояние. Специфика становления состоит в его непрерывности и постоянном изменении. Это создает единство бытия и небытия, дискретности „ и континуальности. Однако нельзя сказать, что исчезновение звука, наблюдаемое при звучании музыки, обычно. Исчезая, звук оставляет о себе память, проявляющуюся как след энергии. Исчезнувшие звуки силой своего энергетического воздействия образуют звуковое поле произведения, особую ауру, оказывающую на человека непосредственное воздействие. Таким образом, полного «растворения» музыки в пространстве не происходит. Исчезая как физическое явление, музыка переходит в состояние энергетического поля. Становление как непосредственное воплощение идеи в музыкальную материю и становление как переинтонирование смыслов произведения в масштабе различных эпох - таков диапазон бытия музыкального произведения. Благодаря этому произведение, только возникнув, уже устремляется в вечность. Воплощение духа в музыке создает ту онтологическую константу, которая представляет собой проявление ее истинности.

Роль творца в созидании музыки как духовной ценности

Музыка проявляет свою истинность в том позитивном влиянии, которое она оказывает на духовность общества. Создателем музыкального произведения является композитор, творец, в котором концентрируется все лучшие силы того общечеловеческого духа, являющегося результатом \ тысячелетнего развития социума. Композитор становится демиургом, обращающим первозданный хаос звуков в гармоничный мир. Он поднимается на новый уровень, который роднит его с другими художниками-творцами.

Художник-творец проявляет свою сущность в создании произведения искусства. Он становится источником созидания истинного произведения. Композитор, создающий истинное музыкальное произведение, выполняет функцию демиурга, приводящего в соответствие истинную сущность музыки как идеал той материальной звуковой реализации, которая становится музыкой. Композитор становится своеобразным катализатором выявления истинной сущности музыки. То, что потенциально существует в музыке как в виде искусства, то, что скрыто и существует лишь как возможность, благодаря усилиям композитора превращается в реальность. . » Человек - существо, стоящее на земле и устремляющееся мыслью в небо. Связать землю и небо было мечтой человека. Художник обладает способностью сделать земное существование человека наполненным высоким смыслом, выявить его божественную сущность. Назначение художника еще с древних времен рассматривалось как своеобразный передаточный канал идеи.

Роль художника в обществе довольно значительна. Своим влиянием он формирует мировоззрение людей. Его взгляд на мир - это взгляд человека не обычного, но гениального, способного увидеть эпоху в контексте прошлого и будущего. Он выступает в качестве проводника идей, которыми существует мироздание. Его задача при этом весьма ответственна - обнаружить эти идеи и дать им такое художественное наполнение, чтобы они смогли стать доступными всему человечеству. Открывая и реализуя идеи, художник, в определенном смысле, становится демиургом. Обретая черты трансцендентального субъекта, он видит свое высшее назначение в том, чтобы выразить истину бытия. Таким образом, художник, с одной стороны, осознает свою избранность для высшей цели, с другой - стремится быть ее достойным. , Данной теме, теме избранности художника высшей силой, проводником воли которого он становится, посвящены многие художественные произведения.

Сила таланта творца заключается в его умении обнаруживать скрытые закономерности бытия и воплощать их в яркой и оригинальной форме. Композитор, создавая произведение, превращает в слышимое то, что он ощущает как основания бытия. Не ставя своей целью раскрыть тайны бытия, он своим искусством направляет к этому мысль и чувство слушателя таким образом, что его творение заставляет задуматься о них. Задача его при этом одновременно проста и сложна: создать при прослушивании музыки состояние напряженного поиска, которое позволяет находить ответы на насущные вопросы, то есть открывать истину. Воплощая в своем творчестве некую генеральную идею, композитор по-разному раскрывает ее в своих произведениях. Он ставит вопросы, ответами на которые становятся его произведения, по-разному, в различных ракурсах раскрывающие его идею. Своими творениями он насыщает бытие смыслом. Каждое истинное музыкальное произведение моделирует мироздание во всей его сложности и многообразии.

Внутреннее зрение, которое, по словам О. Бальзака, сопутствует гениальности, помогает творцу найти невидимые нити, связывающие между собой далекие и, на первый взгляд, несопоставимые, жизненные явления. Недаром гений назван А. Пушкиным «парадоксов друг». Сопоставление несопоставимого, в результате которого раскрывается внутренняя логика соотношений, казалось бы, взаимоисключающих явлений, и рождает феномен парадокса. Парадокс выявляет всеобщую связь элементов бытия, которая становится видимой для творца, позволяя ему заглянуть в метафизические основания бытия. Размышляя о природе творчества, С. Кьеркегор приходит к выводу, что «парадокс - сама страсть мыслителя» . Парадоксальность в музыкальном произведении означает новаторский взгляд на привычное.

Трансцендентное начало является необходимой частью духовной жизни творца-музыканта. В качестве некой духовной сущности, представляющей собой своего рода коллективный дух общества как результат его развития, трансцендентное начало является идеалом, к которому устремляется мысль художника. Трансцендентное становится Абсолютом, с которым сопряжена вся деятельность художника. Оно манит художника не только своим совершенством, что выражается в качестве шедевров, но и особым состоянием высокого духовного напряжения, в котором, как в горниле, выковывается истинная сущность человека.

Трансцендентное начало, к которому устремляется мысль художника, концентрирует в себе духовный опыт всего человечества, является его коллективным духом; в нем - итог и исток высоких свершений человека. Преодолевая свою эмпирическую природу и стремясь к приобщению к трансцендентному началу, художник преображает свою внутреннюю сущность, которое наступает только в процессе трансцендирования.

В музыке ценность бытия раскрывается как универсальное качество, объемлющее собой все мироздание. Для музыкальной души все в мире музыка. И именно подобную музыкальную душу формирует в слушателе композитор — создатель истинной музыки. Музыка при этом выступает как та сила, которая способна уравновесить и привести к единому гармоничному целому все, что есть в мироздании.

Искусство - мир идей, которые направляют жизнь человечества, позволяя ему не просто осмысливать прошлое и настоящее, но и предвидеть будущее. Искусство, таким образом, позволяет человеку обрести власть над временем, реально ощутить не собственную малозначительность и беспомощность, но свою божественную природу, контролирующую процессы бытия. Особенно ярко это проявляется в музыке, где слушатель попадает в особое временное измерение, противостоящее привычному и позволяющему острее ощутить динамику течения времени.

Художник, по словам И.А. Герасимовой, обладает уникальным качеством, проявляющейся в способности прямо поникать в сущность явления. «В этом смысле, - пишет она, - можно сказать, что художник обладает знанием по антиципации - предвосхищению»363.

Способность творца дать людям высшее знание роднит его с философом. Непроходимой грани между ними нет. По сути, каждый истинный художник является философом, в то время как истинный философ должен быть поэтом. Искусство, как и философия - область жизни человеческого духа, причем та ее область, которая является сферой трансцендентного. Этим объясняется тот факт, что нередко искания гениев как в одной, так и в другой области, шли параллельно и иногда пересекались. Так, философия XIX в лице Г. Гегеля, И. Шеллинга, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, выдвинула идею «гениального Я», в котором сосредоточились искания мыслителей в области изучения проявления гениальности в различных сферах человеческого духа. А романтическое искусство того же времени выдвинуло фигуру гениального художника - властителя дум целого поколения. Особенно ярко данный феномен проявился в музыкальном искусстве, где на первый план выдвинулся гениальный исполнитель, ставший настоящим трибуном своего времени. Это были такие гиганты исполнительства, как Н. Паганини, Ф. Лист, Р. Вагнер. По тому влиянию, которое они оказали на состояние культуры не только своего времени, но и последующих эпох, они вполне сопоставимы с великими мыслителями.

«В изреченном ... слове открывает себя дух, - писал И. Шеллинг, - т.е. Бог как существующий actu» 364. В творениях истинного музыканта музыка выявляла себя как такое «слово», как настоящее откровение. Музыка, которая звучала в исполнении великих музыкантов, открывала нечто сокровенное в сущности человека, делая их гениальные открытия достоянием вечности. Слушая гениальное исполнение и проникаясь его идеями, люди ощущали свою необычность, это давало им возможность прикоснуться к тому, что возвышало их над ними самими. Гениальный исполнитель способен совершенно преобразить внутренний мир человека. Потрясение, которое испытывает слушатель при соприкосновении с истинным искусством, открывает в нем творческую силу, меняющую его жизненную позицию. Личность великого художника привлекательна именно потому, что он является концентрированным воплощением творчества как проявления подлинной сущности человека.

Музыкант-творец, как и философ, осмысливает бытие через свое творчество, представляющее собой уникальную точку зрения на мир и обнаруживая, более или менее, целостную картину мироздания. Позиция беспристрастного наблюдателя, ставящего художника в положение хранителя вечных ценностей и олицетворения той высшей объективности, о которой писали Г. Гегель и А. Шопенгауэр, в музыке труднодостижима. Музыка по своей сути является откликом на эмоциональную жизнь человека, которая уже предполагает в себе заинтересованный характер отношения к явлению. В силу этого музыкант беспристрастным не бывает. Напротив, сила воздействия музыканта в том и состоит, что его высказывания принимают характер страстной убежденности в собственной правоте и в желании убедить в ней всех окружающих.

Похожие диссертации на Философский анализ онтологической истинности музыки