Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Лепяхова, Светлана Васильевна

Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации
<
Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лепяхова, Светлана Васильевна. Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2005. - 184 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН 12

1. Этнокультурная безопасность в полиэтническом обществе: теоретико-методологические аспекты 12

2. Сферы этнокультурной безопасности 27

3. Угрозы этнокультурной безопасности в процессах трансформации российской государственности 43

4. Этнокультурная безопасность государство образующего русского народа 68

Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 80

1. Политико-правовая оптимизация этнокультурной безопасности в контексте миграционных процессов 80

2. Институционально-правовое обеспечение этнокультурной безопасности 97

3. Политико-правовые технологии обеспечения этнолингвистической безопасности 122

4. Институт национально-культурной автономии в системе защиты этнокультурной безопасности 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

ЛИТЕРАТУРА 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, являющееся приоритетным направлением деятельности государства на современном этапе, включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение этнокультурного достояния всех народов России. Нарушение этнокультурного воспроизводства традиционных ценностных порядков может привести этнические общности к таким негативным явлениям, как рост преступности, депопуляция, морально-нравственная деградация, психологическая дезориентация, девиация поведения, маргинализация. Многочисленные этнические конфликты, этническая напряженность, религиозные и культурно-языковые движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не только не утратили значимости и актуальности, но и, напротив, приобрели главенствующее значение в жизни полиэтнических государств.

Угрозы этнокультурной безопасности в современном обществе проистекают из разнообразных источников. Еще в прошлом столетии стало очевидно, что процессы индустриализации и модернизации, сопровождающиеся разрушением уникальных этнокультурных укладов в ходе трансформации институтов традиционного общества, приводят к росту угроз этно-эгоизма, этноцентризма и шовинизма, ставших своего рода реакцией на потерю этнокультурной идентичности.

Неконтролируемая этническая миграция населения, способствующая возникновению этнокультурных конфликтов, мигрантофобии, усилению националистических настроений, этносепаратизма, является не меньшей проблемой для национальной безопасности, чем экономическая дестабилизация, также актуализирующая этнокультурные процессы.

Современное информационное общество, свободный обмен информацией и культурными ценностями, однополярная глобализация, экологический кризис и масс-культура, а также другие угрозы и вызовы современному культурному и языковому многообразию планеты составляют на сегодняшний день основу для теории этнокультурной безопасности.

В том случае, если культурно-языковые запросы остаются не удовлетворенными, инициативу в свои руки перехватывают лидеры националистических движений, использующих просчеты государства по обеспечению этнокультурных прав и свобод в своих корыстных целях. Поэтому широкое обеспечение этнокультурной безопасности всех без исключения российских этносов должно стать одной из главных проблем юридической и политической этнологии, а также основой российской государственной национальной и региональной политики.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной научной литературе этнокультурная безопасность анализировалась в контексте миграционных процессов С.А. Панариным, предложившим учитывать необходимость ее обеспечения в ходе контроля за миграционной ситуацией в стране, а также при рассмотрении некоторых аспектов национальной безопасности. Более широкое понимание этнокультурной безопасности представлено в исследованиях Л.С. Перепелкина и В.Г. Стельмаха, рассмотревших некоторые ее угрозы, механизмы и институты в контексте государственной национальной политики, которая должна быть направлена на снижение рисков в межэтнических отношениях. Кризисные последствия межкультурного взаимодействия для этнических сообществ Российской Федерации изучал в своих работах В.Г. Бабаков.

Правовые аспекты этнокультурного взаимодействия, а также развития межэтнических отношений в современной России содержат работы А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе, Л.В. Андриченко, И.Л. Бабича, Н.А. Богданова,

М.Н. Губогло, Б.С. Крылова, В.А. Кряжкова, М.А. Нагорной, А.И. Овчинникова, Б.А. Страшуна, Т.Я. Хабриевой.

Этнополитическое измерение культурно-языковых процессов рассмотрено в трудах известных специалистов в области российской национальной политики Р.Г. Абдулатипова, Г.С. Денисовой, В.В. Коротеевой, Н.М. Мухорямова, В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской и др. Конфликтологический анализ этнокультурных и этнополитических процессов содержат работы В.А. Авксентьева, А.В. Дмитриева, Ю.Г. Запрудского, Х.В. Дзуцева, В.А. Шаповалова и др.

Социологические и культурологические аспекты этнокультурной безопасности, межэтнических отношений рассматриваются социологами и этнологами Ю.В. Арутюняном, А.А. Безвербным, А.С. Безвербным, В.Г. Бабаковым, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилевым, А.К. Дегтяревым, Л.М. Дробижевой, М.Ю. Мартыновой, С.Я. Матвеевой, М.О. Мнацаканяном, С.А. Панариным, А.И. Першиц, Я.С. Смирновой, З.В. Сикевич, А.А. Сусоколовым, Ж. То-щенко.

Работы зарубежных исследователей У. Альтерматта, Б. Андерсона, О. Бауэра, Э. Геллнера, К. Реннера, А. Лейпхарта, Э. Смита, С. Хантингтона, М. Хроха, К. Хюбнера, Э. Яна и других были использованы в качестве методологической базы исследования этнокультурных феноменов в контексте основных тенденций формирования индустриального и постиндустриального общества, развития сложного полиэтнического государства, современного государственно-правового строительства, а также глобализации.

Несмотря на наличие отдельных работ, комплексный анализ угроз и рисков в сфере этнокультурной безопасности не проводился, политические и правовые институты, обеспечивающие культурно-языковую идентичность российских этносов на уровне монографических, концептуальных исследований, не рассматривались.

Объектом исследования является современная этническая политика Российского государства, а предметом - выступают политико-правовые технологии обеспечения этнокультурной безопасности и этнокультурной идентичности российских этносов.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе политико-правовых механизмов и институтов, обеспечивающих этнокультурную безопасность в современном Российском государстве.

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию этнокультурной безопасности;

выявить основные угрозы этнокультурной безопасности в процессах модернизации российской государственности, рассмотреть влияние глобализации на этнокультурные процессы в современном обществе;

проанализировать политико-правовые механизмы обеспечения этнокультурной безопасности в контексте миграционного законодательства и концепции национальной политики России;

рассмотреть правовые аспекты культурно-языковой политики государства, показать значение этнолингвистической безопасности для его стабильного развития и технологии защиты культурно-языковой идентичности российских этносов;

дать характеристику института национально-культурной автономии в контексте оптимизации обеспечения этнокультурной безопасности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- определены основные характеристики этнокультурной безопасности
как политико-правового института;

- выделены и проанализированы основные сферы этнокультурной
безопасности в контексте модернизации российского общества;

рассмотрены угрозы этнокультурной безопасности в языковой, религиозной, идеологической сфере, дана оценка значимости этнокультурной идентичности русского народа для национальной безопасности Российской Федерации;

проанализированы концептуальные основания, принципы и институты обеспечения этнокультурной безопасности в миграционной правовой политике;

дана характеристика юридических механизмов и технологий защиты этнокультурной безопасности в современном Российском государстве;

показаны особенности политико-правового обеспечения этнолингвистической безопасности российских этносов;

- выявлены основные тенденции институционального развития и
предложены технологии оптимизации политико-правового регулирования
деятельности национально-культурных автономий.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Этнокультурная безопасность представляет собой состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития этнокультурных комплексов всех народов России. Этнокультурная безопасность обеспечивается системой государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп, а также институтов, сохраняющих культурно-языковую идентичность этнических сообществ в процессах реализации программ взаимообмена культурными ценностями. Среди сфер этнокультурной безопасности выделяются: язык как основа идентификации и этнический символ; духовная идентичность как фундамент мировосприятия и стержень иерархии этнических ценностей; этническое самосознание; хозяйственно-экономический уклад жизни этнических сообществ.

  2. С целью предупреждения межэтнических конфликтов этнокультурная безопасность должна быть признана в качестве одного из приоритетов

миграционной правовой политики, что позволит организовать такое сосуществование этносов в рамках одного государства, которое не будет разрушительным для этнокультурного воспроизводства и станет созидательным для диалога этнокультур. Для формирования институтов миграционного права необходим учет "оптимальной межэтнической дистанции" в различных миграционных зонах, а также анализ следующих факторов: геополитические, экономические и историко-культурные особенности миграционных зон, социально-экономическое развитие и экологическая обстановка в регионах, наличие целевого земельного фонда, этнокультурная совместимость, специфика этнопсихологии мигрантов. Необходимо предусмотреть принятие Федерального закона об обеспечении этнокультурной безопасности мигрантов и местного населения, целями которого должны быть управление этнокультурным взаимодействием в миграционных регионах, преодоление негативных последствий этнокультурной специфики прибывающих в России граждан, создание условий для беспрепятственной реализации этнокультурных прав мигрантов.

3. Процесс глобализации сопровождается аккультурацией и маргинализацией этнокультурных сообществ, притеснением региональных этноэлит транснациональными политическими и экономическими структурами, что ведет к игнорированию региональных интересов в сфере этнокультурных прав и свобод, разрушению этноэкоценозов в ходе реализации рентабельных экономических проектов. Ценностные предпочтения и культурные архетипы большинства российских этносов характеризуются своей социоцентрич-ностью или коллективизмом, что с позиции "рыночного общества" рассматривается как архаичный уклад, тормозящий модернизацию. В условиях доминанты спекулятивной финансовой системы и капиталистической экономики те российские этносы, хозяйственная жизнь которых строилась по иным культурным архетипам, обречены либо на гибель, либо на изменение культурного кода. Глобальная мировая культура, или геокультура, форми-

рующаяся на основе деловой и потребительской культуры в ходе модернизации, представляет опасность "воспроизводству" этнокультур. Разрушение традиционного образа жизни и привычной картины мира становится одним из факторов, способствующих появлению экстремистских настроений.

  1. Ограничение прав и свобод федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), должно применяться к тем источникам массовой информации, которые разрушают духовно-нравственную составляющую этнокультурной безопасности народов России, особенно государствообразующего русского народа. В результате отсутствия защитных мер со стороны государства разрушению традиционных ценностей народов России в процессе модернизации, а также радикальных реформ культурной, социальной и миграционной политики возникла угроза утраты русским этносом своей этнокультурной идентичности и демографической катастрофы.

  2. Институциональные ресурсы защиты языка формируются с помощью таких мероприятий внешней системы этнолингвистической безопасности, как сохранение среды традиционного образа жизни носителей языка, этносреды, самобытных промыслов и форм трудовой деятельности, религии и культурно-исторических памятников. К элементам внутренней системы этнолингвистической безопасности следует отнести следующие приоритетные мероприятия культурно-языковой правовой политики: научные исследования этнических языков, преподавание этнических языков, свобода выбора языка воспитания, обучения и образования. Особые юридические гарантии требуются языкам "нетитульных" этносов, проживающих за пределами своих национально-административных образований или не имеющих их. С целью адекватного обозначения роли русского языка в государственной жизни требуется придание ему официального статуса "общегосударственного языка Российской Федерации".

6. Функционирование института национально-культурной автономии является оптимальным способом обеспечения этнокультурной безопасности без ущерба общегосударственным интересам и иноэтническим ценностям. Действующее законодательство ограничивает право на самоопределение в форме национально-культурной автономии, а также право на равенство всех этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, не находящихся в ситуации численного меньшинства на соответствующей территории, гарантированное Конституцией РФ. Местным и региональным автономиям должно быть предоставлено право на участие в выборах, осуществление представительства в органах власти, на законодательную инициативу, хозяйственную, культурную, международную деятельность, а также на ведение предпринимательской или хозяйственной деятельности, связанной с развитием традиционных промыслов, этнической культуры, собственных информационных, издательских и иных структур.

Теоретико-методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами системно-структурного, институционального анализа, выступают принципы и методы юридической и политической конфликтологии, теории государства и права, культурологии. В ходе анализа кризисных явлений к этнокультурным процессам были привлечены современные концепции социокультурной идентичности российской цивилизации, ее истории, самобытности и политико-правовой преемственности. Для исследования этнокультурной политики Российского государства, современных этнических процессов использовались методы юридической этнологии, политической этнологии и антропологии.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Предпринятый в диссертационном исследовании политико-правовой анализ этнокультурной безопасности позволит обеспечить-государственную защиту культурно-языковой идентичности народов Российской Федерации, что необходимо для стабильного развития многоэтни-

ческого российского общества, национальной безопасности, достижения межэтнического согласия. Материалы исследования могут быть использованы в качестве опорных источников по политологии, теории государства и права, юридической конфликтологии, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран. Диссертация может быть использована в плане практических рекомендаций по формированию доктрины национальной безопасности и этнической политики, дальнейшим реформам государственно-правовых институтов России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на четырех Международных и Всероссийских конференциях, "круглых столах": "Конституция Российской Федерации и развитие отраслевого законодательства" (Белгород, 2003), "Государственность и право славянских народов: состояние и перспективы развития" (Ростов-на-Дону, 2004), "Геополитика террора и терроризма" (Ростов-на-Дону, 2005), "Миграционные процессы в условиях глобализации" (Ростов-на-Дону, 2005). Основные положения исследования отражены в четырех публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список литературы.

Этнокультурная безопасность в полиэтническом обществе: теоретико-методологические аспекты

В последние годы в качестве крупнейшего направления в социологических, политико-правовых и технических научных дисциплинах развивается проблематика национальной безопасности Российского государства. Думается, без преувеличения можно сказать, что эта тема становится общегосударственной задачей и проблемой номер один в стране, пережившей в течение пятнадцати лет трансформацию из сверхдержавы в государство регионального масштаба. Количество монографических и диссертационных исследований, посвященных разнообразным аспектам указанной проблематики растет с каждым годом. При этом наметилась тенденция перехода от общетеоретических вопросов, касающихся понятия, институтов, механизмов обеспечения национальной безопасности, к прикладным вопросам, связанным с конкретными методами осуществления программы безопасности страны. Проблемы формирования юридических механизмов обеспечения этнокультурной безопасности представляют собой особую область исследований в сфере национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности относится, в первую очередь, к государству и рассматривает угрозы его существованию в целом, как внутренние, так и внешние. Совокупность понятий, описывающих систему угроз и контрсистему противодействия этим угрозам, составляет проблематику методологии изучения и обеспечения национальной безопасности . Поэтому теория национальной безопасности должна создать четкую систему мероприятий и программу обеспечения национальной безопасности, прогнозирующую внешние и внутренние угрозы и вызовы, планирующую организационно-правовые, технологические, информационно-аналитические методы их отражения.

Как отмечается в литературе, современным теоретическим подходам к национальной безопасности присущи неопределенность во взглядах на основные моменты безопасности и недооценка ряда методологических аспектов формирования стратегии национальной безопасности1. В официальных документах и нормативно-правовых актах, относящихся к проблеме национальной безопасности, также существует много пробелов, связанных с тем, что в них отсутствуют точные определения основных целей, объектов и методов обеспечения национальной безопасности России, имеют место лишь констатации и декларации.

Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспече ний безопасности в соответствии с законом1. Как видим из приведенных норм о коллективных субъектах безопасности, об этносах не идет и речи.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Рос-сийской Федерации" и "национальные интересы" . Под национальной безопасностью данная Концепция понимает "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных правовых институтов национальной безопасности России. Именно к таким институтам мы относим и институт этнокультурной безопасности.

В научной литературе Концепция справедливо критикуется за размытость понятия "национальные интересы", которые оказываются сбалансированными интересами личности, общества и государства, что уже предполагает наличие вопроса о разделении и единстве, решаемого в различных идеологических системах различным образом; за приоритет "высокого уровня жизни" по отношению к "нравственным ценностям общества, традициям патриотизма и гуманизма"; за то, что духовно-нравственная сфера должным образом не рассматривается в качестве особой, первоочередной проблемы. К вопросам этнокультурной безопасности можно отнести лишь параграф IV главы, в котором речь идет о том, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России. Здесь же обращается внимание на формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Угрозы этнокультурной безопасности в процессах трансформации российской государственности

В современной научной литературе к факторам риска в сфере этнокультурной безопасности относят утрату этнокультурной идентичности. В числе угроз называют, как правило, миграционные процессы, ведущие к маргинализации этнокультур или аккультурации . Помимо миграционных угроз некоторые авторы выделяют справедливо также рост этношовинизма и этноэгоизма, связанный с активизацией этнического сознания народов России в постперестроечные годы2. Однако этот перечень угроз представляется нам крайне ограниченным.

В современном социологическом и этнологическом лексиконе все более общеупотребительным становится термин "этноцид", пришедший на смену ранее часто используемого понятия "геноцид". Если геноцид в современном международном праве определяется как действия, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую или религиозную группу как таковую, то этноцид понимается как "мероприятия и специально созданные условия, препятствующие существованию и развитию культуры и языка той или иной национальной, этнокультурной группы", ведущие к ее гибели и исчезновению.

Проблемы преодоления явлений этноцида по отношению к русскому этносу - особая тема исследования. В настоящем параграфе речь пойдет не о них, а, в первую очередь, о тех этносах, которые в силу своей малочисленности или дисперсности расселения не создали своих государственных или иных организованных структур. Эти этносы не однородны по своим социокультурным, лингвистическим характеристикам, проживают в различных регионах. Однако проблемы их этнокультурной безопасности имеют общую природу и близки проблемам этнокультурного выживания в современном мире в целом. Поэтому будет привлечен и международный опыт обеспечения этнокультурной безопасности.

Для того чтобы увидеть, в каких сферах жизнедеятельности этноса происходит этноцид в современном мире, достаточно рассмотреть угрозы этносам в тех или иных сферах.

В политике любого государства можно отметить следующие приоритеты: несомненное первенство общегосударственного начала (абстрактной общности всех населяющих его граждан) над интересами конкретного большого или малого этноса; недостаток внимания к этнической специфике, традиционным сферам жизнедеятельности; патернализм; администрирование; бюрократизм и формализм в подходах к этнонациональной проблематике. Все это сказалось на проводимой в стране модернизационной реформе, которая вместо улучшения социокультурных условий жизни российского общества принесла им полное разрушение и повергла этнокультурную сферу в полный хаос.

Развитие рыночных отношений и модернизация производства требуют объективного анализа кризисных явлений, сложившихся в социальной структуре общества в целом, а также в его сегментах (классов и этносов) в отдельности в вертикальном срезе. В.Г. Бабаков обращает внимание на то, что в общественной науке до сих пор нет адекватного представления о динамике социальной структуры общества в плане изменения его социально-классового, социально-профессионального состава и связи этих изменений с его национально-этнической структурой.

Россия стала на путь модернизации, понимаемой преимущественно в европоцентристском ключе, в конце 80-х годов прошлого столетия. Вот уже двадцать лет страна находится в режиме "переходного государства". Социологические исследования модернизации показывают, что маргинализа ция традиционных и вновь образующихся социальных групп и структур является господствующей тенденцией в обществах переходного типа. Индикатором маргинализации общественных групп служит фактор наличия "теневого" поведения, т.е. поведения, которое не вписывается в традиционные представления о стандартном поведении элементов той или иной социальной структуры. "Теневое" поведение может протекать в различных формах (неформальные отношения в сфере производства и распределения, круговая порука по родственным и земляческим связям, черный рынок, скрытое воровство, подпольные формы досуга и т.д.).

Таким образом, модернизация нанесла удар по этнокультурным представлениям о классовой структуре общества, о социальных ценностях. Ведь в любом государстве важным субъективным структурообразующим фактором являются этнические традиции и ценностные ориентации на определенные виды деятельности. У разных народов складывались свои представления о значимости и престижности той или иной трудовой деятельности, профессии. Так, живущие в Москве азербайджанцы считают почетной торговлю и практически "монополизировали" эту сферу деятельности в столице. В то же время для представителей русского и других славянских народов средней полосы России, как и для молдаван, таджиков, традиционно обычными стали профессии, которые современные социологи связывают с ориентацией на непривлекательные виды труда. К ним относятся работа на стройках, общественном транспорте, физический труд в промышленности и сельском хозяйстве.

Политико-правовая оптимизация этнокультурной безопасности в контексте миграционных процессов

Культура имеет целостный, системный характер. Как отмечается в литературе, трансформация ее отдельных, даже базовых элементов (например, переход большинства или всех носителей данной культуры на другой язык, как это было с шотландцами, ирландцами, в значительной мере с евреями), особенно происходящая за длительный период времени, не обязательно несет для этнической группы только негативные социальные последствия, разрушает ее этнокультурную идентичность1. Основной вопрос заключается в том, как организовать такое сосуществование этнических групп и их культур на одной территории, чтобы культурный обмен не препятствовал этнокультурному воспроизводству и не порождал болезненных социальных отклонений.

В процессе миграции населения с его этнической территории, вызванной экстенсивным развитием экономики страны, образуется масса людей, которая, с одной стороны, теряет основополагающие черты своего этноса, а с другой — еще не приобрела устойчивых свойств вновь сложившихся сообществ. Значительную часть этой группы составляют малоквалифицированные (в том числе и сезонные) работники преимущественно физического труда. Миграция создает питательную среду для возникновения национальной напряженности, обостряя проблему взаимодействия культур, двуязычия, контактов местного и приезжего населения. Как показывают социоло гические исследования, мигранты не получают возможности для реализации своих этнокультурных запросов, особенно в сфере образования, общения, народного творчества, а также для создания очагов национальной культуры1.

В результате миграции происходит маргинализация традиционных и вновь образующихся этнических и межэтнических сообществ, будучи господствующей тенденцией в кризисных общественных системах. Этноми-грационная маргинальность протекает в виде процесса формирования субкультуры транзитивности, со специфическими интересами и ценностями, моделями поведения в различных сферах жизнедеятельности.

Г.В. Бабаков указывает, что индикатором маргинальности является наличие теневого поведения, которое не вписывается в традиционные представления об обычном поведении представителей того или иного народа. Все дело в том, что обычаи и этнические традиции для маргиналов уже не выступают регулятором их поведения, так как в результате миграции у мигрантов формируется особая маргинальная субкультура: система ценностей, установок, состояний, сознания, отражающие стремление членов этих групп воспринимать и осмысливать себя как специфическое транзитивное, промежуточное целое, которое есть только в настоящем (социальном и физиче-ском) и не переходит в качестве транзитивной целостности в будущее . При этом разрушаются традиционные этнические ценности, внедряются новые поведенческие коды, не свойственные как этнической этике традиционных народов, так и позитивным ценностям современной цивилизации. Среди маргиналов начинают широко распространяться негативные стандарты поведения и пороки индустриального общества.

Особенно опасной для этнокультурной безопасности является внешняя миграция. Как подчеркивают авторы коллективной монографии "Миграция и безопасность в России", иммиграция в Россию, способствуя повышению демографической безопасности страны, одновременно создает определенные экономические, социальные, криминальные и этнокультурные угрозы индивидам, коллективам и региональным сообществам, что, в свою очередь, может поставить под угрозу политическую стабильность, следовательно, и национальную безопасность. А поскольку все эти угрозы отражаются в предощущениях и реакциях общественного и политического сознания, как правило, в искаженном, преувеличенном, мифологизированном и мистифицированном виде, может возникнуть мощная реакция отторжения "чужаков", чреватая повышенными угрозами для их собственной безопасности .

В своих многочисленных работах М.Р. Деметрадзе рассматривает проблемы политического регулирования вопросов, возникающих в ходе межэтнического взаимодействия, в контексте проблемы оптимизации межэтнических дистанций". В большинстве регионов мира сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер и потому не несет угрозы для их этнокультур. Автор обращает внимание на то, что тут сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности.

Ученый полагает, что в условиях современной российской государственности всплеск проявлений межэтнической напряженности во второй половине 1980 — начале 1990-х годов доказал необходимость формирования целостной региональной политики России, ориентированной на западноевропейские модели, адаптированные в то же время к местной специфике посредством оптимальной межэтнической дистанции1.

Наибольшую угрозу для оптимальной межэтнической дистанции (ОМД) несут миграционные потоки. Именно миграция, особенно если она связана с экологическими или межнациональными кризисами, и протекает моментально, разрушает этническую структуру региона и деформирует его карту ОМД. Поэтому при решении вопроса об обеспечении этнокультурной безопасности следует найти средства поддержания оптимальных межэтнических дистанций в условиях ускоренной трансформации этнической структуры, которая носит в современных условиях необратимый характер.

Похожие диссертации на Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации