Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Агеев, Андрей Николаевич

Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе
<
Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агеев, Андрей Николаевич. Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Агеев Андрей Николаевич; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2012.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/39

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания обучающихся в высшей школе 15

1.1. Теоретические основы духовно-нравственного формирования личности в юношеском возрасте 15

1.2. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию будущих специалистов в образовательном процессе высшей школы 29

1.3. Содержание духовно-нравственного сопровождения личности в армиях мира 45

Выводы по главе 1 79

ГЛАВА 2. Педагогическое проектирование организационных основ духовно-нравственного воспитания в условиях современного ВУЗА 81

2.1. Ведущие компоненты духовно-нравственного воспитания в военном вузе 81

2.2. Критерии и показатели оценки сформированности духовно-нравственной сферы личности обучающегося в высшей школе 90

2.3. Педагогические условия формирования духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста в современном вузе 100

Выводы по главе 2 115

ГЛАВА 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной сферы личности обучающегося в военном ВУЗЕ 117

3.1. Динамика духовных и нравственных ценностей обучающихся в процессе профессиональной подготовки 117

3.2. Развитие духовно-нравственных качеств личности будущего офицера в условиях обучения в военном вузе 128

3.3. Применение социально-педагогической программы формирования духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста 135

Выводы по главе 3 152

Заключение 154

библиографический список 161

Приложения

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию будущих специалистов в образовательном процессе высшей школы

В педагогике и психологии в последние годы все чаще поднимаются вопросы духовности личности и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Новый вектор в патриотическом воспитании российских граждан дан в программе по патриотическому воспитанию на период 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795. Актуальность педагогических исследований и программ, применяемых и реализуемых Правительством Российской Федерации, определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся кризисом духовности, охватившим многие стороны жизнедеятельности человека.

Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.В отечественной науке проблемы духовности и нравственности освещены в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. В современной психоло го-педагогической литературе они является предметом рассмотрения в исследованиях А. А. Андрушкевич, К. А. Абульхановой-Славской, Н. В. Архангельского, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, М. И. Воловиковой, Б. Л. Вульфсона, В. А. Елисеева, Т. Г. Жарковской, B. В. Знакова, Н. Н. Катиловой, Ф. Н. Козырева, Н. В. Марьясовой, Н. Д. Никандрова, В. Д. Шадрикова и других авторов. В работах Б. С. Братуся представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяюще му собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно Б. С. Братусю, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. Психологическим основанием духовности являются "специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности". Ученый утверждает, что духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, включенностью человека в мир культуры [28]. Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. "

Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить" [1, с. 125]. В. В. Знаков отмечает, что в большинстве этических учений нравственность отождествляют с моралью: "Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина "мораль" происходит от слова "нрав"). Вместе с тем для нас как исследователей очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). В. В. Знаков справедливо акцентирует внимание на том, что нравственные представления людей о поведении личности могут расходиться. С этиче ской точки зрения некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются аморальными. Однако субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой аморальный поступок, как утверждает В. В. Знаков, неправомерно считать нравственным. Если же человек осознает вину и раскаивается за содеянное им, то мораль "налицо". Психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем для человека является совесть, или "вторичная рефлексия" - фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Она характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку своим поступкам.

Многие отечественные ученые (А. А. Андрушкевич, И. М. Ильичева, А. Л. Канапацкий, Н. В. Марьясова, Н. Ф. Маслова) сходятся во мнении, что духовность выражает прежде всего нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе [9,77,123]. Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Современный социум, характеризующийся обостренными контртеррористическими операциями, этническими конфликтами, проявлением бездуховности, жесткости, насилия, буквально "высветил" проблему развития нравственных чувств, толерантности, человечности. Психологи, социологи и философы вновь обращаются к содержанию процесса целенаправленного формирования ДНСЛ, развития ценностных отношений человека к обществу, самому себе, окружающем людям. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей, особенно в последнее время, становится одной из

Критерии и показатели оценки сформированности духовно-нравственной сферы личности обучающегося в высшей школе

Одними из важных направлений деятельности высшего учебного заведения по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся являются определение, обоснование и применение на практике его критериев и показателей. Их разработка и практическое использование необходимы, во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по духовно-нравственному воспитанию в современном вузе; во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного воспитания; в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по духовно-нравственному воспитанию российской молодежи. Таким образом, проблема критериев является не только и не столько теоретической, сколько практической, поскольку без нее не представляется возможным правильно ориентироваться в процессе выполнения задач по духовно-нравственному воспитанию и особенно в оценке его конкретных результатов. Понятие "критерий" определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных, признак, на основании которого делаются оценка, определение или классификация чего-либо. Критериями могут выступать лишь такие специфические признаки исследуемого явления, которые отвечают следующим требованиям: во-первых, критерий должен быть объективным; во-вторых, им может быть лишь наиболее значимый, устойчивый и повторяющийся признак; в-третьих, критерий должен от вечать требованиям необходимости и достаточности; в-четвертых, он должен давать возможность оценки свойства, атрибутов исследуемого объекта. Таким образом, выступая в роли мерила, нормы, критерий служит, своего рода, эталоном и выражает высший, наиболее совершенный уровень исследуемого явления, процесса, устанавливает то, на сколько явление (процесс) приближен к норме, идеалу.

Однако для этого критерий должен быть достаточно развернутым, включать в себя определенные компоненты, единицы измерения, позволяющие как бы "замерять" различные стороны действительности, сверяя их с нормой. Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по формированию духовно-нравственной сферы личности служит деятельность, выступающая в качестве процесса формирования духовно-нравственных качеств в сознании человека, системе, ценностях, действиях, поступках и поведении личности, группы, категории граждан. При этом дея-тельностная сторона данного процесса, то есть реальные действия и практические дела, выступают критерием и реализованностью сознания личности (потребностей, интересов, мотивов, целей). Диалектической стороной соотношения этих двух наиболее важных компонентов — сознания и деятельности - и обусловливаются установление основных критериев оценки результатов работы по духовно-нравственному воспитанию, а также координационно-субординационная взаимосвязь между ними.

Таким образом, речь идет о том, что определение стороны сознания личности может рассматриваться в качестве базиса для обозначения критериев формирования духовно-нравственной сферы не только будучи соответствующим образом сформированными, но и соотносимыми с реальными проявлениями в действительности. Большое значение среди критериев и показателей результатов работы по формированию духовно-нравственного воспитания имеют не только определенные ценности, интересы, позиции, принципы, цели, установки, специфические признаки и качественные характери стики личности, но и, что особенно важно, их реализация в действительности, реальное проявление в практике духовно-нравственной направленности в деятельности будущего военного специалиста. Опираясь на анализ современных ученых-исследователей (Л. И. Божович, Т. И. Петракова, В. Ю. Романовский, Л. В. Строганова, М. Г. Яновская и др.), связанных с рассмотрением проблемы воспитания личности в условиях обучения в военном вузе, можно сказать, что все они выделяют основные критерии, характеризующие результаты работы по воспитанию юношей и девушек, обучающихся в вузе, базируясь на основных положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: 1. Система взглядов, убеждений, ценностей, ориентации, идеалов личности. 2. Активность, характеризующая патриотическую направленность и представляющая реальный вклад в выполнении долга перед Родиной. 3. Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. 4. Способность к нравственным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. 5. Трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. 6. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Целью системы вузовского образования в нашей стране являлось и является всестороннее развитие личности человека. Исследователь

Педагогические условия формирования духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста в современном вузе

Одной из характеристик современного этапа педагогической науки является устойчивый интерес к изучению системы факторов и педагогических условий, оказывающих влияние на воспитание юношей и девушек, развитие личности в условиях обучения в вузе. В данном диссертационном исследовании автор сосредоточился на выделении тех педагогических условий, которые отвечают современным реалиям времени, требованиям к подготовке военных специалистов в вузе. Педагогические условия формирования ДНСЛ предполагают целепола-гание, систему методов и форм, используемых в работе с обучающимися, определение направлений работы, а также определение материально-технического и организационно-методического обеспечения. Поиск методов и форм работы по формированию ДНСЛ был осуществлен в зависимости от возрастного и социального контингента курсантов. Эффективность воспитательного воздействия определяется тем, насколько полно в воспитательной практике реализуются требования принципов воспитания, как грамотно, с учетом особенностей личности строится воспитательная работа, какие методы и формы, средства воспитания используются.

Несомненно, в основе всей воспитательной работы с обучающимися в вузе находятся аксиологический и акмеологический подходы. Аксиология -наука о ценностях и именно она утверждает, что ценности становятся содержанием воспитания. В трудах многих отечественных ученых научно доказано, что именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе (И. Г. Алмазова, Е. Н. Герасимова, В. В. Горбенко, А. О. Кошелева, А. Ж. Овчинникова, И. Ф. Плетенева, И. В. Сушкова и др.). Чтобы осуществлять воспитательную работу в плане 101 формирования ценностей у обучающихся, духовно-нравственной сферы личности, необходимо, чтобы курсанты военного вуза обнаруживали смысл в конкретных делах, ситуациях, различных событиях, научились выстраивать собственное профессиональное и нравственное поведение. Однако, для того чтобы рассматривать это, на взгляд автора, необходимо представить структурную схему процесса формирования ДНСЛ в военном вузе (схема 4). Были подвергнуты анализу наиболее эффективные, с точки зрения педагогического целеполагания и привлекательности для курсантов, педагогические условия направления по формированию ДНСЛ. Таковыми являются катехизическое (просветительское) направление, социальное служение (благотворительная помощь), культурно-образовательное и военно-историческое направление (схема 5). Первое направление (катехизическое) преследует цель ознакомления курсантов с христианским вероучением и евангельской нравственностью. Результатами деятельности по этому направлению являются базовые церковные знания, возможность иерархично выстраивать свои жизненные взгляды и ценности, ориентироваться в современных религиозных течениях. Второе направление интегрирует в себе религиозно-педагогическую и социальную помощь курсантов различным категориям населения.

Деятельность курсантов в русле этого направления обеспечивает воспитание в них качеств христианина. Культурно-образовательное направление способствует развитию творческого отношения к жизни обучающегося в вузе, знакомство их с многообразием мира, культурой народов, окружающей действительности. Военно-историческое направление имеет своей целью расширение кругозора курсантов, расширение знаний об истории своей страны, победах русского воинства. Вместе с тем необходимо отметить, что педагогические условия, представленные в схеме 6, могут варьироваться, а методы и формы работы по формированию ДНСЛ дополняться и обогащаться. К тому же, при реализации вышеназванных направлений по формированию ДНСЛ возникают различного рода сложности, например, связанные с вопросами относительно взаимодействия со школами, общественными организациями, которое необходимо для правильного и оптимального планирования и организации мероприятий с участием обучающихся в вузе. Также требует специального научного осмысления разработка специальных социально-педагогических рекомендаций участникам реализации программы по формированию ДНСЛ в военном вузе. Важно помнить и о том, что современная общественная ситуация обусловливает новые приоритеты в формировании личности, одним из которых является готовность к реализации права каждого человека быть "субъектом" собственной жизни. Важными характеристиками "субъекта" являются его ответственность, самостоятельность, инициативность и активность. Фактически, данные качества способствуют самоопределению человека в жизни и дальнейшему самосовершенствованию, будучи специалистом, получившим высшее образование. Значит, работа по формированию ДНСЛ не может быть "навязана" личности, а должна быть необходима самой личности и проводиться с согласия обучающегося. Однако развитие этих качеств требует деятельной работы со стороны родителей, педагогов, офицеров-воспитателей. Чтобы осуществить работу по всем выделенным выше направлениям, необходимо определить научные категории, которые составляют методологическую основу содержания и сущности работы по формированию ДНСЛ. В процессе опытно-экспериментальной работы были выделены следующие категории: духовно-нравственная сфера личности, духовность, нравственность, мораль, нравственное сознание, нравственное воспитание, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственная воспитанность.

Именно эти категории должны были усвоить курсанты в процессе целенаправленной работы с ними по формированию ДНСЛ. Работа по формированию ДНСЛ курсанта эффективно осуществляется, по мнению автора исследования, только как целостный процесс обучения и воспитания в вузе, соответствующий нормам человеческой морали, профессиональной деятельности, отношениям в воинском коллективе, общению в коллективе. Результатом такой работы является высокий уровень развития ДНСЛ обучающегося в вузе, показателями которого являются сформированность нравственных чувств, совести, нравственной воли, нравственных привычек, общественно ценного поведения и, самое главное, мировоззрения, которое формируется в процессе учебной деятельности в вузе. Учебная деятельность — главный ориентир для курсанта военного вуза. Формирование его сознания как личности и как будущего военного специалиста проходит на протяжении всех пяти лет обучения в вузе. В процессе организации опытно-экспериментальной работы автор задался целью оценить и проанализировать, как изменялась мотивация к учебе, а вместе с ней и средний балл по изучаемым дисциплинам в зависимости от внедрения программы по формированию ДНСЛ (специальным, гуманитарным, общеинженерным). Было принято решение сравнить результаты в учебе, полученные курсантами экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп за второй, третий и четвертый годы обучения.

Развитие духовно-нравственных качеств личности будущего офицера в условиях обучения в военном вузе

Поскольку воспитание любого качества связано с воздействием на по-требностно-мотивационную, интеллектуально-чувствительную и поведенче-ско-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего функциональной ролью и воспитательными задачами. Методы воспитания, применяемые в целях формирования личностных и профессиональных качеств будущего военного специалиста, необходимо различать в соответствии с тем, формирование каких структурных психологических компонентов личности они обеспечивают.

На основании вышесказанного можно выделить методы, обеспечивающие формирование ДНСЛ обучающегося в вузе: - методы стимулирования деятельности и поведения личности (убеждение, положительный пример, поощрение, требование); - методы организации познавательной деятельности и формирования у личности общественного сознания (убеждение, положительный пример и т. д.); - методы организации деятельности и общения личности, а также формирование опыта ее социального поведения (контроль и самоконтроль, переключение, участие в общественных делах и т. д.). Известно, что в числе качеств, способствующих успеху в профессиональной деятельности, наиболее часто указываются энергичность, интеллект, социальный статус, трудовая мотивация, социальные навыки и ответственность. В рамках проводимой опытно-экспериментальной работы мы нацелились на формирование следующих качеств: рассудительность, умение выражать собственные мысли, лабильность в общении с окружающими, толе рантность, ответственность, трудовая мотивация, инициативность, упорство в достижении цели, готовность к коллективному труду, патриотизм. Очень важно, чтобы формирование личностных и профессиональных качеств было осознано самим курсантом, чтобы он желал быть похожим на лучших представителей российского воинства, своих командиров, имеющий большой стаж службы и являющихся примером для подражания. Подражание как психическое явление в индивидуальной жизни человека проходит различные степени развития, начиная от копирования ребенком родителей, старших, учителей и до высокой степени сознательности и творческого отношения к выбору объекта подражания. Глубоко осмысленное подражание не противоречит самостоятельности, не унижает личного достоинства и не подавляет творчество личности. Важно, чтобы деятельность курсанта не сводилась лишь к одному подражанию, а было сознательным, осуществлялось с учетом конкретных условий, целей и задач самой деятельности. Офицерам - организаторам воспитательного процесса важно помочь своим подчиненным правильно отобрать, выявить образцы подлинно нравственного поведения. При формировании личностных и профессионально важных качеств будущих военных специалистов необходимо "держать руку на пульсе воинского коллектива".

От того, насколько сформировано групповое настроение, как осуществляется межличностная коммуникация, зависит уровень коллективистских отношений, а значит, в целом морально-психологический климат всего подразделения. Коллективистские отношения можно определить по следующим критериям-качествам: нравственность, ответственность, открытость, контактность, организованность, информированность, эффективность [133, с. 448-450]. Нравственность — построение отношений внутри и вне коллектива на нормах и ценностях общественной морали. 130 Ответственность понимается как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств (например за качество выполненной работы, судьбу членов воинского коллектива). Открытость - это способность коллектива устанавливать и поддерживать добропорядочные отношения с другими коллективами или их представителями (например, с педагогами подшефных школ, ученическими коллективами). Контактность проявляется в эмоционально благоприятных, дружеских, доверительных взаимоотношениях членов коллектива, включающих влияние друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность — умение членов коллектива взаимодействовать самостоятельно, обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать конфликты, оперативно решая возникающие проблемы, обеспечивая взаимозаменяемость. Информированность предполагает знание членами коллектива друг друга, задач, стоящих перед коллективом, норм и правил поведения, результатов совместной деятельности, положительных и отрицательных сторон. Все эти качества в своем единстве характеризуют динамику развития коллектива курсантов и при первичном их формировании применительно к воинскому коллективу обеспечивают формирование ДНСЛ курсанта.

В процессе формирования ДНСЛ курсанты приобщаются к нравственным ценностям (добру, долгу, верности, честности, благодарности, отзывчивости, милосердию); развиваем нравственные чувства (стыда, сострадания, любви, веры, смирения); укрепляем православную волю (способность к служению добру и противостоянию злу, терпение, готовность к преодолению жизненных ситуаций, противостоянию соблазну, побуждение к православному поведению, служение Отечеству, соучастие в добрых делах). Формирование духовно-нравственной сферы личности требует соблюдения одухотворенности образовательного процесса, соборности, иерар хичности, приоритета эмоционального в познании мира, ориентации на нравственные идеалы. Духовная атмосфера на учебном курсе военного вуза имеет огромное значение для формирования ДНСЛ обучающихся. Лишь офицер-воспитатель, владеющий самыми современными методиками, сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Соборность - добровольное единение людей, устремленных к высшим духовно-нравственным ценностям. Соборность противоречит агрессивности и эгоистическому соперничеству [125, с. 46-50]. Приоритет эмоционального в познании мира обеспечивает формирование высокого уровня личностной и духовной культуры. К. Д. Ушинский, великий русский педагог, писал в своих трудах: "Одного ума и одних позиций еще не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество" [192, с. 31]. Духовная укорененность будущего офицера выражается в знании обычаев, обрядов и традиций своей страны, своего народа: "Сила обычаев - в формировании человечности и заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия... Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом... Свою духовность мы получаем от предков..." [207, с. 44-45]. В связи с вышесказанным будут востребованы следующие методы в формировании духовно-нравственных качеств будущего военного специалиста: метод эмоционально-ценностного ориентирования; метод пробуждения адекватных эмоций; метод эмоционально-ценностных противопоставлений. В результате анализа всего большого перечня качеств, которые появляются у личности в процессе работы по формированию ДНСЛ, можно сделать вывод, что все они являются порождением влияния той или иной сферы

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе