Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов Казанина Клара Лутфулловна

Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов
<
Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казанина Клара Лутфулловна. Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Казанина Клара Лутфулловна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2008.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1005

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования гражданской культуры педагога 16

1.1. Гражданская культура педагога в аспекте ценностных ориентации профессионального самоопределения 16

1.2. Формирование гражданской культуры как функция педагогического образования 40

Выводы 71

Глава II. Социальная ответственность педагога как компонент профессиональной культуры 74

2.1. Профессиональная ответственность как личностное качество педагога 74

2.2. Экспериментальная методика формирования профессиональной ответственности как компонента гражданской культуры педагога 99

Выводы 139

Заключение 142

Список литературы 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Культурно-социальные и духовные процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, сопровождаются обновлением ценностных представлений о социальных функциях педагога. Ориентация на развитие демократического общества создает новые условия для включения педагога как профессионала в построение правовых и гуманистических отношений между субъектами общества, направляет социальную активность педагога на утверждение и развитие гуманистических ценностей общества, построение открытого гражданского общества.

Гражданская культура основывается на социальных нормах поведения личности и выполнении ролевых обязанностей, проистекает из моральных и правовых ценностей общества, обусловливают социальные отношения. На основе моральных ценностей демократическое общество формирует правовое государство, правовую психологию гражданина. Современные демократические преобразования государственного устройства: политические, правовые, идеологические, морально-ценностные изменения, — имеют социальные и культурологические обоснования.

Формирование гражданственности - культурологическая и социальная функция педагогического образования. Для решения этой задачи необходимо создание образовательных условий, образовательной среды, стимулирующей развитие гражданской культуры студентов, формирование социально-педагогического миропонимания, осознание студентами социальной роли педагога, направленной на гражданское становление личности.

Профессиональное развитие педагога в процессе образования предусматривает овладение правовыми нормами поведения как субъекта общества и как специалиста-педагога, формирование политического мировоззрения, понимание перспектив развития демократического общества, воспитание патриотизма, гуманистических способов общения, развитие ценностно-смысловой ориентации при осуществлении социальных функций педагогической деятельности. Педагогическое образование как профессиональное образование формирует социальную установку специалиста, способствующую развитшо социальной позиции и социальной активности студентов.

Совершенствование всех этих направлений формирования и развития гражданского мировоззрения сегодня - одна из центральных задач профессиональной подготовки педагога, решение которой связано с содержанием образования, организацией учебного процесса в вузе и применением активных методов обучения, ориентированных на интеллектуальное, соци-

алыюе и нравственное развитие личности. Происходящие в стране измене ния определяют необходимость формирования гражданской культуры ка личностного и профессионального качества педагога, ответственности з развитие и становление правового гражданского общества в стране.

Проблема формирования гражданской культуры студентов педагоги ческого вуза и составляет цель исследования.

Объектом исследования является гражданская культура студентов.

Предмет исследования - процесс формирования гражданской куль туры студентов будущих педагогов.

Гипотеза исследования: процесс формирования гражданской куль туры как профессиональной готовности студентов педвузов к профессио нальной деятельности протекает успешно, если:

определены содержание и общая направленность процесса обучения н формирование гражданской культуры студентов, их социальной грамотно сти и активности;

обоснован и методически оснащен процесс формирования личностно и профессиональной ответственности будущего педагога за проектирова ние и реализацию педагогических действий;

теоретически обусловлен и осуществлен в процессе образования куль турологический и социологический подход к развитию профессиональног самосознания в области происходящих социальных, правовых и морально этических преобразований в обществе, определена социальная функц: педагога в связи с тенденцией развития демократического общества;

практически реализована интеграция собственно педагогического обра зования с науками в области права, политики, морали и этики, необходи мая для осуществления профессиональных функций педагога;

реализована совокупность образовательных условий для воспитан: гражданской культуры: организация системного педагогического влиян: на рост социальной компетентности и активности мотивированных дейст вий по предотвращению противозаконности; на развитие патриотизма верности служению Отечеству, личной и профессиональной ответственно сти;

включены в процесс обучения спецкурсы, специально ориентирован ные на формирование и развитие гражданской культуры студентов; ис пользованы методы, развивающие социальное мышление студентов, мето ды самоанализа, самооценивания студентами своей готовности к осущест влению социальных функций педагога по воспитанию гражданской куль туры у учащихся.

В процессе исследования решались следующие задачи: 1. Уточнить содержание и структуру понятия «гражданская культура педа-ога».

. Выявить уровень сформированное гражданской культуры у студентов когнитивном, деятельностном и ценностном направлениях и определить енденцию развития гражданской культуры по ходу профессионального бразования в вузе.

.Теоретически разработать и реализовать в практике обучения модель ормирования гражданской культуры на основе взаимодействия педагоги-еского образования с блоком социальных дисциплин. .Определить технологические условия, способствующие формированию і развитию гражданской культуры студентов.

. Проследить влияние созданной экспериментальной технологии обучения і выявить динамику развития гражданской культуры студентов. Методологическую и теоретическую основу составляют:

системный подход к формированию социальной культуры, обусловли-ающий интеграцию теоретической и деятельностной профессиональной юдготовки студентов на основе философских и концептуально-едагогических идей гуманизма (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Бес-алько, И.Ф. Исаев, П.В. Конаныхин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Д. икандров, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, Л.А. Рапацкая, С.Л. Ру-инштейн, А.А. Скамницкий, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Е.Н. иянов, А.Л. Фатыхова Е.Н. Шиянов и др.);

культурологический подход (Е.И. Артамонова, Л.Г. Арчажникова, Б.М. ин-Бад, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, СИ. Гессен, М.Б. Зацепина, .М. Левина и др.);

аксиологический подход (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, .И. Легостаев, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.К. Маркова, Р.Б. Сабатко-в, М.Г. Тайчинов, В.А. Сластенин, А.А. Шаталов, Е.Н. Шиянов, Г.П. ^едровицкий и др.);

труды по теории социализации личности (Г.М. Андреева, Б.Г. Бочарова, .С. Вульфов, Р.Г. Гурова, Е.Г. Замолоцких, Т.С. Комарова, И.С. Кон, А.А. еонтьев, Е.А. Леванова, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, .В. Мудрик, Л.И. Новикова, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, Э.И. Со-ольникова, Г.Н. Филонов, В.А. Ядов и др.);

по теории психологии ответственности (Л.Я. Газман, Л.И. Дементий, .С. Кон, И.А. Куренков, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Ф. Плахотный, .П. Прядеин и др.);

теория профессионального развития личности (Е.А. Климов, Н.В. Куз мина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Ф. Самборенко и др.);

личностно-ориентированный подход (А.В. Антонова, С.Н. Глазаче В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании применялись ел дующие методы:

теоретический анализ философской, социологической, педагогическ и психологической литературы;

эмпирический анализ, описание социальных преобразований в стране опыта профессионального педагогического образования;

моделирование процесса социального образования в системе обще педагогического образования, определение взаимосвязей педагогики с си темой учебных предметов в области социальных дисциплин, моделиров ние социального содержания образования на основе междисциплинарн интеграции педагогики с блоком социальных дисциплин;

педагогический эксперимент, включающий диагностирование готовн сти студентов к осуществлению социальных функций на основе самоан лиза, прослеживание динамики развития гражданской культуры студент путем сравнения эффективности социально-педагогического образования контрольных и экспериментальных группах студентов, объективный ко троль сформированности гражданской культуры и готовности студентов педагогическому воспитанию гражданской культуры учащихся школы;

применение методов активного обсуждения современных проблем р вития демократических форм государственного устройства в связи со ст новлением гражданского общества в целях формирования профессионал но-педагогической ответственности и гражданственности как качеств ли ности.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001 гг.) - проанализировано содержание по тия «гражданская культура», описаны составляющие компоненты грая данской культуры; определена методологическая концепция исследован изучена соответствующая литература по теме исследования; определе база исследования - Стерлитамакская государственная педагогически академия; сформулированы задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2002-2004 гг.) - разработана экспериментальная теор тическая концепция исследования; создана модель содержания социальн педагогического образования студентов; определены связи педагогики социальным блоком учебных дисциплин в целях интеграции теоретич ской и практической образовательной подготовки, направленной на фо

мирование и развитие гражданственности как личностного качества и профессиональной ответственности за качественное и своевременное выполнение профессиональных педагогических обязанностей; проведена апробация экспериментального обучения с применение диагностических анкет, формирующих у студентов рефлексивные действия по анализу своей го-овности к осуществлению профессиональных социальных функций; уточнялась экспериментальная программа.

Третий этап (2004-2006 гг.) - систематизировались результаты иссле-ования и способы их фиксации, сформулированы теоретические выводы, азрабатывались практические рекомендации, проводилась работа по оформлению диссертации.

Научная новизна исследования:

раскрыта сущность гражданской культуры, ее структура и компонент-

ый состав в когнитивном, ценностно-целевом и деятельностном аспектах;

определено содержание социальной активности педагога, обладающего

ичностной и профессиональной ответственностью за качественное вы-

іолнение профессиональных обязанностей;

обоснована необходимость системного построения содержания соци-пьно-педагогического образования в целях формирования гражданской ультуры студентов;

предложен комплекс методических приемов и способов организации бучения в целях сочетания теоретической и деятельностной подготовки удущих педагогов к реализации социальных функций педагога и форми-ования у студентов личностной и профессиональной ответственности;

выявлены образовательные и методические условия, в которых наибо-ее успешно происходит формирование гражданской культуры на основе нтеграции образовательной информации в социальном аспекте из области едагогики, психологии, права, политологии, этнологии, культурологии; словия применения технологий обучения, развивающих социальную от-етственность, и способы использования диагностических приемов и само-ценивания студентами уровня сформированное и динамики развития . іажданской культуры;

активное включение студентов в обсуждение современных проблем азвития и построения открытого общества в стране и педагогическое уча-тие в практических действиях, направленных на гуманизацию социальных тношений. Теоретическая значимость исследования:

определены ценностно-целевые ориентиры формирования гражданской ультуры: воспитание патриотизма, законопослушность, социальная ак-

тивность, осознание социальных функций педагога в деле воспитания м лодежи и становления гражданского общества, демократичность, профе сиональная и личностная социальная ответственность, знание професси нальных функций педагога в аспекте профессиональных обязанностей п дагога и нравственности.

Практическая значимость исследования:

определены содержание и структура гражданской культуры и способ формирования гражданской культуры на основе интеграции учебных к ров педагогики с учебными курсами социального аспекта;

сформулированные в исследовании выводы и теоретические положен создают предпосылки для обогащения содержания социального образов ния педагога;

созданная методика формирования гражданской культуры может бы применена в профессиональной подготовке педагога для стимулирован гражданской активности студентов, воспитания профессиональной отве ственности, развития социальной активности;

материалы исследования, публикации и практические рекомендаци могут быть использованы в вузовской профессиональной подготовке пед гога и в системе повышения профессиональной квалификации педагога.

Основные положения, выносимые на защиту:

Гражданская культура педагога есть целостная, интегративная личн стная характеристика, отражающая ценностно-смысловую, когнитивную деятельностью готовность к социальной активности педагога, обладаї щего социальным самосознанием и личной ответственностью в решени профессиональных задач за последствия своих действий, имеющего нра ственно-этическое мировоззрение, руководствующегося социокультурнь ми принципами поведения.

Формирование гражданской культуры осуществляется на когнитивно мотивационном и деятельностно-операционном уровнях, объединенных единый функционирующий образовательный процесс, в котором происх дит развитие социальной, морально-этической и духовной целостност личности. Включение в нормативную систему образования спецкурсов спецсеминаров социально-педагогической направленности обеспечивае углубленную социокультурную ориентацию студентов и понимание соц альных функций педагога в условиях развивающихся демократически преобразований в стране и становления гражданского обществ.

Системное построение образовательного процесса в содержательном операционном аспектах создает преемственность между учебными курс ми педагогики и блоком социальных наук: права, политологии, культур

огии, этнологии, отечественной истории и социальной психологии, - и ем самым способствует осознанию студентами сущности гражданской озиции педагога, воспитывает профессиональную ответственность за де-ократические преобразования в стране, гуманистический стиль поведения і социальную активность как субъектов общества.

Развитие гражданской культуры студентов осуществляется на личност-ом и профессиональном уровнях в системе профессионального самоопре-еления и профессиональной самореализации на основе понимания смысла рудовой и общественной деятельности педагога. Образовательная среда олжна иметь практико-ориентированный характер, чтобы создать эффек-ивные условия для развития чувств гражданственности и патриотизма и ормирования нравственно-этического поведения.

Для успешного формирования гражданской культуры студентов необ-одимо применение инновационных технологий обучения, имеющих соци-ьно-психологическую и педагогическую направленность, ориентирован-ых на проекционную и рефлексивную деятельность, самостоятельность тудентов, а также способность критического самооцениваніи студентами остигнутого уровня своей гражданской культуры.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены етодологической обоснованностью проведенного исследования; социаль-ой обусловленностью необходимости совершенствования профессио-альной подготовки педагога в сфере социально-педагогического образо-ания; реализацией системного образования на основе аксиологического и ультурологического подходов к формированию гражданской культуры удущих педагогов, воспитанию профессиональной ответственности и со-иальной активности студентов; применением методов обучения студентов ак субъектов деятельности; личностной ориентацией процесса обучения, а акже использованием диагностических процедур самооценивания студен-ами своей профессиональной готовности к организации воспитания граж-анской культуры у учащихся как их личностного качества и субъекта об-ества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа апробиро-алась на научно-методических семинарах, совещаниях, заседаниях кафедр стории и культуры, педагогики начального обучения ГОУ ВПО «Стерли-амакская государственная педагогическая академия». Результаты иссле-ования нашли отражение в публикациях, обсуждениях на Между нар одой (Сочи, 2005 г.), Всероссийских (Ульяновск, 2006 г.; Стерлитамак, 007 г.; Уфа, 2007 г.; Сибай, 2008 г.), Республиканской (Стерлитамак, 001 г.), межвузовских научно-практических конференциях (Бирск, 1992 г.;

Пермь, 2007 г.; Стерлитамак, 2007 г.), ежегодных научно-практически конференциях профессорско-преподавательского состава. Внедрение ре зультатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской дея тельности при чтении разработанных автором курсов. Материалы исследо вания внедрены в учебный процесс профессиональной подготовки студен тов ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая акаде мия», Стерлитамакского филиала ГОУ ВПО «Московский государствен ный гуманитарный университет им. М.А Шолохова», Башкирского инсти тута развития образования, Стерлитамакского педагогического колледжа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы.

Гражданская культура педагога в аспекте ценностных ориентации профессионального самоопределения

Необходимым условием для демократического развития общества является гражданская культура субъектов общества. Эволюция государства и сознание общества зависят от того, насколько развита культура общества и его граждан. Законы и правопорядок гарантируют права и свободы человека - гражданина страны, определяют нравственно-культурные ориентиры развития общества. Государство, где гражданская культура отсутствует, недееспособно, подвержено различного рода смутам и социальным потрясениям. Культура общества, гражданская культура человека способны быть двигателями социальной динамики развития демократических основ государственности. В условиях демократического общества значение гражданской культуры резко возрастает. Гражданская культура является гарантом социально-политической стабильности, правовой государственности. В современных социальных условиях российского общества чрезвычайно важна гражданская культура в роли правосознания населения. Гражданская культура общества является проекцией «культуры - политического режима, обладающего различными рычагами давления на массовое правосознание» [159, с.63].

Развитие демократической системы в современной России невозможно без развития гражданской культуры общества. Гражданская культура воспитывает у молодежи уважение к своему государству и его законодательству, потребность исполнять законы и требовать их исполнения со стороны государственных органов и отдельных граждан. Высшая нравственность цивилизованного общества, идущего по пути развития демократии, способствует воплощению в жизнь законодательных принципов и соблюдения законов. Обществу для своего полноценного функционирования необходимо воспитывать своих граждан в соответствии с нормами права и морали, принятых в нем. В различные исторические эпохи всегда вставал вопрос о формировании гражданской культуры, правосознания личности. О значимости воспитания уважения к государству, законопослушания, говорили мыслители античности (Платон, Аристотель). Теория гражданского воспитания впервые была разработана Г. Кершенштейнером (1854-1932) немецким педагогом, который научно обосновал необходимость целенаправленного формирования гражданственности населения, политической образованности граждан, формирование знаний истории своего государства. Большое значение развитию чувства долга, субъектности общества придавал В.П. Вахтеров. Развивать чувство долга - это значит сделать человека высоко нравственным существом. К.Д. Ушинский в своих трудах защищал идею народного воспитания на основе особенностей русского менталитета, развития национального самосознания. В работе В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» систематизирован опыт гражданского воспитания в советской школе. П.Ф. Каптерев писал о народности воспитания на основе гражданского согласия. Одной из основных идей воспитания А.С. Макаренко видел в воспитании чувства долга, ответственности, осознанного гражданского поведения в коллективе. А.С. Макаренко утверждал, что ответственность строится на отношениях зависимости не только, если человек находится в беде или не может достичь желаемой цели, но и тогда, когда есть возможность ему помочь.

В настоящее время реформирования российского общества, развития демократии в стране требуется воспитание социально-активной личности, отвечающей новой социокультурной среде. Основными востребованными чертами личности сегодня являются гуманистический стиль поведения, чувство патриотизма, ответственное выполнение гражданского долга и профессиональных обязанностей. Основой гражданского самоопределения и самореализации молодежи являются социальные ориентации и нравственные качества личности. Системе образования принадлежит функция воспитания гражданственности и социализации.

Аксиологические ориентиры образования изложены в Национальной доктрине развития образования в России, в Федеральном Законе «Об образовании», в Федеральной программе развития образования и в Концепции модернизации российского образования. В национальной доктрине образования в Российской Федерации утверждается, что одной из основных целей образования является «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [Национальная доктрина образования в Российской Федерации - 2000г.]

Гражданская культура общества и личности является необходимой частью общей культуры, отражает такую деятельность, которая направлена на прогрессивное развитие творческих и созидательных сил как отдельных людей, так и общества в целом. Сущность культуры определяется через активную творческую деятельность человека, обладающего культурой, как субъекта культурологической деятельности. Гражданская культура является компонентом общей культуры, характеризует способ человеческого существования в правовой сфере и способы регулирования общественных отношений, социально-психологическое отношение к явлениям правопорядка.

В содержание гражданской культуры входят следующие элементы: законопослушность, правовое поведение, соблюдение правовых и моральных норм общества, гуманистические отношения, политическое мировоззрение, этническая толерантность, социальная активность, патриотизм, осознанное позитивное отношение к демократическим тенденциям развития общества, социальная ответственность, выполнение долга и ролевых обязанностей. Демократическое общество осуществляет свою деятельность на основе норм морали и права, которые являются эффективным средством, регулирующим и координирующим различные виды взаимодействия и деятельности людей. Включенность права в культуру общества предопределяет его органическую связь с такими правовыми явлениями, как правопорядок, законность, правовое поведение.

Под гражданской культурой следует понимать систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости моральных и правовых ценностей демократического обществ, которые определяют этическую аксиологию и гражданское поведение, активно деятельностное участие в профессиональном и общественно значимом труде. Гражданская культура личности складывается на основе осознания прав, свобод и обязанностей в правовой сфере. Гражданская культура включает в себя элементы правосознания. Гражданская культура - это результат і целенаправленного развития воспитания правознания, его высшая степень, выражающая внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них, ко всей гражданской жизни общества. Правовая культура личности включает гражданскую, моральную, юридическую ответственность. В социальном отношении правовая культура означает осознание прямой сопричастности ко всему происходящему в обществе, а главное готовность практически выполнять свой моральный, гражданский и юридический долг [3]. Гражданская культура - это цель правового и нравственного воспитания.

В современных условиях перед педагогической наукой стоят задачи дать образование, адекватное условиям развивающегося демократического общества в целях обеспечения социальной контекстности образования с общечеловеческим ценностям. Возникает необходимость создания новой парадигмы образования на основе системы ценностей современного уровня демократического развития общества, определения приоритетов образования. В системе образования, в социально педагогических концепциях и способах их реализации отражается нестабильность в стране в области политической и экономической жизни. Возникший кризис образования объясняется сложностью радикальных реформ, происходящих в стране, вызванных необходимостью глубокого преобразования общественной структуры в связи с предшествующей тоталитарной структурой общества, опиравшейся на стиль жизни, при котором давалась «позитивная оценка всякой незыблемости имеющихся устоев, заданности их объективным ходом истории, имела место несокрушимая вера в правильность принимаемых партией решений» [11, с.362].

Изменение системы ценностей в обществе потребовало обоснования ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Современные задачи образования с социокультурологических позиций рассматриваются как приобщение к культурным ценностям, как освоение, сохранение и развитие культуры. Образование способствует самореализации личности в социокультурном пространстве. Педагогическое образование наделено особыми функциями в культурной жизни общества, его цель -формирование морали личности и культуры сознания общества. Социальная роль педагогического образования заключается в трансформации опыта в области культуры, ее воспроизводства и развития, в создании интеллектуальных и моральных предпосылок для развития культуры и определения ценностно-целевых перспектив социокультурного развития общества. Педагогический процесс образования прогностически ответственен за воспитание молодежи, становление и развитие гуманистической, духовно-нравственной сферы социальной жизни общества, за творческий потенциал общества и становление его моральных ценностей. Педагогическое образование имеет глобальное значение для развития общества, целенаправленного на формирование ценностной ориентации личности, необходимой для активного включения в общество.

Формирование гражданской культуры как функция педагогического образования

Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на решение задач подготовки специалистов, компетентных, профессионально и социально грамотных, образованных людей, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством Российской Федерации, образование понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства. Реализация современной стратегии высшего образования осуществляется на основе культурологического принципа содержания образования. Педагогическое образование предполагает решение ряда культурологических задач, способствующих профессиональному становлению педагога: росту общей культуры студентов, развитию профессиональной педагогической культуры и социальной культуры, культуры учебного труда и профессионального мышления, развитию осознанной ценностной ориентации, моральной зрелости личности, культуры поведения, освоению профессионально-технологической культуры, гуманистической культуры общения, формированию социальной культуры. Поликультурное образование отражает политику диалога и национального согласия, создает условия для социального воспитания студентов, обеспечивает социальные и моральные социализирующие образовательные ресурсы, создающие условия для осуществления гражданских и профессиональных ролей на основе правовых и моральных норм поведения в обществе, гуманистический стиль отношений.

Социокультурными задачами образования являются воспитание гражданственности, социальной активности, личностной и профессиональной ответственности, социальной моральности, гуманистических отношений, демократичности, адекватности социальным условиям профессионального труда, профессиональной культуры.

Социализирующими факторами образования являются:

- постоянное обновление образовательного пространства в области политического, социального, правового, исторического, этнического воспитания в соответствии с тенденцией развивающегося демократического общества, по пути становления гражданского общества, где доминирует принцип соблюдения прав человека и приоритета ценности человека;

- создание культурной среды в образовательном учреждении, культурного микропространства, как решающего фактора личностного развития культуры студентов в учебном процессе;

- саморазвающаяся инициативность студентов и преподавателей, способных активно включаться в социокультурные процессы, происходящие в стране и в учебном коллективе;

- профессиональная направленность образования, ориентация на социопрофессиональные ценности, профессионально-личностное самоопределение, формирование профессионального самосознания, развитие профессиональной педагогической компетентности студентов;

- функционирование и развитие современного образования в целях интеграции его в мировое образовательное пространство на основе инновационных технологий обучения, необходимых для адекватности профессиональной подготовки студентов к социокультурным условиям России;

- демократическое педагогическое управление саморазвивающейся образовательной системой как открытой системой, прогрессирующей на основе мультикультурного развития содержания образования и социальной интеграции образования с жизнью общества;

- создание атмосферы социальной активности, эмпатии и уважения в межличностных отношениях, творческого самоопределения и профессионально-личностной ответственности, формирования профессиональной культуры педагога.

Все названные образовательные условия необходимы в связи с целями формирования социального мировоззрения и моральных убеждений развития активной социальной деятельности студентов, воспитания согласия и солидарности в вопросах социальной политики, социального развития страны. Необходимо, чтобы учебная деятельность студентов, имеющая профессиональную направленность, становилась личной потребностью, осознанной целью профессионального образования. Формирование мировоззренческой моральной убежденности являются центральной задачей философии образования и воспитания студентов в процессе их профессиональной подготовки. Положительная результативность образовательного процесса достигается посредством активной деятельности студентов и профессиональной рефлексии. Для морального совершенствования людей важным является практика, так как условия оказывают влияние на людей именно посредством их практической деятельности. «Моральные ценности выражают характер ответственных отношений, находящихся во взаимосвязи с потребностями, или же некоторые свойства человеческой личности, ее характерные черты и поведение. Такими человеческими отношениями и качествами можно считать, например, свободы, равенства, справедливости» [103, с.158].

Гражданственность как качество личности развивается на основе социализации как в ходе образования, так и в процессе практики. Социальные науки знакомят студентов с правовыми законами жизни общества, закономерностями его развития, общественными, политическими и моральными ценностями, в частности с ценностями демократического общества. «Субъективная система ценностей индивида прежде всего состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональные и рациональные отношения к составляющим объективной системы ценностям. Его знания, вкус, моральность, уровень потребностей, политические убеждения, мировоззрение, стереотипы поведения и деятельности представляют собой разные стороны и измерения его системы ценностей, которые являются результатами его социализации, его превращения в общественное существо, превращения в процессе индивидуализации в своеобразную, неповторимую личность [103, с.158-159].

Наука, искусство, мораль представляют собой объективированные ценности, присущие всему человечеству. Процесс создания субъективных общественно-политических ценностей основан на социальных ценностях общественной жизни, определяющих оценочные отношения к социальным перспективам, рождение патриотизма, интернационализма, солидарности и предпочтительности выбора индивидуального стиля поведения. Социальные ценности принимает индивид посредством интеллектуальных процессов их оценки, на базе имеющейся научной информированности и ценностного отношения к перспективам личностного включения в социальные процессы жизни общества. Профессионально-педагогические ценности складываются по принципу субъектно-деятельностных предпочтений и психологических механизмов интериоризации социокультурных ценностей в соответствии с профессиональными функциями. Большую роль в формировании поведения играют когнитивный и практико-ориентированый деятельностный компонент, обеспечивающий реализацию профессиональных педагогических функций. Социальная направленность образования в России воспитывает объективную потребность в реализации демократических прав и свобод, развивает самостоятельную социально-активную личность, способную по достоинству оценить достижения демократического общества.

Яркими представителями социальной трактовки воспитания являются такие известные ученые-педагоги, как П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, в трудах которых показана роль образования и воспитания в формировании мировоззрения и социально-полезных свойств личности в избранной профессии, идея социального и государственно-гражданского воспитания, идея воспитания социально-грамотного человека средствами образования способного активно действовать в обществе и совершенствовать его, понимающего задачи государства и принявшего на себя социальные функции гражданина государства. Гражданин должен обладать такими качествами, как самостоятельность, гармоничное развитие, нравственная свобода, альтруизм, любовь к труду, чувство ответственности и др. [26].

Профессиональная ответственность как личностное качество педагога

В условиях современного общества стратегия жизненного поведения личности определяется ролевыми функциями и активной социальной позицией, способностью брать на себя ответственность за персональное функционирование в обществе и, следовательно, быть созидателем социокультурных ценностей общества. Важнейшей профессиональной установкой педагога является его позитивное отношение к обществу и добровольное участие в формировании и развитии демократического общества. Профессиональная и личностная позиция педагога предполагает социальную ответственность в воспитании и образовании молодежи, определяет ответственность за собственную профессиональную деятельность, обусловливает гуманистическое поведение и демократичность в общении.

Понятие социальной ответственности рассматривается в философско-этическом аспекте в трудах философов и социологов С.Ф. Анисимова, Л.И. Дементий, Р.И. Косолапова, В.А. Канке, И.Я. Куренкова, B.C. Маркова, К. Муздыбаева, А.Ф. Плахотного, Н.С. Пряжникова и др. Социальная ответственность трактуется в плане исторической обусловленности в аспекте объективной обусловленности личной ответственности. Содержание ответственности рассматривается в соотношении объективного и субъективного, раскрывается структура ответственности, функции, формы проявления и виды социальной ответственности. В монографии К. Муздыбаева, посвященной анализу концепций ответственности, она определяется «как качество, характеризующее социальную активность личности» [106, с.35].

Психологическая структура ответственности личности представлена в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Г.И. Дементий, А.И. Крупнова, И.Я. Куренкова, Б.Ф. Ломова, К. Муздыбаева, В.П. Прядеина, И.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной и многих других авторов.

Педагогический аспект формирования отвественности освещен в трудах Е.В. Бондаревской, B.C. Бочаровой, Л.И. Божович, И.Е. Виндт, Б.С. Гершунского, СИ. Гессена, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.А. Минкиной, В.М. Пискуна, Н.С. Пряжникова, А.А. Реан, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, Л.В. Шевченко и других авторов.

В философии ответственность рассматривается в русле проблемы свободы и необходимости. Однако связи ответственности со свободой воли не исчерпывают полностью вопрос о содержании ответственности. А.Ф. Плахотный пишет, что «для крайне жесткого детерминизма очевидным является тот факт, что последовательное проведение этой теории приводит к вредным практическим результатам - оправданию всякого рода зла, преступлений, творящихся в мире, к отнесению ответственности за происходящее на некие таинственные всемогущие силы, стоящие за поступками людей. Если человек не мог поступить так, ибо все было предусмотрено заранее, то нет оснований призывать его к ответу за содеянное», — и далее, - «... для самого крайнего направления, провозглашающего абсолютность свободы, очевидно, что эта свобода ограничивается в практике конкретной социальной жизни» [121, с. 12]. И далее: «Законы - гражданские - результат общественного договора. Теряя часть естественной свободы, граждане приобретают условия для благоденствия, но становясь при этом подотчетными. Подотчетность -политическая ответственность - утрата части свободы во имя сохранения всего остального» [121, с. 12]. А.Ф. Плахотный пишет: «Локк - в целом разделяя эту концепцию, подразделяет законы на три вида - гражданские, божественные и моральные. Гоббс и Локк не отрицали свободы вообще, но считали, что свобода заключается лишь в способности действовать или не действовать в соответствии с необходимостью — детерминацией воли» [121, с.12].

В философии ответственность определяется как форма связи индивидуального и общего (социального) в жизни и деятельности человека, как форма взаимосвязи личности и общества. Социальная ответственность характеризуется либо с позиции общества, либо с позиции личности.

В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований социальной отчетности с последующим применением санкций. Категориальный статус ответственности можно определить как философско-социальная категория, которая отражает объективно необходимые взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом.

Об этом пишет Н.А. Куренков в работе «Психология ответственности» [86, с.6]. Кроме того, ответственность в рассматриваемом аспекте отражает реальную сторону общественных отношений, в которые включен каждый человек, и в соответствии с особами сферами и видами деятельности, осуществляется в условиях различных функций. Н.А. Куренков полагает, что структурность профессиональной ответственной зависимости нельзя определить, исходя только из отношений личности и общества, и исключая личностные и межличностные отношения [86, С.2].

Во втором случае (психологическое направление) ответственность отражает отношение к должному самого субъекта, его предрасположенность, готовность осуществлять должное. Ответственность выступает как средство внутреннего контроля (самоконтроля) и саморегуляции деятельности личности. Это направление представлено в трудах психологов, ответственность рассматривается как интегральное качество (свойство), регулирующее поведение и деятельность личности. (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.И. Дементий, И.Я. Куренков, Л.В. Мардахаев, К. Муздыбаев, В.П. Прядеин, Н.С. Пряжников, А.А. Реан и др.)

Ответственность с позиции классической этики трактуется как императив. Представители этого направления (Т. Гоббс, И. Кант, Ж.Ж. Руссо и др.) считают, что моральный закон не требует никаких доказательств. Рациональные действия реализуются в форме морального закона. В.А. Канке в своей книге «Основные философские направления и концепции. Итоги XX столетия» приводит мысль Канта «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же самое время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Тот, кто разумен, уже в силу этого морален настолько, что к нему бессмысленно предъявлять какие либо претензии. Человек разумный ответственен по определению» [69].

Неклассическую концепцию философии этики ответственности представляет герменевтика. Философия этого подхода состоит в особом понимании бытия. Мир задает человеку вопрос, а человек должен давать вполне практический ответ. В этом и заключается ответственность человека. Следовательно, с позиции этики ответственности человек свободен, но отвечает за последствия своих действий. Индивидуалистическая направленность классической теории этики представляет современный аспект развития философии этики ответственности. «Этика ответственности предлагает индивиду быть каким угодно, но таким, чтобы обеспечить лучшее будущее». «Ответственность выше свободы и справедливости», - пишет В.А. Канке [69, с.297].

В психолого-педагогических исследованиях ответственность раскрывается в аспекте трех компонентов: рационального, волевого и эмоционального. Научное понятие «ответственность» связывается с исполнением обязанностей, долга, с необходимостью отчитываться за «это». «Границы долга, способность человека к выполнению долга и условия его правоты или виновности составляют ответственность», - пишет К. Муздыбаев [106, с.З]. Ответственность педагога отражает содержание и объем профессиональных задач, профессиональных обязанностей, долга, личностную ответственность за выполнение нормативных требований, соответствующих профессиональному стандарту специалиста. Морально и профессионально-деятельностная ответственность составляет социальную ответственность, отражающую общественную необходимость в форме сознания, способов деятельности, последствий деятельности, в форме чувства ответственности, долга и совести. Личностная и профессиональная ответственность педагога представляет собой отношение к обществу, отношение к социальным ситуациям, государственной политике, перспективам развития общества, к законам и морали общества, к педагогическому долгу воспитания молодежи, к созидательному построению гражданского общества.

Ответственность педагога характеризует его гражданскую культуру, субъективное отношение к своим профессиональным обязанностям на основе когнитивных процессов и социокультурной грамотности, морали общества и личной нравственности. Профессионально-ролевой подход к определению профессионально-правовой ответственности слагается исходя из профессиональных функций, которыми наделен педагог, социокультурных обязанностей воспроизводить и развивать гуманистические межличностные и общественные отношения, воспитывать молодежь в системе норм морали.

Итак, гражданская ответственность педагога есть личностная и профессиональная ответственность. Проявление ее как качества личности связано с социальной культурой личности, гражданской культурой, которая является существенной составной частью педагогической культуры и общей культуры личности.

Экспериментальная методика формирования профессиональной ответственности как компонента гражданской культуры педагога

Методологической базой формирования гражданской культуры студентов является вузовское образование, предусматривающее целевую направленность образования на формирование гражданской культуры студентов. Социальный аспект слагается на основании системного, аксиологического и культурологического оснований. Систематизация этих аспектов осуществляется на ценностно-целевом уровне в виде сложной системы взаимосвязей между различными учебными курсами. При этом названные аспекты проектирования и реализации образования рассматриваются в контексте с целями социального образования, осуществление которого строится посредством межпредметных связей.

Проектирование образования как проблема модернизации образования рассматривается в целом ряде научных трудов, в частности в работах А.А. Вербицкого, И.В. Виндт, В.В. Краевского, B.C. Леднева, и других авторов. Однако социальный аспект недостаточно четко прослеживается в этих исследованиях. Методологический аспект образования социального профиля нуждается в специальном отображении и в государственных документах. Так Б.С. Гершунский считает, что аксиологический блок в структуре федерального закона «Об образовании», а также в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине развития образования в России в Концепции модернизации российского образования должным образом не обоснован. Необходимо выделить общие инвариантные для развития образовательных систем целевые приоритеты. «На самом высшем уровне целеполагания неизбежен выход за пределы собственно педагогических критериев в широкую социальную сферу, которая только и может служить наиболее надежной основой оценки эффективности образовательной деятельности в стране» [46, с.З].

Традиционно социальная парадигма образования связана с удовлетворением государственных требований к подготовке специалистов. Современная концепция образования обращена на самореализацию личности, формирование знаний, умений и навыков, творческих качеств личности, необходимых для трудовой и общественной деятельности. Личностно-ориентированное обучение и образование при соблюдении стандартов профессиональной подготовки составляет важнейшее направление в формировании личностной социальной позиции педагога, профессиональной самореализации в системе культуры. Чтобы образование достигало своих целей необходимо, чтобы:

- образование было нацелено на реализацию индивидуальной образовательной траектории;

- последовательно осуществлялся контроль достигнутых успехов образования в области профессиональной самореализации личности и своевременно вводились необходимые коррективы;

- управление системой образования осуществлялось на основе дифференциации целей образования и вариативности обучения.

Профессиональное образование должно обеспечивать статус личности в обществе, способствовать востребованности специалиста и создавать условия для становления и развития гражданского общества. Практико-ориентированные образовательные технологии необходимы для общего школьного образования и для профессионального обучения. Тем более что профессиональная подготовка педагога, профессиональные функции которого направлены на воспитание детей и молодежи, на формирование интеллектуальной и мотивационно-волевой ориентации на социализацию, на освоение и воплощение в жизнь всей совокупности ценностей, составляющих феномен гражданственности. В качестве приоритетных социальных ценностей Г.Н. Филонов называет следующие: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, в семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [160, с.24].

Формирование гражданственности следует осуществлять на когнитивном, мотивационном и деятельностно-операционном уровнях. Для осуществления этих направлений образования необходимы инновационные технологии, направленные на поэтапное формирование гражданственности как качества личности и качества профессиональной педагогической деятельности. В реальном образовательном процессе формирование гражданской ответственности студентов осуществляется на теоретическом уровне и слабее представлено на функциональном уровне - в учебно-профессиональной деятельности в условиях конкретного социума. В теоретическом плане студенты должны изучать закономерности и функциональные особенности процессов становления гражданского общества и демократии в России. Однако в сегодняшней учебно-педагогической практике воспитание гражданственности программно и технологически недостаточно обеспечено. Социально-профессиональному самоопределению студентов уделяется мало внимания. Между тем гражданская культура должна воспитываться на всех уровнях предметного образования в целях формирования культуры сознания и культуры профессиональной деятельности.

А.С. Макаренко в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского осуществлял идею воспитания ответственностью. Совершенно очевидно, что эта идея представляет концептуальную основу педагогического воздействия на формирование личности. Именно это направление образования, с нашей точки зрения, создает в учебном процессе социальную субъектность. На основе оценивания последствий принятых решений и произведенных действий строится технология воспитания гражданственности. В нашей экспериментальной работе мы применяли этот метод. Результативность контроля, вызывающего соответствующую реакцию, пролонгируется на многие последующие действия, если педагогическое оценивание результатов учебных действий осуществляется с позиции объективного подхода, а педагогическая интерпретация учебной работы результата строится посредством выявления объективных и субъективных зависимостей между содержательными дидактическими характеристиками учебных ситуаций и целевыми критериями оценивания способов их разрешения студентами.

При определении степени сформированности ответственности у ответственности за сохранение суверенитета государства и демократизацию общества.

Экспериментальные условия III этапа предусматривали создание когнитивных ситуаций, которые предлагалось разрешить студентам. Критериями анализа выполненных студентами заданий служили характеристики ответственности: самостоятельность, высокое качество выполненного действия, доведение деятельности до получения результата, осуществление деятельности в срок, предвидение результатов своей деятельности, готовность помочь другому при выполнении деятельности, использование максимума информационных источников и средств для выполнения деятельности, готовность идти на риск для достижения целей деятельности.

Студентам был предложен опросник «Ответственное поведение», который позволил определить личную ответственность студентов в деятельности. При этом вид деятельности не был определен. На основе ответов по опроснику был проведен их анализ по следующим направлениям:

- отношение к трудностям;

- предвидение результатов деятельности;

- осуществление своих намерений;

- отношение к обязанностям;

- отношение к обещаниям;

- отношение к последствиям своих поступков;

- представление о том, за что человек должен нести ответственность;

- эмоциональное отношение к ответственным делам.

Похожие диссертации на Формирование гражданской культуры студентов педагогических вузов