Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Тинькова, Зинаида Сергеевна

Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки
<
Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тинькова, Зинаида Сергеевна. Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Тинькова Зинаида Сергеевна; [Место защиты: Тул. гос. ун-т].- Орел, 2013.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/545

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Организационно-педагогические аспекты формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма средствами режиссерской подготовки

1.1 Требования к профессиональной подготовке и особенности профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма

1.2 Режиссерская подготовка как историко-педагогический феномен

1.3 Разработка модели формирования организационно-коммуникативных компетенций средствами режиссерской подготовки в структуре профессионального образования бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма .

1.4. Критерии, уровни и показатели формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма

Глава II Опытно-экспериментальное исследование и результаты формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма

2.1 Технология реализации модели формирования организационно-коммуникативных компетенций в процессе вузовской подготовки будущих бакалавров рекреации и туризма

2.2 Результаты экспериментальной работы по формированию организационно-коммуникативных компетенций в процессе вузовской подготовки будущих бакалавров рекреации и туризма

2.3 Психолого-педагогические условия реализации модели формирования организационно-коммуникативных компетенций

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная концепция модернизации российского образования, одобренная государством, предъявляет особые требования к обучению студентов высших учебных заведений как к сфере активного участия в становлении личности человека, воспроизводства ее жизненных принципов, идеалов, проектов и их реализации.

В современных условиях переход на многоуровневое образование и интеграцию предъявляют жесткие требования к обеспечению функциональной грамотности выпускников, усилению внимания к культурологическому содержанию профессиональной подготовки. Поэтому особую значимость приобретают научные труды, раскрывающие различные аспекты профессий сферы рекреации и туризма (Т.И. Гальперина, Р.С. Димухаметов, Э.Ф. Зеер, В.С. Макеева и др.). В частности это проявляется в увеличении объема специальных знаний, появлении новых форм организации физической рекреации на основе театрализации, анимации, командообразования, личностных запросов, внедрения event – технологий и т.д.

В настоящее время бакалаврам рекреации и спортивно-оздоровительного туризма необходимо освоить свыше 50 общекультурных и профессиональных компетенций. Большинство из них направлены на формирование профессионально значимых и личностных качеств, умение использовать накопленный опыт в профессиональной деятельности, а также способность эффективно действовать в конкретной жизненной ситуации, что значительно усложняет как само изучение профессии, так и подготовку к ней.

Профессия бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма относится к типу «человек-человек», где особо важным становиться наличие толерантности, устойчивых коммуникативных навыков, умения убедительно говорить с людьми, увлекать их создавать доброжелательную атмосферу общения, эмпатию, умения корректно показывать это окружающим.

Одним из основополагающих факторов развития профессиональных компетенций бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма является овладение организационно-коммуникативными компетенциями, ядро которых составляют способность к фасилитации и владению основами режиссерского мастерства. Такие методы режиссерской подготовки, как тренинги, пластические и речевые этюды, упражнения, игра и т.д. способны развить не только личностные, но и профессионально значимые компетенции, снять проблемы «зажатости», закомплексованности, неумения точно выражать мысли и др. Важнейшим квалификационным параметром тут выступает творческая компонента труда, сочетающая в себе ряд личностных и профессиональных качеств, способностей, умений, позволяющих создать оригинальную, самобытную, эстетически привлекательную, технологически эффективную продукцию.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы профессиональной подготовки студентов высшей школы на современном этапе социально-экономических отношений развернуты в общих теоретических обоснованиях и основополагающих понятиях: обучение, подготовка, готовность; дидактические приемы, формы, методы и средства и пр. (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, А.М. Новиков, Ю. Н. Петров, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Б.А. Соколов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, В.В. Шапкин). Вопросам профессиональной подготовки в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма посвящены исследования по формированию профессионально-значимых качеств (Е. А. Шанц); педагогическим аспектам системы внедрения К.С. Станиславского (В.С. Макеева, Т.Н. Мостовая, З.А Масленникова).

К способам продвижения и профессионального развития будущего бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма следует отнести формирование организационно-коммуникативных компетенций, способствующих облегчению общения и взаимодействия людей в процессе усвоения определенного социального опыта.

Включение в обиход понятий «компетенция», «компетентность» раскрываются в исследованиях В.А. Болотова, И.Я. Лернера, А.А. Орлова, И.Ф. Исаева, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и др. Компетентностный подход, идея которого была заложена в 1980-1990-х гг, предполагает определение теоретико-методологических положений, проектирования содержания образования, поиск эффективных технологий обучения, воспитания и развития студентов, разработку методики оценки сформированности компетенций.

Ядром компетенций являются деятельностные способности – совокупность способов действий. По справедливому мнению Хуторского А.В., особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [189].

Важнейшим средством эффективной реализации организационно-коммуникативных компетенций выступает владение режиссерским мастерством. Так, ряд авторов указывают на необходимость режиссерской подготовки педагога к уроку (С.Д. Якушева, Г.Н. Новикова, Л.Г. Щукина и др.). Ряд исследований посвящены данному вопросу в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности (М.Ю.Горбунова, И. И.Булыгина, Н. И.Гаранин, Э.В.Вершковский, Гальперина Т. И., Приезжева Е. М., Л.Ф. Афонченко, Н.К. Бакланова, Л.А. Жумаева, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова и др.).

Облегчению организации и коммуникативного взаимодействия людей служит фасилитационная педагогика, начало которой заложено в теории К. Роджерса, и концепция диалогового общения М.М. Бахтина. Отмечается, что как часть личностно ориентированного обучения фасилитация в условиях нарастающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрезмерной информатизации выступает эффективным средством гуманитаризации и гуманизации вузовского образования, психологизации технологий обучения (Г.В. Лаврентьев, Э. Ф. Зеер, И. В. Жижина, М.В. Войтенко).

Несмотря на довольно широкий спектр исследований, можно отметить недостаточную изученность средств и методов формирования организационно-коммуникативных компетенций у будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма как фактора их успешной профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью анализа направлений и выделения этапов их формирования, накопления опыта и реализации в профессиональной подготовке.

Таким образом, анализ научной литературы и современной практики высшего профессионального образования по направлению подготовки «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» позволил выявить противоречия между:

- возросшим спросом на качество высшего профессионального образования в постоянно меняющихся условиях жизни и недостаточной научно-методической разработанностью в аспекте развития новых подходов, форм и видов образовательной деятельности;

- необходимостью формирования организационно-коммуникативных компетенций и существующей системой обучения, в неполной мере учитывающей профессиональную направленность указанных компетенций и их значимость в профессиональной деятельности,

- необходимостью соблюдения психолого-педагогических условий, облегчающих организацию деятельности и коммуникации людей и недостаточной разработанностью их реализации в структуре учебных дисциплин этого направления подготовки.

Необходимость разрешения указанных противоречий позволяет определить проблему исследования, сущность которой состоит в выделении, обосновании и разработке научного подхода к формированию организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма на основе режиссерской подготовки, учитывающей современные тенденции профессионального развития современных студентов. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Актуальность данной проблемы, практическая востребованность и наличие теоретических предпосылок её разрешения предопределило выбор темы диссертационной работы: «Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма».

Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Предмет исследования: формирование организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Цель исследования: определить место режиссерской подготовки, разработать ее модель и обосновать психолого-педагогические условия эффективности данной модели в формировании организационно-коммуникативных компетенций у будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма станет более эффективным, если будет сделано следующее:

- использован личностно-деятельностный, компетентностный и интегративный подходы как теоретико-методологическая стратегия профессиональной подготовки студентов;

- разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе модель формирования организационно-коммуникативных компетенций на основе режиссерской подготовки;

- определены этапы формирования организационно-коммуникативных компетенций на основе режиссерской подготовки;

- выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию организационно-коммуникативных компетенций в профессиональной подготовке.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и содержание организационно-коммуникативных компетенций в профессиональном образовании будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

2. Разработать модель и этапы формирования профессиональных компетенций на основе режиссерской подготовки будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

4. Выявить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих формированию организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма на основе режиссерской подготовки.

Методологическими основаниями исследования являются фундаментальная теория познания (В.В.Ильин, В.Г.Кузнецов, А.В.Панин и др.); научные представления о деятельности как особой объективной реальности (П.А.Флоренский, Э.Г.Юдин и др.); выводы о единстве сознания и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); принципы развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.); положения компетентностного (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Г.Л. Ларионова, A.В. Хуторской и др.), деятельностного (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), личностного (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), интегративного (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, А.Б. Беляева, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.) подходов.

Теоретической основой исследования являются общетеоретические аспекты профессиональной подготовки в вузе (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков и др.); основные идеи и положения художественной дидактики (М.О. Кнебель, Б.М. Неменский, В.М. Фильштинский и др.); положения театральной педагогики, посвященные воспитанию творческой личности (Л.В. Грачева, Б.Е. Захава, Г.В. Кристи, В.И. Немирович-Данченко, Л.П. Новицкая, А.Д. Попов, Г.А. Товстоногов, М.А. Чехов и др.); теоретические труды ведущих отечественных режиссеров театрализованных представлений и праздников (О.Л. Орлов, О.И. Марков, А.А. Рубб, А. Д. Силин, И. Г. Шароев и др.); исследования профессионально значимых качеств специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и др.); описание применения активных методов обучения (Е.Р. Аргунова, A.A. Вербицкий, Н.В. Борисова, О.А. Голубкова, Ю.Н. Емельянов, М.М. Кашапов, В.Н. Майсак, Л.А. Петровская, П.И. Пидкасистый, А.М. Смолкин и др.).

В исследовании были использованы следующие группы методов:

теоретические (теоретико-методологический анализ; понятийно-терминологический анализ; теоретическое моделирование; анализ психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; сравнительный анализ; контент-анализ);

эмпирические (наблюдение; анкетирование; беседа; оценка и самооценка; экспертная оценка; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент);

статистическая обработка данных (статистический анализ).

Базой исследования является ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс (направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризма»). В исследовании участвовали студенты 1- 4 курсов в количестве 50 человек.

Исследование было проведено поэтапно в период с 2010 по 2013 гг.

Первый этап (2010-2011 гг.) был связан с анализом уровня разработанности проблемы в философской, культурологической, психологической и педагогической литературе; уточнением понятий, относящихся к проблеме исследования; изучением состояния подготовки будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма к профессиональной деятельности; определением актуальности темы; формированием рабочей гипотезы, определением цели, задач, базы исследования, разработкой его программы; проведением констатирующего эксперимента.

Основными методами исследования являлись анализ нормативных документов, который использовался для обоснования актуальности проблемы и определения путей ее решения; теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ, который применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ, послуживший основой целостного рассмотрения проблемы и обобщения педагогического опыта подготовки будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; констатирующий эксперимент по оценке их готовности к профессиональной деятельности; контент-анализ и опрос, который доказал необходимость введения режиссерского аспекта в программу подготовки бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Второй этап (2011 – 2013 гг.) включал в себя решение следующих задач: проведение формирующего эксперимента; координацию, анализ и совершенствование деятельности преподавателей, участвующих в эксперименте; апробацию материалов, полученных в ходе эксперимента.

Основными методами исследования на этом этапа были формирующий эксперимент по практической реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, беседа.

На третьем этапе (2013 г.) решались следующие задачи: определялась логика и систематизация изложения материала; осуществлялась интерпретация результатов с формулированием выводов и научно - методических рекомендаций; осуществлялось литературное оформление диссертации.

На третьем этапе исследования применялись следующие методы научного познания: анализ, систематизация, обобщение, математические методы полученния результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выдвинут и разработан нетрадиционный подход к формированию организационно-коммуникативных компетенций на основе режиссерской подготовки, разработана профессиограмма бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма;

- разработана структурно-функциональная модель формирования организационно-коммуникативных компетенций и технология ее реализации на основе режиссерской подготовки, состоящая из целевого, содержательного, технологического, критериально-оценочного и результативного блоков;

- установлены основные этапы формирования организационно-коммуникативных компетенций, каждый из которых имеет свою профессионально-педагогическую специфику и особенности;

- разработан критериально-оценочный аппарат для определения эффективности предложенной модели;

- доказаны психолого-педагогические условия формирования организационно-коммуникативных компетенций в процессе режиссерской подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке теории профессионального обучения бакалавров рекреации и туризма: в обосновании психолого-педагогических условий формирования организационно-коммуникативных компетенций в процессе режиссерской подготовки, конкретизации понятий «режиссерская подготовка», «режиссерское мастерство бакалавра рекреации и туризма»; в расширении поля профессионального знания о влиянии психолого-педагогических условий, внедряемых и реализуемых в процессе формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма при подготовке к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в положительных изменениях в системе профессионального образования бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма при внедрении режиссерской подготовки в ряд специальных дисциплин. Спроектированная модель формирования организационно-коммуникативных компетенций и технология ее реализации способствует оптимизации и интенсификации процесса формирования организационно-коммуникативных компетенций. Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет осуществлять эффективную диагностику уровней сформированности организационно-коммуникативных компетенций; разработанный и апробированный курс «Режиссерское мастерство рекреолога», а также учебно-методическое обеспечение цикла профилирующих дисциплин средствами и методами режиссерской подготовки могут быть использованы в профессионально-педагогической практике студентов в условиях детских оздоровительных лагерей, учреждений санаторного типа, при разработке курсов по выбору студентов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются анализом и учетом современных достижений психолого-педагогической науки и комплексной методикой исследования проблемы, тщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы, проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы и подтверждаются успешным внедрением его результатов в практику работы «Государственного университета – учебно-научно-производственного комплекса»(2010 - 2013 г.г.), актом внедрения, обширной исследовательской базой, публикацией материалов и получением о них положительных отзывов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование организационно-коммуникативных компетенций в процессе режиссерской подготовки осуществляется через воздействия на чувства, разум и деятельность участников мероприятий, через обращение к их памяти, мыслям и воле, в результате чего происходят изменения личностных качеств и свойств (установок, отношений, мотивов и ценностей) студентов и профессиональное воплощение этих качеств в деятельности и общении. Режиссерская подготовка будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма осуществляется на пересечении эмпатийного и рефлексивного начал и проявляется в творчестве и креативности субъекта труда.

2. Педагогическая модель формирования организационно-коммуникативных компетенций в процессе режиссерской подготовки состоит из целевого (включающего разработку цели, задач, планируемый результат), содержательного (реализующего необходимые компетенции в соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами), технологического (состоящего из подготовительного, процессуального, аналитического этапов, необходимых для реализации модели, педагогических условий), критериально-оценочного (включающего критерии, показатели и уровни сформированости компетенций), результирующего (отражающего переход к креативному уровню сформированности профессиональных компетенций) блоков.

3. Процесс формирования организационно-коммуникативных компетенций на основе режиссерской подготовки включает этапы: внутренний мир (снятие зажимов и комплексов, познание своего «Я», выстраивание системы ценностей); искусство звучащего слова (техника звучащего слова, логика речи и средства речевой выразительности; основы сценического движения (свобода мышц, развитие физических качеств); хореография, музыкальное искусство (хореографическая подготовка, мизансцена тела, музыкальные иллюстрации, партитуры номера, эпизода, представления); профессиональное мастерство режиссера (массовые художественно-спортивные представления, технологии и разработка художественного оформления, сценарно-режиссерского замысла; я режиссер (совершенствование двигательных умений и навыков, учебная и реальная практика в применении знаний, умений и навыков в двигательном мастерстве, в сценарно-режиссерской подготовительной и премьерно-репертуарной деятельности, участие в работах режиссерско-постановочных групп вуза.

4. К психолого-педагогическим условиям формирования организационно-коммуникативных компетенций в процессе режиссерской подготовки отнесены: введение диалога, процедур и операций поддержки в процессе обучения, режиссерского аспекта в предметах по выбору, а также включение элементов режиссерской подготовки в программы профилирующих предметов; соблюдение межпредметных связей; реализация замыслов и организация рекреационных и спортивно-туристских мероприятий в рамках практических занятий в вузе, педагогической практики в оздоровительных лагерях, в учебных заведениях всех уровней в масштабе регионального центра.

5 .Эффективность реализации модели и психолого-педагогических условий формирования организационно-коммуникативных компетенций на основе режиссерской подготовки выявляется на основании критериев профессиональной готовности, включающих мотивационный критерий (увлеченность познавательной деятельностью, ориентация на будущую профессиональную деятельность, стремление к творческой самореализации); психологические качества и личностные свойства, которые отражают способность к эмпатии, наличие коммуникативных способностей, сформированность профессиональных знаний и умений, фасилитации и основ режиссерского мастерства; коммуникативный критерий, который предусматривает взаимосвязи между компонентами образовательной деятельности, отражает содержание рефлексивного знания; знание профессиональных терминов и понятий, умение сопоставлять и анализировать, владение современными научными представлениями, постановку цели и задач, обоснованность выводов; физический критерий (готовность активно заниматься профессиональной деятельностью, которая требует хорошей физической подготовки); оценочно-аналитический критерий( диагностика и самодиагностика профессиональной деятельности).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций основных положений исследования, выступлений с докладами и обсуждениями основных положений исследования на заседаниях кафедры «Госуниверситета – УНПК», на всероссийских и международных конференциях в г.г. Орел, Тула, Пинск, Брест. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в акте внедрения, разработке курса по выбору «Режиссерское мастерство рекреолога», десяти публикациях автора, в том числе, в 4 статьях, включённых в реестр ВАК РФ, а также в учебном пособии «Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры» (общим объемом 12 п.л.).

Структура диссертации определяется логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования. Работа иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Режиссерская подготовка как историко-педагогический феномен

В профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма наиважнейшим квалификационным параметром выступает творческая компонента труда, сочетающая в себе ряд личных и профессиональных качеств, позволяющих создать оригинальную, самобытную, эстетически привлекательную, технологически эффективную продукцию. К эффективным методам достижения результатов в этом направлении относятся изучение основ режиссерского мастерства, позволяющих создать единый, гармонически целостный продукт (спортивно-зрелищные мероприятия, культурно-досуговые программы) с помощью всех доступных средств, методов и ресурсов, так как режиссерская подготовка совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу по созданию творческого продукта в профессиональной деятельности.

В историческом аспекте внедрение режиссуры в образовательный процесс, проникновение театрального искусства в сферу вузовского образования, выяснение роли режиссерской подготовки в профессиональной деятельности бакалавров рекреации и туризма претерпели ряд изменений. Отражение всего многообразия динамичных пространственно-временных форм и проявлений реальной действительности наибольшее развитие получило в форме цирковых и карнавальных представлений, театра, синтезировавших в себе декламацию, пение, танец, музыку [6 с. 13].

Режиссура театрального искусства и организации спортивных праздников прошла долгий путь развития и становления на протяжении несколько эпох: с античности до наших дней. В искусстве античного мира следует выделить единство авторского и исполнительского творчества, представлявших широкий простор для свободной импровизации. Действо не должно было выходить за пределы одного дня. Такое положение обозначено впоследствии классицистами XVII в. в виде правила единства времени и места. У этрусков и римлян существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал театр народной комедии, театр гистрионов, к миму был близок народ-ный театрателан с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. От импровизации и непредсказуемости театр постепенно приобретал черты коллективной деятельности, в которой свобода не может быть безгранична. Для придания зрелищу целостности и завершенности необходима роль, организующее начало, руководитель, организатор, что впоследствии привело к зарождению искусства режиссуры [81 с. 143].

Под разными «личинами», под разными наименованиями режиссер неизменно существовал в сценическом искусстве, фольклоре, спорте, т.к. его бытие порождено основной сущностью театрального, фольклорного, спортивного зрелища, состязаний.

Огромное место в жизни широчайших народных масс античности занимали массовые зрелища и праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра и массовых зрелищ. Крупнейшие спортивные соревнования древности, Олимпийские и другие Игры, имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций.

Развитие режиссуры в период средневековья в искусстве пережило трудные времена. Главенствующие позиции занимает аскетизм, где тело считалось только оболочкой для души, неким вместилищем греховности. Однако театр в силу своих видовых особенностей предполагал обязательное непосредственное участие зрителей в спектакле. Из народной среды стали выделяться люди, начинавшие заниматься играми и действами профессионально. Постепенно происходит и профессиональная дифференциация по видам творчества: появились странствующие комедианты, потешавшие народ на площадях и ярмарках (буффоны), актеры-музыканты, развлекавшие высшие сословия в замках (жонглеры), придворные сказители, воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и доблесть (трубадуры). Любое действо данного плана стало требовать особой подготовительной работы. Подготовительная работа (говоря современным языком, репетиционный период) иногда длилась несколько месяцев. Для осуществления общего руководства и координации действий сотен исполнителей стал назначаться «conducteur du jeu» – «руководитель игры», прообраз нынешнего режиссера-постановщика. Тогда же зародилось и мощное, живое до сих пор движение театральной самодеятельности. В эпоху Возрождения формируется новое гуманистическое мировоззрение, наблюдается бурный всплеск развития культуры и практически всех видов искусства. Провозглашается вера в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицание схоластики и аскетизма. Эпоха Ренессанса подняла на щит человека «физического», ему она устраивала повсеместный культ, основным идеалом красоты явились понятия «здоровье» и «естественность». Подчеркивалась мысль, что свободная двигательная активность и физические упражнения делают личность человека гораздо более здоровой, жизнерадостной и работоспособной. Все воспитание и обучение должно строиться на здоровой физической основе. Эпоха Просвещения характеризовалась интеллектуальным и духовным движением, естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества на пути освобождения людских умов от старых предрассудков. Театр, цирк, соревнования и организация праздников становятся не только местом развлечения, но, главным образом – школой, школой разума, морали и гражданской добродетели. Все большее увлечение проводить грандиозные мероприятия требуют режиссера как организатора и проводника идей. Так, основная задача просветительского театра состояла в том, чтобы максимально сблизить его с жизнью, сделать героем спектакля обыкновенного человека, именно такого человека, чтобы распространить влияние просветительских идей на как можно большее количество людей.

Возникшие в социальной жизни XIX века противоречия определили сущность рекреационной культуры периода нового времени. Углублялось само понятие режиссерского искусства, заключающееся в творческой организации всех элементов мероприятий с целью создания единого, гармонически целостного произведения всех участвующих в коллективной работе над его сценическим воплощением. Таким образом, режиссура в рекреации как профессия прошла множество этапов своего становления, лишь более 100 лет назад она приобрела назначение и функции, характерные для нее. Огромную роль в становлении режиссерского мастерства сыграли актеры, драматурги, режиссеры конца XIX – начала XX века.

Режиссер рекреации стал творческим работником, отвечающим за художественную целостность сценического или спортивного произведения, объединяющий всю работу по подготовке зрелища или соревновательного действа (Толковый словарь Ушакова). Большая советская энциклопедия (1969 – 1978) дает упрощенную формулировку: «Режиссер - постановщик спектакля, кинофильма, эстрадно-концертной программы, циркового представления». В Толковом словаре Ожегова уделяется больше внимание творческому аспекту данной профессии: «Режиссер, - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ. Режиссер постановщик» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992). Исходя из данных определений, можно сформулировать ключевые понятия основного содержания деятельности режиссера, включающие творческий замысел, использование специфических средств, реализацию замысла во времени и пространстве. Условно его деятельность можно разделить на два этапа: замысла и реализации (постановки). Замысел выступает исходным представлением о будущем произведении, его осознанным прообразом, с которого начинается творческий процесс: план, заявка, набросок, экспликация. Но основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке. И как бы ни подготовился режиссер к работе, его творчество на этом этапе всегда носит импровизационный характер.

Разработка модели формирования организационно-коммуникативных компетенций средствами режиссерской подготовки в структуре профессионального образования бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма

Искусство управлять зачастую называют театром одного актера. Желание получить положительный эффект, т.е. быть профессионалом, требует от субъекта учебного труда: сочетания признаков функций не только руководителя, лидера, но и участника определенной группы. Необходимо построение такого учебного процесса, при котором от всех субъектов требуется поиск способов взаимодействия, проявления педагогического такта, доверия, диалога, простоты общения, воздействия без подавления самостоятельности, создания ситуаций успеха. Поэтому использование средств режиссерской подготовки открывает большие возможности для развития способности к фасилитации, а владение элементами актерского и основ режиссерского мастерства является необходимым средством проявления вышеперечисленных качеств в профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. В результате такого обучения: - происходит смена обывательской, потребительской позиции у студентов на активную, ответственную (взять на себя ответственность за свое учение); - наблюдается самостоятельность в принятии решений, самореализация в проведении рекреативных мероприятий; - грамотно используется учебный материал, осуществляется выход на творческий уровень; - развивается способность к сотрудничеству, кооперации; - изменяются мотивация и готовность к решению исследовательских задач.

В частности, тренингу поддаются процессы: включенность и заинтересованность; умение быть беспристрастным и непредвзятым, быть причиной и знать, что делать; умение общаться, продолжать работать с темой до ее завершения. Таким образом, изучение и анализ научной литературы, Федеральных государственных образовательных стандартов, анкетных данных, результатов экспертных оценок, позволили установить следующее: - результатом профессиональной подготовки выступает совокупность общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых студентам для последующей профессиональной деятельности; - коммуникация позволяет поддерживать интерес к участникам действия (учения, рекреации, труда и пр.) как к личностям, принятие их такими, какие они есть, обогащает эмоциональную сторону общения и межличностного взаимодействия; - основы режиссерского мастерства представляют собой специальные знания, умения и способности, позволяющие выполнять работу по созданию творческого продукта, что является неотъемлемой частью профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; - формирование способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства наиболее эффективно осуществляется средствами и методами режиссерской подготовки.

В соответствии с вышесказанным, режиссерская подготовка рассматривается нами как организованный педагогический процесс, реализуемый с целью овладения будущими бакалаврами рекреации и спортивно-оздоровительного туризма способностью к фасилитации и освоению основ режиссерского мастерства, необходимой им для последующей профессиональной деятельности. Результатом режиссерской подготовки является сформированность организационно-коммуникативных компетенций и готовность выпускника к выполнению творческой компоненты профессиональной деятельности. Успех профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма зависит от умения общаться и создавать благоприятную, теплую обстановку общенияс окружающими. Для этого необходимо сочетать в себе особенности режиссера, педагога, философа, психолога, специалиста по риторике, рекламе и т.д. Часть студентов уже на этапе профессиональной подготовки интуитивно улавливают конъюнктуру рынка и умело сочетает в себе вышеперечисленные качества. Но обладать совокупностью качеств и умело создавать атмосферу доверительного общения удается не каждому, поэтому так остро стоит задача о воспитании вышеперечисленных компетенций у будущих профессионалов рекреации и туризма. На наш взгляд, это связано с тем, что режиссерскому аспекту, проявляемому в творческой организации компонентов процесса, в подготовке бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма уделяется недостаточное внимание [127]. В результате этого возможна остановка в профессиональном развитии, что приведет к снижению рейтинга специалиста на рынке труда и торможению его карьерного роста. Педагогический потенциал режиссерской подготовки видится нам в особом, интегративном сочетании индивидуального и коллективного творчества, специфическом способе реализации замысла автора, создающего ситуацию сотворчества, встречу смыслов, опыта, впечатлений. Знание характерных для режиссуры аспектов позволяет принципиально по-новому строить взаимодействие с коллективом, решать нестандартные задачи, воспринимать информацию.

Результаты экспериментальной работы по формированию организационно-коммуникативных компетенций в процессе вузовской подготовки будущих бакалавров рекреации и туризма

Теоретический анализ сущности, содержания и структуры профессиональной деятельности бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма и возможностей использования основ режиссерской подготовки в их профессиональном обучении, проведенный в первой главе настоящего исследования, позволил разработать структурно-функциональную модель формирования организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма средствами режиссерской подготовки. В практической части исследования необходимо проверить эффективность разработанной модели. Для проверки эффективности разработанной модели была подготовлена программа опытно-экспериментальной работы, включающая цели, задачи и методы экспериментального исследования. Для нас основными требованиями при разработке образовательной технологии, направленной на формирование организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и туризма, явилась опора на личность студента, его склонности и способности, а также на потребность творческой реализации системы профессиональных знаний, умений и навыков. Процесс исследования имел ярко выраженные этапы: теоретико-практический, учебно-профессиональный, практический.

На теоретико-практическом этапе создавалась информационная база для формирования организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и туризма, когда студенты получают новые теоретические знания, систематизируют их, соотносят уже с имеющимися знаниями, практическими умениями и навыками в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Основными организационными формами деятельности студентов при усвоении содержания является учебная деятельность академического типа при ведущей роли лекций и семинаров.

Учебно-профессиональный этап позволяет полученные на первых этапах знания и умения закрепить в практической деятельности студентов, что подводит их к определенному уровню готовности к проведению самостоятельных рекреационно-оздоровительных мероприятий, формируется мотивационно-ценностное отношение к избранной профессии. Организационными формами деятельности студентов на данном этапе являются участие в судействе соревнований рекреационно-оздоровительной направленности, однодневные походы и экскурсии, педагогическая практика, деловые игры, консультирование, тренинги, интерактивные виды практических занятий.

Практический этап предусматривает использование теоретических знаний, практических умений и навыков в самостоятельной организации студентами мероприятий рекреационно-оздоровительной направленности, реализация культурно-досуговых программ с различным контингентом занимающихся. Очевидно, что все большее значение приобретает умение не только использовать полученные знания в условиях профессиональной деятельности, но и самостоятельно видеть и эффективно решать профессионально значимые проблемы. Студенты в индивидуальном темпе и в соответствии со своими возможностями, но под контролем преподавателя выполняют предложенные им задания, способствующие развитию организационно-коммуникативных компетенций. В задачи преподавателя входит помощь студенту выбрать наиболее подходящий, наиболее выгодный для него образец, стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых одинаковыми посредством стандартизации всех приемов и способов работы. Все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы, результатом реализации каждого из них является сформированность организационно-коммуникативных компетенций, которые описывают деятельность студентов на четырех уровнях: творческом, высоком, среднем и низком.

Главной целью проводимого эксперимента является реализация разработанной модели формирования организационно-коммуникативных компетенций путем внедрения в реальный учебный процесс разработанной педагогической технологии, включающей компонент режиссерской подготовки. Осуществляя предложенную технологию процесса формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма в ходе опытно-экспериментальной работы, мы поставили перед собой ряд задач: 1. Определить начальный уровень организационно-коммуникативных компетенций будущих бакалавров рекреации и туризма. 2. Внедрить педагогическую технологию формирования организационно-коммуникативных компетенций. 3. Проследить динамику критериев сформированности организационно-коммуникативных компетенций. 4. Определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия реализации модели организационно-коммуникативных компетенций.

Психолого-педагогические условия реализации модели формирования организационно-коммуникативных компетенций

Качественная реализация предложенной модели формирования организационно-коммуникативных компетенций средствами режиссерской подготовки это целостный и достаточно трудоемкий процесс. Условиями успешного освоения всех этапов педагогической модели в процессе подготовки бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма являются: предварительное проектирование системы творческих занятий; осуществление на всех этапах объективного контроля достижения поставленных дидактических задач; структурная и содержательная целостность технологии обучения; выбор и применение оптимальных для данной формы организации учебного процесса методов, приемов и средств.

Для того чтобы педагогическая модель выполняла свою функцию повышение качества формирования организационно-коммуникативных компетенций студентов, необходимо создать определенные психолого-педагогические условия.

Для начала необходимо конкретизировать понятие «условие». В контексте исследования «условие» трактуется как качественная характеристика явлений, процессов и факторов образовательной среды, отражающая основные требования к организации деятельности [15], совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи [130], комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса. Создание определенных педагогических условий продиктовано целью, конкретным представлением конечного результата и спецификой среды, в которой осуществляется процесс достижения цели. Это и является основными факторами выбора психолого-педагогических условий.

Организационно-коммуникативные компетенции предполагают изучение психологического аспекта, моделирование явлений во внутренних структурах личности студента с целью направленного воздействия на них. Педагогический аспект связывает психологическое содержание с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений, свойств; он предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействий [68]. Поэтому, применительно к экспериментальной педагогической модели, целесообразно говорить о психолого-педагогических условиях, под которыми понимают конкретные способы педагогического взаимодействия конкретных мер в образовательном процессе, направленных на формирование организационно-коммуникативных компетенций, при этом учитывая исходные условия, психологические особенности студентов и эффективные методы воздействия. Ппсихолого-педагогические условия традиционно делятся на три основные группы: 1) информационные (содержание образования; когнитивная основа педагогического процесса), 2) технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности; процессуально-методическая основа педагогического процесса) и 3) личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса; психологическая основа образовательного процесса [68].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что психолого-педагогические условия первой и второй групп характеризуют, собственно, процесс всестороннего изучения у бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма фасилитации и основ режиссерского мастерства, а содержание третьей группы составляет психолого-педагогические условия эффективного функционирования процесса реализации экспериментальной модели. В контексте нашего исследования интерес представляют психолого-педагогические условия, определяющие успешность формирования организационно-коммуникативных компетенций, использование режиссерской подготовки в обучении бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. В качестве психолого-педагогических условий формирования организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма можно выделить три группы: - реализация андрагогических принципов; - организация образовательного процесса, обеспечивающая единство знаний и деятельности студентов, формирование у них адекватных представлений о реальной профессиональной действительности, о тех ролевых функциях, которые им предстоит выполнять; - реализация основных положений компетентностного подхода к образованию, выбор которых определяется сущностью и целевой направленностью этого подхода. Вышеназванные группы условий могут быть описаны в терминах процесса эффективной реализации экспериментальной модели. Экспериментальная модель предполагает обеспечение положительной мотивации к фалиситации и основам режиссерского мастерства как необходимому регулятору их будущей профессии на основе соблюдения непрерывности, системности в организации процесса подготовки внутри цикла общепрофессиональных и профессиональных дисциплин; ориентацию процесса профессиональной подготовки на личность как носителя ценностей; создание комфортного психологического климата и эмоционального состояния; применение методов, активизирующих актерские и режиссерские качества студентов. Важным психолого-педагогическим условием, направленным на формирование организационно-коммуникативных компетенций, является построение процесса обучения с учетом интегративно-культурологического принципа, учитывающего содержательную полиаспектность и полифункциональность творческой деятельности. В основе содержания профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма находится культура отдыха и здоровья, являющаяся ее культурологической составляющей, поэтому интегративный подход в рамках нашего исследования необходимо сочетать с культурологическим. Личностно-творческий аспект последнего для нашего исследования обусловлен объективной связью индивида (студента) и культуры. Индивид, в нашем случае, будущий бакалавр рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, является носителем культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом творчества. Данное условие реализовывалось с помощью спецкурса «Режиссерское мастерство рекреолога».

Третьим психолого-педагогическим условием в нашем исследовании выступает реализация учебно-практического аспекта, обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Практически доказано, что высокие теоретические показатели не дают гарантии успешного практического применения их в профессиональной деятельности, поэтому необходимо тесное переплетение практических и теоретических занятий. Режиссерская подготовка помогает будущему бакалавру рекреации и спортивно-оздоровительного туризма «примерить», физически прочувствовать свою будущую профессию внутри сложившегося коллектива с помощью моделирования проблемных ситуаций, пластических и речевых этюдов, выполнения тренинговых упражнений. Организаторская работа, лежащая в основе спецкурса «Режиссерское мастерство рекреолога», также дает возможность непосредственно прикоснуться к будущей профессии, проанализировать свою практическую работу и исправить недостатки во время учебного процесса.

Похожие диссертации на Формирование организационно-коммуникативных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки