Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Хапилина Наталья Владимировна

Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки
<
Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хапилина Наталья Владимировна. Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Брянск, 2006. - 268 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические подходы к формированию проектной деятельности в процессе изучения графических дисциплин в вузах 13

1.1. Сущность и структура графической подготовки студентов вузов 13

1.2. Становление проектной деятельности, ее содержание и структура 28

1.3. Условия формирования проектной деятельности в процессе графической подготовки студентов вузов 51

1.4 Модель формирования проектной деятельности студентов вузов в процессе изучения графических дисциплин 62

Выводы по первой главе 81

Глава II. Методика формирования проектной деятельности студентов вузов в ходе обучения графике 84

2.1. Средства обеспечения процесса формирования проектной деятельности студентов 84

2.2. Приемы и методы формирования проектной деятельности

студентов вузов на занятиях по графике 104

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 122

Выводы по второй главе 143

Заключение 146

Библиография 150

Приложения 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в современном российском социуме кардинальные изменения политической, экономической и научно-технической сторон общественной жизни неизбежно влекут преобразования в образовательной сфере. Как следствие, существенно повышаются требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Согласно Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», современный выпускник вуза должен самостоятельно, активно и творчески мыслить, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, совершенствовать знания и умения в различных областях в течение всей трудовой жизни.

В связи с этим, поиск новых подходов к современному образовательному процессу становится актуальной и значимой психолого-педагогической задачей. Одним из альтернативных направлений ее решения является переход от накопления знаний к становлению специалиста, способного к продуктивным решениям. Этого возможно достичь путем вовлечения студентов в творческую проектную деятельность, которая, по мнению ряда исследователей, оказывает благоприятное влияние на интеллектуальное, творческое развитие, рост активности и инициативы обучаемых, стимулирует самостоятельное освоение новых и интеграцию имеющихся знаний.

Обладая огромными потенциальными возможностями, проектная деятельность позволяет повысить качество графической подготовки будущих профессионалов, воспитать личность на принципах единства учебного творчества с реальной практической деятельностью.

Однако проведенный среди студентов вузов констатирующий эксперимент свидетельствует, что более 60% респондентов имеют неопределенное представление о творческой проектной деятельности, ее структурных этапах, способах, средствах и методах осуществления. Следовательно, проектную деятельность студентов необходимо формировать как в ходе специально организо-

4 ванного обучения, так и в рамках учебных предметов. Для успешной реализации этого процесса, по нашему мнению, требуется интеграция гуманитарной и технической сфер. В силу этого, особое значение приобретают дисциплины графического цикла.

Курс графики, входящий в первоначальную ступень обучения будущих специалистов педагогической и инженерной направленности, является базой для дальнейшей специализации. Прикладной характер дисциплины дает возможность формировать структурные компоненты проектной деятельности на всех ее этапах.

Анализ теории и практики графической подготовки выпускников вузов показал значительное несоответствие их фактической подготовки уровню функционирования современного производства. Выход на новую ступень развития технического, дизайнерского, художественного творчества возможен при условии владения графическим языком передачи информации любого рода, использования графических знаний и умений для ее чтения, развития пространственного мышления. Особую остроту это приобретает, когда речь идет о будущих учителях технологии, имеющих непосредственное отношение к преподаванию графических дисциплин, а также специалистах инженерного профиля.

Таким образом, очевидна перспективность рассмотрения проблемы формирования проектной деятельности студентов в процессе изучения графики, когда происходит усвоение синтеза технических и дизайнерских знаний, умений, навыков.

Философско-методологические основы теории и практики проектной деятельности раскрыты в работах выдающихся ученых П.П. Блонского, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерева, У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса, СТ. Шацкого и др. Современные концепции можно проследить в исследованиях П.Р. Атутова, В.В. Гузеева, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, Дж. Пита, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Г.К. Селевко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Созданию и совершенствованию методических систем обучения студентов графическим дисциплинам в высшей школе посвящены диссертационные

5 работы Л.Н. Анисимовой, А.Э. Дзене, Н.С. Ждановой, М.Н. Марченко, Е.П. Михеевой, А.А. Павловой, Г.В. Рубиной, М.В. Хохловой, О.П. Шабановой и др.

Актуальными остаются вопросы поиска, научно-педагогического обоснования и экспериментальной проверки условий формирования творческой проектной деятельности студентов на занятиях по графике. Между тем, их решение может стать средством для развития проектной культуры студентов вузов и обозначить пути повышения эффективности графической подготовки обучаемых.

Таким образом, назрела потребность в разработке системы и условий формирования проектной деятельности студентов, связанной с развитием содержания и методики преподавания графических дисциплин. Сказанное свидетельствует о необходимости нахождения путей и средств преодоления противоречий:

между потребностью современного общества в творческих, самостоятельно и свободно мыслящих профессионалах и недостаточной ориентированностью вузов на развитие креативных возможностей будущих специалистов;

между имеющимся позитивным опытом научных исследований проблемы организации проектной деятельности в обучении студентов и отсутствием целостной теории и методического обеспечения подготовки будущих специалистов к проектной деятельности в графической среде;

- между целесообразностью включения студентов вузов в творческую
проектную деятельность на занятиях по графике и отсутствием достаточно
полного научного исследования вопросов выявления уровня проектных знаний,
умений и навыков в области графической подготовки.

Решение указанных противоречий мы видим в создании такой системы обучения графическим дисциплинам, которая будет являться одним из основных звеньев целостной проектной подготовки студентов вузов.

Необходимость разрешения вышеуказанных противоречий определила актуальность обращения к проблеме формирования проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки.

Актуальность проблемы, ее важность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и средств, способствующих эффективному формированию проектной деятельности студентов вуза в процессе изучения графических дисциплин.

Объект исследования: процесс графической подготовки, способствующий формированию проектной деятельности студентов вузов.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий и средств успешного формирования проектной деятельности студентов вузов в ходе графической подготовки.

Гипотеза исследования: формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе изучения графических дисциплин будет осуществляться эффективнее если:

- разработан комплекс педагогических средств и выявлены условия его при
менения в ходе изучения дисциплин графического цикла;

определены методы обучения, адекватные содержанию проектной деятельности студентов вузов на занятиях по графике;

преподаватели вузов методически подготовлены к обучению студентов творческой проектной деятельности в процессе графической подготовки;

выделены критерии и показатели сформированности проектной деятельности студентов на занятиях по графике;

обеспечена активная проектная деятельность студентов при изучении графических дисциплин.

7 В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы формирования проектной деятельности студентов вузов в рамках изучения дисциплин графического цикла.

  2. Определить методы эффективного формирования проектной деятельности студентов в процессе графической подготовки.

  3. Разработать педагогическую модель формирования проектной деятельности студентов вузов в ходе изучения графики.

  4. Выделить критерии и показатели продуктивного формирования проектной деятельности в процессе графической подготовки студентов вузов.

  5. Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических средств (программу курса, учебно-методическое пособие, банк творческих заданий и проектов), обеспечивающих успешность формирования проектной деятельности.

  6. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, необходимых для осуществления проектной деятельности студентами вузов на занятиях по графике.

Методологическую основу исследования составили:

на общефилософском уровне: диалектико-материалистическое учение о развитии личности, ее целостности и возможностях самореализации (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); учение об активной сущности человеческой деятельности (В.Г. Афанасьев, Э.В. Ильенков, Д.С. Лихачев);

на общенаучном уровне: системный подход (В.П. Беспалько, М.С. Каган); основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

на научно-педагогическим уровне: личностно-деятельностный подход к реализации учебно-воспитательного процесса, теория оптимизации обучения (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Элько-нин); теоретические основы профессионального педагогического образования

8 (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Макарова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков); концептуальные положения технологического образования и проектного метода обучения (П.Р. Атутов, Н.В. Матяш, В.А. Поляков, М.В. Ретивых, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев); научные основы развития графического образования (А.Д. Ботвинников, В.А. Гервер, СИ. Дембинский, Б.Ф. Ломов); исследования в области принципов, методов и средств обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Мах-мутов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; историко-педагогический и системный анализ информации по теме исследования; педагогическое моделирование; методы опроса (анкетирование, беседа); тестирование; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; изучение продуктов деятельности студентов; обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, а также механико-технологического и лесохозяйственного факультетов Брянской государственной инженерно-технологической академии. Всего исследованием было охвачено свыше 500 респондентов.

Основные этапы исследования.

Поисково-теоретический (2000-2001 г.г.). Проводился анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, изучался педагогический опыт организации учебной проектной деятельности студентов вузов. Определялись основные позиции исследования, уточнялись ключевые понятия. Была сформулирована тема исследования, определены цель, объект и предмет, поставлены задачи исследования. Обосновывалась целесообразность формирова-

9 ния проектной деятельности студентов в рамках дисциплин графического цикла.

Опытно-экспериментальный (2001-2004 г.г.). Разрабатывалась программа формирующего эксперимента с учетом результатов теоретического анализа данных, полученных на констатирующем этапе. Создавалась модель формирования проектной деятельности студентов. Осуществлялось проектирование инновационной методики обучения, создание и внедрение комплекса педагогических средств развития проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе курса «Графика». Их использование сопровождалось диагностическими процедурами, что помогло нам отследить результаты процесса формирования проектной деятельности студентов вузов.

Теоретико - аналитический (2004-2006 г.г.). Проводился сравнительный анализ результативности разработанной методики по формированию проектной деятельности студентов в процессе графической подготовки с традиционными методиками обучения. Осуществлялось внедрение результатов исследования в педагогический процесс высших учебных заведений. Обобщались, систематизировались и анализировались полученные данные, выполнялась их статистическая обработка, формулировались выводы. По результатам исследования подготовлена диссертационная работа.

Научная новизна исследования:

проанализирована структура, уточнена сущность и обосновано содержание графической подготовки студентов вузов как средства формирования не только предметных графических знаний, умений, навыков, но и проектных действий, необходимых для создания графических образов материальных объектов и различного рода графической документации, актуальной для применения в профессиональной деятельности;

определены педагогические условия эффективного формирования проектной деятельности студентов в ходе графической подготовки: индивидуально-психологические (учет возрастных возможностей, индивидуальных особенностей, базового уровня проектной грамотности студентов); дидактико-

10 методические (высококвалифицированная подготовка педагогических кадров, отбор актуальных, педагогически значимых, творческих заданий, выбор и применение активных методов, сочетание различных форм обучения, ориентированность на последующую профессиональную деятельность студентов); социально-педагогические (педагогическое сотрудничество преподавателей и студентов посредством творческого взаимодействия, создание атмосферы психологической взаимопомощи и поддержки, косвенное и перспективное управление, коррекция действий студентов).

выявлены средства формирования проектной деятельности, выделены критерии (мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, креативный) и определены показатели оценки эффективности проектной деятельности студентов на занятиях по графике;

доказана эффективность и целесообразность реализации проектной деятельности в графической подготовке студентов.

Теоретическая значимость исследования:

проведено обобщенное рассмотрение и сравнительный анализ графической подготовки студентов вузов с позиций ее потенциальных возможностей в формировании проектной деятельности будущих специалистов;

с позиций деятельностного подхода разработана модель образовательного процесса графической подготовки, формирующая проектную деятельность студентов, которая включает блоки: социальный заказ, цель, результат; структуру организации учебного процесса по графике (принципы, содержание, формы, методы и средства); внешние и внутренние компоненты проектной деятельности; субъекты образовательного процесса (преподаватель, студент);

научно обоснована разработанная современная методика обучения графическим дисциплинам, учитывающая творческий подход к образовательному процессу с учетом формирования проектной деятельности на основе созданного комплекса педагогических средств.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

разработана, апробирована и внедрена в практику преподавания про-

грамма графической подготовки студентов вуза, обеспечивающая формирование проектной деятельности будущих специалистов на различных этапах обучения;

разработаны методика обучения и задания для выявления уровня сформированное проектных знаний студентов вузов. Учет и использование новой методики обучения при чтении лекций и на практических занятиях, а также в ходе контроля знаний, умений и навыков открывает новые возможности организации и проведения учебного процесса, существенно влияющего на формирование проектной деятельности студентов вузов;

создан и внедрен в практику обучения банк творческих проектных заданий по курсу графической подготовки;

подготовлено и опубликовано методическое пособие по организации проектной деятельности студентов на занятиях по графике;

экспериментально доказано положительное влияние разработанного комплекса педагогических средств на формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе изучения графических дисциплин, что подтвердило предположение о необходимости реализации проектной деятельности в графической подготовке.

На защиту выносятся:

  1. Структурная модель образовательного процесса графической подготовки, формирующая проектную деятельность студентов.

  2. Разработанная методика обучения проектной деятельности на занятиях по графике.

  3. Учебно-методический комплекс (программа графической подготовки студентов вузов, методическое пособие, учебно-методические разработки: банк творческих заданий, банк проектов, контрольно-оценочные задания).

  4. Педагогические условия, определяющие успешность формирования проектной деятельности студентов на занятиях по графике: индивидуально-психологические, дидактико-методические, социально-педагогические.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, вытекающих из современных достижений философии, психолого-педагогической науки и практики; адекватностью методов исследования целям, задачам и этапам исследовательской работы; логикой проведения констатирующего и формирующего экспериментов, соответствующих гипотезе исследования; сочетанием количественного и качественного анализа данных; использованием методов математической статистики; апробацией и внедрением разработок и рекомендаций в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялось путем личного участия автора, внедрением учебно-методического комплекса на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, механико-технологического и лесохозяйственного факультетов Брянской государственной инженерно-технологической академии. Ведущие положения и результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Брянск, 2001, 2003, 2004; Сыктывкар, 2002; Мозырь, 2003; Новосибирск, 2003; Шадринск, 2003; Москва, 2004; Н. Новгород, 2005), на заседаниях кафедр «Общетехнические дисциплины и физика» и «Общая и профессиональная педагогика» БГУ, отражены в тезисах и статьях межвузовских сборников, а также в научно-методических журналах «Аспирант и соискатель» №3, Москва, 2003; «Вопросы гуманитарных наук» №1, Москва, 2004; в учебно-методическом пособии «Проектная деятельность студентов вузов в процессе графической подготовки» объемом 9,4 п.л.

Структура диссертационной работы определяется необходимостью теоретико-эмпирического анализа процесса формирования проектной деятельности студентов в графической подготовке. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Сущность и структура графической подготовки студентов вузов

Значительные изменения происходят в сфере высшего образования в условиях, когда страна, переходя в рыночную экономику, остро нуждается в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Полноценное высшее образование сегодня должно обеспечить формирование у обучающегося целостного представления о современной естественно -научной картине мира; способствовать творческому совершенствованию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни; подготовить специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к системному анализу сложных проблем общественной жизни. Все это оказывает существенное влияние на развитие системы высшего образования, пересмотра ее содержания и технологий обучения.

Сказанное выше непосредственно относится и к графическому образованию студентов, являющемуся открытой подсистемой общего образования современного человека. Графическое образование функционирует с целью обучения созданию и использованию графических моделей в процессе учебной графической деятельности, направленной на развитие и формирование обучающихся в соответствии с социальными и личностными целями.

За многовековую историю своего существования человечество выработало основы делового общения посредством графического языка. Изучение его как синтетического, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку графический язык общепризнан в качестве международного языка общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик для получения работы или же продолжения образования [129, С. 14].

Прошли столетия прежде, чем графические изображения обрели совре 14 менный вид. По мере развития потребностей общества графическое изобразительное искусство постоянно совершенствовалось. Используя графические средства, человек передавал сведения о технических объектах и процессах изготовления изделий [117, С 36].

Развитию графических изображений способствовали работы величайшего итальянского художника, ученого и инженера Леонардо да Винчи, специалиста по горному делу Георга Агриколы, французского инженера, ученого Гаспара Монжа, который обобщил и обосновал накопившийся опыт создания проекционных изображений в новой науке — начертательной геометрии.

Большим стимулом к развитию графической культуры в России явилась деятельность Петра I. Благодаря его реформам, в горнозаводских школах началось систематическое обучение черчению. Все построения в то время осуществлялись без теоретических обоснований. Чертежи выполнялись без размеров, посредством линейных и поперечных масштабов. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Впоследствии, именно отсюда вышли такие всемирно-известные квалифицированные мастера как создатель первой в России паровой машины И.И. Ползунов, его чертежи с применением сложных разрезов открывают новую страницу в истории технической графики; знаменитый строитель - К.Д. Фролов и др.

Черчение изучалось и в гимназиях. Приобретенные знания применялись главным образом в военной архитектуре и географии. Однако обучение шло путем зазубривания и механического перечерчивания. Чертежи копировались с доски пассивно и без понимания сути дела. Упражнений, которые бы развивали самостоятельность учащихся, не существовало, а абстрактный материал не вызывал у них интереса к предмету [56, С. 9].

Конец XIX и начало XX столетий были отмечены появлением ряда методических пособий по курсу черчения. Значительным шагом вперед на пути к улучшению графической подготовки школьников явилась программа по черчению, изданная в 1930 году. В 1934 году издается первый учебник черчения для средней школы - «Основы технического черчения» - автор профессор В.О. Гордон.

В 60-х годах школа сумела осуществить связь обучения черчению с жизнью, практической деятельностью учащихся. Были найдены такие методы, которые позволили максимально эффективно развивать у школьников самостоятельность в решении графических задач, способствовали приобретению определенного запаса пространственных представлений, формированию творческой инициативы и других качеств, отвечающих разносторонне развитой личности [56, СЮ].

В последующие десятилетия вся работа педагогов была направлена на поиск путей, способствующих качественному формированию у школьников графических знаний, умений и навыков. Значительное внимание уделялось повышению эффективности педагогического процесса и активизации познавательной деятельности учащихся. Материал курса стал иллюстрированным, учебные таблицы и плакаты позволили учителям проводить фронтальную работу с обучаемыми. Позднее появились учебные кинофильмы и диафильмы, призванные помочь учителям в организации и проведении занятий. Благодаря использованию наиболее рациональных приемов графической работы, а также решению разноплановых проекционных задач преподаватели получили возможность развивать наглядно-образное и логическое мышление учащихся.

На современном этапе развития графические изображения приобрели новую форму - компьютерную. ЭВМ выступает сегодня активным помощником человека, позволяя повышать потенциальные возможности личности. Компьютерная среда значительно обогатила арсенал методов графического представления информации, качественно изменив характер процесса взаимодействия человека и «графических» средств.

Становление проектной деятельности, ее содержание и структура

Процесс проектизации в настоящее время охватывает практически все сферы деятельности человека — материальное производство, науку, искусство, систему социальных взаимоотношений. По мнению ряда ученых (П.Р. Атутова, И.А. Зимней, Н.В. Матяш, В.Ф. Сидоренко и др.), современный этап развития общества можно охарактеризовать как «всепроникающую проектность», выступающую в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование и развитие творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, к свободному определению себя в профессии является проектная деятельность [73].

Анализ становления проектной деятельности, содержащийся в работах В. Гаспарского, Дж. Джонса, П. Хилла и др., показывает, что она первоначально носила преимущественно техническую направленность, связанную с разработкой различных материальных объектов в словесной или графической форме. Развитие массового производства и его растущая нацеленность на удовлетворение потребностей и вкусов потребителей обусловили выделение проектной деятельности в середине XX века в особую область социальной деятельности. С тех самых времен и по сегодняшний день рефлексия проектных работ эволюционировала от отрицания специфики проектной деятельности, то есть сведения ее либо к изобретательству, либо к инженерному конструированию, до методологического осмысления [110; 111].

Изучение педагогической литературы по проблеме исследования позволило выделить следующие подходы в понимании проектной деятельности.

Авторский коллектив под руководством В.Д. Симоненко определяет проектную деятельность как интегративный, творческий вид деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость [123, С. 123].

Глубокий теоретический анализ проблемы проектной деятельности содержится в исследованиях Н.В. Матяш. Автор рассматривает проектную деятельность как форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения [73, С. 24].

По мнению М.Б. Павловой, И.А. Сасовой и др., с методической точки зрения проектная деятельность обучаемых представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят под научным руководством одного или нескольких преподавателей [94, С. 42].

Е.А. Митрофанова видит в проектной деятельности проявление активности личности обучаемых, обусловленное интегративными связями этапов и структурных элементов данной деятельности, обеспечивающий внутрилично-стную мотивацию на основе целевых установок, содержания по разработке замысла, его реализации и прогнозирования результатов в виде создания новых творческих продуктов - проектов.

В соответствии с логикой научного исследования раскроем сущность проектной деятельности обучаемых на основе рассмотрения ее структуры и содержания.

Существуют многочисленные подходы к определению структуры проектной деятельности. Один из них рассмотрен в концепции обогащенного школьного обучения и упоминается в работах ряда современных исследователей (Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтес, Л.Д. Лебедева и др.). Авторы рассматривают структуру проектной деятельности в виде триады, включающей: мотивацию (направленность на проектную деятельность), продуктивное (творческое) мышление, совокупность умений (познавательных, учебных практических).

В своем исследовании мы придерживаемся утверждения Н.В. Матяш, о том, что проектная деятельность, являясь видом учебной деятельности, вбирает в себя все свойства деятельности в целом, а, следовательно, обладает ее основными признаками и структурой [73, С. 259].

Другими словами, исходя из психолого-педагогической сущности деятельности, можно считать, что проектная деятельность является комплексом компонентов графически представленных на рисунке 4.

Мотивация определяет отношение студентов к проектированию и тем самым способствует или затрудняет успешность проектной деятельности в целом.

Средства обеспечения процесса формирования проектной деятельности студентов

Ход развития педагогической науки показывает, что учебная деятельность студентов и труд преподавателей значительно облегчаются и регламентируются за счет активного использования методического обеспечения учебного процесса.

Одним из рассматриваемых условий эффективности формирования творческой проектной деятельности студентов на занятиях по графике являются средства обучения, главная роль которых заключается в приближении процесса усвоения обучаемыми проектных знаний, умений и навыков к более высокому уровню.

Понятие «средства обучения» в современной дидактике не имеет однозначного определения. В широком смысле его трактуют как содержание, модель обучения и собственно средства - как инструменты обучения. В узком -как инструменты, классифицируемые по свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и развитию различных способностей, оптимизации учебного процесса в целом.

По мнению ряда исследователей [24; 97; 98; 128], средства обучения - это материальный или идеальный объект, который размещен между субъектами учебного процесса и применяется для усвоения знаний, а также формирования опыта познавательной и практической деятельности. К материальным средствам относят учебники, учебные пособия, таблицы, модели, учебное оборудование, помещения, расписание занятий и другие материально-технические условия обучения. Под идеальными понимают устную и письменную речь, условные обозначения, чертежи, учебные компьютерные программы и т.д.

Материальные и идеальные средства обучения не противопостоят, а до 85 полняют друг друга, являясь элементами общей системы. Несмотря на то, что материальные средства часто связывают с формированием и развитием интереса и внимания студентов при раскрытии нового учебного материала или выполнении ими практических работ, а идеальные - с развитием интеллектуальных умений и способностей обучаемых, нельзя однозначно разграничивать функциональные возможности данных групп средств.

В своем исследовании мы использовали комплекс наглядных средств, предложенных Л.Н. Анисимовой [2]. Она систематизировала средства по мере нарастания в них элементов отвлеченности и охарактеризовала каждую группу по содержанию и дидактическим функциям.

В начале экспериментального обучения мы опирались в большей степени на первую и вторую группу средств - реальные технические объекты (инструменты и приспособления, части машин, детали и узлы разборных механизмов, учебные конструкторские наборы деталей), способствовавшие созданию конкретных образов изучаемых объектов, и технические модели (демонстрационные и разборные макеты), в которых оставлены только наиболее важные, существенные свойства и качества объекта. Восприятие студентами третьей группы средств (наглядных изображений, технических рисунков и фотографий) требовало от преподавателя проведения соответствующей подготовительной работы с обучаемыми. Здесь появилась возможность образного представления изображений. В четвертую группу мы включили чертежи деталей и их эскизы, сборочные чертежи, инструкционные и технологические карты. Они позволили обучаемым узнать о конструктивных особенностях объекта, воспроизвести на разных этапах проектирования изделия его форму и размеры. В ходе работы с данной группой средств наглядности постоянно возникала необходимость в умении оперировать пространственными образами с учетом имеющихся на изображении условных обозначений. Далее мы использовали схематические изображения (электрические, кинематические и другие схемы, условные модели), а также знаковую и символическую наглядность (диаграммы, графики, формулы, знаки - символы). В результате мыслительной деятельности при ис 86 пользовании этих средств у студентов складывается всестороннее представление об изучаемом объекте, они уясняют основные части объекта и их связи, устанавливают функциональные зависимости одних технических явлений от других.

Отбирая наглядные средства, мы опирались на задачи обучения и содержание материала. Работа велась в последовательности, соответствующей логике лабораторно-практических занятий. Как показали результаты исследовательской работы, применение подобных средств наглядности позволило нам усилить познавательный эффект в обучении студентов проектной деятельности, сделать учебный материал более доступным, развить интеллектуальные и исследовательские способности обучаемых в ходе проектирования объектов.

Большинство исследователей отмечают, что по учебному предмету необходимо создание целостного методического обеспечения, адресованного всем субъектам образовательного процесса, а именно, учебно-методических комплексов.

Анализ работ исследователей позволяет выделить различные аспекты проблемы создания учебно-методических средств, пути их совершенствования и оптимального применения в учебном процессе. Несмотря на различные определения данного понятия можно проследить общность взглядов ученых на назначение учебно-методических средств - создание наиболее эффективных путей реализации целей педагогической системы.

Мы разделяем точку зрения В.П. Беспалько [14, С. 6] о том, что учебно-методические комплексы это совокупность документов, представляющих собой проект учебно-методического процесса, который будет реализован на практике. Состав учебно-методического комплекса зависит от учебной дисциплины, но в любом случае это должна быть модель принятой педагогической системы. Данное определение точно раскрывает основную особенность учебных средств -отражение и реализацию модели учебного процесса.

Опираясь на положения личностно-деятелыюстного подхода, анализируя содержание проектной деятельности, нами было разработано соответствующее методическое обеспечение занятий по проектированию объектов. В учебно-методический комплект входят: программа курса, методическое пособие, банк творческих заданий и проектов, тестовые задания для диагностики знаний и умений на различных этапах проектного обучения, фонд зачетных и экзаменационных билетов для контроля промежуточных и итоговых результатов учебной графической деятельности студентов.

Учебная программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Пояснительная записка программы включает в себя цель изучения курса, соотнесенную с общими направлениями основной образовательной программы; а также требования к знаниям и умениям студентов по данному курсу. В учебной программе раскрыто содержание курса и указана основная учебная литература. Учебная программа является единым документом для очной и заочной форм обучения студентов.

На основании теоретического анализа специальной литературы мы сформировали и разработали содержание курса «Графика», четко структурировав его в плане включения студентов в творческую проектную деятельность, подразумевая логическое планирование теоретических и лабораторно-практических учебных занятий. Программа рассчитана на студентов 1-2 курса.

В программе курса отражены теоретические основы графики и проектирования. Во введении предусмотрено знакомство с ролью графических изображений и проектной деятельности в жизни современного человека. Здесь же рассматривается место графических технологий в процессе проектирования изделий, а также эволюция графических средств проектной деятельности. Студенты знакомятся с необходимым набором чертежных инструментов и принадлежностей для графических работ.

Похожие диссертации на Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки