Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза Плотникова, Виктория Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плотникова, Виктория Сергеевна. Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Плотникова Виктория Сергеевна; [Место защиты: Карел. гос. пед. академия].- Петрозаводск, 2013.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/601

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы анимационной деятельности 17

1.1. Сущность, структура и основные направления анимационно педагогической деятельности 17

1.2 Процесс профессиональной подготовки студентов к анимационно педагогической Деятельности 40

1.3. Модель профессиональной подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности 60

Выводы по первой главе 75

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению процесса подготовки студентов к анимационно-педагогическойдеятельности 78

2.1 Диагностика готовности будущих педагогов к анимационно-педагогической деятельности 78

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к анимационно-педагогической деятельности в процессе изучения дисциплины «Основы анимационной деятельности» 93

2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке педагогов-аниматоров в процессе работы межфакультетского Анимационного клуба 114

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности 129

Выводы по второй главе 150

Заключение 152

Список литературы 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Профессиональное педагогическое образование является неотъемлимым элементом в системе образования Российской Федерации. Его специфика на современном этапе заключается в том, что оно носит ярко выраженный интегративный характер и призвано обеспечить формирование конкурентоспособного, мобильного специалиста в области образования: личностно и профессионально мотивированного; способного решать конкретные практические задачи в образовательных учреждениях, осуществлять рекреационную, культурно-досуговую и оздоровительную деятельность обучающихся; готового, средствами своего предмета, выстраивать инновационную образовательную среду, комфортную и доброжелательную для детей, культурное пространство, формировать систему педагогического общения.

Предпринятые в последние годы подходы к совершенствованию образовательного процесса сформулированы в «Национальной доктрине образования РФ до 2025 года» (2001), в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2011), в законе РФ «Об образовании» (2012), в государственной программе РФ «Развитие образования» (2012), в указе Президента РФ «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2012). В Программе модернизации педагогического образования (2003) указывается, что недостаточная эффективность педагогического образования связана с нерешенностью ряда проблем: несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы; необходимостью осознания педагогами новой профессиональной миссии - организации культуры досуга школьников; недостаточной практической подготовкой выпускников вуза к организации созидательных форм досуга.

Согласно ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» выпускники педагогических вузов готовятся не только к педагогической, но и к осуществлению культурно-просветительской деятельности, в частности, они должны быть способны разрабатывать культурно-просветительские программы, использовать отечественный и зарубежный опыт и возможности региональной культурно-образовательной среды. Но как показывают исследования, организации школьного досуга в настоящее время уделяется недостаточное внимание, что объясняется мало отработанными механизмами взаимодействия между общеобразовательными учреждениями с учреждениями дополнительного образования детей, а также недостаточным вниманием педагогов образовательных учреждений к организации досуговой деятельности школьников.

Студенты педагогического вуза также имеют недостаточные представления об организации досуговой деятельности обучающихся, не знают возможностей анимации как инновационного направления культурно-досуговой деятельности, обладают недостаточными знаниями и умениями в сфере разработки и организации культурно-досуговых программ для обучающихся и воспитанников. Для этого необходимо совершенствовать содержание и формы подготовки будущих педагогов, разрабатывать и апробировать в образовательных учреждениях современные модели практической подготовки студентов, способных к развитию и реализации психолого-педагогического потенциала личности в образовательном процессе, в учебной и внеучебной сферах, в том числе, и в сфере школьного досуга.

Анимация является одним из современных инновационных направлений в сфере организации культурно-досуговой деятельности и представляет собой стимулирование полноценной рекреационной, образовательной, культурной и социальной деятельности человека в процессе досуга. Анимация отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативностью; обусловлена национально-этническими и региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов (анимация через познание и новые ощущения, движение, общение, успокоение, творчество, развлечение) на базе различных интересов детей, молодежи и взрослых; отличается глубокой личностностью и носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Начиная с 50-х годов XX века, исследованием социального и педагогического потенциала анимации занимаются зарубежные и отечественные ученые П.Бенар, И.И.Булыгина, Т.И.Гальперина, Н.И.Гаранин, Ю.С.Гениуш, А.М.Гурдон, Т.В.Дедурина, Ж.Р.Дюмазедье, В.В.Корякова, Л.В.Курило, Р.Лабури, Ф.Н.Лавров, Е.Б.Мамбеков, М.В.Никитский, М.Ж.Паризе, Е.М.Приезжева, Л.В.Тарасов, Р.Торайя, И.И.Шульга, Н.Н.Ярошенко и др. В последние десятилетия значительное внимание уделено проблемам социально-культурной, рекреационной и педагогической анимации, понятиям «анимация» и «аниматор», разрабатываются различные модели подготовки аниматоров в системе высшего профессионального образования.

В то же время пока еще не определена роль педагогической анимации в образовательном процессе вуза; отсутствует общепринятое научное обоснование актуальности и эффективности анимационно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях; не разработана модель подготовки студентов, способных эффективно разрабатывать, проводить и анализировать культурно-досуговые программы различной направленности на основе ресурсов анимации. Результативность подготовки студентов к организации до- суговой деятельности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях затрудняется существующими противоречиями между: - социальным заказом на подготовку компетентного, профессионально мобильного выпускника вуза, способного успешно взаимодействовать с воспитанниками во внеучебной сфере, активно участвовать в развитии рекреационной, двигательной, творческой, познавательной, культурно- досуговой деятельности обучающихся, и недостаточной подготовкой студентов вуза к организации досуговой деятельности школьников;

педагогическим потенциалом анимационной деятельности и недостаточностью разработанных теоретических и практических основ её использования в образовательном процессе;

мотивацией, способностью и готовностью студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности и отсутствием организационно- педагогических условий для их формирования и развития в образовательном процессе вуза.

Актуальность и противоречия позволили определить проблему исследования: выявление и теоретическое обоснование организационно- педагогических условий эффективной подготовки студентов вуза к организации культурно-досуговой деятельности обучающихся на основе ресурсов педагогической анимации. Актуальность, педагогическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили тему исследования: «Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза».

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: сконструировать и теоретически обосновать модель подготовки студентов, обеспечивающую формирование готовности к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза и доказать ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза исследования: результативность решения проблемы подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности с обучающимися и воспитанниками на основе потенциальных возможностей педагогической анимации будет успешной, если:

в основу данного процесса будет положена модель подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности, разработанная в соответствии с личностно-ориентированным, системно-деятельностным, компетентностным и синергетическим подходами;

определены и экспериментально проверены организационно- педагогические условия функционирования модели, направленные на формирование у студентов положительных ценностных ориентаций в сфере организации свободного времени и мотивации к анимационно- педагогической деятельности;

сформированы система знаний, умений, навыков, компетенций, помогающих решать практические задачи в области организации детско- юношеского досуга в образовательном учреждении, а также способность и готовность к разработке анимационных программ;

разработаны и внедрены методики диагностики эффективности подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности.

Задачи исследования:

    1. Определить состояние разработанности проблемы исследования, актуализировать понятия: «анимация», «педагогическая анимация», «педагог- аниматор»; ввести понятие «анимационно-педагогическая деятельность» (АПД), выявить ее сущность, целевые аспекты, актуальность, структуру.

    2. Обосновать актуальность подготовки студентов вуза к анимационно- педагогической деятельности, сконструировать структурно-функциональную модель данной подготовки, разработать ее педагогическое обеспечение и определить требования к профессиональной компетентности педагога- аниматора.

    3. Раскрыть компоненты профессиональной готовности студентов вуза к анимационной деятельности в образовательных учреждениях, выделить ее уровневые характеристики, критерии и показатели.

    4. Выявить и теоретически обосновать комплекс организационно- педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профессиональной подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности.

    5. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность разработанной структурно-функциональной модели подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности.

    Методологическую основу исследования составили базовые концептуальные подходы: компетентностный (О.В. Акулова, И.А.Зимняя, Г.И.Ибрагимов, В. А.Козырев, О.Е.Лебедев, Н.Ф.Радионова, И.С.Сергеев, С.Б.Серякова и др.); системно- деятельностный (А.Г.Асмолов, С.В.Дмитриев, С.В.Маланов, А.М.Новиков и др.); си- нергетический (Е.Н.Князева, С.В.Кульневич, В.Н.Максимова, Т.С.Овчинникова, Н.М.Полетаева, И.Р.Пригожин и др.) представления о стратегии развития высшего профессионального образования (Г.А.Бордовский, Н.В.Бордовская, З.И.Васильева, В. А. Сластенин, А.П.Тряпицына и др.).

    Теоретическую основу исследования составили: теории, раскрывающие различные аспекты деятельности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский,

        1. Н.Леонтьев, А.П.Огурцов, С.ЛРубинштейн, Э.ГЮдин и др.); идеи личностно- ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, В.А.Сластенин,

        2. В.Сериков, А.П.Тряпицына, Л.М.Фридман, И. С.Якиманская, В.А.Ясвин и др.); исследования профессиональной подготовки в системе современного высшего образования (О.А.Абдуллина, Т.А.Бабакова, А.П.Беляева, С.В.Гинне, Т.Л.Камоза, И.В.Мелик- Гайназян, В.ДЛобашев, А.А.Орлов, Э.Н.Павлова, Д.И.Фельдштейн и др.); исследования профессиональной подготовки педагогов (А.А.Аронов, Е.В.Андриенко, Г.А.Бордовский, О.С.Булатова, Т.С. Буторина, З.И.Васильева, О.С.Газман, В.В.Горшкова, КМ.Дурай-Новакова, В.А.Кан-Калик, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, И.И.Соколова, Л.Д.Столяренко, Е.Н.Федорова и др.); теории, раскрывающие готовность к профессиональной деятельности (Е.А.Акмаева, А.В.Барташов, Н.В.Бордовская, Б.П.Битинас, Д.Я.Райгородский, В.П.Сергеева, О.В.Хачатрян и др.); модели подготовки аниматоров в системе высшего профессионального образования (И.И.Булыгина, Н.И.Гаранин, Т.И.Гальперина, Л.В.Курило, Ф.Н.Лавров, М.В.Никитский,

        Е.М.Приезжева Н.Н.Ярошенко и др.); исследования, направленные на изучение педагогического потенциала досуга и анимации (А.Ф.Воловик, Т.В.Дедурина,

              1. Н.Жиркова, И.Ю.Исаева, Е.Б.Мамбеков, ЮА.Стрельцов, Л.В.Тарасов,

              2. В.Тетерский, И.И.Шульга и др.).

              Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: сравнительный анализ психолого- педагогической, философской, специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов в области образования, логический анализ базовых понятий, педагогическое моделирование, построение гипотез; сравнительно-сопоставительный анализ учебно- методической документации, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, самоанализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперименты; качественный анализ количественных данных, графическое отображение данных, ранжирование.

              База исследования:

              МОиН РФ Петрозаводский филиал «Петровского колледжа» - 240 человек (2008-2012 г.г.); ГОУ ВПО «Карельский институт туризма-филиал Российской международной академии туризма» - 210 человек (2008-2011 г.г.); ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия» (шесть факультетов) - 280 человек (2010-2012 г.г.); МБОУ СОШ № 2, 3, 5, 38, Финно-угорская школа им.Э.Ленротта, МБОУ ДОД № 83 г. Петрозаводска - 170 человек (2010-2012 г.г.). Всего, на различных этапах исследования, в опытно- экспериментальной работе приняло участие около 900 человек.

              Этапы исследования (2007 - 2012 г.г.): Первый этап (2007 - 2008 г.г.) - подготовительный: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования. Обоснование проблемы, гипотезы, задач, основных научных позиций опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Изучение методологических и теоретических основ анимации, содержания профессиональной деятельности аниматора.

              Второй этап (2008 - 2009 г.г.) - констатирующий: уточнение гипотезы и теоретических положений исследования, определение исходных показателей ОЭР. Выявление актуальности АПД разработка структурно-функциональной модели подготовки к ней студентов вуза, исследование современных проблем в организации школьного и каникулярного детского досуга, определение перспектив подготовки будущих педагогов к эффективному взаимодействию с обучающимися в сфере досуга на основе потенциала анимационной деятельности.

              Третий этап (2009 - 2011 г.г.) - формирующий: практическая реализация структурно-функциональной модели подготовки к АПД в образовательном процессе вуза и выявленных организационно-педагогических условий.

              Четвертый этап (2011 - 2012 г.г.) - контрольный: анализ и обобщение итогов экспериментальной работы. Проверка эффективности, разработанной структурно-функциональной модели подготовки студентов вуза к АПД, соответствия организационно-педагогических условий выделенным критериям и уровням готовности к ней, проведение сравнительного анализа результатов ОЭР, направленных на формирование профессиональной компетентности будущего педагога-

              аниматора. Оформление результатов диссертационного исследования.

              Научная новизна исследования заключается в следующем:

              1. сформулировано понятие «анимационно-педагогическая деятельность» (АПД), раскрыта её сущность, представлена логическая структура;

              2. раскрыта специфика и функции работы педагога-аниматора, представлен проект профессиограммы его деятельности;

              3. разработана структурно-функциональная модель подготовки студентов вуза к АПД, ориентированная на развитие и воспитание личности в сфере досуга, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностический компоненты;

              4. охарактеризованы теоретико-методологические основы, содержание и структура профессиональной готовности студентов вуза к АПД;

              5. выявлены компоненты готовности студентов вуза к АПД (мотивационно- ценностный, когнитивный, деятельностно-творческий, рефлексивно- оценочный) и их уровневые характеристики (активный, нормативный, интуитивный)

              6. выделен и охарактеризован комплекс организационно-педагогических условий подготовки студентов вуза к АПД и экспериментально доказана целесообразность их реализации.

              Теоретическая значимость исследования определяется научной новизной и результатами выполненного исследования:

              1. уточнен и обновлен понятийный аппарат: «педагогическая анимация», «педагог-аниматор», «анимационная программа», «профессиональная компетентность педагога-аниматора», «профессиональная подготовка к анимационно-педагогической деятельности», «профессиональная готовность педагога-аниматора»;

              2. обоснованы теоретико-методологические подходы профессиональной подготовки студентов вуза к АПД;

              3. выявлено и обобщено в проекте профессиограммы содержание профессиональной деятельности педагога-аниматора, определены его профессионально важные качества и способности как составляющие анимационного мастерства;

              4. раскрыта и теоретически обоснована структура и содержание подготовки студентов вуза к АПД, отражающая организационное, образовательное, профессиональное направления и профессиональной готовности педагогов-аниматоров (критерии, показатели, уровни), что открывает новые аспекты совершенствования профессиональной подготовки педагогов.

              Практическая значимость исследования заключается в следующем:

              1. разработаны и внедрены содержание, формы и направления подготовки студентов к АПД в процессе изучения дисциплины «Основы анимационной деятельности» на основе ФГОС ВПО третьего поколения и освоения программы дополнительного образования «Педагог-аниматор» на базе межфакультетского Анимационного клуба КГПА;

              2. создана волонтерская группа педагогов-аниматоров по организации и проведению анимационных программ в дошкольных, общеобразовательных учреждениях г. Петрозаводска и музейных учреждениях Республики Карелия (музей-заповедник «Кижи»);

              3. разработано и апробировано учебно-методическое пособие «Теоретические и практические основы подготовки педагогов-аниматоров», с рекомендациями по проведению анимационных программ в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, и учреждениях дополнительного образования;

              4. разработаны методики проверки готовности студентов вуза к АПД и включены в структуру методического обеспечения подготовки педагога- аниматора.

              Материалы диссертации могут быть использованы при организации досу- говой деятельности с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, социальных, музейных, культурно-массовых работников, менеджеров туризма и гостеприимства. Разработанная модель подготовки к АПД может непосредственно использоваться при организации и планировании учебно- воспитательной работы в образовательных и профессиональных учебных учреждениях.

              На защиту выносятся следующие положения:

                1. Анимационно-педагогическая деятельность представляет собой многомерное и многоплановое фасилитирующее взаимодействие педагога и воспитанников в досуговой сфере, с помощью которого удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируются и развиваются качества социально-активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней; определяется как вид деятельности, обеспечивающий формирование культурно-досуговой компетентности студента. Актуальность её развития обусловлена неумением современных детей и юношества включить в свой досуг социально-значимые дела, возникновением новых, не всегда социально перспективных и адекватных форм проведения досуга, низким уровнем готовности и способности организовать свой досуг.

                2. Подготовка студентов к АПД рассматривается как процесс формирования у них положительной мотивации к педагогической анимации, способности и готовности организовывать анимационные программы в практической педагогической деятельности, реализуя содержание дисциплины «Основы анимационной деятельности» в рамках ФГОС ВПО третьего поколения и программы дополнительного образования «Педагог-аниматор».

                3. Профессиональная компетентность педагога-аниматора включает в себя следующие составляющие: профессиональные направленность, мышление, мобильность и общепрофессиональную компетентность. Профессиональная направленность предполагает наличие интереса к педагогической анимации и положительной мотивации к овладению профессиональными знаниями и умениями в области педагогической анимационной деятельности. Профессиональное мышление проявляется в умении анализировать и оценивать качество анимационных программ, находить нестандартные решения при их проектировании, моделировать разнообразные варианты программ досуга. Профессиональная мобильность включает в себя не только сформированность знаний по конъюнктуре рынка в области анимационных услуг, но и умение получать профессиональные знания, переносить эти знания на новые виды деятельности, самостоятельно выбирать и принимать решения в незапланированных ситуациях. Общепрофессиональная компетентность объединяет систему знаний по АПД, профессиональной деятельности педагога-аниматора, ценностные ориентации педагога и интегративные показатели его культуры в сфере досуга.

                4. Профессиональная готовность педагога-аниматора - профессионально- личностная характеристика, определяющая его возможность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в сфере досуга обучающихся, отражающая уровень развития его способности к проектированию и реализации анимационных программ, включающая в себя систему теоретических и практических знаний и умений в сфере педагогической анимации, навыков их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации и интегративные показатели культуры в сфере досуга. Ее структура представляет систему мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-творческого и рефлексивно-оценочного компонентов, которым присущи определенные уров- невые характеристики, критерии и показатели.

                5. Результативность подготовки студентов вуза к АПД доказывается комплексом диагностических методик, направленных на эффективную деятельность студентов вуза в сфере анимационно-педагогической деятельности и реализацией следующих организационно-педагогических условий: - наличие субъектов, имеющих положительные ценностные ориентации в сфере досуга, готовых к принятию, освоению и реализации потенциала АПД; - включение в учебный план дисциплины «Основы анимационной деятельности» в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО третьего поколения; организация на базе Центра дополнительного образования межфакультетского Анимационного клуба для подготовки педагогов-аниматоров; - сотрудничество с педагогическим и сервисным отрядами, созданными на базе Центра содействия занятости и трудоустройства студенческой молодежи КГПА, создание волонтерских групп педагогов-аниматоров по организации и проведению досуговых мероприятий с детьми и молодежью, сотрудничество с музейными организациями Республики Карелия (музей-заповедник «Кижи») по реализации анимационных программ.

                Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико- методологической обоснованностью исходных положений; разнообразными источниками педагогической, психологической, социально-культурной и культурно-досуговой информации; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; достаточно длительному периоду опытно-экспериментальной работы и возможностью ее коррекции; воспроизводимостью и сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

                Апробация и внедрение результатов. Апробация модели подготовки студентов вуза к АПД осуществлялась в Карельском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма и в ФГБОУ ВПО Карельская государственная педагогическая академия (КГПА). Результаты работы внедрены в КГПА на факультете физической культуры в ходе изучения дисциплины «Основы анимационной деятельности» и Центре дополнительного образования через организацию работы межфакультетского Анимационного клуба. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПА, на научно- практических конференциях КГПА: 51-ой (14 апреля 2009г.), 52-ой (21 апреля 2010г.), 53-ей (25 апреля 2011г.); 54-ей (26 апреля 2012г.); на XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные социально-политические технологии: ценности и смыслы» (Ижевск, 25-26 марта 2009г.); XXX Всероссийской научно-практической конференции «Духовно- нравственное воспитание подрастающих поколений» (Санкт-Петербург, 10 апреля 2009г.); II международной научно-практической конференции «Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона» (Петрозаводск, 10-11 ноября 2009г.); III Межрегиональной научно-практической конференции «Образование сегодня: совершенствование инновационного потенциала и его использование на практике. Проблемы, перспективы» (Саранск, 20 ноября 2009г.); Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование как ресурс инновационного развития экономики региона» (Петрозаводск, 19-20 ноября 2009г.); II Международном конгрессе учителей физической культуры (Петрозаводск, 30 июня - 4 июля 2010г.); научно- практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта, физического воспитания и оздоровления учащейся молодежи» (Петрозаводск, 5 октября 2011г.); научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях» (Петрозаводск, 12 октября 2012г.); международном видеомосте «Акмеологические аспекты личностного и профессионального развития специалистов системы среднего, высшего и последипломного образования» (Украина - Республика Карелия - 2013 г.).

                Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, библиографии (200 источников), списка терминов, 30 таблиц, 27 рисунков, 18 приложений. Основной текст диссертации представлен на 154 страницах.

                Процесс профессиональной подготовки студентов к анимационно педагогической Деятельности

                Образование определяется социально-экономической политикой реализуемой в стране. Для успешного развития страны система российского образования должна готовить людей к жизни в современном обществе, учить быть конкурентоспособными, готовыми к мобильности, способными находить самостоятельные решения профессиональных и жизненных проблем [21, с. 61]. В таких условиях педагогическое образование должно на уровне содержания обеспечить фундаментальный образовательный базис, без которого невозможна профессиональная мобильность и вооруженность будущих педагогов ключевыми компетенциями, позволяющими рассматривать этот базис в течение всей жизни [20, с. 13]. Основу мирового образовательного пространства XXI века составляет культура мира и здоровое устройство общества, связанные с новым пониманием роли и значимости человека во всех сферах жизни. Возникает острая необходимость готовить педагогов способных не только к овладению системой знаний и усвоением принятых в социуме моральных ценностей, но и призванных нести идеи сохранения и приумножения лучших традиций отечественного и мирового опыта [111].

                «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. ... Все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего - для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России», - так свое отношение к миру детства Президент России Д.А.Медведев выразил в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30.11.2010 г. Президент подчеркнул необходимость осуществления эффективной государственной политики в области детства [129], в частности в сфере досуга детей, который должен быть содержательным и созидательным [69, с. 21].

                Досуг как одна из основных сфер жизнедеятельности человека содержит в себе значительный развивающий потенциал, связанный с саморазвитием личности, овладением ею достижениями культуры и созданием культурных ценностей. Досуг определяется как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности и как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время [85, с.7]. К пониманию представлений о досуге, по мнению Л.Хейдвуда, существует четыре основных подхода: остаточное время, деятельность, функциональность, свобода. Эти подходы объединяет следующая идея: свободное время, досуговая активность и переживания не могут быть независимы и отделены от социальных условий, внутри которых досуговый опыт осваивается и структурируется [147, с. 119]. Если рассматривать социальную сущность досуга, то она заключается в снятии напряжения, предотвращении общественных конфликтов, укреплении солидарности и взаимосвязи поколений, удовлетворения разнообразных потребностей личности. Досуг является не только средством борьбы с негативными явлениями, но и способен формировать в обществе достойную морально-психологическую среду [84, с.73-74].

                Полноценная реализация потенциала досуга обусловлена такой педагогически целесообразной организацией, в которой акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты. Это сфера, в которой полноценно раскрываются естественные потребности личности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении через развитие возможностей и разнообразных способностей. Но досуг таит в себе и опасность, поскольку может стать источником деградации личности, опасных увлечений, антигуманных дел, нездоровых интересов. Одной из причин антиобщественного поведения является неумение заполнить полезными и интересными делами свой досуг [172, с.4]. Исследователи современных проблем организации досуга школьников и молодежи (Р.Н.Азарова, М.А.Ариарский, О.Н.Астафьев, Л.В.Байбородова, В.Г.Бочарова, А.Ф.Воловик, В.П.Голованов, С.В.Евтушенко, М.В.Жиркова, И.Ю.Исаева, И.И.Карелина, Ю.Д.Красильников, Ф.С.Махов, М.И.Рожков, Ю.А.Стрельцов, С.А.Шмаков и др.) отмечают педагогический потенциал досуга, его высокий динамизм, социальную роли и значение в самореализации и саморазвитии человека. Вместе с тем они указывают на следующие проблемы в сфере досуга: возникновение новых социально неперспективных и неадекватных форм проведения досуга; появление большого количества коммерческих клубов и досуговых центров, в которых отмечается низкий уровень досугового продукта (с культом жестокости, сексуальной распущенности и героизацией криминала); сокращение доступных предложений детям и молодежи в сфере их свободного времени со стороны государственной культурно-образовательной системы; слабое развитие системы пропаганды лучших образцов отечественной и зарубежной культуры и искусства, локальных и ярких творческих проектов в области историко-культурных традиций России; малоэффективное внедрение в практику культурного досуга инновационных научных разработок и рекомендаций лучших специалистов отечественного и мирового уровней.

                Негативные последствия указанных проблем уже проявляются. Специалисты констатируют, что телевидение и новая «виртуальная реальность» вытесняют живое общение и становятся превалирующими в проведении детьми досуга. Педагогически организованный досуг обучающихся составляет всего 5-6% свободного времени, а около 80% приходится на телевидение, случайные занятия и бесцельное времяпровождение [182, с.186]. Вследствие этого трудности в общении в настоящее время испытывают до 89% школьников

                Модель профессиональной подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности

                Сфера детско-юношеского досуга представляет собой вполне самостоятельную область самореализации будущего педагога. Это определяет необходимость выделения ее в самостоятельную образовательную область, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов [186, с.68]. В центре организации досуга школьников должны находиться не только новые формы его организации, но и новое содержание, новые инновационные технологии в области досуга, к которым следует отнести и анимационно-педагогическую деятельность. Это подтверждают Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич: «Педагогу необходимо участвовать в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней). Для осуществления этой задачи необходимо воспитание нового типа педагога-аниматора, способного ввести ребенка в культуру, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптироваться к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения. Путем тончайшей, чуткой диагностики внутреннего мира ребенка педагог-аниматор познает его и вместе с воспитанником открывает, опредмечивает, наполняет жизнью, человеческими смыслами, анимирует мир детства и обеспечивает его полноценное проживание» [82, с.38; 83]. И.И.Шульга поддерживает данную позицию: «Новая парадигма образования предполагает разработку личностно-ориентированных учебных технологий, в основу которых должен быть положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие, увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности педагога. В названную парадигму органично вписывается новая модель организатора досуга - педагога-аниматора» [182, с.186].

                Дословный перевод лат. «animator» - дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится как вдохновитель, руководитель, организатор досуга. Дефиниция «аниматор» в настоящее время рассматривается со следующих позиций: как профессиональный работник социально-воспитательной анимации, функции которого состоят в развитии воспитательного, культурного и спортивного потенциала человека; как специалист социальной области, цель которого состоит в удовлетворения потребностей, желаний и запросов социальных слоев населения; как агент культурной и общественной деятельности, призванный повышать общественное сознание, улучшать жизнь общины, развивать культурную демократию; как действующее лицо (l agent) развития индивидов и групп, профессиональная или добровольная деятельность которого базируется на принципах и ценностях активного энтузиазма, находится в институциональных рамках, которые могут принимать различные формы (ассоциации, учреждения культуры, местные сообщества) [125].

                По мнению М.Ж.Паризе, аниматор - это человек, который «не может не быть аниматором», что, «лишившись вдруг анимации, он лишится и главной движущей силы своего личностного развития» [185, с.56]. В основе такого понимания личности аниматора лежит идея «самости». «Самость», или «голос нутра», по К.Юнгу, - это голос более полной жизни, более полного и объемного сознания, более совершенное исполнение своих коллективистских предназначений, реализация своего своеобразия. Поскольку сфера досуга представляет собой зону эмоционально положительных переживаний личности, естественно предположить, что своеобразие аниматора кроется в его природном оптимизме, чувстве юмора, артистизме, коммуникативной одаренности, высоком уровне развития интеллектуально-эмоциональной культуры. Заслуживает внимания рассуждение американского исследователя В.Рух, который считает, что специфику личности можно определить через анализ переживания ею чувства смешного. Чувство смешного - это эмоциональный конструкт, обозначающий временное усиление жизнерадостного состояния, которое присутствует на всех уровнях психики и возникает в ответ на юмор и другие стимулы. Таким образом, качество эмоции радости и эмоции интереса наиболее полно раскрывают психическую природу анимации [61, с. 124; 185, с.57].

                Аниматоры занимаются следующими видами деятельности: художественное творчество (84%), физическое развитие и спорт (51%), экономические проекты (51%), общественная и политическая работа (51%), психолого-педагогическая деятельность (46%), культурно-образовательная работа (43%)), туристская деятельность (36%), научная деятельность (28%) [198, с.43]. Работа аниматора базируется на принципах и ценностях активного энтузиазма и реализуется в институциональных границах, которые могут приобретать различные формы (ассоциации, социально-культурные учреждения, локальные общности, учреждения культуры). Анимационная работа требует различных приемов, которые вменяют в обязанность аниматора быть компетентным, квалифицированным, осуществлять разнообразную практику культурной, художественной, общественной, спортивной, прикладной и других видов деятельности [125].

                Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к анимационно-педагогической деятельности в процессе изучения дисциплины «Основы анимационной деятельности»

                Сюжеты и роли для игры дети во все времена черпали из окружающей жизни, из наблюдаемых событий, а сегодня сюжеты приходят из мультфильмов, телесериалов, компьютерных игр, которые далеко не радуют их родителей и педагогов своим содержанием. Играя, ребенок не только проецирует мир взрослых, но и формирует себя и свое будущее, поэтому одна из задач, которые стоят перед педагогом-аниматором - расширение игрового спектра детского досуга, сохранение народных игровых традиций, вовлечение в познание культуры своей страны и региона через игру, побуждение к активной двигательной деятельности. Педагоги и психологи фиксируют тенденции нарастающего отчуждения детей от мира взрослых, снижение воспитательного потенциала образовательных учреждений, поэтому необходимо переосмыслить отношение к детскому досугу и вести поиск эффективных педагогически целесообразных и привлекательных для ребенка форм досуга [70, с.22]. С этой целью школьникам 2 и 5-х классов МОУ СОШ №38 г.Петрозаводска (школа была выбрана в связи с организацией на ее базе мероприятий Анимационным клубом КГПА) было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением своего свободного времени. Результаты исследования показали, что только 46% обучающихся удовлетворены проведением своего досуга (9-10 баллов), а предпочитаемые виды отдыха представлены на рисунке 10.

                Преимущественная направленность досуга школьников (в %) На вопросы анкеты по теме: «Свободное время», были получены следующие ответы: 1. Свободное время - это ... (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.); 2. Мое любимое занятие ... (гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.); 3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу и т.д.); 4.Устраивает вас это или нет? («да» - 54 %; те, кто ответил «нет» на вопрос «Почему?» дали следующие ответы: родителям надо больше уделять время нам, а не работе; мало уезжаем отдыхать на природу, мало гуляем всей семьей). На вопрос: «Нужен ли педагог-аниматор в школе?», были получены ответы - да (97%): чтобы расслабиться и развлечься (24%); чтобы организовывать праздники и концерты в классах (43%); чтобы дети веселились и радовались, а не курили и гуляли за углом (3%); чтобы на перемене могли отдохнуть в безопасности (19%о); помогать ставить школьные спектакли (8% ); нет, потому что дети сами должны себя развлекать (3%). Из полученных данных можно сделать следующие выводы: практически половина опрошенных школьников неудовлетворена проведением своего свободного времени, их досуг зачастую носит пассивный характер.

                Для определения предпочтений современных студентов в сфере досуга и их интереса к педагогической анимации, мы провели изучение потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве студенческого досуга, его направленности. В анкетировании, которое проводилось в 2008 -2011 годах приняли участие студенты КГПА - ПО человек, Карельского института туризма -135 человек, Петрозаводского филиала Петровского колледжа - 110 человек. Анализируя вопрос о понятии «досуга» и его места в современной жизни, предлагалось выбрать несколько ответов {рисунок 11).

                Студенты отметили, что в свое свободное время они: общаются с друзьями (41%), читают (36%), смотрят фильмы (40%), занимаются спортом (36%), совершают прогулки, поездки на природу или путешествуют (62%), слушают музыку (9%), занимаются рукоделием (5%), посещают клубы или дискотеки (40%), занимаются фотографией (2%), занимаются на компьютере (33%), совершают шопинг (5%). Социальная ценность такого досуга в содержательном плане связана с рекреацией, восстановлением сил [4, с.28]. На вопрос: «От чего зависит выбор формы досуга в свободное время» были получены ответы: от физического состояния (36%), финансового состояния (74%), настроения (68%), количества свободного времени (28%).

                Ответы на вопрос: «Необходимы ли современному студенту теоретические знания и практические умения по организации досуга и почему?»: да - 92 %, возможно - 6%, нет - 2 %. На вторую часть вопроса подразумевался свободный открытый ответ, среди наиболее распространенных были следующие: знать, как сделать жизнь ярче (12%); развлечь себя и других (20%); это понадобится в будущей профессиональной деятельности (22%); для планирования свободного времени (14%); обеспечивает социальное развитие личности (8%); способ культурного развития личности (12%); в жизни все пригодится (4%).

                Степень значимости анимационного мастерства для становления профессиональной компетентности будущего педагога и его профессионализма выяснялась на основе анализа содержания компонентов профессионального мастерства педагога: гностического; конструктивного; прикладного; организаторского и коммуникативного [19; 159]. Данные отраженны в таблице 4, наряду с методиками проверки степени развития данных компонентов у будущих педагогов и результатами, полученными в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

                Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности

                Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности, провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность [126, с. 78]. В портфолио вкладываются выполненные задания, упражнения, эссе, результаты анкетирования, благодарности от школ, материалы для проведения различных анимационных программ, игр, которые объединяются в игротеку, фотографии с анимационных мероприятий, сценарии анимационных программ различной направленности, свои личные разработки. Это не только ориентирует студента на достижение успехов, но и создает условия для дальнейшего совершенствования умений и качеств, способствует профессиональному развитию будущего педагога. В качестве примера, представим портфолио Елены А., студентки 5 курса факультета начального обучения (ФНО). За два года Елена приняла участие более чем в 15 мероприятиях, проводимых в МОУ СОШ №5, 18, 30, 38 г. Петрозаводска, в МОУ ДОД № 83, в студенческих мероприятиях, проводимых в КГПА и Карельской ассоциации молодежи (КАМ). В портфолио Елены входят: 1 результаты анкетирования в сфере собственных досуговых предпочтений, тестов, карта самонаблюдений по развитию профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств; 2)Эссе по темам: Нужен ли в школе педагог-аниматор? Чем меня привлекает анимационно-педагогическая деятельность?; 3)Сценарии и сценарные планы мероприятий, в которых Елена принимала участие в течение с 2010 - 2012 г. с фотографиями, сделанными при их проведении; 4)Характеристика от руководителя Анимационного клуба; 5)Сертификаты о прохождении программ дополнительного образования «Руководитель школьного анимационного клуба» (100 часов); «Педагог-аниматор» (50 часов).

                Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета [191].

                Анимационного клуба писали эссе на следующие темы: «Нужен ли в школе педагог-аниматор?», «Что привлекает меня в анимационно-педагогической деятельности?», «Я педагог-аниматор». Такое эссе представляет собой изложение мыслей по поводу целей и смысла карьеры для будущего педагога. Свободная форма эссе позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В эссе на тему «Я педагог-аниматор» участники Анимационного клуба раскрыли свои взгляды на будущую педагогическую деятельность, описали причины и особенности выбора ими анимационно-педагогической деятельности, характеризуют образ будущего и раскрывают собственные стратегии достижения успеха в сфере педагогической анимации. Примеры эссе: «Жизнь аниматора всегда наполнена какими-либо занятиями. Они постоянно общаются с разными людьми, взрослыми и детьми. Они проводят различные мероприятия, чтобы разнообразить досуг людей и увидеть их улыбки. Улыбка - это отличный показатель того, что аниматор справился со своей задачей. Аниматор никогда не стоит на месте. Каждый раз на новую программу нужно придумать новые игры, занятия, чтобы люди не скучали, чтобы люди узнавали о чём-нибудь новом. Аниматор не только рассказывает и учит чему-нибудь людей, он и сам при этом учиться, обогащается, что позволяет ему менять или наполнять свои программы всё более новыми заданиями и играми. Аниматор учится находить подход к каждому ребенку или взрослому, чтобы всем было комфортно. Аниматор - это очень разносторонняя профессия, этим она меня и привлекает» (Ксения Г., ФИЯ, 2011 г.). «Некоторые думаю, что аниматоры это просто клоуны. Я считаю, настоящая анимационная деятельность направлена не только на развлечение, но и, например, на развитие каких-либо качеств участников мероприятия и получение новых знаний. Есть много причин, почему я занимаюсь анимационной деятельностью: это очень развивает в плане артистизма, лидерских качеств; это опыт взаимодействия с людьми, в частности с детьми; кроме того, это поможет в моей будущей педагогической деятельности. Также я получаю огромное удовольствие от того, что я являюсь в какой-то мере аниматором, особенно когда детям нравится то, что мы делаем» (Ксения Р., ФИЯ, 2012 г.).

                В конце 2011 и 2012 учебного года участникам Анимационного клуба предлагалось ответить на следующие вопросы:

                1. Чего Вы ожидали от занятий в клубе? Оправдались ли ожидания? «От занятий в клубе я ожидала новых знакомств и общения. Также мне хотелось более глубоко узнать, что же такое анимация. Мои ожидания полностью оправдались» (Ксения Г., 2011г.); «Я хотела научиться организовывать детские мероприятия, взаимодействовать с детьми, развить мои артистические способности и побороть страх работы с детьми. В большей мере мои ожидания оправдались, но пока что я изучила не все» (Мария Н., 2012 г.).

                2. Чему Вы научились на занятиях? «Я узнала виды анимации, какими бывают анимационные программы и из каких элементов они складываются; как нужно правильно работать с детьми, как нужно составлять программы для проведения мероприятий» (Ксения Р., 2012 г.); «Я научилась составлять программы мероприятий, работе в коллективе, научилась объективно оценивать результаты своей деятельности» (Анна Ф., 2011 г.).

                3.Собираетесь ли применить полученные знания и умения в будущей педагогической деятельности? «Насчет педагогической деятельности не уверена, но я уже провожу праздники у своих друзей или у их детей» (Любовь С, 2011 г.); «Да, я собираюсь применять свои знания на практике, это способствует формированию грамотного подхода к детям» (Анна И., 2012 г.).

                4. Какие личные качества и способности удалось развить в процессе занятий? «Я научился работать в команде, брать ответственность в подготовке каких-либо мероприятий» (Роман Б., 2011г.); «Мне удалось развить в себе инициативность; может это прозвучит немножко громко, но я считаю, что я могу быть настоящим лидером коллектива, что неоднократно проявлялось на мероприятиях» (Елена А., 2011 г.).

                Похожие диссертации на Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза