Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Петелина Елена Анатольевна

Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров
<
Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петелина Елена Анатольевна. Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 Воронеж, 2004 168 с. РГБ ОД, 61:04-13/1811

Содержание к диссертации

Введение

Глава I .Теоретические основы формирования профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров.

1.1. Профессионально-творческая активность как предмет психолого-педагогических исследований 14

1.2. Особенности формирования профессионально-творческой активности студента в учебно-познавательной деятельности 39

1.3. Модель формирования профессионально-творческой активности будущего педагога-хормейстера в цикле дирижёрско-хоровых дисциплин. 63

Выводы 81

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации формирования профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров.

2.1.. Критерии и уровни сформированности профессионально-творческой активности студента-хормейстера 83

2.2. Выявление и применение инновационных форм обучения студентов колледжа 102

2.3,Оценка результатов внедрения в учебный процесс модели и педагогических условий формирования профессионально-творческой активности студента-хормейстера 123

Выводы 137

Заключение 139

Список литературы 143

Приложения 163

Введение к работе

Исследователи деятельности учителя музыки (Б.Д. Асафьев, Э.Б. Аб-дуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова. Б.Д. Критский, В.И. Муцмахер, Л.В. Школяр и др.) отмечают её сложность и многогранность. Деятельность школьного учителя музыки включает в себя, наряду с педагогической, музыковедческой, просветительской, и музыкально-исполнительскую, составным видом которой является хормейстерская деятельность. Как показала практика, инициативному, творчески относящемуся к своему труду учителю музыки нужны не только глубокие знания в области педагогики, психологии, музыкального искусства, но и особые личностные качества, специальные знания и умения, способствующие активизации профессионально-творческого потенциала личности, формированию высокой мотивационной готовности к профессионально-творческой активности, профессиональной самостоятельности, особенно в хормейстерской деятельности.

Музыкальная педагогика и психология накопили немало научных знаний, способов и методов активизации творческого потенциала обучающихся, о которых свидетельствуют исследования учёных разных специальностей -учителей музыки, педагогов-инструменталистов, хормейстеров, композиторов (М.Г. Арановский, Л.А. Баренбойм, Л.В. Вахтель, Л.Г. Ержемский, Д.Б. Кабалевский, К.А. Мартинсен, Г.Г. Нейгауз, А.Н. Сохор, Т.В. Челышева, Г.М. Цыпин и др.). Проведённые исследования внесли существенный вклад в изучение проблемы профессионального творчества педагога-музыканта. Однако потребность в подготовке инициативного специалиста-музыканта с активным профессионально-творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворённостью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания профессионально-личностному творческому развитию студентов.

Психолого-педагогический анализ отмеченных исследований и традиционно ориентированного процесса обучения учителей музыки в среднем профессиональном музыкально-педагогическом учреждении указывает на неразвитость творческой самостоятельности, низкую мотивационную готовность к формированию и проявлению профессионально-творческой активности обучающихся, достаточно высокий, но не реализованный творческий потенциал студентов. Эти соображения определили необходимость разработки комплексного подхода к различным аспектам формирования профессионально-творческой активности студентов музыкально-педагогических колледжей и училищ.

Многолетняя практика преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин в Воронежском музыкально-педагогическом колледже, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта коллег-педагогов позволили выявить ряд существенных противоречий:

- между значительным творческим потенциалом музыкальных дисциплин и его недостаточной актуализацией в учебном процессе;

- между адекватным пониманием и осознанием необходимости формиро
вания профессионально-творческой активности субъекта и отсутствием це
ленаправленного развития названного качества;

- между индивидуальным способом обучения в цикле дирижёрско-
хоровых дисциплин и дальнейшей практической деятельностью хормейстера
в условиях хорового коллектива.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-творческой активности в процессе практической познавательной деятельности студентов - будущих педагогов-хормейстеров? Решение поставленной проблемы является целью исследования.

Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность проблемы, осмысление противоречий, а также трудности в практической работе педагогов средних педагогических учебных заведений, обусловили выбор темы диссертации: «Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров».

Объект исследования! профессионально-творческая активность студентов - будущих учителей музыки.

Предмет исследования! формирование профессионально-творческой

активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров в среднем специальном учебном заведении.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров будет успешным, если:

проблема формирования профессионально-творческой активности студентов будет выделена как значимая и существенная в образовательном процессе музыкально-педагогического колледжа;

будет разработана и реализована на практике модель формирования профессионально-творческой активности студентов, обеспечивающая их

личностное и профессиональное развитие и способствующая созданию условий для достижения поставленной цели;

будет определена и реализована совокупность педагогических условий, эффективно влияющая на процесс формирования профессионально-творческой активности студентов колледжа;

будут использованы педагогические технологии развивающего обучения, направленные на развитие профессионально-творческой активности;

формирование творческой активности будет нацелено на создание художественной интерпретации музыкального сочинения.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы исследовать генезис понятия «профессионально-творческая активность», теоретически обосновать и систематизировать взгляды на проблему формирования профессионально-творческой активности педагога-музыканта;

разработать и реализовать на практике модель формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров;

определить и сформулировать критерии и уровни сформированности профессионально-творческой активности студентов в учебно-воспитательном процессе;

выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров;

апробировать педагогические технологии, способствующие формированию профессионально-творческой активности студентов в процессе учебно-познавательной деятельности.

Теоретике - методологической основой исследования послужили: - положения теории развивающего обучения и творческого развития личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков,

7 А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Г.М. Цыпин, Д.А. Эльконин, И.С Якиманская и др.);

- идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская,
И.Б. Котова, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов,
И.С Якиманская и др.);

работы по психологии активности личности (К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарёв, Г.В. Суходольский, Т.И. Шамова, Я.Я. Юрченко), в том числе зарубежные (Е. Верной, Д. Гилфорд, К. Роджерс, Ф. Флак, Э. Фромм и др.);

исследования мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, В.И. Ковалёв, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина);

концепции профессионально-деятельностных подходов (В.П. Бес-палько, Ю.Б. Борев, М.А. Вейт, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, Р.С. Немов, С.Х. Раппопорт, В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова и др.);

разработки в области теории и практики игрового и активного обучения (Н.В. Борисова, В.М. Букатов, А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, Л.Д. Столяренко, СИ. Самыгин, Г.П. Щедровицкий, СА. Шмаков и др.);

работы в области теории и практики формирования профессионально-творческой активности студентов (В.И. Загвязинский, К.М. Левитан, В.А. Сластёнин, А.И. Щербаков и др.);

исследования о роли искусства в развитии личности и психологии творческой деятельности (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др.);

работы по психологическим проблемам музыкальных способностей (Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, В.Г. Ражников, Б.Д. Теплов и др.);

- педагогические исследования в области музыкальной педагогики
(Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Б.Д. Асафьев, Г.Л. Арчажникова, В.В. Ванса-

8 лов, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр, Т.В. Че-лышева, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский и др.);

- теоретические взгляды педагогов-дирижёров на процесс обучения и воспитания (Г.Л. Ержемский, Р.Н. Ерман, В.Л. Живов, И.К. Мусин, К.А. Ольхов, В.Г. Ражников, Э.К. Сэт, П.Г. Чесноков, Т.А. Эстрина, Л.В. Яркина и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, культурологической, музыковедческой и специальной литературы, моделирование, обобщение собственного опыта педагогической работы в музыкально-педагогическом колледже и школе-интернате музыкального воспитания), эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, беседы, самоанализ личного опыта, экспертные оценки), праксиметрические (анализ продуктов творческой деятельности, документов), экспериментальные (констатирующий, формирующий, естественный эксперименты), методы статистической обработки информации (сравнение, ранжирование, контент-анализ и др.).

Базой экспериментального исследования были Воронежский музыкально-педагогический колледж и школа-интернат музыкального воспитания. Исследование проводилось в рамках преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин, в эксперименте участвовали 14 педагогов и 207 студентов с 1-го по 4-й курс включительно.

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1998 по 2004 годы и осуществлялась в три этапа.

1. Предварительный этап (1998-2000 гг.) предусматривал теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и специальной литературы по вопросам творчества, деятельности, способностей, изучения механизмов развития личностных качеств обучаемого. Составлен план исследования и выдвинута гипотеза. Был разработан и проведён констатирующий этап эксперимента, происходил поиск критериев и оценки уровня

9 профессионально-творческой активности студентов Воронежского музыкально-педагогического колледжа.

2. На основном этапе (2000-2002 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по конструированию процесса формирования профессионально-творческой активности у студентов на занятиях по дирижированию и хоровому классу; были выявлены наиболее эффективные педагогические условия и средства реализации данного процесса; продолжено изучение методической и педагогической литературы по исследуемой теме, уточнены теоретико-методологические положения диссертационного исследования.

3. На завершающем этапе (2002-2004 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты исследования, внедрялись методические рекомендации в практику музыкально-педагогического образования, формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнена сущность понятия «профессионально-творческая активность студентов - будущих педагогов-хормейстеров», выделены признаки изучаемого явления;

разработана модель формирования профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров, включающая целевой, содержательный, процессуальный компоненты и педагогические условия;

определена совокупность педагогических условий формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров, обусловленная особенностями музыкально-исполнительской деятельности хормейстера при создании музыкально-художественного образа, включающая диагностические, личностно-содержательные, рефлексивно-сотворческие, сочетательные условия;

- обоснованы и апробированы педагогические технологии, формирующие профессионально-творческую активность студентов-хормейстеров в условиях среднего музыкально-педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку педагогической теории и практики формирования профессионально-творческой активности на основе достижений в области педагогики, психологии и дирижёрско-хоровых дисциплин, способствующих эффективности обучения студентов в средних профессиональных музыкально-педагогических учебных заведениях. Сформулированные в работе выводы могут способствовать эффективному решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, определять перспективы развития образовательной практики и проектировать новые педагогические технологии активного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке контрольно-диагностического инструментария выявления уровней сформированное профессионально-творческой активности будущих учителей музыки; внедрении технологий активного обучения при создании художественной интерпретации музыкального сочинения; определении педагогических условий и средств формирования профессионально-творческой активности в учебном процессе, позитивно влияющих на качество обучения. Научно-практические материалы могут быть использованы в процессе обучения и в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов-хормейстеров. Теоретические выводы создают предпосылки для обогащения нормативных положений учебных программ с целью расширения практической направленности обучения.

Объективность, достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью основных теоретических положений; учётом современных разработок в области педагогики, психологии, музыки; выбором комплекса методов, адекватным целям и задачам исследования, их соответствием тенденциям развития современного музыкально-

педагогического опыта; аргументированностью выводов, обеспеченных взаимопроверяемостью сопоставляемых данных; качественными положительными результатами опытно-экспериментальной работы с личным участием автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика профессионально-творческой активности будущих педагогов-хормейстеров рассматривается как соотношение внутренней и внешней деятельности студентов, направленное на достижение цели по созданию художественной интерпретации музыкального сочинения. Профессионально-творческая активность выражается в креативном отношении личности к профессии, в высокой мотивационной готовности к развитию профессионально значимых качеств.

2. Разработанная модель формирования профессионально-творческой активности будущих педагогов-хормейстеров обеспечивает процесс выработки личностного творчески активного отношения к ценностям музыкально-педагогической деятельности, которая включает структурные компоненты содержания модели: эмоционально-ценностный - способствует проявлению эмоционального отношения к изучаемому музыкальному произведению, критический - помогает осмысливать любые факты музыкальной культуры по поводу соответствия или несоответствия их культурно-историческим событиям, личностным смыслам изучаемой эпохи, рефлексивный — обеспечивает осмысление музыкального материала и музыкального явления с помощью сравнения собственного музыкального опыта и размышлений в оценке интерпретации сочинения, творческий - позволяет дать экспертную оценку музыкальному материалу, регулирующий — обусловлен подбором музыкального содержания с ориентацией на развитие способностей и умений саморегуляции и самоуправления.

Представленная модель отражает единство личностной и профессиональной составляющих становления педагога-хормейстера в музыкально-педагогическом колледже, а её педагогические условия формирования про-

12 фессионально-творческой активности студентов обеспечивают внутреннюю регуляцию и целостность учебно-воспитательного процесса.

3. Совокупность педагогических условий, способствующая формированию профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров, которая включает:

внедрение эффективных форм диагностики и контроля педагога и самоконтроля студентом собственной учебно-профессиональной деятельности (диагностические);

обеспечение актуализации особенностей личности студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности (личностно-содержательные);

создание позитивной среды для продуктивного творчески-рефлексивного взаимодействия субъектов музыкальной, учебно-профессиональной деятельности (реф лексивно-сотворческие);

выбор форм, методов, технологий адекватных формированию профессионально-творческой активности студентов колледжа (сочетательные).

4. Адаптированные педагогические технологии на основе активизации деятельности студентов (игровые технологии, групповые технологии, проблемное обучение и др.), позволяющие осуществить эффективное формирование профессионально-творческой активности будущих педагогов-хормейстеров в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического колледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования на различных этапах эксперимента осуществлялись публикацией статей по теме работы, выступлениями на методических семинарах и совещаниях Воронежского музыкально-педагогического колледжа, докладами на кафедре хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета, кафедре теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета, научно-практических конференциях, проводимых Воронежским областным институтом повышения квалификации работников образования (2002, 2003 гг.) и Воронежским государственным

13 педагогическим университетом (2003 г.). Получены акты внедрения результатов исследования в образовательный процесс Воронежского музыкально-педагогического колледжа, Воронежского музыкального училища им. Рос-троповичей, Бобровского областного училища культуры.

Структура диссертации. Логика теоретического и опытно-экспериментального решения проблемы определила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Исследование изложено на 142 страницах основного текста. Библиография насчитывает 222 наименования научных трудов, из них иностранных 9, пять рисунков и десять таблиц.

Профессионально-творческая активность как предмет психолого-педагогических исследований

Обращение к проблемам формирования профессионально-творческой активности личности важно для. понимания целостной природы человека,. механизмов развития его творческого потенциала, самоактуализации в профессиональной и социальной деятельности. Проблема формирования творческой активности волновала многих и нашла своё отражение в работах философов (Аристотеля,, Н.А. Бердяева, Г. Гегеля, Р. Декарта, Д; Дьюи, И. Канта, Ж.-П. Сартра, Л. Фейербаха и др.), педагогов ( А.А. Вербицкого, П.И. Пидкасистого, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачёва, В.А. Сластёнина и др.) и психологов ( К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К. Юнга и т.д.).

Сущность понятия «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе, как правило, с двух точек зрения: творчество как атрибут материи и творчество как высшая форма деятельности. В психологии и педагогике в рамках деятельностного подхода творчество анализируется в большей степени в причинно-следственной.логике как процесс деятельности, как стиль и способ деятельности, как продукт и результат деятельности ( И.В. Страхов, Ю.Б. Борев, С.Х. Раппопорт и др.)

Л.С. Выготский рассматривает творчество как деятельность, которая «создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [46,3].

С.Л. Рубинштейн определял творчество как «деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д.» [162,478]. А.В. Брушлинский выделяет открытие неизведанного, преодоление шаблонов и стереотипов; О.К. Тихомиров особое место в творческой деятельности отводит целепола-ганию; А, Маслоу считает, что творчество, креативность проявляются и в повседневной, реальной жизни, в различных формах самовыражения; ЯЛ. Пономарёв определяет творчество как развитие, возникновение новых структур, новых способов деятельности.

Многочисленные исследования позволяют определить взгляд на человека как на существо эволюционирующее, творчески самоопределяющееся и самопредвосхищающее, субъекта преобразовательной активности.

Творчество — важнейший родообразующий фактор человечества. Человек как вид без творчества существовать не может, т.к. его тяга к творчеству вызвана потребностью поддерживать своё существование. Отсутствие этой потребности ведёт индивида к деградации. Критериями проявления творчества в историческом аспекте являются: формирование производящей психической силы; появление в психике элементов того, что можно реализовать; образование из этих психических элементов некоего относительного ансамбля, работающего в новационном режиме; появление признаков воображения, аналогии и т.д. Что в дальнейшем выразилось в создании форм объективной реальности, не имеющей аналогов во внешней деятельности: иллюзий, фантазий, надежд и т. п.

С развитием человеческого общества значимость нравственной опосредованное творчества всё время возрастает. В.Д; Губин подчёркивает абсолютную значимость творчества, направленного на обогащение, развитие субъекта, на раскрытие его индивидуальных возможностей. Создание и воспитание каждой новой личности - это созидание нового, никогда ранее не бывшего, созидание ценности, являющейся первоосновой всех остальных ценностей. В.А. Караковский развивает эту мысль в своих педагогических экспериментах и научных трудах [75]. Творчество на уровне отдельно взятой личности выступает в качестве единства «внутреннего» (творение себя) и «внешнего» (преобразование окружающего мира). Любой акт творчества несёт в себе субъективное и объективное начало. В этой связи каждый индивид выступает открытой потенциальностью с высокой степенью свободы самореализации и самоосуществления [112,175].

Л.С. Выготский писал, что вся деятельность человека делится на два вида: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую или творчество. Воспроизводящей он называет деятельность, в процессе которой человек «воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся приёмы поведения или воскрешает следы от прежних, впечатлений» [46,5]. Этот вид деятельности помогает лучше приспособиться к жизни, окружающему миру. Комбинирующая или творческая деятельность - результат создания «новых образов и действий. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным: к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее...Умение из элементов создать настроение, комбинировать старое и новые сочетания и составляет основу творчества» [46,5]. Большое место Л.С. Выготский отводит воображению, называя его также основой всякой творческой деятельности. Художественное, научное, техническое творчество - словом всё то, что создано руками человека, весь мир культуры, в отличие от природы, по словам Л.С. Выготского, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Другой известный учёный А.Н. Леонтьев, говоря о деятельности, пишет о том, что предмет деятельности отражается в виде мотивов, целью является объект, выступающий в качестве результата деятельности, а смыслом будет отношение мотива к цели. Компонентом деятельности будет само действие. «Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность» [98,282]. Можно сделать вывод, что характер отношения к среде (активный, неактивный) обусловлен соотношением мотивов и целей, отражающих личностный смысл человека. По Леонтьеву, общей целью является осознание мотива, или понятие «мотива — цели».

При этом активность будет носить репродуктивный характер, если мотивы деятельности устойчивы, цели заданы и чётко определена последовательность действий. Творческой будет активность, рождающая новые мотивы, цели и действия.

Особенности формирования профессионально-творческой активности студента в учебно-познавательной деятельности

Профессиональная компетентность педагога-хормейстера, готовность его к работе с хором, проявляется в умении создать хоровой коллектив и в организации процесса освоения и интерпретации музыкального сочинения. Однако если в процессе хоровой деятельности отсутствует профессионально-творческая активность дирижёра в её личностных и когнитивных проявлениях, то этот процесс не несёт ничего нового для продуктивно-творческого становления хора, творческого саморазвития личности, выработки общественно-значимого продукта.

Поэтому главной проблемой хормейстерской подготовки в колледже становится конструирование подлинно творческого учебного процесса, в котором проявит себя и разовьётся творческая личность студента. Для этого необходимо проанализировать специфику хормейстерской деятельности с позиции профессионально-творческой активности..

В понимании творческой активности существуют две крайние точки зрения. Одна крайность понимает под творческой активностью то, что связано с объективной новизной и имеет социальную значимость. Другая точка зрения отмечает, что учебная деятельность сопряжена с творчеством,. поскольку для студента всякая учебная работа связана с новизной, поэтому студентов необходимо учить творчески подходить к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков в ходе организуемой учебно-познавательной деятельности. Конечно, студенты не могут в процессе обучения делать ежедневно открытия, но они могут делать их для себя, самостоятельно открывая новый мир знаний.

Для нашего исследования очень важна вторая точка зрения; Уже в процессе хормейстерской подготовки студент сам становится творцом новых ценностей, открывая в старом и давно известном новые черты, чувствуя глубокий смысл и красоту в самом простом хоровом исполнении, возвышая музыкальное произведение до художественного творческого явления. Дирижирование - специфический вид музыкальной деятельности. Хормейстер по своей сути обречён на творчество. Дирижёрский аппарат, технические приёмы и навыки у каждого студента сугубо индивидуальны и могут быть сформированы только при активной творческой совместной деятельности. педагога и студента.

В процессе занятий на первоначальном этапе работы над музыкальным произведением происходит знакомство с музыкальным материалом, литературным f текстом, ремарками автора. Затем, мобилизуя профессиональные и личностные умения и навыки, осмысливая замысел автора, музыкант выстраивает концепцию произведения. В процессе дальнейшей работы над музыкальным образом, экспериментируя над способами передачи авторской задумки, импровизируя, выдвигая различные, возможно противоречивые концепции, музыкант — дирижёр сначала интуитивно, затем логически осмысленно достигает положительного результата своего педагогического творчества - художественного исполнения музыкального произведения.

Деятельность педагога и студента — хормейстера отличается «целенаправленностью, определённой организацией, нормативно-ролевыми предписаниями, специфическим содержанием, которое связано с воссозданием (разучиванием и исполнением) вокально-хорового произведения. Эта деятельность осуществляется при непосредственном взаимодействии хормейстера и певцов. В результате этого взаимодействия обе стороны оказывают друг на друга влияние-воздействие. Нарушение взаимодействия между участниками процесса является существенной причиной, препятствующей достижению цели (результата)» [212,22-23].

Критерии и уровни сформированности профессионально-творческой активности студента-хормейстера

Природные способности человека к творчеству не должны рассматриваться буквально, так как процесс развития личности - нелинейный, непрямой, и её генетическая программа не всегда может развернуться в полном объёме - это результат внутренних задатков, социальной сферы, психических механизмов саморазвития личности, детерминированных его деятельностью. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн отмечали, что процессы обучения и воспитания влияют на развитие личности лишь тогда, когда осуществляется определённая деятельность соответствующего содержания. Методологическая связь творчества и деятельности порождает необходимость рассматривать в нашем исследовании категорию «профессионально-творческая активность» в качестве конечной цели как создание нового состояния художественного образа музыкального произведения - исполнительской интерпретации.

Осознание сложности процесса превращения учебной деятельности в творческую, активного взаимодействия личностных качеств психической структуры студента потребовало проведения различных экспериментальных исследований. Опытная работа проводилась на основе теоретических изысканий и практической реализации целостной модели формирования профессионально-творческой активности будущего педагога-хормейстера. В соответствии с задачами и гипотезой нашего исследования были; определены направления педагогического эксперимента:

1. Разработка критериального аппарата и уровней сформированности профессионально-творческой активности студента-хормейстера.

2. Исследование выделенных на основе эксперимента педагогических условий, необходимых для эффективной реализации данного процесса.

3. Апробация активных форм и методов обучения студентов, способствующих формированию профессионально-творческой активности.

4. Оценка результатов опытно-экспериментального исследования.

Определение критериев в нашем исследовании обусловлено общей логикой работы, где критерий рассматривается как признак, позволяющий оценить уровень сформированности творческой активности в процессе учебной деятельности. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев. Критерии должны отражать закономерности формирования личности, с их помощью устанавливаются связи между компонентами системы, а также качественные показатели выступают в единстве с количественными. Определение критериев и поиск показателей, объединяющих внутренние и внешние факторы, детерминирующие ход процесса, обусловливает оценку эффективности сформированности профессионально-творческой активности студента.

Разработка критериев осуществлялась на. основе личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), личностно-профессионального (А.А. Вербицкий, Н.В.Кузьмина,. В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова) и профессионально-музыкального (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, В .И, Муцмахер, Т.Е. Стародубцева, Л.В. Яркина) подходов.

Личностно-ориентированныи подход-это базовая ценностная позиция педагога, которая определяется субъект-субъектными взаимоотношениями: с каждым студентом и коллективом, демократическим стилем деятельности, сотрудничеством, сотворчеством. Он способствует формированию целостной личности студента, становлению его интеллектуального, эмоционального, духовного и творческого потенциала.

Личности о-профессиональный подход предусматривает создание условий для активного участия субъекта в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми учителю музыки, которые способствуют повышению культуры педагогического труда, удовлетворению профессиональных интересов и индивидуальных потребностей личности. Такой специалист самореализуется в практической деятельности.

В основе профессионально-музыкального подхода лежит идея развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности студента под воздействием музыкального искусства, которая реализуется наиболее полно в процессе музыкального образования и в активной творческой музыкально-педагогической деятельности.

Все три подхода взаимосвязаны и отражают общее положение о важности целенаправленного формирования профессионально-творческой активности, открывающей дорогу художественной интерпретации музыкального произведения.

Включение студента в учебную деятельность ещё не определяет его творческую активность. Она показывает отношение его к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Внутренний мотив, связанный с процессом деятельности, является обобщённым и выражает увлечённость музыкальным учебным заданием самим по себе. Наличие этого мотива свидетельствует о такой важной для личностно ориентированного образования характеристики, как направленность на процесс формирования: творческой познавательной активности студента.

Мотивацнонный аспект, определяемый познавательной потребностью к музыкально-педагогической деятельности, ярко выраженному интересу к предметам музыкального цикла, характеризует ориентацию студента на проявление творческой активности, на результат своей учебной деятельности..

Мотивы учения студента колледжа стимулируют творческую профессиональную активность в учебно-познавательной деятельности.

Студенческий возраст - период, который корректирует и закрепляет интегративные процессы в психике: развиваются и реализуются индивидуальные задатки и способности, обретается жизненный опыт, происходит профессиональное становление специалиста-учителя музыки, что во многом зависит от его внутреннего творческого потенциала. Задатки творческой деятельности присущи любому студенту, но проявляются и развиваются они в специально сконструированных педагогических ситуациях, которые требуют определённых условий для творческого решения. Одним из способов активизации творческих способностей личности, необходимых современному специалисту, является проблемное обучение. Смысл которого заключается в том, что педагог ставит проблемные задачи, не предлагая способа их решения, а побуждая искать пути решения самому. Проблемные задачи будут решены студентом, если он проявит творческую познавательную активность, а она связана с профессиональными интересами.

Поэтому мы считаем важнейшим условием формирования профессионально-творческой активности будущего учителя музыки: стимулирование развития музыкальных интересов и педагогических способностей, определяющих динамику творческого потенциала личности.

Похожие диссертации на Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров