Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений Герасимова, Татьяна Николаевна

Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений
<
Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова, Татьяна Николаевна. Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Герасимова Татьяна Николаевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2010.- 268 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/689

Введение к работе

Актуальность исследования. Отечественная музыкальная педагогика по праву занимает почетное место в ряду национально-культурных и образовательных реалий России. На сегодняшний день в России насчитывается 19 высших музыкальных вузов, где осуществляется подготовка концертмейстеров; 49 высших и 277 средних образовательных учебных заведений в области культуры и искусств, в которых востребована профессия концертмейстера .

Модернизация военно-музыкального образования и его вхождение в общемировое военно-музыкальное пространство выдвигают высокие требования к профессиональному мастерству всех специалистов, работающих в военно-музыкальных учебных заведениях, в том числе концертмейстеров2.

Между тем в последние годы наметилась тенденция ослабления их профессионального мастерства3. Несмотря на свои профессиональные знания, умения и навыки, концертмейстеры в военно-музыкальных учебных заведениях сталкиваются со многими трудностями, так как в процессе подготовки в вузе они не были ориентированы на работу по музыкальному сопровождению обучающихся дирижированию курсантов.

Спецификой решения сформулированных в диссертации задач является то, что они решаются не в ходе подготовки в вузе, а уже в процессе профессиональной деятельности концертмейстера. Это требует создания в военно-музыкальных учебных заведениях дополнительных условий, способствующих профессиональному становлению концертмейстеров и отвечающих специфике их деятельности в военно-дирижерском классе.

К настоящему времени в педагогической науке накоплен определенный опыт формирования профессионального мастерства концертмейстера. Проблема профессиональной подготовки концертмейстеров отражена в работах К.Л. Виноградова, Н.А. Крючкова, А.А. Люблинского, М.А. Смирнова, В.Н. Чачавы, Е.М. Шеїздеровича и др.4; теория и методика концертмейстерской подготовки

1 См.: Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Фе
дерации. Доклад Министерства культуры Российской Федерации на заседании Координаци
онного совета по культуре, 2008.

2 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного
заведения Министерства обороны Российской Федерации»: приказ МО РФ № 80 от 8.04.2003 г.

3 См.: Искусство концертмейстера: вопросы истории, педагогики, практики // Материалы
1-й открытой всероссийской научно-практической методической конференции «Профессия
концертмейстера в XXI веке: традиция и современность в новой музыкально-культурной
ситуации. Проблемы преподавания и исполнительской практики».-М.,2005.

4 См.: Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-
концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. - М., 1988. - Вып. 1;
Крючков НА. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л., 1961; Люблинский А.А.
Теория и практика аккомпанемента: методологические основы. - Л., 1972; Смирнов М.А. От
составителя // О работе концертмейстера.- М., 1974; Чачава В.Н. Некоторые вопросы обуче-

студентов музыкально-педагогических учебных заведений раскрыта в исследованиях М.О. Воротного, Л.М. Живова, Е.И. Кузнецовой, Е.И. Кубанцевой и др.1; вопросы формирования концертмейстерских умений и навыков освещены в трудах Ф.Д. Бронской, Р.А. Верхолаз, Т.И. Карнауховой, В.В. Подольской и др.2; психологические аспекты деятельности концертмейстера исследовали Л.Л. Бочкарев, С.Н. Величко, А.Д. Готлиб, Т.В. Дапквиашвшіи, Е.Е. Фёдоров и др.3; специфика работы концертмейстера в различных областях музыкального искусства раскрыта в исследованиях К.Л. Виноградова, Ю.Г. Мирлас, Е.А. Прохоровой, Г.Г. Тенюко-вой и др.4; проблеме профессионального мастерства концертмейстера посвящены работы: Г.А.Бошук, А.Ф.Григорьева, Н.Н. Горошко, Д.А. Науказ, Е.А. Островской, В.И. Пустовит, М.И. Сидоровой, Г.Г.Сибиряковой, Г.Г. Тенюковой5.

ния концертмейстеров // Фортепиано.- 2003.- №2,С.24-27; Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка. -1969. - №4,С.92-95.

' См.: Воротной М.О. О концертмейстерском мастерстве пианиста к проблеме получения квалификации в вузе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики.-СПб.: РГПУ им.А. Герцена.- Вып.2, 1999; Живов Л.М. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище// Методические записи по вопросам музыкального образования,- М., 1974; Кузнецова Е И. Проблемы воспитания пианиста-концсртмсйстсра: Науч.- метод, работа,-М.: МГК им. П.И. Чайковского,1977; Кубанцсва Е.И. Концертмейстерский класс. - М., 2002.

2 См.: Бронская Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принципы развития//Вопросы
фортепианной педагогики.- М., 1976.-Вып.4,С.46-62; Верхолаз Р.А. Вопросы методики
чтения нот с листа / Под ред. Т.Л. Беркман.-М., 1960; Карнаухова Т.И. Развитие навыков
подбора по слуху и транспонирования // Инструментальная подготовка учителя музыки.- М.:
Изд-во МГПИ.1986.-С. 111-117.; Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//
О работе концертмейстера. - М., 1974.

3 См.: Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности.- М.: Институт психологии
РАН, 1997; Величко С.Н. О роли психологии в работе педагога концертмейстерского класса:
Науч. - метод, работа.- М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1976; Виноградов КЛ. О специфике
творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное
исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.- Вып.1; Готлиб А.Д. Основы
ансамблевой техники. - М., 1971; Дапквиашвшіи Т.В. Камерный и инструментальный ансамбли
и основные принципы ансамблевого исполнительства.- Тбилиси, 1989; Федоров Е.Е.Задачи и
специфика работы концсртмсйстера,2009. .

4 См.: Виноградов КЛ. О работе оперного концертмейстера. // О работе концертмейстера.-
М.: Музыка, 1974.-С.111-134; Мирлас Ю.Г. Педагогические условия профессиональной
подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре:
дис... канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2002; Прохорова Е.А. О работе концертмейстера в оперном
классе: метод, работа.- М.: МГК им П,И. Чайковского, 1974; Тснкжова Г.Г.Содсржание и методы
подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования:
дис...канд. пед. наук-М., 1993.

5 См.: Бошук Г.А. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в
концертмейстерской практике в вузе: дис...канд. пед. наук. - Краснодар, 2004; Григорьев А.Ф.
Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного
педагогического образования: дис..канд. пед. наук. - Краснодар, 2004; Горошко Н.Н. Фор
мирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концерт
мейстерском классе: на примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX

Вместе с тем исследований процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений на уровне диссертаций не проводилось.

Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость, а также недостаточная научная и прикладная разработанность в педагогике обусловили выбор темы диссертации.

Научная задача исследования заключается в обосновании процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений на основе развития их профессионально-музыкальной эрудиции, исполнительской техники, а также профессионально-важных качеств.

Объектом диссертационного исследования является профессиональное мастерство концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений, а его предметом - процесс формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать сущность, содержание и структуру процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров, а также выявить основные пути повышения его эффективности в военно-музыкальных учебных заведениях.

Задачи исследования:

1. Обосновать научные и прикладные положения формирования профессио
нального мастерства концертмейстеров в военно-музыкальных учебных заведениях.

2. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективного
формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-
музыкальных учебных заведений.

3. Выявить и обосновать основные пути повышения эффективности фор
мирования профессионального мастерства концертмейстеров в военно-
музыкальных учебных заведениях.

века: дис... канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 1999; Науказ Д.А. Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя: теоретические и методические аспекты: дис... канд. псд. наук. - М, 1998; Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: дис... канд. искусствоведения. - Тамбов, 2006; Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкально-педагогического факультета: метод, пособие. - Минск: МГПИ, 1985; Сидорова М.И. Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки: дис... канд. пед. наук. - Мурманск, 2006.; Сибирякова Г. Г. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: на материале дисциплины «Концертмейстерский класс»: дис... канд. псд. наук,- Волгоград, -2005; Тенюкова Г.Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: дис... канд. пед. наук. - М., 1993.

В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что в настоящее время существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональному мастерству концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений и реальным уровнем их подготовленности к данному виду деятельности.

Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе развития у концертмейстеров мотивации к формированию своего профессионального мастерства, активизации самосовершенствования концертмейстеров в исполнительской практике, организации конкурсной деятельности как средства развития профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений.

Методологические и теоретические основы исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, общенаучные методологические подходы (исторический, социокультурный, системно-структурный, комплексный, процессуальный, функциональный и др.). Основными принципами исследования являются принципы объективности, единства исторического и логического, частного и целостного, личности и деятельности, теоретического и эмпирического.

При разработке концептуальных основ исследования использованы положения личностно-социально-деятельностного подхода, активно применяемого в педагогике высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов и др.); общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); профессиональной деятельности учителя (Н.В. Кузьмина, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков и др.), самообразования и самовоспитания педагогов (К.М. Левитан, Л.И. Рувинский, Л.Н. Уваров и др.).

В диссертации осуществлялась опора на положения психологической науки: теории личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.), механизмы формирования профессиональных (профессионально-педагогических) умений (Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, Л.Ф. Спирин и др.).

Важное значение в выработке научных позиций занимали теоретические положения, раскрывающие феномен педагогического мастерства (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, А.К. Быков, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Хо-зяинов и др.), проблемы его формирования у студентов - будущих учителей (В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.).

Существенное значение для разработки основных положений диссертационной работы оказали труды военных ученых по истории и теории воспитания (А.А. Аронов, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, П.Н. Городов, В.П. Давыдов, Н.С. Кравчун, Н.И. Киряшов, В.Я. Слепов, В.А.Собина и др.); положения о во-

енно-профессиональной подготовке офицерских кадров (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.Н.Гуляев, В.С.Емец, М.А.Лямзин, А.П. Дударь, Г.В. Зибров, П.А. Корчемный, А.Д. Лазукин, В.И. Марченков, В.Г. Михайловский, В.Н. Новиков, Ю.С. Руденко и др.).

Решение поставленных задач и обобщение результатов исследования осуществлялось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Основными эмпирическими методами являлись: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, изучение результатов практической деятельности концертмейстеров. Ведущими теоретическими методами выступали: анализ музыкально-педагогической литературы; обобщение исполнительского и педагогического опыта работы концертмейстеров; экспертное оценивание, обобщение независимых характеристик, статистическая обработка данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на факультете дирижирования военного института военных дирижеров Военного университета (далее - ВИ (ВД) ВУ), Московском военно-музыкальном училище (далее -МВМУ), а также на факультетах дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (далее - СПбГК) и Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (далее -НГК). Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На подготовительном этапе (ноябрь 2007г. - сентябрь 2008г.) были изучены литературные источники и опыт работы по проблеме; выбраны объект и предмет исследования; определены цель и задачи; осуществлено моделирование исследовательской деятельности; произведен отбор высших учебных заведений для участия в эксперименте; определена и уточнена гипотеза исследования; проведена организационная работа с планируемыми участниками эксперимента.

На основном этапе (октябрь 2008г. - декабрь 2009г.) подвергался экспериментальной проверке заложенный в гипотезе исследовательский замысел повышения эффективности исследуемого процесса в ходе реализации педагогической целевой программы по формированию профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений. На основе разработанных критериев и показателей оценивалась эффективность процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений, а также проверка реальности выявленных путей и условий повышения эффективности данного процесса. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, проводилась апробация полученных результатов в выступлениях и публикациях.

На заключительном этапе (январь 2010г. - май 2010г.) обобщались полученные результаты исследования, формулировались теоретические выводы и

вырабатывались практические рекомендации, осуществлялись систематизация, качественно-количественный анализ экспериментальных данных и литературное оформление диссертации.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования проанализировано 20 докторских и кандидатских диссертаций, 10 монографий и более 200 литературных источников; изучено более 50 учебных программ и тематических планов, журналов учета успеваемости курсантов и проведено свыше 100 занятий по проблематике исследования; опрошено более 120 концертмейстеров в ВИ(ВД)ВУ, МВМУ, СПбГК им.Н.А.Римского-Корсакова, НГК им.М.И.Глинки и осуществлена разработка и внедрение педагогической целевой программы по формированию профессионального мастерства концертмейстеров.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены основные тенденции развития процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров в различных периодах становления музыкальных и военно-музыкальных учебных заведений: I период (XVII-XVIII вв.) - зарождение концертмейстерской практики на основе зарубежного опыта; II период (XIX в.) - становление отечественной школы подготовки концертмейстеров; III период (конец XIX в. по настоящее время) - развитие военно-музыкального образования и профессионального мастерства концертмейстеров в военно-музыкальных учебных заведениях России.

  2. Сформулированы научные положения, определяющие профессиональное мастерство концертмейстеров военно-музыкальных вузов как совокупность взаимосвязанных компонентов, раскрывающих специфику их деятельности: профессионально-музыкальной эрудиции (психолого-педагогические, музыкально-теоретические, специальные знания военно-оркестрового репертуара), исполнительской (звукоизобразительные и моторно-двигательные умения) и концертмейстерской техники (собственно концертмейстерские и ансамблевые умения), а также профессионально важных качеств концертмейстера (музыкально-профессиональные, артистические, организаторские, нравственно-этические и др.); с позиции личностно-социально-деятельностного и культурологического подходов обоснована педагогическая сущность, структура и содержание процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений

  3. Разработана и опытно-экспериментальным путем проверена педагогическая целевая программа формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений, включающая организационные, практические, контрольно-стимулирующие мероприятия вузовского и кафедрального уровня, а также проектирование индивидуально-творческой деятельности концертмейстеров; определены критерии оценки эффективности

процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений.

4. Выявлены и обоснованы основные пути повышения эффективности процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений: развитие у концертмейстеров мотивации к формированию своего профессионального мастерства; активизация самосовершенствования концертмейстеров в исполнительской практике; организация конкурсной деятельности как важного средства развития профессионального мастерства концертмейстеров.

Положення, выносимые на защиту:

1.Выявленные основные тенденции становления и развития процесса
формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-
музыкальных учебных заведений. В первом периоде (зарождение
концертмейстерской практики на основе зарубежного опыта XVII-XVIII вв.)
выделены следующие тенденции: подготовка русских аккомпаниаторов за
рубежом или иностранными специалистами; развитие практической
аккомпаниаторской деятельности, представленной фортепианной

специализацией; выделение и теоретическое обобщение отдельных компонентов концертмейстерской деятельности. Во втором периоде (становление отечественной школы подготовки концертмейстеров XIX в.) основными тенденциями являлись: формирование сети отечественных музыкальных учебных заведений; активизация сольной концертной деятельности инструменталистов; усложнение концертмейстерского репертуара и выделение проблем аккомпанемента; становление профессиональной подготовки концертмейстеров в отечественных музыкальных учебных заведениях; создание научно-методических разработок по проблемам концертмейстерского мастерства в России. В третьем периоде (развитие военно-музыкального образования и профессионального мастерства концертмейстеров в военно-музыкальных учебных заведениях России с конца XIX в. по настоящее время) определены следующие тенденции: учреждение военно-музыкальных учебных заведений; выявление особенностей концертмейстерской деятельности в военной сфере; формирование педагогических основ концертмейстерской практики; разработка научно-методической базы по проблемам формирования профессионального мастерства концертмейстеров военного профиля; совершенствование структуры профессионального концертмейстерского образования; формирование концертмейстерского мастерства в практической деятельности военно-музыкальных учебных заведений; выделение исполнительских и педагогических аспектов деятельности профессии концертмейстера и др.

2. Сформулированные научные положения, определяющие профессио
нальное мастерство концертмейстеров военно-музыкальных вузов как совокуп
ность взаимосвязанных компонентов, раскрывающих специфику их деятельно
сти: профессионально-музыкальной эрудиции, исполнительской и концертмей
стерской техники, а также профессионально важных качеств концертмейстера.

Обоснованная педагогическая сущность формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс по развитию у концертмейстеров профессиональной эрудиции, исполнительской и концертмейстерской техники, а также профессионально важных качеств в интересах эффективного и качественного решения задач подготовки военных дирижеров.

Структура процесса формирования профессионального мастерства, включающая в себя совокупность субъектов и объектов, целей и задач, выявление противоречий и закономерностей, принципов и содержания концертмейстерской деятельности, определение методов и форм его реализации, характеристику результатов сформированности профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных вузов.

Содержание процесса формирования профессионального мастерства концертмейстеров раскрыто на основе поэтапной профессионально-ориентированной подготовки, включающей в себя на довузовском этапе: овладение знаниями музыкально-теоретических дисциплин и вокальной специфики, формирование элементарных концертмейстерских умений, развитие навыков фортепианной техники; на вузовском этапе: формирование музыкальной эрудиции, мышления и памяти на основе законов исполнительской интерпретации, совершенствование фортепианной техники, дальнейшее развитие исполнительских и концертмейстерских умений и навыков; на послевузовском этапе: освоение методики дирижирования; выработка умений ансамблевой игры; овладение оркестровой фактурой.

3. Разработанная и апробированная педагогическая целевая программа по
формированию профессионального мастерства концертмейстеров военно-
музыкальных учебных заведений, включающая педагогическую диагностику
начального и последующих уровней профессионального мастерства концерт
мейстеров; педагогический анализ условий и факторов, влияющих на качество
профессионального мастерства; выбор эффективных методов и форм педагоги
ческого взаимодействия концертмейстеров с субъектами педагогического про
цесса; реализацию основных путей повышения эффективности профессиональ
ного мастерства концертмейстеров.

Экспериментально апробированные критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования профессионального мастерства концерт-

мейстеров военно-музыкальных учебных заведений, основными из которых являются: мотивационно-целевой (эффективность целеполагания, профессиональная направленность, отношение к профессиональной деятельности); содержательно-процессуальный (участие концертмейстера в научно-методической работе, использование методов самообразования и самосовершенствования, наличие практического опыта концертмейстерской деятельности), результативно-деятельностный (уровень профессиональной эрудиции, уровень моторно-двигательных умений, наличие умений ансамблевой игры).

4.0боснованные педагогические пути формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений: развитие у концертмейстеров мотивации к формированию своего профессионального мастерства, основными условиями реализации которого являются: развитие профессиональной направленности и интереса концертмейстеров к исполнительской и педагогической деятельности; повышение ответственности концертмейстеров за качество проводимых занятий; формирование установок на достижение высоких результатов; создание климата психологической комфортности; моральное и материальное стимулирование и др.; активизация самосовершенствования концертмейстеров в исполнительской практике, предусматривающая следующие условия реализации: внедрение мониторинга результатов деятельности концертмейстеров; развитие специально-концертмейстерских навыков; использование метода упражнения в самостоятельной работе; осуществление индивидуального подхода на кафедрах военно-музыкальных учебных заведений к организации самосовершенствования исполнительской техники концертмейстеров и др.; организация конкурсной деятельности как средства развития профессионального мастерства концертмейстеров со следующими условиями его реализации: обеспечение четкости и своевременности планирования и периодичности проведения конкурсов концертмейстеров; открытость и гласность при проведении конкурсов; подбор и насыщение репертуара конкурсов музыкальными произведениями различного уровня исполнительской сложности; поощрение лауреатов конкурсов и др.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования; реализацией педагогической целевой программы по формированию профессионального мастерства; применением комплексной методики исследования, соответствующей его объекту, задачам и логике научного поиска; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; анализом результатов опытно-экспериментальной работы в военно-музыкальных учебных заведениях и музыкальных вузах Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи по выявлению сущностных, содержательных и структурных характеристик

]]

процесса формирования профессионального мастерства; в разработке и обосновании педагогической целевой программы по формированию профессионального мастерства концертмейстеров; в выявлении основных путей повышения эффективности формирования профессионального мастерства; обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы при анализе и разработке других социально-психологических и педагогических явлений и процессов, характеризующих образовательный процесс в военно-музыкальных учебных заведениях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть положено в основу деятельности руководства вузов и кафедр по профессиональному совершенствованию концертмейстеров; выявленные критерии и показатели позволяют оценивать степень сформированности профессионального мастерства концертмейстеров; представленная педагогическая целевая программа формирования профессионального мастерства концертмейстеров может способствовать повышению эффективности образовательного процесса в военных и гражданских вузах; результаты исследования способствуют совершенствованию профессиональной компетентности концертмейстеров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные и прикладные основы исследования апробированы в ходе экспериментальной работы. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и результаты научного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и военно-оркестровой службы ФГВОУ ВПО «Военный университет», а также в ходе работы предметно-методических комиссий, на учебных и методических занятиях с концертмейстерами, ежегодно проводимых научных конференциях военно-дирижерских факультетов. Кроме того, автором разработан и внедрен в программу командирской подготовки должностных лиц факультетов учебный курс: «Формирование профессионального мастерства концертмейстеров». Полученные результаты исследования апробировались путём внедрения в деятельность должностных лиц ВИ (ВД) ВУ, МВМУ, СПбГК им.Н.А.Римского-Корсакова и НГК им.М.И.Глинки.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Научные и прикладные основы формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений. Глава III. Основные пути повышения эффективности формирования профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений.

Похожие диссертации на Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений