Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля Хромова, Галина Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хромова, Галина Андреевна. Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Хромова Галина Андреевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2010.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/137

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность диссертационного
исследования обусловлена изменением социальных условий развития
современного общества, необходимостью подготовки

высококвалифицированных специалистов в сфере дизайна, конкурентоспособных на рынке труда, профессионально компетентных, с развитыми творческими способностями, ответственных, ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов и готовых к постоянному профессиональному росту. В ходе исследования выявлена настоятельная потребность разрешения противоречия между современными требованиями к формированию творческих способностей у студентов дизайнерского профиля и недостаточной разработанностью образовательного и организационно-методического компонентов данного процесса. Постоянное целенаправленное и результативное управление формированием творческих способностей у будущих дизайнеров, передача им необходимых для реализации в профессиональной деятельности знаний, развитие у них мотивации инновационного поведения является одним из важных направлений работы преподавателей вузов.1

Однако, сложившаяся в течение ряда десятилетий система профессионального образования в сфере дизайна с существующими формами и методами обучения, несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих специалистах недостаточно способствует формированию творческих способностей у студентов.

Министерством образования Российской Федерации поставлена задача сосредоточения внимания на организации и проведении регулярной творческой работы студентов, как на уровне кафедр, так и на уровне вузов в целом, формирования навыков творческой активности, осуществления студентами творческой работы на всех курсах вуза.2 Деятельность дизайнера является творческой по своей сути, поэтому формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля, а также поиск педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса является настоятельно необходимым.

Изучение педагогической деятельности преподавателей кафедр дизайна среды показало, что большинство из них (56%), не используют всех возможностей образовательного процесса в формировании творческих способностей у студентов, около 44% профессорско-преподавательского состава отождествляют подготовку обучающихся с изучением учебных дисциплин и использованием уже существующих в

«О Национальной доктрине образования в РФ» Постановление Правительства РФ N 751 от 04.10.2000 г.

2 Письмо министра Минобразования России Филиппова В.М. от 27.11.2002 г. N 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

профессиональном образовании форм, методов и средств формирования творческих способностей. Причина такого положения в низкой мотивации преподавателей к проведению научно-методической работы (19%); недостаточная самостоятельность студентов в учебном процессе (31%); отсутствие у них творческой активности на занятиях (24%); недостаток времени (12%) и загруженность преподавателей поручениями не связанными с учебным процессом (14%).

Анализ педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования, позволяет утверждать, что формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля может успешно реализовываться в процессе обучения в вузе.

Анализ научной литературы показал, что в современной науке вопросам способностей и творчества посвящено множество исследований, отображающих их самые различные аспекты. Проблему способностей, их формирования исследовали крупнейшие отечественные ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этому вопросу посвящены работы Т.Н.Артемьевой, А.Г.Ковалева, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.1 Проблему творчества в философии рассматривали Н.А. Бердяев, С.С. Гольдентрихт, A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин и др.2, в психологии - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этот же вопрос затрагивали Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.3 Психологию художественного творчества исследовал П.М. Якобсон, а также Л.Б. Ермолаева-Томина, и др.4

Приобретению опыта творческой деятельности, ее организации посвящены исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, работы

Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977; ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. - М: Педагогика, 1971; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М: Педагогика, 1983. - Т. 2; Мясищев В.Н., Ковалев AT. Психические особенности человека: В 2-х т. - Л.: ЛГУ, 1957-1960. - Т. 2; Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М: Педагогика, 1985 - Т. 1; Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека: Монография. - М.: СГУ, 2004.

2 Бердяев НА. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М.: Искусство, 1994;
Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема. // Творчество и социальное
познание. - М.: МГУ, 1982; Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - М.:
Политиздат, 1971; Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 1989.

3 Богоявленская Д.Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-
деятсльностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одаренности. -
М.: Молодая гвардия, 1997; ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологические очерки. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990; ПономаревЯ.А. Психология
творчества. - М.: Наука, 1976; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М:
Педагогика, 1989.-Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1985.-Т. 1.

4 Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для
вузов. - М.: Академический проект, 2003; Якобсон П.М. Психология художественного
творчества. -М.: Знание, 1971.

И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева и др.1 Положения о дидактических основах
обучения, обеспечивающих формирование творческой личности,
содержатся в трудах Л.С. Выготского, исследованиях М.И. Махмутова,
М.Н. Скаткина, работах В.И. Андреева, B.C. Леднева, В. Оконя и др.2
Особое значение в формировании творческих способностей у будущих
дизайнеров приобретает проблемно-деятельностный характер обучения в
русле личностно-социалыю-деятельностного подхода, поскольку
репродуктивные методы, используемые в практике профессиональной
подготовки, не позволяют в должной мере сформировать творческие
способности и профессионально-личностные качества у обучающихся.
Личностно-социально-деятельностный подход и проблемно-

деятельностную концепцию обучения рассматривали в своих исследованиях А.В. Барабанщиков, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, М.А. Лямзин и др.3

В изучение и обоснование основных направлений высшего профессионального образования в России и за рубежом существенный вклад внесли видные педагоги - архитекторы и художники -формировавшие принципиально новый взгляд на архитектуру и оказавшие значительное влияние на возникновение и развитие дизайна. В Германии это были В. Гропиус, Й. Альберс Й. Иттен, В.В. Кандинский, Л. Моголь-Надь и др., в России - P.P. Иодко, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов, A.M. Родченко, А.И. Тенета, М.А. Туркус и др.4 Способности

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991; Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.-. Педагогика, 1976; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества: Монография. - Казань: КГУ, 1988; Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991; Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991; Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981; ОконьВ. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: Итоги подведены - проблемы остаются. // Вестник высшей школы. - 1985. - № 11; Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Конюхов Н.И., ФеденкоН.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА им. В.И.Ленина, 1987; Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Дис. ... д-ра псд. наук. - М., 2003; Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история, теория и практика. - М.: ВУ, 1997.

4 Иодко P.P., Тенета AM. Объемная композиция в системе ВУЗа в разрезе Основного отделения. // Борьба за кадры. - 1930. - №№ 4-5; Иттен Й. Искусство формы: Мой форкурс в Баухаузе и других школах. - М.: Д. Аронов, 2004; Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб: Азбука, 2001; КринскийВ.Ф., ЛамцовИ.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. - М.; Л., 1934; Ладовский Н.А. Психотехническая лаборатория. В порядке постановки вопроса. // Известия АСНОВА. - М., 1926. - Вып. 1; Родченко A.M.

к изобразительной деятельности рассматривали В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев и др.' Актуальность формирования творческих способностей у студентов в профессиональном образовании исследовали М.Н. Дадобоева, В.Н. Есипов, Н.П. Заболотная, Т.В. Палецкая, В.В. Сидоренко и др.2

Анализ литературы3 по проблеме исследования и практики преподавания в вузах показал, что в профессиональном обучении успешно применяют аудиторные кратковременные графические или проектные (на 2-6 часов) учебно-творческие задания (клаузуры), выполняемые студентами самостоятельно. Кратковременные учебно-творческие задания используются для развития фантазии, воображения, образного мышления,

Конструкция живописного пространства: Теоретические положения дисциплины. // Художественно-конструкторское образование. - М: ВНИИТЭ, 1973. - Вып. 4; AlbersJ. Wcrklicher Formunterricht. II Seperater Sonderdruck aus: Bauhaus Zeitschrift fflr Gcstaltung. - Dessau, 1928. - Heft 2-3; Gropius W. Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauscs. - Weimar-Munchcn, 1923; Moholy-Naggy L. Von Material zu Architektur. - Miinchen, 1929.

Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: АПН РСФСР, 1959; Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. Сб. науч. тр. - М.: АПН РСФСР, 1962; Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худ.-граф. факультетов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. 2 Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки: Дис. ... кан. псд. наук. -Худжанд, 2004; Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции: Автореферат дис. ... кан. пед. наук. - М., 1986; Заболотная Н.П. Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности «Народное художественное творчество»: Дис. ... кан. псд. наук. - Сыктывкар, 2007; Палецкая Т.В. Формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-творческой деятельности: Дис. ... кан. пед. наук. - Новосибирск, 2006; Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических акультетов на занятиях художественной ковкой: Дис. ... кан. псд. наук. - М., 1994. Данилушкина СИ. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: Дис. ... кан. пед. наук. -Алматы, 1999; Ермолаев А.П., Шулика Т.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. - М.: Архитектура-С, 2005; Зенкевич Е.П. Пропедевтические курсы в польских учебных заведениях. // Художественно-конструкторское образование. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - № 2; Кудряшев К.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. -М: Стройиздат, 1990, Кудряшев КВ., Богачева Л.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1988; Куликов А.Д. Введение в методику графического художественно-композиционного моделирование: Учебное пособие. - Казань, КГАСА, 1999; Мелодинский Д.Л. Концепция художественного формообразования в архитектурных школах XX века: Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: Дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2003; Мухутдинов Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: Дис. ... кан. пед. наук. -Казань, 1999; Объемно-пространственная композиция в архитектуре. / Под общ. ред. А.В. Степанова, М.А. Туркуса - М: Стройиздат, 1975; Начальный этап архитектурного образования. Сб. ст./Подред. СВ. Казакова-М., 1991.

композиционных способностей студентов, умений и навыков отражения ими творческих идей в графической и макетной техниках. Однако в научной литературе клаузуры исследованы недостаточно,' как и проблема формирования на их основе творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Изучение педагогической деятельности преподавателей выявило недостаточное развитие мотивации как к проведению научно-методической работы, так и к разработке отдельных клаузур и клаузурных комплексов, отвечающих современным требованиям. Такое положение создает объективные трудности для обучения студентов, формирования у них творческих способностей и необходимых профессионально-личностных качеств.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в повышении эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе реализации целевой педагогической программы и выявленных педагогических путей эффективности данного процесса.

Объектом исследования является образовательный процесс вуза, а его предметом - педагогическая сущность, структура, содержание и педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Цель исследования - обосновать научные и прикладные основы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ и обосновать теоретические и прикладные положения проблемы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

  2. Разработать целевую педагогическую программу формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе внедрения авторского комплекса клаузур и проверить ее эффективность в ходе опытно-экспериментального исследования.

3. Выявить и обосновать педагогические пути повышения
эффективности формирования творческих способностей у студентов
дизайнерского профиля.

В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто положение о том, что в формировании творческих способностей у студентов дизайнерского профиля существует противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к уровню и качеству профессиональной подготовки обучающихся и

Кудряшев К.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1990, Кудряшев К.В., БогачееаЛ.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1988.

реальным состоянием данного процесса. Предполагается, что разрешить данное противоречие и повысить эффективность формирования творческих способностей у студентов возможно на основе: осуществления руководства формированием у них творческих способностей, совершенствования содержания данного процесса, самосовершенствования творческих способностей у студентов.

Методологическую и теоретическую основы исследования
составили исследования по дидактике обучения (Л.С. Выготский,
М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.И. Андреев, B.C. Леднев, В. Оконь, и
др.), проблемно-деятельностной концепции в русле личностно-социально-
деятельностного подхода (А.В. Барабанщиков, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов,
М.А. Лямзин и др.); теории способностей, их формированию
(А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Т.Н. Артемьева,
А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и
др.); проблеме творчества (в философии: Н.А. Бердяев, С.С. Гольдентрихт,
A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин и др.; в психологии: Л.С. Выготский,
С,Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.);
в том числе психологии художественного творчества (П.М. Якобсон,
Л.Б. Ермолаева-Томина и др.); исследования творческой деятельности, ее
организации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Я. Лернер,
Я.А. Пономарев и др.); профессионального обучения (в Германии:
Й. Альберс, В. Гропиус, Й. Иттен, В.В. Кандинский, Л. Моголь-Надь; в
России: P.P. Иодко, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов,
A.M. Родченко, А.И. Тенета, М.А. Туркус и др.); способностей к
изобразительной деятельности (В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев,

Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев и др.).

Для достижения поставленной цели и задач исследования, а также проверки выдвинутой гипотезы, были использованы следующие теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта по использованию клаузур в формировании творческих способностей у студентов. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, экспертное оценивание, анализ результатов учебно-творческой практической деятельности студентов, обобщение независимых характеристик, статистическая обработка данных, констатирующий и формирующий эксперименты.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в вузах профессионального образования: Московской открытой социальной академии (МОСА), ее филиалах в Тамбове и Усть-Илимске, Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ, архитектурно-строительный факультет). Экспериментальное исследование проходило в естественных условиях образовательного процесса учебных заведений высшего профессионального образования в период с сентября 2004 года по май 2009 года. Педагогическое исследование состояло из трех этапов.

Первый этап (2004-2005) - включал разработку концепции диссертации, изучение научной литературы и педагогического опыта работы по исследуемой проблеме. Осуществлен выбор объекта и предмета исследования, определены цели, задачи и гипотеза. Разработано содержание авторского клаузурного комплекса, методика опытно-экспериментальной работы и необходимый исследовательский инструментарий, определены критерии и показатели эффективности формирования творческих способностей у студентов. Проведен отбор учебных заведений, участников эксперимента (студентов и профессорско-преподавательского состава), осуществлена организация работы с ними, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2005-2008) - включал практическую реализацию опытно-экспериментального исследования. Основное место отводилось формирующему эксперименту, направленному на апробацию эффективности целевой педагогической программы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. В ходе основного этапа вносились коррективы в методику исследования и содержание авторского комплекса клаузур, формулировались предварительные выводы и рекомендации, выявлены основные педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Третий этап (2008-2009) - включал проверку, обработку, обобщение, систематизацию и уточнение полученных данных, обсуждение полученных данных с профессорско-преподавательским составом на заседаниях кафедр факультетов дизайна, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление результатов опытно-экспериментального исследования.

Общий объем проделанной работы характеризуется показателями: изучено боле 200 литературных источников, 39 авторефератов, 28 докторских и кандидатских диссертаций; проанализировано 56 различных документов (учебных планов, программ, заседаний предметно-методических комиссий и т.д.); подготовлено 480 опросных листов и анкет; проведено 15 инструктивно-методических занятий с преподавателями, принимавшими участие в опытно-экспериментальной работе; разработан авторский клаузурный комплекс.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Научный анализ проблемы формирования творческих
способностей у студентов дизайнерского профиля позволил выявить
особенности клаузур и их использование в профессиональном обучении на
четырех выделенных этапах: начальном (XVI B.-1917 г.); новаторском
(1918-1930 г.г.); развивающим (1945-1980-е г.г.); обобщающим (1990-е г.г.
XX в.-по настоящее время).

2. Обоснованы научные и прикладные основы формирования
творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: сущность,

структура и содержание исследуемого процесса. Определена педагогическая сущность формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля как целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных качеств, определяющих успешность обучения по специальности и дальнейшего совершенствования в ней.

  1. Разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля; определены критерии и показатели эффективности данного процесса (качественно-содержательный, организационно-процессуальный, результативно-деятельностный).

  2. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: руководство формированием творческих способностей у студентов, совершенствование содержания формирования творческих способностей у студентов, самосовершенствование творческих способностей у студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности кратковременных учебно-творческих заданий, их использование в формировании творческих способностей у студентов на четырех выделенных этапах: на начальном (XVI в.-1917 г.) этапе клаузуры являлись средством проверки обученности студентов, их способности к проведению самостоятельной творческой работы: задания отличались кратковременностью исполнения, особыми формами графических приемов, невозможностью подготовиться к работе заранее; на новаторском (1918-1930 г.г.) этапе клаузуры являлись средством выявления творческих способностей студентов: введение пропедевтики, объемного макетирования, направленность клаузур на активизацию мыслительной деятельности, творчества студентов; на развивающем (1945-1980-е г.г.) этапе клаузуры выступали инструментом выявления творческих идей студентов: в курсовом проектировании использовались 3 вида кратковременных учебно-творческих заданий (клаузурный проект, проектная и контрольная клаузуры), многоцелевые клаузуры, направленные на решение различных творческих задач; на обобщающем (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время) этапе клаузурные задания являются инструментом развития творческого самосознания студентов, способом активирования их творческого потенциала, совершенствования профессионально-значимых умений, навыков учебно-творческой практической деятельности.

2. Обоснованная педагогическая сущность формирования творческих
способностей у студентов дизайнерского профиля как целенаправленный,
систематический и организованный процесс взаимодействия
преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала
обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями,
навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием
средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных
качеств, определяющих успешность обучения по специальности и
дальнейшего совершенствования в ней. Структура формирования
творческих способностей у студентов дизайнерского профиля включает:
цель, задачи, субъекты и объекты исследуемого процесса, закономерности,
противоречия, принципы, функции, содержание, формы, методы и
средства реализации поставленных задач, диагностику, анализ и
корректировку его результатов, управление данным процессом и его
координацию. Содержание формирования творческих способностей у
студентов дизайнерского профиля предусматривает действенную систему
взаимообусловленных и взаимосвязанных учебно-педагогических
мероприятий: развитие мотивации студентов к формированию у себя
творческих способностей; развитие творческого потенциала у
обучающихся на основе использования авторского клаузурного комплекса;
осуществление педагогического руководства формированием творческих
способностей у студентов; активизацию самостоятельной работы
обучающихся по формированию творческих способностей на занятиях;
стимулирование инициативы студентов в приобретении опыта
профессиональной деятельности и опыта эмоционально-ценностного
отношения к дизайну; организацию самосовершенствования студентами у
себя творческих способностей; совершенствование педагогического
мастерства преподавателей в формировании творческих способностей у
обучающихся; мониторинг, анализ, оценку и корректировку
эффективности данного процесса.

  1. Целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля, разработанная и апробированная в ходе опытно-экспериментального исследования и включающая организационные, содержательные и методические мероприятия, проводимые со студентами и преподавателями. В ее основу положен принцип интегрального воздействия клаузур разной степени сложности на личность обучающихся в целях обеспечения эффективности формирования у них творческих способностей. Выявлены критерии эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: качественно-содержательный, организационно-процессуальный, результативно-деятельностный, соответствующие им показатели и уровни.

  2. Выявленные педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского

профиля, включающие: руководство формированием творческих способностей у студентов (обоснование, разработка и подготовка плана проведения клаузуры; развитие у студентов мотивации к выполнению кратковременных учебно-творческих заданий), совершенствование содержания данного процесса (обеспечение целенаправленности и последовательности в их использовании; применение вариативных клаузур различного уровня сложности), самосовершенствование творческих способностей у студентов (выполнение индивидуальных и групповых творческих работ; участие в проводимых конкурсах и выставках).

Достоверность полученных результатов обеспечивается согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью изучения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках, их взаимодействием; применением различных теоретических и эмпирических методов научного исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации; экспериментальной проверкой основных научных предположений; апробацией и внедрением в педагогическую практику результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении научных основ формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: педагогической сущности, структуры и содержания; в разработке педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит во внесении в профессиональную деятельность педагогических коллективов и преподавателей теоретических выводов и практических рекомендаций, способствующих совершенствованию формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. В ходе исследования подготовлен авторский комплекс клаузур; обоснованы критерии и показатели эффективности рассматриваемого процесса; реализована целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов; предложены меры по совершенствованию организационно-методического обеспечения данного процесса.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования происходила путем проведения констатирующего и формирующего педагогического эксперимента на кафедрах дизайна среды факультетов дизайна Московской открытой социальной академии (МОСА) и ее филиалов в Тамбове и Усть-Илимске. Отдельные положения вошли в методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу кафедр дизайна среды, принимавших участие в опытно-экспериментальном исследовании. Результаты исследований были представлены на заседаниях кафедры педагогики Военного университета, кафедры дизайна среды МОСА, обсуждались в ходе работы предметно-методических комиссий, сообщались и получили одобрение на

межвузовской научно-методической конференции. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования использованы при разработке программы и тематических планов учебной дисциплины «Проектирование», проведении аудиторных занятий со студентами, разработке учебно-методических пособий.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Глава 3. Педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Похожие диссертации на Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля