Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Севрюкова Надежда Владимировна

Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании
<
Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Севрюкова Надежда Владимировна. Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Севрюкова Надежда Владимировна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1563

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ.

1.1. Генезис профессионального образования в ювелирном искусстве 12

1.2. Психолого-педагогические условияітворческого развития студентов при изучении композиции в профессиональном образовании мастера-ювелира 57

1.3.Современные тенденции художественно-творческого развития в

образовании художников-ювелиров 79

Выводы по Главе 1 104

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ В СРЕДНЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 105

2.1. Педагогическая модель художественно-творческого развития студентов в среднем профессиональном образовании 105

2.2. Содержание комплекса дисциплин по композиции ювелирного искусства - как основа художественно-творческого развития студентов 124

2.3. Реализация модели художественно-творческого развития студентов в среднем профессиональном образовании 139

Выводы по Главе II 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

Список литературы. 164

Приложение 186

Введение к работе

Ювелирное искусство как часть традиционного прикладного искусства России прошло непростой путь развития. На этом пути можно выделить этапы повышенного внимания государства к нуждам и проблемам в этой области и тяжелые времена, когда делалось все возможное, чтобы оно прекратило свое существование. В то же время многие искусствоведы, ученые-педагоги, начиная с 20-х годов XX века, писали о необходимости сохранения и развития всех видов народных художественных промыслов, которое напрямую связано с оптимизацией профессионального образования (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская Д.С. Лихачев, А.В. Луначарский, В.Ф. Максимович).

Ювелирное искусство, являясь одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, всегда было связано с мировоззрением, мировосприятием и социальным укладом жизни человека. Традиционные формы ювелирных изделий и технологии их изготовления, передаваясь из поколения в поколение, в некоторые эпохи были не просто частью культуры, но зачастую активно участвовали в ее формировании (например, первобытное искусство, эпоха барокко и др.). Образование в ювелирном искусстве, имея давнюю историю и устоявшиеся традиции было, как правило, направлено на репродуктивную деятельность обучающихся. Но, как известно, в современном мире образование направлено на развитие культуры лишь в том случае если стимулирует не репродуктивную, а творческую деятельность учащихся.

Современное профессиональное образование художника-специалиста в сфере ювелирного искусства направлено на развитие творческого потенциала специалиста. Важным предметом специализации, нацеленном на творческое развитие обучающихся является «Композиция ювелирного искусства». В разработке основополагающих педагогических принципов композиции и методики ее преподавания участвовали такие художники как А.А. Дайнека, Б.В. Иогансон, Е.А.Кибрик, Г.Г. Нисский, В.А. Фаворский, Д.А. Шмаринов, К.Ф. Юон. Однако они не касались преподавания ювелирной композиции.

Актуальность исследования» художественно-творческого развития студентов на занятиях композицией в профессиональном обучении определяется несколькими факторами: во-первых, высоким потенциалом воспитательных, образовательных, развивающих возможностей занятий по композиции ювелирного искусства; во-вторых, благоприятностью условий формирования у подростков интереса к ювелирному искусству как к одному из видов художественной национальной культуры, которая зависит от профессионализма художника-ювелира, степени интеграции в его работах современности и высокой техничности на основе художественных вековых традиций; в-третьих, системностью преподавания композиции ювелирного искусства, строящегося на интегративном содержании, включающем разные области знания, организационные принципы построения учебного процесса, формы и методы реализации содержания.

Решением назревших проблем в области образования в традиционном прикладном искусстве посвящены, научные исследования искусствоведов и ученых-педагогов: ИІЯ. Богуславской, Н.М. Ведерниковой, В.Мі. Вишневской, Л.Н. Гончаровой, Д.С. Дронова, М.А. Ильина, Н.Р. Казанской, В.Ф Максимович, М:А. Некрасовой; T.IVL Разиной, О.В. Федотовой, Н.В. Черкасовой. Они разработали и научно обосновали различные формы -профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, наметили пути реализации созидательной работы в учебно-воспитательном процессе, повышения творческой активности студентов. Однако исследований в области художественно-творческого развития будущих мастеров-ювелиров средствами композиции ювелирного искусства в профессиональном образовании фактически не создано. Несмотря на то, что от успешного решения проблемы преподавания предмета «Композиция ювелирного искусства» зависит уровень профессионально-художественной подготовки студентов, воспитание творческой и всесторонне развитой личности, являющейся носителем культуры своей страны.

Если в основе изучения ювелирного искусства лежат труды выдающихся искусствоведов и историков А.Н. Бенуа, З.А. Бернякович, Т.Г. Гольдберг, И.Е. Забелина, Ф.Я. Мишукова, H.F. Платоновой, М.М. Постниковой-Лосевой, Т.М: Разиной, Б.А. Рыбакова, В.И. Троицкого, А.Е. Фелькерзама, то в основе образования в области ювелирного искусства, к сожалению, нет сколько-нибудь значимых исследований. Однако вопросам творческого развития студентов при обучении различным видам художественной обработки металла были посвящены работы СМ. Ґонтаря, И.В. Козлова, И.А. Прониной, BlB. Сидоренко. В их исследованиях рассматривается творческое развитие студентов посредством определенного рода занятий-упражнений по художественной обработке металла, но не затрагиваются вопросы профессионального образования в сфере ювелирного искусства.

Таким образом, в современном профессиональном образовании существует противоречие: между потребностью в творческом развитии художников-ювелиров и не разработанностью вопросов, связанных с педагогическими условиями их творческого развития в профессиональном ювелирном образовании в традиционном прикладном искусстве. Таким образом, возникает проблема: как обеспечить творческое развитие мастера-ювелира на занятиях по композиции в профессиональном образовании. Обращение к данной проблеме обусловило выбор темы исследования: «Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в.среднем профессиональном образовании».

Объект исследования профессиональное образование будущих художников — ювелиров.

Предмет исследования процесс обучения композиции художника-мастера в профессиональном образовании ювелиров.

Цель исследования — научно обосновать закономерности и принципы обучения композиции и на их основе разработать и экспериментально проверить педагогическую модель художественно-творческого развития студентов-ювелиров.

Задачи исследования:

1. На основе ретроспективного анализа философско-эстетических, искусствоведческих, психолого-педагогических исследований, архивных документов по обучению художников-ювелиров в России выявить предпосылки создания современной педагогической модели художественно-творческого развития будущих ювелиров.

2. Определить педагогические условия эффективной реализации модели творческого развития студентов в процессе изучения композиции. 3. Разработать критерии художественно-творческого развития студентов при обучении композиции в ювелирном искусстве.

4. Разработать обучающие программы по композиции произведений ювелирного искусства и методические рекомендации по их освоению. Гипотеза исследования: Художественно-творческое развитие студентов на занятиях композицией ювелирного искусства будет эффективным, если:

- процесс обучения. художника-мастера будет интегрировать традиционные формы обучения, освоение композиций произведений ювелирного искусства и современные направления в области технологических достижений и моды;

- условиями художественно-творческого развития студентов станут интегрированное содержание обучения композиции ювелирного искусства, мотивирующее художественно-творческую деятельность; разнообразные, соответствующие психологическим особенностям возраста формы обучения, обусловливающие эмоционально насыщенную, позитивную среду учебного процесса; методы художественной дидактики с опорой на опыт восприятия и художественной деятельности;

- учебный процесс по композиции ювелирного искусства будет строиться на организационных принципах: синтеза традиций и новаторства, комбинаторно-творческом, проблемно-поисковом, единства части и целого, восходящей концентричности;

- функции творческого развития студентов будут реализованы средствами учебных дисциплин по композиции ювелирного искусства: «Основы композиции», «Специальная композиция», «Основы макетирования», «Проектирование объемных ювелирных изделий»;

- педагогическая модель художественно-творческого развития студентов на занятиях композицией ювелирного искусства будет обоснована и подтверждена теоретически и практически, как результат авторских экспериментальных исследований.

Методологическую основу исследования составили: концепции творческого развития.личности и воспитания искусством (Н.А. Бердяев, Г.Н. Волков, В.В. Давыдов, Н.И! Киященко, А.Ф. Лосев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, Л.В. Школяр, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов); теория развития личности в процессе деятельности, познания и общения (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); исследования проблем развития художественного восприятия и творчества в системе образования (Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов); концепции образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.Ф. Максимович и др.); исследования своеобразия формирования ювелирного искусства России в контексте развития декоративно-прикладного искусства (В.М: Василенко, И.Ю. Перфильева, Б.А. Рыбаков, В.В. Скурлов и др.).

Методы исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, и архивных документов в области обучения и творческого развития в ювелирном искусстве. Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, беседы, педагогический мониторинг, анализ практических работ и проектов студентов, результатов диагностических заданий; констатирующий и формирующий эксперимент.

Научная новизна исследования. На основе системного анализа исторических и теоретических предпосылок художественно-творческого развития в профессиональном образовании в области ювелирного искусства была теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель, реализация которой обеспечивает художественно-творческое развитие студентов в процессе профессионального ювелирного образования. Определены принципы организации педагогического процесса художественно-творческого развития студентов-ювелиров: синтез традиций и новаторства, комбинаторно-творческий, проблемно-поисковый, единства части и целого, восходящей концентричности.

Выявлены динамичные компоненты художественно-творческого процесса: 1) жизненные впечатления эмоциональный опыт способность к ассоциациям поиск художественного образа, соответствующего эстетическим переживаниям; 2) художественные интересы мотивы художественные потребности; 3) память художественное воображение фантазия. Определены и научно обоснованы педагогические условия художественно-творческого развития студентов: интегрированное содержание обучения композиции ювелирного искусства, мотивирующее художественно-творческую деятельность. 

Теоретическая значимость исследования. Выявлены закономерности обучения композиции, влияющие на художественно-творческое развитие студентов-ювелиров: освоение ювелирных традиций России и осознание себя включенным в систему преемственности поколений; понимание эстетической ценности и функциональности произведений ювелирного искусства; творческое переосмысление окружающего мира в художественных образах ювелирных изделий; использование в композициях оригинальных приемов соединения металла с камнем; эмалью, костью, кожей, стеклом.

Определены критерии художественно-творческого развития студентов: сформированность эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, опыт общения с искусством; способность к интерпретации, комбинированию и художественной стилизации объектов реального мира для создания выразительных художественных образов; владение специальными технологиями, создающими возможность воплощения проекта в материале.

Определены принципы отбора содержания образовательной программы по композиции ювелирного искусства, являющейся интегративной основой художественно-творческого развития художников-мастеров.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: Разработана и экспериментально проверена программа по композиции ювелирного искусства, включающая блоки: «Основы композиции», «Специальная композиция», «Основы макетирования», «Проектирование объемных ювелирных изделий», направленные на художественно-творческое студентов.

Разработана система творческих заданий, направленных на создание мотивационно-стимулирующих условий творческого развития личности будущих художников-мастеров (задания на развитие художественно-образного мышления, мотивации к поиску новых средств художественной выразительности, направленности на достижение индивидуальных творческих целей).

Созданы методические рекомендации по реализации модели художественно-творческого развития художников-мастеров в среднем профессиональном образовании.Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, в обучении художников-мастеров ювелирного искусства.

Достоверность исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, разнообразием методов, соответствующих целям и задачам исследования, большим фактическим материалом и качественным анализом материалов, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось с 1989 по 2008 гг. в Институте традиционного прикладного искусства, в Московском государственном университете культуры и искусств, Красносельском училище художественной обработки металлов, Уральском училище прикладного искусства (Нижний Тагил) и прошло несколько взаимосвязанных этапов.

Этапы исследования: I этап — аналитический (1989-1999 гг.) включал изучение теоретических вопросов, связанных с историей ювелирного образования, психолого-педагогическими условиями творческого развития обучающихся, исследованием учебных планов и программ, формулированием первичных гипотез. // этап — формирующий (2000 2005 гг.) обусловлен разработкой и экспериментальным внедрением организационной педагогической модели художественно-творческого развития студентов, составлением комплекса программ по композиции, подготовкой и проверкой творческих заданий, началом мониторинга, окончательным формулированием основных положений гипотезы. На III этапе — обобщающем (2006-2009 гг.) проанализирован и обобщен материал, полученный в результате экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на семинарах, совещаниях, научно-практических конференциях: на ежегодных международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития» Москва (2000, 2001, 2008гг.), Санкт-Петербург (2004 - 2007гг.); IV Международной научно-практической конференции «Народная художественная культура в контексте современного освоения культурного пространства Русского Севера» Архангельск (2007г.); Первой международной научно-практической конференции вузов России «Развитие современного искусства: наука и образование в области ювелирной промышленности» Санкт-Петербург (2007г.); на выставках студенческих работ: во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном музее этнографии народов СССР, в выставочном зале «Печатники» (2004, 2007гг.); на ежегодных Всероссийских выставках художественных промыслов «Ладья», на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО, в ходе собственной практической деятельности в качестве декана факультета художественного металла Института традиционного прикладного искусства; путем публикации научных статей, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы, в программе по предметам «Основы композиции ювелирного искусства», «Специальная композиция ювелирного искусства», «Проектирование объемных ювелирных изделий», «Основы макетирования». Опытно-экспериментальная база исследования: Институт традиционного прикладного искусства (Москва), Уральское училище прикладного искусства (Нижний Тагил), Красносельское училище художественной обработки металлов (с. Красное-на-Волге), учебные заведения г. Архангельска, Московский государственный университет культуры и искусств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Закономерностями обучения композиции, определяющими художественно-творческое развитие студентов являются: освоение ювелирных традиций России и осознание себя включенным в систему преемственности поколений; понимание эстетической ценности и функциональности произведений ювелирного искусства; творческое переосмысление окружающего мира в художественных образах ювелирных изделий; использование в композициях оригинальных приемов соединения металла с камнем, эмалью, костью, кожей, стеклом.

2. Педагогическая модель художественно-творческого развития студентов в профессиональном образовании ювелиров реализуется на принципах: синтеза традиций и новаторства, комбинаторно-творческом, проблемно-поисковом, единстве части и целого, восходящей концентричности. 3. Процесс художественно-творческого развития мастера-ювелира осуществляется с помощью следующих педагогических условий: теоретической основой обучения является интегрированное содержание обучения композиции ювелирного искусства, мотивирующее художественно творческую деятельность; практическая реализация содержания должна иметь разнообразные формы обучения, обусловливающие эмоционально насыщенную, позитивную окружающую среду; применение методов художественной дидактики с опорой на опыт восприятия и художественной деятельности. 4. Критерии художественно-творческого развития студентов: сформированность эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, опыт общения с искусством; способность к интерпретации, комбинированию и художественной стилизации объектов реального мира для создания выразительных художественных образов; владение специальными технологиями, создающими возможность воплощения проекта в материале.  

Генезис профессионального образования в ювелирном искусстве

С давних пор древнерусские мастера занимались изготовлением ювелирных изделий: предметов культа, посуды, украшений. Труды ряда исследователей ювелирного дела Древней Руси (Г.Н. Бочаров, В.М. Василенко, Ф:Я. Мишуков, Б.А. Рыбаков) показывают, что уже в древности пришло понимание особого процесса - обучения мастера ювелира. Научный интерес к древнерусскому ювелирному искусству зародился, однако, только в XVIII веке и с тех пор неоднократно освещался в трудах А.С. Гущина, И.Е. Забелина, Н.П. Кондакова, М.М. Постниковой-Лосевой, И.М. Снегирева, В.И. Троицкого, А.С. Уварова и др. Вопрос о преемственности ремесла, о том, как передавали знания, навыки, технологии из поколения в поколение, интересовал исследователей Т.И. Макарову, Б.А. Рыбакова.

Колыбелью ремесел Древней Руси была эпоха язычества, соответственно и истоки обучения ювелирному искусству, следует искать в глубокой древности. Особенно ярко проблема создания ювелирных изделий во времена язычества как с точки зрения содержания и композиции, так и с точки зрения технологии, освещается в трудах академика Б.А. Рыбакова, который указывал, что ювелиры уже в дохристианскую эпоху использовали разнообразные техники: литье, ковки, чеканки, гравировки, черни (173, 174).

Б. А. Рыбаков, исследуя проблему создания ювелирных изделий в эпоху язычества, указывал на наличие в дохристианском обществе «специализации» среди волхвов, которые имели строго разделенные функции. «Существовали «волхвы-хранильники», руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов - оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций» (174.С.770). Волхвы, знающие «черты и рези», применяли знания на практике при изготовлении ювелирных изделий. Творчество этой категории волхвов можно изучать по многочисленным древним украшениям.

Функции волхвов при этом была двойственна. С одной стороны они являлись «держателями» информации, передающими ее из поколения в поколение, «среди посвященных». Но волхвы еще и «композиторы», сочинители орнаментального и изобразительного декора ювелирных украшений. Они знали, где и какой орнамент разместить, как правильно закомпоновать сюжетный рисунок, (пляски — русалии), чтобы увеличить его оберегающую функцию, т.к. все ювелирные изделия языческой Руси; были не просто украшениями - они были оберегами, талисманами.

Археологические находки изделий- из «коллекции» «волхвов — хранильников» XII века содержат комплексы; талисманов, созданные для свадебного убора невесты, и отдельные ювелирные украшения — браслеты, гривны, колты, фибулы и т.д. «На серебряных браслетах гравировались символы воды, растительности, изображались различные эпизоды языческих «русалий» - танцев, обряды заклинания посевов в поле» (174, С.776).

Следовательно, можно сделать вывод, что в Древней языческой Руси одним из первых учителей, преподавателей по композиции ювелирных украшений являлся волхв. Б.А. Рыбаков считал характерной особенностью профессии златокузнеца, посвященного в магические таинства производства, в значимость декора ювелирных изделий. Существовал целый институт волхвов, и передача сокровенных знаний по композиции ювелирных украшений имела таинственный вид, с глубоко зашифрованным смыслом. «В княжеском кургане Чернигова Черной могиле, относящимся к эпохе Святослава, был найден турий рог, окованный позолоченным серебром с вычеканенными на нем фигурами и узорами. Тончайшим образом разработанная символика оковки ритуального рога свидетельствует о глубокой продуманности всех деталей мифологического повествования и композиции в целом, идеей которой было торжество жизненного начала -...все это результаты деятельности жреческого сословия» (174.С.770).

У Б.А. Рыбакова есть очень интересное наблюдение над значением слова «кузнец». Среди других синонимов слова «кузнец» он указывал и слово «хытрец» («Синоним слова «кузнец» являются слова: кърчъ, вътрь, железоковецъ, ковач»). «Слово «хытрец» также восходит к древнейшим представлениям о первом мастере, как о кузнеце. Позднее оно обозначало преимущественно художника, искусника, но его ранее упоминание связано именно с обработкой металла» (173. С. 134). Искусство кузнеца и златокузнеца действительно было «хытрым», ведь овладеть и суметь направить себе на службу все четыре природные стихии - землю, огонь, воду и воздух - неотъемлемая составляющая работы ювелира.

Психолого-педагогические условияітворческого развития студентов при изучении композиции в профессиональном образовании мастера-ювелира

Психолог Н. Гартман писал, что нет ничего более недоступного для изучения, чем творческий акт (38. С. 392). Действительно, характер, форма, метод творческой работы, все время развиваются и видоизменяются и зависят от индивидуального авторского стиля. «Сколько писателей — столько же и навыков работы», - говорил К. Паустовский (134. С.605.) В то же время ряд философов пытаются осознать процесс художественно-творческого развития, выявить его этапы и закономерности (Н.А. Бердяев, Н.И. Киященко, А.Фі.Лосев, ЮМ. Лотман, П.А. Флоренский).

Психологическими проблемами творчества занимались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие. Они отмечают интегративный характер творчества в неразрывности творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

Художественно-педагогический словарь определяет «творчество» как «процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ» (225. С.398). Из этого определения следует, что творчество представляет поэтапный процесс развития - «от зарождения до воплощения», что особо важно для исследования педагогического процесса творческого развития учащихся. При этом происходит разделение обучающего процесса на определенные этапы, и появляется возможность проанализировать художественно-творческое развитие обучающихся на каждой стадии обучения.

Ю.В. Рождественский определял художественное творчество как «умственный труд, продуктом которого являются особые знаки произведений искусств и литературы» (163). Из этого определения видно, что в основе творчества, по мнению Ю.В. Рождественского, заложена умственная деятельность («умственный труд»). Преломляя данную позицию, целью обучения композиции становится научить студентов думать так, что бы в результате получались «особые... произведения искусства».

Большая советская энциклопедия трактует творчество как «деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» (34. С.ЗЗО). В то же время, творческой, по мнению Л.С. Выготского, можно назвать «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» (29. С.З). Из определения Л.С. Выготского следует, что в результате творчества может возникнуть реальный материальный продукт, и в тоже время творчеству присуще внутреннее эмоциональное (чувственное) развитие самого человека, поэтому творческий процесс немыслим без обращения к чувствам, развитие чувств человека.

«Художественное творчество, — утверждает В.Ф. Максимович, — это неотъемлемое качество художественной деятельности, без которого она немыслима и не может состояться... Понятие «творчество» помогает содержательно уточнить сущность теоретического мышления. Именно теоретическое мышление является не просто связующим звеном, между человеческой практикой и формированием человеческой психики в деятельности, а является творческим процессом» (106. С.41).

В педагогических исследованиях можно выделить два блока, связанных с творческим развитием7 обучающихся в процессе освоения композиции ювелирного искусства. Первый блок, выражающий психологический аспект, тесно связан с проблемами эстетического воздействия всего декоративно-прикладного искусства в целом, ювелирного искусства в частности, на личность студента. Этот аспект связан с проблемами общего эстетического развития, формирования личности студента и его художественно-профессиональной подготовкой. Другой блок — педагогический, связан с организационно-дидактическими принципами, приобретающими в условиях преподавания композиции ювелирного искусства свое конкретное, специфическое содержание.

К формам художественно-творческого познания психологи относят: ощущения, восприятие, творческое воображение, фантазию (Л.С. Выготский, А.А.Мелик-Пашаев). Творчество студентов в учебном процессе проявляется в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн): Деятельность, по мнению Л.С. Выготского, разделяется на воспроизводящую и творческую или комбинирующую (29 С.4). «Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим или репродуктивным; он бывает теснейшим образом связан с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» (29. С. 3).

Этот вид деятельности в практике преподавания композиции ювелирного искусства используется в основном на начальном этапе обучения, когда у студентов вырабатывается понятие о ювелирной композиции. Он проявляется в копировании (выполнение графических копий, обмеров), целью которого является познание: конструкции предмета, назначения деталей, изучение орнамента и его связи с конструкцией ювелирных изделий.

Для развития художественных способностей используется творческая или комбинирующая деятельность. Эту творческую деятельность, «основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией... При помощи комбинирующей способности нашего мозга, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое по сравнению с созданием гениев, развивается творческое мышление» (29. С. 5 - 6).

class2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ В СРЕДНЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ class2

Педагогическая модель художественно-творческого развития студентов в среднем профессиональном образовании

Современное среднее профессиональное художественное образование по подготовке художника-ювелира - сложный многоаспектный процесс, основанный на идее подготовки специалиста высокого класса, обладающего знаниями в различных областях: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в ювелирном искусстве, технике, технологии, информационных системах, а также философии, психологии, экономике, культурологии, истории искусств и др.

В процессе обучения перед студентами ставится задача не только освоить программу по отдельным учебным предметам, но научиться использовать полученные знания, соединяя их воедино при проектировании ювелирных изделий. Студенты учатся правильно ориентироваться в сложном мире современного ювелирного дела, т.к. художнику приходится сталкиваться с решением разнообразных проблем, требующих универсальных знаний в своей профессии:

1. художественно-творческими при проектировании ювелирного изделия (поиски индивидуального стиля, художественного образа, подбора материалов для выполнения);

2. технологическими — при воплощении проекта в металле (единичное выполнение проекта в индивидуальной мастерской);

3. производственными — выполнение проекта для массового выпуска (работа со специалистами различного уровня - административно-управленческого аппаратом, технологами, мастерами: литейщиками, ювелирами-монтировщиками, закрепщиками камней, полировщиками и т.д.);

4. экономическими - расчет целесообразности, реальности сбыта изделия;

5. психологическими - общение с заказчиками, участие в выставках;

6. нравственно-этическими — ответственность, честность, ценностное отношение к объектам.

Целями получения знаний и умений по композиции ювелирного искусства являются развитие творческого воображения учащегося, способность свободно оперировать формообразованием, создавать художественный образ сообразно личным переживаниям и специфике восприятия.

Для реализации цели выстраивается ряд задач учебного процесса:

1) развить художественный вкус студента;

2) расширить и углубить мотивацию к художественно-творческой деятельности;

3) дать представление о значении композиционного построения в качестве изделия и возможность освоить специфику композиции в ювелирном искусстве;

4) сформировать и развить навыки творческой деятельности;

5) воспитать художественно-творческое отношение к работе.

В Большой советской энциклопедии композиция рассматривается как «построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому» (221. С. 593).

В пластических искусствах, в том числе и в ювелирном искусстве композиции «объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное и иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» (там же).

Определяя содержание обучения в соответствии с закономерностями обучения композиции, влияющими на художественно-творческое развитие студентов-ювелиров, целью и задачами образования можно выделить основополагающие принципы работы:

Синтез традиций и новаторства;

Комбинаторно-творческий;

Проблемно-поисковый;

Единства частей и целого;

Восходящей концентричности.

Принцип синтеза традиций и новаторства связан с тем, что система профессионального образования художников-ювелиров в традиционном прикладном искусстве основывается нетворческом отношении к традиции, сочетании методов классического образования (традиционной передаче знаний и умений «из-под руки») и современных методик, индивидуально-личностном подходе к студентам, заботе о развитии его интеллекта, фантазии и профессионального мастерства.

Похожие диссертации на Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании