Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Бизяева Светлана Александровна

Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов
<
Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бизяева Светлана Александровна. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 Ярославль, 2007 212 с., Библиогр.: с. 173-191 РГБ ОД, 61:07-13/2691

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 14

1.1 . Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности 14

1.2.Сущность, классификация интерактивных форм и методов обучения. 30

1.3 .Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 57

Выводы по первой главе 81

Глава 2. Методика применения игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 83

2.1. Методика применения комплекса интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 83

2.2. Основы технологии игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов 12

2.3. Специфика организации и применения комплекса интерактивных игр как средство развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин) 127

2.4. Оценка эффективности влияния комплекса интерактивных игр на развитие познавательного интереса студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин 143

Выводы по второй главе 168

Заключение 169

Библиографический список литературы 173

Приложения 192

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях социально-политических и экономических преобразований, которые происходят в Российской Федерации, во всех институтах общества, в том числе и в системе образования, возникает ряд новых проблем, непосредственно связанных с человеком, его духовностью, сознанием, менталитетом, интересами.

Современные требования к подготовке будущих специалистов выдвигают совершенно новые задачи по формированию прежде всего мотивационно-ценностной сферы обучаемого, в которой приоритетное место занимает развитие познавательного интереса.

Отправным звеном в развитии познавательного интереса выступает его .направленность на формирование познавательного интереса к изучению гуманитарных дисциплин. Именно здесь закладывается побудительная основа к развитию студента как всесторонне и гармонично развитой личности. Правильный учет разносторонних интересов студентов, методологически и практически эффективное разрешение возникающих противоречий способствует тесной взаимосвязи и согласованию ценностного сознания и реального развития обучаемых в среднем профессиональном образовании. Наличие у студентов познавательных интересов способствует развитию у них творческого мышления, познавательной активности, расширению общенаучного кругозора, совершенствованию профессиональной предрасположенности как основы профессиональной пригодности к дальнейшей профессиональной деятельности.

Познавательный интерес - важный фактор учения и становления личности. Под его влиянием познание приобретает личностный смысл. Благодаря сформированному познавательному интересу деятельность учащегося становится плодотворной. Он активизирует духовный

4 потенциал учащегося, поднимает деятельность на более высокую ступень, приближает к ценностям окружающей действительности.

Нельзя сказать, что проблема развития познавательного интереса учащегося не поднималась в науке и не было попыток ее решения. К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению вопросов классификации интересов, их формирования и развития. Различные аспекты проблемы развития познавательного интереса исследованы Ю.К.Бабанским, В.Ф.Башариным, В.Б.Бондаревским, В.Г.Ивановым, КЯЛернером, В.Н.Максимовой, ФХСавиной, Г.И.Щукиной и др.

Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся раскрыты в трудах Б.И.Адаскина, С.ПКрягжде, А.Т.Мороз, Г.И.Щукиной и

др.

Психологические подходы к проблеме формирования интереса обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, А.ВЛет-ровского, С.Л.Рубинштейна и др.

Исследованию познавательного интереса учащегося как мотива учения, уровней его сформированности посвящены работы В.Г.Иванова, Н.Б.Лаврентьевой, А.К.Марковой, СЕ.Матушкина, Н.Г.Морозовой, В.Д.Семенова, М.И-Цветкова, Г.И.Щукиной и др.

Существующие исследования и публикации позволяют всесторонне подойти к анализу интереса студента Вместе с тем, новые условия и специфика подготовки будущего специалиста требуют проведения специальных исследований в области проблемы развития познавательного интереса студентов к изучению гуманитарных дисциплин.

Новая образовательная парадигма ориентирована на личность, на необходимость гуманистической оптимизации образовательного процесса. В связи с этим возрастает роль инновационной деятельности в области содержания и методов обучения в СПО.

5
Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов в обучении
открыл дорогу интерактивным формам и методам обучения и, в
частности, игровому, который в настоящее время стал чрезвычайно
популярным. Об этом свидетельствует множество публикаций,
появившихся в научно-методической литературе и педагогической печати,
а также ряд диссертационных исследований: А.В. Петровского, А_А.

Леонтьева, А.Д. Швейцер, Т.В. Роговой, И.Ю. Шехтер, Т.А. Китайгородской, Е.С. Аргустанянц, Ф.И. Шаова, Н.Н. Страздаса, BJL Феофиловой, К .Г, Ксенофонтовой и др).

Возможности игровых форм и методов прежде всего базируются на их многофункциональности: единстве теории и практики, повышении мотивации к самоопределению, самоорганизации, саморазвитии личности, формировании социального интеллекта и опыта, развитии познавательных интересов, что связано с умением слышать другую точку зрения, вести дискуссию, отстаивать и защищать свою позицию, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. В результате использования игровых форм и методов формируется в общении субъект-субъектный подход против субъект-объектного, манипулятивного.

Ценным для дидактики является вывод о том, что игра «не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интерактивного обучения, в котором должны объединяться все типы обучения, всё лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения» [194].

Важным в игровых формах интерактивного обучения является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределённости, проблемности задания учебных образцов деятельности, создавая условия для развития познавательного интереса к предмету и заставляя учащегося рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал- Кроме того, при игровом

обучении становится возможной организация межгруппового коллективного обсуждения вариантов решений проблемного задания, полученных в работе отдельных игровых групп. Таким образом, игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса.

Значение использования игровых форм интерактивного обучения возрастает в условиях реализации важнейшей задачи, которую ставит концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, - формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и правового сознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня в процессе развития и распространения игровых форм интерактивного обучения отмечаются серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования игровых форм интерактивного обучения; отсутствие исследований об эффективности влияния игровых форм интерактивного обучения на развитие познавательного интереса; недостаточное методическое обеспечение применения игровых форм интерактивного обучения; отсутствие комплексного использования различных игровых форм интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей в интерактивное обучение, которое остается для них сферой передового опыта. Вследствие этого создание концептуальных основ применения игровых форм интерактивного обучения, направленных на развитие познавательного интереса студентов в педагогической практике колледжа, - объективная необходимость сегодняшнего дня.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и философской
литературы свидетельствует, что внедрение игровых форм интерактивного
обучения в практику СПО проходит стихийно. По-прежнему наблюдается
несоответствие между определяющим значением развития

7 познавательного интереса обучаемого и его реалышм местом в научных исследованиях, в практике работы преподавательского состава колледжа. В связи с этим возникают следующие противоречия:

между общественной потребностью в новых субъект-субъектных отношениях и их несформированностью в условиях среднего профессионального образования;

между высоким уровнем педагогических задач и слабой мотивацией на обучение у студентов;

между большим количеством учебной информации и невысокой эффективностью ее усвоения;

между важностью для современного общества решения проблемы развития познавательного интереса учащихся при помощи применения игровых форм интерактивного обучения и неразработанностью педагогических условий развития познавательного интереса данными формами обучения;

между потребностью преподавателей в применении игровых форм интерактивного обучения с целью развития познавательного интереса, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования методики, условий применения игровой формы обучения, с другой стороны.

Эти противоречия определили проблему исследовании: каково влияние игровых форм интерактивного обучения на развитие познавательного интереса студентов?

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования «Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов»*

Объект исследования: процесс интерактивного обучения.

Предмет исследования: игровые формы интерактивного обучения.

Цель исследования: на основе всестороннего анализа интерактивного обучения определить методику применения игровых форм и

8 экспериментально проверить эффективность влияния комплекса игровых форм на развитие познавательного интереса студентов. Гипотеза исследования, В связи с использованием игровых форм интерактивного обучения развитие познавательного интереса студентов будет эффективным, если будут выполнены следующие условия:

определены теоретические основания проблемы развития познавательного интереса студентов;

выделены и учтены факторы, положительно и отрицательно влияющие на его развитие;

выявлены педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса студентов в результате использования игровых форм интерактивного обучения;

определена методика и технология применения игровых форм интерактивного обучения как средства развития познавательного интереса студентов;

выявлена специфика организации и применения интерактивной игры, направленной на развитие познавательного интереса студентов;

применен комплекс интерактивных игр с различными уровнями сложности.

В связи с выдвинутой гипотезой в исследовании предстояло решить следующие задачи исследования:

  1. Определить теоретические основания проблемы развития познавательного интереса студентов.

  2. Выявить и экспериментально проверить на практике педагогические условия, способствующие его развитию при помощи использования игровых форм обучения.

  3. Определить методику применения комплекса интерактивных игр.

  4. Выявить основы технологии игровых форм интерактивного обучения,

  5. Уточнить специфику организации и проведения интерактивной игры.

9
6, Разработать комплекс интерактивных игр, направленный на развитие
познавательного интереса студентов (на примере изучения
гуманитарных дисциплин).
Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования являются следующие научные теории, идеи и концепции:

развитие профессионального образования России в условиях реформы образования (В.М Демин, М.И. Рожков, О Л, Олейникова);

теория социального и педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, Е.Д. Божович, МИ. Рожков и др.);

научные основы оптимизации педагогического процесса (Ю.К, Бабанский, ММ. Поташник и др.);

т теории личностно-ориентированного направления в обучении

{Г.М. Анохина, Б.Г. Ананьев, ЛС. Выготский, И.С. Якиманская и др.);

технологии развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.Н, Леонтьев, С Л- Рубинштейн, JLB, Занков, Д,Б, Эльконин и др.);

концепции демократизации и гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, В А, Сластенин и др.).

Для решения поставленных задач в соответствии с его целями применялись следующие методы исследования:

- теоретические - изучение, отбор и систематизация педагогических,
психологических и философских материалов по данной проблеме,
включающих анализ и прогноз по результатам исследования, выстраивание
учебного процесса;

эмпирические - наблюдение, мониторинг, констатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент;

- диагностические - анкетирование, беседа, тестирование, рейтинг.
Организация и основные этапы исследования. Исследование
осуществлялось в три этапа.

1 этап (2003-2004 гг.). Организационно-подготовительный Он связан с изучением и анализом основ данной проблемы в области педагогики,

10 психологии и философии. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, концептуальные подходы к разработке темы. Разрабатывался методологический аппарат, накапливался личный опыт в использовании игровых форм интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин, выявлялись педагогические условия развития познавательного интереса студентов. Проходила разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов.

2 этап (2004-2006 гг.). Опытно-экспериментальный. Проведение
констатирующего, сравнительного и формирующего экспериментов и
анализ их результатов. Осуществление программы занятий по
дисциплинам гуманитарного цикла с использованием игровых форм
интерактивного обучения, направленной на развитие познавательного
интереса студентов; выявлялись факторы, положительно и отрицательно
влияющие на развитие познавательного интереса студентов;
разрабатывалась модель развития познавательного интереса студентов.

3 этап (2006-2007 гг.). Заключительно-обобщающий. Систематизация
исследовательских материалов, обобщение результатов работы, анализ и
уточнение выводов формирующего эксперимента.

Достоверность н обоснованность научных положений, выводов и результатов исследования обеспечены методологической позицией, использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и этапам научно-исследовательской работы, апробацией теоретических разработок и практических рекомендаций на практике, статистической обработкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.

В эксперименте приняли участие 352 человека, из них:

- 326 студентов Красногорского оптико-электронного колледжа;

- 10 преподавателей гуманитарных дисциплин Красногорского оптико-
электронного колледжа;

- 16 преподавателей гуманитарных дисциплин средних
общеобразовательных школ г, Красногорска и Международного лицея
информатики, экономики и права.

Достоверность и обоснованность научных положений» выводов н результатов исследования обеспечены методологической позицией; использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и этапам научно-исследовательской работы; апробацией теоретических разработок и практических рекомендаций на практике, статистической обработкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что

разработаны критерии определения уровней сформированное познавательного интереса студентов: познавательно-деятельностный, волевой, эмоциональный;

дополнен компонентный состав структуры познавательного интереса студентов: эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный, содержательно-операнионный и волевой компоненты;

выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие познавательного интереса студентов;

выявлены педагогические условия развития познавательного интереса при помощи использования игровых форм обучения;

определена и экспериментально апробирована методика применения комплекса интерактивных игр при изучении гуманитарных дисциплин;

уточнена специфика организации и проведения игры как формы интерактивного обучения;

составлен и экспериментально проверен комплекс интерактивных игр, направленный на развитие познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин в колледже).

Практическая значимость исследования заключается:

в разработке методических рекомендаций по применению интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов к изучению гуманитарных дисциплин, которые могут быть использованы учебными учреждениями среднего профессионального образования;

в определении методики применения комплекса интерактивных игр при изучении гуманитарных дисциплин, которая может быть использована преподавателями гуманитарных дисциплин не только в среднем профессиональном учреждении, но и в старших классах средних общеобразовательных школ;

в уточнении педагогических требований к организации и проведению интерактивной игры, рассчитанных на эффективную подготовку преподавателей гуманитарных дисциплин;

- в сотрудничестве со студентами разработан комплекс интерактивных игр с разными уровнями сложности, который направлен на развитие познавательного интереса студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Личный вклад автора в исследование заключается в определении методики применения комплекса интерактивных игр, направленной на развитие познавательного интереса студентов; в уточнении основ технологии игровых форм обучения и специфики организации и применения интерактивной игры в процессе обучения гуманитарным дисциплинам; в выявлении педагогических условий развития познавательного интереса средствами игровых форм обучения. На защиту выносятся:

L Методика применения комплекса интерактивных игр, направленная на развитие познавательного интереса студентов, включает постановку учебно-игрового задания перед изучением нового материала, организацию самостоятельной работы учащихся по выполнению игрового задания при изучении учебного материала,

13 применение полученных учащимися знаний на заключительном этапе.

  1. Основы технологии игровых форм обучения опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении: переориентации сознания учащегося с обезличенного, общественного на сугубо личное, социально важное развитие; свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии; приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся.

  2. Специфика организации и проведения интерактивной игры как формы интерактивного обучения, направленной на развитие познавательного интереса студентов, состоит из следующих этапов: этап подготовки (разработка игры, ввод в игру), этап проведения (групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия), этап анализа и обобщения.

  3. К педагогическим условиям развития познавательного интереса в процессе использования игровых форм обучения относятся: разработка и реализация педагогической модели развития познавательного интереса студентов в результате применения игровых форм обучения, включающая диагностический, целевой, содержательный и процессуальный компоненты; обеспечение технологических подходов к развитию познавательного интереса студентов в процессе применения игровых форм обучения (диагностическая работа по определению уровня сформированное познавательного интереса студентов); осуществление мониторинга результативности развития познавательного интереса студентов в процессе применения игровых форм обучения.

Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности

Великие педагоги и просветители XVII - ХТХ вв. отмечали большую роль интереса в обучении, при этом непременно предъявляли к преподавателю требования сделать обучение приятным, т.е. интересным. Этому вопросу большое внимание уделяли классики педагогики ИХ.Песталоццн, ФАДистерверг, И.Гербарт[84]. Русские педагоги и просветители XIX в. придавали большое значение интересу, стремясь тем самым поставить заслон насильственному обучению. Проблема интереса нашла свое отражение и в педагогических трудах русских революционеров-демократов НА Добролюбова, Н.ГДернышевского, А.И.Герцена, Д-И.Писарева [30]- Огромную роль интереса в развитии личности учащегося в процессе обучения отмечал К.ДУшинский. Ему принадлежит психологическое обоснование интереса в учебной работе ученика. Подчеркивая важную роль преподавателя в формировании интереса учащихся, он писал: «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения..., убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»[198]. В центре всех педагогических трудов великого русского писателя Л.Н.Толстого стоит интерес ребенка. Он считал, что интерес может раскрыться лишь в условиях, способствующих раскрепощению личности, и только свобода ученика обнажает естественность его восприятия. Таким образом, многое в достижении успеха в обучении он связывал с положительными эмоциями, которые создает учитель на уроке. Признавалось и то, что, привлекая в помощь интерес, педагог повышает работо 15 способность учащихся, заставляя их с большей отдачей преодолевать трудную работу[34].

Несмотря на различную политическую обстановку и существовавшие недостатки учебной литературы, передовые педагоги будили интерес, развивали индивидуальные способности и склонности учащихся. П-ФЛесгафт вводил, например, самонаблюдения учащихся. Благодаря тому, что на его лекциях учащиеся не только слушали, но и думали вместе с ним, радовались удачно мелькнувшей мысли, досадовали на свою недогадливость, не было дремавших и скучавших.

И.ППавлов считал, что, прежде чем вкладывать знания в голову слушателей, необходимо заинтересовать учащихся темой изложения, предметом изучения, вызвать у него особую установку на предмет, приковать его внимание.

КАЛимирязев придавал большое значение развитию в процессе обучения интереса к науке. Для этого он рекомендовал сообщать учащимся сведения о научных открытиях, о великих подвигах пионеров науки, о жизни и деятельности великих людей[138].

Б.Е.Райков, А.Я.Герд, В.В.Половцев признавали не пассивный интерес, когда человек находится в плену впечатлений, а интерес активный, проявляющийся в самостоятельном упорном труде. «Главная черта интереса, - считал Б.Е.Райков,- стремление действовать, работать в его духе и направлении» [174].

Существенное влияние на развитие проблемы познавательных интересов оказал «исследовательский метод», получивший распространение в советской школе в 20-х годах XX века. При его применении создавались условия так организовать обучение, чтобы у учащихся возникла потребность в знании, которая не удовлетворялась немедленно готовой информацией, а чтобы учащиеся добывали знания путем самостоятельной работы, опытно-исследовательским методом. Таким путем активизируется познавательная деятельность учащихся и обеспечиваются условия для воспитания устойчивого интереса к предмету[132,138]. Признание интереса как важной побудительной силы в процессе обучения ставилось педагогами XIX - начала XX вв. вместе с другими проблемами дидактики. Практика же обучения с интересом носила единичный характер и теоретическое обобщение, а обоснование еще предстояло сделать.

Методика применения комплекса интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин)

В контексте настоящего исследования под формами и методами интерактивного обучения понимаются способы организации и взаимосвязи методических и общедидактических приемов, образующих конкретный педагогический процесс обучения. Игровые формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла, рассматриваются нами как средство развитая познавательного интереса студентов. Игра учит учиться, она представляет собой процесс развития навыков и умений, которые увеличивают способность приобретения новых знаний и усвоения новых навыков и умений.

Важным в игровом обучении является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределённости, проблематики задания учебных образцов деятельности, тем самым создавая педагогические условия для развития познавательного интереса к предмету и заставляя учащегося рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал. Кроме того, при игровом обучении становится возможной организация межгруппового коллективного обсуждения вариантов решений проблемного задания, полученных в работе отдельных игровых групп [58]. Таким образом, игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса.

Известно, что познавательный интерес к учебной деятельности у студентов резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию, В игре студент действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению [210], Цель интерактивной игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и полезным для студентов, В учебную деятельность вводится элемент состязательности, а успепшость выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры развивают память учащихся, внимание, сообразительность, их общий кругозор,

В основном, интерактивные игры, используемые нами в исследовательской работе, имеют несложную структуру, поэтому очень просто объяснить правила игры. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и доступны в исполнении. Мы старались брать на вооружение такие из них, которые были бы легки в организации, не требовали бы сложного оформления и для которых студентам не нужно заранее владеть научной информацией, они овладевают ею в процессе игры. В результате в нашем исследовании было задействовано около 70 различных игр, которые носят достаточно универсальный характер относительно курса русского языка и литературы, культуры речи, иностранного языка истории, они могут быть использованы для любого другого предмета с учетом подбора соответствующего курсу дисциплины материала.

Комплекс интерактивных игр располагает большим количеством вариантов для развития познавательного интереса студентов к изучению дисциплин гуманитарного цикла. При разработке и проведении занятий с использованием игровых форм учитывается общая численность студентов, возможности организации, взаимодействия, особенности используемой игры и преследуемых целей занятия.

Это дало возможность осуществить систематический подход в использовании игр и получить сравнимые данные экспериментального обучения.

На данном этапе работы мы задавались целью произвести поиск целесообразных форм сочетания методических приемов, используемых при изучении учебного материала, с одновременной активной игровой деятельностью студентов и доказать возможность такого педагогического явления. Предполагалось также выявить влияние интерактивных игр на развитие познавательного интереса учащихся. В опытно-экспериментальном обучении применялось также много различных творческих заданий, игр на закрепление, повторение и обобщение материала, письменных диктантов и контрольных работ, но главное - это использование интерактивных игр с целью развития познавательного интереса студентов к предмету и изучение этой практики.

Познавательный интерес характеризуется избирательной направленностью личности, обращенной к процессу познания, к его содержанию, к протеканию познавательной деятельности к ее результатам. Он делает учебный процесс богаче, интенсивней, его сущность состоит в том, что он отражает объективную действительность, из которой человек выбирает то, что является ,для него более ценным и значимым.

Основы технологии игровых форм интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов

В современном образовании особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения,

В своем исследовании мы берем за основу определение педагогической технологии, данное В.1ХБеспалько: «Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса» [32].

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели - творческо-поисковоЙ деятельности, Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм интерактивного обучения нацелена на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с учащимися, Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательный интерес к процессу обучения.

Игра многофункциональна. Будучи введенной в систему традиционного обучения, интерактивная игра осуществляет несколько функций: - моттационно-побудшпельнуш (мотивирует и стимулируег познавательный интерес студентов);

.- обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения ими в конкретной ситуации общения);

- воспитательную (оказывает воздействие на личность студента, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т л.);

- ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);

- компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики).

При этом, как уже отмечалось, преподаватель использует игру в качестве средства мотивации определенной учебной деятельности студентов, обучения (формирования и развития), закрепления и контроля определенных знаний, навыков и умений, их коррекции.

Мы же остановимся лишь на роли познавательных, обучающих, развивающих, воспитательных функциях игры.

Все игры познавательные, развивающие интеллект и интерес учащегося к изучаемому материалу.

Классификация игр

1 группа - предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.д.

2 группа - игры творческие, ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности» Ролевые игры в обучении - это не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по видимости едино, и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения наук или здравого смысла системами не являются» [32], Игры-путешествия носят характер исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются студентами в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.п. Учащиеся пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у учащихся рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая дополнительно по теме книги, справочники, документы и т.д.

Похожие диссертации на Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов