Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины "Введение в туризм" Каверина Татьяна Петровна

Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины
<
Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каверина Татьяна Петровна. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины "Введение в туризм" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Сходня, Моск. обл., 1999 166 с. РГБ ОД, 61:99-13/1058-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Образование в туристском лицее как объект исследования 17

1.1.1 Концепция непрерывного образования в области туризма 17

1.1.2 Профессиональный туристский лицей в системе непрерывного туристского образования 23

1.2 Учащийся туристского лицея как субъект педагогического процесса в начальном профессиональном образовании 30

1.2.1 Анализ социальных условий и возрастных особенностей лицеистов 32

1.2.2 Воспитание профессиональных личностных качеств 35

1.3 Проблема оценки эффективности образовательного процесса 43

ГЛАВА 2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ» В ЛИЦЕЯХ РМАТ.

2.1 Психолого-педагогическая сущность игровой деятельности 52

2.2 Анализ деловых игр и области их применения 63

2.3 Функции деловой игры и их влияние на личностные качества участников игрового процесса 75

2.4. Обоснование целесообразности применения деловых игр как интенсивного средства обучения дисциплине « Введение в туризм» 89

2.5. Экспериментальная часть исследования 99

2.5.1 Экспериментальная проверка игр на успешность обучения 104

Влияние деловых игр на формирование интереса к туристским профессиям 109

Экспериментальная проверка влияния деловых игр на качество успеваемости 113

2.5.2 Экспериментальная проверка влияния деловых игр на формирование начальных профессиональных качеств менеджера туризма 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

ЛИТЕРАТУРА 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 144

Введение к работе

Издавна педагогическая наука и практика ищет пути повышения эффективности образовательного процесса.

С течением времени в условиях неуклонно нарастающего темпа развития науки и техники , когда физиологическая возможность усвоения человеком нужной информации отстает от необходимости приобретать новые знания , умения и навыки, проблема эффективности в педагогике постоянно актуализируется.

В условиях рыночной экономики особую актуальность она приобретает в профессиональном образовании на всех его уровнях. Это обусловлено, с одной стороны высокими требованиями к профессиональной компетентности, а с другой- необходимостью специалистам иметь нужные профессиональные качества.

В туризме ,как наиболее динамичной отрасли, это противоречие ярко выражено.

Проблема эффективного профессионального образования особенно остро стоит на первом его уровне - профессиональном лицее. Это связано с тем , что именно на этом уровне происходит процесс профессионального определения и самоопределения. Одним из важнейших назначений начального профессионального образования , организованного на базе общеобразовательных школ , является профессиональная ориентация и подготовка к окончательному выбору профессии. В связи с этим , педагогика лицейского туристского образования сталкивается с необходимостью заниматься исследованием и поиском всевозможных способов интенсивного освоения программ специальных дисциплин. Как особую проблему в профессиональном лицейском образовании следует выделить необходимость интереса к

будущей профессии и формирования начальных профессиональных личностных качеств. Несмотря на важность и многообразие задач, решаемых в педагогическом процессе туристских лицеев , возможность их решения ограничена учебным планом. Это противоречие обусловило актуальность нашего исследования.

Актуальность нашего исследования обусловлена педагогическим противоречием .которое заключается в следующем: если требования к уровню знаний , умений и навыков возрастают , то при этом часто сокращаются, или в лучшем случае, остаются неизменными ресурсы времени. Проблема эффективности педагогического процесса не является новой для педагогики. Общепризнан оптимизационный характер педагогического процесса, то есть достижение максимальных результатов при действующих ограничениях. Тем не менее, для педагогики типичен вербальный контекст решения проблемы эффективности, при котором количественные методы представлены недостаточно. По нашему мнению, проблема изучения эффективности педагогических

нововведений должна максимально использовать возможности количественных и статистических методов, поскольку именно эти методы адекватны проблеме.

В нашей работе объектом исследования выступает обучение в лицее туристского профиля. Лицейское образование органично включено в дидактический, воспитательный и рекреационный комплексы базисной модели педагогики туризма / И.В. Зорин /, отражающей целостность концепции непрерывного туристского образования

/ В.А. Квартальное /. Для туристского образования лицейского уровня проблема эффективности особенно актуальна. Образовательные программы лицеев туристского профиля скомплектованы таким образом,

что 60% всех дисциплин составляет так называемый общепрофессиональный блок. Назначением программ специальных учебных предметов в лицейских классах является выполнение ряда дидактических задач.

В частности, программы специальных дисциплин лицеев должны дать:

• возможно полное представление о характере профессиональной деятельности в туризме;

• конкретные профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для работы в туристских агентствах;

• целенаправленное формирование личностных качеств профессионалов туризма.

Временные рамки освоения программ специальных дисциплин в лицеях туристского профиля ограничены по сравнению с временными рамками аналогичных программ для первого курса туристских вузов. В то же время, результатом обучения этим дисциплинам должно быть освоение той же системы знаний, умений и навыков, что и на первом курсе туристских вузов, так как по окончании лицеев желающие продолжить туристское образование зачисляются на второй курс того вуза, на базе которого организован лицей. Также по желанию лицеистов, они могут идти работать в туристские фирмы в качестве агентов, так как будут иметь соответствующий сертификат. В любом случае, уровень требований к качеству обучения достаточно высок, несмотря на ограниченность временных ресурсов обучения. Педагогические исследования и наблюдения, проведенные в Российской

международной академии туризма (РМАТ) / Г.И. Зорина,Н.А. Гультяева, Т.П. Каверина /, показали необходимость коррекции содержания общепрофессионального образования в туристских лицеях с целью

ориентации учащихся на практические результаты. Среди проблем профессионального образования в туризме особое внимание было уделено роли профессиональной подготовки, отмечался невысокий уровень энтузиазма и недостаточные адаптационные способности лицеистов к профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:

• высокими требованиями к объему и качеству профессиональных знаний, необходимых выпускникам лицеев туристского профиля и сравнительно малыми ресурсами времени;

• ограниченной возможностью влияния на формирование профессиональных качеств будущего работника туризма во временных рамках, отведенных для специальных дисциплин.

С учетом обозначенных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: с помощью каких интенсивных средств можно увеличить эффективность образовательного процесса в лицеях туристского профиля?

Конкретизируем проблему изучением возможности интенсификации обучения по курсу «Введение в туризм», так как в нем заложен начальный фундамент профессиональных знаний, умений и навыков. Цель исследования - обосновать и разработать совокупность методов обучения, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс в рамках ограниченных ресурсов времени, отведенных для преподавания дисциплины «Введение в туризм», в лицеях туристского профиля .

Выбор интенсивных методов обучения в лицеях туристского профиля производился нами в контексте базисной модели эргатической системы педагогики туризма /57 /, состоящая из следующих подсистем: -личность;

- дидактический комплекс;

- комплекс воспитания;

- рекреационный комплекс;

- институциональный комплекс;

- менеджмент педагогики туризма.

В результате выявлена целесообразность применения игровых методов в дидактическом, воспитательном и рекреационном комплексах. Помимо этого мы учитывали специфику лицейского образования. Во- первых, это возраст учащихся (16 - 17 лет). Во-вторых, каждый применяемый метод интенсивного обучения должен соответствовать регламенту разработанных программ и учебно-тематических планов. В- третьих, обучение в профессиональных лицейских классах должно быть ориентировано на формирование навыков и умений,

необходимых в данной профессии. Оптимальным дидактическим средством интенсификации учебно-воспитательного процесса выступают методы, максимально активизирующие познавательную деятельность учащихся и оказывающие существенное влияние на формирование их личностных качеств. К таким методам можно отнести продуктивно-практические /М.И. Махмутов/. Это могут быть дискуссия, лабораторный метод, экскурсия, практический метод, игровой метод. В нашем исследовании в качестве интенсивного метода обучения рассматривается игровой метод, который характеризуется высокой педагогической эффективностью /А.А. Бадаев, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, В.Я. Платов, В.И. Рыбальский, И.П. Подласый/ и в

полной мере соответствует специфике нашего исследования, о которой говорилось выше.

Общепризнанно, что игровой метод является активным и действенным средством практического обучения. / И.Г.Абрамова, А.А Бадаев, Я.М. Бельчиков, М.М Бирштейн, А.А. Вербицкий, В.И. Жолдак, Ю.Д. Красовский, С.Д. Неверкович, А.С. Прутченков /.

Игровая форма ведения занятий, как показали специальные исследования, / И.Б. Первин, П.И. Пидкасистый, А.С. Прутченков, Ю.С. Тюнников / дает возможность непринужденного, естественного понимания и усвоения материала в процессе игр за счет необходимости применения теоретических знаний для решения игровых задач.

Игровое обучение, существенным компонентом которого является диалог, который включает учащихся в творческую деятельность /В.В. Давыдов, М.М. Бирштейн, С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, СМ. Тюнникова, И.Б. Первин/ и тем самым выступает как средство интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств.

Учитывая, что обучаемые еще очень молодые люди, применяемые методы должны быть аттрактивны, то есть вызывать положительные эмоции, нести радость. Деловые игры, будучи действенной формой организации образовательного процесса, одновременно смогут вызвать наибольшую инициативность и заинтересованность среди обучаемых - лицеистов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой обучаемых позволяет активизировать и интенсифицировать процесс обучения / А.А. Вербицкий. В.В. Давыдов, С.Ф. Занько,

С.Д. Неверкович и др. /.

Отметим еще одну важную особенность деловых игр - воссоздавая характер профессиональной туристской деятельности, они формируют у обучающихся не только профессиональные навыки , но и умение самостоятельно принимать решения, что может способствовать окончательному решению о выборе профессии.

Объект исследования - образовательный процесс в лицеях туристского профиля.

Предмет исследования -интенсификация образовательного процесса в лицеях туристского профиля посредством деловых игр.

Исходя из проблемы и предмета исследования, нами были определены следующие задачи:

1. Исследовать теорию и практику применения деловых игр в обучении.

2. Проанализировать тематический план дисциплины «Введение в туризм» с целью выявления возможностей его интенсификации.

3. Разработать базовый сборник деловых игр применительно к учебно-тематическому плану дисциплины «Введение в туризм».

4. Сформировать игровой цикл обучения, позволяющий интенсифицировать использование ограниченных ресурсов времени, отведенных для дисциплины «Введение в туризм».

5. Экспериментально проверить эффективность использования деловых игр в качестве средства интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования: применение деловых игр позволяет интенсифицировать использование ограниченных ресурсов времени обучения в лицейских классах туристского профиля, если:

1. Сформировать целенаправленный игровой цикл обучения, максимально воздействующий на качество обучения и динамику развития профессионально-личностного профиля лицеиста.

2. Определить в тематическом плане область эффективного использования ограниченных ресурсов времени обучения.

Методологической основой исследования являются положения о диалектике личности и среды; о ведущей роли познания в общественном развитии; о взаимообусловленности трудовых и образовательных процессов; о единстве теории и практики в общественных явлениях; о теории непрерывного профессионального образования.

Существенное значение в концептуальном плане имели положения о непрерывном образовании / С.Я. Батышев, Е.П. Белозерцев, А.П. Владиславлев , В.А. Кальней, В.А. Квартальное, В.М. Кузнецов, Н.Д. Никандров, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин /.

Научной основой послужили работы, раскрывающие теоретические исследования игр /Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Э. Берн,

Д.Б. Выготский, , В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Й. Хейзинга, Г.П. Щедровицкий Л.С. Эльконин и др./; педагогические основы применения игры /А.С. Макаренко, А.А. Балаев, и др./; теоретическое и практическое обоснование применения деловых игр /ЮС. Арутюнов, И.Г. Абрамова, А.А. Балаев, ЯМ. Бельчиков, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, С.Ф.Занько, С.Д.Неверкович, А.С. Прутченков и др./.

Профессиональный аспект представляют работы теоретиков и практиков туризма /И.В. Зорин, В.А. Квартальное, А.Х. Абуков, М.А. Ананьев, Б.В. Емельянов/.

В работах зарубежных авторов /С. Каспар, X. Миллер, Р. Фойер, М. Хорх и др./ выдвигаются проблемы подготовки специалистов в связи с интенсивно растущей туристской индустрией, а также проблемы качества подготовки специалистов. В их трудах определяются требования к знаниям, умениям и навыкам, психологическим особенностям личности специалистов туризма, раскрываются виды и формы их профессиональной подготовки.

Для проверки выдвинутых гипотез и реализации задач нами были использованы следующие методы: анализ научной и учебно-метадической психолого-педагогической литературы по проблемам исследования содержания общего и профессионального образования; анкетирование педагогов и учащихся, тестирование, методы математической статистики, наблюдения, экспериментальный метод и экспертные оценки.

Этапы исследования:

1995-1996 - анализ литературы, формулирование проблемы, гипотезы, задач, целей.

1996-1997 - анализ методов, приемов , форм и средств обучения для преподавания дисциплины «Введение в туризм». Разработка методического пособия «Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». Разработка методики проведения игр.

1997-1999 -апробирование игр в разных классах туристского лицея РМАТ в процессе прохождения курса «Введение в туризм» ( Центр колледж, 10-11 классы; школы : № 932, 10-11 классы; № 1224, 10-11 классы; Красногорская школа № 7,10 классы; лицей № 7 г. Химки );

• проведение экспериментов, подтверждающих интенсификацию обучения дисциплине «Введение в туризм» с помощью деловых игр;

• проведение эксперимента по проверке возможностей целенаправленного воздействия деловых игр на формирование личностных качеств менеджера туризма;

• обобщение опыта экспериментальной работы, определение окончательных результатов, формулировка выводов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. На основе анализа отечественного опыта раскрыты особенности проблемы эффективности туристского образования; показано, что адекватное решение проблемы возможно как оптимизационной задачи -максимизации уровня знаний , умений и навыков, а также соответствующих личностных качеств, необходимых будущему специалисту при четких временных и позиционных ограничениях. Доказано, что использование оптимизационной модели сводит задачу эффективности обучения к проблеме интенсификации.

2. Дано математическое определение эффективности и интенсивности применительно к целям оптимизации педагогического процесса.

3. Введено представление о цикле деловых игр и разработана процедура его оптимизации как комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных игр, позволяющего максимально

интенсифицировать образовательный процесс в условиях реальных ограничений времени обучения.

Практическая значимость работы.

1. Разработаны и апробированы деловые игры , дающие возможность интенсификации обучения дисциплине «Введение в туризм».

2. В результате эксперимента выявлены возможности интенсификации процесса обучения специальной дисциплине «Введение в туризм» в лицеях туристского профиля с помощью деловых игр.

3. Экспериментально подтверждена возможность положительного воздействия на профессиональный профиль лицеистов с помощью целенаправленного использования деловых игр.

4. Разработан и апробирован игровой цикл, позволяющий интенсифицировать процесс обучения дисциплине «Введение в туризм» в лицейских классах РМАТ.

5. В тематическом плане дисциплины «Введение в туризм» определена область интенсивного воздействия деловых игр. Дидактический эксперимент подтвердил гипотезу о возможности интенсификации обучения с помощью специальной оптимизационной процедуры разработки цикла деловых игр.

6. По результатам эксперимента разработан и внедрен новый тематический план дисциплины «Введение в туризм».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование, заключающееся в том, что включение деловых игр в образовательный процесс лицеев туристского профиля

может интенсифицировать обучение специальным дисциплинам, связанным с профессиональной туристской деятельностью.

2. Содержание, структура и методика проведения деловых игр по курсу «Введение в туризм», развернутых в тематике:

- основные понятия туризма;

-туристская индустрия: необходимые и достаточные условия для развития туризма;

- конкурентоспособность туристских фирм;

- значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества;

- тур и основные понятия, связанные с ним;

- вербальная модель тура;

- туристская программа пребывания;

- организация туров и транстуров;

- туристский рынок, его дифференциация и сегментация;

- гостиничный бизнес в туризме.

3. Игровой цикл, состав которого представлен оптимальным набором-шестью деловыми играми, соответствующими темам курса и алгоритм его применения.

4. Новый (интенсивный) тематический план по дисциплине «Введение в туризм», разработанный по результатам экспериментов.

Достоверность и обоснованность обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико- методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментального исследования.

Теоретические выводы подтверждаются результатами, полученными в ходе экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе профессиональной деятельности автора и других преподавателей РМАТ и ее филиалов в лицейских классах и бакалавриате туристского профиля.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась

использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам: опытно- экспериментальной проверкой гипотезы;

статистической обработкой полученных данных.

Образование в туристском лицее как объект исследования

Общепризнанно, что концепция непрерывного образования, максимально соответствует задачам развития современного общества. Суть этой концепции заключается в том, что человек , начиная свое обучение с дошкольного возраста, по мере надобности, продолжает его на протяжении всей своей жизни. Это может быть как общее, так и профессиональное образование. Результатами внедрения данной концепции являются высокий профессионализм и гармонически развитая личность. ( 57, 73 ) Туризм - отрасль хозяйства, где существует потенциальная возможность постоянного возникновения множества новых профессий , направлений и специализаций. В этом отношении он является самой мобильной сферой применения трудовых ресурсов (61, 63, 71, 75, ). Поэтому работники туристской направленности часто оказываются перед фактом необходимости повышения своей квалификации, или переквалификации. Помимо этого , каждый житель страны является потенциальным путешественником. Вероятность того, что когда-либо ему придется пользоваться туристскими услугами, достаточно велика. Следовательно, необходима элементарная грамотность в области туризма, как то: -умение подобрать себе путешествие, которое могло бы полностью удовлетворить все цели и запросы;

умение грамотно пользоваться туристскими услугами;

правильное восприятие иного менталитета мест временного пребывания;

умение получить компенсацию за некачественное , или неполное обслуживание.

Поэтому туристское образование желательно начинать с ранних лет.

Р- личность;

T - комплекс воспитания , педагогический персонал;

R - рекреационный комплекс;

I - институциональный комплекс;

S - дидактический комплекс;

М- менеджмент педагогики туризма

Эта модель полезна не столько для анализа, сколько для синтеза , и представляет педагогику туризма как сложную целенаправленную антропоэкологическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: субъекта системы личности - Р (центральная подсистема), педагогического персонала - Т, учебно-методического комплекса- S, институционального комплекса - I, рекреационного комплекса- R, комплекса управления- М, совместно функционирующих в целях воспитания личности средствами туризма и развития комплекса туристского образования. Данная модель помогает нам точно очертить область нашего исследования треугольником PTS (личность- комплекс воспитания комплекс образования), что, в свою очередь , позволяет рассматривать ее как одну из модификаций эргатической системы, включающей взаимодействие следующих компонентов:

а) человека или группу людей;

б) средства педагогической деятельности;

в) объект туристской деятельности;

г) среду туристской деятельности.

Как любая эргатическая система, конструируемая нами педагогическая система туризма, имеет свою внешнюю цель функционирования и развития , то есть целевую функцию. Эта функция выступает как социальный заказ для задач развития комплексов воспитания и образования.

Эргатическая система педагогики туризма заставляет нас в данном исследовании предусматривать последовательное решение следующих оптимизационных задач:

1) адаптация человека к средствам туристской деятельности;

2) приспособление средств туристской деятельности к потребностям развития человека, его физиологическим, психологическим и интеллектуальным мотивациям посредством включения элементов игрового обучения;

3) трансформация технологических возможностей эргатической

педагогической системы как средства, включенного в профессиональную деятельность оператора через разработку игрового учебного цикла в рамках дисциплины «Введение в туризм». В Российской международной академии туризма профессиональное туристское образование осуществляется поэтапно на основе разработанной экспериментальной программы « Развитие системы подготовки кадров для отрасли туризма», получившей одобрение совместным постановлением Министерства науки , высшей школы и технической политики Российской Федерации и совета ФНПР . Основная идея экспериментальной программы -это создание многоуровневой системы подготовки специалистов туристской сферы , от рабочих квалификаций до высококвалифицированных кадров. ( 82 ) . Концепция непрерывного образования РМАТ основана на Законах Российской Федерации « Об образовании» и « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и непрерывной отраслевой системе подготовки специалистов для сферы туризма. Непрерывное образование , реализуемое в Российской академии туризма начинается в 8-9 классах общеобразовательных школ . Наряду с изучением основных дисциплин , вводятся специальные циклы , назначение которых- профориентация и подготовка к поступлению в туристский колледж. Обучение в колледже имеет два уровня. Первый уровень осуществляется на базе 10-11х классов . Выпускники этого уровня ( адъюнкты ) получают аттестат о среднем образовании и сертификат установленного образца , дающий право работать в туристских фирмах . При желании выпускников , можно продолжить образование в колледже второго уровня в течение 1.5 лет. По окончании присваивается квалификация бакалавра, что приравнивается к диплому 2-го уровня высшего профессионального образования. Третья ступень высшее специально-квалификационное обучение готовит руководителей отрасли туризма. Срок обучения соответственно: 1-2 года для выпускников лицея и колледжа и 4-5 лет для лиц , не прошедших лицейскую и колледжскую подготовку. Студенты, проявившие склонность к научной и педагогической деятельности , продолжают свое образование в аспирантуре РМАТ. Помимо этого , в Российской международной академии туризма действует сеть курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы туризма.

Таким образом , опыт реализации эксперимента по внедрению и развитию концепции непрерывного образования в сфере туризма , проводимый РМАТ с 1992 года , дал положительные результаты. Это выразилось в следующем:

получение необходимых знаний учащимися 8-9 классов для

профессионального самоопределения;

углубленная профориентация на базе 10-11 классов и возможность

получения начальной квалификации работника туризма; средняя квалификация работника туризма (колледж);

квалификация менеджера- работника управленческого звена туристской отрасли (вуз);

научная и преподавательская деятельность (РМАТ);

повышение квалификации специалистов туризма и переквалификация людей , желающих поменять область своей трудовой деятельности (курсы, факультеты при вузе).

Психолого-педагогическая сущность игровой деятельности

Педагогическая и психологическая сущность игры интересовала ученых с глубокой древности. Древние философы видели в игре ее универсальность и значение., возвышающее смысл жизни. Платон находил взаимосвязь между игрой и воспитанием, а также считал, что без игры невозможно учить ремеслу, т.к. в ней философ видел зачатки трудовой деятельности. Позднее в игре стали видеть одно из основных отличительных свойств человека. Ф. Шиллер находил ,что «человек играет только тогда , когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет». Он считал игру наслаждением , происхождение которого связано с избытком сил. Проблема игры интересовала К.Д. Ушинского, Г. Спенсера, К. Гросса, 3. Фрейда, А. Адлера, Э.Берна. Многоплановость анализа и поиска сущности игры исследователями породила многообразие толкований ее. Сторонниками теории игры как действия, которое порождается « излишком сил» , «избытком сил» , накапливаемых в процессе эволюции животного мира были Ф. Шиллер и Г. Спенсер. В. Штерн считал , что « ... игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций» ( 156). Карл Гросс рассматривал игру как функциональное упражнение животных и людей, которое проистекает из потребности в упражнении и развитии наследственных форм поведения и которое предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями людей. В его представлении смысл игр в том , чтобы стать для детей школой жизни. « Объективно игра- первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.» ( 44 ) . Основным недостатком теории К.Гросса и В. Штерна было отождествление игры животных и детей. Они не учитывал , что игра животных- результат действия инстинктов , проявляющийся как элемент приспособления к изменению окружающей среды. Э. Берн считал, что «основной принцип теории игр состоит» в том, что «любое общение ... полезно и выгодно для людей». ( 17). Взгляд на игру как на удовольствие от функционирования принадлежит Бюллеру. Психолог и физиолог Фредерик Бойтендайк рассматривает игру как развитие форм деятельности, при этом игра выступает в качестве определенной функции влечения , проявляющейся лишь в детстве. Существенным недостатком этой теории является игнорирование игр взрослых людей. Голландский историк и социолог Йохан Хейзинга в монографии «Человек играющий» (149) ищет игровое начало в разнообразных видах человеческой деятельности: правовой, научной , философской, в военной, в искусстве. По его мнению развитие культуры , истории основывается на игре . Игру он рассматривает как высшее проявление человеческой сущности. Он дает следующее определение игре: « свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющими, не преследует при этом никакого материального интереса, не имеет пользы- свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочение, по определенным правилам. В его определении наиболее спорным нам кажется утверждение о бесполезности игры. В последующих своих рассуждениях он сам же себе и противоречит, утверждая, что, чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы , тем полнее она растворяется в культуре, поддерживает идеал, определяющий духовную культуру эпохи. С совершенно других позиций поставил проблему игры М.Я. Басов, усматривающий своеобразие игрового процесса в свободе взаимоотношений со средой. «Свобода взаимоотношений со средой характеризует игру как особый вид поведения, главной движущей силой которого является процессуальность. Это положение имеет важное принципиальное значение , т.к. оно переносит центр тяжести проблемы личности на субъективные условия ее существования» . Противоположный взгляд на игру у Л.С. Выготского ( 34) , который доказывает, что игра не возникает спонтанно, а формируется под влиянием воспитания и особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Было также установлено, что в игре воспроизводятся и моделируются социальные отношения. А так как ее содержанием является человек и его отношения, она является формой ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности. Леонтьев А.Н. , развив положения Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, разработал наиболее цельную и стройную психологическую теорию игры. По его мнению игра не интуитивный процесс, а целеустремленная деятельность , которая образно, конкретно, чувственно отображает мир и определяется общественными законами развития. (97). О принципиальном значении игры для человека писал Л.С. Выготский: «Игра - есть увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития» (34 ) . А.Н. Леонтьев, развивший положения, выдвинутые Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, разработал наиболее цельную и стройную психологическую теорию игры. (97 ,135 ) Он выделил в качестве психологических структурных компонентов игровой деятельности мотив, цель, действия и операции. Он считает, что игра не интуитивный процесс, а целеустремленная деятельность , конкретно, чувственно , отображающая мир и определяемая общественными законами развития. С точки зрения О.С. Газмана « игровая деятельность- это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия ... от проявления физических и духовных сил» ( 35). В Штерн считал, что развитие игры есть результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями среды. Внешняя жизнь дает образцы для подражания, а внутренняя ,инстинкт игры, определяет сам процесс усвоения.

Игры, применяемые в образовательном процессе , получили название дидактических.

С тех пор , как применение игр в учебном процессе стало все более распространенным, возник вопрос о сущностном их определении. Изучив исследования педагогов, мы пришли к выводу, что игру в учебно-воспитательном процессе можно рассматривать и как форму, и как метод, и как средство .

Педагогический метод - конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся , и усвоение ими определенной части содержания образования.

В этом случае, игра как метод обучения является процессом моделирования определенных ситуаций , отражающих конкретную человеческую деятельность, где каждый из участников вьшолняет действия, предусмотренные целью и задачами игры (41).

Функции деловой игры и их влияние на личностные качества участников игрового процесса

Предметным содержанием деловой игры является моделирование конкретных условий и процесса заданной трудовой деятельности человека. Игра служит прежде всего «инструментом вхождения» обучаемых в определенную ситуацию какой-либо профессии . Эта особенность игры дает возможность участникам в достаточно полной мере прочувствовать специфику и характер конкретной профессиональной деятельности. Воздействие деловых игр на участников обусловлена тремя составляющими:

1) игра как обучение;

2) игра как моделирование профессиональной деятельности;

3) игра как таковая.

Комбинация этих трех составляющих определила полезные функции деловых игр. Логично предположить, что деловая игра ,являясь разновидностью игр, может иметь многие из функций игр как таковых. За время возникновения и применения деловых игр они были достаточно хорошо исследованы как педагогами, так и психологами. Исследователи деловых игр в результате теоретического изучения и практического эксперимента выделяют ряд их основных специфических функций . Произведя определенный анализ этих исследований , мы представили Для актуализации применения игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе целесообразно проанализировать каждую функцию и показать ее влияние на формирование личности будущего специалиста. Обучающая.

Предметным содержанием деловой игры является имитация условий и процесса какого-либо вида производства или деятельности людей. Воссоздаются две реальности- 1) характер и условия производства , 2) характер производственных отношений. При этом игра служит своеобразным инструментом развития теоретического и практического мышления. Знания, полученные с помощью других форм обучения , конкретизируются, создаются определенные ситуации, максимально приближенные к реальным. Это достигается организацией приближенные к реальным. Это достигается организацией взаимодействия участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности. Взаимодействие участников игры друг с другом с целью определения и решения определяемых игрой учебных задач осуществляется по заранее заданным или устанавливаемым в самом процессе игры правилам. Следование игровым правилам, подчинение нормам профессиональных и социальных отношений выступают необходимыми условиями для того, чтобы игра стала полноценной формой учебно-познавательной деятельности. Создание заранее продуманных игровых ситуаций , включение участников в совместную деятельность , инициирование их мышления осуществляется с помощью диалогического общения, которое обеспечивает как возможность формирования той , или иной учебной проблемы, так и ее решение в ходе анализа условий, подбора информации, согласования мнений, выработки общих решений. По своей психологической сущности и способу организации обучения игра является двуплановой деятельностью, поскольку мотивируется стремлением участников к достижению взаимосвязанных целей двоякого рода - игровых и учебных. С точки зрения психологов деловая «игра максимально способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание и запоминание, полностью включая ресурсы не только левого, но и правого полушария.

Воспитательная.

Воспитание- деятельность по передаче новым поколениям общественно исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие обеспечивающее формирование личности(90).

Выдающийся русский педагог А.С. Макаренко считал . что в жизни детей игра имеет то же значение , как у взрослых людей их работа. «...Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». ( 99., С. 57) Свое утверждение , что «игра является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом» он доказал на практике. Целенаправленно воздействуя на своих воспитанников с помощью труда, оформленного в виде игры, он добивался потрясающих результатов по перевоспитанию трудных подростков. При этом игра переходила за грань своей сути и становилась производительным и качественным трудом. « У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты... с точностью до 1 микрона и все-таки это была игра» ( 99 С.341). Мнение А.С. Макаренко об игре разделял психолог Л.С. Выготский : « В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее отношение в...обучении и труде» (35 ). Воспитательный потенциал игры Рубинштейн объяснял тем, что « в игре совершаются те действия, которые значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.» ( 127 С.590). Продолжением воспитательной функции игры является самовоспитание. Самовоспитание- осуществление субъектом управления деятельностью , направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. (83) .

Похожие диссертации на Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины "Введение в туризм"