Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая Сунь Исюэ

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сунь Исюэ. Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сунь Исюэ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/612

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современные проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в общеобразовательных школах КНР

1.1. Основные этапы развития педагогической практики художественно-изобразительного образования в Китае 14

1.2.Тенденции совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства в системе образования КНР 26

1.3. Зарубежный опыт обучения китайских школьников изобразительному искусству 40

1.4. Новые подходы к преподаванию основ изобразительного искусства в современных школах Китая 54

Выводы по 1 главе 64

Глава 2. Профессионально-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения в процессе подготовки учителей изобразительного искусства

2.1. Психолого-педагогические особенности интерактивных технологий обучения школьников на уроках изобразительного искусства 69

2.2. Реализация педагогического и художественного потенциала интерактивных технологий при обучении студентов 87

2.3. Влияние интерактивных технологий обучения первокурсников на совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства 111

Выводы по 2 главе 119

Заключение 123

Библиографический список 132

Приложения 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественно-эстетическое образование, эмоционально - образно воздействуя на человека, способствует творческому развитию всех сторон его личности. В современных условиях каждому из представителей молодого поколения приходится жить в специфических условиях быстро развивающихся технологий, поэтому каждому из них оказывается особо необходимым и живой интеллект, и независимый характер, и целеустремленность желаний, и деловой интерес к инновационным идеям. Вот почему так важно, чтобы подрастающее поколение смогло бы получать правильное образование, которое раскрыло бы в их личности сильные стороны, уникальные особенности и новаторский потенциал. В современном Китае именно на выполнение подобных задач ориентировано, как реформирование самой практики художественно-эстетического образования на школьных уроках, так и периодическое обновление существующей системы в рамках подготовки школьных учителей по изобразительному искусству. Это связано с тем, что традиционная система обучения искусству не всегда способна удовлетворить требования современности и, даже иногда, препятствует развитию новаторского мышления и личностной индивидуальности учащихся.

Известно, что одно время система обучения искусству в Китае почти полностью копировала советскую модель художественного образования, включая установку квалификационных стандартов в подготовке профессиональных кадров. Художественные школы и институты, факультеты комплексных и педагогических университетов проводили обучение, ориентируясь на эти стандарты. Следует отметить, что именно в тех форматах изобразительные и подражательные способности студентов побуждались к определённому развитию и уровень мастерства у студентов достигал приемлемого совершенства. Однако те, кто и сегодня продолжают обучаться по прежним стандартам, костенеют во вчерашних идеях. Их мышление оказывается слишком заурядным, индивидуальность - стёртой, а творческие инновационные способности - утерянными. В настоящее время теория и практика обучения оказываются повернутыми к опыту США, тогда как ценные наработки российских теоретиков и практиков оказываются неизвестны сегодняшним школьным учителям и вузовским преподавателям в Китае.

Современные методики обучения должны позволять учащимся испытывать радость от получения знаний, обеспечивать эмоциональность восприятия от проводимых преподавателем занятий, что в итоге очень положительно сказывается на результативности обучения. Сегодня многие китайские ученые на первое место в решении реформаторских образовательных задач выдвигают «приемы радостного, интерактивного и игрового обучения». Все эти приемы имеют одну общую особенность в процессе обучения - учитель особое внимание уделяет «роли» и «месту» учащихся. В результате на «сцене урока» преподаватель и ученики начинают выступать на равных, играя «главные роли». При этом содержание учебной программы остается прежним. Во время такого обучения ученики находятся в движении и постоянном взаимодействии друг с другом, что вызывает у них особый энтузиазм и интерес к обучению, воодушевляя заниматься еще более актив-

но, внимательно и сосредоточенно. Поэтому, современному образовательному процессу необходим приток подобных приемов и технологий обучения, которые позволили бы прежним методикам и программам обучения обновляться, открывая в них «второе дыхание», обеспечивая между преподавателем и учениками налаживание связей, соответствующих и способствующих его развитию. На сегодняшний день традиционные методы обучения изобразительному искусству без такого обновления утрачивают свою былую эффективность, приводя к застою в системе профессионально-художественной подготовки.

В настоящее время преподаватели вузов и учителя изобразительного искусства в школах ориентированы на поиск и освоение новых методов, методик и технологий обучения изобразительному искусству. Среди них центральное место занимают интерактивные технологии обучения изобразительному искусству. Сегодня экспериментальные исследования интерактивных технологий обучения изобразительному искусству редки и масштаб их недостаточен. Вследствие чего, научно-педагогический исследовательский интерес к внедрению интерактивных технологий, разрабатываемых современной педагогикой РФ, является весьма актуальным для художественного образования КНР. Несовершенство современной практики применения интерактивных приемов обучения искусству требует от педагогов (школ Китая и других стран) углубленного психолого-педагогического внимания к такой образовательной практике.

В связи с этим изучение теории и практики игровых и интерактивных образовательных технологий в российских школах и вузах, открывает путь новым исследованиям, на осуществление которых китайским методистам предстоит вложить много сил и труда.

Исходя из реальной практики, требующей активного обновления в Китае системы художественного образования школьников, накопленных результатов научных исследований в этой области и необходимостью совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства, работающих с группой школьников, и существующего противоречия между уровнем профессионально-педагогической подготовки школьных учителей и реальной вузовской практикой, направленной преимущественно на художественно-эстетическую подготовку учителя, сформулирована проблема исследования: внедрение в практику профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая интерактивных технологий как средства совершенствования педагогического профессионализма.

Учитывая актуальность и важность проблемы, недостаточную ее разработанность в теории и практике для системы высшего художественно-педагогического образования в Китае, была сформулирована тема нашего исследования: «Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая».

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Цель исследования: основываясь на современный опыт российской педагогической практики, дать научно-педагогическое обоснование применению интерактивных технологий обучения при подготовке школьных учителей изобразительного искусства в Китае.

Гипотеза исследования: интерактивные технологии обучения могут стать эффективным средством совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая, если обеспечивается:

развитие мотивационной сферы и активизация личного опыта учебно-познавательной деятельности у первокурсников;

применение в учебном процессе комплекса средств обучения, предусматривающего научную, образно-наглядную, эмоционально-насыщенную информацию и активную практическую деятельность студентов, формирующих необходимость и целесообразность использования средств в предстоящей педагогической деятельности по обучению школьников основам изобразительного искусства;

формирование самостоятельности первокурсников в приобретении необходимой профессионально-педагогической компетенции по преподаванию изобразительного искусства в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность и основное назначение интерактивных технологий обучения с учетом теоретического анализа тенденций в развитии практики художественного образования в КНР и за рубежом, и систематизации современных требований к преподаванию основ изобразительного искусства в современной школе Китая.

2; Разработать на базе интерактивных технологий обучения профильным предметам в художественном вузе экспериментальный комплекс занятий для первокурсников, предусматривающий скоординированное использование обучающих средств и методик, и организовать опытно-экспериментальную работу по его проверке.

3. Выявить результативность интерактивных технологий обучения профильным предметам первокурсников для совершенствования их профессионально-педагогической подготовки, включающей единство знаний, гуманистической направленности, педагогических способностей и педагогической техники.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследова-

ния являются философские положения о единстве теории и практики; положения, разработанные российскими, китайскими и «западными» авторами в области гуманистической психологии и теории познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи, А. Маслоу, Джан Дадюнь, Пи Льаньшен и др.); теория единства обучения и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,

B.B. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Ян Динчжи, By Лиган, Ли Дяньпин, Вей Вей и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Дж. Дьюи, В.М. Букатов, Ши Чжунъин, Ся Хуэйсянь, Ян Динчжи и др.); теория и практика высшего профессионального образования (В.А. Сластёнин, Н.Х. Розов, Ян Дянь-бин, Сун Сылянь, Ли Фан и др.); методика обучения с использованием инновационных технологий (Г.П. Щедровицкий, Н.Х. Розов, В.М. Букатов, Б.А. Кутузов, Чжан Чжицюань, Чен Вэй, Ван Фуци, Фан Чженсун).

Для обоснования эффективности интерактивных технологий продуктивным было использование результатов научных исследований по методике преподавания основ изобразительного искусства, мировой художественной культуры и художественно-эстетического воспитания школьников (Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, Б.П, Юсов, М.А. Фоминова, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Б.В. Лушников, Инь Шаочунь, Джан Сяолу).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретического анализа (индукции, дедукции, анализа и синтеза, сравнения, моделирования), педагогического наблюдения, метода экспертных оценок, частных методик, таких как анкетирование, тестирование, беседа, тест-рисунок, ранжирование, ситуация выбора, недописанный рассказ, блиц-рейтинговая система оценки специально отобранных утверждений и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись:

Общеобразовательная школа № 1830 (Москва, 2006 г.) - 2 класс (в рамках 4 курса МІН У «Специалитет»); курсы изобразительного искусства (КНР, провинция Шандун, г. Цзинин, январь-февраль 2009 г.) - школьники 12-15 лет (30 чел.); Московский институт открытого образования (курсы повышения квалификации учителей МХК и литературы - 15 и 24 чел.); Педагогический университет КНР (провинция Шандун, г. Цзинин) - для студентов, обучаемых по специальности «Изобразительное искусство», были проведены серии занятий при изучении первокурсниками предметов «История изобразительного искусства» (преподаватель Хоу Вейин), «Рисунок» (преподаватель Ху Дзюнь), «Композиция» (преподаватель Ли Чханён) с применением интерактивных технологий обучения (20 чел.). Для участников опытно-экспериментальной работы была организована работа по анализу практических материалов, полученных в ходе апробации интерактивных технологий в школьной практике (2 учителя, 60 учеников платного курса для школьников во время каникул; июнь 2010 г.).

Этапы исследования:

Поисково-теоретический (2006-2008 гг.) этап, посвящен определению методологических и теоретических аспектов исследования, уточнению понятий, выявлению показателей эффективности, анализу опыта формирования у студентов ключевых профессиональных представлений по ходу их обучения в современном вузе, изучению и теоретическому анализу материалов научных исследований и психолого-педагогических публикаций по данной проблеме. В этот период осуществлялось изучение и обобщение педагогического опыта по применению интерактивных технологий обучения, организованы наблюдения, беседы, опросы;

проведено анкетирование, проанализированы полученные результаты. На первом этапе сформулированы рабочие версии актуальности, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, поставлены цели и задачи исследования.

Экспериментально-опытный (2008-2009 гг.) этап включал разработку и осуществление программы эмпирического исследования психолого-педагогических особенностей применения интерактивных технологий обучения на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая и в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в вузе.

Теоретико-аналитический (2009-2011 гг.) - проведение опытно-поисковой работы по апробации вариантов интерактивного обучения. На данном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанного комплекса занятий для студентов по приобретению ими собственного опыта познавательной деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения; подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, формулировка выводов и результатов исследования.

Научная новизна исследования:

-выявлена сущность и психолого-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения изобразительному искусству современных школьников и студентов;

- разработаны интерактивные технологии обучения и раскрыт методический
потенциал технологических приемов (разделение обучаемых на малые группы,
организация и проведение дискуссий, игр с элементами двигательной активности
обучаемых, интеллектуально-творческих соревнований, интерактивных форм
оценивания результатов деятельности самими обучаемыми), реализуемых, как в
ходе школьного урока по изобразительному искусству, так и на занятиях по про
фильным предметам в вузе при подготовке педагогических кадров по художест
венному образованию;

- систематизированы и уточнены представления о комплексе профессио
нально-педагогических навыков и личностных качеств учителя изобразительного
искусства, обеспечивающих педагогическую направленность личности учителя,
включающую направленность на себя (самоутверждение), на средства педагоги
ческого воздействия; на школьника, детский коллектив и на цели педагогической
деятельности как гуманистическую стратегию деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: -обобщен и систематизирован опыт развития практики художественного образования в КНР и за рубежом;

сформулированы и проанализированы тенденции в изменении современных требований к системе обучения основам изобразительного искусства в школах и вузах Китая;

обосновано влияние интерактивных технологий обучения на творческое развитие как обучаемых, так и самого обучающего; выявлена связь интерактивного обучения с предъявлением самим педагогом к результатам своего труда повышенных «трёхмерных требований» - «по глубине», «широте» и «высоте» уровня достигаемой на его уроках результативности обучения, что выступает стимулом к

непрерывному профессиональному совершенствованию, освоению новых идей, методик, стилей и технологий обучения;

- раскрыта роль самостоятельности первокурсников в приобретении необ
ходимой профессионально-педагогической компетенции по преподаванию изо
бразительного искусства в школе, формирующей собственный опыт педагогиче
ской деятельности будущих школьных учителей изобразительного искусства в
Китае.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: -выявлены психолого-педагогические условия совершенствования вузовской подготовки школьных учителей изобразительного искусства в Китае: преобразование пассивно-монотонного слушания студентами лекций в ходе их учебной деятельности в развитие их субъектной активности; формирование, укрепление и расширение личной осознанности студентов в обучении и учёбе; гармоническое сочетание взаимозаменяемости в деятельности преподавания и научения, повышающее эффективность аудиторного обучения студентов; активное развитие творческого мышления студентов на всех видах занятий, включая аудиторно-лекционные;

определена вариативность интерактивных технологий при обучении основам изобразительного искусства и мировой художественной культуры (МХК) в Китае;

разработаны интерактивные приемы, как «разделение учеников на малые группы», «детские подвижные игры», «интерактивное оценивание», «смена мизансцен» и др.;

-разработаны экспериментальные комплексы учебных конспектов для школьных уроков и для вузовских занятий по художественно-эстетическому профилю с использованием интерактивных технологий, которые используются при обучении основам изобразительного искусства и мировой художественной культуры (МХК) в Китае.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов обеспечена методологической аргументированностью исходных теоретических положений; использованием комплекса научных методов, адекватных специфике объекта, предмета, цели исследования и поставленных задач; обращением к работам ведущих исследователей данной проблемы; взаимодополняющим сочетанием количественного и качественного анализа; использованием аналитических методов обработки результатов опроса; очевидной воспроизводимостью результатов исследования в условиях различных образовательных учреждений. В работе и выводах, сформулированных в ходе исследования, нашли свое отражение данные, содержащиеся в широком круге материалов Министерства образования КНР, посвященных задачам и вопросам становления и развития школьного и высшего образования в Китае.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились посредством личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы во 2 классе общеобразовательной школы № 1830 Москвы; проведении интерактивных уроков изобразительного искусства у школьни-

ков 12-15 лет на курсах изобразительного искусства (КНР, провинция Шандун, г. Цзинин, 2009 г.); ассистировании В.М. Букатову на курсах в Московском институте открытого образования на занятиях по повышению квалификации учителей МХК и литературы (февраль-март 2009 г. и февраль-март 2010 г.); проведении ряда занятий по профильным предметам «История изобразительного искусства», «Рисунок», «Композиция» с применением интерактивных методик в Педагогическом университете (КНР, провинция Шандун) для студентов, обучаемых по специальности «Изобразительное искусство» (2010 г.).

Результаты исследования докладывались и обсуждались: в 2009 году на XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых МГУ (г. Москва); в 2008 году на X Международной конференции молодых учёных гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва); в 2008 году на научной конференции «Ломоносовские чтения» (г. Москва).

Теоретические и практические результаты исследования представлены в научных журналах «Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики» (2009, №4 [16]), и «Искусство в школе» (2010, №3); а так же на популярных научно-педагогических сайтах:

Открытый урок: [Электронный документ // Проверено 05.05.2011] и Официальном сайте основателя Российского открытого университета Б.М. Бим-Бада // [Электронный документ //Проверено 05.05.2011].

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современные требования к преподаванию основ изобразительного искусства ориентируют образовательные учреждения КНР на комплексное развитие личности обучаемых, обеспечиваемое на уроках: дискуссиями в классе между учениками; возможностью высказать собственные идеи; поощрением обучаемых в их исследовательской деятельности; развитием у обучаемых комплексного мышления и навыков структурного анализа.

  2. Исследования психолого-педагогических особенностей применения интерактивных технологий на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая, выявили, что в ходе интерактивного обучения происходит активная тренировка и личностных черт характера учеников, и их психологических качеств, и их социально-коммуникативных умений и навыков, тем самым повышая психолого-педагогическую продуктивность учебного процесса на школьном уроке:

пробуждением интереса к учебной деятельности;

включением в учебный процесс творческого компонента деятельности;

обеспечением тренировки и развития коммуникационных умений и навы-

ков учеников на уроке;

- ориентировкой обучаемых на сотрудничество и умение оценивать полу-

чаемые результаты.

3. Применение на профильных занятиях в вузе интерактивных технологий обучения, благодаря их профессионально-педагогическому потенциалу, обеспечивает процесс подготовки учителей изобразительного искусства:

- знакомством студентов на первом году обучения с реальным обновлением

принципов, требований и методов обучения в современной системе образования КНР;

- созданием демократичных и равноправных отношений между преподавате-

лем и учащимися, что гармонизирует и обновляет современное образование в вузах;

- повышением уровня гуманитарной составляющей в профессиональной ква-

лификации будущих школьных учителей;

- приобщением студентов к реформированию системы оценок в школьном и

вузовском образовании. Структура диссертации отражает логику исследования поставленных задач. Диссертационная работа состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», библиографического списка» (163 наименования) и «Приложения».

Основные этапы развития педагогической практики художественно-изобразительного образования в Китае

На формирование современной системы образования в Китае в настоящее время влияют две силы. Первая из них связана с тем, что в наступившем XXI веке значительно усиливается международное сотрудничество и культурный взаимообмен, которые повсеместно приходят на смену прежде случавшемуся антагонизму. Подобные изменения уже стали неизбежной необходимостью не только в политической или экономической сферах, но и в области совместного мирного использования космического пространства, и даже в области защиты вымирающих видов. То есть сотрудничество (l fE) в сосуществовании уже стало необратимой мировой тенденцией.

Второе влияние связано с тем, что в настоящее время повседневная конкуренция общественной жизни (th fe jS; -) становится день ото дня все более ожесточенной, а утилитаризм для некоторых людей начинает подменять жизненное кредо. В подобной окружающей обстановке связи между людьми становятся натянутыми. Некоторые люди замыкаются в себе, испытывая недостаток в обмене эмоциями...

Подобного рода отчуждение между людьми, бесспорно, угрожает разностороннему развитию человечества и сохранению конструктивного баланса в общественной жизни. Поэтому, говоря о важности воспитания в школах у учащихся духовности (-д fEfif #), необходимо отметь тот вклад, который вносят уроки по основам изобразительного искусства в духовное развитие подрастающих поколений. Не смотря на то, что в настоящее время в Китае активно популяризируются идеи всестороннего развития человека (- ШШ тШШШСЙ), тем не менее, к художественному образованию рядовые граждане во многих случаях всё ещё относится с недоверием и непониманием. Не все родители видят особую пользу в художественном образовании, так как считают, что оно не является полезным для карьеры. Некоторые родители не хотят вкладывать деньги в обучение основам изобразительного искусства, так как не ожидают никаких доходов от таких вложений (157). В связи с этим художественное образование не может осуществляться в полноценном объеме.

Отметим, что по сравнению с другими учебными предметами в школьных программах отводится не так много времени для изучения предметов, связанных с искусством, а положение преподавателей этих дисциплин невысоко. Конечно, предметы по искусству в школах расценивается как дополнительные факультативы (ещё не во всех школах по этим дисциплинам введена оценочная система), которые зачастую вводится только для того, чтобы удовлетворить обязательные требования к школьному образованию (126).

Тем не менее, в XX веке преподавание основ изобразительного искусства в школах Китая постепенно становится частью социальной системы, соединяющий опыт традиционной эстетики с идеями эстетики новой, иноземной, не всегда привычной и понятной. Непрерывные метаморфозы педагогической мысли, происходившие в области преподавания изобразительного искусства, являются результатом непрерывного материального развития общества, развития общих методов преподавания и других многочисленных факторов. Но непрерывные трансформации в китайской политике и экономике, глубинные изменения в общественной системе, столкновение культурных взглядов Востока и Запада -все это то и дело стимулировало поиски в теории и практике обучения преподаванию изобразительного искусства, что привело к появлению разнообразной педагогической практики преподавания в школах, сложившейся в ходе шести этапов поисков и развития.

1. Конец династии Цин (ШЖ) и начало Китайской республики (ШЛ) - это начальный этап современной китайской художественной педагогики. Учителя начали проявлять интерес к заимствованию некоторых аспектов педагогического опыта Америки и Японии. Но фундаментом для обучения преподаванию изобразительного искусства в Китае были конфуцианские идеи (ІШШШМ). В результате на школьных уроках стали применяться некоторые западные и японские формы и методы преподавания (152). В силу исторических причин обучение преподаванию изобразительного искусства исходило из тезиса «воспитывать человека - улучшать общество» (WA—$&#:). В этот период в полной мере проявилась польза обучения основам изобразительного искусства, а также определилась тенденция к воспитанию профессиональных качеств учителя и формированию у него педагогического мастерства.

2. После Синьхайской революции ( Jt ifc:10.10.1911 - 3.1.1912) в педагогике стали развиваться направления, связанные со всесторонним развитием личности. Педагогическая мысль в области обучения изобразительному искусству также провозгласила задачу всестороннего развития личности ( А ЦЩ Ж) и воспитания у обучаемых чувства прекрасного (i Wltii). Ведущей идеей становится формирование здоровой личности (ШтйШ А&). В это время развитие обучения преподаванию основ изобразительного искусства ориентируется на тезис «красота спасет мир» ("Щ. $&Щ"$}Ш &).

3. После 1927 года предыдущие тенденции развития стали носить буржуазный характер. Изобразительная деятельность в то время считалась главным проводником политических идей и являлась символом политической выгоды (

4. После образования нового Китая (гФШШ:1949) для начальной стадии строительства социализма были типичны следующие директивы: «При обучении школьников в Новом Китае во главе угла должно быть самосознание, что является составной частью педагогической работы партии: ставить обучение изобразительным искусствам на службу пролетариату» (130;115). Подобные директивы стали направлять работу по подготовке преподавателей изобразительного искусства, деятельность которых в то время имела очевидную социально-политическую выгоду (которая после 1957 года пошла на спад).

5. «Десятилетие смут» (+ з№: 1966-1976) - период, когда преподавание искусства (в том числе изобразительного) переживало упадок и унижения, будучи поставлена на службу политической идеологии. В это время главенствующей идеей в педагогике изобразительных искусств считалась подготовка пропагандистов идеологии Мао Цзэдуна ( ШИк&Ш).

6. После проведения «политики реформ и открытости» (e№JF$t: 1978) педагогика «повернулась лицом и к миру, и к будущему», став открытой для модернизации. В этот период педагоги Китая активно обращается к мировым тенденциям модернизации. Благодаря этому принципы обучения основам изобразительного искусства и подготовка преподавателей получили стремительное развитие, результатом которого стал огромный прогресс в разнообразии методик. Под влиянием различных западных идей обучения школьников мировой художественной культуре (МХК) педагогическая мысль после тридцати лет застоя заново возродилась, стала уделять внимание воспитанию моральных качеств (130; 131). Центральной идеей стало эстетическое просвещение и воспитание у обучаемых культуры восприятия (РХ ЩзШУзШ к). Педагогика повернулось в сторону развития у обучаемых творческих задатков (ФШ Й:), гуманных ( ЛІШ) и гуманитарных (ЛіШ) качеств.

К началу XXI века в условиях экономической глобализации и взаимовлияния различных культур воспитание выдающихся талантливых мастеров стало новой целью обучения преподаванию и мировой художественной культуры и основ изобразительного искусства в современных школах. В целом можно сказать, что за свою столетнюю историю развития и реформирования, художественное образование стало весьма универсальным, непрерывно взаимодействующим с научно-методическими идеями стран запада. Поэтому в нём наблюдается гармония соединений задач формирования практических навыков у обучаемых и обретения ими социально-политических знаний с задачами обеспечения всестороннего развития их личности.

Эти три задачи в течение ста лет конкурировали друг с другом в Китайской педагогике. Но, в конце концов, это привело к позитивному объединению ценностей, так как «взаимодействие культур» в новом столетии стало основной идеей педагогики МХК. Китайские учёные-педагоги, заимствуя идеи Японии, Советского Союза, США и других стран, накопили базу для развития национальной педагогики. Сегодня обучение основам изобразительного искусства в Китае выходит на новый этап развития, который характеризуется контекстом глобализации и взаимодействия культур, непрерывным культурным обменом между странами Востока и Запада, инновационным развитием национальных культур. Все это непременно отражается на идеях художественного образования, на построении учебных планов, на методах подготовки преподавателей и даже на обучении школьников другим предметам.

В настоящее время для того, чтобы со стороны общества уделялось все более значительное внимание художественному образованию, активно разъясняется и родителям, и студентам, и ученикам результаты комплексного анализа тех личностных ценностей, формированию которых способствует художественное образование. В европейской и американской психологии ценность художественного образования разделяется на 2 части: духовную ( ШІкШ) и инструментальную (I Д НЁ).

Новые подходы к преподаванию основ изобразительного искусства в современных школах Китая

Новизна подходов к художественному обучению предусматривает более глубокое освещение преподавателями изучаемого материала. Школьным учителям необходимо заинтересовывать обучаемых детей посредством новых подходов к обучающему процессу. Для этого учителям нужно более глубоко вникать в содержание обучающего курса, обращая внимание учеников на интересные факты и события.

Например, известно, что любое произведение искусства не возникло из ниоткуда. Оно создавалось кем-то, где-то при каких-то обстоятельствах. И преподавателям нужно большее внимание уделять не только основному объекту изучения, но и обстоятельствам, при которых произведение было создано (т.е.контекст работы). Это поможет лучшему запоминанию информации, а также углубит знания учеников в этой области и расширит кругозор в вопросах истории, социальных факторов, временных условий создания того или иного произведения искусства и т.д.

Изучение искусства является гуманитарной дисциплиной, так как непосредственно касается человека. Поэтому учителю важно подходить к преподаванию как с точки зрения обучающего процесса, так и с точки зрения развития человеческой личности. Школьным учителям нужно уделять внимание дружественной атмосфере на уроке, развивать в учениках чувство прекрасного, поддерживать в них гуманистический настрой и т.д.

Новые подходы к художественному образованию ориентируют учителей на комплексное развитие личности обучаемых. В то время как традиционное обучение весьма часто рассматривает такие понятия, как «знания», «учебные курсы», «развитие человека» изолированно друг от друга. Художественное образование должно быть не только совокупностью знаний в области искусства, но также и интегрирующей силой процесса передачи информации и процесса развития учеников.

Развитие обучаемых обеспечивается:

- дискуссиями в классе между учениками;

- возможностью высказать собственные идеи; поощрением обучаемых в их исследовательской деятельности;

- развитием у обучаемых комплексного мышления и структурного анализа.

Главная задача учителя - предоставить ученикам свободу мысли, дать возможность большего сотрудничества (как между учениками, так и между преподавателем и учениками), развивать в них инициативу и желание к исследованиям. Таким образом, преподавателям необходимо воспитывать в учениках умение комплексно получать знания как путем передачи знаний со стороны учителя, так и путем заинтересованности и проводимой в процессе обучения работы со стороны самих студентов.

Новые подходы подразумевают в своем содержании 3 главных составляющих элемента: свобода, сотрудничество, исследования. В настоящее время преподавателям необходимо уделять внимание идеологии обучения, пониманию внутреннего мира обучаемых, комплексному восприятию результативности своего труда. Современные технологии преподавания включают в себя:

поощрение самостоятельной инициативы обучаемых;

помощь в независимых исследованиях;

стимулирование обмена знаний и впечатлений между учениками.

привнесение на уроки большей заинтересованности учеников в результатах своего обучения.

Последний пункт обеспечивает в свою очередь повышение профессионального уровня обучения, помогая обучаемым открывать в себе особенности своего внутреннего мира, повышать свой духовный уровень.

Следует напомнить, что разные школы в КНР имеют несхожие условия технического оснащения для проведения учебного процесса. Исходя из фактического наличия оборудования задача преподавателей заключается в наиболее рациональном использовании предложенных условий для полноценного проведения урока.

Модернизация обучающих технологий также должна носить местный характер, отличаясь между собой в зависимости от региональной принадлежности школы. Нужно комбинировать традиционные методы обучения и современные образовательные технологии для достижения наилучшего результата, прививая любовь учеников к искусству, подводя их к профессиональному восприятию цвета, формы, текстуры, фактуры и т.д.

Компьютерные технологии являются большим прорывом в образовательной области. Но не следует забывать о мощном гуманитарно-педагогическом потенциале традиционных методах обучения. Они должны быть неразрывно связанны с новейшими технологиями. Главное, найти точку соприкосновения и понять, каким образом можно сочетать традиционные методы и современные инновации.

Новые учебные программы призывают рационально использовать возможности новшеств, но при этом не отказываться от традиционных достижений образования, стимулируя самостоятельный подход преподавателей к приемам, методам, технологиям обучения. На сегодняшний день одной из самых новаторских методик образования являются интерактивные технологии обучения, при которых между преподавателем и учениками возникает двусторонняя связь, характеризующаяся комплексом гуманистических параметров. Интерактивные методики в корне отличаются от традиционных пассивных методов обучения (таких как метод «вдалбливания», или метода доминирования на уроке преподаватель). И главное их отличие в том, что любая из их разновидностей требует соавторства учеников, то есть активного их участия в учебном процессе, их индивидуальных вкладов, откликов и личного творчества.

Ученики (обучаемые лица) на уроке (занятии, семинаре и т.д.) становятся субъектом, основной силой учебного процесса, а преподаватель - всего лишь организатором, распорядителем, «режиссёром» учебного процесса. То есть он становится поставщиком, регулятором, дозатором учебных вопросов, заданий, тем и прочих материалов.

Ведущий предоставляет обучаемым возможность для самостоятельных размышлений и пересмотру собственного опыта. Тем самым предоставляя им возможность в ходе собственной учебной практике приобрести личную радость и чувство собственного успеха.

Метод интерактивных технологий обучения - это метод, дающий возможность взаимообмена и слияния функций и(или) ролей преподавания и учения. Это процесс равноправного диалога и взаимного стимулирования между преподавателем и учащимся. Применение подобного метода обучения в корне изменяет ситуацию традиционной формы обучения, при которой преподаватель «тянет аудиторию» на себе без всякой помощи со стороны учеников (слушателей, студентов), лишь пассивно воспринимающих учительскую лекцию-монолог.

Интерактивные методики позволяют обучаемым стать основными звеньями и активными участниками учебного процесса. В этой атмосфере взаимного обмена, создаётся атмосфера гармоничного, равноправного диалога, укрепляется уверенность учащегося в себе, а также его способности построения отношений с людьми, публичного выражения и принятия самостоятельных решений.

Самое главное, на чём основываются практики интерактивных приёмов обучения, - это психологические представления ведущего о личностных побуждениях к деятельности у обучаемых. С точки зрения психологической теории, в личностных побуждениях можно выделить группу, связанных с внешней стимуляцией деятельности, и внутренней.

Цели и направленность побудительных связей внешнего характера (то есть соблазны или вдохновения, воодушевления), человек сам контролировать не может. Они инициируются извне, внешними условиями или внешним миром.

В противоположность этому деятельность, связанная с внутренним побуждением, обеспечивает удовлетворение, исходя из собственно всей учёбной деятельности, из деятельности самого участника, занятого в этом процессе.

Реализация педагогического и художественного потенциала интерактивных технологий при обучении студентов

Всестороннее развитие образования в КНР, подготовка всесторонне развитых личностей, повышение качества общенациональной комплексной подготовки кадров является историческим предназначением всех работников сферы образования, а также нашей общенациональной исторической задачей. Целью всестороннего комплексного образования является гармоническое развитие народа, как необходимое и неотъемлемое условие существования и процветания общенационального государства, как движущая сила укрепления и развития современного общества. Широкие массы работников сферы образования под конкретным руководством партии претворяют в жизнь программы развития образования, делают все возможное для подъёма дела образования на современный научный уровень. Реформа процесса обучения длится уже несколько лет. В этот период в системе образования появились такие новые критерии, принципы и ориентиры обучения как «самостоятельность», «взаимодействие», «коммуникативность», «диалог», «сотрудничество», «исследовательская деятельность».

Для того, чтобы эти принципы и ориентиры претворялись в повседневной работе школьных учителей, необходимо следовать им во время обучения студентов в вузе, то есть во время профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства для работы в школе.

Современные веяния в определении методов и направлений сотрудничества позволяют само взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе трансформировать в одни из новых типов, главное отличие которых от традиционных методов обучения состоит в кардинальном изменении традиционной схемы преподавания. А именно: дать студентам возможность в полной мере проявлять свои способности во время обучения в аудиториях вуза, стимулируя среди них отношения делового сотрудничества и позитивной конкуренции.

В связи с этим, в ходе учебного процесса преподавателю следует учитывать наиболее подходящие моменты для того, чтобы студенты могли в полной мере проявлять свою личность и осуществлять деловые сотрудничества. Однако, в то же время, если молодой преподаватель - бывший студент - вместо создания учебной ситуации, стимулирующей самостоятельность школьников, пустит всё «на самотёк» и полностью предоставит учащихся самим себе то, это может свести на «нет» весь процесс воспитания и обучения на его уроке.

И наоборот. Если молодой преподаватель построил свой урок так, что все ученики оказались погружены в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, то пусть со стороны даже кажется, что учащиеся, проявляя свою активность, производят слишком много шума, и поэтому урок воспринимается как неудачный. Это совсем не так. Отсутствие традиционной дисциплины не говорит о плохом уроке. Шум обучаемых, если он был деловым и рабочим, необходим и даёт ценные плоды. Важно понимать, что формальное сотрудничество не похоже на сотрудничество подлинное, а формальная поисковая деятельность не выглядит как поиск. Вот и формальная дисциплина не делает урок подлинно удачным.

Каким же образом обучать студентов повышению эффективности обучения? Как обучать студентов организации на уроках изобразительного искусства сотрудничеству учеников и с преподавателем и между собой? Для этого я прежде всего сама на занятиях со студентами создавала атмосферу сотрудничества, объясняла им проблемные ситуации, организовывала обсуждение учебных проблем, формировала ясное представление о содержании сотрудничества и о способах его реализации. Именно в процессе такого обучения студенты, получая возможность проявить себя, уясняли тонкости организации ведущим разнообразных форм сотрудничества.

Уважение преподавателем самостоятельного поиска студентов приводит их к пониманию, что у преподавателя с ними одна и та же цель, которая потом должна будет изо дня в день повторяться ими и в работе школьными учителями: в процессе обучения, каждый обучающий и каждый учащийся является независимой личностью, обладающей индивидуальными особенностями. То есть на уроке все - личности, и все они - равноправны.

При таких условиях в отношениях между преподавателем и учащимися могут царить равноправие и взаимопонимание. Тогда учителя будут вынуждены предоставлять своим учащимся необходимую свободу, создавать в процессе обучения демократическую, свободную атмосферу, чтобы ученики могли проявить как можно большую активность.

Для всего этого я, преподавая в вузе, предоставляла студентам право самим выбирать для сотрудничества в обучении того, с кем у них лучше складываются межличностные отношения (малую группу для работы). И потом создавала для них наилучшие условия для сотрудничества, совместного обсуждения при решении поставленных задач.

Помимо этого на занятиях со студентами я уделяла большое внимание анализу и сравнению примеров традиционных и интерактивных методов обучения. Студенты активно обсуждали примеры двух типов уроков по изобразительному искусству. Если при традиционных подходах ученикам приходится слушать лекцию-наставление (например, при изучении выразительности художественного языка в скульптуре), то на интерактивном уроке обучаемые и сами создают скульптуры (выстраивая их из себя в соответствии со своим замыслом), и отгадывают замыслы «скульптур» соседей, и делятся своими мыслями о том, почему зрители одни замыслы смогли понять, а другие нет.

Обсуждая примеры традиционных методов обучения, студенты приходили к выводу, что такие уроки в основном строятся без взаимодействия между учителем и учащимся. С начала до конца они основаны на том, что преподаватель «говорит», а учащийся «слушает». То есть учащийся монотонно находится в пассивном состоянии на уроке.

Студенты, которые начинали осваивать новые принципы и ориентиры образования, пришли к пониманию, что если на первый взгляд урок проходит хорошо, всё спланировано и находится в полном порядке, его ход неразрывен и дисциплина соблюдается, то это ещё не говорит о подлинной результативности урока. Если центром занятия является преподаватель, классная комната или учебник, а сама деятельность учащихся сводится главным образом к пассивному восприятию, механической зубрежке и формальной тренировке, то такой урок неэффективен.

На таких уроках наблюдается огромный разрыв между преподавателем и учащимися, разрыв в их информационном взаимообмене и их социальной практике. Не удивительно, что учащиеся любят рисовать, но не любят уроки изобразительного искусства. Ведь на уроке главную роль играет преподаватель, а учащимся отведено лишь пассивное восприятие. Когда студенты понимают, что между преподавателем и учащимися не хватает взаимообмена, то они выступают с инициативой создания равноправия между ними при изучении подобных серьезных учебных тем, требующих особых разъяснений.

Примеры интерактивного метода обучения у студентов появились сначала как экскурсионные, проводимые во время осмотров красот родных краев. И вводились они как записи пейзажных красот. Они сразу воодушевили студентов уверенностью, что учащиеся с большим интересом начнут рисовать пейзажи, будут рассматривать пейзажные красоты, укрепляя в себе любовь к национальным чувствам, к родному краю, к стремлению охранять окружающую сре ДУ Обсуждения привели к тому, что студенты стали проявлять большой интерес к учебе, превратились из пассивных слушателей в активных оппонентов. В полной мере стали раскрываться их скрытые умственные и творческие способности.

Уже с первых уроков значительно выросло понимание студентами своего инициативного участия при обучении. Если в процессе традиционных уроков школьные учителя (да и вузовские преподаватели) непрерывно ставят вопросы, ответы на которые учащимся уже хорошо известны, то они хотя и активно, но механически отвечают на них. Поэтому учителя очень часто не могут понять, а как же вызывать и поддерживать креативность детей, как побудить их к высказыванию собственных мыслей. Студенты начинают понимать, что «эксплуатация» вопросов, подразумевающих механические ответы, приводит к тому, что ученики скрывают собственную точку зрения и образ мыслей. Тем самым сильно замедляется развитие их реальных способностей.

Интерактивные технологии на занятиях со студентами приводят их к уверенности, что обучающему всегда следует придерживаться очень демократичной позиции, поддерживать мнения учащихся с иными точками зрения, воодущевлять всех присутствующих к активному поиску. Самый лучший учитель это не тот, кто открыто делится своими знаниями, а тот, кто отличается мудростью, наблюдательностью и умением помогать другим принимать свои решения. Кто помогает учащимся в самую нужную минуту.

Влияние интерактивных технологий обучения первокурсников на совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства

Чтобы обобщить осознание студентами изученных интерактивных технологий обучения и подчеркнуть позитивную роль интерактивной модели обучения изобразительному искусству, я специально пригласила 2 учителей (выпускников педагогического университета), являющихся специалистами в преподавании изобразительного искусства, принять участие в данном эксперименте. Они до этого прошли практику обучения и уже овладели методикой интерактивного обучения изобразительному искусству.

Задача для этих двух учителей заключалась в следующем: 60 детей 12-14 лет - учащихся средних классов разбиваются на две группы по 30 человек. В каждой группе одна и та же учительница проводила два урока: первый без использования интерактивной модели обучения, второй с использованием.

Одна учительница провела в первой группе урок по традиционной методике на тему «Свет и тень в рисунках художников» и урок интерактивный на тему «Красота и разнообразие ландшафтов в Китае».

Другая учительница работала во второй группе. По традиционной методике она дала урок на тему «Красота и разнообразие ландшафтов в Китае», а по интерактивной - «Свет и тень в рисунках художников».

Поясню, что студенты заранее изучили экспериментальные варианты конспектов уроков по этим двум учебным темам, обсудили их содержание, предложили некоторые изменения (больше двигаться ученикам, дополнительно поменять «мизансцену урока» переходом команд в соседние места, на уроке по каждой теме показывать 10 репродукций знаменитых шедевров живописи и ДР-) Повторю, что уроки по традиционной методике обучения (далее прим-ТРАД) строились с минимальным диалоговым взаимодействием между учителем и учащимся. С начала до конца учительница говорила, а учащиеся слушали. Уроки интерактивного метода обучения (далее прим-ИНТ) проводились в виде активной деятельности всего класса, в котором ученики были объединены в рабочие «малые группы», что в полной мере помогло им раскрыть свой умственный потенциал и свои творческие способности. Сравнение двух типов конспектов помогло студентам глубже понять роль инициативного участия обучаемых в процессе обучения. И по-новому посмотреть на тот опыт, который они уже сами получили за время аудиторных занятий в вузе.

Конспекты прим-ТРАД были наполнены вопросами, которые преподавателю нужно было задать 30 ученикам. Поэтому на этих уроках учительницы непрерывно ставили вопросы, ответы на которые учащиеся уже хорошо знали и формально отвечали на них. В конспектах прим-ИНТ преподавателю нужно было организовать рабочие диалоги «малых групп». Поэтому учительницы на этих уроках всегда придерживались очень демократичной позиции, поддерживая мнения учащихся с неожиданной точкой зрения, воодушевляя их на активный поиск нужной информации.

Анализ конспектов прим-ИНТ помогали студентам понять, что лучший учитель это не тот, кто только открыто делится с детьми своими знаниями, а тот, кто отличается мудростью, наблюдательностью и умением помогать детям принимать решения, делая это в самую нужную минуту.

После проведения каждого урока учительницы проводили в обеих группах письменное анкетирование касательно интереса учеников к обучению, результатов занятия и удовлетворенности учеников его результатами.

Все анкеты учеников учительницы принесли студентам. Студенты разделились на две группы и приступили к обработке анкет (каждой группе досталось по 30 анкет после первого урока и по 30 - после второго).

Результаты обработки студенты заносили в соответствующие таблицы (см.табл.1-3)

Обсуждение студентами данных, занесённых в табл. №1, привело их к выводу: исходя из анализа ответов, в двух группах уроки с использованием интерактивных технологий обучения вызывают у школьников повышенный интерес. В то время как уроки по традиционной методике вызывают у школьников очень слабо выраженный интерес.

Исходя из анализа опроса школьников и обсуждения результатов опроса между собой, студенты сделали вывод, что на уроках, где используются интерактивные технологии обучения, наблюдается повышение интереса школьников к изобразительному искусству и развитию интереса учащихся к урокам по данному предмету вне зависимости от текущей учебной темы.

Затем для того, чтобы подчеркнуть интерактивность самого процесса обработки студентами ученических ответов, обе рабочие группы углублённо анализировали анкеты после урока прим-ТРАД и после урока пргш-ИНТ, полученные от учеников первой группы (по 30 анкет с одного и другого урока).

Обсуждая результаты своей обработки школьных анкет, студенты пришли к выводу, что в эффективности урока с использованием интерактивных технологий обучения и урока с традиционной методикой обучения определенно есть различия по количеству понравившихся произведений изобразительного искусства. Поэтому можно сделать вывод, что одной и той же группе на уроке с использованием интерактивной модели обучения понравилось больше картин, чем группе без использования интерактивной модели обучения.

Мало того. На интерактивном уроке больше учеников обратили внимание на авторство, запомнив имена и фамилии художников. Это указывает на то, что Интерактивная модель обучения изобразительному искусству действительно положительно влияет на формирование и развитие культуры восприятия изобразительного искусства и на расширение художественно-эстетического кругозора обучаемых школьников. Таким образом студенты сделали вывод, что интерактивное обучение изобразительному искусству имеет непосредственную связь с появлением «любви к искусству», а также к накоплению и осознанию ценности «познанных» эстетических ощущений.

Похожие диссертации на Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая