Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства Батчаев, Осман Магометович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батчаев, Осман Магометович. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ярославский пед. ун-т.- Ярославль, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/2930-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Стремление народа к национальному самовыражению и самоопределению вызвало желание использовать в своей жизнедеятельности многовековые традиции и культурные ценности в воспитании детей. Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальные особенности и использование прогрессивных народных традиций в художественном образовании и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Многовековая культура каждого народа донесла до наших дней множество истинно народных, прогрессивных обычаев и традиций, которые и составили общечеловеческие нормы нравственности. Народная педагогика вобрала в себя все лучшее из общепринятых норм общественного поведения: почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, трудолюбие, высокую нравственность, правдивость, честность. В сочетании с современными, новыми традициями она служит всенародному делу воспитания и обучения молодого поколения.

Важно отметить, что именно на основе народных традиций может быть сформирован учитель - профессионал, способный передать детям не только уважительное отношение к ценностям мировой культуры, но и к традициям и этнической культуре своего народа. Последнее складывается из обычаев, народных промыслов и специфичных для данного народа видов искусства (танцы, обряды, фольклор, архитектура, предметная среда, одежда и т.д.).

Учет национальных традиций долгое время не занимал должного внимания ученых, изучавших процесс подготовки учителя в вузе. В то же время, в ряде трудов К.Д. Ушинского они выделяются в качестве главного фактора, придающего педагогике народность.

Проблема эстетического воспитания подрастающих поколений с использованием идей и традиций народной педагогики привлекает внимание как исследователей, так и практиков. Теоретический анализ воспитательных возможностей народного творчества, предпринятый Г.Н. Волковым, дал ему основание утверждать, что все народы отличаются высокой эстетической культурой и располагают огромными возможностями улучшения эстетического воспитания молодежи средствами народного искусства. Что же касается разработки методики использования народного искусства многочисленных национальностей России в эстетическом воспитании молодежи, то она, безусловно, является одной из актуальнейших проблем современной этно-педагогики.

В данном диссертационном исследовании мы опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания, методов эстетического воспитания путем преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах России.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали труды ведущих искусствоведов: КГ. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, A.M. Некрасова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова и др., в которых рассматриваются проблемы народного искусства нашей страны.

Важное значение для изучения проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей имели труды ученых-педагогов СИ. Архангельского, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина и др., психологов Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, П.М. Якобсона и др.

Обычаи и традиции как сложнейшие, закономерно развивающиеся социальные явления, их влияние на все стороны жизни общества были предметами исследований известных ученых и педагогов Я. А. Комен-ского., В. А. Сухомлинского., а также Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.И. Равкина, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе. Каждый из них внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Традиции народной педагогики, в частности, карачаевской, частично рассматривались в современных исследованиях этнопедагогов, А.И. Караева, Н.В. Суханова, З.М.Тамбиева, М.И. Текеева.

Несмотря на то, что использование народных традиций учителем довольно широко отражалось в педагогической литературе, остались еще малоизученные аспекты решения этой проблемы. Таким аспектом является изучение возможностей декоративно-прикладного искусства для подготовки педагогов. Этот аспект отражает специфику будущей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.

Как показывает анализ, часто подготовка педагогов не учитывает специфику региона, не отражается на народной традиции той республики и области, где предстоит работать будущим учителям.

Возникает противоречие между потребностью педагогической пракшки в использовании народных традиций, отраженных в творчестве жителей конкретного региона, в подготовке учителей изобразительного искусства, и недостаточной теоретико-методической разработанностью этого процесса. Появилась научная проблема: при каких педагогических условиях в подготовке учителя изобразительного искусства могут быть эффективно использованы народные традиции

Цель исследования: выявить педагогические условия использования народных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства и разработать рекомендации по реализации этих условий в процессе преподавания материалов народного декоративно-прикладного искусства

Объектом исследования являются условия и возможности использования национальных народных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства с учетом особенностей культуры региона.

Предмет исследования: педагогические условия и дидактические средства использования народных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства (на примере народных традиций Карачаево-Черкессии.)

Гипотеза исследования: позитивные качественные изменения в подготовке учителей изобразительного искусства произойдут, если.

- содержание, формы и методы подготовки будущих учителей изо
бразительного искусства отражают прогрессивные народные тради
ции и обычаи народов, населяющих данную местность;

- народное декоративно-прикладное искусство рассматривается
как эффективное средство художественного образования студентов и
формирования творчески активной личности учителя;

- профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей
средствами народного декоративно-прикладного искусства осуществ
ляется комплексно в сочетании с другими педагогическими средства
ми профессиональной подготовки и нравственно-эстетического вос
питания.

Задачи исследования:

  1. Выявить возможности использования прогрессивных традиций народной педагогики для подготовки студентов художественно-графического факультета и факультета педагогики и методики начального обучения.

  2. Определить необходимые научно-методические условия качественной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства на материале народного декоративно-прикладного искусства.

  3. Разработать педагогические средства использования народной педагогики в художественном образовании будущих учителей изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляют труды известных педагогов по вопросам образования и развития личности

в обществе, научные исследования в области эстетики, этнографии, искусствознания, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.

Для нас были важны концептуальные позиции философов и искусствоведов, которые определяют роль традиций и культурных ценностей в становлении человека. При этом особое значение имели труды И. Бестужева-Лады, Л. А. Воловича, Т.С. Злотниковой, М.С. Комарова, М. А. Некрасова, В А. Разумного и др.

В основу исследования положен историко-логический анализ основных понятий и категорий: традиции, национальные традиции, национальное искусство и др.

Исследование опирается на ведущие методологические работы, среди которых психологические и педагогические теории развития индивидуальных и личностных качеств, формирования индивидуальности и социализации школьника (Б.З. Вульфов, ОС. Гребенюк, Р.Г. Гурова, Б.Ф. Ломов, ЛИ. Новикова, А.В. Мудрик, МИ. Рожков, С.Л. Рубинштейн); концепции целостного педагогического процесса (М.А. Данилов, ВИ. Загвязинский,В.В. Краевский, B.C. Ильин); проблемно-развивающего обучения (ДВ. Вилькеев, И Я. Лернер, МИ. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин); оптимизация обучения (Ю.К. Бабан-ский).

Методы исследования:

анализ исторической, этнографической, психолого- педагогической, методической литературы; обобщение педагогического опыта;

анализ учебных планов и программ художественно-графических факультетов по методике преподавания декоративного и изобразительного искусства, программ средней школы по изобразительному искусству и художественному труду;

анкетирование студентов, беседы учителями и народными мастерами, профессиональными художниками декоративно-прикладного искусства;

проведение анализа результатов этнографической экспедиции в Карачаево-Черкессии, изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства в областном краеведческом музее;

психолого-педагогический эксперимент,

изучение результатов экспериментальной работы и деятельности студентов;

наблюдение за процессом усвоения студентами основ народного искусства и прогрессивных традиций народной педагогики;

- подготовка и проведение традиционных, обрядовых праздников карачаевской народной культуры.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1991-1993 гг.) изучалась психолого- педагогическая и методологическая литература по проблеме исследования. Были проанализированы педагогические традиции карачаевского народа. Выявлены возможности использования народного декоративно- прикладного искусства с учетом прогрессивных традиций народной педагогики в профессионально-педагогической подготовке учителей изобразительного искусства и начальных классов, разработана экспериментальная программа и методические рекомендации к ее изучению.

На втором этапе (1993-1995гг.) проводилась опытно- экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность разработанного содержания, методов и форм художественного образования студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства на основе прогрессивных традиций народной педагогики. Осуществлялось уточнение содержания экспериментальной программы и методическігх рекомендаций. В экспериментальных группах применялись разработанные и дополненные нами формы, содержание и методы экспериментальной программы, а в контрольных группах работа велась по действующей программе.

На третьем этапе (1995-1996 гг.) осуществлено обобщение результатов экспериментальной работы. На основе полученных результатов были установлены уровни художественного образования студентов через изучение народного декоративно-прикладного искусства народов Карачаево-Черкессии с учетом прогрессивных традиций народной педагогики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены возможности использования прогрессивных традиций
народной педагогики для подготовки студентов художественно-
графического факультета и факультета педагогики
и методики начального обучения;

определены условия реализации прогрессивных традиций народной педагогики для активизации и качественного изменения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства;

разработаны педагогические средства использования народной педагогики в художественном образовании будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы методические рекомендации цля использования наглядного материала народного декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкессии для художественного образования студентов; разработаны и научно обоснованы методические рекомендации по спецкурсу "Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев с учетом прогрессивных традиций народной педагогики". Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования творческой деятельности будущих учителей, в разработке учебных пособий для учащихся общеобразовательных школ.

Достоверность исследования обеспечена научностью методологии, использованием комплексных методов изучения проблемы, опорой на современные достижения психолого- педагогической науки, организацией опытно-экспериментальной работы и эффективностью разработанной методики.

Апробация и внедрение в практику основных идей и результатов исследования осуществлялись на художественно - графических факультетах Майкопского, Дагестанского, Карачаево-Черкесского педагогических университетов. Материалы и результаты исследования периодически обсуждались и докладывались на внутривузовских научно- практических конференциях (1990-1996гг.) и заседаниях кафедры рисунка и живописи ХГФ, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания средствами изобразительного искусства Карачаевского педагогического университета, на встречах со слушателями курсов повышения квалификации областного ЙУУ (1990-1995 гг.), на республиканских научно - методических семинарах преподавателей художественно - графических факультетов педагогических вузов (1990-1996гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы художественно - графических факультетов Майкопского, Карачаевского, Нальчикского педуниверситетов.

На защиту выносятся:

Педагогические условия исследования национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства:

Сотворчество преподавателя и студента, овладение будущими педагогами основами педагогики, обеспечение подготовки студентов к адекватному использованию традиций народного творчества в педагогической деятельности.

Обоснование необходимости изучения декоративно-прикладного искусства как важнейшего компонента деятельности учителя изобразительного искусства.

Соответствие подготовки учителей изобразительного искусства национальным традициями территории, где предстоит осуществлять им свою профессиональную деятельность.

Объем и структура диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (162 наименования). Работа изложена на 170 страницах, из них основного текста 140 с. В работу включены 21 таблица, из них 18 с рисунками, 3 диаграммы. В приложении содержится 2 рабочие экспериментальные программы, с планированием занятий на четыре семестра.

Похожие диссертации на Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства