Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Велтистов Максим Евгеньевич

Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
<
Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Велтистов Максим Евгеньевич. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2007. - 237 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/997

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством

1.1. Анализ проблемы подготовки учителя к развитию творческого воображения у учащихся средствами искусства 12

1.2. Педагогическая ценность наследия Л. С. Выготского для развития творческого воображения 31

1.3. Философские и психолого-педагогические условия подготовки художника-педагога к развитию творческого воображения учащихся 46

Выводы по 1 главе 68

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению условий подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством 70

2.1. Экспериментальное исследование динамики развития творческого воображения художников-педагогов на курсах повышения квалификации в Центре непрерывною художественного образования 70

2.2. Синтетический метод в подготовке учителей к развитию творческого воображения у учащихся в процессе художественной деятельности 129

2.3. Проверка эффективности применения Синтетического метода для развития творческого воображения учащихся в процессе педагогической деятельности учителя изобразительного искусства 140

Выводы по II главе 159

Заключение 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы культурной деятельности общества, как образование.

Задачи, которые ставит перед человеком современная ситуация, подчас требуют продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение.

Меняется предназначение учителя, его способность справиться со сложными задачами, возникающими в педагогической практике, обусловливается квалификацией, опытом, психолого-энергетическими ресурсами его личности.

На первый план в работе учителя искусства выходит не только передача суммы определенных знаний, но и способность формирования и развития у ребенка системы отношений к окружающему миру, воспитания творческой личности. А сам учитель вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя учебного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности ученика, его творческого воображения.

Известно, что в основе любого творческого процесса находится способность к образному мышлению (Л.С. Выготский, Т. Рибо, В. Вундт, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко и т. д.), а эффективно развивать творческое воображение учащихся способен учитель, сам обладающий развитым творческим воображением.

Повышение личностного и профессионального роста учителя изобразительного искусства совершается в процессе переподготовки на курсах повышения квалификации. Современные программы курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусе і ва ориентированы на совершенствование форм и методов художественной

5 практики и знание теории искусства. Но за рамками существующих

программ остается самый важный аспект художественного воспитания —

развитие творческого воображения обучающихся.

Противоречие заключается в стремительно усложняющихся требованиях социума к развитию продуктивной, творческой направленности личности и существующей системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, реализующей традиционное содержание, формы и методы образования, направленные на развитие репродуктивного мышления и способов деятельности.

Поскольку важной составляющей творческой личности является развитое воображение, проблема исследования заключается в модификации и совершенствовании содержания и методов профессионально-педагогической подготовки учителя, ее ориентации на развитие творческого воображения, освоение закономерностей его развития и механизмов формирования.

Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя к развитию творческого воображения у учащихся с использованием передовых педагогических идей и инновационных методов будет способствовать развитию культурного уровня ребенка, отказу от узкотехнологического подхода в обучении изобразительному искусству. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством».

Объект исследования. Подготовка учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации.

Предмет исследования. Совершенствование ютовности учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Цель исследования. Теоретически и методически обосновать подходы к совершенствованию содержания и методов подготовки и переподготовки учителя изобразительного искусства по развитию творческого воображения учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие подходы к проблеме
подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся.

2. Разработать и обосновать Синтетический метод развития
творческого воображения обучающихся.

  1. Определить критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся.

  2. Разработать программу «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» для учителей изобразительного искусства — слушателей курсов повышения квалификации.

Гипотеза исследования: Совершенствование художественно-педагогической подготовки учителя в системе повышения квалификации, его способности к развитию творческого воображения у учащихся будет эффективно, если в процессе подготовки и переподготовки учителя:

— применяются принципы антропоцентрической педагогики и
учитываются закономерности развития творческого воображения;

— создается благоприятная для развития творческих способностей
личности среда;

— используется Синтетический метод, направленный на
определение и активизацию динамических процессов развития
воображения обучающихся;

— реализуется программа курсов повышения квалификации
учителей по активизации творческого воображения учащихся.

Методологическая основа исследования: Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); теория комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей и юношества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г.В. Лабунская, СТ. Шацкий); Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников (Б.М. Неменский); концепции культуросо- образного образования (В.Т Кудрявцев., В.И Слободчиков, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.В. Школяр), педагогическая теория взаимодействия видов искусства в творческом развитии личности (Б. П. Юсов); концептуальные положения теорий, раскрывающих сущность развития творческих способностей и воображения человека (О.М. Дьяченко, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев).

Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития
творческого воображения средствами искусства в философии,
психологии, социологии, искусствоведении, педагогике;

инструментальный (культурно-генетический) метод Л.С. Выготского; констатирующий и формирующий эксперимент средствами Синтетического метода, основанного на интегрированном подходе к развитию творческого воображения, включающего тренинг и метод экспериментальных творческих заданий (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ содержания педагогических документов); проективные методы.

Научная новизна исследования. Уточнено понятие «творческого воображения», которое, являясь неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности, рассматривается как свойство, интегрирующее память, восприятие, мышление, ассоциативность, предвидение, интуицию.

Разработаны критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся. Выявлена зависимость между творческой направленностью учителя и степенью творческих проявлений

8 учащихся. Определены структура, содержание, форма и методы повышения

квалификации педагогов-художников на основе взаимосвязи психолого-педагогических, художественно - деятельностных и исследовательских подходов к обучению. Впервые разработан и обоснован универсальный Синтетический метод развития творческого воображения обучающихся, который имеет комбинаторный характер, основан на тренинге, направленном на активизацию различных психических функций (наблюдательность, угадывание, дополнение, придумывание, фантазирование, интуитивные решения и т.д.), стимулирующих развитие творческого воображения.

Теоретическая значимость исследования. На основе всестороннего изучения философской, психологической и педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения построена теоретическая модель подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством, включающая такие составляющие, как структура, содержание, принципы, формы и методы занятий на курсах повышения квалификации. Определены психолого-педагогические закономерности развития воображения и диагностические методики, служащие критерием уровня развития воображения человека Обоснованы концептуальные подходы к развитию творческого воображения учащихся, заключающиеся в переосмыслении традиционных методов в контексте современных условий. Разработаны теоретико-методологические положения развития творческого воображения обучающихся, основанные на психологических механизмах творческого процесса. Выявлены механизмы подготовки учителя к раскрытию творческого потенциала учащихся: сотрудничество педагога с детьми, эмоциональная вовлеченность детей в творческий процесс, использование игровых приемов, стимулирующих творческую активность детей, применение различных вспомогательных средств, направленных на активизацию воображения взрослого и ребенка и т.д.

9 Практическая значимость исследования. Разработаны методические

рекомендации, применение которых позволит учителям активизировать процесс развития творческого воображения учащихся на заняшях изобразительным искусством. Разработан Синтетический метод развития творческого воображения учителей и учащихся на занятиях изобразительным искусством, включающий комплекс методических приемов и творческих заданий, способствующий развитию творческого воображения обучающихся. Разработана программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» для курсов повышения квалификации учителей, включающая в себя разнообразные формы занятий по психологии и теории искусства.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях различного типа.

Этапы исследования. Первый этап (1988 - 1994 гг.). Изучение и анализ философской, психологической, социалогической, педагогической литературы по проблеме исследования, на основании которого выявлены существующие подходы к развитию творческого воображения, определены психолого-педагогические закономерности развития воображения и диагностические методики, служащие критерием уровня развития воображения человека.

Второй этап (1995 - 2002 гг.). Проверялась эффективность методов обучения, направленных на определение уровня сформированности и развития творческого воображения. Осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Отбирались и разрабатывались целесообразные методики.

Третий этап (2002 -2005 гг.) Разрабатывалось содержание и формы работы с учителями на курсах повышения квалификации, апробировалась

10 программа «Развитие творческого воображения художника-педагога

средствами изобразительного искусства».

Четвёртый этап (2005 - 2006 гг.). Выявление степени корреляции между данными различных методик. Изучение динамики процессов развития воображения в течение исследуемого периода. Проведение диагностики эффективности результатов подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся, обработка полученных эмпирических данных и их диссертационное оформление.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных проблемам подготовки и переподготовки учителей на курсах повышения квалификации: на ежегодных научно-практических семинарах «Мастерская Б.М. Йеменского» с 2003 по 2006 гг.; в Институте художественного образования Российской академии образования (2004-2005гг.); Педагогическое чтения в лаборатории «Пластических искусств» (2004г.); выступление по результатам темы исследования на сессии в Институте художественного образования РАО (Москва, 2006г.). В ходе педагогической деятельности на курсах повышения квалификации в ЦНХО (филиал Московского института открытою образования). На опытно-экспериментальной базе исследования: Центр непрерывного художественного образования Департамента образования г.Москвы, Центр детского творчества «Источник» (г. Москва), школы, гимназии и центры г. Москвы: №№1652, 1655, 1324, 1971, 1516, 892.

Всего исследователем было охвачено 150 учителей курсов повышения квалификации ЦНХО и 1600 учащихся начальной и средней школы. На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе обучения возрастает значимость различных типов творческого воображения (эмоционального, репродуктивного,

продуктивного), которое развивается комплексным тренингом в

специально организованной творческой среде.

2. Разработанная модель развития творческого воображения

обучающихся основана на применении универсального

Синтетического метода, направленною на активизацию

наблюдательности, фантазии, интуиции, предвосхищения,

ассоциативности восприятия и др. и включающего традиционные и

инновационные формы тренинга, отраженные в методиках

«Мышление образами», «Отношение к творчеству», «Часть или

целое» и др.

Критериями готовности учителя к развитию творческого воображения

учащихся являются его коммуникативные способности, эмоциональный

интеллект, активная жизненная позиция и знание принципов

антропоцентрической педагогики, способность к индивидуальной

художественной деятельности и умение видеть и ставить перспективные

задачи в изобразительном искусстве; знание механизмов развития

творческого воображения обучающихся и умение применять их в

художественно-педагогической деятельности.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.

Анализ проблемы подготовки учителя к развитию творческого воображения у учащихся средствами искусства

Проблемы творчества и творческое воображение, актуальные не только для развития ребенка, но и для взрослого человека, издавна были в сфере внимания ученых и деятелей искусства. Раскрытию сути воображения посвящена книга Аристотеля «О душе», где он отмечал, что воображение есть как бы чувствование, но только без материала (7).

Леонардо да Винчи писал: «живописец является властелином всякого рода людей и всех вещей.... И действительно, все, чю существует во Вселенной как сущность, как явление, или как воображаемое, художник имеет сначала в душе, а затем в руках, а они... создают такую же пропорциональную гармонию в одном единственном взгляде, какую образуют предметы природы» (79; 64). Леонардо да Винчи отмечал, что «живописец... становится второй природой» (79; 97). Создавая свой знаменитый «Кодекс», художник сделал рисунки и чертежи необыкновенных машин, которые носили предвосхищающий, прогностический характер. В его творческом воображении сложились прототипы компьютера, телевизора, танка, парашюта, подводной лодки, скафандра и многое другое.

Представители философской науки, начиная с древних времен, пристально интересовались феноменом воображения (Арисютель, Конфуций, Сократ, Лукреций, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Б. Спиноза, Г. Ф. Гегель, К. Маркс, М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. И. Буров, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, В. С. Соловьев, П. Флоренский, И. Кант, Дж. Локк, Ж. П. Сартр и др.).

В последнее время все большее внимание получает идущее от И. Канта понимание воображения как всеобщего свойства сознания. Идеи соотнесенности творческого воображения второй природе (79; 97) — были подтверждены исследованиями психологов. Значительный вклад в разработку проблем воображения внесли П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. В. Перовский, Ю. А. Полуянов, В. Н. Пушкин, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и мноіие другие психологи. Обычно исследователи употребляют для обозначения данною явления два понятия — «фантазия» и «воображение». В работах одних они предстают как синонимы, в других их разводят и даже противопоставляют (Г. Ф. Гегель). Но и тут существует некоторая несогласованность в определении этого понятия. Георг В.Ф. Гегель писал: «Ведущей художественной способностью следует считать фантазию. При этом... следует остерегаться от смешения ее с чисто пассивной силой воображения. Фантазия является творческой ... в искусстве, не мысль, а действительное внешнее формирование составляет стихию творчества... Этим даром формирования художник обладает не только как теоретическим представлением, силой воображения и чувством, т.е. даром действительного исполнения» (40; 292-293). Первобытный человек уже имел зачатки своеобразного первичного художественного воображения, проявившиеся в первобытной живописи в ориньякскую эпоху (около 30 тыс. лет назад). Благодаря специфическим эволюционным процессам в произведениях верхнепалеолитическою художника впервые появляется адекватное воспроизведение отношения между точками и частями тела, таким образом, в изображениях появляются пропорции животных. Еще Г. В. Ф. Гегель утверждал, что к любому явлению природы надо относиться как к диалектическому процессу. Если развитие движется по спирали, то тот же принцип присущ и становлению феномена воображения.

К. Маркс, сравнивая деятельность человека с деятельностью других живых существ, отмечал ее плановый характер: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» (88; 189).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «воображение» трактуется как: «делать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять, представить в образе, изображать ... представлять себе мысленно, изображать умственно, думать, полагать, мнить... Воображение.... действие воображающего, способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин ...Вообразительность — состояние, свойство того, что может принять образ, олицетворять» (50; 241).

В «Большой Советской Энциклопедии» воображение характеризуется как «психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с процессом мышления. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности» (19; 1041).

Педагогическая ценность наследия Л. С. Выготского для развития творческого воображения

Концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. XX в. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, опиралась на критически осмысленный опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике литературоведении. Для нашего исследования в огромном наследии Л.С. Выготского важны проблемы, связанные с культурно-историческим подходом к творческому процессу.

В своем критическом исследовании под названием «Проблема речи и мышления в учении Ж. Пиаже», Л.С. Выготский выдвинул новую точку зрения на психическое развитие ребенка. Вступив в полемику с известным швейцарским психологом, ученый подверг критике его идею о том, что обучение не оказывает влияние на развитие ребенка.

Л.С. Выготский соглашается с Ж. Пиаже в том, что «ребенок вовсе не маленький взрослый человек и ум его вовсе не маленький ум взрослого» (36; 682), но в отличие от Ж. Пиаже, считавшего первичным детским мышлением — эгоцентрическое мышление, Л. С. Выготский пишет, «что первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность...» (36; 695). Названное Ж. Пиаже направление исследований как генетическая эпистемология опиралось на стадиональное развитие психики. Отрицая биологический смысл концепции Ж. Пиаже, Л. С. Выготский указывает на важный социальный смысл речи, способствующей планированию действий ребенка. В своих рассуждениях Л.С. Выготский опирался на положения теорий П. Бора, К. Маркса, А. Эйнштейна, П. Флоренского, С.Л. Рубинштейна, Г.Г. Шпета, А.А. Ухтомского. Близка Л.С. Выготскому идея «смыслового переживания бытия» М.М. Бахтина. Обобщив структурно-семиотические направления в лингвистике и литературоведении, Л.С. Выготский внес значиїельньїй вклад в семиотику и кибернетику.

Знакомство с работами представителей гештальтпсихологии М. Вертосеймера, В. Кёлера, К. К. Коффки, Курта Левина, К. Гольдштейна, Р. Хайдера дало Л.С. Выготскому основу для творческою переосмысления опыта немецких ученых и способствовало созданию культурно-исторической теории, согласно которой главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми) и опосредованной знаками деятельности. Понятие интериоризации является ключевым для понимания всей культурно-исторической теории.

В «Современном словаре по педагогике» понятие «интериоризация» раскрывается как «формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В отечественной психолоіии интериоризация трактуется как преобразование структуры внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, т.е. как превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные) отношения с самим собой. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план» (124; 288).

Экспериментальное исследование динамики развития творческого воображения художников-педагогов на курсах повышения квалификации в Центре непрерывною художественного образования

Экспериментальная часть диссертационного исследования была проведана на базе Центра непрерывного художественного образования, являющегося филиалом Московского комитета образования. ЦНХО — одно из ведущих учреждений страны по развитию и трансляции опыта художественной педагогики. Исследование проводилось в рамках ведущих направлений в структуре ЦНХО: определения форм, новых педагогических технологий и методов обучения взрослых. В задачи переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров входит поиск и разработка форм и методов работы с детьми, уроки дополнительного образования, музейная педагогика.

Система непрерывного художественного образования, созданная в ЦНХО, дает возможность взрослым людям (педагогам-художникам), пройти определенный путь, способствующий их творческому развитию и возможность получить комплекс знаний и умений для развития творческого воображения учащихся.

Установка именно на непрерывность формирования творческого мышления (система НФТИМ), автор М. Зиновкина, подтверждает значимость таких Центров в самых разных обласіях творческой деятельности (60; 101).

Сеть инновационных экспериментальных площадок при ЦНХО в различных школах города Москвы, позволяет собрать данные о развитии творческого воображения ребенка на занятиях изобразительным искусством. ЦНХО, участвуя в программе «Столичное образование», имеет инновационную сеть школ — городских экспериментальных площадок, дающих возможность осуществления обратной связи при проверке новых педагогических технологий, учебников и учебно-методических пособий, создаваемых на базе ЦНХО.

Учитывая, что одной из приоритетных задач художественного образования школьников является развитие творческого воображения, задачей курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства является развитие творческого воображения учителя. Именно творческий учитель сможет эффективно развивать творческое воображение учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Исследовательский материал опытно-экспериментальной работы помогает обозначить основные этапы этой деятельности.

Экспериментальная работа проводилась в 4 этапа:

I этап. Подготовительный этап, на котором была в общих чертах определена структура исследования, проводился анализ литературы по проблеме развития творческого воображения.

II этап. Разработка методик по повышению творческой активности и развитию творческого воображения взрослых и детей.

III этап. Опытно-экспериментальная работа по реализации методик, направленных на развитие творческого воображения художника-педагога.

IV этап. Диагностика эффективности результатов подготовки и переподготовки учителя к развитию творческого воображения.

На 1-ом этапе исследования, кроме сбора и анализа литературы по проблеме, проводился эксперимент (1988 — 1994г.) с группой учащихся интерната «Феникс», направленный на выявление и развитие творческого потенциала ребенка с целью определения влияния развития художественно-творческих способностей ребенка на его общекультурное развитие и формирование эмоциональной сферы.

Похожие диссертации на Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством