Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Прямкова Наталья Андреевна

Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.)
<
Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прямкова Наталья Андреевна. Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 1998 239 c. РГБ ОД, 61:98-13/620-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Изучение видового и художественного своеобразия народного искусства Липецкого края. Социально-педагогический подход.

1. Сущность народного искусства и его роль в формировании личности будущего художника-педагога 18-32

$2. Педагогические основы воспитания и обучения студентов в процессе изучения народной культуры. 33-52

3. Из истории развития народного искусства Липецкой области. Традиции и современность. 53-81

Глава II. Изучение и освоение народного искусства студентами художественно-графического факультета.

1. Опыт формирования системы и программы по изучению студентами традиционного искусства Липецкой области. 82-94

2. Теоретическое и практическое освоение студентами разных видов народного творчества Липецкого края. 95-121

3. Дидактическое обеспечение процесса изучения народного искусства на художественно-графическом факультете. 122-145

Заключение.

Список литературы.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложением 3.

Введение к работе

На современном этапе развития нашего общества преобразования в экономической и социальной сферах жизни, значительные изменения в обдасти культуры и образования привели к необходимости переоценки некоторых явлений. Возникла потребность качественно нового обращения к исследованию народной культуры.

В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. Народная педагогика как естественная составная часть народной культуры, зародившаяся в глубокой древности, воплощает в себе опыт, раскрывает принципы и методы вое-питания молодежи. Эмпирический характер традиционного воспитания и обучения детей у каждого народа соответствует принятым нормам морали и нравственности, религиозным представлениям и национальным обычаям, что в целом ориентировано на подготовку к трудовой самостоятельной жизни.

В наше время утрата веры в идеалы, служившие опорой старшим поколениям, привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у молодых. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценности народной культуры. Особое значение в этом процессе приобретает роль школьного учителя.

Многовековые традиции народной культуры и опыт народной педагогики дают возможность современному учителю воспитывать активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа.

Происходящая сегодня пересгройка системы вузовского педагогического образования преследует цель создать условия для всесторонне развитой личности будущего педагога, достижения высокого интеллек- туального, нравственного, эстетического уровня в воспитании и образовании молодежи. Именно эти качества дадут возможность повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей, поднять престиж духовных ценностей.

В современной ситуации изучение традиций русской народной культуры, осознание ее ценностного потенциала и уникальности позволят, опираясь на методы народной педагогики, значительно поднять уровень и расширить диапазон профессиональной подготовки будущего учителя. Прогрессивные народные обычаи, приемы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения могут составить богатый арсенал в работе современного педагога. Используя опыт народных традиций, именно школьный учитель может обратиться к проблеме возрождения интереса сегодняшних школьников к культуре своего,народа, формирования у них стремления к изучению исчезающих видов народного искусства, понимания их высокой художественной значимости.

Однако для использования идей народной педагогики в воспитании детей учитель должен иметь теоретические знания и приобрести практические умения в области этнопедагогики. Поэтому сегодня актуальны методические разработки, рекомендации и конкретные программы, создающие новые возможности для формирования профессионально-педагогической готовности студентов к осуществлению воспитательной работы с учащимися на основе народных традиций.

Историография научных исследований в области проблем народной педагогики достаточно обширна. Изучение народного опыта воспитания как социально-исторического, этнологического явления на различных этапах исторического развития было объектом научных интересов ряда исследователей (В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, A3.Измайлова, Я.Н.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзеидр.)

Преобладающее большинство научных трудов посвящены использованию опыта народного воспитания на основе литературного традиционного фольклора, народного семейного и трудового воспитания, особенностей физического национального воспитания молодежи у разных народов. Область народного декоративно-прикладного искусства имеет достаточно выраженную специфику и требует определенной коррекции в подготовке будущего учителя изобразительного искусства. Этот предмет соединяет в себе знание, творчество, практические навыки и педагогическое мастерство преподавателя. Поэтому обращение к народному искусству и традициям народной педагогики должно, на наш взгляд, иметь конкретный характер, т. е. знание, подкрепленное рукотворным, творческим владением изучаемого материала.

Современному учителю нужно освоить богатое наследие традиционного народного воспитания и обучения молодежи, чтобы уверенно использовать те или иные методы в реальной педагогической практике.

Объективная потребность общества в воспитании интеллектуально развитой культурной личности, сложная социально-педагогическая ситуация, обострение проблем в развитии культуры подрастающего поколения, острое кризисное положение в народном искусстве, а также недостаточная разработанность проблемы использования идей народной педагогики в изучении традиционного искусства для воспитания и обучения молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования "Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (на примере традиционного искусства Липецкой области)"* * * * Данные исследований и проведенной практической работы (эксперимента) в плане использования методов народной педагогики в подготовке будущих учителей изобразительного искусства показали, что эффективность их во многом зависит от знания студентами теории и практики народного педагогического опыта, знаний и умении в народном декоративно-прикладном искусстве, а также от уровни осознания национальных ценностей и особенностей социальной среды региона.

Цель нашего исследования - выявление и обоснование условий, способствующих изучению народного искусства на художественно-графическом факультете в процессе освоения традиционного искусства Липецкого края на основе принципов народной педагогики, формирование ценностного отношения к народному искусству, возрождение интереса студентов к культурному прошлому своего народа, которое "органически входит в настоящее" (Д.С.Лихачев).

Объектом исследования является вузовская система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства на качественно разных ступенях теоретического и практического освоения народного искусства.

Предмет исследования - динамика освоения сгудентами содержания и технологии народного искусства в процессе изучения региональных видов традиционного творчества.

Исследование проводилось на примере обучения студентов художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического института.

Гипотеза - процесс изучения народного искусства на художественно-графическом факультете будет наиболее благоприятным, если; 1.В содержании блока профессионально-педагогических дисциплин многоуровневого обучения в программе курса "Народное творчество" будет представлен материал, раскрывающий сущность народного искусства, его историю и развитие, основные виды и промыслы, проблемы современного состояния народной культуры н регионального народного искусства. Продолжение более углубленного изучения местных видов народного искусства будет происходить в курсе "Художественное краеведение". Параллельно студенты смогут изучать теорию народного искусства и народной педагогики в курсовых работах, рассматривая вопросы формирования того или иного вида народного искусства в конкретной взаимосвязи окружающих явлений.

Внеаудиторная работа студентов будет представлять собой завершение цикла дисциплин, посвященных изучению народного искусства, и выражаться в форме художественно-образовательного практикума - выездной летней практики и проводиться с народными мастерами, работающими в Липецкой области. Здесь студенты, осваивая определенный вид народного искусства, будут воспринимать опыт народной педагогики непосредственно из первоисточника.

Художественно-образовательный практикум будет одновременно проверкой теоретической и практической подготовки студентов и их способности к работе с народным мастером, усвоению методов народной педагогики.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы требуется решить следующие задачи:

1, Выявить степень изученности вопроса теоретического подхода к на родной культуре в системе педагогического образования на художе ственно-графическом факультете.

2. Определить содержание образовательных дисциплин в данном направ лении и выстроить их в прохождении учебного процесса по принципу преемственности и непрерывности.

Выявить и разработать формы теоретической и практической работы студентов по изучению народного искусства в учебном процессе.

Разработать программное и методическое обеспечение учебнообразовательных и практических занятий студентов с учетом специфики изучаемого направления.

Опытно-экспериментальным путем определить условия эффективной подготовки студентов в теоретическом и практическом освоении народного искусства с использованием методов народной педагогики.

Методологической основой исследования является учение о законах диалектики, труды по теории народного искусства, о роли традиционной культуры в формировании и развитии личности, исследования в области народной педагогики, народного декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: анализ научной литературы и новейших исследований, архивная работа по изучению истории народного искусства края, эксперимент (констатирующий, формирующий).

Этапы исследования. На первом этапе, с 1985 года, проводилась разноплановая работа по изучению народного искусства Липецкого края. Студенты художественно-графического факультета вовлекались в эту деятельность на уровне поисковой и теоретической исследовательской работы (написание курсовых работ по истории искусства и дипломных проектов). Второй этап нашего исследования был посвящен организации практического освоения народных керамических промыслов Липецкой области. На протяжении семи лет студенты выезжали под руководством преподавателей на летнюю практику к народным мастерам в села Пады Липецкого района и Доброе Липецкой области. По разрабо- тайной программе проводилось обучение студентов традиционной лепке глиняных игрушек и гончарству. Третий этап посвящен анализу и обобщению полученных результатов, на основании которых были опубликованы рекомендации по проведению практики, созданы авторские программы художественно-образовательного практикума и теоретического курса "Народное творчество".

Научная новизна исследования заключается в разработке непрерывного цикла дисциплин, изучающих народное искусство с получением начальных основ практических навыков в этом направлении; проведении художественно-образовательного практикума с народными мастерами на основе принципов народной педагогики; показаны пути изучения народного искусства края в тесном взаимодействии теории и практики; раскрыты возможности улучшения профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с учетом особенностей региональной традиционной культуры России; определены содержание и структура как образовательных дисциплин данного направления, так и практические формы занятий; приобщение студентов художественно -графического факультета к истокам народной культуры родного края в изучении и освоении конкретных видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства и методов народной педагогики в процессе непосредственного обучения у народных мастеров.

Теоретическая значимость - выявлены возможности повышения уровня профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в системе многоуровневого обучения; проведены исследования в области изучения истории и особенностей народного декоративно-прикладного искусства Липецкой области.

Практическая значимость - семилетний опыт работы по проведению практики с народными мастерами позволил обобщить и усовершен-

10 ствовать систему практического обучения студентов у мастеров и разработать "Методические рекомендации для студентов художественно-графического факультета по проведению практики с народными мастерами", программу курса "Народное творчество" с учетом особенностей региональной народной культуры, "Программу художественно-образовательного практикума с народными мастерами".

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования на различных этапах обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства, на ежегодно проводимых научно-практических конференциях молодых ученых Липецкого и Елецкого педагогических институтов; на Всероссийском совещании-семинаре в Ленинграде (1990 г.); на историко-философских чтениях, посвященных 40-летию Липецкой области (1994 г.); на Всероссийской конференции по региональной истории в г. Липецке (1997 г.)

Выпускники художественно-графического факультета, прошедшие обучение по разработанной методике, работают с учащимися в школах и центрах детского творчества города и области, участвуют в выставках народного искусства.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

Коллекция народной глиняной игрушки в Липецком музее (тезисы). Межвузовский сб. - Липецк, 1988. - (0.06 п. л.)

К вопросу о структуре народного искусства (тезисы). Межвузовский сб. -Липецк, 1989, -(0.06 п. л.)

О народной художественной культуре в курсе "История мировой художественной культуры" (тезисы). // Всероссийского совещания-семинара. -Л., 1990.-(0.12 п. л.)

Об истории романовского промысла (тезисы). // История - философия -культура. Первые историко-философские чтения, посвященные 40-летию области. - Липецк, 1994. - (0.12 п. л.)

Формирование мастера как результат комплексного проявления фольклорной традиции (тезисы). // История - философия - культура /второй этап/. - Липецк, 1994. - (0.12 п. л.)

Формирование мастера в народном искусстве и анализ практической работы студентов ХГФ с народными мастерами. Материал итоговой конференции ЛГПИ за 1994 г. - Липецк, 1995. - (0.2 п. л.)

Методика изучения местных народных керамических центров на практических занятиях студентов ХГФ. // Научные труды ЛГПИ Проблемы обучения и воспитания. - Липецк, J 995. - (0.2 п. л.)

Возникновение коллекции народной глиняной игрушки из села Рома-ново в Липецком краеведческом музее (тезисы). //Тезисы научно-краеведческой конференции. Липецкий областной краеведческий музей. -Липецк, 1995.-(0.12 п. л.)

Методические рекомендации по проведению практических занятий народными мастерами со студентами художественно-графического факультета. ЛГПИ. - Липецк, 1996. - (2 п. л.)

Некоторые вопросы структуры народного искусства (тезисы). //Материалы научно-практической конференции ЛГПИ. - Липецк, 1996. -(0.12 п. л.)

Курс "Народное творчество" в системе многоуровневого обучения (тезисы). // Материалы научно-практической конференции ЛГПИ, секция ИЗО. - Липецк, 1996. - (0.2 п. л.)

Некоторые аспекты понятия "народная педагогика" и его социальные и этнологические особенности. //Педагогические традиции воспитания и обучения подрастающего поколения. ЛГПИ. - Липецк, 1996. - (0.2 п. л.)

Теоретическое и прикладное изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (тезисы). // Народная художе-

12 ственная культура и образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Шуя, 1997, - (0.06 п. л.) 14. Романовская народная пластика и проблемы влияния городской культуры. // Проблемы региональной истории России. Сб. статей в 3-х частях. Часть 3. Институт российской истории РАН. Научный Совет РАН по исторической демографии и исторической географии. Липецкий областной краеведческий музей. - Липецк, 1997. - (0.5 п. л.) На защиту выносятся следующие положения:

Обоснование содержания программного и методического обеспечения учебных курсов и практикума,

Использование методов народной педагогики в обучении и совершенствовании профессионального уровня студентов художественно-графического факультета.

Способы и средства, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих учителей в умении использовать знание народного искусства и идеи народной педагогики в самостоятельной педагогической деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстративного приложения.

В ведении обосновывается актуальность исследуемого мате риала, раскрываются цели и задачи научной работы в формировании ценностного отношения к народному искусству и методам народной педа гогики; определяется объект и предмет исследования; выдвигается ра бочая гипотеза как определяющая пути повышения профессионально- педагогического уровня будущих учителей изобразительного искусства, их ориентацию на изучение народной культуры и методов народной педагогики; определяется научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, формируются основные положения на защиту.

Первая глава -"Изучение видового и художественного своеобразия народного искусства Липецкого края. Социально-педагогический подход" раскрывается & содержании трех параграфов.

Художественное начало живет в материальной культуре народа вовсех ее проявлениях - от обычной бытовой вещи до изготавливаемых на продажу изделий. Будучи синкретичным и доличностным по своей природе, народное творчество является истоком живописного и графического искусства (в вышивке, ткачестве, росписи), истоком пластических форм (в керамике, резьбе по кости и дереву). Народное искусство дает возможность изучения первоэлементов пластических искусств.

Не менее важно обращение к таким определяющим понятиям народного творчества, как традиция и коллективность. Они тесно связаны между собой. Традиция - это совокупность многих факторов: природно-климатических, этнологических, исторических путей развития конкретного района, где на протяжении длительного времени эмпирическим путем, коллективным трудом многих поколений накапливается опыт создания определенного типа изделий, формируется художественно-образный язык. В нем отражаются мифологические и религиозные представления, национальные собенности культуры народа.

В наши дни среда бытования народного искусства сильно изменилась. Стало другим и мировоззрение сельского жителя - основного носителя этой культуры.

В этой ситуации очень важна просветительская работа, пробуждающая сознание ценности народного искусства, его сохранения и изуче- ния. И здесь особое место отводится работе с детьми. Наилучшим образом может быть подготовлен к этой деятельности учитель изобразительного искусства.

В современном вузовском педагогическом образовании недостаточно уделяется внимания исследованию народной культуры и народного педагогического опыта. Актуальность разработки этого материала обусловлена следующими причинами: социальная - большая часть выпускников педвузов - работает в провинции, где возможности воспитания детей средствами искусства весьма ограничены, и где учитель может широко использовать подлинные образцы народного творчества; профессиональная - изучая в системе педагогического художественного образования академические дисциплины (рисунок, живопись, скульптуру), будущий художник-педагог представляет себе именно этот уровень искусства как профессиональный и, соответственно, самый высокий. Однако обращение к изучению народного искусства помогает расширить шкалу художественных ценностей и тем самым обогатить профессиональную подготовку студентов.

Наиболее результативное изучение опыта народной педагогики и освоение народной керамики происходило в процессе непосредственной работы студентов с народными мастерами во время выездной летней практики. Осваивая приемы традиционной педагогики в общении с народным мастером, студенты проецируют эту методику на приобретенные теоретические знания в области профессиональной педагогики. Являясь в процессе работы с мастером его учениками и наблюдая конкретные педагогические приемы народной традиции, студенты погружены в структуру педагогического процесса в новом качестве - эмпирического народного педагогического опыта.

История формирования и развития традиционного искусства края рассматривается с учетом особенностей исторического прошлого южнорусского региона. Большинство городов и сел Липецкой области возникли в XVII-XV1U вв. В этой ситуации следует отметить, что народное искусство, отражающее в своей сущности древние формы и содержание, в Липецком крае не имело таких глубоких истоков как, например, в северных районах или областях средней России, и развивалось, в основном, на уровне бытовых занятий населения. В связи с этим особое значение приобретает изучение одного из немногих гончарных промыслов области, возникшего в селе Романово. Исследования исгории промысла, изучение архивных источников, многолетнее сотрудничество с современным народным мастером и изучение в реальной конкретной ситуации проблемы гибели промысла по сути являются основой содержания данной части работы.

На сегодняшний день недостаточность архивных материалов пока не позволяет восстановить полную картину истории развития промысла, но многие этапы его формирования уже ясны. Изучение творчества современного потомственного гончара и мастера глиняной игрушки И.Ф.Гункина дало богатый материал о художественно-образном языке промысла.

Подобный выбор направлений исследования и поисковой работы создает возможность изучения истории и выявления общей ситуации в развитии народного искусства Липецкого края, помогает определению конкретики кризисного состояния традиционной культуры местного населения как социальной проблемы. На основе изучения современного существования народного искусства региона сформировался подбор приоритетных направлений работы t позволяющей подойти к решению некоторых аспектов данной темы. Как, например, актуальности популяризации народного искусства. Сегодня эта просветительская деятель- ность представляется наиболее перспективной среди детей, что в свою очередь требует профессионально подготовленного педагога-художника.

Вторая глава - "Изучение и освоение народного искусства студентами художественно-графического факультета" - раскрывается в содержании трех параграфов, первый из которых посвящен анализу и обоснованию предлагаемой системы изучения народного искусства и размещению этой системы в прохождении дисциплин бакалавриата. Если в моноуровневом образовании возможности изучения народного искусства были несколько ограничены, то в бакалавриате возникает возможность выстроить ряд дисциплин ("Народное творчество", "'Художественное краеведение", "Художественнсюбразовательный пракі-икум") в единый непрерывный цикл и ориентировать его с учетом регионального комі к >нента.

Во втором параграфе представлена технология реализации практического освоения традиционного искусства народных мастеров-гончаров Липецкой области студентами художественно-графического факультета, обобщение семилетнего опыта по проведению летних выездных практик; рассматривается теоретическое и практическое освоение студентами разных видов народного декоративно-прикладного искусства, прохождение учебных курсов и практических занятий по принципу преемственности и непрерывности.

Третий параграф посвящен анализу методического обеспечения процесса обучения студентов истории, теории народного искусства и практическому освоению некоторых видов и методов работы с народным мастером. Для методического обеспечения учебного процесса и реализации поставленных задач нами предложены программа курса "Народное творчество" и программа художественно-образовательного практикума работы студентов художественно-графического факультета с народными мастерами-гончарами.

Как показал анализ проводимой в течение ряда лет работы по изучению традиционного русского искусства и народного творчества Липецкого края, это направление значительно расширяет диапазон и способствует формированию личностных профессионально-педагогических качеств студентов, стимулирует развитие интереса к народному искусству, развивает сознание его ценности в современной культуре.

Заключение - в этой завершающей части исследования анализируются результаты проведенной практической работы, рассматриваются выводы, подтверждающие научную гипотезу исследования и факторы, влияющие на формирование личности будущего учителя изобразительного искусства, а также способствующие изучению народной культуры и использованию методов народной педагогики в современном учебном процессе.

В иллюстративном приложении № 3 приведены материалы, в основном ориентированные на историю романовского и добровского гончарных промыслов и современных мастеров этих центров народного керамического искусства, также представлены фотоматериалы по выездной практике с народными мастерами за разные годы и некоторые примеры исследовательской поисковой работы студентов в области изучения народного костюма Липецкой области.

Сущность народного искусства и его роль в формировании личности будущего художника-педагога

Народное искусство своими корнями уходит в глубь веков и, вместе с тем, является неотъемлемой частью культуры наших дней.

Каждая из областей богатого и разнообразного мира народного творчества - будь то резьба по дереву, вышивка, ткачество, кружевоплете-ние, гончарство и др., - имеют свой образно-художественный строй и свою историю развития. Однако наряду со спецификой и своеобразием каждого вида народного искусства все они имеют определенные общие стилевые формы, единые закономерности развития, некоторые общие тенденции.

Причем, следует отметить, что эти исходные позиции распространяются на развитие как той части народного искусства, которая существует в обычной сельской жизни, так и той его стороны, которая представляет собой ремесленное занятие. Естественная среда бытования народного искусства весьма многообразна. Те занятия сельчан, которые всегда обеспечивали им достойный образ жизни, помогали обустраивать свой быт, не являясь промыслом, т. е. ремеслом, дающим дополнительные средства к жизни, существовали повсеместно. Произведения народного искусства всегда украшали дом - это деревянная посуда, покрытая расписным и резным орнаментом, берестяные изделия, резные полки, вышитые скатерти и полотенца, тканые изделия, изготовление и украшение одежды, глиняная посуда и игрушки, разнообразные украшения и пр. Перечень подобных вещей составляет достаточно широкий диапазон. Мир этих предметов отражал эстетический вкус взрослого поколения и формировал эстетику детей.

Практически каждая область народного творчества сегодня изучена или является объектом исследования. Бесспорно, сложнее изучать именно те виды народного декоративно-прикладного искусства, которые были частью повседневной жизни. Одежда, например, больше изготавливалась для себя или родственников, чем на продажу, а полотенец только к свадьбе заготавливали несколько десятков. Эти вещи как бы растворяются в бытовой жизни. В них выражается изначальное стремление народа украсить свою жизнь, создать в ней праздник.

Изучение промыслов несколько легче, поскольку одни и те же вещи делают многие люди. Накапливаемый опыт в технологии обработки материала, образно-художественной форме, стилистике передается из поколения в поколение. В зависимости от особенностей исторического развития того или иного промысла, иногда исследователю предоставляется возможность изучать материал нескольких веков, сопоставляя разные этапы развития.

Однако и бытовая и промысловая форма народного искусства имеет общие сущностные позиции. Художественное начало живет в материальной культуре народа во всех ее проявлениях от обычной бытовой вещи до изготавливаемых на продажу изделий. Будучи синкретичным и долич-ностным по своей природе, народное искусство рождало в своих глубинах истоки живописных решений (в вышивке, ткачестве, росписи), истоки пластических форм (в керамике, резьбе по кости и дереву). Народное искусство дает возможность познания первоэлементов пластических искусств, что особенно ясно выражено в произведениях мелкой народной пластики, как бы содержащих в себе скрытый потенциал монументальной формы.

Духовная сущность народного искусства может рассматриваться в нескольких планах. Творческая позиция народного художника, будь то ткачиха или гончар, представляет собой особое отношение к миру и реальному ощущению жизни. Народный художник не мыслит о мире в общих логических понятиях, но глубоко и конкрегно воспринимает пространство, время, бесконечность, движение в своем мировосприятии. Именно об этом говорят создаваемые им произведения. Передавая через тканый орнамент, лепку, резьбу и пр. художественно моделированное движение, наполняющее мир как движение жизни, народный мастер раскрывает важнейшие качества своего мироощущения. Это ощущение всегда наполнено динамикой, не всегда проявленной фигуративно или графически, а скорее внутренним подвижным, нередко экспрессивным состоянием - отсюда готовность к сложным перевоплощениям, к освоению новых ритмов, созданию или интерпретации образов.

Важнейшее сущностное качество народной культуры - ее синкретич-ность, изначальная слитность с материальной стороной бытия и соединение этих двух позиций в художественном образе. Создаваемый в народном искусстве образный язык несет в себе древние формы синкретизма, поэтому так часто в простых утилитарных предметах можно встретить изображение "модели мира". Народный художник создает такую модель, воплощая в ней самое главное в своем мироощущении - силы природы, космогоническое единство мира, землю и все живущее на ней. Эти модели просты, примитивны и грандиозны одновременно. Поразительна каждая такая модель и тем, что сами создатели ее растворены в ней как часть природы. Вот почему нет в народном искусстве ярко выявленного личностного начала. Произведение народного мастера принимает качество одухотворенности, очеловечивания. Здесь происходит переход от застывшего ремесла, главная черта которого "сделанность", к живому образу. Предмет как бы замещает человека, живущего в гармонии и единстве с миром. Человек не противопоставляет себя миру как в древних языческих культуpax, так и в мироощущении народного мастера. Весь мир цельно, нераздельно воплощен в монолите народного произведения искусства, которое и есть модель этого мира.

Взятое отдельно произведение народного мастера, например, гончарный сосуд, содержит в себе колоссальный потенциальный пространственный размах. Можно представить себе глиняный кувшин в пространстве большого зала, и он будет держать и организовывать пространство вокруг себя. Но поставленный в ряд с себе подобными он как бы теряет свое монументальное начало и становится частью ряда вещей. Один и тот же предмет, воспринимаемый в отдельности как монолитный символ, несущий в себе богатейшие выразительные возможности, в сочетании с другими предметами народного искусства как бы переходит в свою противоположность. Здесь в какой-то степени выявляется диалектическое противоречие между духовным началом, воплощенном в предмете народного творчества, и характером его утилитарного использования в обыденной бытовой жизни.

Педагогические основы воспитания и обучения студентов в процессе изучения народной культуры.

В разделах общекультурного и профессионального образования на художественно-графическом факультете преобладает академическая система обучения. Изучая психолого-педагогические дисциплины, студенты, как правило, ориентированы на освоение профессиональных приемов и навыков воспитания и обучения подрастающего поколения. Вузовское педагогическое образование недостаточно обращается к исследованию и использованию опыта народной педагогики. Более глубокое изучение этой отрасли в педагогическом институте необходимо по многим причинам. Для удобства аргументации рассмотрим эти причины по нескольким направлениям.

Первое направление определяемся социальным характером проблемы. Ббльшая часть выпускников художественно-графического факультета занимается педагогической деятельностью в маленьких городах, селах и поселках, где нет художественных музеев. В таких условиях обучать детей на образцах профессионального искусства практически невозможно. Педагогу приходится пользоваться репродукционным и иллюстративным материалом. Вместе с тем, в условиях провинции учитель изобразительного искусства может широко использовать в обучении детей подлинные образцы искусства - это произведения народного творчества,

Современный школьный учитель должен ясно представлять себе, что любая отрасль народной традиции является частью огромного пласта человеческой деятельности - народной культуры. Составным элементом ее является и народная педагогика. Понятие сколь сложное и многогранное, столь и конкретное. Оно включает общечеловеческие, нравственные и моральные ценностиt с одной стороны, и менталитет конкретного этноса или народа, живущего в специфических социокультурных и исторических условиях, - с другой. Именно на этих основах в целом формируется народная педагогика, соответствующая потребностям сохранения и развития этноса, включающая концепцию воспитания личности.

Исследование и использование эмпирического опыта народа в воспитании детей имеет огромное значение как изучение объекта народной культурной традиции и как опыт, выработанный в конкретных условиях конкретным народом. Определенная культурная целостность, отражающая мировоззренческие позиции и уровень общественного сознания, - это область человеческой деятельности, содержащая достаточно выраженный ценностный потенциал, - сегодня может быть результативно использована в современной педагогике.

Наиболее целенаправленным и локально определенным эмпирический опыт народной педагогики - часть такого многостороннего явления, как народная культура - становится в образовательной деятельности учителя изобразительного искусства. В такой области народной культуры, как народное декоративно-прикладное искусство, преподаватель контактирует не с абстрактными понятиями, а с реальным материалом. Школьный учитель, обладая определенным уровнем знания в сфере народного искусства, должен также владеть умением соответственно использовать методы народной педагогики. Использовать те педагогические приемы, которые традиционно складывались в той или иной местности при обучении детей определенному ремеслу. Владея методами народного воспитания, учитель имеет возможность применять их в своей реальной педагогической практике, способствуя тем самым изучению народного искусства и стимулируя интерес своих воспитанников к конкретному виду традиционных занятий. Спектр возможностей школьного учителя изобразительного искусства в данной ситуации достаточно разнообразен. Владея основами профессиональной педагогики и народного педагогического опыта, преподаватель, изучающий со своими воспитанниками искусство, оказывается в ситуации постоянного творческого поиска как в области педагогической деятельности, так и в сфере искусства. Он должен общаться с разными мастерами, вести собирательскую работу, сохраняя и исследуя предметы народного творчества. Общаясь с народными умельцами, учитель узнает из первоисточника методы обучения и воспитания, которые применялись в народной практике в каждом конкретном виде деятельности - будь это промысловые ремесленные занятия или просто изготовление предметов быта.

Таким образом, используя в своей работе произведения народного творчества, современному учителю изобразительного искусства необходимо владеть методами народного воспитания и обучения, поскольку это продукты единого корня. Легче понять и оценить традиционное искусство народа, зная не только формы и виды этого искусства, его специфические особенности, но и то, как формировался и обучался мастер, создающий свои произведения.

Опыт формирования системы и программы по изучению студентами традиционного искусства Липецкой области.

Анализ и изучение состояния народной культуры Липецкого края привели нас к необходимости рассмотреть некоторые вопросы народной педагогики и возможности использования ее элементов в профессиональном педагогическом образовании.

Липецкая область, созданная административным решением в 1954 году, объединила в своем составе части исторически сложившихся регионов и, соответственно, очаги разных народных культур. Причем уже в это время они в большинстве своем переживали состояние упадка. В искусственно сформированной области зги тенденции продолжали прогрессировать. Если в 60-70-е годы зі от процесс еще не казался столь угрожающим и никаких решающих шагов в этом направлении не предпринималось, то уже к концу 80-х годов и начале 90-х оказалось, что некоторые виды народного искусства уже не подлежат восстановлению ни в каких формах. Так, например, в журнале "Декоративное искусство СССР" (№ 7) за 1980 год была опубликована карта народных промыслов России и ряд статен разных авторов,В статье Г.Блинова (33, 6-7), известного открывателя народной игрушки, упоминаются в Липецкой области три ценіра, где еще делается глиняная народная игрушка и где ее уже нет. Как самая благополучная ситуация, автором отмечено, что в селе Измалково (бывшая Орловская область) "тянет" горшки и кринки на гончарном круге, а иногда лепит и игрушки-свистульки мастер Ачкасов Иван Андреевич 1 (33, 7).По нашим сведениям у мастера не было учени 83 ков, его работа не вызывала заинтересованности ни в среде отделения Союза художников в Липецке, ни у местных районных организаций. Когда мы пытались установить контакт с мастером через студентов факультета, живущих в этом районе, мастер был стар и болен и вскоре умер.

Автор этой статьи также упоминает уже исчезнувший промысел в бывшем селе Романово (теперь Ленино) и двух изредка работающих мастеров в селе Добром.

Почему произошло так, что местные центры народной культуры угасают, а рядом открывается фабрика "Липецкие узоры" на основе труда привезенных из Хохломы и Семенова мастеров? Зачем нужно было вывозить хохломских мастеров в Липецк, где в народной традиции никогда не было не только подобной, а вообще никакой росписи по дереву?

Таких вопросов возникает много, и однозначных ответов на них нет. Дело здесь не только в том, что принимают решения некомпетентные чиновники, и исполняют такие же, не только в том, что Союз художников по сути единственная организация, где могут понять значимость народного искусства, не создал структуры, работающей в этом направлении. Нами предпринимались неоднократные попытки обратить внимание Липецкой организации СХ РСФСР на проблемы коренных народных промыслов области - реакции не было никакой. Местные организации Союза художников, судя по рекомендательным документам из центральной организации в Москве, могут заниматься этими вопросами по своему усмотрению.

На наш взгляд, проблема угасания народных промыслов в предшествующие десятилетия и в наши дни коренится в отношении общества к этим старинным занятиям. Разумеется, в паше время уже нет бытового спроса на рукотворные изделия народных мастеров, их заменили стандартные фабричные и заводские вещи. Это связано с тем, что в современном обществе потеряно чувство ценности народной культуры. Устный и музыкально-песенный народный фольклор в лучшем положении, чем народные ремесла. Сказки, народные песни, поговорки по большей части записаны, изучены и так или иначе существуют в жизни. А вот ремеслу надо учиться и иногда долго. Мастерство в этой области требует времени, терпения и желания. В современной жизни молодежь не считает эти занятия престижными. На них нет широкого спроса. Проблему можно рассматривать и углублять, привлекая как аргументы новые черты развития и изменения традиционных занятий в среде народных мастеров. Но главное в этой ситуации - это то, что сейчас необходимо сохранить творческий потенциал сельских жителей, не дать заглохнуть ремеслам, которые еще помнят в деревнях. Для этого, как минимум, необходимо жителю села сознание того, что он занимается нужным делом, необходима грамотная, профессиональная пропаганда народного искусства. Наиболее актуальна эта работа сегодня среди детей.

Похожие диссертации на Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (На прим. традиц. искусства Липец. обл.)