Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Насырова Изольда Юрьевна

Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики)
<
Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Насырова Изольда Юрьевна. Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 1997 217 c. РГБ ОД, 61:98-13/303-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ) 13

1.1. Эволюция научных взглядов на проблему эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой 13

1.2. Содержание художественной гимнастики и ее возможности в эстетическом воспитании будущего учителя физической культуры. 37

1.3. Основные критерии эстетического выполнения упражнений в художественной гимнастике 54

ГЛАВА ВТОРАЯ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ 75

2.1. Дидактические условия воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству 75

2.2. Методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств на занятиях художественной гимнастикой 102

2.3. Результаты экспериментального изучения эстетического выполнения студентками упражнений в художественной гимнастике 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ; 157

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 170

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования. Важную роль в осуществлении перестройки народного образования в нашей стране предстоит сыграть молодым учителям, свободным от помех сложившегося стереотипа. Свежесть восприятия, свойственный юности максимализм при условии достаточной теоретической подготовленности и гармоничных ценностных ориентации способны обеспечить аналитическое восприятие сложившегося опыта и поиск наиболее рациональных подходов к обучению и воспитанию школьников в наличных условиях. Личность учителя, совокупность знаний и убеждений, нравственные позиции и эстетическая культура играют определенную роль в формировании восприятия детьми окружающей действительности.

Методологические основы эстетического воспитания молодого поколения раскрыты в работах философов А.К.Дремова, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Л.Н.Когана, Г.А.Петровой, В.И.Самохвалова, МЛ.Сарафа, В.И.Столярова, А.А.Френкина и др.

В педагогической, психологической и методической науках проблема эстетического воспитания школьников и студентов через учебный процесс, внеклассную и внеаудиторную работу рассматривалась исследователями А.Г.Асмоловым, Б.А.Ашмариным, Л.С.Выготским, Т.Т\Джангаровым, А.ЕЛариным, В.АЛевиной, Б.Т. Лихачевым, Б.М.Неменским, И.А.Пономаревым, И.А.Пуни, Ю.А.Самариным, М.И.Смирновым, Т .Д.Сусловой, В.Н.Шацкой и др. Многие из них раскрыли организационные формы и методы эстетического воспитания по отдельным учебным дисциплинам.

Специальному изучению художественной гимнастики, как виду спорта с эстетической направленностью, посвятили свои работы педагоги-исследователи Э.П.Аверкович, З.Д.Вербова, Т.СЛисицкая, Д.А.Сивакова,

Т.Т.Ротерс, И.В.Шефер. По их мнению художественная гимнастика играет большую роль в формировании эстетических вкусов и идеалов личности.

В настоящее время педагогической наукой предлагается ряд продуктивных идей и подходов к совершенствованию эстетического воспитания при профессиональной подготовке учителя физической культуры (художественная гимнастика и воспитание эстетических вкусов и идеалов, духовное и физическое совершенствование, воспитание чувства красоты и выразительности движений). Однако, многие вопросы еще остаются нерассмотренными. Во многом это объясняется тем, что данная проблема в вузовской дидактике часто рассматривается локально, с позиции отдельных методических подходов и совершенствования задач предметного обучения, без учета реальных особенностей такой подготовки. И прежде всего, без должного учета дидактических условий эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

Изучение современной практики подготовки учителей физической культуры показывает, что интеграции основ наук, предметов физического совершенствования и педагогических дисциплин не уделяется должного внимания. Мало внимания обращается на овладение будущими учителями такими методами, которые позволят формировать у школьников эстетические вкусы и идеалы, стремления к духовному и физическому совершенству, жизненно важные двигательные умения и навыки, понятия о красоте тела, специальные знания и эстетические понятия - воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, пластике движений, непосредственно сочетаемых с миром музыки, искусства и человеческой природы. В практической деятельности учителя по развитию у школьников эстетических чувств на занятиях физической культурой, воспитанию у них стремления к физическому совершенству также имеются некоторые недостатки. Для того, чтобы эффективно разви-ват^эстетические чувства, стремления к физическому совершенству школь- ников, необходимо у будущих учителей воспитать эти чувства и качества -стремление к физическому совершенству. А также вооружить будущих учителей методикой данной работы.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречие, которое определяет направление нашего исследования: с одной стороны, между необходимостью повышения эстетического воспитания будущего учителя физической культуры, а с другой - недостаточной разработанностью его дидактических основ, ориентированных на качественную подготовку к педагогической деятельности в условиях динамично развивающегося школьного образования, на преодоление профессионального функционализма, традиционно сложившегося и все еще имеющего место в педагогической практике вузов.

Отсюда вытекает ряд частных проблем: каким образом сформировать у студенток эстетические вкусы и идеалы, стремления к духовному и физическому совершенству? Как воспитать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, пластике движений, непосредственно сочетаемых с миром музыки, искусства и человеческой природы? Каковы дидактические условия, методы и приемы эстетического воспитания студенток факультета физической культуры? По каким критериям определяется эстетическое выполнение гимнастических упражнений?

Проблема эстетического воспитания студенток факультета физической культуры сложная и многоплановая. Могут существовать различные направления в ее решении. В своей работе мы рассматриваем один из аспектов - эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры на примере художественной гимнастики. Целенаправленное эстетическое воспитание предусматривает, чтобы учебный процесс в вузе как по содержанию, так и по форме давал бы студенткам положительный опыт проведения подобной работы в шкоде.

Цель исследования - уточнить сущность, раскрыть содержание, структуру, особенности и функции художественной гимнастики в эстетическом воспитании студенток, определить эффективные условия, методы и приемы воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству, развитию эстетических чувств.

Объектом исследования является вузовская система эстетического воспитания будущего учителя физической культуры.

Предмет исследования - пути и условия эстетического воспитания студенток факультета физической культуры на занятиях художественной гимнастикой.

Направления теоретической и экспериментальной работы по теме исследования определяет следующая гипотеза.

Эффективность эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой обеспечивается, если будут: выявлены возможности художественной гимнастики в эстетическом воспитании студенток; определены дидактические условия воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству; выявлены эффективные методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств.

В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования вьщелены следующие задачи:

Провести теоретический анализ факторов и условий эстетического воспитания студенток факультета физической культуры.

Определить пути и дидактические условия эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

Определить наиболее эффективные методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств.

4. Разработать в помощь преподавателю программу по курсу «Художественная гимнастика».

Методологической базой исследования явилась философская теория диалектического единства обучения и воспитания. Исследование базируется на концепциях психологов А.Г.Асмолова, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.А.Леонтьева, М.И.Смирнова, А.В.Запорожца и др., педагогов М.А.Вейта, А.А.Вербицкого, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, М.Н.Скадкина и др., методистов Б.А.Ашмарина, А.М.Загвязинского, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернер, Т.С.Лисицкой, Т.Т.Ротерс и других по проблемам путей и методов эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

В работе над диссертацией использованы разнообразные методы исследования: анализ литературных источников; массовый социолого-педагогический срез при помощи анкетирования; педагогический эксперимент (поисковый и формирующий). Основное место в работе занимала группа диагностирующих методов: педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), метод рейтинга, анализа, контрольных упражнений по определению специальной технической подготовленности, беседы, понятийный словарь, изучение студенческого творчества, сбор данных наблюдений, методы математической статистики (обработка количественных данных - результатов исследования).

Базой исследования были студентки факультета физической культуры Липецкого государственного педагогического института.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1992-1993 гг.) проанализирована педагогическая, философская, психологическая, социологическая литература, освещающая проблему эстетического воспитания студенток; изучен уровень эстетической воспитанности на первом и третьем курсах обучения. Данный этап посвящен в основном теоретическому осмыслению полученного материала, разработке концепции эстетиче- ского воспитания на занятиях художественной гимнастикой, проведению поискового эксперимента.

На втором этапе (1993-1995 гг.) была составлена и реализована программа экспериментальной работы по учебному курсу «Художественная гимнастика» для студенток факультета физической культуры педагогического института. Осуществляя опытно-экспериментальную работу, диссертант являлся преподавателем данной дисциплины. Этап проведения опытно-экспериментальной работы сьпрал важную роль в проверке и уточнении концепции, отыскании верных методических решений проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить. Прослеживалась динамика изменений, происходящих в экспериментальной группе в отличие от контрольной.

Третий этап (1995-1997 гг.) - заключительный - проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: — определены функции и возможности художественной гимнастики в эсте тическом воспитании студенток факультета физической культуры; - выявлен комплекс дидактических условий воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству; — выявлены и научно обоснованы методы и приемы воспитания у студен ток эстетических чувств на занятиях художественной гимнастикой; - разработана и экспериментально проверена программа по учебному курсу «Художественная гимнастика».

Практическая значимость исследования включает: разработку и внедрение в вузовский процесс обучения программы эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой; комплекс критериев определения эстетического выполнения упражнений в художественной гимнастике; комплекс условий эстетического воспитания студенток.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы; соответствием комплекса методов исследования, его задачами; результатами экспериментальной проверки и выводами, отраженными в методических рекомендациях по совершенствованию эстетического воспитания будущего учителя физической культуры.

Апробация работы. Материалы исследования периодически обсуждались на кафедрах теории и истории педагогики и гимнастики Липецкого государственного педагогического института; на ежегодных научных конференциях преподавателей (1992-1997 гг.); на региональных научно-практических конференциях. Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание художественной гимнастики и ее возможности выступают важным фактором в эстетическом воспитании будущего учителя физической культуры при условии ее системного включения в процесс профессионального образования - во-первых; при учете специальной физической подготовки студенток - во-вторых; при учете психологических особенностей студенческого возраста, когда плодотворно формируются интеллектуально-эмоциональные сферы личности, когда осваивается культура, которая может дать человеку ощущение духовной сопричастности к миру музыки и красоте движения - в-третьих.

Эстетическое воспитание студенток факультета физической культуры взаимосвязано с эстетическим выполнением упражнений художественной гимнастики, которое обусловлено следующими основными критериями: І) сложность упражнений; 2) композиция - построение упражнения (единство содержания и формы); 3) исполнение - техника и стиль выступления (мастерство). Вспомогательные аспекты: 1) рискованность композиции; 2) оригинальность - присутствие в композиции новых элементов; 3) виртуозность - сочетание элегантности исполнения с разнообразием, свободой, амплитудой движения, а именно плавность, динамичность, точность, грациозность, легкость выполнения. Безупречное эстетическое исполнение порождает сильные эстетические чувства (как со стороны зрителя, так и со стороны спортсмена).

Дидактические основы эстетического воспитания студенток факультета физической культуры предполагают комплексное воздействие методов и приемов воспитания эстетических чувств, применяемых в учебно-спортивной деятельности, на примере художественной гимнастики. Специфика эстетического воспитания заставляет видоизменить традиционную классификацию методов и выделить в качестве основных следующие методы: убеждение; заражение; вовлечение в эстетическую деятельность; организация воспитывающей эстетической ситуации; стимулирование; самовоспитание и самосовершенствование. Каждый конкретный метод реализуется в различных приемах воспитания в зависимости от поставленных задач. На занятиях художественной гимнастикой в воспитании у студенток эстетических чувств применялись следующие методические приемы; изложение; объяснение; внушение; «заражение» через спортивное творчество; пример; диспут; накопление эстетического и художественного опыта; спортивная тренировка; хореографические, танцевальные и гимнастические упражнения; наглядный показ со стороны преподавателя или самих зани- мающихся; выполнение поручений, связанных с эмоциональными переживаниями.

4. Основными дидактическими условиями воспитания у студенток факультета физической культуры стремления к духовному и физическому совершенству являются: высокий уровень педагогического мастерства педагога; просвещение студенток в области эстетических знаний; организация коллективного общения между студентками в атмосфере взаимной требовательности, доверия и уважения друг к другу с целью выработки творческого подхода к эстетической деятельности; закрепление и развитие положительных тенденций в процессе формирования эстетических качеств; педагогическое руководство стихийно возникающими общественными взглядами, их эстетическая переориентация; выявление условий, которые могут обеспечить эффективное влияние эстетических вкусов на процесс совершенствования эстетических отношений; развитие у студенток объективной самооценки, активной творческой позиции, стремления к самосовершенствованию, следование образцам и примерам эстетического поведения; развитие объективной оценки эстетических поступков других, умение выделять внутренние побуждения их поступков и поведения; формирование умения критически, осознанно относиться к собственным суждениям и, когда они верны, противостоять давлению на них, а когда ошибочны - пересмотреть свои взгляды на те или иные явления; объективность в оценке эстетических поступков и поведения студенток.

Структура диссертации: диссертация состоит из'введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введении отражены актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, его теоретико-методологические основы и этапы проведения эксперимента; научная новизна, теоретическая и практическая значимость; положения, выносимые на защиту.

Эволюция научных взглядов на проблему эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1971 гг.).

Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению плавно двигаться.

Большие заслуги в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому французскому педагогу - Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатления переживаний.

Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 - начале 20 века широкое распространение получает художественная гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865-1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж.Демени, Ф.Дельсарта, Ж.Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ (женской гимнастики) в дореволюционной России.

С первых лет существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин.

Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В.Луначарского была создана «Студия пластического движения», руководимая З.Д.Вербовой. Программа работы студии была очень обширной. Она включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж.Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей средних школ и техникумов. (24)

Для подготовки специалистов высокой квалификации в институте физической культуры в Москве в 1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая МТ.Окуневым. В этом же году в Ленинграде при институте физической культуры им.Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения.

В 1945 г. Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР проводилась конференция, которая приняла решение о развитии гимнастики для женщин со спортивной направленностью, получившей название «художественная гимнастика». 22 октября 1946 г. был опубликован приказ Всесоюзного комитета «О развитии художественной гимнастики для женщин», который явился официальным признанием нового вида спорта.

Художественная гимнастика очень популярна в нашей стране. Она широко применяется во всех звеньях физического воспитания. Элементы художественной гимнастики выполняют на занятиях по физической культуре в школе, дошкольных учреждениях, в добровольных спортивных обществах и ведомствах, производственных коллективах.

В процессе занятий художественной гимнастикой формируются моральные, волевые и эстетические качества, жизненно важные двигательные умения и навыки. (124) Ряд исследователей считают, что одна из наиболее важных задач художественной гимнастики - это совершенствование спортивного мастерства, другие - это эстетическое воспитание. А потому по-разному определяется и цель художественной гимнастики.

Содержание художественной гимнастики и ее возможности в эстетическом воспитании будущего учителя физической культуры.

В педагогических вузах на факультетах физического воспитания курс художественной гимнастики является логическим продолжением музыкально-ритмического воспитания. Если художественная гимнастика ведется только для девушек, то музыкально-ритмическое воспитание дается общему курсу студентов. Прежде, чем приступить к занятиям основной и художественной гимнастикой, студентки изучают как основу музыкально-ритмическое воспитание.

Остановимся на музыкально-ритмическом воспитании, так как с помощью его средств успешно ведется эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры.

Музыкально-ритмическая подготовка будущего учителя физической культуры имеет большое значение. От умения преподавателя проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание школьников к выразительным, точным и красивым движениям зависит достижение цели по физическому совершенствованию подрастающего поколения.

С помощью средств музыкально-ритмического воспитания успешно решаются следующие задачи:

всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;

формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями;

воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения. Предметом музыкально-ритмического воспитания являются музыка и движение.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления молодежи решаются задачи эстетического воспитания человека. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит человеку удовлетворение, радость.

В исследованиях Т.Т.Ротерс говорится, что определенная ценность музыкально-ритмических занятий заключена в их образовательных возможностях. Занимающиеся под руководством педагога получают знания по теории музыки, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма и, таким образом, практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием. (94)

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение студентками групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.

В системе подготовки учительских кадров на факультетах физического воспитания педагогических институтов курс музыкально-ритмического воспитания является самостоятельной дисциплиной. Он способствует формированию знаний, умений и навыков обучающихся в выполнении различных видов упражнений с музыкальным сопровождением, воздействует на повышение общей и специальной физической подготовленности, развитие ритмичности, координации, культуры движений.

Программой высших специальных учебных заведений по музыкально-ритмическому воспитанию предусмотрены теоретические и практические занятия, учебная практика.

На теоретических занятиях раскрываются теоретические и методические вопросы проведения различных видов упражнений в школе под музыкальное сопровождение. Практические занятия носят учебно-методический характер и решают задачи технического овладения упражнениями во взаимосвязи с музыкой, а также формирования профессионально-педагогических навыков и умений. Разновидностью практических занятий является учебная практика, которая предусматривает выполнение студентками заданий преподавателя по овладению навыками проведения различных видов упражнений, отдельных частей урока с музыкальным сопровождением.

Дидактические условия воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству

На занятиях художественной гимнастикой со студентками факультета физической культуры непосредственно идет процесс воспитания прекрасного, стремления к красоте, гармоничному развитию личности. Воспитание у студенток стремления к физическому и духовному совершенству, как отмечается в психолого-педагогической литературе, определяется не только творческой активностью занимающихся, но и социальной средой, тем, насколько педагоги создают благоприятные условия для межличностного общения. (11, 16, 31, 44, 88, 108, 121, 129)

Это положение нашло реализацию в нашем исследовании при изучении технического мастерства занимающихся, стремления их к самовыражению через движения художественной гимнастики. Добиться эстетичного выполнения упражнений - это владеть безошибочной техникой исполнения, учиться видеть свои ошибки и критически подходить к ним, а также видеть и исправлять ошибки своих товарищей. Большая роль в работе отводится педагогу, который является не только наставником для студенток, но и примером для них в физической подготовке и духовном развитии. Главная забота преподавателя художественной гимнастики - добиться всестороннего физического развития. И успех в ее достижении, как показало исследование, зависит прежде всего от физической подготовленности занимающихся, их индивидуально-творческих возможностей в процессе обучения приобретать определенные умения и навыки эстетического поведения. На занятиях художественной гимнастикой обучение прежде всего должно быть наглядным, то есть студенткам необходим личный показ упражнения преподавателем или сокурсницей. Кроме того немаловажное значение имеет демонстрация научных видеофильмов. Только с помощью показа занимающиеся могут уловить сущность движения, осмыслить его, а затем пробовать его практическое выполнение. С помощью наглядности можно оценивать свои и чужие выступления, сравнивать их с эталоном. Отсюда и появилось выражение «эстетичное выполнение» и «неэстетичное выполнение». (130)

Обучение на занятиях художественной гимнастикой научно обосновано. В связи с этим преподаватель обстоятельно рассказывает мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале.

Всякое обучение имеет свою проблему. Только при условии, что обучающиеся сталкиваются с проблемами, вопросами и задачами, которые им нужно разрешить, они включаются в познавательный процесс, проявляют мыслительную активность. Вот почему на занятиях по художественной гимнастике ставятся перед студентками познавательные проблемы и задачи. Преподаватель придает обучению проблемный характер (где это возможно), учит студенток самостоятельно осмысливать изучаемый материал. (101,105, 153)

Главное средство воспитания и развития личности - это активное и сознательное обучение. Также и на занятиях художественной гимнастикой невозможно без активной и сознательной деятельности в изучении нового материала и развития творческих возможностей и двигательного потенциала занимающихся. Активность и сознательность обучения поддерживается путем организации наблюдения за выступлениями своих товарищей или собственных исполнение упражнений в художественной гимнастике. Для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать студенток к постановке вопросов как перед педагогом, так и для самостоятельного решения. В основном вопросы возникают тогда, когда студенткам хочется глубже осмыслить отдельные моменты занятия.

На занятиях по художественной гимнастике необходимо учитывать принципы доступности, возрастные и индивидуальные особенности студенток. Недопустимо чрезмерное усложнение и перегруженность учебного материала, при котором его усвоение становится непосильным.

Сделать обучение доступным - это значит правильно определить его содержание, то есть общий объем знаний, практических умений и навыков. Все это требует высокой отработанности и компактности учебной программы.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (На прим. худож. гимнастики)