Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов Воронин, Андрей Анатольевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронин, Андрей Анатольевич. Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Воронин Андрей Анатольевич; [Место защиты: Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В.П. Горячкина].- Ростов-на-Дону, 2012.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1097

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации в российском обществе происходит переоценка ценностей, пересмотр идей, концепций, подходов в разных сферах. Следует отметить растущий интерес исследователей к проблемам повседневной жизни человека, включая культурно-досуговые практики. Наблюдается отход от принципа «сначала работать – потом жить» (first work then live) в сторону баланса работы и жизни.

Досуг рассматривается важным показателем качества жизни человека. Досуг определяется как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиции продолжительности. Деятельность рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносим с определением самочувствия, расположения духа, настроения.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л.А. Акимовой, Н.Д. Вавилиной, Ю.А. Стрельцовым, В.Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда превращается в криминогенный фактор общества. Актуализируется проблема организации культурно-досуговых практик студенческой молодежи как институциональной формы воспитания. Именно воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Однако современный человек преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и воплощается в институализированных практиках, реализуемых с помощью коммуникативного сервиса. Необходимо создать культурно-образовательное, одухотворенное пространство жизнедеятельности человека в повседневной реальности, обусловливая поиск новых форм практик досуга, способствуя приданию им смысла высшей духовности.

В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны образовательных учреждений ВПО и СПО, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности.

Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной системой образования, реализуются не в полной мере.

Проблема исследования. Изменение значения и роли досуга в обществах модерна и постмодерна, специфика досуга в условиях глобализации и глокализации все чаще оказывается в центре исследовательского внимания (Л.А. Акимова, У. Бек, Д. Деррида, Ф. Джеймсон, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, С. Лэш, Ю.А. Стрельцов, А. Турен, Дж. Урри). Осуществляется аналитика специфики досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности (И.А. Бутенко, Е.М. Клюско, Л.И. Михайлова, А.Э. Мурзин), рассматривается дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга (Я.М. Рощина). Исследовательское внимание уделяется проблемам молодежного досуга (Л.Ф. Боженко, А.С. Запесоцкий, Е.Л. Омельченко, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, А.П. Файн). Осуществляются масштабные исследования культурно-досуговой сферы российских мегаполисов (А.Л. Андреев, О.П. Мамонова, А.Л. Маршак, В.К. Сергеев).

Вопросы педагогической организации досуга в широком социокультурном контексте разрабатывали Р.Н. Азарова, Г.А. Евтеева, М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.; профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной системе Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, И.П. Клемантович, И.Ф. Кривчанский, А.И. Лучанкин, Е.М. Приезжева, Л.А. Рапацкая, B.А. Сластенин, А.А. Сняцкий, В.Ф. Шевчук, И.И. Шульга и др.

В последние голы появились работы по такому направлению организации досуга, как event – организация уникальных событий на основе личностных запросов и желаний. Идеям, стратегиям, техникам, методам event-организации мероприятий посвящены работы А.А. Берлова, Э. Йеттингера, Б. Кнаусе, C. Лемера, Р. Мозера, М. Сондера, У. Хальцбаура, М. Целлера, А.В. Шумовича.

Анализ возможности интеграции досуговых практик в образовательное пространство содержится в трудах Р. Армера, А. Базини, Ч. Брайтбила, А.И. Вишняк, Д. Джерри, Д. Симпсона, В.И. Тарасенко, В. Фонса, Д. Шиффера.

Как показывает обзор научных исследований, несмотря на то что накоплен значительный теоретико-эмпирический материал, в условиях меняющегося, нестабильного современного общества актуализируется исследование культурно-образовательного досуга как институциональной формы воспитания студентов.

Анализ проведенных исследований воспитательных практик позволил выявить объективно существующие противоречия:

между необходимостью организации культурно-образовательного досуга студентов и неразработанностью теоретико-методологических и практико-ориентированных аспектов реализации досуговых практик студенческой молодежи;

между необходимостью интеграции досуга в контекст воспитательного процесса и неразработанностью механизма реализации в учреждении среднего профессионального образования;

между потребностями общества и личности в воспитывающей культурно-образовательной среде досуга и неразработанностью инструментария ее создания.

На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости поиска новых подходов к воспитанию студентов c использованием потенциала культурно-образовательного досуга.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования: «Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов».

Объект исследования – культурно-образовательный досуг студентов.

Предмет исследования – процесс институционализации досуга в форму воспитания студентов педагогического колледжа.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка культурно-образовательного досуга студентов педагогического колледжа, реализуемого в формате коллективного произведения.

Гипотеза исследования включает в себя совокупность следующих предположений.

    1. Культурно-образовательный досуг может быть организован как институциональная форма воспитания, позволяющая улучшить качество воспитательной работы в педагогическом колледже. В качестве «ядра» культурно-образовательного досуга целесообразно выделить создание коллективного произведения как творческого проекта, осуществляемого совместно педагогами и студентами.

    2. При создании коллективного произведения возможно сочетание индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга студентов, в процессе которых происходит овладение репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельностью.

    3. Для повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, становления субъектной активности личности студентов в процессе организации их культурно-образовательного досуга целесообразно использовать новую форму организации воспитания студентов – коллективное произведение, которое позволит ввести их в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы, основанной на личном переживании значимого опыта.

    4. Разработка и реализация проекта «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа» будут способствовать личностно-профессиональному развитию студентов посредством интеграции процессов воспитания и самовоспитания в контексте освоения студентами пространства свободного времени.

    В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Обосновать процесс институционализации досуга как формы воспитания студентов.

    2. Осуществить анализ опыта организации культурно-образовательного досуга студентов.

    3. Разработать программу воспитания студентов как комплекс индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга.

    4. Определить методологические характеристики культурно-образовательной среды досуга студенческой молодежи.

    5. Обосновать и экспериментально проверить в условиях педагогического колледжа эффективность новой формы организации воспитания – коллективного произведения.

    6. Разработать и апробировать проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа».

    Методологическую основу исследования составили: философские принципы единства и развития мира, детерминации и системности; положения о представленности повседневности в жизненной сфере человека, «полионтичности реальности» («виртуалистике»), взаимосвязи систем культуры и субкультуры; теория воспитания; идеи деятельностного, средового и институционального, аксиологического, культурологического и личностного подходов.

    Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, профессионального образования, культурно-досуговой деятельности, в которых, в частности, представлены:

    психологические теории развития личности и определяющей роли деятельности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, Д.И. Фельдштейн);

    теории и концепции молодежной культуры, субкультуры (А.А. Белик, Е.А. Медведев, А.Я. Флиер, Т.Б. Щепанская, Q.T. Brenne, M. Montola и др.);

    концепции духовно-нравственного развития личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Т.И. Власова, А.Я. Данилюк, Н.К. Карпова, В.В. Сериков, Р.М. Чумичева и др.);

    идеи и концепции социализации личности (Л.П. Буева, С.П. Иваненков, А.И. Ковалева, В.А. Лабунская, Е.Н. Сорочинская, В.Ф. Шевчук, N. Plass и др.);

    концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции молодежи, управления конфликтами в молодежной среде (Е.М. Арутюнова, П. Бергер, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, Т. Лукман);

    теории и концепции культурно-досуговой деятельности (Г.А. Аванесова, А.С. Баннасунов, М.В. Никитский, О.В. Понукалина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев и др.);

    концепции культуры свободного времени (В.А. Артемов, Г.Е. Зборовский, Т.М. Караханова, Н.И. Лапин, В.Д. Патрушев, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Г.Т. Татарова и др.);

    идеи и теории повседневности (А.А. Бабаева, Ж. Делез, И.Т. Касавин, Д.Н. Круглов, А. Шютц, С.П. Щавелев и др.);

    концепция event-технологии (Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, А.В. Сковородкин, У. Хальцбаур, М. Целлер, А. Шумович и др.).

    Методы исследования: теоретический анализ и синтез при обобщении материалов по изучаемой проблеме, концептуализация, педагогическое проектирование, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ экспериментальных данных, обобщение, систематизация и описание результатов исследования.

    Опытно-экспериментальная база исследования: Азовский областной музыкально-педагогический колледж. В эксперименте приняли участие 249 студентов и 7 преподавателей. Эмпирический материал отбирался по ряду аспектов, характеризующих жизненные устремления, ценностные ориентации современной молодежи, распределение бюджета времени, способы проведения досуга, выявление негативной идентичности, рефлексивной активности будущих специалистов.

    Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась поэтапно в период с 2008 по 2011 гг.

    Первый этап (2008–2009 гг.) посвящен теоретическому осмыслению современных подходов к культурно-досуговой деятельности, определению теоретико-методологических основ исследования, формулированию цели, задач и рабочей гипотезы, проведению эмпирических исследований по выявлению досуговых предпочтений студентов, разработке программы воспитания студентов педагогического колледжа.

    Второй этап (2009–2010 гг.) связан с анализом опыта организации культурно-образовательного досуга студентов, определением методологических характеристик культурно-образовательного досуга студентов как институциональной формы воспитания, уточнением рабочей гипотезы и задач исследования.

    Третий этап (2010–2011) посвящен обобщению результатов исследования, обработке полученных данных экспериментальной апробации программы воспитания, оформлению диссертационного исследования в целом.

    Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

    обоснована новая институциональная форма воспитания – культурно-образовательный досуг, который рассматривается как феномен, интегрирующий процессы воспитания и самовоспитания в условиях повседневности;

    разработана программа воспитания, характеризуемая концептами «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт»;

    определено содержание программы воспитания будущих педагогов, представленное комплексом индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга;

    обоснована и реализована на практике новая форма организации воспитания – создание коллективного произведения;

    разработана и реализована технология воспитания студентов, характеризующаяся последовательным формированием совокупности общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе освоения смысловых концептов создаваемого коллективного произведения, тем самым обусловливая алгоритм овладения конкретными видами деятельности: репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория педагогики обогащается знанием:

    об особенностях институционализации культурно-образовательного досуга в форму воспитания: отражении духовности личности; использовании в воспитании ресурса культурных ценностей, накопленных обществом; ориентации на самоактуализацию личности; гармонизации отношений культуры и ценностной сферы студентов посредством освоения определенных эпохой образцов, стилей жизни и норм поведения;

    о процессе создания и содержании коллективного произведения, призванного ввести в контекст культуры сферу обыденной реальности. Форма коллективного произведения позволяет каждому студенту создать свой собственный фрагмент общего целого, выстраивая индивидуальный маршрут, выбирая технологии создания, осуществляя диагностику успешности или неуспешности действий;

    об инновационном характере воспитания студентов в форме культурно-образовательного досуга, содержательно определяемой развитием субъективной активности личности в досуговых практиках обретения будущими педагогами мотивационно-смыслового отношения к повседневности, опыта самореализации и управления досугом;

    о теоретических основаниях разработанной программы воспитания, включающих концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, управления конфликтами в молодежной среде, молодежной субкультуры, риска, опыта.

    Практическая значимость исследования заключается в разработке программы воспитания, содержание которой определяется проектированием индивидуальных маршрутов культурно-досуговых практик в рамках создаваемого коллективного произведения.

    Разработанная программа может быть адаптирована при реализации проекта создания коллективного произведения в условиях учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.

    Результаты исследования могут быть использованы при разработке педагогических спецкурсов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

    Достоверность результатов и выводов исследования определяется целостностью методологических позиций, применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, цели и задачам исследования, апробацией основных положений и выводов исследования, внедрением его результатов в образовательную практику учреждений СПО.

    Основные положения, выносимые на защиту

    1. Культурно-образовательный досуг определяется как институциональная форма воспитания. Процесс его организации характеризуется созданием коллективного произведения как творческого проекта, осуществляемого совместно педагогами и студентами в условиях образовательного учреждения системы профессионального образования. Коллективное произведение рассматривается в качестве эталона и реализует функцию введения сферы обыденной реальности, повседневности в контекст культуры.

    2. Программа воспитания представлена комплексом индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга, ориентированных на последовательное овладение студентами репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельностью, осуществляемое в процессе интерпретационного познания концептов «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт», «отдых».

    3. Коллективное произведение как новая форма организации воспитания студентов – будущих педагогов позволяет ввести их в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы, основанной на личном переживании значимого опыта. Каждый создает эталон собственного досуга, обусловливая становление субъектной активности личности, позиционирующей себя как неповторимую индивидуальность.

    4. Проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа», в рамках которого осуществлена интеграция процессов воспитания и самовоспитания в контексте освоения пространства свободного времени, способствует личностно-профессиональному развитию студентов – будущих педагогов.

    Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета, на международных, всероссийских, межвузовских конференциях: «Социально-педагогические проблемы молодежи» (Ростов-на-Дону, 2011), «Работа служб содействия трудоустройству выпускников педагогических колледжей: взаимодействие и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2010), «Развитие личности в образовательных системах» (Ростов-на-Дону, 2011) и др.

    Внедрение результатов исследования осуществлялось в Азовском государственном гуманитарно-техническом колледже, Азовском областном музыкально-педагогическом колледже, Донском педагогическом колледже г. Ростова-на-Дону, Азовском лицее Ростовского государственного строительного университета, на базе Центра проектного менеджмента Педагогического института Южного федерального университета и Методического центра Управления образования г. Азова.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (260 источников), 2 приложений; содержит 16 таблиц, 2 рисунка.

    Похожие диссертации на Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов