Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства Козлякова, Надежда Владимировна

Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства
<
Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлякова, Надежда Владимировна. Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Магнитог. гос. ун-т.- Магнитогорск, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/860

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства 16

1.1. Анализ понятий «творчество», «художественное творчество», «художественно-творческая деятельность» в теории и практике профессионального образования 16

1.2. Средства декоративно-прикладного искусства: характер, функции, особенности применения в художественно-творческой деятельности 42

1.3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов 65

Выводы по первой главе 92

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий развития художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства 96

2.1. Цель, задачи и этапы организации экспериментальной работы 96

2.2. Методика развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере золотного шитья) 108

2.3. Динамика результатов экспериментальной работы 132

Выводы по второй главе 145

Заключение 149

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема повышения качества подготовки студентов - будущих художников в области декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из основных вопросов в сфере художественного педагогического образования. Частным аспектом данной проблемы является развитие художественно-творческой деятельности студентов факультетов изобразительного искусства и дизайна.

В законе РФ «Об образовании», принятом в 1996 г., говорится о том, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграции личности в мировую культуру. В связи с этим, подготовка специалиста – художника по декоративно-прикладному искусству имеет целый ряд взаимосвязанных задач, общие направления которых отражены в концепции художественного образования Российской Федерации (приказ от 28 декабря 2001 г.), определяющей стратегию и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция направлена на сохранение и развитие сложившейся системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности.

За последнее десятилетие в высшей школы произошли существенные изменения, в педагогической науке идут поиски путей совершенствования подготовки студента исходя из направленности новых образовательных ценностей, требований рынка труда и личных качеств выпускников вузов. Как правило, каждый абитуриент, поступая в высшие образовательные заведения, в той или иной степени обладает знаниями, умениями, навыками, необходимыми для избранного вида деятельности. Содержание и организация педагогического процесса в высшем звене должны основываться на развитии уже имеющейся базы до уровня сознательной интеграции познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

Следует отметить, что проблемы предназначения декоративно-прикладного искусства в развитии общества и личности на протяжении всей истории народной культуры привлекали внимание художников и искусствоведов. В наше время в период социальных и духовных трансформаций в поиске эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности приобретают актуальность, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

В декларации Всемирной конференции «Высшее образование в ХХI веке» подчеркивается, что творческое самоопределение студента обеспечивает международное измерение мобильности преподавателей и студентов с учетом национальных культурных ценностей и условий.

Это особенно важно, когда идет интенсивная переоценка приоритетов в художественно-творческом развитии, осознавать, что создаваемые человеком материальные богатства есть лишь внешняя форма культуры, а подлинным её содержанием является развитие самого человека его креативных возможностей.

Однако вузы недостаточно используют потенциал художественной образовательной среды с её широкими возможностями ценностно-смыслового взаимодействия человека с окружающим миром декоративно-прикладного искусства в творческом самоопределении студента. Реально это возможно лишь при условии единства научных и художественных методов развития познавательных потребностей личности в обучении и образовании.

На актуальность этой проблемы обращают внимание многие ученые и практики (М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.).

Обращаясь к вопросу развития художественно-творческой деятельности, мы изучили понимание феномена творчества философами: Н.А. Бердяевым, А.Г. Спиркиным, Л.Н. Столович, К. Юнгом и др.

В области психологии проблемой творчества занимались Д.Г. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон и др.

Вопросы теории и практики эстетического воспитания и образования средствами декоративно-прикладного искусства рассматривали в своих работах Г.В. Беда, Г.Г. Воробьев, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Б.П. Юсов и др.

Вопросы декоративно-прикладного искусства освещены в исследованиях И.Я. Богуславской, Т.И. Еременко, Г.С. Масловой, Б.А. Рыбакова, И.Л. Симаковой и др.

Проблемы художественно-творческой деятельности в процессе подготовки специалиста в условиях высшей школы в своих диссертационных исследованиях рассматривали Р.А. Гильман, Т.В. Гончарова, Н.Н. Пучкова, М.В. Соколов, И.В. Соловьева, А.Н. Храмышкина, В.В. Ячменева и др.

Изучением смежных задач, касающихся творчества, творческой деятельности на примере художественной вышивки, занимались О.В. Емельянова, Е.В. Полякова, Н.Н. Пучкова, Н.В. Хатламаджиева и др.

В процессе исследования мы пришли к заключению, что, несмотря на высокий уровень теоретической и практической разработанности проблемы в этих исследованиях недостаточно раскрыта специфика деятельности в области декоративно-прикладного искусства (в частности, орнаментального золотного шитья), недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме. Анализ проблемы позволяет нам выделить противоречия между:

- требованиями общества к подготовке студентов - будущих художников к художественно-творческой деятельности и недостаточным уровнем выполнения этих требований в силу неразработанности теоретико-методологических и методических основ, обеспечивающих успешность данной деятельности;

- педагогическим потенциалом декоративно-прикладного искусства и недостаточной ориентацией на него в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в связи с отсутствием методических рекомендаций по его использованию в развитии художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы по выявлению комплекса педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов - будущих художников в вузе.

Предмет исследования: художественно-творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования: повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства возможно, если:

1) выявлены средства декоративно-прикладного искусства (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность), реализация которых позволяет обеспечить развитие художественно-творческой деятельности студентов – будущих художников;

2) будет реализован следующий комплекс педагогических условий

- процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства;

- учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства;

- выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

  1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы художественно-творческой деятельности студентов в педагогической теории и практике высшей школы.

  2. Теоретически обосновать дидактический потенциал средств декоративно-прикладного искусства и особенности его реализации в обеспечении развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

  3. Выявить, содержательно и методически обосновать комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

  4. Разработать и экспериментально апробировать методику реализации комплекса педагогических условий.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды философов, психологов, педагогов; работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие мастеров:

- теоретические положения исследований феномена творчества (Н.А. Бердяев, И. Кант, В.Ф. Овчинников, А.Г. Спиркин, К. Юнг и др.);

- теория педагогического творчества (Д.Б. Богоявленская В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров и др.);

- процесс профессиональной подготовки студентов в высшей школе (А.Г. Абдуллин, В.А. Беликов, Р.А. Гильман, Г.Г. Гранатов, А.Ф. Меняев, А.Я. Найн, Е.В. Романов, Н.Я. Сайгушев, В.А. Сластенин, Н.В. Сычкова, В.П. Ушачев);

- исследования проблемы художественно-творческой деятельности (Л.С. Выготский, И.С. Гройсман, А.Я. Зись, А.Н. Лук, П.В. Симонов и др.);

- концепции развития художественно-творческой деятельности в составе эстетического воспитания (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов, О.Ю. Леушканова и др.);

- концепции формирования художественно-эстетической культуры личности (В.П. Большаков, М.С. Каган, А.В. Конева, В.А. Куценко, А.А. Радугин и др.);

- теории развития творческих способностей, одаренности, педагогического мастерства, творческого потенциала средствами художественно-творческой деятельности (Т.И. Артемьева, Э.А. Голубева, В.А. Гаврилко, Т.В. Горбунова, И.П. Калошина и др.).

Экспериментальная работа проводилась на базе Магнитогорского государственного университета (факультет изобразительного искусства и дизайна, кафедра дизайна костюма и художественного текстиля), на курсах повышения квалификации специалистов в области изобразительного искусства и дополнительного образования (на базе Института повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа), на курсах повышения квалификации для учителей технологии (факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов Магнитогорского государственного университета), на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - общеобразовательной школы-интерната №35.

Исследование было проведено в период с 2004 по 2010 гг. В ходе исследования нами были выделены три этапа, на каждом из них в зависимости от поставленных целей и задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2004-2005 гг.) изучались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме художественно-творческой деятельности студентов вуза и повышению ее эффективности. Проведенный анализ позволил сформулировать исходные положения нашей работы. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи работы, проведен констатирующий эксперимент. Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативных документов об образовании и научных работ с целью выяснения вопросов, относящихся к предмету исследования; анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, обобщение опыта и практики педагогов факультета изобразительного искусства и дизайна; организация констатирующего и пробного экспериментов на базе вуза по развитию художественно-творческой деятельности студентов – будущих художников.

На втором этапе (2006-2007 гг.) был проведен формирующий эксперимент, направленный на повышение эффективности художественно-творческой деятельности. Данный этап включал в себя экспериментальную работу по уточнению и проверке комплекса педагогических условий развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников, уточнение полученных выводов и анализ итогов эксперимента. Проводились наблюдения за художественно-творческой деятельностью студентов факультета изобразительного искусства и дизайна на занятиях по декоративно-прикладному искусству (вышивка в технике древнерусского золотного шитья) и педагогический эксперимент с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий. Основные методы исследования: проведение формирующего эксперимента на базе вуза, курсов повышения квалификации по выявлению эффективности предлагаемой методики; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, статистические методы первичной обработки результатов.

На третьем этапе (2007-2010 гг.) проведены уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, анализ итогов эксперимента, оформление диссертационного исследования. Основные методы исследования: для оценки и обоснования достоверности исследования нами при обработке результатов эксперимента использовались методы математической статистики, графическое представление результатов эксперимента.

Научная новизна исследования.

1. Определены особенности и возможности средств декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность).

2. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

3. Разработана методика реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства студентов – будущих художников.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «развитие художественно-творческой деятельности студентов – будущих художников» с учетом особенностей профессиональной подготовки студентов в вузе, в определении комплекса средств декоративно-прикладного искусства, дополняющего теоретическое содержание профессиональной подготовки студентов вуза к художественно-творческой деятельности;

Разработка методики реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности будущих художников расширяет границы применения средств декоративно-прикладного искусства в области теории и методики профессионального образования личности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании программы «Основы художественного производства. Художественная вышивка», учебно-методического комплекса по художественному оформлению текстиля (художественной вышивке, золотному шитью), на основе которого издано учебно-методическое пособие «Художественная вышивка: орнаментальное золотное шитье» (грант РГНФ 2009 г.); методического пособия «Орнаментальное золотное шитье» в рамках профессиональной подготовки студентов, будущих художников; дидактических пособий (иллюстративный ряд, учебные и квалификационные работы); выявлены и обоснованы критерии, показатели и диагностические методики оценки повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные положения в области философской, психологической, педагогической наук, теории и практики художественно-творческого развития личности; использованием достижений искусствознания и эстетики; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования; поэтапным проведением экспериментальной работы; качественным и количественным анализом результатов.

На защиту выносятся:

1. Комплекс средств декоративно-прикладного искусства, обеспечивающих развитие художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников (бифункциональность - гармония между утилитарной и эстетической функциями предмета, художественный такт - профессиональное качество студента, будущего художника, художественная выразительность - эстетическое совершенство художественного произведения).

2. Комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников, построенный на принципах классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства - образовательный процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства; учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства; выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

3. Методика реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов, в основе которой лежит отслеживание на занятиях фаз процесса художественно-творческой деятельности, их педагогическое сопровождение и корректировка технических и специальных способностей студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- участия в конференциях «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002), «Особенности обучения вышивальному ремеслу в народной педагогике» (Магнитогорск, 2003);

- выступлений на внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ: «Развитие творческого потенциала студентов средствами декоративно-прикладного искусства (на примере художественной вышивки) (Магнитогорск, 2003), «Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования» (Магнитогорск, 2004);

- выступления на методологическом семинаре «Этнопедагогическая теория и практика духовного развития личности ребенка средствами художественного текстиля» (Смоленск, 2006);

- выступлений на ежегодных семинарах по представлению опыта работы «Декоративно-прикладное искусство как средство повышения эффективности художественно-творческой деятельности учащихся с нарушением слуха». (Магнитогорск), «Стилевое единство художественно-образовательного процесса: текстиль, одежда, обувь» (Магнитогорск).

Результаты исследования внедрены в практику работы факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета, а также на курсах повышения квалификации специалистов в области изобразительного искусства и дополнительного образования, организованных Институтом повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа, на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов, организованных Магнитогорским государственным университетом, на занятиях в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №35» города Магнитогорска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений. Текст иллюстрирован схемами, таблицами.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; формулируются теоретико-методологические основы, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основания повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства» приводится анализ состояния исследуемой проблемы, дана трактовка ключевых понятий исследования: особенность художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства: «бифункциональность», «художественный такт», «художественная выразительность». Выяснена взаимосвязь этих понятий с совокупностью педагогических условий, повышающих эффективность художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются основные понятия исследования: творчество, деятельность. Выявлена специфика художественно-творческой деятельности и определены педагогические условия повышения ее эффективности средствами декоративно-прикладного искусства, в частности, художественной вышивки. Целостность процесса художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства как педагогическая проблема рассматривается с учетом задач общих положений понятий творчества и деятельности.

Во второй главе «Экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства» изложены цели, задачи и этапы экспериментальной работы; рассмотрена реализация комплекса педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях по художественной вышивке (древнерусскому золотному шитью); представлены анализ и оценка результатов экспериментальной работы.

В заключении изложены основные результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и намечены пути дальнейшего исследования.

Приложение содержит диагностические тесты к курсу «Основы художественного производства» по теоретическим и практическим вопросам древнерусского золотного шитья; иллюстрации работ, выполненных студентами третьего курса факультета изобразительного искусства и дизайна.

По теме исследования опубликовано 18 работ, в том числе учебно-методическое и методическое пособия, учебно-методический комплекс.

Средства декоративно-прикладного искусства: характер, функции, особенности применения в художественно-творческой деятельности

На эвристическом уровне деятельность принимает творческий характер. При наличии достаточно надежного способа решения поставленной задачи, субъект творчества «продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, «творческая находка». В то же время она оценивается только как «свой» способ решения поставленной задачи [16, с. 339]. Найденное решение не носит принципиального характера и кардинально не меняет принятого способа работы. Примером может служить способ получения нового цвета путем наложения прозрачной ткани с собственным оттенком на более плотный материал (метод лессировки), визуальное смешивание близкорасположенных вышивальных нитей (метод пуантилизма) и т.д.

Креативный уровень деятельности характеризуется тем, что «самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы». Здесь впервые используется подлинное целеполагание. Результат деятельности (ответ) шире, чем исходная цель. Инициатива исходит от субъекта деятельности и мотивирована «изнутри».

Найденный на стимульно-продуктивном или эвристическом уровне элемент может послужить толчком для проектирования современного художественного произведения (рассмотрим на примере текстиля, что важно для нашего исследования). Появляется необходимость в корректировке процесса решения задачи, создания комплекса ближайших, промежуточных и конечных целей: - изучение методов изготовления: индивидуальный (кустарный) или промышленный; - направленность будущего изделия (костюмная, иитерьерная ткани); - комплектность текстильных полотен (самостоятельные купонные и многоцветные ткани или ткани-компаньоны); — изучение модных тенденций (размер и форма орнамента, цветовые предпочтения и т.д.); — фактурность (ткань блестящая, матовая, прозрачная и т.д.); — комплексность дополнительной отделки (различная фурнитура).

В исследованиях В.А. Крутецкого творчество предстает как специфический вид деятельности человека, требующий от него высшей степени развития творческих способностей, которые проявляются только в этих видах деятельности. К ним он относит художественные, технические и другие творческие способности. Для нашего исследования особый интерес представляет художественное творчество. Удовлетворение потребностей, доставляющих людям высокое духовное наслаждение, достигается благодаря творческой деятельности. Личность, способная к творчеству, реализуется в любой сфере деятельности и в науке, и в политике, и в быту; умеет действовать за границами требований ситуации. Впрочем, следует отметить, что не у каждого человека есть задатки стать художником, музыкантом или поэтом, но в каждом можно развить интерес, любовь к искусству, научить воспринимать и понимать его. Здесь важную роль играет симбиоз художника и зрителя, человека, создающего художественное произведение, и человека, пропускающего это произведение через призму своего восприятия, то есть реконструирующей деятельности зрителей. Согласно С.Л. Рубинштейну, «...субъект обладает не двумя, как было принято считать, отношениями к миру, познавательным и деятельностным, а тремя: третьим является созерцание как совершенно особое отношение к миру...» [141, с. 128].

Главная задача художника заключается в изменении сознания, в расширении интеллектуальных, чувственных возможностей человека, в обретении им новых ресурсов познания, в его особенной эволюции, движении по пути к более высокой степени существования. С помощью изобразительных средств художник возбуждает воображение зрителя, направляет людей на восприятие не только того, что изображено на холсте (написано на листе бу 24 маги), но и на то, что существует вне холста (написано «между строк») - чувственно-эмоциональную сферу.

В педагогической литературе творчество, творческая деятельность определяются как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Козырева и др.). Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности. В её основе лежит умение комбинировать старое в новые сочетания, обобщая и переосмысливая предшествующий опыт, и в качестве основных характерных признаков творчества выделяют новизну, оригинальность и уникальность. Поэтому необходимым условием развития творчества являются его многообразные связи с культурным наследием, совокупностью общественных ценностей, социально-экономическим развитием общества.

Новизна как критерий творчества входит почти во все определения и является ключевым словом. Однако представление о новизне у различных авторов достаточно различается. Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна может характеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческая разработка уже известной идеи. Третий взгляд акцентирует внимание на социальной значимости новизны. Но в любом случае, именно термин «новизна» является системообразующим по отношению к представлению о творчестве, выраженном в мысли, действии, вещи, и определяется как «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего» [119, с. 381]. Новизна как конечный продукт деятельности индивида может быть «кажущейся (субъект считает, что он является первооткрывателем, а на самом деле повторяет уже известное); психологической (результат не нов объективно, но достигнут собственными силами субъекта); региональной (новый для определенного круга, но не новый для истории человечества); действительно новой, общечеловеческой» [204, с. 19].

В.П. Ушачев рассматривает творчество более широко, включив в свое исследование не только научное, художественное, но и техническое творчество, существенными признаками которых «являются создание новых предметов, действий и мыслей, ие известных ранее (высший уровень творчества) или усовершенствованных на основе новых комбинаций (низший уровень творчества)» [166, с. 10]. Он же сформулировал общие свойства: - творчество - это целостный акт, включающий активную умственную работу (на осознанных и не осознанных психических уровнях) по созданшо моделей и преобразованию действительности на основе этих новых моделей; - присутствие элементов творчества в процессах мышления и познания интенсифицирует их и делает продуктивными; - творчество придает любой человеческой деятельности развивающий характер. Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление стадий (этапов, фаз) творчества, творческой деятельности и их классификация. В данном направлении работали В.А. Кан-Калик, Б.А. Лезин, Н.Д. Никандров, Я.А. Пономарев, И. М. Розетт, П.М. Якобсон и др.

Выдающийся психолог художественного творчества И.М. Розетт в статье «Теоретические концепции фантазии», рассматривая вопрос о стадийности творческой деятельности, основывается на учениях Д. Дьюна и Г. Уоллеса. В частности он отмечает исследование американского философа и психолога Джона Дьюи (1909) относительно выделенных им стадий творческого мышления:

Комплекс педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов

Основываясь на работах психологов, педагогов, художников, изу чающих проблему «творчества» вообще и «художественного творчества» в частности, отмечаем, что, выявляя специфику художественно-творческой деятельности студентов в области декоративно-прикладного искусства, мы выделяем важную ее особенность - стремление к декоративности. Декора тивность является позитивным качеством изделий декоративно-прикладного искусства, определяющим результат художественно-творческой деятельно сти и ее эстетическую ценность. Она выражается в мере упорядоченности между формой и красотой. Выявление и обоснованность художественности как меры в искусстве, подводит нас к понятию «художественный такт».

Мы определяем художественный такт как чувство гармонии, меру использования совокупности выразительных средств и приемов для достижения цели: создания высокохудожественного предмета, отвечающего специфи 93 ческим требованиям декоративно-прикладного искусства. Рассматривая художественный такт с позиции уровня профессионального мастерства, мы также можем определить его и как меру внутренней согласованности в художественно-творческой деятельности - вкуса.

Художественный такт в совокупности с темперацией (установление правильных, соразмерных отношений величин) характеризует процесс деятельности: ритм педагога или ритм студентов, который в случае упорядоченности действий, правильной расстановки акцентов обеспечивает эффективно развитие художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников.

Рассматривая художественный такт как категорию уровня профессионального мастерства, мы также можем определить его и как меру внутренней согласованности в художественно-творческой деятельности - вкуса.

Как основные специфические средства декоративно-прикладного искусства, которые формируют эффективность развития художественно творческой деятельности студентов - будущих художников, мы рассматрива ем: 1) бифункциоиальность декоративно-прикладного искусства; 2) художественная выразительность изделия, в основе которой лежит цельность образа; 3) развитие эстетического вкуса как итог формирования интеллектуальной чувственности, что является основанием для воспитания художественного такта;

Творческая продуктивность и спад активности характерны для ху дожественно-творческой деятельности. В связи с этим, педагогическое со провождение этапов творческого процесса мы рассматриваем как вариант художественно-педагогической технологии, т.е. описание порядка процедур, из которых складывается процесс оптимального управления, а именно: дис циплинирует как работу педагога, так и студента; выделяет опорные точки творческого действия, целенаправляя его; облегчает индивидуальный подход к каждому студенту, выделяя его «творческую доминанту».

Среди различных этапов творческого процесса мы выделяем период фрустрации, на котором возникает состояние подавленности, переживания, неудачи, возникает психологический барьер в связи с отсутствием идеально принятого решения. Именно на этом этапе студенту особенно необходимы педагогическое руководство художественно-творческой деятельностью, понимание и оценка преподавателем личности студента, развитие у него рефлекторных способностей.

Процесс создания предмета, формирование его структурной целостности во многом зависит от субъективных качеств личности: наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления. Наличия образов восприятия, переходящих через осмысление, в образы представления конечного продукта и его реализации в художественно-творческой деятельности. Накопленные яркие зрительные образы постепенно осмысливаются, интерпретируются в художественный образ и создают персональный запас идей, питающий творческое воображение.

В условиях обучения на факультете изобразительного искусства и дизайна по специальности «Художник декоративно-прикладного искусства» -художественно-творческая деятельность является профилирующей и связана с профессиональной направленностью в области декоративно-прикладного искусства. По нашему мнению, успешность художественно-творческой деятельности зависит от педагогического сопровождения образовательного процесса, которое обеспечивается путем реализации комплекса педагогических условий: - процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства; - учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства; - выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Содержание и организация педагогического процесса в художественном образовании основываются на поисках путей совершенствования подготовки студента профессиональной художественно-творческой деятельности, исходя из направленности новых образовательных ценностей, требований рынка труда и личных качеств выпускника вуза.

Методика развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере золотного шитья)

Говоря о сотворчестве студента и педагога в художественной деятельности, мы не можем не обратиться и к другому понятию такта - педагогическому. В педагогических основах мастерства такт рассматривается «как нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношение людей» [114, с. 147]. «Педагогический такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства» и далее дается такое определение этому понятию: «педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» [114, с. 147].

Учителем достигается позитивное соотношение между чрезмерной требовательностью и чрезмерной снисходительностью, в связи с этим педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя - тактику. Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством, в школе, где две главные фигуры-учитель и ученик. В художественном вузе - художник-педагог и студент. Их общение происходит в учебно-образовательном процессе и становится важным условием эффективности развития художественно-творческой деятельности, средством формирования творческой личности будущего художника декоративно-прикладного искусства. Поэтому мастерство художника-педагога заключается в профессиональном управлении художественно-творческой деятельностью студента. И здесь педагогический такт как категория нравственная, обозначающая меру педагогического воздействия, переходит в художественный такт как категорию эстетическую, обозначающую меру художественного воздействия в искусстве. А так как в нашем исследовании речь идет о произведениях декоративно-прикладного искусства, то нам необходимо обратиться к понятию художественности как художественной выразительности. Художественная выразительность — одно из важных понятий искусствознания и обозначает специфическую особенность искусства как формы познания действительности и степень эстетического совершенства художественного произведения [84, с. 193].

Составные части художественной выразительности — это прогрессивная мировоззренческая позиция художника и воплощение идеи в соответствующую совершенную форму, которая имеет ряд признаков: гармоничность, экспрессивность, оригинальность и т.д. Возникновение художественной выразительности возможно только в процессе создания художественных произведений искусства. В искусстве это всегда открытие, нечто новое и что особенно характерно для декоративно-прикладного искусства, необычайный взгляд на привычные вещи.

В творческом процессе рождения художественности велика роль воображения, вымысла, фантазии. Опираясь на объективную реальность, художник силой своего воображения, фантазии творит мир художественного произведения, заостряя внимание на наиболее существенных и примечательных сторонах жизни. Вымысел, как результат творческого воображения и фантазии, является эффективным художественным средством глубокого, эмоционально-выразительного, оригинального отражения действительности.

Способы, приемы, средства достижения художественности многообразны, но в декоративно-прикладном искусстве они могут быть сведены к двум направлениям: обобщенности и условности. Эти направления отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, активно преобразующим свойством. Процесс восприятия действительности художником декоративно-прикладного искусства должен быть отбором форм воздействия. «Не всякое явление, а только выразительное явление предмета воспроизводится в искусстве» [24, с. 191]. Поэтому не каждая «форма бытия» превращается в «форму воздействия», а только художественная выразительность формы может говорить о «передаче времени, движения и пространства» в композиционной деятельности при создании художествен 85 ного образа и его качественной характеристики. Процесс восприятия действительности художником определяется не только задачей изображения в материале, но и, как писал Н. Волков: «Изобразительная и выразительная сила любых средств проверяется на каждом шагу в процессе изображения, начиная с первых линий и пятен» [24, с. 193].

Творчество художника декоративно-прикладного искусства - это процессы восприятий и изображения. Стремясь осмыслить процесс восприятия и синтез представлений, определяющих выразительность, Н. Волков отмечает, что «не всякое явление, а только выразительное явление предмета воспроизводится в искусстве... Процесс восприятия действительности художником, должен быть отбором форм воздействия, необходимых для художественного воображения» [24, с. 192].

Выразительность в декоративно-прикладном искусстве - это свойство раскрывать в яркой форме сущность окружающего предметного мира, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, оценки. Глубина художественной выразительности обусловлена способностью автора сделать доступным, для чувственного восприятия, наиболее характерные признаки отображаемой действительности и связать их с реальными эстетическими потребностями.

В декоративно-прикладном искусстве художественная выразительность является наиболее важным моментом художественно-образного отражения действительности. Однако в отличие от изобразительного искусства, художественная выразительность в декоративно-прикладном искусстве отличается особой качественной характеристикой рукотворных средств, составляющих ее содержание. Рассмотрим это на примере искусства золотого шитья. Одной из качественных черт ручной вышивки золотой нитью является фактурная поверхность вышитой изобразительной плоскости, которая получается за счет структуры переплетения простых вышивальных швов. Возможность создавать различные контрасты на поверхности ткани, напоминающие блеск металла и бархата, впечатление «плотности и рыхлости» или их всевозможные со 86 четания, увеличивает эмоциональное воздействие и художественную выразительность. Фактура в золотном шитье является доминантой композиционного содержания художественного образа. В связи с этим необходимо определить фактурные и структурные приоритеты, иначе «равнозначность применения средств выразительности делает композицию замучанной и маловыразительной» [143, с. 22]. В этом случае необходимо положиться на чувство меры, которое мы определяем как художественны и такт.

Таким образом, комбинация открытых или замкнутых форм фактурной поверхности золотного шитья является одним из средств художественной выразительности.

Изобразительность и выразительность - соотносимые понятия, характеризующие особенности отражения действительности в искусстве, одно без другого не существует. Однако роль чувственно-конкретного сходства с отдельными явлениями предметного мира в искусстве изобразительном и декоративном неодинаково. В декоративно-прикладном искусстве эта роль частная и подчиненная.

На основе изобразительности возникает идейно-эмоциональное, выразительное значение художественного образа, которое в декоративно-прикладном искусстве не может быть воплощено и реализовано вне и помимо изображения. Рассогласованность между изобразительностью и выразительностью ведет к разрушению бифункциональной специфики декоративно-прикладного искусства. При этом изображение в декоративно-прикладном искусстве - это не тождественное копирование реальности, а «чувственное правдоподобие». Их единство заключено также в том, что все средства декоративно-прикладного искусства, с помощью которых конструируется целостная художественная форма, являются одновременно изобразительными и выразительными. Так, в декоративно-прикладном искусстве цвет и форма, ритм и композиционные закономерности имеют изначально изображение конкретных предметов. В связи с этим необходимо найти меру соответствия, например, между холодными и тёплыми цветами, тяжестью и легкостью формы, остро 87 той и мягкостью линии. На основе такой соразмерности могут возникать те или иные красочные сочетания или ритмические образования, производящие эмоциональное воздействие, которое мы называем декоративностью.

Декоративность — это отличительное качество изделий прикладного искусства, эстетическая ценность которых закреплена в значимости их формы. Внутренняя органическая декоративность построена на соразмерности изобразительного и выразительного. Внутреннюю декоративность (соответствие формы и материала) нужно отличать от внешней декоративности «Декора». Декор является украшением и дополнительным свойством, он не имеет самостоятельной эстетической значимости в силу необязательного присутствия в художественном произведении декоративно-прикладного искусства.

В свое время Иммануил Кант считал возможным говорить о декоративности как качестве предметной формы либо увеличивающей, либо уменьшающей подлинную красоту в зависимости от степени связи украшения-декора с «цельным представлением о предмете» [84, с. 37].

Декоративность выступает в качестве конструктивной основы предметов прикладного искусства. Это прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели.

Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения декоративно-прикладного искусства, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм. Усиление декоративности как самостоятельной эстетической ценности в изделиях современного декоративно-прикладного искусства связано с пониманием их особой функции -чувства меры красоты и пользы.

Динамика результатов экспериментальной работы

Повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства обусловлено необходимостью в подготовке специалистов высшей категории в сфере декоративно-прикладного искусства, в частности художественного текстиля, который включает в себя и искусство вышивки. Основная задача, стоящая перед профессиональным образованием — подготовка активной творческой личности, способной к полноценной художественной деятельности. Современный художественный текстиль как вид декоративно-прикладного искусства, основанный на принципах народного творчества, имеет огромный потенциал с точки зрения психолого-эмоционального и содержательно-образного воздействия.

Анализ литературы в области художественно-творческой деятельности показал, что целый ряд вопросов еще нуждается в разработке, необходим поиск новых путей и педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

В процессе исследования мы пришли к заключению, что, несмотря на высокий уровень теоретической и практической разработанности проблемы, в этих исследованиях недостаточно раскрыта специфика деятельности в области декоративно-прикладного искусства (в частности, орнаментального золотного шитья), недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме.

В связи с этим в работе были выявлены противоречия между: - требованиями общества к подготовке студентов - будущих худож ников к художественно-творческой деятельности и недостаточным уровнем выполнения этих требований в силу неразработанности теоретико-мето дологических и методических основ, обеспечивающих успешность данной деятельности; — педагогическим потенциалом декоративно-прикладного искусства и недостаточной ориентацией на него в процессе преподавания дисциплин ху 150 дожественно-эстетического цикла в связи с отсутствием методических рекомендаций по его использованию в развитии художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

Исследование проблемы основывалось на анализе понятий «творчество», «художественное творчество», «деятельность», «художественно-творческая деятельность», «художественный такт», «художественная выразительность». Обычно творчество характеризуется «как деятельность создания нового и ценного» и в зависимости от результата может иметь личностную или общественно-значимую ценность. Художественное творчество — активность личности в духовной сфере, особое видение, осмысление и образное отражение объективной действительности. Творческая деятельность рассматривается как сознательная совокупность действий субъекта, направленная на объект с целью преобразования последнего. При этом творческая деятельность характеризуется рядом особенностей, к которым относятся мыслительная активность в различных фазах творческого процесса, особая роль интуиции и фантазии, вспышки озарения и т.д. В процессе художественно-творческой деятельности формируется художественный образ, который затем воплощается в изделии и воздействует на эстетические чувства человека.

Проанализировав общие положения, мы определили взаимосвязанные методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления подготовки специалистов в области художественного текстиля. В нашем исследовании мы опирались на комплекс подходов: деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный, которые позволили реализовать разработанную нами методику повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов специфическими средствами декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с поставленной целью гипотеза опиралась на предположение о том, что эффективное развитие художественно-творческой деятельности у студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства возможна, если:

1) выявлены специфические средства декоративно-прикладного искусства (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность), реализация которых позволяет обеспечить развитие художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников;

2) будет реализован следующий комплекс педагогических условий: - процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства; - учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства; - выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников предполагает преднамеренное педагогическое влияние на формирование личности. Проблема педагогического руководства художественно-творческой деятельностью раскрывается в теориях «...поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (авторы П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина) и управленческой моделью обучения (авторы В.А. Якунин, Н.В. Кузьмина и др.).

Организация художественно-творческой деятельности предполагает формулировку целей и задач (дальних - общих для всего периода обучения и близких - для конкретного выполнения задания), планирование (методические разработки по преподаваемому курсу), обеспечение материально-технической базы, взаимодействие участников (культура общения, оценка результатов).

Разрабатывая методику повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов, мы ориентировались не только на показатели улучшения художественно-творческой деятельности, но и на изменение уровня индивидуальных качеств личности (теоретическое мышление, учебная мотивация и т.д.). Для подготовки специалиста определенного профиля, в нашем исследовании студента - будущего художника, необходимо создание условий для формирования умений самостоятельно определять цели и задачи своей учебной, а в будущем и профессиональной деятельности, обеспечивать ее информационную основу, прогнозировать возможные результаты собственной деятельности.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования, особенно на этапе констатирующего эксперимента, показали, что студенты факультета изобразительного искусства и дизайна недостаточно подготовлены к эффективной художественно-творческой деятельности, что сказывается на их дальнейшем профессиональном росте. Профессиональный потенциал человека выражает степень биологической зрелости индивида, качество социальной зрелости личности, перспективу профессионально-личностного становления человека в профессии и через профессию.

Похожие диссертации на Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства