Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Гунько Геннадий Евгеньевич

Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования
<
Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гунько Геннадий Евгеньевич. Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Ставрополь, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-13/1595

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13

1.1. Подготовка педагогических кадров в условиях высшего профессионального образования как педагогическая проблема 13

1.2. Параметры эффективности процесса обучения в условиях вуза 33

1.3. Специфика подготовки педагогов бального танца в условиях вуза 41

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 74

2.1. Цели, задачи и методика организации эксперимента 74

2.2. Организация личностно-ориентированного обучения педагогов бального танца на основе проектирования их учебной деятельности 102

2.3. Обоснование эффективности подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования и перспективы его развития 128

Выводы по второй главе 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

БИБЛИОГРАФИЯ 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития высших достижений в танцевальном спорте характеризуется переходом на профессиональную основу, предъявляет повышенные требования к уровню мастерства танцевальных пар. В этой связи возникает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов - педагогов бального танца на качественно новом уровне - в условиях высшего профессионального образования, поскольку именно в высшей школе результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента, которые определяют его профессиональную компетентность и мастерство.

Развитие современной высшей школы обусловлено объективными изменениями в жизни общества, что требует, в свою очередь, новых подходов к обучению. В условиях перехода от унитарной системы образования к вариативной четко выступает реальная проблема взаимной связи педагогической науки и практики, где ведущими являются идеи самообразования, самовоспитания, критичности мышления.

Такую подготовку необходимо осуществлять в рамках личностного подхода, в соответствии с которым предполагается отношение к личности будущего педагога бального танца как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для ее развития, самоопределения и самореализации через образование в условиях высшей школы. Этот подход отражает суть современной педагогической концепции, реализация идей которой требует пересмотра целей и ценностей образования, создания нового содержания и методов обучения, то есть формирования личностно ориентированных систем обучения и воспитания.

Их разработкой и анализом занимались многие ученые. Общим психолого-педагогическим проблемам формирования личности в процессе

обучения посвящены труды О.А. Ахвердовой, А.В. Беляева, Е.В. Бондаревской, Н.Н. Волосковой, Б.З. Вульфова, Т.М. Давыденко, B.C. Лазарева, И.А. Малашихиной, В.П. Озерова, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, Г.М. Соловьева, Е.Н. Сорочинской, П.И. Третьякова, Т.Н. Шамовой, В.А. Шаповалова, СЕ. Шишова, Е.А. Ямбурга и др.

Изучением характеристик студенчества как социально-возрастной категории и вопросов, связанных с процессом их обучения и воспитания, занимались как отечественные (М.Н. Аплетаев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, М.Ю. Кондратьев, В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина, В.Н. Лукина, А.В. Махов, А.В. Мудрик, А.В. Харчев, Н.И. Шевандрин и др.), так и зарубежные ученые (Л. Кольберг, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.).

Различные аспекты обучения в высших учебных заведениях являлись предметом исследования Н.С. Бриллинга, С.Д. Бушуева, Э.В. Дудиной, Е.В. Измайловой, А.Ф. Кравченко, Р.С. Мироновой, Б.Г. Миронова, B.C. Левицкого, Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского, Ю.В. Четверикова, Т.В. Шигаевой и др.

В современной психологической науке наблюдается количественный рост эмпирических исследований, посвященных проблемам формирования личности человека (Ю.А. Аксенова, В.Г. Бочарова, Ю.М. Горвиц, В.Н. Гуров, Т.И. Ерофеева, Е.В. Зворыгина, O.K. Конева, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин, А.В. Мудрик, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьякова, Е.И. Рогов, К. Роу, Е.М. Трофимова, Д.И. Фельдштейн, Л.Д. Майнова и др.).

Вопросы формирования образного мышления отражены в трудах отечественных (Л.С. Выготский, Л.Р. Гурвич, В.П. Ермаков, Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.Г. Разумовский, Г.А. Якунин и др.) и зарубежных (М. Ален, П. Браун, Д. Джадд, Э. Лэнд, Э. Мак-Николм, У. Маркс, Дж. Пелфорд, Д. Уолд и др.) ученых.

Воплотить их идеи в реальной педагогической практике невозможно без проектирования процесса обучения, позволяющего спланировать,

упорядочить его дидактические структуры таким образом, чтобы создать условия для развития и самореализации личности студента, будущего педагога бального танца. Такое планирование предусматривается в рамках развивающих систем обучения. Однако их специфика сужает границы применения соответствующих подходов к проектированию учебного процесса. В вузе, в частности при подготовке педагогов, как правило, оно осуществляется на основе традиционного подхода, который недостаточно ориентирован на развитие личности студентов, овладение профессиональными качествами, востребованными современной высшей школой.

Таким образом, остается нерешенным ряд противоречий:

- между растущей потребностью в высококвалифицированных
педагогах бального танца и неразработанностью в педагогической науке
теоретико-методических основ их подготовки в условиях высшего
профессионального образования;

между необходимостью повышения качества обучения, развития каждого студента и несовершенством используемых в высшей школе традиционных технологий, недостаточно учитывающих специфику танцевальной деятельности;

между традиционной системой преподавания в условиях вуза и актуальными технологиями обучения, снимающими возрастающие перегрузки субъектов образовательного процесса в танцевальной практике и обеспечивающими формирование устойчивого интереса студентов к познанию;

между востребованностью современных содержания и технологий подготовки педагогов бальных танцев и неразработанностью учебных программ, форм и средств их реализации, основанных на личностно ориентированном подходе, недостаточным использованием возможностей индивидуального обучения, основанного на свободе выбора студентами его содержания, форм и методов.

В этой связи становится актуальной проблема разработки специальных подходов к подготовке педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования, обеспечивающих его личностную направленность. Особенно значима эта проблема в условиях вуза, поскольку ее решение весьма существенно может сказаться на профессиональной подготовке будущего учителя, владении им современными педагогическими технологиями и способности выступать в роли субъекта профессиональной деятельности.

Актуальность и неразработанность данной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования - разработать теоретико-методические основы подготовки педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования, обеспечивающие его личностную направленность.

Объект исследования - подготовка педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования.

Предмет исследования - содержание и организация подготовки педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать современное состояние проблемы подготовки педагогов бального танца в практике деятельности учреждений высшего профессионального образования, выявить и обосновать специфику подготовки педагогов бального танца в условиях вуза.

  2. Научно обосновать, спроектировать и апробировать модель подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования.

3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность
модели подготовки педагога бального танца в условиях высшего
профессионального образования.

4. Разработать методические рекомендации по содержанию, организации и методике подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования: подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования будет эффективной, если:

создана и реализована модель подготовки педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования;

ее целью является успешное овладение учебными программами в рамках реализации образовательного стандарта;

специально спланированы, зафиксированы и иерархически спроектированы элементы процесса обучения (целевые, стимулирующее-мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно-регулировочные, рефлексивные) в соответствии с целями профессиональной подготовки педагогов бального танца, обеспечивая при этом установление взаимосвязей между указанными компонентами;

- осуществлён индивидуально-личностный подход, исключающий
массово-репродуктивный характер педагогического образования,
ориентированный на формирование у будущих педагогов бального танца
творческой индивидуальности.

Методологическую основу исследования составили идеи единства теории и практики в профессиональной педагогике (А.А. Андреев, Н.А. Морева, В.А. Сластенин и др.); педагогические исследования по проблемам проектирования содержания профессионального образования (Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.); идеи личностно-деятельностного подхода в профессиональном образовании (К.К. Платонов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, В.А. Левин и др.).

Исследование опирается на общепринятые методологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом

исследовании образовательно-воспитательного процесса, в организации педагогической деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретической основой исследования являются: основные положения
теории познания и теории развития личности (Б.Г.Ананьев,
А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов
и др.), психодиагностики (Г.Д.Айзенк, В.М.Блейхер, А.А.Бодалев,
В.Н.Дружинин, П.Клайн, Ф.Франселла, Д.Баннистер, Р.Кеттел, Д.Гилфорд и
др.), теоретические основы дидактики (Б.С.Гершунский, М.А.Данилов,
В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин,

А.В.Хуторской и др.) и личностно ориентированной педагогики (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), методы анализа педагогических систем, разработанные В.И.Загвязинским, Т.А.Ильиной, Г.Д.Кирилловой, Ф.Ф.Королевым, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, М.М.Поташником, Г.И.Щукиной и др.; идеи творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Н.Ю.Посталюк и др.), ее профессионального становления (С.А.Днепров, Н.В.Кузьмина, Ю.И.Тарский, В.Д.Ширшов и др.), методы использования математического аппарата в педагогическом исследовании (Б.П.Битинас, М.И.Грабарь, Л.Б.Ительсон, И.П.Лебедева, Д.Лоули, В.И.Михеев, И.Д.Пехлецкий, С.В.Русаков, Г.В.Суходольский и др.).

Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:

теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;

эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод, эксперимент;

статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 5 лет и включало 3 этапа.

На первом этапе (1999-2002 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучался опыт проектирования и организации вузовского процесса обучения, выявлялась его специфика для подготовки педагогов бального танца в условиях вуза.

На втором этапе (2002-2005 гг.) разрабатывалась концепция исследования, осуществлялось уточнение гипотезы, разрабатывалась и экспериментально проверялась модель подготовки педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись осмысление результатов исследования и разработка путей их практического применения с целью совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога бального танца, внедрялись в массовую практику научно-практические и методические рекомендации по вопросу подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Российская Академия Театрального Искусства, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский государственный университет.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена специфика подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования; впервые осуществлено целостное осмысление этой проблемы с выходом на модельную интерпретацию; предложены новые формы оказания студентам педагогической поддержки в процессе изучения профессионально значимых дисциплин, учитывающие специфику предмета и цели педагогической подготовки будущего педагога бального танца в условиях высшего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретические и методические основы подготовки педагогов

бального танца в условиях высшего профессионального образования; определение понятия «подготовка педагогов бального танца» предлагается на основе его соотнесения с целями обучения будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе и фиксирования определенной последовательности личностно значимых и профессионально ориентированных элементов; разработана модель подготовки педагога бального танца в условиях вуза, в основу которой положено взаимодействие основных компонентов, составляющих целостный механизм подготовки такого рода специалистов на уровне высшего профессионального образования; разработаны эффективные способы подготовки бального танца в условиях вуза, предполагающие целенаправленное развитие общеучебных умений студентов как основы формирования профессионально значимых умений.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования и методики ее применения, основанной на личностно ориентированном подходе; создании комплекса методических рекомендаций по повышению эффективности процесса обучения; разработке спецкурса «Шаги к успеху в танцевальном спорте» для студентов Российской Академии Театрального Искусства и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Овладение современными методами проектирования и организации учебного процесса предоставляет преподавателю спортивных бальных танцев дополнительные резервы повышения качества обучения и развития личности обучаемых танцевальных пар. Раскрыты пути практического осуществления такой деятельности.

Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке специальных курсов и семинаров по повышению профессионального мастерства педагогов бального танца, а также в учебном процессе подготовки танцоров, на занятиях по методике преподавания

11 профилирующих предметов и в практической деятельности преподавателей высшей школы, в системе работы методических центров, в практике танцевальных центров и школ, учреждений повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его теоретических и методических положений, позволяющих определить общепринятые научные психолого-педагогические подходы к исследованию искомой проблемы, использованием методик, соответствующих профессиональной подготовке педагогов бального танца в условиях вуза, поставленным целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой эффективности исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Специфика подготовки педагога бального танца в условиях высшего
профессионального образования обусловлена целями обучения, личностно
ориентированной направленностью технологий обучения, соревновательно-
творческим содержанием будущей профессиональной деятельности,
приоритетностью парных и групповых форм обучения будущих танцоров.

  1. Модель подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования включает теоретическое обоснование специфики обучения, этапы, содержание и технологии проектирования обучения, а также критерии его эффективности.

  2. Рекомендации по эффективному проектированию и организации подготовки педагогов бального танца в вузе с позиции современной личностно ориентированной концепции, предполагающей создание условий, в которых студент выступает одновременно как субъект познавательной и будущей профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов в сборниках научно-исследовательских материалов, на научно-практических конференциях различного уровня: краевой (Ставрополь, 2005), университетской

(Ставрополь, 2006). Материалы исследования внедрены в систему проведения занятий со студентами, обучающимися в Российской Академии Театрального Искусства (РАТИ); со студентами, обучающимися в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и список литературы. Диссертационное исследование изложено на 159 страницах, содержит 11 таблиц, 6 рисунков. Список литературы включает 209 источников, в том числе 190 отечественных авторов, 19 зарубежных.

Подготовка педагогических кадров в условиях высшего профессионального образования как педагогическая проблема

Развитие современной высшей школы обусловлено объективными изменениями в жизни общества, что требует, в свою очередь, новых подходов к обучению. В условиях перехода от унитарной системы образования к вариативной четко выступает реальная проблема взаимной связи педагогической науки и практики, где ведущими являются идеи самообразования, самовоспитания, критичности мышления.

В высшей школе как школе профессиональной, результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента - качеств, которые определяют его профессиональную компетентность и мастерство.

В современных условиях, на наш взгляд, наиболее целесообразен такой вид комплексного проектирования, как разработка программ-ориентиров, определяющих основные, в том числе приоритетные, направления развития, контуры потребного будущего, условия и средства перехода от достигнутого (исходного) состояния к желаемому.

Необходимость такого рода проектирования со всей очевидностью обнаружились в сфере высшего образовании, поскольку являясь важнейшей приоритетной отраслью общества, эта сфера не только обеспечивает необходимое воспроизводство кадров всех отраслей экономики, управления, культуры, но и обеспечивает социальное наследование, преемственность и развитие культуры, социальную устойчивость, творческий потенциал общества и, самое главное, решает основную гуманистическую задачу всего общественного развития — способствует самореализации сущностных сил, способностей и талантов каждого человека, его становлению как свободной, здоровой, инициативной личности и творческой индивидуальности.

Определенно, решение данных чрезвычайно значимых вопросов не может быть упущено, это общее положение может быть подкреплено рядом более конкретных формулировок.

Во-первых, высшее образование — одна из очень немногих сфер российского общества, которая, несмотря на трудности и потери, все же сохранила свой основной потенциал и может стать надежным фундаментом духовного и экономического возрождения России.

Во-вторых, именно в высшем образовании активно развиваются инновационные процессы, которые способствуют обновлению этой системы, но нуждаются в упорядочении и сбалансировании. Примером тому может служить актуальный подъем элитарного образования и отставание реального, коррекционного и компенсирующего образования, медленное и неполное решение проблем оздоровления детей, организации комплексных социальных услуг.

В-третьих, стала очевидной необходимость организации работы по освоению образовательными учреждениями всех уровней новых социальных функций — функции исследовательской, связанной с самоопределением каждого образовательного учреждения, поиском своего «лица», профиля, своего места в социальной «нише», функции социально-защитной, ибо без ее осуществления трудно рассчитывать на выживание и социальное здоровье педагогов и учащихся в трудных условиях современности, наконец, функции социально-преобразующей, ибо через опережающее развитие образования в значительной мере реализуются задачи социальной реконструкции общества.

Современное развитие высшего образования связано в первую очередь с расширением и совершенствованием содержания и технологий обучения, создающих основу для "наращивания" над репродуктивной трансляцией способов обеспечения продуктивного, творческого освоения студентами культуры и их саморазвития. Этого требует состояние общества.

Цели, задачи и методика организации эксперимента

Исходя из задач исследования, теоретического анализа состояния проблемы и оценки ее решения в практике высшей школы, считаем необходимым опытно-экспериментальным путем проверить возможности подготовки педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования как средства, обеспечивающего положительный конечный результат.

Рабочая гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, потребовала от нас организации и проведения эксперимента.

Процесс подготовки педагогов бального танца в высшей профессиональной школе в условиях личностно-ориентированного обучения проходило экспериментальную проверку в Российской Академии Театрального Искусства, Кубанском государственном университете, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Экспериментом было охвачено 320 студентов и задействовано в опытно-поисковой работе 52 педагога.

Экспериментально-педагогическая деятельность была связана с устранением следующих противоречий:

- между необходимостью повышать качество обучения, развития каждого студента и острым дефицитом учебного времени, вызванным большой насыщенностью программ; быстро растущей сложностью, обобщенностью учебного материала и традиционной его подачей на занятиях в высшей школе;

- между традиционной системой преподавания в условиях педагогического вуза и актуальными технологиями обучения, снимающими возрастающие перегрузки субъектов образовательного процесса в танцевальной практике и обеспечивающими формирование устойчивого интереса студентов к познанию;

- между принудительным заучиванием огромного материала и стремлением студентов, будущих педагогов бального танца к проявлению самостоятельности и получению возможности работать в своем темпе, на уровне личных способностей, получая при этом возможность выбора способов обучения, обеспечивающих продуктивный конечный результат;

- между традиционным контролем знаний (одинаковыми для всех) и возможностью рефлексивной их оценки без психологических срывов и боязни быть оцененным неадекватно;

- между фронтальной системой обучения, ведущей к «усреднению» студентов-танцоров и возможностью индивидуального обучения, основанного на свободе выбора студентами его содержания, форм и методов;

- между преподавателем-«надзирателем», указчиком и преподавателем - советчиком, помощником, консультантом;

- между студентом, будущим педагогом бального танца, бездумно выполняющим все, что ему скажут, и студентом, умеющим брать ответственность на себя, принимающим самостоятельные решения.

При разработке общих и частных вопросов пробного и формирующего этапов эксперимента нами использовались идеи и требования, предъявляемые к педагогическому эксперименту, обоснованные в известных работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Т.А. Ильиной, Т.И. Огородникова, П.И.Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

С целью получения объективных данных в исследовании применялись различные методы подсчетов, используемые в психолого-педагогических исследованиях. Теоретический анализ и обобщение материалов научно -педагогических источников проводились с целью выявления сущности дидактического проектирования педагогического процесса, подходов к его разработке, изучения возможностей проектирования для повышения продуктивности учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно -ориентированного обучения.

Метод анкетирования использовался для получения, изучения и анализа информации о готовности педагогов и студентов к работе в инновационном режиме.

Педагогическое наблюдение проводилось на всех этапах опытно -экспериментальной работы и позволяло отслеживать характер протекания учебного процесса, его адекватность поставленным задачам, регулировать и корректировать процесс обучения.

Организация личностно-ориентированного обучения педагогов бального танца на основе проектирования их учебной деятельности

Проектирование учебной деятельности будущих педагогов бального танца в условиях личностно-ориентированного обучения предусматривает:

- единство целей, задач, содержания, способов и форм организации деятельности преподавателя и студента;

- целенаправленное планирование учебной деятельности;

- проектирование обучающих действий;

- совместное составление проекта учебной деятельности;

- проектирование желаемых результатов.

Сказанное позволяет выстроить логику учебного процесса, обеспечивая при этом проектировочную деятельность самих студентов.

Проектирование учебной деятельности будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно-ориентированного обучения начинается с осознания преподавателем противоречий, которые, с одной стороны, характеризуются желанием студентов достичь успеха в учебной деятельности, а, с другой стороны, их неумением организовать ее.

Помочь разрешить это противоречие призван спецкурс «Шаги к успеху в танцевальном спорте», который становится необходимым звеном содержания дидактического проекта, залогом успеха проектировочной деятельности субъектов образовательного процесса.

Остановимся кратко на целях и содержании данного курса. В базисном учебном плане есть рад предметов: логика, риторика, актерское мастерство, психология, основы философских знаний, которые, расширяя информационное поле, в отдельности не обеспечивают продуктивность образовательной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца. Поэтому возникает необходимость упорядочения их содержания и интегрированного использования на практике.

Разрабатывая содержание, спецкурса мы исходили из следующих задач:

1. Научить студента проектировать свой ответ или выступление.

2. Вызвать стремление получить успех, как результат деятельности.

3. Дать возможность студенту-танцору реализовать свои

индивидуальные, личностные качества, обеспечить повышение интереса в

области так же и гуманитарных предметов.

4. Подготовить студента к сдаче итоговых экзаменов и участия в

конкурсных мероприятиях любого уровня.

Путь к успеху в танцевальном спорте сложен, поскольку персональный успех помогает побеждать. Но не всем танцорам. Успех -большая концепция, один элемент которой - самоусовершенствование. Это самоусовершенствование может быть определено многими способами.

Для некоторых, усовершенствование означает спасение от проблем в повседневной жизни. Бальный (спортивный) танец может выполнять эту потребность. Для других, танец приносит социальные возможности. Персональный успех многих делает лучше, чем другие. Есть такие танцоры, которые считают успех как способность выразиться в танце. Независимо от того, что определяет ваш персональный успех, улучшения качества танца требует следующего: 7. Количество

Увеличьте свои потребности. Берите большее количество уроков, занимайтесь больше, танцуйте большее количество соревнований, слушайте большее количество лекций, больше читайте, смотрите балет, развивайте себя интеллектуально и физически и т.д.

104

2. Качество

Улучшайте качество своего поведения и своих отношений. Берите уроки у известных преподавателей, лучше организовывайте процесс занятий. Стремитесь быть лучше, чем вы есть. Это шаг усовершенствования «качества».

3. Направление

Выберите направление своей танцевальной карьеры. Установите долгосрочные цели и создайте персональную концепцию танца. Эти два пункта определяют все аспекты вашего танцевания.

Выбор правильного танцевального направления, усовершенствование качества. Вы должны идентифицировать свои персональные долгосрочные цели, должны знать то, какой персональный стиль Вы хотите использовать в пределах выбранной дисциплины. Ответы на эти вопросы помогают выполнять ваши цели и ведут к разъяснению вашего персонального направления.

Похожие диссертации на Подготовка педагогов бального танца в условиях высшего профессионального образования