Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ Киселев Евгений Анатольевич

Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ
<
Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселев Евгений Анатольевич. Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Киселев Евгений Анатольевич; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма].- Москва, 2009.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1909

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музейная сфера и индустрия туризма: анализ состояний и тенденций формирования и существования туристской реальности стр. 16

1.1. Социокультурный анализ состояния музейной сферы стр. 16

1.2. Анализ состояния объектов туристской инфраструктуры в условиях современного общества стр. 22

1.3. Педагогические проблемы подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ стр. 36

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение профессиональной подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ стр. 56

2.1. Создание педагогических моделей обучения и их типология стр. 57

2.2. Проектируемые структурные элементы педагогической технологии стр. 68

2.3. Педагогическая средства, формы и методы подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ в проектируемой педагогической технологии стр. 95

2.4. Апробация теоретической модели подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ стр. 109

Заключение стр. 120

Библиография стр. 125

Введение к работе

Актуальность исследования. Расширение туристских связей и развитие туризма в мировом сообществе расставляет новые акценты и приоритеты в туристской деятельности и востребованности предоставляемых клиентам услуг. В настоящее время рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. Например, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). Частью туристских услуг становятся и музейные анимационные программы. То есть формируется обязательная составляющая культурно-познавательного туризма, связанная с посещением музеев - анимационные музейные программы, мероприятия различных видов, проходящие в музейных экспозициях и связанные с музейными коллекциями, которые имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей. Зарубежный туристский рынок достаточно хорошо насыщен анимационными программами, которые позволяют расширять границы культурно-познавательного туризма. В России на рынке туристских услуг также предпринимаются попытки ввести в некоторые туристские маршруты программы, которые можно отнести к музейным анимационным программам (например, в с. Коптелово, г. Невьянске (Свердловская область), Чердыни, Нытве, Соликамске (Пермский край), Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде и др.). Востребованность таких туристских объектов заметно возрастают, поскольку они несут в себе и познавательный, и развлекательный, и эмоциональный потенциал; функционируют в условиях социально-культурного рекреационного комплекса и в полной мере соответствуют требованиям современного туристского рынка. Вместе с тем, необходимо отметить, что подготовка аниматоров, способных работать в музейном пространстве, не получила широкого развития, а специалисты, способные разрабатывать анимационные программы, практически отсутствуют. Развитие туризма актуализирует проблему подготовки специалистов в системе профессионального туристского образования, в том числе и в таких видах деятельности, как разработка музейных анимационных программ.

Высокий уровень требований к современному менеджеру сферы туризма предполагает наличие соответствующих способностей и профессиональных качеств, что, в свою очередь, зависит от уровня профессионального образования.

Возникшее противоречие между необходимостью создания туристских маршрутов, включающих посещение музейных объектов, разработанных с учетом культурно-развлекательных, историко-познавательных анимационных программ, с одной стороны, и отсутствием квалифицированных кадров,

способных разрабатывать музейные анимационные программы.

Проблема исследования: какими должны быть цель, содержание, формы
обучения и контроля процесса подготовки студентов туристского вуза к
разработке музейных анимационных программ. I

Проблема определила цель исследования.

Цель исследования: разработать содержание, формы обучения и контроля подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ как одной из форм анимационной деятельности в культурно-познавательном туризме.

Объектом исследования: является процесс профессиональной подготовки студентов туристского вуза.

Предмет исследования: профессиональная подготовка студентов к разработке музейных анимационных программ.

Гипотеза исследования: предполагается, что подготовка студентов к разработке музейных анимационных программ будет эффективной, если:

на основе анализа профессиональной подготовки студенто туристского вуза, будут выявлены уровни (высокий, средний, низкий) их готовности к разработке музейных анимационных программ;

будет разработана педагогическая модель, раскрывающая цель, содержание, формы обучения и контроля процесса подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ;

будет выявлены критерии (когнитивный, мотивационный, деятельностный) оценки готовности студентов туристского вуза к разработк музейных анимационных программ;

будет разработано методическое обеспечение подготовки студенто туристского вуза к разработке музейных анимационных программ раскрывающие содержание учебного процесса, организацию самостоятельно" работы студентов, требования и содержание тестовых и контрольных заданий.

Для достижения цели исследования в диссертационной работе были
поставлены следующие задачи: I

  1. Проанализировать содержание профессиональной подготовки студентов туристского вуза и на этой основе, выявить уровни их готовности разработке музейных анимационных программ.

  2. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационны программ.

  3. Выявить критерии оценки готовности студентов туристского вуза разработке музейных анимационных программ.

4. Разработать методическое обеспечение подготовки студенто
туристского вуза к разработке музейных анимационных програмк
раскрывающие содержание и принципы организации учебного процесса
организацию самостоятельной работы студентов, требования и содержани

тестовых и контрольных заданий.

Для решения обозначенных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования; анализ научной, учебной и нормативной документации; изучение и обобщение опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, самоанализ, самооценка, экспертные оценки; опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования и в музеях. Методологической основой исследования являются

основы общей теории развития профессионального образования и анализа инновационных процессов по модернизации профессионального образования (Н.А. Алексеев, А.П. Беляев, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, В.А. Поляков, В.В.Сериков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.Д. Шадриков и др.);

теория профессионального образования в туризме (А.А. Остапец-Свешников, В.А. Квартальное, И.В. Зорин, и др.);

концепция профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (Н.Е.Астафьева, А.П.Беляева, В.И. Жолдак, СЕ. Шишов, В.А. Кальней, и др.);

теоретические основы системы непрерывного профессионального образования (Б.С.Гершунский, Г.А.Бордовский, М.И.Махмутов, Ю.А.Кустов, П.Ф.Кубрушко, С.Г.Вершловский, З.И.Васильев, В.В.Горшкова, В.А.Сластёнин, В.Г.Рындакидр.);

концепция профессионально-ориентированного коммуникативного образования в условиях многоуровневой подготовки (Н.И. Гез, О.З.Якушина, К.Б. Есипович, Ж.Л. Витлин, И.Н. Верещагина, Е.И. Вишневский, И.И. Халеева, А.А. Миролюбов, Ю.М. Казанцева, Ю.Б. Кузьменкова, Л.В. Минаева, И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, В.Н. Богородицкая и др.);

вопросы компетентностного подхода в профессиональном образовании (В.И. Андреев, В.П. Андронов, В.И. Байденко, Ю.Н. Белокопытова, Л.Н. Боголюбов, Л.К. Гейфман, В.В. Гузеев, Э.Ф. Зеер, А.Г. Ковалёв, В.В. Краевский, Ю.Г. Татур);

исследования междисциплинарных связей и интеграции (М.Н.Берулова, В.Н. Максимова, Г.Ф.Федорец, А.В.Усова);

-технология создания коммуникативно-ориентированных контрольных заданий и их экспертного анализа (В.В.Сафонова, О.Г.Поляков, L.F.Bachman, M.Buckby, J.Clark, Kh. Hecht, J. Hellekant);

взаимодействие и взаимосвязь процессов обучения и контроля (А.Ю. Горчев, Е.В.Мусницкая, Е.И.Пассов, Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, С.К.Фоломкина; A.Harrison);

теория музейной педагогики (И.М. Косова, Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич и др.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма с 2004 по 2009 год в несколько этапов, в ней приняли участие более 100 студентов очного отделения 2-4 курсов; на базе Свердловского областного краеведческого музея (г. Екатеринбург), Невьянского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (г. Невьянск, Свердловская область), Музея истории земледелия (с. Коптелово, Свердловская область), Музея истории и этнографии (г. Югорск, ХМАО-Югра) и др. при участии более 20 сотрудников.

Этапы исследования:

  1. Первый этап аналитический (2004 - 2005 гг.) - осознание проблемы исследования, изучение и анализ состояния проблемы исследования в педагогической специальной литературе; формирование основной концепции исследования, проблемы, гипотезы и задач;

  2. Второй этап опытно-экспериментальный (2006 - 2007 гг.) -осуществление разработки содержания программы, проведение опытно-экспериментального исследования, позволившего проверить основные положения гипотезы;

  1. Третий этап завершающий (2008 - 2009 гг.) - обработка экспериментальных данных, систематизация полученных результатов, подведение основных итогов экспериментальной апробации программы, корректировка основных положений и выводов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна результатов исследования состоят в следующем:

1. В результате проведенного исследования определены три уровня готовности студентов к разработке музейных анимационных программ.

Высокий уровень: студент проявляет весьма значительную заинтересованность в результате своей деятельности, для чего прилагает немалые усилия и как личность, и как профессионал. Результатом этой деятельности и является своя собственная интерпретация наличной действительности, касается ли это интерпретации уже выявленного культурного потенциала, либо же создания новых музейных анимационных программ.

Средний уровень: предполагает понимание студентами закономерностей и проблем функционирования музейной сферы и индустрии туризма. Обучаемый умеет при этом выделить значение и смысл профессионального туристского аспекта, интереса в объекте ли искусства, религиозном феномене, или же определить перспективное значение выявленных, для создания новой музейной анимационной программы. На этом уровне студент в целом проявляют высокую заинтересованность в учебном предмете и понимани профессионально-необходимого аспекта получаемого знания, хотя это не всегд ведет к творческому созданию новой перспективной музейной анимационной программы.

Низкий уровень: характеризуется отсутствием интереса обучаемого к содержательному аспекту знаний, получаемых в рамках изучаемых дисциплин, пассивным отношением к предмету изучения; получаемые знания не соотносятся с будущей профессией и имеют «хаотический» характер. Здесь возможно в целом положительное отношению как к не относящемуся непосредственно к будущей профессиональной деятельности, но в целом приятному досугово-развлекательному моменту обучения. Характерным показателем этого уровня является отсутствие интереса к дополнительной литературе, «простые», «прагматичные» мотивы (положительная отметка, сдача зачета) учения, отказ от участия в конференциях, конкурсах, проектах и т.п.

  1. Разработана педагогическая модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ, которая включает: цель - подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ; сферу формирования представляющую учебную деятельностью студентов по освоению предметов культурологического цикла (формирующих общие представления о взаимодействии музейной сферы и индустрии туризма), предметов специализации (определяющих перспективы разработки анимационных программ и их встраивания в туристские программы) и элективных дисциплин (дающих общие технологии разработки музейных анимационных программ); формы обучения: теоретическое обучение (лекции), практическое аудиторное обучение (семинары, конференции, тренинги, ролевые игры), практическое внеаудиторное обучение (посещение музеев, выставок, театральных фестивалей), самостоятельная работа (ознакомительная и производственная практики); формы контроля (тесты, эссе, презентации проектов и др.); результат реализации модели - готовность к разработке музейных анимационных программ.

  2. Выявлены критерии оценки готовности студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ: когнитивный, мотивационный и деятельностныи: когнитивный критерий (правильность и полнота знаний программного материала, усвоение его сущности, способность работать со специальной литературой, умение искать информацию, пользуясь различными источниками при подготовке к семинарским занятиям, участие в конференциях, работа над собственными музейными анимационными проектами); мотивационный критерий (частота выступлений на практических занятиях, руководство в группах при подготовке к практическим занятиям, организация учебных экскурсий, туров, программ и подготовка к учебным играм, интерес к разработке новых анимационных программ, стремление к профессиональному росту, приобретение дополнительных знаний в изучаемых областях знаний сверх программы, посещение научных студенческих сообществ, выбор тем и докладов по проблемам создания музейных анимационных программ, участие в конференциях, участие в студенческих учебных конкурсах, конкурсах

проектов); деягельностный критерий (работа на студенческой практике, самостоятельное развитие туристского бизнеса с применением подготовки, полученной при изучении туристских дисциплин (создание новых туристских маршрутов с включением в них музейных анимационных программ, новых экскурсионных туров, представление новых музейных анимационных программ).

4. Разработано методическое обеспечение, включающее рабочие программы дисциплин специализации и элективных курсов «Краеведение», «Культурология», «Введение в искусство», «Фольклор и этнография», «Религии и культуры народов мира», «Основы экскурсионной деятельности», «Программный туризм», «Основы актерского мастерства», «Режиссура», «Сценическая речь», «Сценическое мастерство»; методические рекомендации для студентов по выполнению практических, самостоятельных и курсовых работ; методические рекомендации для преподавателей по использованию выявленных форм, методов, средств подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ, раскрывающие принципы организации учебного процесса, организацию самостоятельной работы студентов, требования и содержание тестовых и контрольных заданий.

Теоретическая значимость исследования: теория и методик профессионального образования дополнена педагогической моделью профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ, системно представляющую профессиональную подготовку по данному направлению и позволяющую выявить наиболее эффективные методы организации учебного процесса, которые заключаются в благоприятном сочетании теоретического курс обучения и практических занятий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

разработаны рабочие программы по дисциплинам специализации и элективным курсам обеспечивающие подготовку студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ, отражающие цели, задачи и содержание курсов;

разработаны методические рекомендации для преподавателей по подготовке студентов, включающие совокупность тренингов, ролевых игр, тестовых и контрольных заданий, форм организации самостоятельной работы студентов;

разработаны методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных, практических, курсовых работ.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

логикой исходных методологических позиций автора; использованием системного подхода; опорой на данные современной педагогической и психологической науки; разнообразными источниками

педагогической, психологической, музееведческой, туристской информации;

сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предмету; целенаправленным анализом реальной педагогической практики;

проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, длительной экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность студентов к разработке музейных анимационных программ может оцениваться по трем уровням:

- высокий уровень, характеризующий такой уровень овладения профессией, который позволяет генерировать творческие бизнес-идеи и их реализовывать в новых музейных анимационных программах. Результатом этой деятельности является создание нового туристского продукта;

-средний уровень, характеризует такое освоение знаний и технологий разработки музеиньк анимационных программ, которое предполагает понимание студентами закономерностей и проблем функционирования музейной сферы в индустрии туризма и умеение определить перспективное значение выявленных объектов или феноменов для создания новой музейной анимационной программы, но это не всегда ведет к творческому созданию нового туристского продукта;

-низкий уровень, характеризует в целом положительное отношению к учебному процессу, но как к приятному досугово-развлекательному моменту обучения не относящемуся непосредственно к будущей профессиональной деятельности; получаемые знания не соотносятся с будущей профессией.

  1. Педагогическая модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ, должна раскрывать: цели; содержание учебной деятельности как сферы формирования: общие представления о взаимодействии музейной сферы и индустрии туризма, перспектив разработки анимационных программ и их встраивания в туристские программы, общих технологии разработки музейных анимационных программ; формы обучения: теоретическое обучение (лекции), практическое аудиторное обучение (семинары, конференции, тренинги, ролевые игры), практическое внеаудиторное обучение (посещение музеев, выставок, театральных фестивалей), самостоятельная работа (ознакомительная и производственная практики); формы контроля (тесты, эссе, презентации проектов и др.); результат реализации модели профессиональной подготовки - готовность к разработке музейных анимационных программ.

  2. Критериями готовности студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ являются: когнитивный, мотивационный и деятельностныи, каждый из которых характеризует степени готовности к разработке музейных анимационных программ.

  3. Методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов

туристского вуза к разработке музейных анимационных программ должно включать: рабочие программы культурологических дисциплин, предметов специализации и элективных курсов: методические рекомендации для студентов по выполнению практических, самостоятельных и курсовых работ; методические рекомендации для преподавателей по использованию выявленных форм, методов, средств подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ, раскрывающие принципы организации учебного процесса, организацию самостоятельной работы студентов, требования и содержание тестовых и контрольных заданий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма в 2006-2008 годах, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона «Профессиональное образование в уральском регионе: проблемы и перспективы». Екатеринбург, 2003 г., на научно практических конференциях: «Гостиничный бизнес: опыт, проблемы, перспективы». Екатеринбург, 2005 г., «Туризм и гостиничный бизнес». Екатеринбург, 2006 г., «Прошлое и настоящее Югры в музейном измерении». Югорск, 2007 г., «Туризм в исторических городах Урала». Екатеринбург, 2009 г., на заседании кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма в 2009 г.

Исследование проведено в рамках комплексной программы научных исследований Российской академии образования - Российской международной академии туризма «Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионального образования».

Социокультурный анализ состояния музейной сферы

В современном обществе утвердилось понимание музея как центра культуры, обладающего коммуникативными и образовательно-информационными возможностями в широком смысле слова, так как наряду с традиционными воззрениями на музей, связанными, с такими понятиями как «национальное наследие» возникают новые воззрения на взаимодействие музея с посетителями в рамках теории музейной коммуникации. Современное музееведение пыталось осмыслить на современном уровне социокультурное значение музеев, активно обсуждая проблему музея на рубеже тысячелетий как «синтез духовного и плотского, храма и форума». Музей предстает перед нами во всем богатстве новых состояний, выявляя свои- новые контуры - «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны, творческой лаборатории, и в первую очередь, нового «театра культуры». Оставаясь, как и прежде центром научного документирования и научно-исследовательской деятельности региона, музей осуществляет процесс передачи культурных норм, традиций и опыта поколений, через свои экспозиции, создавая новую культурную реальность, становясь новым объектом социокультурного ландшафта региона. Изменение в рамках существования музея в современном мире в настоящее время создали проблему включения музея в сферу взаимодействия с индустрией туризма как новый объект рекреационной и досуговой деятельности. Создание материальных условий для рекреационной деятельности музея в рамках новых состояний как системы обслуживания в музее, так и изменения внутримузейного пространства как рекреационной зоны. Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в работе отечественных музеев. Удовлетворение потребности общения в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию новых интерактивных форм взаимодействия с посетителем, которые не укладываются в прежние формы, традиционно относящиеся к сфере музейной педагогики, что неправомерно сужает задачи музея, свертывая сферу потребления музейного продукта, зачастую разрабатывая программы только для детей (школьников), оставляя иные категории посетителей вне сферы музейной деятельности.

Таким образом, понимание социокультурного статуса музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического экономического и культурного характера.

Отношение человека к своему свободному времени как к богатству привело к тому, что изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Туризм постепенно становится не привилегией избранных, а потребностью большинства. Вместе с этим меняется и характер туристских потребностей: от примитивных - к более возвышенным, от средства восстановления физической силы - к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов. Все это приводит к развитию

новых видов туризма и увеличению спроса на специфические виды услуг в индустрии туристской деятельности и гостеприимства, которая представляет собой целый межотраслевой комплекс. В классификации туризма различают следующие виды туристского спроса: - культурный; -деловой; - коммуникационный; Многие из них делятся на более мелкие подвиды. Выбор того или иного вида (подвида) туризма зависит от мотивации человека. Но очень часто бывает так, что сложно провести четкую границу между отдельными сегментами индустрии туризма. Усложнение туристских потребностей обуславливает возникновение не только совершенно новых видов услуг в туризме, но и значительное число смешанных форм туризма или появление новых видов туризма. Тенденция к увеличению свободного времени, имеющая постоянный характер, является объективным фактором дальнейшего поступательного развития туризма как отрасли. Вместе с тем, потребность в отдыхе относится к верхнему этажу потребностей человека, согласно концепции А. Маслоу. Для- того, чтобы эта потребность приобрела массовый характер, общество должно достичь высокого уровня благосостояния.

Как показал анализ литературы, вместе с ростом общественного богатства в развитых странах сокращаются расходы на питание и предметы, роскоши в структуре общих потребностей граждан, а растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени, отдыха. Жизнь должна доставлять удовольствие, отдых - это возможность для самореализации личности, а работа - это- необходимое средство поддержания высокого уровня жизни. Жизнь должна быть удовольствием, приносить новые впечатления, познания и наслаждение. Анализ оценок экспертов-психологов показывает, что люди, которые хорошо провели отпуск, получили массу впечатлений, реже болеют, меньше конфликтуют, обладают большей трудоспособностью. К выбору вида отдыха нужно относиться также серьезно, как и к выбору любого другого вида деятельности. В современном мире, когда все больше ухудшается экологическая обстановка, возрастает ритм жизни, наблюдается стрессодинамика, учащаются психические и невротические расстройства, большое значение приобретает не только туризм как таковой, но туризм, связанный с релаксацией не только физических, но и духовных сил человека. Музей же, благодаря особенностям музейной коммуникации, дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания и навыки практической деятельности, сочетая в себе напряженную когнитивность с принципом удовольствия: отдых здесь совмещается с познанием жизни, истории и культуры, а также открытием самого себя, являясь неожиданным итогом путешествия, представляя собой практически идеальный современный туристский объект. Наиболее полно проявляя свои возможности в сочетании анимационной деятельности и современной экспозиции.

Термин «анимация» «анимационная деятельность в туризме» уже традиционно соотносится не только с деятельностью, связанную с организацией спортивного досуга, но и культурно-познавательной, и развлекательной, и зрелищной. «Анимация - комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и проведения досуга. Анимация должна определяться более широко в данном случае включая и задачи музейной педагогике - особый род коммуникации, досуга, познания, диалога»[95, с. 8]. Музейная анимация - это деятельность по разработке и представлению специальных программ существования посетителя музея в музейной экспозиции во время туристских поездок и путешествий. Анимационные программы могут включать в себя шоу, вечера, карнавалы, театрализованные представления. Анимация в музее -это новое направление в туризме, которое может значительно расширить привлечение туристов на маршруты, связанные с посещением музеев. Понятие «анимация» в переводе с итальянского, означает - одушевление, оживление. Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высокой эмоциональной разрядкой. Важно только правильно его планировать, наполнять яркими зрелищными мероприятиями. Анимационная деятельность в туризме имеет свою специфику и выполняет ряд задач оздоровительного, развлекательного, познавательного, релаксационного характера. Помимо этого, анимационная деятельность в туризме имеет четкую градацию в соответствии с направленностью туристских: маршрутов и пространственной локализацией объектов туризма, а также с рекреационными и социальными условиями реализации туристских услуг. На современном этапе развития туристской отрасли подготовка специалистов анимационной деятельности в вузах туристского профиля является важной профессионально-педагогической проблемой, поскольку возможность предоставления данного вида услуг специалистами, не имеющими туристского образования, в определенной степени может сказаться на уровне оказываемых услуг и в целом на качестве предоставляемого турпродукта.

В научной литературе, посвященной развитию культурно-досуговой сферы применительно к туризму, широко используются такие термины, как «рекреационно-досуговая деятельность», «анимационные или развлекательно- игровые программы», «рынок досуговых услуг» и другие, которые, в основном, отражают традиционные взгляды в этой области туризма. Но они, на наш взгляд, не до конца раскрывают всю специфику анимационных программ в туризме.

Педагогические проблемы подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ

Появляющиеся в настоящее время новые отрасли в системе профессионального образования, в том числе профессиональное туристское образование (бесспорно, относящееся к реалиям последних лет, связанных с преобразованием всей страны) дает нам уникальный полигон для исследований. В этом смысле развитие образования в сфере туризма отражает процесс становления туризма как многомерного явления культуры, который становится предметом изучения обширной междисциплинарной области знаний.

Стремительный темп культурных и социальных процессов делает необходимость такого рода исследований все более настоятельной. Находясь сегодня в выгодном положении наблюдателя и исследователя переходного периода, мы можем сравнивать традиции и новации отечественного и зарубежного образования в сфере профессиональной подготовки по новым специальностям, в том числе и менеджменту в сфере туризма, понять, что мы теряем и находим вместе с приходом новой социальной и культурной реальности.

Современный туристский рынок требует нового подхода к формированию кадров туристско-экскурсионной организации - это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов.

Назревшую проблему профессионального туристского образования необходимо решать с учетом основных факторов и все более проявляющихся новых тенденций XXI века;

Доктор Шмидт в своем докладе на Втором международном конгрессе по техническому и профессиональному образованию, прошедшем в Сеуле в 1999 г., сформулировал несколько новых педагогических задач, которые туризм ставит перед профессиональным образованием: «Специалист по туризму должен уметь найти свою нишу на рынке и закрепиться в ней. Работник индустрии туризма и отдыха должен быть хорошо образован и обучен как специалист в своей области, а также должен обладать широкими познаниями в области культуры и навыками общения» [110, с. 123].

Стремительно меняются умения и навыки, необходимые в туристской деятельности. Туристскому рынку, отличающемуся особо острой конкуренцией, требуется высокопроизводительная и гибкая рабочая сила, способная адаптироваться к быстроменяющимся условиям.

Профессиональное туристское образование в России наряду с учетом глобальных проблем должно обеспечить решение собственных задач: обеспечение гибкого и вариативного образования; содействие развитию человеческих ресурсов; превращение профессионального туристского образования в важный фактор социально-экономических преобразований а стране; реформирование профессионального образования в результате внедрения, эффективных управленческих и образовательных технологий, гарантирующих высокое качество образования; разработка нормативно-правовой и научной базы реформирования профессионального образования [ПО, с. 37].

Современное профессиональное туристское образование наряду с выполнением основной функции - подготовки специалистов, способных к сложной трудовой деятельности в информационном обществе, обязано воспитывать граждан, которые способны ответственно относиться к проблемам целостности окружающей среды и благоденствия сограждан. Поэтому содержание профессионального туристского образования должно быть ориентировано не только на спрос, но и на потребности развития личности в социальном, экономическом и природном планах.

На всемирных форумах по профессиональному образованию в последнее время постоянно отмечается, что обучение умению учиться перестало быть задачей только общего образования. Наоборот, эта задача все в большем объеме переходит к профессиональному образованию. Перед профессиональным туристским образованием, как никогда ранее, стоит проблема соединения теории и практики, обучения на передовом опыте, применения учебных методик на практике, приобретения социальных качеств.

В этом может помочь подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ. Воспитание "туристского взгляда" на окружающую специалиста-профессионала действительность, подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ дает возможность пользоваться поступающей информацией, интерпретируя и вписывая ее в туристскую реальность, используя ее в процессе принятия решений практических, социальных и корпоративных проблем, повышая адаптивность личности и уверенности в своей карьере, что в свою очередь способствует развитию предпринимательских навыков.

В современном мире повышенные требования к квалификации специалистов - основа создания современных образовательных систем. Глубокая специализация знаний различных сфер деятельности делает профессиональное обучение работой, требующей серьезной проработки, осмысления, точной взаимоувязки учебных программ, серьезной практической подготовки будущих специалистов - студентов вузов. Современное общество, изменившиеся социально-экономические отношения, темпы развития современных технологий обуславливают новые подходы к подготовке профессионалов.

Высокий уровень требований к современному менеджеру сферы туризма предполагает наличие соответствующих способностей и профессиональных качеств, что в свою очередь зависит от уровня профессионального образования.

Эффективность профессионального туристского образования во многом будет зависеть от привития учащимся навыков учиться самостоятельно и использовать то, чему они научились, на своих рабочих местах, что теперь декларируется как первостепенная задача профессионального образования вообще.

В качестве необходимых условий формирования содержания профессионального образования хотелось бы указать на следующие общепедагогические принципы: принцип целостного подхода к содержанию образования и профессиональной подготовки и упразднение границ между общим и профессиональным образованием, теорией и практикой, умственным и физическим трудом, учебой и работой; овладение компетенциями, которые выходят за рамки профессиональных навыков, необходимых на рабочем месте.[113, с. 16].

Соблюдение указанных принципов в профессиональном образовании должно способствовать развитию способностей и талантов людей, созданию возможностей для максимального раскрытия потенциала личности, т. е. позволить человеку стать полноправным членом общества. При этом сохраняется и задача профессионального образования - дать человеку возможность обеспечить себя необходимыми средствами к существованию.

Мировым сообществом признана Концепция развития профессионального образования ЮНЕСКО) нацеленная на следующие первостепенные задачи:

- включение профессионального образования как составной части в программы развития всех стран, а также как важнейшей и неотъемлемой части стратегии развития людских и образовательных ресурсов;

- включение вопросов экологии во все программы профессионального образования с целью продвижения концепции устойчивого развития;

- повышение значимости и роли предпринимательских навыков, творческого подхода к трудовой деятельности, навыков общения и работы в коллективе;

- внедрение и применение на практике новых информационных технологий в образовательном процессе, сохраняя при этом важнейшие аспекты и черты традиционных методик обучения;

- повышение внимания к программам обучения в сфере туризма и отдыха, которые обладают большим потенциалом в создании рабочих мест.

Эти цели в современном профессиональном туристском образовании не могут быть достигнуты с использованием только традиционных методик профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма. Все более ощущается необходимость использования новых методик, которые уже оправдали себя в других сферах профессионального образования. В частности, программа ЮНЕСКО рекомендует для тиражирования следующие новые методики: методику задания в виде проекта (проектной работы); методику направляющего текста (для этих целей используется специальное учебное пособие, которое «ведет» учащегося по всем стадиям технологического процесса); методику отработки профессиональных навыков в учебных подразделениях корпорации, которыми управляют специально подготовленные менеджеры-преподаватели и где готовят учащихся в условиях реального процесса туристского обслуживания.

Эти новые методики обучения имеют одну общую черту: учащийся становится центром учебного процесса, он получает доступ к информации, а затем, насколько это возможно, действует самостоятельно. Роль преподавателя также меняется, он становится менеджером-наставником (супервайзером) и уступает учащимся место в центре учебного процесса. Сам супервайзер отвечает за создание эффективной учебной среды на рабочем месте.

Проектируемые структурные элементы педагогической технологии

Сегодня знания необходимо постоянно обновлять, а это может быть достигнуто, главным образом, путем самообразования. Как одну из важнейших задач педагогики в современных условиях мы выделяем конструирование таких педагогических процессов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучаемых, развивают инициативу и самостоятельность.

В условиях реальных рыночных отношений перед обучением встали новые задачи: не только дать знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Как любая технология — педагогическая представляет собой жесткую последовательность процедур и операций, приводящих к заранее запланированной педагогической цели [140, с. 12].

Педагогические технологии, их организация и реализация зависят от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию процесса обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации. Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия. К выделяемым нами принципам в данной педагогической технологии относятся следующие: природосообразности, гуманизации, культуросообразности, принцип интегративности, принцип перехода от обучения к самообразованию, принцип научности, принцип целостности учебного процесса, принцип демократизации, ( далее эти принципы будут нами развернуты в исследовании) [149, с. 89].

Еще Я.А. Каменский стремился найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Со времен Я. А. Каменского в педагогике предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм.

Использование активных методов в преподавании становится все более актуальным, что связано с рядом факторов. Во-первых, для создания рыночной инфраструктуры требуются специалисты с высоким уровнем культуры. Это относится к требованию специалиста, профессионала в любой области вообще. Во-вторых, все большая открытость мировых систем требует приближения уровня подготовки специалистов к мировым образовательным стандартам. И, наконец, использование активных методов дает столь нужные выпускникам вузов практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений.

Активные методы обучения принято подразделять на неимитационные и имитационные.

Неимитационные включают в себя проблемную лекцию, проблемно-практическое или лабораторное занятие, активно-проводимый семинар, самостоятельное курсовое и дипломное проектирование, активно-групповые консультации, студенческие научные конференции, социологическое тестирование, анкетирование.

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны они с моделированием профессиональной деятельности. Имитационные методы, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в которые включаются обучающиеся, ролей, которые они выполняют, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении задания.

Использованию методов активного обучения должны предшествовать, с одной стороны, анализ содержания учебного материала, с другой —-анализ профессиональной деятельности специалиста.

В работе специалиста большое место занимают умения — способность использовать знания в изменяющихся условиях практической деятельности. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать то или иное уменье, навык необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка.

Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обуча ющимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.

Для того чтобы развивать особое профессиональное "туристское" мышление будущего менеджера сферы туризма, необходимо обучающихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности.

Этим целям и служат активные методы обучения. К ним могут быть отнесены: анализ производственной ситуации, решение производственных ситуационных задач, кейс-метод, деловые игры, их элементы и др. Использование названных методов (и не только их, а всего спектра педагогических возможностей активизации учебного процесса) делает обучение активным, деятельным, контекстным.

Практика преподавания в туристском вузе предметов, связанных с подготовкой студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ показывает, что в сознании студентов, будущих профессионалов в сфере туризма, часто происходит перенос отношения постиндустриального общества потребления к институтам культуры, музеям, как и культуре в целом, как системе досуга и развлечения - на изучение предметов как культурологического цикла ( "введение в искусство, религиоведение, культурология»), так и связанных с будущей профессиональной деятельностью, как зрелищно развлекательного знакомства с разнообразными памятниками культуры, не имеющими непосредственной профессиональной ценности, жизненной необходимости для студентов.

Перед преподавателем в этой ситуации встает проблема, требующая проектирования и применения определенной технологии преобразования мотивов деятельности обучающихся на занятиях в процессе подготовки студентов туристских вузов к разработке музейных анимационных программ:

- досугово-развлекательных мотивов на познавательные мотивы, с внешних познавательных мотивов ("эти знания тесно связаны с освоением курса", "эти знания возможно пригодятся в тур-поездках и экскурсиях, но все же не очень нужны, в отличие от предметов собственно туристских или же связанных напрямую с менеджментом, для будущей профессии менеджера в туризме", "они пригодятся в процессе воспитания собственных детей, поднимут общий культурный уровень") во внутренние познавательные побуждающие мотивы поиска и приобретения профессиональных знаний,

- познавательных побуждающих мотивов поиска и приобретения профессиональных знаний к познавательно-побуждающим мотивам «собственно профессиональным», без которых невозможна подготовка студентов туристского вуза.

Проектирование технологии педагогического процесса, в результате которого должны быть осуществлено преобразование мотивов обучающихся нам видится через следующие этапы:

- раскрытие сущности и истории развития понятия «педагогическая технология»,

- анализ понятия "мотив" и структура мотивов,

- экспериментальное исследование структуры мотивов студентов при подготовке студентов к разработке музейных анимационных программ и зависимости мотивов от использования тех или иных методов обучения.

- отбор наиболее эффективных методов обучения, при использовании которых во время изчения курса дисциплин у обучающихся ведется подготовка к разработке музейных анимационных программ.

Апробация теоретической модели подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма. Для выявления отношения студентов контрольных и экспериментальных групп к разработке музейных анимационных программ проводилось анкетирование. Результаты анкетирования показали, что большая часть студентов в начале своего обучения в туристском вузе не видят перспектив в специализированном изучении разработке музейных анимационных программ (63%), хотя в целом положительно относятся к содержательной составляющей, относящейся к сфере взаимодействия музея и туриндустрии (87%). Часто встречается отношение к изучению музейной сферы и рассмотрение проблем взаимодействия турбизнеса и музеев, разработке анимационных программ для музеев как к не перспективному в целом сектору приложения деловой активности будущих профессионалов, но в целом приятному досугово-развлекательному (необычные объекты искусства, интересные объекты осмотра, сочетающиеся с возможностью самостоятельно и активно действовать в музейном пространстве во время практических занятий) моменту обучения (74%).

В результате проведенного исследования определены три уровня готовности студентов к разработке музейных анимационных программ.

При высоком уровне готовности, студент проявляет весьма значительную заинтересованность в результате своей деятельности, для чего прилагает немалые усилия и как личность, и как профессионал. Результатом этой деятельности и является своя собственная интерпретация наличной действительности, касается ли это интерпретации уже выявленного культурного потенциала, либо же создания новых музейных анимационных программ.

Средний уровень предполагает понимание студентами закономерностей и проблем функционирования музейной сферы ив индустрии туризма. Обучаемый умеет при этом выделить значение и смысл профессионального туристского аспекта, интереса в объекте ли искусства, религиозном феномене, или же определить перспективное значение выявленных для создания новой музейной анимационной программы. На этом уровне студент в целом проявляют высокую заинтересованность в учебном предмете и понимание профессионально-необходимого аспекта получаемого знания, хотя это не всегда ведет к творческому созданию новой перспективной анимационной программы. Низкий уровень подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ характеризуется отсутствием интереса обучаемого к содержательному аспекту знаний, получаемых в рамках изучаемых дисциплин, пассивным отношением к предмету изучения; получаемые знания не соотносятся с будущей профессией и имеют «хаотический» характер. Здесь возможно в целом положительное отношению как к не относящемуся непосредственно к будущей профессиональной деятельности, но в целом приятному досугово-развлекательному моменту обучения. Характерным показателем этого уровня является отсутствие интереса к дополнительной литературе, «простые», «прагматичные» мотивы (положительная отметка, сдача зачета) учения, отказ от участия в конференциях, конкурсах, проектах и т.п.

Исследование показало, что уровень подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ степени освоения языка культуры, где новые, уникальные комбинации языковых средств мира культуры и дают новую профессиональную содержательность.

Для проверки подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ были использованы следующие способы фиксации и оценки данной подготовки:

- предварительное выявление уровня знаний студентов; текущая проверка подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ;

- повторная проверка подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ;

- периодическая проверка подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ по итогам изучения целого раздела или отдельных тем курсов;

- итоговая проверка подготовки студентов к разработке музейных анимационных программ на всех этапах процесса обучения.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в контрольных группах происходило обучение по традиционной программе, а в экспериментальной группе - по разработанной нами педагогической модели обучения студентов.

Наиболее оправдали себя следующие методы: проблемное изложение, поисковый эвристический метод, исследовательский метод, деловая игра. В процессе обучения нами осуществлялся текущий тестовый контроль.

В процессе опытно-экспериментальной работы, проводился опрос, направленный на выявление отношения к данной проблеме.

Было выявлено: изученные курсы «Основы экскурсионной деятельности», «Религии и культуры народов мира», «Фольклор и этнография», «Краеведение», «Введение в искусство» студенты экспериментальной группы считают интересным и познавательным (91%), полученные знания пригодятся в будущей профессии в сфере туризма (82,7%), большинство студентов считает, что наряду с теоретическими знаниями на занятиях обязательно должны использоваться учебные игры, «мозговые штурмы», что существенно, по мнению студентов, влияет на усвоение и закрепление материала (76,8%).

Это показали результаты анкетирования: в экспериментальной группе большинство студентов (85,8%), по их мнению, после изучения курсов уверены в необходимости для формирования профессиональных компетенций изучения данных курсов, профессиональной значимости теоретических знаний для практики в сфере туризма. В контрольной группе такая уверенность составляет 62%.

Следует отметить положительную динамику развития ожидаемых нами успехов в повышении уровня подготовки студентов экспериментальной группы. Проведенные исследования показывают, что общий прирост процентного показателя среднего и высокого уровней подготовки студентов экспериментальной группы является значительным по сравнению с соответствующими показателями для контрольной группы

Выводы по результатам опытно-экспериментальной работы показали, что: все студенты экспериментальной и контрольных групп показали способность к разработке музейных анимационных программ в процессе обучения, но в экспериментальной группе студенты работали значительно активнее по сравнению со студентами контрольной группы; большая часть студентов экспериментальной группы показали устойчивый интерес к процессу разработки музейных анимационных программ как к необходимому профессиональному знанию, значительная часть - творческое отношение к изучаемым предметам, в отличие от студентов контрольной группы, показавших слабую заинтересованность в изучении музейной сферы

Похожие диссертации на Подготовка студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ