Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Измайлова Инна Константиновна

Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации
<
Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Измайлова Инна Константиновна. Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:06-13/74

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научные и прикладные основы обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации

1. Историко-педагогический анализ проблемы обучения учащихся хореографических заведений 16

2. Обоснование сущности и структуры процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений 38

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации

1. Анализ практики обучения учащихся в российской хореографической школе 64

2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы в хореографических образовательных учреждениях 85

ГЛАВА III. Основные пути повышения эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации

1. Совершенствование управления качеством профессионального обучения в хореографической школе

2. Реализация педагогических технологий и конкретных методик в процессе обучения учащихся 129

3 Организация контроля учебной деятельности учащихся хореографических образовательных учреждений 14Ь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 176

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап реформирования вьтс-шей школы Российской Федерации, повышение эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике, совершенствованию профессиональной подготовки их выпускников. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к социально ориентированной рыночной экономике, а также необходимостью преодоления опасности от ставання страны от позитивных мировых тенденций экономического и общественного развития.

Жизненная необходимость коренных преобразований в системе хореографического высшего образования вызвана наблюдающимся противоречием между глубокими изменениями в духовной и творческой обстановке в стране, возрастанием сложности решаемых балетными театрами задач и реальными образовательными возможностями хореографических образовательных учреждений. Хореографические образовательные учреждения решают сложные творче-ские задачи: хореографического образования подрастающего поколения; созда ния рабочих мест для значительной части выпускников; получения ими возможности выступать на балетной сцене. В современных условиях государственного недофинансирования хореографических образовательных учреждений данное обстоятельство является немаловажным фактором.

Как свидетельствует проведенный историко-педагогический анализ, российская система хореографического образования способна конкурировать с передовыми странами мира. При этом, как показало диссертационное исследование, необходимы широкая поддержка со стороны научной и балетной общественности хореографической учебной политики, восстановление ответственно сти и активной роли театров в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учреж-

дениях, обеспечение современного качества процесса обучения учащихся, фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и театров. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного хореографического образования; достижение нового современного качества обучающихся; формирование в системе хореографического образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных и творческих ресурсов; повышение роли всех участников процесса обучения (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений) и др.1

Проведенный анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества специальных исследований по различным аспектам обучения учащихся. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в настоящее время по сравнению с 1990-1995 гг. более чем на 25% и составляет примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами процесса обучения в разное время плодотворно трудились А.В. Барабанщиков, В.П. Бес-палько, Г.Ф. Богданов, Б.С. Гершунский, Р.В. Захаров, П.Ф. Каптерев, А.Е. Иванов, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков, B.C. Леднев, М.А. Лямзин, В.А. Сласте-нин, В.Я. Слепов, Ю.С. Руденко и др. Анализ трудов названных и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования обучения учащихся в хореографической высшей школе, выявить научно-методические позиции проведенного исследования, разработать перспективные педагогические пути повышения

См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. - 2002. - №4. - С. 8.

эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи разработки педагогических путей повышения эффективности обучения учащихся в хореографической высшей школе до настоящего времени не проводилось.

Диссертационное исследование свидетельствует о некоторых положительных результатах по реформированию современного процесса обучения в вузах, к которым можно отнести: государственную аккредитацию целой сети хореографических образовательных учреждений; организованную подготовку специалистов по недостающим на рынке труда хореографическим специальностям; оптимизацию современной сети и емкости хореографических высших и средних учебных заведений.

Вместе с тем, высшая и средняя хореографическая школа переживает не лучшие времена, хотя она представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Она аккумулирует трехсотлетний опыт подготовки хореографических кадров и, по оценкам экспертов, сохраняет возможность совершенствования в современных условиях. Система мер, направленных на модернизацию, должна быть глубоко продуманной. Основываться на осмыслении исторического и зарубежного опыта обучения хореографических специалистов, современного состояния хореографической школы, ожиданий творческой личности, общества, государства, рынка балетного труда; на теоретических выводах и аргументированных предложениях ученых, артистов, авторитетных специалистов-практиков в области обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.

Кроме того, возникла необходимость переосмыслить и скорректировать, изменить взгляды на роль, функции, цели и задачи системы процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений, определить ее параметры, адекватные современным реалиям и перспективам развития. Исследования показывают необходимость изменений в концептуальных подходах к

процессу обучения в хореографических образовательных учреждениях. Анализ вузовской практики установил, что сегодня обучение учащихся строится по старинке: главные усилия сосредоточиваются не на развитии творческих способностей, балетного мастерства учащихся, умения быстро схватывать обстановку и принимать решения с использованием компьютерных технологий, а на натаскивании, бездумном заучивании учебного материала. Балетному искусству требуются специалисты, обладающие более широким творческим хореографическим кругозором, высоким культурным уровнем развития и творческим мышлением. Обеспечение рынка балетного труда такими кадрами возможно только в том случае, если их обучение и воспитание будут сводиться не к изучению лишь доктринальных, официальных взглядов и положений, как это до сих пор практиковалось, а к более глубокому постижению основ наук, отражающих сложные, противоречивые процессы, происходящие в обществе, экономике и в театрах. Изучение мнений руководителей хореографических образовательных учреждений подтверждает указанное суждение. Так, среди главных характеристик процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях 70% из них называют направленность обучения на развитие у учащихся мышления. 68% опрошенных считают, что в хореографической школе необходим переход к развивающим технологиям обучения. 58% этой категории высказываются за придание процессу обучения прикладной, балетной направленности. 56% руководителей выступают за создание в вузах среды, которая с первого до выпускного курса была бы направлена на формирование хореографических качеств и навыков будущего специалиста.

Проанализированные недостатки и издержки в образовательной деятельности хореографической школы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования процесса обучения учащихся, эффективности профессиональной подготовки учащихся. Необходимость дальнейшего совершенствования процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях обусловлена не только изменением структуры высшего образования в стране,

но и несовершенством системы обучения, высокой стоимостью подготовки хореографических кадров.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы в целом определили выбор темы диссертации.

Объект диссертационного исследования - образовательный процесс в хореографических образовательных учреждениях Российской Федерации.

Предмет исследования - сущность, содержание, структура процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях.

Цель исследования - научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных путей повышения эффективности процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

  1. Изучить отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние реализации процесса обучения учащихся в хореографической школе, выявить тенденции его зарождения, становления и развития.

  2. Уточнить научные и прикладные основы процесса обучения, проверить опытно-экспериментальным путем его эффективность в современных условиях.

  3. Определить и обосновать основные пути повышения эффективности процесса обучения учащихся в хореографическом образовательном учреждении.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в условиях фундаментализации, профессионализации и стандартизации высшего хореографического образования, качественных изменений в его организации, содержании и технологиях объективно повысились требования к процессу обучения учащихся хореографических образовательных учреждений, подверглись корректировке научные и прикладные представления о его сущности, содержании и структуре.

Однако практика процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические ориентиры по реформированию системы хореографического образования, наблюдается незавершенность теоретических представлений о структурных компонентах процесса обучения и путях повышения его эффективности в современных условиях. Как представляется, разрешить данное противоречие можно реализацией следующих путей: совершенствованием управления и контроля за качеством обучения учащихся; организацией и проведением учебной работы, оптимизацией методического обеспечения процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях; реализацией контроля учебной деятельности учащихся в хореографических образовательных учреждениях.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности), и общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогических фактов; их структурирование и выстраивание в определенный процесс путем логического анализа. Логическое построение позволило представить различные факты, зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории.

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, А.П. Верхо-ла, СИ Зиновьев, Ю.С Руденко, В.А. Сластенин, СД. Смирнов и др.), резуль-

таты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подла-сый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чоша-нов, П. Юцявичине), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.М. Соколов и др.), технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Борисенко, П.А. Корчемный и др.), проектирования и моделирования процесса обучения учащихся в высшей школе (А.П. Аношкин, В А. Ермоленко, Г.Е. Муравьева, Ю.О. Овакимян, В.А. Сластенин, В.М. Соколов, Д.В. Чернилевский и др.).

Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы и работы педагогов периода царской России и послеоктябрьского периода, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе хореографического среднего и высшего образования. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда отечественных хореографических образовательных учреждений. В исследовании также использовались общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы хореографических образовательных учреждений, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились: теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебного процесса в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с те-мой исследования; сравнительный анализ; обобщение; моделирование и проек-

тирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетирование; педагогическое наблюдение; беседы; анализ документов и результатов деятельности; экспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Академии русского балета и четырех хореографических училищах. Кроме того, исследовательский материал был получен из других экспериментальных хореографических образовательных учреждений и их филиалов.

В целом исследованием было охвачено 20 кафедр, 300 преподавателей различных дисциплин, более 300 учащихся, более 250 выпускников экспериментальных хореографических образовательных учреждений.

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в шести хореографических образовательных учреждениях (2000-2005 гг.) в несколько этапов. Базовым экспериментальным вузом являлся Краснодарский Государственный Университет культуры и искусств.

На первом (подготовительном) этапе - 2000-2001 гг. - проводилось изучение вузовской хореографической практики, различных теоретических источников по проблеме. Определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии учебного процесса; определялись участники экспериментальной работы: хореографических образовательных учреждений, кафедр, преподавателей, учащихся; осуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе - 2001-2005 гг. - был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явились реализации концепции учебного процесса в хореографических образовательных учреждения:* на основе прогнозно-ориентированного подхода; совершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского со-

става к деятельности по повышению эффективности учебного процесса в хореографических образовательных учреждениях в современных условиях. Кроме того, осуществлялся поиск путей совершенствования управленческих, организационных, методических и других подструктур обеспечения качества подготовки специалистов в хореографических образовательных учреждениях, проверка их эффективности в реальном учебном процессе экспериментальных хореографических образовательных учреждений.

На третьем (заключительном) этапе - 2005 г. - осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий хореографических образовательных учреждений, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством других творческих вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и учащимися. Формировались основные выводы и разрабатывались практические рекомендации по внедрению технологий реализации учебного процесса, содержательному и методическому совершенствованию обучения и воспитания преподавателей и учащихся.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 260 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах хореографических образовательных учреждениях. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 300 преподавателей, 20 заведующих кафедрами и заведующих учебными отделами хореографических образовательных учреждений, 300 учащихся различных факультетов, 250 специалистов - выпускников хореографической высшей школы. Разработан спецкурс «Основы процесса обучения в хореографической высшей

школе», который проводился с профессорско-преподавательским составом Московской государственной академии хореографии. Апробировано и является руководящим документом Положение об учебной деятельности хореографического образовательного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен историко-педагогический анализ проблемы хореографического обучения в отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции его зарождения, становления и развития; дана характеристика современного состояния процесса обучения учащихся в хореографическом образовательном учреждении;

обоснованы сущность, содержание и структура процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях;

разработаны современные требования к образовательному процессу в негосударственных вузах;

обоснованы сущность, содержание и структура образовательного процесса в негосударственных вузах;

определены и опытно-экспериментальным путем проверены основные педагогические пути повышения эффективности процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях, разработаны практические рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.

На защиту выносятся:

выявленные тенденции зарождения, становления и развития обучения учащихся в хореографической школе: создание оригинального отечественного хореографического искусства; укрепление национального репертуара обучения балету; непрерывное обновление и обогащение организации, содержания и методики обучения учащихся хореографических образовательных учреждений;

сущность процесса обучения как целенаправленного и организованного педагогического процесса по овладению учащимися хореографических образовательных учреждений системой хореографических знаний, навыков и умений

формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной балетной деятельности в соответствии с должностным предназначением (артист балета и ансамбля, педагог бального танца, педагог-репетитор, балетовед, хореограф и др.); содержание процесса обучения учащихся, включающее в себя учебную, методическую, воспитательную и научную работу; структура процесса, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов образовательной деятельности;

- обоснованные пути повышения эффективности процесса обучения хореографических образовательных учреждений, включающие в себя: совершенствование управления качеством профессионального обучения учащихся; реализацию педагогических и конкретных методик в процессе обучения; организацию контроля процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи педагогики высшей школы - обоснование сущности, содержания и путей повышения эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике хореографического образовательного учреждения и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в хореографической средней и высшей школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности учебного процесса хореографических образовательных учреждений. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия

управленческих решений по дальнейшему совершенствованию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, квалификационных требований, учебных планов и программ. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий процесса обучения учащихся, уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей хореографической высшей школы к обучению учащихся.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в процессе обучения учащихся Московской государственной академии хореографии, других экспериментальных хореографических образовательных учреждений. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференций и семинаров, заседаниях учебно-методических комиссий Минобразования Российской Федерации, кафедре педагогики Военного университета. По итогам диссертационного исследования была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Оптимизация учебного процесса хореографических образовательных учреждений». Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии и научных статьях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Историко-педагогический анализ проблемы обучения учащихся хореографических заведений

Одной из главных и актуальных теоретических и практических проблем педагогики является разработка, обоснование и совершенствование дидактических основ обучения различных категорий учащихся хореографических образовательных заведений. Историко-педагогическому анализу проблемы обучения учащихся хореографических образовательных заведений в структуре и содержаний диссертационного исследования придавалось первостепенное значение. Как свидетельствует отечественная и зарубежная хореографическая практика, целенаправленное изучение опыта образовательной деятельности хореографических образовательных заведений, практически ни одна научно-прикладная педагогическая проблема не может быть изучена, разработана и успешно решена без ее историко-педагогического анализа, накопленного в процессе учебной и творческой деятельности учащихся хореографических образовательных заведений.

В диссертационном исследовании не ставилась цель историко-педагогического анализа всех проблем хореографического искусства, потому что они научно разрешались в диссертационных исследованиях по ряду других отраслей. Научная задача сводилась к тому, чтобы проследить на различных этапах исторического зарождения, становления и развития проблему обучения учащихся хореографических образовательных заведений. Осуществленный в диссертации ретроспективный историко-педагогический анализ состояния рассматриваемой проблемы представил возможность выявить специфику ее постановки и решения, несмотря на неизбежную в подобном случае фрагментарность изложения. При историко-педагогическом анализе рассматриваемой научной проблемы важным является поиск гносеологических, науковедческих и других положений в различных литературных источниках, которые отражают соответствующие методологические уровни отечественной педагогической науки1. Руководствуясь важным научным принципом: «Из прошлого - через настоящее - в будущее», в диссертационном исследовании представилась возможность рассмотреть проблему профессиональной подготовки в хореографических образовательных заведениях через дооктябрьский российский, послеоктябрьский советский, современный российский исторические этапы.

Созидательный смысл современного подхода к диссертационной проблеме предполагает, что положительный опыт прошлого может и должен учитываться при решении насущных современных задач в образовательной среде. Острота нынешнего момента настоятельно требует взвешенного анализа идей, подходов, взглядов, относящихся прямо или косвенно к диссертационной проблеме. В современных условиях учет данного положения особенно важен, іак как анализ наследия прошлого поможет избежать повторения ошибок и развить теорию диссертации, опираясь на уже наработанные факты и гипотезы. Научная попытка анализа хореографических педагогических проблем предполагает хорошее знание предмета, способность представлять историю его развития.

Целенаправленная работа над научной источниковой базой была усложнена многоаспектностью диссертационной проблемы. Вместе с тем, историко-педагогический анализ литературы позволил воссоздать целостную картин} процесса обучения учащейся молодежи в хореографических образовательных учреждениях получить представление о его движущих силах, взаимосвязи структурных компонентов, основных тенденциях его формирования и развития в отечественной литературе.

Проведенный в диссертации анализ специальных архивных, документальных и литературных источников позволил проанализировать степень раз работанности проблемы обучения учащихся в хореографических образовательных заведениях в дооктябрьский период истории1. Его результаты свидетельствуют, что своими корнями диссертационная проблема уходит в давние времена. Еще в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали классическими движениями. Процесс труда и обучения классическим движениям обнаружил значение ритма, который в свою очередь способствовал зарождению пляски. Пляска, постепенно развиваясь и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида хореографического искусства - балета.

Как представляется, точно установить время появление плясок на Руси и особенно обучения им довольно трудно. Вместе с тем, анализ архивных документов показал, что они возникли в Античном государстве (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали определенным хореографическим искусством2.

Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски - игры, отображающие различные трудовые процессы. Они были тесно связаны также с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передал свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Не случайно Г.В. Плеханов в своих «Письмах без адреса» писал: «Искусство начинается тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение»3.

К древнейшим пляскам относились также охотничьи пляски, религиозные культовые танцы, а русским народным танцем культового происхождения был хоровод, который на определенных ступенях своего развития встречается у всех народов1.

Анализ архивных и литературных источников свидетельствует, что вооруженная борьба различных племен вызвала появление военных плясок. Участие в них означало согласие идти в поход. Русские военные пляски не дошли до наших дней, но на Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии - воинский танец «Хоруми»2.

Анализ практики обучения учащихся в российской хореографической школе

Специальным предметом опытно - экспериментальной работы в шести хореографических образовательных учреждениях (Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета и четырех хореографических училищ) явился конструктивный и системный анализ содержания, организации и методики процесса обучения их учащихся. Опора на практику, передовой педагогический и хореографический опыт представляют собой конструктивное решение важной задачи диссертационного исследования. В основу анализа деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава экспериментальных хореографических образовательных учреждений были положены методы наблюдения, беседы, изучение хода и результатов учебных занятий, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа различных документов, экспертных оценок и др.

Сбор и обработка полученных данных осуществлялась с помощью заранее подготовленных и формализованных бланков, наблюдений, регистрации результатов хореографической деятельности и результатов изучения учебно-методической документации. Данная методика опытно-экспериментальной par боты позволила в определенной степени составить полное и точное представление о состоянии рассматриваемой диссертационной проблемы в реальной образовательной практике, глубже понять происходящие в ней процессы. Это в значительной степени помогло избежать случайностей и ошибок, подметить типичные положительные и отрицательные тенденции в обучении учащихся хореографических образовательных учреждений, раскрыть его взаимосвязи с другими педагогическими процессами.

Научный анализ существующей практики процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений помог развить дидактическую теорию педагогической балетной хореографии, дополнить ее новыми факторами и полезными практическими идеями, разработать объективные критерии и показатели результативности.

Изучение содержания, организации и методики обучения учащихся в шести хореографических образовательных учреждениях отвечало в целом сформированным в педагогической науке основным требованиям к характеристике позитивного и негативного педагогического и хореографического опыта рассматриваемой в диссертации проблеме: соответствия тенденциям развития балетного дела и реформирования образовательного процесса хореографиче ских образовательных учреждений, получения устойчивых положительных или отрицательных результатов педагогической деятельности; расходования времени, сил и средств для достижения определенных результатов; наличия в опыте характерных тенденций, особенностей, элементов и дрЛ

В диссертационном исследовании методика анализа опыта практики обучения состояла из нескольких этапов констатирующего эксперимента:

1) анализа документов и порядка разработки содержания и технологий обучения учащихся на уровне основных профессиональных образовательных программ;

2) изучения опыта работы хореографических образовательных учрежде-ний по организации обучения учащихся в соответствии с ГОС ;

3) исследование лично-дидактического построения процесса обучения в экспериментальных хореографических учебных заведениях;

4) выявление противоречий, недостатков и упущений в организации процесса обучения учащихся, не позволяющих качественно решать задачи под готовки специалистов в хореографических образовательных учреждениях.

В результате констатирующего эксперимента было установлено, что ь последние годы в экспериментальных хореографических образовательных учреждениях наметилась тенденция к переосмыслению содержания, организации и методики подготовки специалистов хореографического профиля. В связи с этим в экспериментальных учреждениях ведется активная работа по совершенствованию обучения учащихся в соответствии с требованиями ГОС второго поколения. Наиболее плодотворно в этом направлении работают учебные отделы и кафедры Московской государственной академии хореографии, Пермского хореографического училища и др. Подтверждением тому служит государственная аккредитация, полученная всеми экспериментальными хореографическими образовательными учреждениями. В этих и других хореографических образовательных учреждениях осуществляются комплексные исследования содержания и методики обучения учащихся, материалы которых публикуются в научных, научно-методических и информационных сборниках1.

Вместе с тем, проведенное исследование в неполной мере способствовало определению методологических подходов к разработке содержания подготовки специалистов в хореографическом образовательном учреждении, механизмов формирования государственных требований к выпускникам хореографической школы, созданию полных методик проектирования обучения учащихся по конкретным специальностям хореографического профиля.

Совершенствование управления качеством профессионального обучения в хореографической школе

Анализ источниковой базы, опросы и анкетирования руководящего и профессорско-преподавательского состава, целенаправленные наблюдения за их профессиональной деятельностью в экспериментальных хореографических образовательных учреждениях позволили выявить новизну постановки проблемы управления качеством профессионального обучения учащихся и её разрешение в опытно-экспериментальной работе.

Новизна постановки данной проблемы обусловливается, по мнению респондентов, следующими обстоятельствами.

1. Главное отличие авторского представления о профессиональном обучении заключается в том, что в диссертационном исследовании понятие «процесс обучения учащихся» рассматривается не как равнозначная учебной и методической работы в хореографических образовательных учреждениях, а как обобщённое понятие, в котором последние являются составными частями

1. Профессиональные знания становятся не единственными показателями качества процесса обучения, так как в дополнение к ним приходят такие современные и прогрессивные, а поэтому важные для учащихся хореографических образовательных учреждений показатели, как сформированность устойчивой профессиональной направленности хореографической балетной деятельности, способность к самосовершенствованию профессиональной подготовки, сформированность хореографической культуры балетмейстера-репетитора, хореографа, артиста балета и др.

3. Принципиально новым является и само толкование понятия «качество процесса обучения» как соотношения его цели и результата (по мнению, балетная практика заключается в том, что цели поставлены одни, результаты получены другие, а потому они несопоставимы).

4. При диссертационной трактовке качества профессионального обучения учащихся хореографических образовательных учреждений определяется уровень их профессионализма, который либо оценивается отдельно, либо входит в квалификационный показатель «высшее профессиональное образование в области культуры и искусства»

5. Исходя из диссертационного определения процесса обучения, он признается качественным, если учащиеся овладели профессиональной культурой, что кардинально меняет всю систему управления качеством процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях.

6. Диссертационное толкование качества процесса обучения восстанавливает приоритет личностно-профессиональных качеств учащихся, что имеет принципиальное значение для образовательной деятельности хореографических образовательных учреждений.

В диссертационном исследовании у 200 представителей руководящего и профессорско-преподавательского состава экспериментальных хореографических образовательных учреждений изучался вопрос: « Что такое управление качеством обучения хореографических кадров, корректно ли это понятийное словосочетание?».

Подавляющее большинство респондентов (70%) отметили, что к рассмотрению данного вопроса существует два подхода.

Одни из них оценку качества сводят к профессиональным обучающим услугам, которые характеризуются: перечнем предлагаемых услуг, его разнообразием и соответствием ГОС; качеством хореографических услуг, реальной возможностью пользоваться ими; качеством преподавания профессорско-преподавательского состава.

Всё это промежуточные и процессуальные вопросы, причём некоторые респонденты склонны оценивать качество профессиональной подготовки именно по этим показателям.

Другие респонденты к оценке качества обучения подходят с точки зрения конечного результата профессиональной подготовленности выпускников хореографических образовательных учреждений качественно решать профессиональные задачи. Так склонны оценивать профессиональную деятельность вузов многие театральные представители и заказчики.

В диссертационном исследовании используется понятие «качество обучения» именно во втором аспекте, где данная категория означает качество процесса обучения учащихся, выраженное в его результатах. Известно, что педагогическим процессом (равно как и рассматриваемом в диссертации) не только можно, но и нужно управлять в целях достижения высокого качества профессионального хореографического образования учащимися хореографических образовательных учреждений.

Говоря о качестве профессионального хореографического образования в области культуры и искусства, имеется в виду и качество процесса обучения учащихся и качество его конечных результатов. Целесообразно добавить, что формирование и воспитание профессионально подготовленных учащихся является одним из главных предназначений, одной из функций управления качеством профессионального обучения в хореографических образовательных учреждениях.

Вместе с тем, следует заметить, что результаты обучения и его качество -это две взаимосвязанные, но не тождественные категории. Результаты - обязательный компонент рассматриваемого процесса, без которого невозможно определить его качество. Чтобы результаты оценивали качество, их нужно с чем-то сравнить, например, с требованиями ГОС. Но этот вопрос не является эффективным, ибо требования ГОС не связаны с профессиональными качествами конкретного выпускника хореографического образовательного учреждения, ка 113

чество профессиональной подготовки которого необходимо определить. Поэтому качество профессионального обучения учащихся хореографических образовательных учреждений в диссертационном исследовании определяется как соотношение цели и результата процесса.

Анализ различных точек зрения и мнений респондентов по проблеме управления качеством профессионального обучения позволил сформулировать ряд исходных постулатов:

1) управление качеством профессионального образования - очень широкая проблема, требующая своего конструктивного решения в педагогической и хореографической науке и практике в ближайшие годы;

2) в отечественной и мировой образовательной хореографической практике не существует общепринятых и неизменных критериев, показателей и признаков, с помощью которых можно было бы определить качество профессионального обучения в хореографической школе;

3) решение проблемы управления качеством профессионального обучения учащихся хореографических образовательных учреждений целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, смелее используя уже известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального обучения с разных сторон, подходов и в различных аспектах;

4) само качество процесса профессионального обучения, как и управления им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учётом педагогических условий профессионального обучения в конкретном хореографическом образовательном учреждении.

Похожие диссертации на Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации