Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Тарасова Оксана Петровна

Развитие креативного потенциала будущего дизайнера
<
Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера Развитие креативного потенциала будущего дизайнера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасова Оксана Петровна. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Тарасова Оксана Петровна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т].- Оренбург, 2010.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/763

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Специфика профессионального образования будущего дизайнера в вузе 15

1.2 Педагогическая сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера в высшем профессиональном образовании 41

1.3 Модель развития креативного потенциала будущего дизайнера в университете 68

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙГЛАВЕ 96

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ

2.1 Диагностическая программа опытно-поисковой работы по развитию креативного потенциала будущего дизайнера 99

2.2 Реализация педагогических условий развития креативного потенциала в образовательном процессе 127

2.3 Динамика развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе 149

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 171

ПРИЛОЖЕНИЯ 198

Введение к работе

Социально-экономическое развитие общества, расширение и разнообразие рынка товаров и услуг обусловили стремление современного человека к организации комфортной окружающей предметной действительности. В сложившихся условиях возрастает роль дизайна, ориентированного на создание гармоничной социокультурной, информационно-коммуникационной, предметно-пространственной среды и продуктов, удовлетворяющих материальные, эстетические и духовные потребности человека.

Современное состояние индустрии дизайна в России, предусмотренное Концепцией его развития, актуализировало потребность в квалифицированных специалистах, обладающих художественным вкусом, функциональным мышлением, исполнительским мастерством, креативностью, нацеленных на профессиональное и личностное саморазвитие и самосовершенствование, способных адаптироваться в меняющемся мире моды и технологий. Соответственно, востребованность дизайнера на рынке труда связывается с целевой стратегией его профессиональной подготовки, основанной на запросах работодателя, особенностях современного производства, ожиданиях потребителей продуктов дизайн-деятельности и адекватных им содержания образования и личностного развития данной категории специалистов. В этой связи требуется новое содержательно-смысловое наполнение профессиональной подготовки будущего дизайнера, развитие его креативного потенциала как качества, интегрирующего эмоционально-ценностные, художественно-эстетические, когнитив-но-деятельностные характеристики личности.

Необходимость научного обращения к проблеме развития креативного потенциала будущего дизайнера усиливается отсутствием описания структуры и педагогической сущности данного качества,

4 теоретической разработанности его критериев. Вместе с тем современная практика подготовки дизайнеров в вузе не всегда ориентирована на реализацию в их профессионально-личностном развитии возможностей образовательного процесса. Таким образом, особую значимость приобретает поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию креативного потенциала будущего дизайнера и его самореализации в профессиональной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между: объективной потребностью общества в дизайнерах, способных создавать эстетически выразительную продукцию, удовлетворяющую утилитарные и духовные потребности человека, и недостаточным уровнем готовности будущих специалистов к современной дизайн-деятельности; расширяющимися инновационными возможностями образовательного процесса вуза и их ограниченным использованием в развитии креативного потенциала будущего дизайнера; потребностью будущего дизайнера в развитом креативном потенциале, составляющем основу его профессиональной самореализации, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике; необходимостью образовательной практики вуза в целенаправленном развитии креативного потенциала будущего дизайнера и отсутствием соответствующего учебно-методического сопровождения данного процесса.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Идея развития потенциала личности зафиксирована в философских трудах Аристотеля, Авиценны, Г. Гегеля, И. Канта, К. Маркса, М.С. Кагана. В психолого-педагогическом аспекте данной проблеме

5 посвящены работы Б.Т. Ананьева, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, A.M. Матюшкина, Г.А. Мелекесова, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова, Е.М. Разинкиной, И.Э. Ярмакеева. Психологическим аспектам творчества и креативности уделено внимание в трудах В.Д. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Д. Дружинина, O.K. Тихомирова, Н.Я. Хрящевой, М.А. Холодной, а также зарубежных исследователей Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Е. Торренса. Творческий потенциал в целостной структуре личности рассмотрен в исследованиях В.И. Андреева, Г.С. Альтшуллера, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, СЕ. Матушкина, В.Г. Рындак, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, Н.М. Яковлевой; в экономическом образовании изучен Ю.К. Васильевым, А.А. Пре-сновым.

Важный теоретический базис исследования составили работы С.Я. Батышева, Г.Д. Бухаровой, A.M. Новикова, Г.М. Романцева, В.А. Скакуна, отразившие проблемы теории и методики профессионального образования. Специфика формирования и развития профессионально-личностных качеств современного специалиста охарактеризована в исследованиях И.Д. Белоновской, Н.С. Сахаровой, А.П. Тряпицыной. Положения теории дизайна, вопросы проектирования и дизайн-образования представлены в работах Н.В. Воронова, О.И. Генисаретского, В.П. Климова, СМ. Кожуховской, А.Н. Лаврентьева, М.С Михайлова, Л.П. Монаховой, В.И. Пузанова, В.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, Т.В. Усатой.

Наличие противоречий и их значимость позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в обогащении научного знания об эффективных способах развития креативного потенциала будущего дизайнера в образовательном процессе вуза.

Актуальность проблемы послужила основанием выбора темы диссертационного исследования: «Развитие креативного потенциала будущего дизайнера».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития креативного потенциала будущего дизайнера.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего дизайнера в вузе.

Предмет исследования: процесс развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе.

Гипотеза исследования: Креативный потенциал будущего дизайнера — интегративное качество личности, характеризующееся готовностью к высокохудожественному конструкторско-технологичес-кому решению задач проектирования эстетически выразительной одежды, полиграфической и рекламной продукции, имиджа, удовлетворяющих социокультурные и утилитарные запросы заказчиков и потребителей. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера в образовательном процессе вуза будет эффективным, если: содержание специальных дисциплин насыщается ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, активизирующими покомпонентное развитие креативного потенциала будущего дизайнера; внедряются индивидуальные образовательные маршруты, актуализирующие субъектную позицию будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности; используется комплексное уч

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: уточнить педагогическую сущность понятия «креативный потенциал будущего дизайнера»; определить критерии и уровневые показатели развития исследуемого качества; разработать и апробировать модель процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе; разработать и внедрить учебно-методическое сопровождение исследуемого процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское учение о цели (Н.Н. Трубников, И.Т. Фролов) и концепция целевого подхода в управлении образовательными системами (В.Г. Гладких, О.Е. Лебедев, И.К. Шалаев, В.А. Якунин); теория деятельности и развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина); теория профессионального образования (Н.Н. Булынский, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, В.А. Скакун); теория ориентации личности на социально и личностно значимые ценности (А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин); теория и история дизайна и дизайн-образования (Н.В. Воронов, СМ. Кожуховская, А.Н. Лаврентьев, Ю.В. Назаров, Е.Э. Павловская, Т.В. Усатая, А.Г. Устинов); психолого-педагогические концепции развития творческой личности (Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, М.Г. Яро-шевский).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись взаимообусловленные методы исследования: теоретические (теоретико-методологический, историко-педагогический, понятийно-терминологический анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование); методы статистической обработки данных; изучение документации и педагогического опыта.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж», Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический универси-

8 тет» в г.Оренбурге. Исследованием было охвачено 588 респондентов.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2006-2007гг.) - определение теоретико-методологических аспектов исследования; изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; формулировка цели, задач и рабочей гипотезы; разработка программы опытно-поисковой работы и проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2007-2008 гг.) — уточнение содержания и определение сущностных характеристик процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера; определение уровней, критериев и показателей исследуемого качества; разработка программы формирующего эксперимента; моделирование процесса развития креативного потенциала будущих дизайнеров.

Третий этап (2008-2009 гг.) - опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной модели процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; коррекция модели процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера; оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и охарактеризована представленная в модели целевая стратегия профессиональной подготовки будущего дизайнера в вузе, основанная на современных требованиях, способствующих успешной самореализации личности в будущей профессиональной деятельности; определена педагогическая сущность понятия «креативный потенциал будущего дизайнера» на основе дефиниций «дизайн», «потенциал», «креативность»;

9 - разработана и апробирована модель развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе, представленная в единстве цели, содержания и педагогических условий ее реализации, основанная на принципах целеполагания, партнерского взаимодействия участников образовательного процесса, творческой активности, саморазвития и регионализации, обеспечивающая поэтапное (установочный, обучающий, деятельностный этапы) комплексное развитие компонентов исследуемого качества; разработана классификация целей развития креативного потенциала будущего дизайнера, зафиксировавшая ожидаемые результаты развития данного качества в образовательном процессе вуза; выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследуемого качества: насыщение содержания специальных дисциплин ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, активизирующими покомпонентное развитие креативного потенциала будущего дизайнера; внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, актуализирующих субъектную позицию будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности; использование комплексного учебно-методического сопровождения процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера.

Теоретическая значимость заключается в обогащении имеющихся научно-педагогических представлений о теории и практике развития креативного потенциала будущего дизайнера в высшей профессиональной школе; в конкретизации педагогического знания о содержании целей профессиональной подготовки востребованного современным обществом и производством специалиста-дизайнера; реализация целевого подхода в исследовании позволяет расширить представления педагогической науки о способах развития креатив-

10 ного потенциала будущего дизайнера в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования: разработанная целевая стратегия профессиональной подготовки будущих дизайнеров может служить основой обновления и проектирования ее содержания по данной специальности; разработанная модель процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера может применяться в системе многоуровневой профессиональной подготовки будущих специалистов-дизайнеров, в подготовке педагогов-дизайнеров в учреждениях профессионально-педагогического образования и повышения квалификации данной категории специалистов; созданные критерии и уровневые показатели развития креативного потенциала будущего дизайнера составляют диагностический инструментарий, позволяющий поэтапно фиксировать результативность данного процесса применением соответствующих психолого-педагогических методик; разработанная типология ценностно-смысловых проблемно-проектных заданий, раскрывающих реалии и перспективы профессии, отражающих региональную специфику Оренбургского края, обеспечивает профессионально-личностное развитие будущего специалиста; созданное комплексное учебно-методическое сопровождение процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера (учебно-методическое пособие «Развитие креативного потенциала в учебно-профессиональной деятельности будущего дизайнера», уровневые профессионально-ориентированные задания по дисциплине «Организация проектной деятельности дизайнера», ситуационно-мотивационные задания к практическим занятиям, комплект заданий, вопросов, тестов для самоподготовки и самоконтроля, рабочая тетрадь по дисциплине «Выполнение проекта в материале»), способствует эффективной профессиональной подготовке будущих дизайнеров в вузе.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; реализацией взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам исследования; завершенностью опытно-поисковой работы, подтверждающей первоначально выдвинутую гипотезу; репрезентативностью полученных экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

Креативный потенциал будущего дизайнера - интегративное качество личности, характеризующееся готовностью к высокохудожественному конструкторско-технологическому решению задач проектирования эстетически выразительной одежды, полиграфической и рекламной продукции, имиджа, удовлетворяющих социокультурные и утилитарные запросы заказчиков и потребителей.

Структура рассматриваемого качества интегрирует три компонента: мотивационно-целевой, включающий согласованные мотивы, ценности, цели будущего специалиста, отражающие понимание социальной значимости продуктов профессиональной деятельности и осознание индивидуальных целей и возможностей саморазвития; когнитивно-содержательный, предполагающий наличие профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности; рефлексивно-творческий, обусловливающий саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, самоопределение и самовыражение будущего специалиста в результатах индивидуального творчества.

Эффективность реализации модели процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных педагогических условий: насыщение содержания специальных дисциплин ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, отражающими инновационные особенности профессиональной дизайн-деятельности, социокультурную и производственную значимость индустрии дизайна, ее востребованность и перспективы, активизирует развитие структурных составляющих креативного потенциала будущего специалиста; внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, актуализирующих субъектную позицию будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности, предполагает адаптацию образовательного процесса (выбор уровня сложности заданий, средств и способов осуществления деятельности) к особенностям профессионально-личностного развития студента; комплексное учебно-методическое сопровождение реализуется в соответствии с этапами исследуемого процесса и включает учебно-методическое пособие «Развитие креативного потенциала будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности»; уровневые профессионально-ориентированные задания по дисциплине «Организация проектной деятельности»; ситуационно-мотивационные задания к практическим занятиям; комплект вопросов, заданий, тестов для самоподготовки и самоконтроля; рабочую тетрадь по дисциплине «Выполнение проекта в материале», содержащую индивидуальный образовательный маршрут выполнения проекта, задания для поэтапной реализации его концептуальной идеи, карту показателей оценки эффективности проекта.

4 Реализация целевого подхода обеспечивает направленность развития креативного потенциала будущего дизайнера, способствуя эффективному освоению профессиональной деятельности (стимулирует стремление к познанию, задает поиск инновационных способов решения профессиональных задач) и личностному развитию (активи-

13 зирует внутреннюю мотивацию и субъектную позицию в профессиональном самосовершенствовании).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Международных (Самара, 2009; Мелеуз, 2009), Всероссийских (Оренбург, 2007, 2008, 2009; Пенза, 2009; Тюмень, 2009; Владивосток, 2010), а также отражены в журналах «Высшее образование в России» (Москва, 2009), «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2009), Международных сборниках научных трудов «Образование и эпоха», «Педагогика и жизнь» (Воронеж, 2007, 2008).

Личный вклад автора состоит в: разработке целевой стратегии профессиональной подготовки будущего специалиста-дизайнера; осуществлении научно-теоретического анализа проблемы развития креативного потенциала будущего дизайнера; разработке и реализации модели процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе; обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития исследуемого качества личности будущего специалиста; разработке и внедрении в образовательную практику вуза учебно-методического сопровождения процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера; организации и проведении опытно-поисковой работы по повышению эффективности исследуемого процесса, обобщении, систематизации и педагогической интерпретации полученных данных.

14 Структура диссертации соответствует логике научного исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Специфика профессионального образования будущего дизайнера в вузе

В данном параграфе предпринимается анализ развития дизайн-образования, рассматриваются современные тенденции подготовки специалиста-дизайнера для осмысления и детального представления содержания его учебно-профессиональной деятельности и определения инструментария, способствующего повышению уровня профессиональной подготовки будущего дизайнера в вузе. Современный этап развития нашего общества поставил перед каждой личностью задачи, для которых не существует стандартных, готовых решений. Соответственно состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм (А.А. Деркач) социальной регуляции поведения, личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь, главным образом, на собственные силы. Иными словами, должен формироваться активный и независимый тип личности, противоположный исполнителю, поскольку отмечается, что «прогресс народа, его цивилизация и культура зависят прежде всего от степени развития личности...» (В.М. Бехтерев). Подобный тип личности сегодня, в частности, востребован в быстро развивающейся сфере дизайна.

Становление дизайна как вида проектно-художественной деятельности связывают с XX веком, когда после триумфального шествия промышленной революции по многим европейским странам были созданы условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Вместе с тем, зарождению эстетического сознания, а тем более эстетики как науки о прекрасном в природе и искусстве [161] предшествовал продолжительный исторический период возникновения и развития человеческого рода. Человек, еще задолго до того, как стал заниматься дизайном в сфере чистого сознания, сумел соединить с сугубо утилитарной целью данные природой предметы - например, камень и дерево, от которых берут свое начало десятки орудий мирного труда и войны и многими из которых человек пользуется и поныне. Позже к пути дизайна прибавились изобретательство и декоративно-прикладное искусство. Тем самым уже в эпоху античности предметный мир оценивался с позиции «триединства» - технического совершенства (прочность, надежность, функциональность), удобства эксплуатации и красоты [125, 46]. Первоначально красота в произведениях искусства не отделялась от пользы. Все создаваемые предметы (греческие вазы и статуи - в том числе) служили определенным материальным или духовным целям [103]. Характерно, что современными дизайнерами принято диа-лектико-материалистическое объяснение эстетической сущности архитектуры и всего предметного мира, данное архитектором и великим римским теоретиком Витрувием (1 в. до н. э.), воплотившееся в лаконичной формуле «прочность, польза, красота». При этом понятия «удобство», «польза» трактуются сегодня исключительно широко не только как физическое удобство для руки, глаза, уха, но и способность создать психологический комфорт, повлиять на настроение или даже обеспечить определенные финансовые или коммерческие преимущества. Красота при этом может быть скромной, незаметной, являющейся фоном для пользователя или широкой и всеобъемлющей категорией, тогда как объект дизайна создается для того, чтобы на него обратили внимание.

По степени проявления меры господства человека над объективным миром в практическом отношении человека к миру происходил расцвет искусства сначала на уровне мимезиса (подражания), а позже - как отражение форм его практической деятельности. Для нашего исследования значимо утверждение К. Маркса о том, что эстетическое отношение к миру генетически заложено в человеке. По мнению философа, главным в человеке является не только его способность познания, но и способность творчества. Отмечается, что во всех видах целеполагающей деятельности человека закономерно воплощены универсальные силы и способности к сотворению нового, к творчеству, в том числе и к созданию гармонии, совершенства, целостности, т.е. красоты, которая как бы «вплетена» при этом в ткань процесса практической преобразовательной деятельности и в его результаты [103]. Преобразовывая мир по законам пользы, человек одновременно формируется сам, формирует свое эстетическое отношение к окружающей действительности, которое пронизывает все виды его жизнедеятельности и является неотъемлемой гранью целостного духовно-практического отношения к миру. Так, сегодня в мире вещей человек стремится окружить себя предметами удобными, несущими отпечаток своей личности и противостоящими стандартности, одинаковости, всеобщности. Однако важна не только индивидуальность вещей, но и то, чтобы они были заботливы, предусмотрительны, в какой-то степени даже нежны и ласковы к своему обладателю, чтобы они, как считал К. Маркс, «относились к человеку по-человечески».

За последнее столетие дизайн трансформировался в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества, который, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, современные веяния моды и запросы потребителей, создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчает работу и быт, воспитывает эстетический вкус [145]. Более того, с конца прошлого века ведущими методологами дизайна (Б. Арчер, Н. Кросс) дизайн определяют как «третью культуру», занимающую как бы промежуточное положение между технической и гуманитарной культурами [75, 197]. Данное мнение подчеркивает взаимосвязь в дизайне двух структурных составляющих — инженерной и художественной, которая имеет динамичный характер - в определенных условиях возможно преобладание одной над другой или их переход друг в друга.

Педагогическая сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера в высшем профессиональном образовании

Данный параграф посвящен изучению и уточнению педагогической сущности понятий «потенциал», «креативность», «развитие», конкретизации понятия «креативный потенциал будущего дизайнера» в профессионально-педагогическом аспекте, выявлении и характеристике структурных компонентов исследуемого профессионально-личностного качества, описании специфики целевого подхода как методологической доминанты профессиональной подготовки будущего дизайнера и развития его креативного потенциала.

В условиях динамичного преобразования социально-экономических сфер нашего общества существенно возрастает значение социальной свободы для реализации потенциала активной, творческой личности, возрождаются ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности.

Проблема потенциала (от латинского potential — возможность, сила) пронизывает все современные образовательные концепции в общей, психологической и профессиональной теориях личности, его развитие ставится целью высшего профессионального образования [52, 142, 154, 188, 191]. В этой связи особую актуальность приобрела проблема формирования и развития профессионального, личностного, креативного и других потенциалов будущих специалистов [186], их познавательно-профессиональных потребностей и интере 42 са, профессиональной и творческой активности, профессионального мышления [105], профессиональных компетенций [25, 193].

В контексте нашего исследования представляется необходимым рассмотрение понятий «потенция» и «потенциал» и уточнение их педагогической сущности. Общенаучное употребление понятия «потенциал» своими корнями уходит к метафизике Аристотеля, в которой «акт» и «потенция» рассматривается как основа онтологического развития, как способность изменяться — субстанционально, качественно, количественно, пространственно. При этом бытие делится на «потенциальное» и «актуальное», а становление рассматривается как переход от первого ко второму [225, с. 17].

Проблема отношения актуального и потенциального, возможного и действительного позднее рассматривались Проклом, Авиценной, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими исследователями. Известный философ Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна) рассматривал потенцию как «предшествующее» и «последующее» в трех смыслах: как предрасположение к деятельности вообще (материальная потенция); как это же предрасположение, когда для данного предмета реализуется то, в силу чего он может достигнуть актуального состояния (возможная потенция); как предрасположение, достигшее совершенства и переходящее в актуальное состояние в любое время в зависимости от желания (завершенная потенция) [12]. Таким образом, большое значение проблеме потенциала придавалось уже с древности, подчеркивая его особое место в развитии человека и общества.

В рамках нашего исследования важен взгляд К.Маркса и Ф. Энгельса на познавательную деятельность человека. В этой деятельности познание как «возможность» содержится уже в элементарном чувственном восприятии, но своей действительности достигает в науке и других развитых формах отражения. Процесс перерастания возможности в действительность может иметь вид простого изменения, стихийного развития или сознательной деятельности, открывающей путь для возможностей следующего, более высокого уровня [225, с. 87-88].

Современное обобщенное определение термина «потенциал» входит в понятийный аппарат многих наук и имеет широкое хождение как в естествознании, технике, экономике, так и в психологии, педагогике и в других социальных дисциплинах. Наибольшим признанием пользуется определение в Большом энциклопедическом словаре, где «потенциал» рассматривается как «источник, возможность, средства, запас, который может быть использован для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели», как «возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [33].

В толковом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона слово «потенция» трактуется как «чистая возможность», «скрытая сила» [97]. Близко к такому пониманию и определение в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, где «потенция» рассматривается как возможность, как то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях [161].

Зарубежные социологи Г. Клаус, М. Бур видят в термине «потенциал» что-то, что является возможным, либо «способность к действию»; Х.Х. Билефельд рассматривает потенциал как величину и производственную способность, общность средств; Г. Луц, У. Герман понимают под потенциалом производительную возможность [256]. В зарубежной психологической литературе термин «потенциал» рассматривался как «психологическая сила для достижения субъектом цели» (К. Левин). Несмотря на определенные различия, эти мнения не противоречат, а в известной степени дополняют друг друга, что подчеркивает широту содержания исследуемого понятия. В отечественной психологии и педагогике потенциал первоначально рассматривался в русле идей персонализации или в связи с определением конкретных частных потенциалов (Б.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и другие). С середины XX столетия потенциал исследовался преимущественно в плане соотношения потенциального и актуального на базе представлений СЛ. Рубинштейна (Б.Т. Ананьев, В.Т. Асеев, Т.И. Артемьев, Е.Б. Старовойтенко, Л.Д. Кудряшов и др.).

Сегодня личность человека характеризуется пятью динамическими доминантами, задающими направленность процессу ее развития [99, 243]: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим потенциалами. Лаконично и образно их сформулировал М.С. Каган: потенциал личности определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет [98, 228]. Основные особенности современных представлений отечественных философов, психологов и педагогов о сущности понятия «потенциал» приведены .

Диагностическая программа опытно-поисковой работы по развитию креативного потенциала будущего дизайнера

Исходя из теоретических положений, рассмотренных в предыдущей главе исследования, в данном параграфе раскрыта программа

100 опытно-поисковой работы, включающая цель, задачи, принципы и условия организации, этапы и методы исследования.

Организация поисковой работы в контексте целевого подхода предполагает разработку и реализацию опытно-поисковой программы (Приложение 2), целью которой является апробация модели процесса развития креативного потенциала будущего дизайнера и определение ее эффективности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих организационно-педагогических задач:

- установить взаимосвязь между процессом реализации модели и достигаемыми результатами;

- зафиксировать и представить динамику развития креативного потенциала будущего дизайнера в процессе формирующего этапа эксперимента;

- посредством сравнительного анализа результатов формирующего и констатирующего экспериментов обосновать целесообразность и эффективность комплексной реализации условий развития креативного потенциала будущего дизайнера.

Опытно-поисковая работа осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса в течение трех лет на базе ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедры дизайна и архитектуры архитектурно-строительного факультета), ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» и филиала ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г.Оренбурге. В педагогическом эксперименте приняло участие 25 преподавателей и 563 студента (ОГУ - специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн» по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн»; ОГК - специальности «Мастер профессионального обучения (дизайн)», «Дизайн (моделирование и конструирование швейных изделий)»; филиал РГППУ - специальность «Педагог профессионального обучения (дизайн)»).

I этап опытно-поисковой работы (2006-2007 гг.) предполагал изучение педагогического опыта и состояния проблемы развития креативного потенциала будущего дизайнера; разработку программы исследования; построение рабочей гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

II этап (2007-2008 гг.) включал разработку модели развития креативного потенциала будущего дизайнера, уточнение ее структуры и содержания; разработку диагностического инструментария процесса изучения уровня развития исследуемого профессионально-личностного качества; реализацию программы по развитию креативного потенциала в процессе профессиональной подготовки будущего дизайнера; анализ получаемых в ходе исследования результатов.

III этап (2008-2009 гг.) охватывал экспериментальную проверку гипотезы исследования и эффективности разработанной модели, апробацию полученных в ходе исследования результатов в педагогической практике.

В исследовании использовался комплекс взаимосвязанных методов — наблюдение, устный и письменный опрос, анкетирование, самоанализ, изучение документации и педагогического опыта, моделирование, методы количественной обработки данных и качественного анализа результатов эксперимента.

Первый этап исследования предполагал изучение уровня развития креативного потенциала будущих дизайнеров и определение реальной необходимости развития данного профессионально-личностного качества. Результаты констатирующего эксперимента влияли на выбор методов исследования, критериев и показателей развития креативного потенциала. Данные эксперимента способст 102 вовали правильной организации работы, направленной на развитие исследуемого качества.

При разработке программы исследования возникла потребность в организации и проведении пилотажного исследования, которое позволило выяснить мнение преподавателей и студентов относительно необходимости развития креативного потенциала как важного профессионально-личностного качества будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки и их отношения к исследуемому качеству.

Для решения задач пилотажного исследования было проведено анкетирование (Приложения 3, 4), позволившее определить специфику профессиональной подготовки будущего дизайнера, направленной на его профессионально-личностное развитие; выявить наи более важные профессиональные умения и личностные качества, значимость креативного потенциала для профессиональной деятельности будущего специалиста; определить факторы, негативно влияющие на развитие исследуемого качества; изучить особенности профессиональной подготовки будущего дизайнера, основанной на творческом развитии и определить условия ее эффективности; конкретизировать сущность исследуемого профессионально личностного качества; определить уровень развития креативного потенциала будущего дизайнера.

Похожие диссертации на Развитие креативного потенциала будущего дизайнера