Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие креативности будущих дизайнеров костюма Сапугольцев, Вячеслав Юрьевич

Развитие креативности будущих дизайнеров костюма
<
Развитие креативности будущих дизайнеров костюма Развитие креативности будущих дизайнеров костюма Развитие креативности будущих дизайнеров костюма Развитие креативности будущих дизайнеров костюма Развитие креативности будущих дизайнеров костюма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапугольцев, Вячеслав Юрьевич. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сапугольцев Вячеслав Юрьевич; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т].- Оренбург, 2011.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1034

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий развития креативности будущих дизайнеров костюма 16

1.1.Роль креативности в профессиональной деятельности дизайнера костюма 16

1.2. Философские и психолого-педагогические основания исследования развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма 51

1.3. Педагогические условия высшей профессиональной школы в развитии креативности студентов 87

Выводы по первой главе 107

ГЛАВА 2. Практический опыт реализации педагогических условий развития креативности студентов-будущих дизайнеров костюма 109

2.1. Модель развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза 109

2.2.Опыт реализации условий развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма 127

2.3. Результативность использования педагогических условий развития креативности студентов — будущих дизайнеров костюма 150

Выводы по второй главе 181

Заключение 184

Список использованных источников 187

Приложение 216

Введение к работе

Актуальность исследования. Произошедшие в России на рубеже XX-XXI веков изменения в общественной идеологии и системе ценностей привели к необходимости поиска нового концептуального обоснования педагогических условий развития креативности как личностного ресурса профессиональной компетентности в подготовке специалистов творческих профессий, к которым относится профессия дизайнера костюма (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 Дизайн). Актуальность исследования вызвана сложностью и недостаточной изученностью креативности в следующих ее аспектах: в современном содержательном психолого-педагогическом наполнении этого своеобразного социального феномена, характерного для специалиста - дизайнера костюма; в подтверждении личностно-профессиональной значимости креативности для студента - будущего дизайнера костюма; в реализации практических педагогических условий эффективного развития креативности в процессе профессиональной подготовки дизайнеров костюма.

Специфика профессиональной компетентности дизайнера включает в себя как готовность работать по имеющимся образцам и утвержденным производственным схемам в точном соответствии с ГОСТАМИ, так и одновременную направленность на создание нестандартного, оригинального продукта. В современных условиях конкретный потребитель, работодатель и массовое производство - основные заказчики ожидаемого оригинального продукта деятельности дизайнера костюма, формулируют требования к дизайнерам, которые, отражая социально-культурную и историко-региональную специфику, не всегда совпадают с образцами европейской подиумной моды. Вместе с тем, по мнению искусствоведов и культурологов (Г.П. Аксенов, Г.Г. Коломиец, О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк), в Оренбургской области как пограничном регионе России, исторически сложившемся на основе поликультурного и торгово-экономического взаимодействия восточных и европейских народов, характеризующемся устойчивым культивированием традиционных народных промыслов (пуховязание), имеется ярко выраженная креативная специфика запросов к дизайнерскому оформлению потребительской продукции.

В этой ситуации профессионально востребованным и успешным становится тот дизайнер, который способен казуально воспринимать действительность и креативно в ней действовать - на имеющихся

оборудовании и материалах создавать модные и стильные вещи, демонстрируя высокий эстетический вкус, тонкое чувство меры, глубокую оригинальность замысла и приверженность региональным культурно-историческим традициям.

Определены содержательно-сущностные характеристики творческой активности человека как субъекта продуктивной деятельности и общения (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.С. Каган, И.В. Кириевский, Н.О. Лосский, П. Торренс, П.А. Флоренский, В.Франкл, М. Хайдеггер).

Выделены психолого-педагогические условия формирования творческой личности специалиста - профессионала (В.И. Андреев, Л.М. Архангельский, А.Г. Асмолов, М.А. Галагузова, В.Г. Гладких, И.А. Колесникова, В.А. Поляков, Л.О. Романова, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн, В.Н. Худяков).

Выявлены закономерности и принципы художественно-эстетического развития личности в образовательном взаимодействии (Ю.Б. Борев, М.А. Верб, Э.А. Здановская, СМ. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая).

Всесторонне рассмотрены вопросы теории и истории дизайна, дизайнерского образования, в том числе в аспекте формирования профессиональной компетентности дизайнеров костюма (Н.В. Бровко, Ю.М. Бундина, Н.В. Воронов, О.Е. Краюхина, СМ. Михайлов, Ю.В. Назаров, СВ. Ноздрюхина, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Е.Э.Павловская, О.П. Тарасова, Е.В. Ткаченко, И.Б. Торшина).

Анализ исследований работ отечественных (С.Я. Батышев, В.И. Байденко, Н.П. Бахарева, Г.Д. Бухарова, Н.Н. Булынский, А.А. Добряков, В.М. Жураковский, В.В. Кольга, П.Ф. Кубрушко, В.В. Кузнецов, P.M. Петрунева, И.П. Смирнов, Ю.Г. Татур, А.И. Чу-чалина) и зарубежных исследователей (М. Baxter, L. Devis, М. Flemings, R.C Jones, R.Klarus, E. Maisel, J. Schriewer, P. Sloane, N. Strom-quist) по вопросам технического образования свидетельствует о возрастающем научном интересе к проблеме формирования готовности будущего специалиста к решению творческих задач.

Вместе с тем проведенный научно-практический анализ показал, что успешной развитие креативности будущего дизайнера костюма в процессе его профессионального становления затрудняется наличием противоречий между:

- возрастающей потребностью общества в оригинальных продук-

тах профессиональной деятельности специалистов и существующей системой профессиональной подготовки, в недостаточной степени реализующей потенциал высшей школы по развитию креативности студентов;

ориентацией новых стандартов высшего профессионального образования на приоритеты творческого становления специалиста - дизайнера костюма, и известным доминированием модели вузовского образования, направленной на освоение стандартных технологических приемов и способов работы;

массовым характером образовательного процесса в высшей профессиональной школе и потребностью будущего дизайнера костюма в раскрытии индивидуальности, способствующей реализации креативности как важнейшей характеристики профессионального компетентности современного специалиста.

Результаты проведенного теоретического анализа научной литературы по философии, педагогике, психологии и социологии, а также изучение опыта развития профессиональной компетентности специалистов творческих профессий определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития креативности студентов -будущих дизайнеров костюма?

Необходимость образовательного преодоления выявленных противоречий и несомненная актуальность обозначенной проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Развитие креативности будущих дизайнеров костюма».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия развития креативности будущих дизайнеров костюма в профессиональной подготовке.

Объект исследования: профессиональная подготовка дизайнеров костюма в вузе.

Предмет исследования: процесс развития креативности будущих дизайнеров костюма.

Гипотеза исследования: развитие креативности будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза будет осуществляться более эффективно, если:

- создаются педагогические ситуации, включающие студентов в совместную проектную творческую деятельность, требующую поэтапного освоения усложняющихся профессиональных умений и решения творческих профессиональных задач;

- осуществляется педагогическое сопровождение профессио
нальной подготовки будущего дизайнера;

- содержание учебно-воспитательного процесса и формирование
общекультурных и профессиональных компетенций студентов проек
тируются с учетом возможностей социокультурной среды вуза, города
и региона.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования в диссертации были определены и решались следующие задачи:

  1. Уточнить содержание базовых понятий и категорий исследования.

  2. Выявить показатели уровней развития креативности и разработать диагностическую программу развития исследуемого качества дизайнеров костюма.

  3. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель развития креативности будущих дизайнеров костюма в условиях высшей профессиональной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические положения, идеи и концепции, раскрывающие закономерности развития креативности личности и подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности:

компетентностный подход в образовании (И.Д. Белоновская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Кузнецов, Н.С. Сахарова, В.В. Сериков);

теоретические положения в области теории и методики профессионального образования (С.Я. Батышев, П.Ф. Кубрушко, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко);

концептуальные основы креативного развития личности в деятельности (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.С. Подымова, Н.Ф. Талызина);

концептуальные положения аксиологии образования (В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, Б.С. Гершунский, А.Г. Здра-вомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, СЕ. Матушкин, Г.А. Мелеке-сов, В.А. Сластенин);

теория и история дизайна, дизайнерского образования (Н.В.Воронов, Е.Н. Ковешникова, А.Н. Лаврентьев, СМ. Михайлов, Ю.В. Назаров, Е. Розенблюм, В.Ф. Рунге, С. Хан-Магомедов);

- фундаментальные исследования по проблемам педагогики и
психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский,
Дж. Гилфорд, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, П.И. Пидкасистый,

Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, O.K. Тихомиров), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Э.А. Голубева, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов).

В качестве основополагающего методологического ориентира исследования был принят компетентностный подход, позволивший рассмотреть креативность студентов - будущих дизайнеров костюма как индивидуально-личностное качество, способствующее решению профессиональных проектных творческих задач и выступающее основой формирования профессиональной, общекультурной и социально-личностной компетентности специалиста.

Методы исследования. Логика диссертационного исследования обусловила применение взаимодополняемого единства теоретических (анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта) и эмпирических (наблюдение, анкетирование, беседы, опрос; вербальные и невербальные (рисуночные) тесты на креативность; метод экспертной оценки; статистическая обработка материалов исследования) методов.

База исследования: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедры дизайна и архитектуры архитектурно-строительного факультета), ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (кафедра дизайна), Оренбургского филиала ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (специальность «Профессиональное обучение»). Исследованием было охвачено 529 респондентов.

Этапы исследования:

  1. Теоретический (2006-2008 г.г.) - определение теоретической базы исследования, изучение и анализ педагогической, философской, психологической литературы по проблемам развития креативности и формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера костюма; определение теоретических основ исследования и формулирование рабочей гипотезы.

  2. Опытно-экспериментальный (2008-2010 г.г.) - проведение констатирующей диагностики и осуществление формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

  3. Обобщающий (2010-2011 г.г.) - анализ, систематизация и обобщение результатов проведенного исследования; уточнение положений, выносимых на защиту и выводов исследования; оформление

текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования:

уточнена педагогическая сущность понятия «креативность дизайнера костюма» как личностного ресурса формирования профессиональной компетентности специалиста, развивающегося на основе индивидуально-личностных и социальных предпосылок в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и самообразовательной деятельности и обеспечивающего успешность профессионального творческого роста;

выявлена специфика креативности дизайнера костюма, определяемая совокупностью системообразующих характеристик профессиональной деятельности специалиста, включающих готовность порождать оригинальные идеи авторских коллекций (эскиз, макет, модель), разрабатывать и выполнять оригинальные дизайн-проекты (спецификация требований, инженерное конструирование, технология изготовления), создавать презентационный видеоряд авторской коллекции (комплекс функциональных и композиционных решений поди-умного представления);

на основе анализа существующей теории и практики развития креативности и формирования профессиональной компетентности дизайнеров костюма выявлена взаимосвязь понятий «креативность» и «профессиональная компетентность», в которой: первое - индивидуально-личностный, развивающийся в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и самообразовательной деятельности, ресурс студента - будущего дизайнера костюма; второе - зависимая результирующая характеристика специалиста - дизайнера костюма, определяющая успешность его профессиональной деятельности;

определены уровни и показатели развития креативности в профессиональной подготовке дизайнеров костюма: высокий - готовность решать сложные профессиональные задачи (показатель - «творчество на основе оригинальной авторской идеи и с использованием нетипичных приемов и технологий изготовления костюма»); средний - готовность решать нетипичные профессиональные задачи (показатель -«подражание стилю с использованием элементов нетипичных приемов и технологий изготовления костюма»); низкий - готовность решать типичные профессиональные задачи (показатель - «подражание стилю, копирование технологии изготовления костюма»).

- разработана структурно-функциональная модель развития
креативности будущих дизайнеров костюма, интегрирующая поэтап
ное освоение усложняющихся профессиональных умений и решение
творческих дизайнерских задач в учебно-профессиональной, проект
ной квазипрофессиональной и самообразовательной деятельности (от
владения рисунком, его использования в составлении композиции,
разработки проектной идеи в макетном образце до конструирования
дизайн-проекта в промышленном масштабе);

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и результаты исследования обогащают теорию профессиональной педагогики уточнением педагогической сущности понятия «креативность дизайнера костюма» и комплексом представлений о теории и практике развития креативности как индивидуально-личностного качества, обеспечивающего формирование профессиональной компетентности специалистов. Опыт построения структурно-функциональной модели развития креативности дизайнера костюма вносит определенный вклад в теорию моделирования педагогических систем и может служить основой формирования профессиональной компетентности студентов других творческих специальностей.

Практическая значимость исследования:

разработанная в ходе исследования структурно-функциональная модель развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма может служить основой формирования профессиональной компетентности студентов других творческих специальностей;

апробирован комплекс диагностических методик мониторинга развития креативности студентов в учреждениях высшего профессионального образования;

созданные учебное пособие «Основы теории и методологии дизайн проектирования костюма» и методические указания к курсовым проектам по дисциплине «Выполнение проекта в материале», методические указания к отчету по конструкторско-технологической практике, методические указания по дипломному проектированию для педагогов высшей профессиональной школы, раскрывают педагогические условия развития креативности будущего специалиста - дизайнера костюма для организации самостоятельной работы студентов;

результаты исследования и разработанные в ходе него материалы могут быть использованы преподавателями вузов, студентами, аспирантами в проведении семинарских занятий, лекций, научно-

практических конференций.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивается опорой на концептуальные положения философии, педагогики, психологии; использованием значительного количества теоретических источников, применением разнообразных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическими условиями развития креативности буду
щих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза являются:

- создание педагогических ситуаций, включающих студентов в
совместную проектную творческую деятельность;

осуществление педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего дизайнера;

формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов с учетом возможностей социокультурной среды вуза, города и региона.

  1. Создание педагогических ситуаций, включающих студентов в совместную проектную творческую деятельность, предполагает единство аудиторной и внеаудиторной работы и направлено на поэтапное освоение будущими специалистами усложняющихся профессиональных умений и решение творческих профессиональных задач в интерактивно-конкурсном взаимодействии (от владения рисунком, его использования в составлении композиции, разработки проектной идеи в макетном образце до конструирования дизайн-проекта в промышленном масштабе).

  2. Осуществление педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего дизайнера включает реализацию комплекса методов, средств и педагогических технологий индивидуальной и групповой работы, происходит поэтапно (входная диагностика уровня развития креативности; расширение когнитивно-эмоционального поля; помощь в выстраивании личностного отношения к предстоящей деятельности; построение индивидуальной программы творческой деятельности; реализация индивидуальной программы творческой деятельности; обеспечение адекватной самооценки; итоговая диагностика уровня развития креативности) и совместное эмоциональное переживание результатов творческой деятельности преподавателем и студентом.

4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов с учетом возможностей социокультурной среды вуза, города и региона осуществляется на основе цикличного использования креативного потенциала элементов и этапов профессиональной творческой деятельности дизайнера костюма, включая: эмоциональное переживание идеи; выражение замысла костюма в рисунке; поиск вариантов выражения замысла костюма в ткани и цветовом решении; изготовление демонстрационного образца костюма; публичное композиционное представление костюма; рефлексия, совершенствование костюма и планирование новой идеи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет, ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж», Оренбургского филиала ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Международных (Екатеринбург: 2004, 2005, 2006; Пенза: 2004, 2010, 2011; Тамбов 2010), Всероссийских научно-практических конференциях (Оренбург: 2006, 2008, 2010; Тобольск: 2009, 2010; Владивосток 2009; Красноярск 2011), а также отражены путем публикаций в журналах реестра ВАК.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического и историко-педагогического анализа проблемы развития креативности как личностного ресурса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера костюма; в разработке структурно-функциональной модели развития креативности и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий ее реализации в вузе; в обработке и систематизации полученных данных.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Философские и психолого-педагогические основания исследования развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма в учебно-воспитательном процессе вуза мы рассматривали в контексте проблемы нашего исследования — развития" креативности личности студентов.

Задача формирования творческой личности современного специалиста была вызвана широким внедрением достижений и открытий науки в технику и технологию промышленного производства. В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества в решении своих профессиональных задач. Это предопределило новый интерес к проблеме развития креативности личности специалиста, который усиливается в современных процессах совершенствования системы высшего профессионального образования, направленного на формирование, у студентов творческих способностей.

Однако эта проблема до сих пор остается нерешенной. Одной из причин; по-нашему мнению.; является, то, что понятия «творчество», «творческие способности», «креативность» не получили, еще в педагогике однозначного толкования, несмотря на то, что, отечественные и зарубежные ученые уделяли и уделяют большое внимание проблеме творчества и творческих способностей личности-. Исследование креативности и творчества широко представлены и в отечественной и зарубежной науке (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, Т.Ю. Колошина, Б.Б. Коссов, Н.Д. Никандров, Я.А. Пономарев, Г.Ф. Похмелкина, С.Л. Рубинштейн, СЮ. Степанов, Т.В. Фролова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, П. Торранс).

Наше обращение к проблеме развития креативности студентов - будущих дизайнеров требовало выстроить логику анализа имеющегося теоретического наследия по данной проблеме: 1. Выявить, проблемное поле понятия «творчество» и сопряженных с ним понятий, таких как «творческая деятельность», «этапы творческого процесса», «природа творчества». Выделение этих понятий требовала сама сущность и специфика деятельности дизайнера - творчество. 2. Выявить сущностные характеристики творческой личности, определить среди них место и роль креативности. Это необходимо было сделать для их сопоставления с требованиями Государственных образовательных стандартов. 3. Выявить условия мотивации творческой деятельности и развития креативности. Эти сведения необходимы были, для построения модели развития креативности будущих дизайнеров костюма и апробации ее в практике высшей школы.

Изучение проблемы творчества в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ.. Но в целом, как это отмечают исследователи в разных областях науки, творческая деятельность человека остается непознанной сферой. Большой разброс интересов исследователей разных направлений» и областей наук к проблеме творческой деятельности приводит к тому, что сегодня в понимании сущности- используемых в этом процессе понятий не наблюдается-единой позиции.

Еще со времен Аристотеля природа души, сознания человека связывались с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т.е. особой универсально-творческой активности человека. Философские аспекты проблемы творческой активности личности широко- изучались представителями немецкой классической философии: Кантом, Гегелем, Фихте, Фейербахом, Шеллингом, которые наметили перспективный методологический подход к решению данной проблемы. Немецкие философы соединили проблему активности субъекта с категорией деятельности, пытаясь реализовать соотношение субъекта и объекта, и впервые рассматривали деятельность «не только как предмет созерцания, на также и как предмет деятельности мыслящего субъекта». В их работах сущность творчества определялась как духовно-практическая самодеятельность, основными характеристиками которой выступают целесообразность, свобода, универсальность, целостность, органическая связь с развитием человека. Механизмы творчества были интерпретированы как механизмы духовно-практической деятельности, а противоречивость последней - как внутренний источник саморазвития творчества.

Общепринятое понятие творчества - это определение его как процесса или деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. В психологическом словаре читаем: «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [181].

Понятие творчества в отечественной психологии и педагогике анализировалось учеными с различных точек зрения. Анализ литературы показал, что среди множества вариантов толкования этого понятия основная граница проходит между пониманием творчества как социального феномена и пониманием его как механизма развития, как атрибута, присущего природе и обществу.

В.И. Даль трактует творчество как сотворение, созидание, дея-тельностное свойство человека [67, Т. 2, с. 454]. Согласно психологическому словарю, творчество — деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью [181, с. 768].

Педагогические условия высшей профессиональной школы в развитии креативности студентов

Реформирование системы высшего образования, а также включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов характеризуются поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с его вхождением в мировое образовательное пространство.

При этом в университетском образовании наблюдается ряд тенденций, из которых важными для нашего исследования являются: развитие многоуровневой системы, обеспечивающей студентам мобильность в темпах обучения и в выборе уровня будущей специальности; оснащение вузов современными информационными технологиями; переход российских вузов в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов и новых образовательных технологий.

Для проверки предположений выдвинутой нами гипотезы и построения структурно-функциональной модели процесса развития креативности студентов — будущих дизайнеров костюма нам было необходимо провести анализ теоретического обобщения имеющегося опыта работы в высшей профессиональной школе по организации педагогических условий развития креативности будущих специалистов или смежных с ней компонентов профессиональной компетентности.

В большинстве педагогических исследований последних лет, посвященных вопросам подготовки специалиста, подчеркивается актуальность проблемы разработки концепции развития творческой одаренности молодежи в вузах и отсутствие комплексного подхода к ее изучению до настоящего времени.

И.П. Гладилина [55] провела анализ работы столичных вузов и вузов ряда регионов России — участников Всероссийских Педагогических Форумов Национальной Системы «Интеграция» - для выявления используемых в педагогической практике технологий, развивающих творческую деятельность студентов. Ею отмечено, что в высшей школе традиционно выполняются студенческие учебно-исследовательские работы (курсовые, выпускные квалификационные работы); работают студенческие научные общества; проводятся творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, научные конференции, чтения. Однако совсем не традиционной и встречающейся крайне редко является индивидуальная работа со студентом («индивидуальный график обучения»). В качестве положительного опыта многие авторы исследований отмечают такие личностно значимые формы работы в вузах как социальное признание результатов творческой деятельности студентов - это специальные именные стипендии; профильные лагеря; стажировки в зарубежных вузах; грамоты, дипломы [9, 10; 29; 102, 112, 136; 154, 159, Г63, Г84, 204, 213, 223, 224].

В, педагогических научных исследованиях последнего десятилетия представлены разнообразные подходы к решению5 проблемы. развития профессиональной компетентности, креативности и творчества будущих специалистов. Перечень тематики исследований говорит о широте охвата проблемы. Во-первых, работы касаются подготовки специалистов различных направлений: экономистов, юристов, инженеров, журналистов, менеджеров, учителей, медицинских работников и т.п. Во-вторых, представлены различные аспекты проблемы: от условий и факторов, способствующих развитию компонентов творческого потенциала и формированию единичных компетенций будущих специалистов, до работ, методологически и интегрировано обобщающих накопленные теоретические знания и практический опыт педагогов по фундаментальным педагогическим понятиям, связанным с феноменом творчества и его истоков. В-третьих, по содержательной направленности работы представляют решение проблем как по теории и методике профессионального образования, общей педагогике так и по истории педагогики и образования.

Отметим, что во всех работах дается трактовка профессиональному образованию, которое понимается как способ «вхождения личности в мир культуры», в том числе и профессиональной. Поэтому, практически все представленные в работах системы психолого-педагогических предпосылок развития и становления специалиста и качеств его профессиональной компетентности базируются» на личностных факторах и обращены на активное творческое саморазвитие студентов как способа освоения профессиональной культуры. Такой постановке решения базовых проблем- исследований способ-ствуют разработанные w активно используемые деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный . и аксиологический подходы (Е.В . Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский,, А.Т.Глазунов, В .П. Гурченко, Р.Г. Гурова, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков).

Опорой для нашего исследования стало уточненное Ю.М. Бун-диной с позиций аксиологического подхода понятие профессиональной компетентности дизайнеров костюма [33]. Она рассматривает его как интегративное- качество личности, отражающее готовность к выполнению- нестандартных дизайнерских задач на высоком профессиональном уровне, базирующееся на совокупности профессиональных знаний, умений инженерно-технического и художественно-творческого характера и системе личностных и профессионально-значимых ценностных отношений.

В научных работах по проблемам профессиональной педагогики, авторы которых прошли защиту на соответствие искомой степени кандидата или доктора наук в диссертационном совете Оренбургского государственного университета Д 212.181.01, представлены оригинальные подходы и опыт организации педагогических условий, способствующих развитию исследуемого нами качества:

Модель развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза

Изучение таких сложных явлении как развитие креативности студентов - будущих дизайнеров костюма в условиях университетской образовательной среды» потребовало построения теоретической модели. Анализ исследований по организации педагогических условий развития креативности студентов — будущих дизайнеров,; в образовательном процессе высшей профессиональной школы, проведенный с целью поиска вариантов построения теоретической; модели,. привел нас к выводу о недостаточной их разработанности- и представленности в педагогической периодике.

Данный факт заставил нас обратиться к теории моделирования; выделяя в; ней вопросы, касающиеся построения, моделей естественных гуманитарных систем как наиболее полно отвечающих сходству с предметом и объектом нашего моделирования, а также к работам философов, психологов, социологов и педагогов по проблемам моделирования реальных гуманитарных объектов и процессов.. Все это помогло нам определить подходы к разработке структурно-функциональной модели развития креативности студента — будущего дизайнера костюма, необходимой для проверки действенности выдвинутых нами в гипотезе педагогических условий.

Согласно определению модели, данного В.А.. Штоффом, «под моделью понимается такая мысленно представленная- или материально реализованная система,, которая, отображая или воспроизводя по объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [254, с. 19].

Целью образовательного процесса,в высшей профессиональной школе является прогностический идеальный образ ее выпускника , сформулированный в основных позициях Государственных образовательных стандартов в виде перечня основных знаний, умений и навыков владения этими умениями, определяемыми, разработчиками и составителями стандартов как профессиональные компетенции. Однако, как мы отмечали выше, феномен креативности требует описания характеристик целостного образа специалиста. По нашему убеждению этот образ должен включать содержательно полный перечень идеальных характеристик выпускника вуза готового к осуществлению профессиональной творческой деятельности.

Кроме этого наша структурно-функциональная модель должна была включать описание педагогических условий, способствующих развитию этих идеальных характеристик, а также последовательность включения этих условий на всех этапах развития исследуемых качеств у идеального студента. Также модель должна показывать эффективность использования предлагаемых педагогических условий и включать варианты возможных уровней достижения желаемого результата и используемых диагностических процедур их отслеживания.

Выстраивая образ идеального выпускника — дизайнера костюма, мы столкнулись с дилеммой, выраженной в высказывании В.П. Зинченко. Он отмечает, что идея формирования личности нового человека, как субъекта и результата образовательного процесса, не раз на практике являлась фактом перевоплощения ее в объект управления и манипулирования [89]. Соглашаясь с мыслью В.И. Зинченко о том, что не все идеально задуманное и смоделированное в теории подвластно образованию воплотить в реальном человеке, а цели, провозглашенные педагогом, не всегда бывают принятыми студентом мы отстаиваем, мысль отом, что моделирование; педагогического- процесса, направленного на совершенствование слагаемых его4 компонентов может способствовать их реальному улучшению., Мы также опираемся на\мнение I?.К. Селевко который-отмечая ориентацию образовательного учреждения на: воспитатель— ные модели, подчеркивает, что «современное общество» и образование выдвигают новую для высшей российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность» [201].

При построении структурно-функциональной модели развития креативности студента - будущего дизайнера мы выделили следующие ее блоки: 1. Основываясь на детерминации: внутреннего (потенциального) и внешнего (актуального), проявляющихся в дихотомии креативность (как способность к творческой деятельности) и творческая; деятельность (как; проявление креативности), нами были выделены субъектно-обусловленные и, процессуально-результирующие компоненты модели. Они учтены в блоке А нашей модели. 2. Для объяснения? логики? развития креативности студентов; были выделены ее критерии, уровни, мотйвационные факторы, принципы, которые учтены в блоке В нашей модели. 3. Дополнив предлагаемые в педагогической науке этапы творческой деятельности, мы включили в модель шестиэтапныи цикл проявления, креативности в деятельности, который представлен в; блоке С нашей модели. 4. Педагогическими условиями реализации разработанной нами модели является педагогическое сопровождение, осуществлявмое педагогом параллельно специально организованной- творческой деятельности студента. Педагогическое сопровождение процесса развития креативности студентов - будущих дизайнеров, осуществляемое педагогом» семью шагами, представлено в блоке D нашей модели-. Рассмотрим содержательно выделенные блоки: 1. Для раскрытия сущности, блока А мы опирались на понимание понятия «креативность» как способность к творческой деятельности. Поэтому детерминация креативности и деятельности, проявляющейся на ее основе, — неоспоримый факт (рисунок 4).

Результативность использования педагогических условий развития креативности студентов — будущих дизайнеров костюма

Изучение таких сложных явлении как развитие креативности студентов - будущих дизайнеров костюма в условиях университетской образовательной среды» потребовало построения теоретической модели. Анализ исследований по организации педагогических условий развития креативности студентов — будущих дизайнеров,; в образовательном процессе высшей профессиональной школы, проведенный с целью поиска вариантов построения теоретической; модели,. привел нас к выводу о недостаточной их разработанности- и представленности в педагогической периодике.

Данный факт заставил нас обратиться к теории моделирования; выделяя в; ней вопросы, касающиеся построения, моделей естественных гуманитарных систем как наиболее полно отвечающих сходству с предметом и объектом нашего моделирования, а также к работам философов, психологов, социологов и педагогов по проблемам моделирования реальных гуманитарных объектов и процессов.. Все это помогло нам определить подходы к разработке структурно-функциональной модели развития креативности студента — будущего дизайнера костюма, необходимой для проверки действенности выдвинутых нами в гипотезе педагогических условий.

Согласно определению модели, данного В.А.. Штоффом, «под моделью понимается такая мысленно представленная- или материально реализованная система,, которая, отображая или воспроизводя по объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [254, с. 19].

Целью образовательного процесса,в высшей профессиональной школе является прогностический идеальный образ ее выпускника , сформулированный в основных позициях Государственных образовательных стандартов в виде перечня основных знаний, умений и навыков владения этими умениями, определяемыми, разработчиками и составителями стандартов как профессиональные компетенции. Однако, как мы отмечали выше, феномен креативности требует описания характеристик целостного образа специалиста. По нашему убеждению этот образ должен включать содержательно полный перечень идеальных характеристик выпускника вуза готового к осуществлению профессиональной творческой деятельности.

Кроме этого наша структурно-функциональная модель должна была включать описание педагогических условий, способствующих развитию этих идеальных характеристик, а также последовательность включения этих условий на всех этапах развития исследуемых качеств у идеального студента. Также модель должна показывать эффективность использования предлагаемых педагогических условий и включать варианты возможных уровней достижения желаемого результата и используемых диагностических процедур их отслеживания.

Выстраивая образ идеального выпускника — дизайнера костюма, мы столкнулись с дилеммой, выраженной в высказывании В.П. Зинченко. Он отмечает, что идея формирования личности нового человека, как субъекта и результата образовательного процесса, не раз на практике являлась фактом перевоплощения ее в объект управления и манипулирования [89]. Соглашаясь с мыслью В.И. Зинченко о том, что не все идеально задуманное и смоделированное в теории подвластно образованию воплотить в реальном человеке, а цели, провозглашенные педагогом, не всегда бывают принятыми студентом мы отстаиваем, мысль отом, что моделирование; педагогического- процесса, направленного на совершенствование слагаемых его4 компонентов может способствовать их реальному улучшению., Мы также опираемся на\мнение I?.К. Селевко который-отмечая ориентацию образовательного учреждения на: воспитатель— ные модели, подчеркивает, что «современное общество» и образование выдвигают новую для высшей российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность» [201].

При построении структурно-функциональной модели развития креативности студента - будущего дизайнера мы выделили следующие ее блоки: 1. Основываясь на детерминации: внутреннего (потенциального) и внешнего (актуального), проявляющихся в дихотомии креативность (как способность к творческой деятельности) и творческая; деятельность (как; проявление креативности), нами были выделены субъектно-обусловленные и, процессуально-результирующие компоненты модели. Они учтены в блоке А нашей модели. 2. Для объяснения? логики? развития креативности студентов; были выделены ее критерии, уровни, мотйвационные факторы, принципы, которые учтены в блоке В нашей модели. 3. Дополнив предлагаемые в педагогической науке этапы творческой деятельности, мы включили в модель шестиэтапныи цикл проявления, креативности в деятельности, который представлен в; блоке С нашей модели. 4. Педагогическими условиями реализации разработанной нами модели является педагогическое сопровождение, осуществлявмое педагогом параллельно специально организованной- творческой деятельности студента. Педагогическое сопровождение процесса развития креативности студентов - будущих дизайнеров, осуществляемое педагогом» семью шагами, представлено в блоке D нашей модели-. Рассмотрим содержательно выделенные блоки: 1. Для раскрытия сущности, блока А мы опирались на понимание понятия «креативность» как способность к творческой деятельности. Поэтому детерминация креативности и деятельности, проявляющейся на ее основе, — неоспоримый факт (рисунок 4).

Похожие диссертации на Развитие креативности будущих дизайнеров костюма