Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Бочкарева, Маргарита Михайловна

Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма
<
Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочкарева, Маргарита Михайловна. Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бочкарева Маргарита Михайловна; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма].- Москва, 2007.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1723

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основания исследования ролевых игр

1.1. Ролевые игры как специфическая молодежная субкультура в контексте развития социокультурной практики

1.2. Сущность и содержание ролевых игр в психолого-педагогических исследованиях

1.3. Ролевые игры как средство подготовки обучающихся к будущей профессии CLASS Глава 2. Содержание и структура ролевых игр в подготовке будущих специалистов для сферы туризма CLASS

2.1. Содержание и структура ролевых игр

2.2. Практикоориентированная направленность ролевых игр

2.3. Экспериментальная проверка системы ролевых игр профессиональной подготовке студентов туристских вузов

Заключение

Библиография

Сущность и содержание ролевых игр в психолого-педагогических исследованиях

В СССР существуют настольные ролевые игры и игры живого действия, которые зародились и развивались параллельно. Ролевые игры живого действия зарождаются в Клубах Любителей Фантастики и Клубах самодеятельной песни. Они достаточно быстро приводят к возникновению самостоятельного неформального ролевого движения [6]. Ролевые игры -это игры в определенных обстоятельствах. Это игры на возможное изменение уже известных тенденций. Это игры на проектирование новой истории. Это игры на оценку всех возможных вариантов - с тем, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия.

Строго говоря, точного определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления. Рассмотрим признаки игры: игра происходит отдельно от всего остального; игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий; игра обязательно предполагает собственную активность участников; игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей, формальные или «производственные», и отношения людей, личностей. Ролевая игра, кроме вышеперечисленных, включает в себя еще два требования: в ролевой игре обязательно предполагается функция организатора игры, мастера; в ролевой игре основным механизмом «запуска» является «роль» - комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре. Современное движение ролевых игр нельзя назвать толкиенистским, т.к. его участники играют буквально все: от «Курочки Рябы» до «Перекрестка». Игра, в которой в идеале участвуют литературные персонажи всех времен и народов, от «Вавилона-5», известный футуристический сериал, до «Валинорки» - «Сотворения мира».

Ролевая игра - это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни. Глобальная цепь ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой личностью и окружающем ее миром. Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи: познавательные; эстетические под лозунгом «мир прекрасен»; обучающие (в игре можно быть следопытом, воином, монахом, генералом, президентом). Игры могут быть этическими, компенсаторными (игры такого плана предполагают обязательный литературный или реже кинематографический источник), структурированными под лозунгом «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Организация игры начинается с ее замысла. Основное внимание при этом должно быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть целостным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, уточняется продолжительность игры.

Определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если игра полигонная, то определяются основные характеристики места игры. Следующий важный момент - подбор организаторов игры и создание команды мастеров. Их задача заключается в разработке замысла игрового мира, подготовке к игре, контроле за ее ходом и, в случае необходимости, защите игрового мира от неадекватных ему действий игроков. Команда участников состоит обычно из 5-7, но не больше 10 человек. Команда должна создать командную легенду - историю изображаемого народа, города, а именно сделать описание современного состояния: кому, сколько лет, кто что делает, в каких родственных или иных отношениях состоит. Далее материализовать задуманный имидж команды. Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этого проводят парад участников игры или устраивают театральное действие [128].

Изучая генезис ролевого движения в СССР, была сделана попытка построить эвристическую модель процесса возникновения нового социокультурного феномена. Вот ее исходные основания: зарождение нового явления — результат активности субъекта, который реализует собственные потребности; субъект находится в определенных социокультурных условиях, которые не в полной мере позволяют ему эти потребности удовлетворить; субъект руководствуется субъективной стратегией, воздействует на объект, используя все средства, и получает результат. В дальнейшем процесс ролевого движения будет представлен в трех компонентах. Первый компонент - результат, который может быть представлен новым видом игропрактики - ситуационно-ролевыми играми, новым видом деятельности по производству игропрактики - ролевым моделированием, новыми объединениями клубами ролевых игр, новой субкультурой ролевого движения, образом жизни ролевика.

Второй компонент — субъект преобразования, имеющий особые потребности, вызвавшие активность. Сам по себе субъект специфичен, т.к. представляет собой определенную социальную группу, в сознании которой имеются образы желаемого и возможного. Для определения субъекта показательна характеристика Н.Ю. Гавриловой, которая указывает на то, что «движение ролевых игр объединяет в основном молодёжь 18- 25 лет, но довольно много участников движения и более солидного возраста - до 30 лет, есть старшие-школьники 13-15 лет. Людей моложе 13 или старше 30 лет — не более 10%. Участники движения в основном жители крупных городов. Уровень дохода сотавляет от среднего до случайных заработков. Много студентов, живущих в общежитиях. Интеллектуальный уровень участников движения довольно высок и самоподдерживается. Если человек не любит читать, то сюжетно-ролевая игра будет для него трудна, а общение с игроками не интересно».

Ролевые игры как средство подготовки обучающихся к будущей профессии

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с классификационным критерием в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и на речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на «аспектные» является в достаточной степени условным, т.к в языке аспекты тесно взаимосвязаны. Однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры. Речевые игры нацелены на формирование умений в определенном виде речевой деятельности (обучение аудированию, монологической речи, диалогической речи, чтению, письму).

По форме проведения выделяют следующие игры: предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Индивидуальные игры представляют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и «общение» обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова делят игры на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые [47, 46]. Языковые игры, как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов, предложений и др. Отличительными особенностями этих игр являются: статичность, подсказанность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность. Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям [45].

Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного - двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в методической литературе принято называть симуляциями [46].

Рассмотрим характерные черты всех ролевых игр, которые включают наличие проблемы, лежащей в основе игры; наличие определенных персонажей, ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме; наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.

Деловая игра — это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения.

В школьных условиях деловые игры будут занимать весьма скромное место. Они применяются на профильно-ориентированном этапе. Понимание и принятие роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также оперирование профессионально значимыми решениями [45].

С расширением научных, экономических, культурных, туристских связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на иностранном языке. Уровень владения языком должен позволять общаться на иностранном языке с его носителями за рубежом и у себя в стране без переводчика при наличии в речи фонетических, лексико-грамматических погрешностей, которые не препятствуют общению. В методической литературе известно несколько разновидностей методики обучения иностранному языку: гипнопедия, релаксопедия, ритмопедия, «погружение». Нельзя не упомянуь метод интенсивного обучения Г.А. Китайгородской, где главным критерием является активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного обучения общению на иностранном языке, на коммуникативном уровне в заданных временных рамках. Метод ускоренного обучения иностранному языку, разработанный доктором Г. Лозановым (в обучении большое внимание уделяется связи учебного процесса с личными интересами и мотивами учащихся) является очень популярным [185]. В новой образовательной парадигме методические проблемы требуют своего осмысления не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов усвоения языка в различных учебных условиях

Практикоориентированная направленность ролевых игр

В индустрии туризма человеку уделяется особое внимание по целому ряду обстоятельств. Индустрия туризма является одной из наиболее доходных сфер деятельности, где прибыль зависит от профессионализма работающего там персонала [166]. Взаимоотношения персонала с клиентами во время обслуживания являются определяющими для предприятий индустрии туризма. Во многом уровень взаимоотношений между служащим и клиентом составляют сущность самого обслуживания. Специфические особенности спроса на услуги индустрии туризма являются теми факторами, которые приводят к росту стоимости труда в этой индустрии. Процесс обучения персонала - это планомерная систематическая работа не только компании, но и вузов, начинающаяся с выявления в организации потребности в обучении сотрудников. К сожалению, в настоящее время типичной является ситуация, когда в организациях индустрии туризма не уделяется достаточно внимания выявлению потребности в обучении различных категорий работников. Это происходит не потому, что считается ненужным, а просто из-за того, что в организации отсутствуют документы и положения, регламентирующие порядок или технологию выявления такой потребности. Для того чтобы понять, чему нужно учить, нужно знать какими специфическими знаниями должен владеть сотрудник. В этом помогут должностные инструкции работников в сфере туризма (Приложение 1). В процессе развития и формирования работника в организации индустрии туризма особую роль играют знания. 21 век - это век знаний. Развитие работников, прежде всего, связано с приведением их знаний в соответствие с их возможностями. В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности они и развивают свой опыт, достигая поставленной цели, формируют профессиональные качества. Наиболее предпочтительным методом формирования коммуникативных качеств являются ролевые игры. На рис. 4 представлена модель применения ролевых игр в профессиональной коммуникативной подготовке специлистов сферы туризма. Студент

Организации индустрии туризма используют специальные методы и системы управления профессиональным развитием личности (управление профессиональным обучением, подготовка резерва управленцев, развитие карьеры), представляющие собой процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков и знаний сотрудникам компании.

Развитие персонала - это комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы. Развитие персонала в организациях индустрии туризма должно представлять собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в работниках той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом, организация процесса адаптации, обучения, формирования корпоративной культуры. В настоящее время принципиальным образом расширяются диапазон и содержание требований к профессиональным качествам работника в сфере туризма. К общепринятым требованиям (четкая дисциплина, высокие исполнительные качества, ответственность, инициатива и творческая заинтересованность в труде) добавляются самомотивация, гибкость, организаторские способности, готовность и способность к профессиональному развитию, умение ставить и решать проблемы, готовность работать в экстремальных ситуациях, здравый смысл, бережливость, доброжелательность, неприятие коррупции и др. [183]. Развитие - это процесс закономерного изменения, переход из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие персонала - это целенаправленное систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения и углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, повышения мотивации и организационных возможностей организации использовать весь потенциал работника; процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач[183]. Дальнейшее направление в развитии управленческого персонала в России должно представлять собой синтез перспективных отечественных и западных методов обучения. Рассмотрим процесс подготовки кадров в России и за рубежом.

Российский опыт показывает, что для подавляющего количества компаний до недавнего времени было характерно недостаточное внимание к обучению персонала [87]. Это связано, прежде всего, с тем, что обучение работников не рассматривается как один из самых значительных ресурсов в повышении эффективности их работы. А ведь студенты, они же будущие менеджеры и специалисты, постоянно тренируют свои способности к размышлению, не имея того, что является основой размышления -реального опыта. Они могут в своих размышлениях полагать на обобщенный чужой опыт, черпаемый из книг и лекций, но можно ли реально чему-либо научиться, не делая этого на практике? Поэтому выпускник вуза, не имеющий никакого практического опыта, попадая в организацию, первым делом должен вновь начать учиться делать то, о чем он рассуждал в течение пяти или даже шести лет. Молодые люди, которые стремятся достичь чего-то в этой жизни, уже со 2-3-го курсов вуза начинают искать возможности практического подкрепления получаемых теоретических знаний [133]. Современная система бизнес-образования исходит из того, что качество обучения персонала для любой организации связано с качеством управления, с эффективностью работы компании и с уровнем ее конкурентоспособности. Особенно возрастает роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда. В российских условиях обращение к учебному режиму нередко происходит в экстренных, напряженных обстоятельствах, обстановке организационных изменений. Российская практика позволяет выделить эффективность ролевого обучения, поскольку ролевое обучение может выступать как инструмент организационных изменений, где обучение выполняет инновационную, преобразующую роль в деятельности организации. При этом руководство принимает решение о проведении тренинга исходя из потребностей в управлении изменениями.

Экспериментальная проверка системы ролевых игр профессиональной подготовке студентов туристских вузов

Мы выяснили, что одним из элементов личностно-ориентированного подхода к обучению являются ролевые игры, т.к. дифференцированные задачи создают условия, в которых студенты с разными уровнями речевых умений и привычек работают с другими, не замечая этой разности. Ролевые игры предоставляют возможность развития творческих способностей во время занятий. Роль преподавателя ограничивается только объяснением задачи, а дальше студент играет самостоятельно и подбирает те языковые средства, которые он считает необходимыми в ситуации. Результаты эксперимента подтверждают целесообразность и эффективность применения ролевых игр при обучении. Ролевые игры используются в целях формирования у студентов социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений. Для достижения этих целей организовывались игры мировоззренческого содержания. Часто, имитировались диалоги в сфере гостеприимства, ресторанного бизнеса, деловой сфере общения. Проводились игровые дискуссии, раскрывающие отношения студентов к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино, экскурсионно-выставочной деятельности. Участие в игровой дискуссии рассматривалось как важное средство подготовки к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы. Анализ литературы показывает, что ролевая игра: - это обучение в действии, повышающее качество обучения; - это в высшей степени мотивирующий фактор, т.к. игра вызывает интерес студентов, особенно в плане непредсказуемой развязки; - подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль, именно в данной конкретной ситуации; - сопровождается, как правило, эмоциональным подъёмом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.

Во второй главе мы рассмотрели структуру и содержание ролевых игр и определили, какие цели, функции, черты и компоненты имеет ролевая игра. Следует подчеркнуть, что авторы всех известных пособий единодушны в том, что игры необходимо проводить с самого начала обучения, иначе от игр не удастся добиться желаемых результатов из-за «барьера», возникающего при этой непривычной форме общения. Успешность игры может быть обеспечена лишь в том случае, если преподаватель сможет создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, идентифицируя себя с учащимися, т.е. смотреть на всё их глазами; быть предельно выдержанным, в конфликтной ситуации; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает, доказывая это индивидуальными заданиями, доверием в самостоятельной организации и проведении фрагментов игры. Ролевые игры разрабатывались и организовывались на основании принятой процедуры, которая включала обоснование выбора формы игры, определение ее целей, разработку сюжета и конкретизацию задач каждого участника, уточнения состава и содержания речевых действий, осуществление игры, подведение итогов [142]. Очень эффективно организовывать ролевые игры с профессиональной направленностью. В таких играх участвуют будущие администраторы гостиниц, менеджеры туризма, гиды - экскурсоводы. Это позволяет имитировать ситуации, которые могли возникать в будущей профессиональной деятельности. В проигрываемых ситуациях менеджер по туризму объясняет клиенту, как забронировать путевку, подсказывает, в какую страну в этом сезоне предпочтительнее поехать. Ролевые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся и являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации студентов, их воспитания и всестороннего развития. Организуются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Студенты учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т. д. На среднем этапе преподавания ролевая игра выступает наиболее полно и удачно как содержательно-смысловая основа речевой деятельности, доступная и интересная студентам. Учебная же дискуссия считается сложной и применяется н старших курсах. На каждом этапе обучения должны закладываться основы для работы на последующем. В процессе проведения ролевых игр должно происходить активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебников и других средств обучения. Ситуация ролевого общения может лишь тогда явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, а не статичной, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

В ходе исследования было выявлено, что ролевые игры необходимо применять не только для будущих специалистов, а также для повышения квалификации кадров в сфере туризма. Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. В разных культурах, странах существуют значительные различия в подходах к управлению человеческими ресурсами. Одним из основных составляющих современного подхода к управлению персоналом является постоянное и всеобщее его обучение.

Похожие диссертации на Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма