Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система художественного воспитания студентов в вузе Недосекина Алевтина Григорьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Недосекина Алевтина Григорьевна. Система художественного воспитания студентов в вузе : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Недосекина Алевтина Григорьевна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2007.- 390 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/5

Введение к работе

Проблема исследования - выявление наиболее эффективных путей создания, реализации и развития системы художественного воспитания студентов вузов нехудожественного профиля

Актуальность проблемы исследования обусловлена рядом факторов

  1. Проведение в России на рубеже ХХ-ХХІ вв глубочайших и широкомасштабных реформ, связанных с внедрением рыночной экономики, развитием демократии и изменением отношения к самому человеку Показателем качества проводимых реформ должно стать не только повышение уровня благосостояния российских граждан, но и их духовное и нравственное развитие, стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию Многовековой отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что духовное развитие личности без художественного воспитания невозможно

  2. Реформирование и развитие высшего образования, направленного на осуществление его гуманизации и гуманитаризации, на «вооружение» будущего специалиста не только основами фундаментальных знаний по будущей специальности, но и на формирование его как личности с творчески-ориентированным мышлением, с широтой и глубиной ценностного отношения к миру, с включением в производственные, политические, духовно-нравственные отношения Все это требует не только узкопрофессиональной, высоко квалифицированной подготовленности, широкой эрудиции, но и подлинной интеллигентности, что без художественно-эстетической образованности и воспитанности не бывает

  3. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая высшее образование Необходимость усиления этой роли диктуется тем, что именно культура выступает границей подлинной свободы индивида, страхует его от проявления ассоциальных, аморальных, преступных деяний и поступков Однако современная социокультурная ситуация в России показывает неуклонное усиление нравственной деградации общества рост бездуховности, размывание базовых нравственных ценностей, деформацию языковой культуры, нарастание преступности, наркомании и других видов социальной девиации Все это актуализирует проблемы культурной политики государства, ее содержания, особенно в сфере образования, частью которого является художественно-эстетическое воспитание

  4. Реформирование содержания образования и воспитания детей и молодежи в связи с принятием Закона об образовании Крайний радикализм привел к тому, что старый механизм воспитания бьш основательно разрушен, а формирование нового идет сложно и противоречиво Роль обучения оказалась непомерно завышена, а воспитания - недопустимо занижена Кроме того, следует отметить, что из нормативных документов категория «воспитания» практически была изъята. Воспитательная деятельность оказалась, как бы, «спрятанной» в образовательные инструктивные программы, а также переведена в разряд одного из элементов образования, что ошибочно, по мнению многих ученых (О С Газмана, В А Караковского, В С Кукушина,

Л И Новиковой, И В Петриевой, Н Л Селивановой, Е В Титовой, Н Е Щурковой и др) Эту точку зрения мы разделяем полностью потому, что та или иная культура, в том числе и образовательная, всегда строится на преемственности и обучения, и воспитания Игнорирование этого факта в период реформирования России в конце XX - начале XXI вв привело к тому, что в области художественного воспитания - предмета нашего исследования - возникло существенное отставание по всем направлениям и показателям Речь идет, в первую очередь, о снижении общего уровня художественно-эстетической культуры студента как будущего специалиста, - о его дисгармоничном развитии и, как следствие, - одномерности, узости мышления, ориентации на прагматизм, успех, карьеру, сужение жизненных и духовных интересов, ориентации эстетических вкусов на примитивные массовые стандарты, навязываемые СМИ, вопреки нравственному и духовному самосовершенствованию и самовоспитанию Все это происходит в то время, когда сама общественная жизнь в России стала намного свободней, разнообразней, динамичней и интересней

  1. Засилие массовой культуры, синонимами которой выступают коммерциализированное искусство и индустрия досуга, со всеми присущими им атрибутами вседозволенности, насилия, жестокости, порнографии, тусовками и оргиями (нередко с применением наркотиков) Все это мато согласуется с целями и задачами образования молодых специалистов, не способствует формированию, привитию им гуманистических ценностей Если учесть, что массовая культура проявляет себя во всех видах литературы и искусства, в таких его жанрах, как боевики, детективы, комиксы, вестерны, мюзиклы, мелодрамы, тематика которых сосредоточена, главным образом, на сексе, убийствах, ужасах, карьере и т д, то становится особенно понятным, почему необходимо принимать серьезнейшие решения в отношении эстетического и художественного воспитания, культурного досуга во всех типах образовательных учреждений, включая вузы

  2. Изменения, происходящие непосредственно в сфере художественного творчества, в эстетических и художественных вкусах людей Изменения особенно ощутимы в условиях распространения новых информационных технологий Меняются эстетическое мироощущение, средства художественной деятельности, представление об искусстве, что объективно требует поиска инновационных форм, методов художественного воспитания, а соответственно и разработки системы художественного воспитания в вузах

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость соответствия профессионального образования современному уровню развития экономики, науки, культуры, общества в целом Однако в нынешней образовательной ситуации в вузе приходится констатировать объективно существующие противоречия между

- предъявляемыми к высшему образованию требованиями о повышении уровня общей культуры, в том числе, художественно-эстетической, как фактора улучшения качества профессиональной подготовки будущего специалиста, его компетентности и реальным состоянием образовательного процесса в высшей школе, не создающим должных условий для выполнения данных требований,

декларированными требованиями о культуросообразноста, культурологическом подходе к образованию, ориентацией образования на гуманизацию и гуманитаризацию и сокращением объема часов, учебных дисциплин общекультурной подготовки, в том числе, художественно-эстетической в вузах нехудожественного профиля,

обострением проблем воспитания молодежи, в том числе и студенческой, и принижением ее статуса и роли в новой стратегии образования,

нарастанием требований к качеству образования в высшей школе, связанных с выполнением программ государственного стандарта по дасциплинам культурологического цикла и низким уровнем довузовской художественно-эстетической подготовки абитуриентов,

потребностью совершенствования художественного воспитания студенчества и ее недостаточной на теоретическом и практическом уровнях разработанностью в современной педагогической науке, особенно в нехудожественных вузах

Актуальность исследования и указанные противоречия свидетельствуют о необходимости совершенствования художественного воспитания, разработки его системы в вузах нехудожественного профиля

Степень разработанности проблемы Методологические и теоретические основы системы эстетического воспитания, частью которого является воспитание художественное, разрабатывались А И Буровым, Н К Гончаровым, Н А Дмитриевой, А Г Егоровым, Е В Квятковским, Н И Киященко, Ф Ф Королевым, Е П Крупником, Б Т Лихачевым, Ю А Лукиным, М Ф Овсянниковым, Л П Печко, В А Разумным, В К Скатерщиковым, Б П Юсовым и др Различные концепции эстетического воспитания, органично включающего в себя и художественное, представлены в работах Н И Киященко Разграничение эстетического и художественного воспитания разрабатывали С С Гольден-трихт, Е С Громов, А Ф Еремеев, М С Каган, Б Т Лихачев и др

Методологическое значение эстетического воспитания в процессе гуманизации и гуманитаризации образования представлено в работах В П Бездухова, А В Ивкина, И В Клюевой, Н Б Крыловой, В Н Липского, Л С Сысоевой, Б А Эренгросс и др

Разработка проблем эстетического и художественного воспитания студенческой молодежи нашла отражение в исследованиях Н П Гвоздевой, Т А За-вершинской, Н Б Крыловой, Т И Рейзенкинд Л Б Рыловой, Э Н Фаустовой, А М Ферштера, Г А Ястребовой и др Общие вопросы организации эстетического воспитания в учебном процессе вуза раскрываются в работах Э Т Ардашировой, Э В Володина, С А Герасимова, Т А Зюзиной, А Н Покровской, Е В Старовойтен-ко, В Д Шадрикова и др Вопросам эстетического воспитания в вузах, его системы посвящены научные труды С А Баграмян, Г С Гуна, С Ю Ермолаевой, С В Журнае-вой, А Н Семашко, Н И Сторожевой, Н И Устиновой и др Проблема определения содержания, форм, методов, средств эстетического воспитания нашла свое место в исследованиях А Д Алехина, В А Афонина, М А Верба, Е Д Критской, В П Круто-уса, ВМ Соловьева, Е К Чухман, ВП Шестакова,ТВ Шелупахиной и др

Сущность, цели, задачи художественного и эстетического воспитания раскрываются в работах И Ф Гончарова, Н А Дмитриевой, Е В Квятковского,

Н И Киященко, Д Ф Козлова, Б Т Лихачева, П А Мезенцева, Л А Предтечен-ской и др Проблема выявления педагогических условий эстетического воспитания студентов вуза стала основой научно-теоретических разработок у Т А Аникиной, Е А Ануфриева, О А Зоровой, Е Л Кудриной, С Т Махлиной, В П Михалева, Л Е Петункиной, Л С Сысоевой и др Деятельности преподавателя в эстетическом воспитании молодежи посвящены работы Е И Бурди-ной, М С Кагана, А П Валицкой, А В Кудрявцевой, Г А Петровой, Г И Щукиной и др

Проблема эстетического воспитания, как части общей системы воспитания в русской педагогике, ставилась А В Бакушинским, Ф А Каптеревым, Н К Крупской, А В Луначарским, А С Макаренко, В Я Стоюниным, К Д Ушинским, С Т Шацким, В Н Шацкой и др Место и роль эстетического и художественного воспитания в современном образовании рассматрирались в работах А П Баронас, Н В Бордовской, А Ю Гончарук, Н И Киященко, Н Б Крыловой, А Ф Павловского, А А Реан, Ю У Фохт-Бабушкнна и др

Социальная значимость проблемы, отмеченные противоречия, объективная потребность практики высшей школы, неразработанность в педагогической теории системного представления художественного воспитания студентов вузов нехудожественного профиля обусловили формулировку темы исследования - «Система художественного воспитания студентов в вузе»

Объею- исследования - художественное воспитание студентов вуза

Предмет исстедования - система художественного воспитания студентов в вузе нехудожественного профиля

Цель исследования разработка концепции, представляющей систему художественного воспитания студентов в вузе нехудожественного профиля и обеспечивающей качественно новый уровень художественной и эстетической культуры студента в образовательном процессе высшей школы

Гипотеза повышение эффективности системы художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе обеспечивается разработкой и реализацией в практике учебного заведения концепции, представленной следующими основными положениями

  1. художественное воспитание студентов вуза нехудожественного профиля имеет характер педагогической системы, цель которой тесно согласуется с содержанием профессиональной подготовки специалистов высокой культуры как целостного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, устанавливающего в учебном заведении приоритеты личности, воспитания и культуры,

  2. содержание художественного воспитания определяется в координатах профессиональной педагогической деятельности в условиях высшей школы нехудожественного профиля, направленной а) на художественное образование и развитие компетентности студентов в области искусства, б) формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) на раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей обучающихся при активном участии их в самодеятельном художественном творчестве,

  1. педагогическая система художественного воспитания студентов в вузе представлена четырьмя базовыми подсистемами (концептуальной, нормативной, методической и практической), ее характерными признаками являются демократизм, открытость, гибкость, развитие, а основными субъектами эстетической деятельности выступают студенты, преподаватели, Художественный совет, центр эстетического воспитания, кафедра эстетики, этики и культурологии,

  2. основание концепции составляют также принципы построения педагогической системы художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе а) единство и взаимодействие основных направлений художественного воспитания, б) концентрация средств художественного воздействия в стенах вуза, в) комплексный подход, г) взаимосвязь управления и самоуправления, а ядром концепции является модель данной системы,

  3. методика художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе включает в себя три относительно самостоятельных методики методику формирования художественного сознания, методику организации художественной деятельности и творчества, методику стимулирования и мотивации в общении с искусством,

  4. эффективность функционирования и развития системы художественного воспитания зависит от реализации комплекса организационно-педагогических условий, включающего а) реализацию преемственности в содержании программ обучения дисциплинам культурологического цикла, основанным на общечеловеческих и эстетических ценностях, б) раскрытие художественно-творческого потенциала студента в процессе учебной и внеучебной деятельности при использовании вариативных форм воспитательного воздействия, в) расширение социокультурной среды вуза на основе активного сотрудничества с учреждениями культуры и искусства, г) сочетание административного, общественного управления и самоуправления

  5. уровень художественного воспитания представляет собой обобщенную и целостную характеристику определенных компетенций, оценочных представлений и образа поведения студентов в мире искусства, а также меру участия их в распространении и приумножении ценностей культуры путем проявления себя в различных видах художественной деятельности

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач:

  1. определить место, сущность художественного воспитания в духовной культуре и его структуру,

  2. обосновать методологические подходы к художественному воспитанию,

  3. проанализировать сложившуюся практику художественного воспитания в вузах России и оценить состояние проблемы в теории и практике,

  4. сформулировать и обосновать концептуальные идеи построения системы художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе,

  5. разработать концептуальную модель системы художественного воспитания студентов вуза нехудожественного профиля,

  6. обосновать принципы построения системы художественного воспитания и принципы методики художественного воспитания,

  1. разработать критериально-оценочный инструментарий измерения динамики художественного воспитания студентов вуза,

  2. определить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития системы художественного воспитания студентов в вузе,

  3. выявить и экспериментально проверить результаты художественного воспитания студентов в вузе нехудожественного профиля

Методологическая и теоретическая база исследования Исследование осуществлялось на междисциплинарном уровне, на стыке философии, культурологии, эстетики, педагогики, психологии, искусствоведения, методики преподавания искусства В этой связи избранная нами тема вызвала необходимость привлечения широкой теоретической базы Диссертационное исследование основывается на следующих подходах а) культуроцентристском -А И Арнольдов, А П Валицкая, НЛ Данилевский, В М Межуев, М С Каган, А С Запесоцкий, Н Б Крылова, б) деятельностном -М С Каган, Э Маркарян, Г И Щукина, П И Пидкасистый, А В Усова, в) информационно-семиотическом - ММ Бахтин, МС Каган, АС Кармин, ЮМ Лотман, С Т Махлина, Д С Лихачев, В Н Топоров, Ю С Степанов, Б А Успенский, г) синер-гетическом - Е Н Князева, Т Е Климова, Е Н Степанов, А М Подрейко, д) системном подходе - В Г Афанасьев, А Н Аверьянов, В П Беспалько, И В Блауберг, ТА Ильина, В И Зверева, Ю А Конаржевский, Г Н Сериков, А И Уемовидр

В своем исследовании мы опирались на а) теорию познания - понимании искусства как общественном явлении, духовной жизни общества и индивида, творчестве, как особом виде освоения мира, проблемах духовности личности - В Ф Асмус, В С Библер, Г Гегель, Э Гуссерль, И Г Гердер, Э В Ильенков, И Кант, В Ж Келле, А Ф Лосев, Р Л Лившиц, И Я Лойфман, Ф Ницше, Платон, б) теорию эстетического и художественного освоения мира - учение об эстетическом и художественном сознании, о специфике категорий «эстетического» и «художественного», о сущности эстетического и художественного воспитания в процессе формирования личности -Ю Б Борев, В В Бычков, А В Гулыга, Л Н Закс, М С Каган, Р А Куренкова, С А Лишаев, И В Малышев, М Ф Овсянников, Л Н Столовим, Е М Торшилова, Е Г Яковлев и др, в) общую теорию культуры - о проблемах сущности и смысла культуры, типологических характеристиках культуры - массовой, элитарной, а также материальной, духовной, художественной культур, языке культуры -НА Бердяев, П С Гуревич, Н А Журавлева, С Н Иконникова, Э Кассирер, Т Ф Кузнецова, А В Пирадов, Ю В Рождественский, И Н Лисаковский, В М Межуев, В И Полищук, Г Риккерт, П В Соболев, А А Флиер, О Шпенглер и др, г) социологию искусства-о социальных функциях искусства, о проблемах и пограничных формах художественной деятельности,- А Ф Еремеев, Л Н Коган, Л М Кадцьш, О А Кривцун, В С Цук-керман, А Н Якупов, е) психологию искусства - о психологии художественного творчества, мышления, восприятия, эмоциональности, катарсисе, фантазии, воображении, интуиции - А Адлер, Л С Выготский, Б И Додонов, Э А Костандов, А А Мелик-Пашаев, Б С Мейлах, Ж Пиаже, С X Раппопорт, Б М Теплов, 3 Фрейд и др

Основой методологии данного исследования являются а) теория эстетического воспитания - Ю Б Алиев, А И Буров, А П Валицкая, М А Верб, А Ю Гончарук, НИ Киященко, ЕВ Квятковский, НИ Лейзеров, БТ Лихачев, ТВ Морозова,

Л П Печко, В А Разумный, Л Г Савенкова, Е М Торшилова, Ю У Фохт-Бабушкин, В Н Шацкая, С Т Шацкий, Е В Шевцов,, Л В Школяр, Б П Юсов и др, б) теория художественного творчества - его природа, сущность - ЕЛ Басин, ЮД Воробей, Р А Гильман, Е С Громов, Н И Киященко, Н Л Лейзеров и др, в) методика преподавания художественной культуры и искусства -ДБ Кабалевский, Б М Неменский, В С Кузин, А Г Алексин, Л М Мосолова, Л М Предтеченская, И А Химик и др

Методологией данного исследования выступали а) философия, социология образования - А П Булкин, Б С Гершунский, Д Грей, Г Г Гранатов, Е В Добренькова, Г Е Зборовский, В Л Нечаев, Е А Шуклина, б) методология педагогической науки -Ш А Амонашвили, В А Беликов, Л А Беляева, А А Вербицкий, В И Загвязинский, В В Краевский, Л П Крившенко, ИЛ Лернер и др , в) теория управления - адаптивность системы управления в высшей школе, методы управления вузом, образовательными системами - А О Грудзинский, Т М Давыденко, П Дойль, Б Кларк, Д М Ме-хонцева, А В Омаров, В Ф Романов, Т И Шамова, Г Н Шибанова, г) теория педагогического управления - А Г Гостев, В И Загвязинский, Ю А Канаржевский, В С Лазарев, М М Поташник, С А Репин, д) менеджмент в сфере культуры - Ф Колбер, ГЛ Тульчинский, ЕЛ Шесгакова и др, е) теория профессионального становления личности будущего специалиста - В П Беспалько, А Я Гальперин, С А Днепров, М Е Дуранов, О В Лешер, Р А Литвак, АЛ Наин, В Г Рындак, Л И Савва, В А Сла-стенин, НЛ Сайгушев, Н В Сычкова, В П Ушачев, ж) теорій и методика воспитания - Ю П Азаров, Л В Байбородова, Н А Болдырев, Н М Борытко, И 3 Гликман, И А Зимняя, И А Колесникова, В С Кукушин, В А Караковский, А С Макаренко, Л И Новикова, СД Поляков, М И Рожков, В С Селиванов, В А Сластенин, НЛ Селиванова, В А Сухомлинский, Г Н Филонов и др , з) методология высшего образования - MB Буланова-Топоркова, А В Духовнева, А В Коржуев, ММ Левина, В А Попков, В А Сластенин, Л Д Столяренко и мн др

Мы опирались также на современный опыт работы по эстетическому и художественному воспитанию в системе высшего образования России

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых изучение философской, культу-ропогической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по вопросам теоріш воспитания, эстетики, искусства, всестороннего и гармонического развития точности, художественного и эстетического воспитания школьников и студентов, педагогики искусства, теоретический анализ - историографический, сравнительно сопоставительный, ретроспективный, моделирование, изучение эмпирической базы, анализ содержания государственно-образовательного стандарта, учебных планов, типовых и рабочих программ, руководящих писем и инструкций, документации вуза, регламентирующей требования, предъявляемые к художественному воспитанию студентов, междисциплинарный анализ программ по художественно-эстетическому образованию, наблюдение, опрос, беседа, изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, оценивание, написание рецензий по восприятию художественно-творческой деятельности и искусства, анализ продуктов художественно-творческой деятельности), созидательный эксперимент, методы математической, компьютерной обработки данных

База исследования Экспериментальное исследование проводилось в Магнитогорском государственном техническом университете (Ml ЧУ), в Магнитогорском государственном университете (МаГУ), Магнитогорской государственной консерватории (МаГК), Магнитогорском государственном педагогическом колледже (МГПК), Магнитогорском правобережном Центре дополнительного образования детей и молодежи Здесь осуществлялись поисковый и формирующий эксперименты

На констатирующем этапе в эксперименте принимали участие студенты Курганского государственного университета, Магнитогорской высшей школы бизнеса, а также студенты филиалов Уральской академии государственной службы (Екатеринбург), Челябинского государственного университета, Московского психолого-социального института, Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (Уфа), Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики (Самара), действующих в г Магнитогорске

Диссертационное исследование проводилось в пять этапов

Первый этап (1972-1986 гт) включал анализ основных аспектов проблемы исследования с точки зрения ее разработанности в философской, эстетической, культурологической, искусствоведческой, педагогической, психологической и методической литературе, обоснование центральных идей, основных целей и конкретных задач исследования, разработку плана исследования, вбариющего в себя организацию проведения поискового этапа, изучение опыта работы вузов по художественному и эстетическому воспитанию, выявление особенностей гуманитарной подготовки студентов в процессе профессионального становления специалиста высшей школы нехудожественного профиля, а также возможностей повышения эффективности гуманитарного образования, в частности влияния художественного воспитания на профессиональную подготовку специалиста высшей школы В ходе данного этапа исследования было проведен поисковый (вариативный) эксперимент в Магнитогорском государственном горно-металлургическом институте, подведены итоги, сделан анализ результатов, сформулированы выводы, защищена кандидатская диссертация на тему «Совершенствование художественного воспитания студентов в техническом вузе»

Второй этап (1987-1991 гт ) Здесь осуществлялись анализ научной литературы в связи с изменением парадигмы общественного развития в России, выявление возможностей углубления, расширения, повышения эффективности художественного воспитания, корректировка содержания программ, разработка коїщепции и концептуальной модели системы художественного воспитания студентов вузов нехудожественного профиля, проектирование его процесса, определение комплекса организационно-педагогических условий, выявление проблем управления процессом художественного воспитания, необходимых для решения задач и успешного функционирования системы художественного воспитания

Третий этап (1992-1994 гг ) На этом этапе шло изучение качественных и количественных характеристик предмета исследования выявление возможностей повышения эффективности художественного воспитания, была осуществлена разработка критериально-оценочного инструментария для измерения динамики художественного воспитания студентов, корректировка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих функционирование системы художественного воспитания,

отработка механизмов управления процессом художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе

Четвертый этап (1995-2005 гт) включал внедрение разработанной концепции и концептуальной модели системы художественного воспитания в практику Магнитогорского государственного университета. На этом этапе разрабатывалась методика реализации комплекса организационно педагогических условий функционирования системы художественного воспитания, осуществлялась их апробация, шла отработка основных направлений и компонентов системы художественного воспитания в вузе, определялись критерии и показатели эффективности данной системы, шел процесс внедрения предложенной методики в практику учебно-воспитательной работы с учетом положений модернизации образования в России

Пятый этап (2005-2007 гт) был посвящен обобщению результатов внедрения и критической оценки результатов исследования Проводилась коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах, в связи с дальнейшим внедрением компонентов системы художественного воспитания в практику работы вузов г Магнитогорска На этом этапе осуществлялась оценка результативности педагогического исследования и предложенных рекомендаций уточнение и корректировка теоретических положений и комплекса организационно-педагогических условий, обработка и анализ результатов исследования, его оформление

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяется вьщелением исходных методологических предпосьшок, опорой на положения современной философии образования, теории эстетики, педагогики и эстетического воспитания, использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, статистической обработкой экспериментальных данных с помощью вычислительной техники, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику образования

Научная новизна исследования заключается в следующем

  1. разработана концепция системы художественного воспитания студентов в вузах нехудожественного профиля, в состав которой входят основные идеи, сущностные характеристики, принципы построения системы художественного воспитания, и, как следствие, - концептуальная модель такой системы, включающая в себя четыре базовые подсистемы (концептуальную, нормативнную, методическую и практическую), ее характерными признаками являются демократизм, открытость, гибкость, развитие, а основными субъектами эстетической деятельности выступают студенты, преподаватели, Художественный совет, центр эстетического воспитания, кафедра эстетики, этики и іф'льтурологии,

  2. обоснована специфика художественного воспитания студентов вуза в единстве трех направлений художественного образования и самообразования, художественного творчества и общения с искусством,

3) выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-
педагогических условий эффективности системы художественного воспитания сту
дентов в нехудожественном вузе, который вбирает в себя 1) реализацию преемствен
ности в содержании программ обучения дисциплинам культурологического цикла,

основанных на общечеловеческих и эстетических ценностях, 2) раскрытие художественно-творческого потенциала студента в процессе учебной и внеучебной деятельности при использовании вариативных форм воспитательного воздействия, 3) расширение социокультурной среды вуза на основе активного сотрудничества с учреждениями культуры и искусства, 4) сочетание административного, общественного управления и самоуправления,

  1. разработана методика художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе, включающая в себя три относительно самостоятельных компонента методику формирования художественного сознания, методику организации художественной деятельности и творчества, методику стимулирования и мотивации в общении с искусством,

  2. обосновано, что уровень художественного воспитания представляет собой обобщенную и целостную характеристику определенных компетенций, оценочных представлений и образа поведения студентов в мире искусства, а также меру участия их в распространении и приумножении ценностей культуры путем проявления себя в различных видах художественной деятельности

Теоретическая значимость исследования состоит

  1. в определении цели художественного воспитания студентов вуза нехудожественного профиля, согласующейся с содержанием профессиональной подготовки специалистов высокой культуры как целостного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, устанавливающего в учебном заведении приоритеты личности, воспитания и культуры,

  2. в уточнении содержания художественного воспитания, которое определяется в координатах профессиональной педагогической деятельности в условиях высшей школы нехудожественного профиля и является сущностной характеристикой концепции,

  3. в обосновании и характеристике методологических подходов художественного воспитания студентов (системном, синергетическом, культуроцентристском, деятель-ностном, информационно-семиотическом), принципов и модели построения педагогической системы, которые являются основанием и ядром концепции,

  4. в обосновании критериально-оценочного шструментария художественного воспитания студентов доказано, что уровень художественного воспитания представляет собой обобщенную и целостную характеристику и определяется четырьмя критериями компетенцией студентов в области искусства, общением студентов с искусством, активностью студентов в художественном творчестве, социальной активностью студентов в области искусства

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и эффективном внедрении в практику высшей школы системы художественного воспитания студентов нехудожественных вузов, в разработке комплекса организационно-педагогических условий эффективного развития системы художественного воспитания, обосновании форм, методов, средств, приемов их реализации

Практическая значимость заключается и в том, что на основе научных и методических разработок автора бьш подготовлен пакет документов для лицензирования специальности «Учитель русского языка, литературы и мировой художественной

культуры», которая была открыта 29 Об 1992 г Министерством образования РФ Дальнейшее развитие этой специальности состоит в том, что на ее основе была открыта новая специальность «Культурология» (27 12 1995 г), существующая и поньше на филологическом факультете МаГУ

Разработка содержания авторских курсов и образовательных программ по дисциплинам культурологического цикла, включая спецкурсы, спецсеминары, факультативы («Язык искусства», «Социология искусства», «Музыкальное искусство» и др), создание по ним учебно-методических материалов, учебного пособия «Эстетическое и художественное освоение мира», допущенного УМО по специальности педагогического образовашія в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032800 - культурология, способствует не только эффективному развитию художественного воспитания, но и обеспечивает качественное выполнение образовательных стандартов и социального заказа на гуманизацию и гуманитаризацию специалистов с высшим образованием

Большое практическое значение имеют в вузах, участвующих в эксперименте, разработанные автором организационные и педагогические основы системы художественного воспитания, в том числе а) структура управления на основе сочетания с административным и общественным самоуправлением, б) положения о Художественном совете, центре эстетического воспитания, школе культоргов, в) методические рекомендации по организации системы художественного воспитания в вузе нехудожественного профиля

Практическую значимость имеет разработка программ и содержания художественно-эстетических, культурно-массовых мероприятий для их проведения со студентами вуза, которые изложены в монографии «Праксиологические основы художественного воспитания студентов в современной высшей школе» Это позволяет применять и внедрять их, как и художественное воспитание в целом, на основе вариативности в образовательных учреждениях различного типа

Практическая значимость определяется еще и тем, что был обобщен опыт внедрения системы художественного воспитания студентов в классическом университете Результаты экспериментального исследования позволяют говорить об эффективности предложенной методики, авторских программ и учебно-методического комплекса обеспечения воспитательной работы, которые можно использовать в практике работы образовательных учреждений

На зашиту выносятся следующие положения

1 Основными сущностными характеристиками разработанной концепции выступают

художественное воспитание студентов вуза нехудожественного профиля имеет характер педагогической системы, цель которой тесно согласуется с содержанием профессиональной подготовки специалистов высокой культуры как целостного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, устанавливающего в учебном заведении приоритеты личности, воспитания и культуры,

содержание художественного воспитания определяется-в координатах профессиональной педагогической деятельности в условиях высшей школы нехудожест-

венного профиля и направленно а) на художественное образование и развитие компетентности студентов в области искусства, б) на формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) на раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей обучающихся при активном их участии в самостоятельном художественном творчестве

  1. Основание концепции составляют принципы построения педагогической системы художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе 1) единство и взаимодействие основных направлений художественного воспитания, 2) концентрация средств художественного воздействия в стенах вуза, 3) комплексный подход, 4) взаимосвязь управления и самоуправления

  2. Концептуальная структурно-содержательная модель системы художественного воспитания как профессионально педагогическая деятельность является ядром разработанной авторской концепции и представлена четырьмя базовыми подсистемами 1) концептуальной (функция, социальный заказ, методологические подходы, концептуальные идеи, принципы), 2) нормативной (функция, цель, задачи, содержание, критерии и показатели), 3) методической (функция, субъекты, организационно-педагогические условия, методы, формы) 4) эмпирической (функция, диагностический инструментарий, уровни, результат, аналитико-коррекционный инструментарий)

  3. Методика художественного воспитания студентов в нехудожественном вузе вбирает в себя три относительно самостоятельных методики методику формирования художественного сознания, методику организации художественной деятельности и творчества, методику стимулирования и мотивации в общении с искусством

  4. Эффективность функционирования и развития системы художественного воспитания зависит от реализации комплекса организационно-педагогичесюгх условий, включающего 1) реализацию преемственности в содержании программ обучения дисциплинам культурологического цикла, основанным на общечеловеческих и эстетических ценностях, 2) раскрытие художественно-творческого потенциала студента в процессе учебной и внеучебной деятельности при использовании вариативных форм воспитательного воздействия, 3) расширение социокультурной среды вуза на основе активного сотрудничества с учреждениями культуры и искусства, 4) сочетание административного, общественного управления и самоуправления

  5. Уровень художественного воспитания представляет собой обобщенную и целостную характеристику и определяется четырьмя критериями компетенцией студентов в области искусства, общением студентов с искусством, активностью студентов в художественном творчестве, социальной активностью студентов в области искусства

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась в форме 1) выступлений на научно-теоретических, научно-практических конференциях (гг Екатеринбург (2002), Ереван (1977), Комсомольск-на-Амуре (1989), Красноярск (1989), Москва (2002, 2003, 2005), Магнитогорск (1979, 1975, 1982, 2001, 2003 и др ), Оренбург (2004, 2006), Пермь (1982, 1990), Самара (2002, 2006), Санкт-Петербург (1976, 2003, 2005), Томск (1980), Тула (2002), Уфа (2003), Шадринск (2003) и др , 2) выступлений с док-

ладами и сообщениями перед а) кафедрами культурологического и художественно-эстетического цикла, педагогики различных университетов, включая государственные магнитогорские вузы МаГУ, МГТУ, МаГК, государственные университеты Башкортостана, в том числе авиационный, нефтяной, сельского хозяйства и др, Южноуральский государственный университет, Академию культуры и искусства (Челябинск), государственно-педагогические университеты Уфы, Мурманска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др , б) слушателями института повышения и переподготовки кадров Уральского государственного университета (Екатеринбург) и института повышения квалификации МаГУ, б) слушателями института повышения и переподготовки кадров (ИППК) УРГУ и института повышения квалификации (ИПК) МаГУ, 3) обсуждений результатов исследования на семинарах и конференциях в лаборатории социологических исследований МГУ (1979, 2003, 2005), лаборатории эстетического освоения окружающего мира института художественного образования РАО (Москва- 2003, 2005), на кафедрах культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2005), Уральского, Мурманского государственных педагогических университетов, кафедрах эстетики, этики, теории и истории мировой культуры УРГУ, философии - ИППК УРГУ (2005, 2006), эстетики, этики и культурологии МаГУ (1991-2006 годы), философии, права и эстетического воспитания Магнитогорского государственного технического университета, (1996, 2006), на музыкальном отделении Магнитогорского государственного педагогического колледжа (1995, 2001), 4) подготовки и чтения спецкурсов и спецсеминаров «Эстетика спорта», «Немецкий фольклор», «Искусство и мораль» и др для преподавателей и студентов Магнитогорских вузов и колледжей, Магнитогорского правобережного Центра дополнительного образования детей и молодежи, 5) распространения педагогического опыта в рамках семинаров-совещаний различного уровня преподавателей вузов, школ, колледжей Центральной России, Урало-Сибирского и Дальневосточного регионов

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений

Похожие диссертации на Система художественного воспитания студентов в вузе