Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Желещикова Наталья Аркадьевна

Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки
<
Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Желещикова Наталья Аркадьевна. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 1999 198 c. РГБ ОД, 61:00-13/458-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I: ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Анализ состояния проблемы исследования в философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературе 12

1.2. Структурные и функциональные компоненты музыкально-педагогической культуры 48

1.3. Особенности воспитания музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа 83

Выводы по первой главе 102

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы 104

2.2. Обеспечение профессиональной подготовки студентов путем воспитания их музыкально-педагогической культуры і 24

2.3. Результаты и выводы опытно-экспериментальной работы 152

Выводы по второй главе 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

БИБЛИОГРАФИЯ ..174

ПРИЛОЖЕНИЯ 189

Введение к работе

Актуальность, Развитие науки и техники привело к образованию технологической цивилизации, главным смыслом которой является производство материальных ценностей. Экономические проблемы и материальное производство стали основными в деятельности правительства России. От этого сегодня главным для многих молодых людей становится приоритет материальных ценностей в жизни.

Данное стремление является одной из причин нравственного и духовного кризиса в обществе. Многие ученые озабочены тем, что в науку приходят компетентные специалисты, но при этом нравственно не воспитанные. Союз невежества и новейших достижений науки и техники порождают глобальную опасность для всего человечества. Культура, нравственность, духовность человека всегда должны быть впереди знания (А.Е.Акимов, Ш.А.Амонашвили, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, В.И.Вернадский, В.Д.Плыкин, Б.Романенко, Г.И.Шипов и др,).

Поэтому ученые ставя] перед педагогами задачу - воспитать человека будущего, готового принимать новые знания, новые технологии Это воспитание свободной личности, способной к самоопределению в мире культуры, обладающей высоким уровнем самосознания, самодисциплины, независимостью суждений, сочетаемой с уважением к мнению других людей, способной ориентироваться в окружающем мире; воспитание новых способностей, умений, навыков, которые потребуются для полноценного участия в производственной и общественной жизни XXI века; воспитание человека, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. Стремительное развитие науки и техники показывает, что в ближайшие 15 лет мир радикально изменится (А.Е.Акимов, А.В.Московский, Г.И.Шипов, В.Д.Плыкин и др.).

Сегодня любые знания, любая информация доступны каждому желаюню-лгу. (Сак он распорядится этими знаниями, по благо или но ;:н>. чавпеш' с>> : і пени его нравственности, духовности. Анализ педагогической литературы і к*-

4 казывает, что профессионально-педагогическое образование нее еще в большей

степени ориентировано на подготовку учителя-предметника, успешно работающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы душевного и духовного становления детей. Высшему и среднему педагогическому образованию следует обратить особое внимание не только на узкоспециальную подготовку студента, но в первую очередь на воспитание нравственных и духовных качеств личности, на формирование ее мировоззренческих позиций. Сегодня нужны учителя, осознающие необходимость изменений, имеющие гибкое мышление, воспринимающие культуру и утверждающие ее. Для '.этого необходимо расширять сознание студентов через культуру, чтобы затем они своим творчеством преображали и обновляли ее. Такие слова как мир, добро, красота, любовь, дух, душа из абстрактных понятий должны превратиться в конкретные (В Л.Болотов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, Х.Г.Тхагапсоев, Н.А.Шайденко и др.).

При всех своих положительных моментах традиционное обучение не в
состоянии удовлетворить данные потребности общества. Это явилось причиной
возникновения различных подходов, концепций, идей в образовании. Многие
ученые, педагоги считают, что парадигму рационализма должна сменить пара
дигма «культуросообразности» и «культуротворчеетва» просвещения, акцент с
понятия «рационализм» должен сместиться на понятие «культура»
(Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, В.11 Зинчепко. Ь.М. Йеменски її,

М.Н.Чирятьев, А.Толстых и др.).

Одной из самых сложных сфер культуры является область музыкального образования. Музыкальное образование для нашего исследования ценно как важнейший путь музыкального воспитания, воспитания культурного человека.

Исследования О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского и др. показали связь между приобщением человека к искусству и его всесторонним развитием, между художественным развитием человека и успешностью выполнения им производственной деятельности, между ежедневными занятиями му-

5 зыкой в общеобразовательной школе и успеваемостью учащихся по всем предметам.

Многими подчеркивается тот факт, что технократизм, «вербализация» в образовании разрушают эмоционально-ценностную сферу личности (Щ.А.Амонашвили, Б.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко, Б.М.Неменский, И.Сулима, А.Толстых, Х.Т.Тхагапсоев и др.).

Искусство, и б большей степени музыка, как абстрактный вид искусства, может, как и наука, создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, что и научные теории, но делают это в единстве мысли и чувства, развивая эмоциональную сферу человека. Музыка помогает человеку раскрыться всесторонне, дает возможность для получения универсальных знаний (О.А.Апраксина, Г.Н.Волков, Б.М.Неменский, Д.Б.Кабалевский и др.).

Несмотря на то, что музыкальное воспитание в нашей сі ране всегда рассматривалось как средство воспитания в общем образовании, до сих пор воспитательные возможности музыкального искусства осознаются не в полной мере и мало используются в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, анализ педагогической теории и практики позволяет выделить противоречия между;

высоким уровнем развития науки и техники и низким уровнем нравственного и духовного воспитания человека;

достаточно разработанными новыми парадигмами в теории педагогики и консервативными логикой и содержанием мышления в пршмике;

достаточно высоким уровнем педагогической науки и педагогического опыта в области художественного образования и низким уровнем подготовки будущих учителей;

требованиями к содержанию образования, выраженными в законах и документах, и существующей практикой в образовании.

Формирование культуры будущего учителя музыки в системе среднего специального образования опосредуется складывающейся и динамично измс-

няющейся социокультурной ситуацией в обществе. Учитывая эти обстоятельства, а также анализируя философскую, психолого-педагогическую, музыковедческую литературу и результаты нашей опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что проблема формирования музыкально-педагогической культуры личности будущего учителя музыки является актуальной и требует поиска путей ее решения. Исходя из этой проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки». На основании вышеизложенного мы определили цель, задачи и гипотезу и сформулировали объект и предмет исследования.

Объект - профессиональная подготовка студентов педколледжа. Предмет - процесс формирования музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа.

Цель - определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки обеспечивается путем выполнения следующего комплекса условий:

Г) ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;

  1. формирование музыкально-педагогической культуры в соответствии с признаками целостности и личностной ориентации профиссионадыю-педагогической подготовки студентов;

  2. разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.

7 В задачи исследования входит:

  1. Изучить современные подходы к исследованию проблемы формирования музыкально-педагогической культуры в теоретических источниках и существующей практике обучения в педагогических колледжах.

  2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, реализация которых обеспечивает эффективность формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки студентов.

  1. Разработать модель реализации процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов.

  2. Разработать критерии оценки эффективности педагогических условий воспитания музы кально-педагогической культуры студентов.

Методологическую основу исследования составляют: общефилософские
и диалектические положения в области культуры, искусства и музыкального
воспитания (Аристотель, Платон, Пифагор, Г.Гегель, П.А.Бердяев, А.Ф.Лосев,
В.Дильтей, Р.А.Тельчарова и др.), психологические теории деятельности и лич
ности как субъекта деятельности (А.И.Леонтьев,. С.Л.Рубинштейн и др.); пси
холого-педагогические теории развивающего обучения (Л.С.Выготский,
В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); концепции психологии искусст
ва (Н.Б.Берхин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.); концепции музыкально-
эстетического воспитания (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский,
Р.А.Тельчарова и др.); концепции миропонимания мыслителей-космистов
(В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и др.);
теории развития музыкальных способностей (А.Л.Готсдинер,

В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Б.М.'Геплов и лр.): теории музыкального вос
приятия (А.Л.Готсдинер, В.В.Медушевский, Г.В.Шзайкинский.
Р.А.Тельчарова, Cyril Scott и др.); концепции профессиональной подготовки
учителя музыки (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, И.Н.Иемыкинп и

др.)-

8 При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение; интервьюирование, анкетирование, тестирование студентов и школьников; анализ педагогической практики; изучение продуктов деятельности студентов и школьников, педагогический эксперимент, статистические методы и др.

Исследования осуществлялись по нескольким этапам. На первом этапе (1990 - 1993) проводился анализ состояния изучаемой проблемы в теории и колледжной практике; изучалась философская, педагогическая, психологическая и музыковедческая литература по проблеме исследования. Проводилось наблюдение за сформированностью обшей, музыкальной и педагогической культуры студентов в педколледже, школьников в шк. № 5 и № 55 г. Магнитогорска. Была проведена диагностика качеств личности и межличностных отношений. Это позволило сформулировать проблему, цель, гипотезу исследования; конкретизировать задачи и наметить пути их решения; разработать и теоретически обосновать педагогические условия формирования музыкально-педагогической культуры студентов колледжа.

На втором этапе (1993 - 1996гг.) был выполнен констатирующий эксперимент по выявлению подходов к осуществлению музыкально-педагогической подготовки студентов, проводилась экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий воспитания музыкально-педагогической культуры студентов на предметах музыкально-психолого-педагогического цикла. В ходе эксперимента у стана влив алось влияние педагогических условий на процесс воспитания музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки.

Ни третьем jmane (:W7 - lg99n.) осущеетндялась проверка выводов я результатов исследования: проводились качественный і; количественный анализ полученных данных, систематизация результатов, осмысление и их обобщение; описание и диссертационное оформление опытно-:>кс пери ментальної і работы.

9 Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. разработана модель процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

  2. теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, реализация которых повышает эффективность формирования музы кально-педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятий «музыкально-педагогическая культура» и «музыкально-педагогическая деятельность» применительно к процессу музыкально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже; в обосновании главных направлений и различных подходов к изучению проблемы воспитания музыкально-педагогической культуры личности будущего учителя музыки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в исследовании педагогические условия и приемы их реализации позволяют обеспечить эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями колледжей при подготовке музыкально-психолого-педагогических занятий со студентами и служить основанием методических указаний для учителей музыки и студентов по самоорганизации музыкально-педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования была обеспечена: анализом философской, психолого-педагогической и музыковедческой научной литературы по обозначенной проблеме; использованием комплексной методики теоретического и эксперимент&чьного исследования, соответствующей целям и задачам изыскания; положительными результатами опытно-экспериментальной работы; подтверждением гипотезы исследования.

10 На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки студентов (на предметах музыкально-психолого-педагогического цикла);

ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;

формирование музыкально-педагогической культуры в соответствии с признаками целостности и личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки студентов;

разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.

2. Структурно-логическая модель реализации процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов, основными элементами которой являются: цель, комплекс педагогических условий, этапы и соответствующие им уровни профессиональной подготовки студентов, критерии выявления этих уровней, структурные и функциональные компоненты системы музыкально-педагогической культуры и связи между ними, уровни эффективности воспитания данной культуры и результат. Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования освещены в выступлениях на региональных научно-практических конференциях; «Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей музыки» (Екатеринбург 1995), «Пути обновления системы среднего профессионального педагогического образования области» (Челябинск 1997), «Перспективы развития непрерывного педагогического образования в областной образовательной системе» (Челябинск 19^8), «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск 1999]. на ежемесячных семинарах учителей музыки школ г. Магнитогорска в течение 1997 - I94S учебного года, па ежегодных внутриколледжных научных конференциях преподавателей, в отчетах на заседаниях кафедр пеихожно-педагогическпх и м\-

зыкально-теоретических дисциплин, на педагогических советах Магнитогорского педагогического колледжа. Результаты исследования внедрены в работу Магнитогорского педагогического колледжа и используются учителями школ г. Магнитогорска.

Анализ состояния проблемы исследования в философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературе

Для более полного и глубокого анализа проблемы формирования музыкально-педагогической культуры студентов мы должны раскрыть сущность основных категорий, непосредственно касающихся нашего исследования.

Основными категориями научного осмысления педагогической деятельности по воспитанию музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки являются: воспитание, формирование, фактор, культура.

«Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности» (111,с,22). И.П.Подласый рассматривает воспитание в нескольких смыслах: в широком и узком социальном смысле и в широком и узком педагогическом смысле. Выделив основные признаки, мы остановили свое внимание на понятии ((воспитание» в широком педагогическом смысле: «...это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс» (111,с.24).

И.Ф.Харламов под воспитанием понимает «целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» (157,с.81). И.Ф.Харламов так же рассматривает понятие воспитания в УЗКОМ И широком смысле. Нашему исследованию соответствует понимание воспитания в широком смысле. Это «...овладение всей совокупностью общественного опыта; знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и д/гХигжыми (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями» (157, с.82). П.И.Пидкасистый указывает на целый спектр педагогических терминов, которые тесно связаны с понятием «воспитание». Мы остановились на понятиях «становление» и «формирование».

Становление - возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития (97,с.678). Исходя из понимания данного термина П.И.Пидкасистым, мы определяем становление как некоторое условное достижение студентом такого уровня развития, когда он становится способным к самостоятельному решению профессиональных задач, а также обладает способностью производить относительно устойчивый ценностный выбор. П.И.Пидкасистый подчеркивает, что динамика развития личности предполагает необходимость в более широком и гибком понятии, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием различных факторов. Таким понятием он определяет «формирование». «Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей» (103,с.369-370). Понятие «формировать» - лат. formare - рассматривается с двух позиций: 1) образовывать, составлять; 2) придавать чему-либо какую-либо форму, вид; воспитывать в ком-либо определенные черты характера (133,с.693).

Обобщив наиболее устоявшиеся определения понятий «формирование» и «воспитание», мы выделили в них главное. Формирование - «...это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных)». «Воспитание - процесс, на правленный на усвоение личностью знаний и умений, формирование определенных качеств» (98,с.5-6).

Таким образом, рассматривая профессиональную подготовку будущего учителя музыки, мы будем обращаться к этим двум понятиям: воспитание, формирование музыкально-педагогической культуры.

«Фактор» - лат. factor - делающий, производящий - движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий (133,с.669).

Фактор - (книжн.) момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явление (97,с.754).

Структурные и функциональные компоненты музыкально-педагогической культуры

В данном параграфе мы рассмотрим музы кал ьно-педагоги чес КуЮ культуру как сложную, многомерную, самоорганизующуюся систему, состоящую из множества компонентов, элементы которых функционируют, подчиняются и согласуются друг с другом, объединяясь различными связями, и составляют единое целое.

Система - гр. systema - целое, составленное из частей. Это порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи (133,с.596).

«... множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (134,с.1225).

Ф.Ф.Королев рассматривает систему как комплекс элементов, находящихся между объектами и их атрибутами. Он выделил свойства, которые характеризуют большие системы: целостность, взаимодействие элементов, связи и отношения, обусловливающие структуру системы (69,с.103-116).

В 70-е годы в научный обиход вошел термин «системный подход». Б.Г.Юдин определил понятие «подход» как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования (26,с.39-54).

Системный подход, являясь общенаучным методом исследования, используется в исследованиях проблемы подготовки учителей. Он может дать воз можность осуществить анализ разнообразных сторон музыкально-педагогической культуры как целостности.

Основы системного подхода заложены трудами многих ученых в начале XX века, В.П.Симонов обращает внимание на исследования по общей теории систем Р.Л.Акофа, А.И.Берга, Л.Барталанфи, Н.Винера, У.Р.Эшби и др. Эти теории послужили научной основой для работ в области биологической, социально-политической, психолого-педагогической и других наук (130).

Из отечественных теоретиков первым на важность системного подхода к изучению педагогических явлений указал Ф.Ф.Королев. Позже примеры системного подхода к анализу психолого-педагогических явлений дали В.П.Беспалько, Л.Я.Зорина, М.С.Дмитриев, С.И.Архангельский, А,Н.Звягин, Н.В.Кузьмина и др.

В музыкознании появление системного подхода раскрыто Л.А.Мазелем. В своих исследованиях он рассматривает данный подход как интеграцию наук и подчеркивает необходимость «целостного охвата изучаемых сложных объектов, охвата, учитывающего взаимодействия объекта как некой системы, со всеми его частями, элементами, уровнями и с его внешней средой» (79,с.25).

Л.А.Мазель выделяет три области знания, определяющие системный подход. Это избранный В.В.Медушевским психолого-системный подход, который приводит не только к раскрытию механизма выражения эмоций в музыке, но и к выводам методологического характера.

Системно-семиотический подход, который рассматривает восприятие музыки как в «контексте» данного произведения, так и в «контексте» соответствующей культуры, и зависимость музыкальных средств от сложившегося в этой культуре музыкального языка.

Системно-социологический подход к произведению предложил В.П.Фомин. Он высказал мысль о том, что анализ музыкального произведения должен учитывать изменчивую жизнь произведения в обществе, его функционирование в различные исторические периоды, условия исполнения и восприятия и т.д. (79).

Анализ научной и педагогической литературы показывает, что в понимании системного подхода нет единой точки зрения в силу сложности и многообразия решаемых на его основе проблем, нет единства в вопросе об определении основных структурных и функциональных компонентов. При определении частей, подсистем исследователь должен руководствоваться собственным опытом. Большой вклад в разработку данного подхода внесли А-. Н.Аверьянов, И.В.Блауберг, И.Ф.Исаев, В.Н.Садовский, А.И.Уемов, Б.Г.Юдин и др. Мы считаем, что системный подход необходим при изучении музыкально-педагогической культуры, ибо он позволяет осуществить анализ разнообразных сторон данной системы как целостности.

Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы

В данном параграфе мы раскроем основную цель и выходящие из нее задачи экспериментального исследования, рассмотрим содержание опытно-экспериментальной работы.

Цель экспериментального исследования мы определили следующую: проверка эффективности педагогических условий, обеспечивающих воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактора их профессиональной подготовки. Задачи эксперимента:

1) разработка плана и программы проведения эксперимента;

2) выбор методов психолого-педагогической диагностики процесса и результата формирования музыкально-педагогической культуры;

3) изучение музыкальных потребностей подростков;

4) определение наличного уровня музыкально-педагогической культуры первокурсников;

5) разработка и проведение формирующего эксперимента, повышающего уровень музыкально-педагогической культуры студентов.

Экспериментальная работа по воспитанию музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки проводилась на музыкальном отделении педагогического колледжа г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие Ш студент. В экспериментальном курсе - 74 человека, в контрольном 57.

Эксперимент начался в 1990 году. Длительность обусловлена тремя причинами:

1. Необходимостью охвата большего числа студентов в эксперименте. На музыкальное отделение ежегодно набирается одна группа в количестве 25-30 человек.

2. Неделимостью группы и обучаемостью всех студентов данной группы по единому учебному плану и программе.

3. Студенты были взяты под наблюдение с момента их поступления в колледж и до его окончания. Это связано с тем, что основные результаты сформиро-ванности музыкально-педагогической культуры студентов проявляются на производственной,практике, которая проходит на старших курсах.

Исходя из этого два выпуска: 1994 г. и 1995 г. были контрольными; три выпуска: 1996 г., 1998 г., 1999 г. - экспериментальными. (В Ї997 г. выпуска не было,)

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов. Особое внимание было уделено констатирующему эксперименту, так как достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей мере зависит от исходных данных.

Констатирующий эксперимент осуществлялся три года до формирующего эксперимента и параллельно с ним. Это обусловлено причинами, названными выше, а также большей достоверностью определения уровня сформированно-сти музыкально-педагогической культуры.

Программа констатирующего эксперимента предусматривала социологическое исследование отношения подростков к серьезной музыке и определение подготовки студентов - первокурсников к овладению музыкально-педагогической культурой. В качестве определения общего и музыкального развития выступали следующие методы: анкетирование, тестовые методики, наблюдение за учебной деятельностью, беседы с классными руководителями и учителя ми-предметниками, встречи с родителями, изучение творческих работ учащихся и студентов, анализ успеваемости, изучение личных дел.

В социологическом исследовании приняли участие также 214 школьников 5-х, 7-х, 8-х классов школ №5 и №55 г. Магнитогорска. Изучение классных журналов, личных дел, беседы со школьными психологами, классными руководителями, преподавателями-предметниками, творческие задания для учащихся - позволили определить уровень общего развития детей и социальный статус семей, где они проживают. Мы выделили два уровня семей: благополучные и неблагополучные. К неблагополучным мы отнесли те семьи, где родители пыот и применяют физическое насилие над детьми. Их оказалось 7% (15 семей). Все остальные семьи мы определили как благополучные - 93% (199 семей).

Похожие диссертации на Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки