Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни Соловьева, Светлана Анатольевна

Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни
<
Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьева, Светлана Анатольевна. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Соловьева Светлана Анатольевна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2011.- 236 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/241

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические подходы к исследованию ценностно-смысловой сферы личности и ее развития в период молодости 12

1.1. Проблема развития ценностно-смысловой сферы личности в период молодости 12

1.2. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность и механизмы развития .21

1.2.1. Теоретические подходы к исследованию категорий «ценность» и «смысл», и их соотношение 22

1.2.2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности 39

1.3. Смысл жизни как интегративная характеристика ценностно-смысловой сферы личности 51

II. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни 68

2.1. Организация исследования и обоснование его методов 68

2.2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период молодости при разных типах осмысленности жизни 88

2.2.1. Сравнительный анализ содержательных и динамических аспектов ценностно-смысловой сферы личности и их взаимосвязей при разных типах осмысленности жизни 88

105

2.2.2. Сравнительный анализ психических состояний и их взаимосвязи с показателями ценностно-смысловой сферы личности при разных типах осмысленности жизни 99

III. Изменение ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни 107

3.1. Организация эксперимента и обоснование программы «Тренинга смысложизненного поиска» 107

3.2. Описание и обсуждение результатов эксперимента 120

3.2.1. Изменение составляющих ценностно-смысловой сферы личности и психических состояний в ходе естественных условий

и тренинга в зависимости от типа осмысленности жизни 120

3.2.2. Изменение структуры взаимосвязей составляющих ценностно-смысловой сферы личности и психических состояний в ходе естественных условий и тренинга в зависимости от типа осмысленности жизни 132

Выводы 169

Заключение 173

Список литературы 175

Приложения 191

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интенсивные социально-экономические преобразования, развал единых идеологических ориентиров в российском обществе создают затрудненные условия для осуществления жизненного выбора человеком, что особенно важно в период перехода к взрослости, когда формируются жизненные планы, происходит личностное самоопределение и построение индивидуального стиля жизни. Следствием экзистенциальных проблем молодого поколения стал рост числа юношеских суицидов, девиаций и делинквенций в современном обществе.

Фундаментом для решения большинства жизненных задач молодости является развитие ценностно-смысловой сферы личности. В современной психологии исследования ценностно-смысловой сферы личности представлены различными направлениями. Во-первых, это разработка базовых категорий ценности и смысла и представлений о строении ценностно-смысловой сферы личности (Б.С.Алишев, Б.С.Братусь, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Е.Е.Насиновская, В.В.Столин, Р.Х.Шакуров), во-вторых, исследования ее специфики в зависимости от возрастных, профессиональных, гендерных и других особенностей личности (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Г.А.Вайзер, Н.В.Волкова, Б.Э.Чудновский), в-третьих, выявление критериев дифференциации и описание вариантов индивидуальных различий ценностно-смысловой сферы личности (Ю.В.Александрова, А.В.Серый и др.). В качестве интегративной характеристики ценностно-смысловой сферы, определяющей становление человека в качестве субъекта жизни, выступает смысл жизни (К.А.Абульханова, С.Л.Рубинштейн).

В основном фокусе внимания исследователей находятся преимущественно содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности и смысла жизни. Тогда как весьма малочисленными остаются работы, направленные на исследование динамических сторон функционирования смысловых образований – напряженности, способов осуществления, разрешения противоречий в соотнесении меры желаемого и необходимого, соотношении реальных и идеальных целей, важность изучения которых подчеркивается многими учеными (В.Г.Асеев, Б.С.Братусь, Р.Х.Шакуров). Именно эти явления раскрывают содержание и коллизии развития личности взрослого человека, однако их исследования находятся на начальных этапах.

Одним из важных для развития исследований смысла жизни является описание вариантов осмысления жизни на основе теоретически выделенных критериев (Ю.В.Александрова, Д.А.Леонтьев). Однако представленные авторами варианты пока схематичны, в их описании не прослеживается роль всех задающих их параметров и не исчерпываются все возможные вариации. Некоторые основания выделения типов, например, объективная направленность жизни, не имеют эмпирических индикаторов, раскрывающих их конкретно-психологическое наполнение.

Осмысление жизни связано с переживаниями человека (, Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев). Особенно это значимо в период молодости, когда поиск и обретение смысла жизни, являясь возрастной задачей личностного развития, напрямую связаны с ощущением качества жизни. Поэтому исследование проблем жизнеосмысления в отрыве от психических состояний, чем часто ограничиваются исследователи, недостаточно. В то время, как уже доказано наличие смысловой регуляции психических состояний (М.Е.Валиуллина, Л.Г.Дикая, М.В.Ермолаева, Н.И.Наенко, А.О.Прохоров и др.), отсутствуют данные об их связи с наиболее обобщенными ценностно-смысловыми образованиями личности, к которым относится смысл жизни и индивидуальные варианты его переживания человеком.

Отсутствуют данные о закономерностях сочетания содержательных и динамических характеристик ценностно-смысловой сферы личности в том или ином типе осмысленности жизни и механизмах ее изменения. Это становится препятствием для прогнозирования возможностей развития данной сферы личности в ходе ее естественной динамики и создания индивидуально ориентированных технологий для работы психолога-практика.

Отмеченные противоречия задали грани проблемы и направления научного поиска, представленного в диссертационном исследовании.

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования: особенности изменения ценностно-смысловой сферы личности в естественных условиях и в процессе тренинга смысложизненного поиска в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни.

Цель исследования: выявить особенности динамики ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни.

В основу исследования легла гипотеза о том, что динамика функционирования ценностно-смысловой сферы личности (далее ЦСС) в период молодости, как в процессе тренинга смысложизненного поиска, так и в естественных условиях, обусловлена типом осмысленности жизни, задаваемым параметрами осознанности смысла жизни и удовлетворенности жизнью.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) теоретически обосновать содержание понятия «тип осмысленности жизни» и апробировать эмпирические параметры его определения;

2) эмпирически выявить возможные вариации типов осмысленности жизни, характерные для периода молодости;

3) описать проявления разных типов осмысленности жизни в период молодости через специфику сочетания содержательных и динамических аспектов функционирования ЦСС личности, а также в своеобразной картине психических состояний средствами свободного изложения и стандартных процедур диагностики;

4) описать особенности изменения ЦСС личности, происходящие в период молодости, как в естественных условиях, так и в ходе тренинга смысложизненного поиска, в зависимости от типа осмысленности жизни.

Теоретико-методологической основой исследования стали представления: о человеке как субъекте жизни в субъектном подходе (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн, Е.А.Сергиенко); о смысле как единстве аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский, Б.С.Братусь, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев); о личностных ценностях как основе смысла жизни (Б.С.Братусь, А.Маслоу, В.Франкл, Б.Э.Чудновский); о динамике смысловых образований в развитии ЦСС личности (Д.А.Леонтьев, Л.И.Божович, В.А.Петровский), о динамических аспектах ЦСС личности (Н.Р.Салихова); о концепции смысловой регуляции психических состояний (А.О.Прохоров).

Методы исследования. Теоретический обзор литературных источников по проблеме исследования включал логико-теоретический анализ, синтез и обобщение. Планирование и организация исследования осуществлялись с помощью сравнительной стратегии и формирующего эксперимента. В качестве методов сбора данных использовался метод свободного изложения на тему «Мой смысл жизни» с процедурой экспертной оценки сочинений по качественным критериям, а также стандартные тесты: «Ценностные ориентации» М.Рокича в модификации Е.Б.Фанталовой, с расчетом «индекса реализуемости» (Н.Р.Салихова), «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев), «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенк). Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики: сравнения по t-критерию Стьюдента, частотного анализа показателей, корреляционного и дивергентного анализов. В формирующем эксперименте применялись методы тренинговой работы: дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод кейсов, метод символического самовыражения.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались репрезентативностью выборок, комплексом надежных и валидных диагностических процедур, соответствующих цели, предмету и задачам исследования, соблюдением процедур использования методик исследования, адекватным аппаратом математической статистики при обработке эмпирических данных.

Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 150 студентов (20-27 лет) очно-заочного отделения факультетов физической культуры, художественно-графического, русской филологии, физико-математического, исторического, начального образования ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, а также 7 преподавателей, выступивших в роли экспертов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

– показано, что динамика функционирования ценностно-смысловой сферы (ЦСС) личности в период молодости обусловлена типом осмысленности жизни, задаваемым параметрами «осознанность смысла жизни» и «удовлетворенность жизнью»;

– по-новому раскрыто содержание теоретически выделенных Д.А.Леонтьевым вариантов соотношения смысла жизни и его осознания, и на основе эмпирически апробированных индикаторов выявлены такие типы осмысленности жизни как «осознанная удовлетворенность», «осознанная неудовлетворенность», «неосознанная удовлетворенность», «неосознанная неудовлетворенность», «неосознанное избегание» и «осознанное отрицание»;

– доказано, что тип осмысленности жизни в период молодости определяет специфику сочетания содержательных (иерархия личностных ценностей) и динамических (уровень осмысленности жизни и реализуемость личностных ценностей) аспектов функционирования ЦСС личности, проявляющуюся в качественно своеобразной картине психического состояния;

– обнаружено, что особенности изменения содержательных и динамических аспектов функционирования ценностно-смысловой сферы (ЦСС) личности в естественных условиях и в результате тренинга смысложизненного поиска задаются типами осмысленности жизни;

– выявлено, что механизмы преобразования ЦСС личности различаются в зависимости от типа осмысленности жизни. Процессы динамики в условиях тренинга запускаются при неосознанной неудовлетворенности и осознанном отрицании смысла жизни через изменение психических состояний, при осознанной неудовлетворенности и неосознанной удовлетворенности – через смысловое наполнение жизни, тогда как в естественных условиях при осознанной неудовлетворенности они запускаются через изменение психических состояний, а при неосознанной удовлетворенности – через смысловое наполнение жизни и повышение ощущения контроля над ней.

Теоретическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования вносят вклад в психологию развития. Раскрыты характерные для периода молодости типы осмысленности жизни и их проявления в психических состояниях. Показан характер и механизмы изменений ЦСС личности молодых людей в естественных и специально организованных условиях в зависимости от ведущего типа осмысленности жизни.

Дополнительно вкладом в теорию смысла является описание типов осмысленности жизни как интегрального образования ЦСС личности в рамках содержательно-динамического подхода. Расширяются возможности верификации подобных типов как в теории, так и на практике. Описание перманентных психических состояний и их взаимосвязей с ценностно-смысловыми характеристиками личности пополняет теорию психических состояний.

Практическая значимость исследования. Успешная верификация теоретически выделенных параметров «осмысленности жизни» и «удовлетворенность жизнью» является основанием для их применения на практике в качестве диагностических конструктов для определения типов осмысленности жизни. Результаты исследования типологических особенностей ЦСС личности и механизмов, лежащих в основе ее динамики, позволяют обеспечить дифференцированный подход к организации психологической работы с молодежью в системе воспитательных, общеобразовательных и профессиональных учреждений. Разработанная и апробированная программа тренинга смысложизненного поиска расширяет психокоррекционные средства психолога-практика, а метод свободного сочинения на тему «Мой смысл жизни», направленный на определение типа осмысленности жизни, – психодиагностические процедуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, заседаниях кафедры общей психологии Казанского университета, на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях (Казань, 2005; Таганрог, 2005; Уфа, 2008; Чебоксары 2003, 2005, 2008, 2010, 2011).

Основное содержание диссертации отражено в 11 публикациях автора, общим объемом 5,85 п.л. (авторский вклад – 5,45 п.л.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика ценностно-смысловой сферы (ЦСС) личности в период молодости как в процессе тренинга смысложизненного поиска, так и в естественных условиях обусловлена типом осмысленности жизни, что выражается в специфике изменения ее содержательных и динамических характеристик, преобладающего психического состояния, а также в изменении их структурной конфигурации.

2. Тип осмысленности жизни как интегративная характеристика ЦСС личности задается соотношением параметров «осознанность смысла жизни» и «удовлетворенность жизнью» и эмпирически раскрывается через специфическое сочетание ее содержательных (иерархия личностных ценностей) и динамических (реализуемость ценностей, смысловая наполненность жизни) аспектов, а также характеристик психического состояния.

3. В период молодости эмпирически дифференцируются такие типы осмысленности жизни, как осознанная удовлетворенность, осознанная неудовлетворенность, неосознанная удовлетворенность, неосознанная неудовлетворенность, неосознанное избегание и осознанное отрицание смысла жизни.

4. Каждый тип осмысленности жизни, будучи сопряженным с определенным переживанием наполненности жизни смыслом, проявляется в своеобразной картине психических состояний: тип осознанной удовлетворенности жизнью характеризуется уравновешенным нейтральным состоянием, его противоположностью является неустойчивое и амбивалентное сочетание высокой выраженности противоречивых психических состояний при осознанном отрицании смысла жизни; типы неосознанной неудовлетворенности жизнью и неосознанного вытеснения смысла жизни характеризуются состоянием фрустрации; осознанная неудовлетворенность – агрессией, при неосознанной удовлетворенности жизнью преобладает состояние ригидности.

5. Динамика ЦСС личности в период молодости в условиях тренинга смысложизненного поиска характеризуется спецификой характера и механизмов изменений. Если в специально организованных условиях тренинга происходит много существенных изменений содержательных и динамических аспектов ее функционирования, и они значительно дифференцированы в зависимости от типа осмысленности жизни, то в естественных условиях без специальных воздействий они малочисленны и в меньшей степени зависят от типа.

6. В условиях тренинга наибольшая динамика ЦСС личности свойственна типам неосознанной неудовлетворенности и осознанного отрицания смысла жизни, а устойчивость – типам неосознанного избегания смысла жизни и осознанной удовлетворенности, тогда как в естественных условиях стабильность присуща типам неосознанного избегания и осознанного отрицания смысла жизни, осознанной удовлетворенности, а динамика – типам осознанной неудовлетворенности и неосознанной удовлетворенности.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Проблема развития ценностно-смысловой сферы личности в период молодости

Период молодости - это один из продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека, изучению которого в последнее время посвящены многочисленные исследования (Г.С.Абрамова [1], И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий [5], Г.Крайг [54], В.Ф.Моргун [72], А.В.Толстых [124] и др.). Возрастные границы данного периода до сих пор являются предметом научных дискуссий. Так, например, в работах Ю.В.Бромлея [153], Э.Эриксона [146] - это интервал от 18 до 25 лет; у В.Ф.Моргуна [72] - от 20 до 30 лет; у Г.Крайга [54], A. Реана [87] молодость включена в раннюю взрослость как период от 20 до 40 лет. Желая очертить хронологические рамки периода молодости, исследователи сталкиваются с трудностью его отграничения, с одной стороны, от юности, а с другой - от взрослости. В свою очередь, ряд авторов (Г.С.Абрамова, Ю.В.Бромлей, А.В.Толстых, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, Г.Крайг,

B. Ф.Моргун, Э.Эриксон и др.) согласны в одном, что в возрасте 20-ти лет большинство людей сталкивается с вопросом о построении планов во всех жизненных сферах (социальной, профессиональной, личностной эмоциональной). В личностном восприятии 20 лет - это действительное, подкрепленное в социальном плане начало взрослой жизни. Детство остается в прошлом, а ощущение того, что вся жизнь впереди и «мне еще пока 20 лет», дает возможность пробовать, ошибаться и искать. Вместе с тем, на фоне оптимизма это построение жизненных перспектив не всегда оказывается простым. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность, а новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. При всем желании и возможности вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодые люди не всегда способны найти и реализовать себя в ней. В свою очередь, это усугубляется еще одной особенностью - выраженным инфантилизмом, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам, проявляющимся в «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Это пример гетеро- хронности развития, согласно которому различные стороны личности развиваются неравномерно. Б.Г.Ананьев, в свою очередь, указывал на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственной зрелости и трудоспособности) [7]. Как проблема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности, а это происходит по мнение многих ученых (Г.С.Абрамова, В.Ф.Моргун, Г.Крайг, А.Реан, А.В.Толстых), именно к тридцатилетнему возрасту [78].

Вместе с тем, многие ученые (Г. С. Абрамова, Ю.В.Бромлей, А. В. Толстых, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, Г. Крайг, В. Ф. Моргун, И. В.Носко, Э.Эриксон и др.) отмечают, что большинство людей к 30-ти годам начинают ощущать кризисное состояние. Человек начинает переживать критический пересмотр своего «Я», связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его, т.е. происходит некий перелом в развитии.

Таким образом, в 30 лет происходит переоценка ценностей. Человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и пр. В свою очередь кризис, а в данном случае молодости, свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень развития. В связи с этим очевидно, что молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Однако не исключено, что кризис 30-ти может наступить и раньше и позднее, так как ощущение кризисного состояния может проявляться неоднократно на протяжении жизненного пути (как в детстве, так и в отрочестве, и юности).

Таким образом, на основе анализа многочисленных возрастных периодизаций (Б.Г.Ананьев, Ю.В.Бромлей, Г.Крайг, Э.Эриксон, В.С.Мухина, В.Ф.Моргун), обнаружено, что молодость является одной из трех фаз переходного периода между детством и взрослостью, включающего отрочество, юность и молодость. Она начинается с юности (18-20 лет), включая ее в себя как этап, и заканчиваясь к 30 годам, когда человек достигает определенной социальной, нравственной и гражданской зрелости.

Молодость - это возрастной период, когда человек начинает активно строить свой жизненный путь, «более или менее утверждается во взрослой жизни» и самореализовываться личностной и профессиональной сферах [55]. Согласно А.В.Толстых, одной из сторон социальной ситуации развития данного периода является оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи [124]. Вторая сторона - это овладение выбранной профессией, когда происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости завершается профессиональная подготовка, человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. А.В.Толстых подчеркивает, что на данном этапе человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности, им легче приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества [124].

В период молодости происходит активизация способностей личности по разрешению внутренних противоречий, выстраиванию собственной системы ценностей, созданию жизненной перспективы и определению стратегических целей. Завершается формирование целостной Эго-идентичности, определяются основные смысложизненные ориентации, необходимые для самоопределения и сознательного построения собственной жизни. Решение данных аспектов личности зависит от ее активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Успешность решения этих задач определяет дальнейший ход развития личности.

Ценностно-смысловая сфера личности: сущность и механизмы развития

Современное состояние психологической науки характеризуется активным поиском подходов к изучению ЦСС личности как в отечественной (К.А.Абульханова [3], А.Г.Асмолов [10], Г.А.Вайзер [25], Л.С.Выготский [35], Б.С.Братусь [15], А.В.Брушлинский [20], И.Ф. Клименко [51], Д.А.Леонтьев [64], Е.Е.Носиновская [75], С.Л.Рубинштейн [90], В.В.Столин [120], В.Ф.Сержантов [99], А.В.Серый [103], В.А.Ядов [146], М.С.Яницкий [150] и др.), так и в зарубежной психологии (А.Адлер [151], В.Дильтей [39], Г.Оллпорт [79], М.Рокич [163], Э.Шпрангер [145], В.Франкл и др.). Однако, обобщая данные исследования, можно обнаружить терминологическую неопределенность, отсутствие единой позиции на содержание и структуру ЦСС, недостаточную изученность механизмов и факторов формирования, развития и функционирования ЦСС личности.

Центральными для понимания сущности ЦСС являются две фундаментальные категории — «ценность» и «смысл». Pix терминологический синтез указывает на высокую связанность этих категорий в реальности. Как отмечает Н.Р.Салихова, в ряде концепций «они перекрестно заменяют друг друга, обозначая одно и то же предметное содержание», определяя «функцию наиболее фундаментальных источников и механизмов регуляции взаимодействия человека с миром» [96, с. 8]. Однако остается нерешенным вопрос о том, какая из данных категорий является более фундаментальной и задающей общую теоретическую рамку.

Категория «ценности» раскрывает базовые представления личности о том, что для нее значимо и предпочтительно. Ценность - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое [108].

Как категория философии и социологии «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающая к миру должного, целевого, смыслового основания. В психологии первоначальный анализ ценностей связан с именем В.Дильтея и его так называемой «психологией духа», где обнаружена связь ценностей с эмоциональными переживаниями человека и отмечен не только осознанный, но и неосознанный характер их воздействия на поведение [39].

Современные психологические концепции опираются на разнообразные трактовки психологической сущности данного феномена. Так, различают ценности как носители определенных мнений, представлений и убеждений человека; ценности как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов; и ценности как потребности и мотивы, так как обладают реальной побудительной силой [59].

К первому варианту трактовки психологической природы ценностей относятся теоретические взгляды М.Рокича [164], К.Клакхона [157], в какой-то мере работы С.Шварца и В.Билски [166].

По мнению М.Рокича, ценность — это «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечное состояние существования является личностно или социально более предпочтительным противоположному способу поведения или конечному состоянию существования» [164, с. 5]. Подобные убеждения имеют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Причем когнитивный компонент, как информация о «желаемых конечных состояниях» и предпочитаемых средствах их достижения, отражает цель жизненного пути и средства ее достижения, что, по сути, характеризует два класса ценностей - инструментальные и терминальные. Аффективный компонент демонстрирует существование ценностей посредством отрицательных или положительных переживаний, которые проявляются во взаимодействии людей со своим окружением и в интроспективных размышлениях.

Согласно М.Рокичу, общее число ценностей, являющихся достоянием человека, к тому же которых сравнительно невелико. Все люди в различной степени обладают одними и теми же ценностями, которые, в свою очередь, организованы в системы.

Для К.Клакхона ценности - это «... осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [157, с. 389]. Согласно его теории, ценности соотносятся с личными или культурными стандартами и не связаны исключительно с сиюминутной ситуацией.

С. Шварц и В. Билски рассматривают ценности как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания [166]. Ценности управляют выбором или оценкой людей поведения и событий и упорядочены по относительной важности.

В работах Э.Шпангера [145], Б.Г.Ананьева [7], С.Л.Рубинштейна [90], В.П.Тугаринова [127], А.Г.Здравомыслова [45], И.Н.Истомина [50] ценности рассматриваются как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов. Так, например, в «понимающей психологии» Э.Шпангера ценности - «...это продукт общей ценностной ориентации человечества, это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа» [145]. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [90]. Поэтому ценности есть суть тех явлений природы и общества, которая выступает как благо жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности, нормы или идеала [45, 89, 127]. Ценностные отношения человека к внешнему миру опосредованы ориентацией его на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. В связи с этим В.П.Тугаринов, отмечает, что «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе» [127, с. 146].

Организация исследования и обоснование его методов

Необходимость верификации теоретически выделенных параметров «осмысленность жизни» и «удовлетворенность жизнью» в качестве диагностических конструктов для определения типов осмысленности жизни, а также, конкретно-психологического описания этих типов стало основанием данного эм- пиричнеского исследования. Поэтому основными задачами эмпирического исследования явились: 1. Эмпирически обосновать диагностические конструкты, раскрывающие «типы осмысленности жизни» (т.е. апробировать их на практике). 2. Эмпирически выявить возможные вариации типов осмысленности жизни, характерные для периода молодости. 3. Описать проявления разных типов осмысленности жизни в период молодости через специфику сочетания содержательных и динамических аспектов функционирования ЦСС личности и их взаимосвязей, а также в своеобразной картине психических состояний средствами свободного изложения и стандартных процедур диагностики. Планирование и организация исследования осуществлялась с помощью сравнительной стратегии в процессе следующих этапов: 1) разработка и апробация психодиагностического инструментария для определения типа осмысленности жизни и выявление с его помощью соответствующей группы респондентов; 2) сравнительный анализ содержательных и динамических аспектов ЦСС личности в период молодости при разных типах осмысленности жизни (по Т- критерию Стьюдента); 3) сравнительный анализ взаимосвязей содержательных и динамических аспектов ценностно-смысловой сферы личности в период молодости при разных типах осмысленности жизни с помощью корреляционного анализа Пирсона и дивергентного анализа; 4) сравнительный анализ психических состояний в период молодости при разных типах осмысленности жизни (по Т-критерию Стьюдента); 5) сравнительный анализ взаимосвязей показателей ЦСС личности с психическими состояниями в период молодости при разных типах осмысленности жизни с помощью корреляционного анализа Пирсона и дивергентного анализа. Обоснование и краткая характеристика методов исследования Для эмпирического обоснования параметров, задающих тип осмысленности жизни, использовалась методика экспертной оценки текстов сочинения «Мой смысл жизни» в соответствии с параметрами «осознанность смысла жизни» и «удовлетворенность жизнью». Идея выделения данных параметров базируется на трехкомпонентной схеме, предложенной Д.Леонтьевым (2005), согласно которой смысл жизни включает три аспекта: субъективный образ цели, объективную направленность жизни и переживание осмысленности жизни, а их сочетание задает определенные варианты «отношений между смыслом жизни и сознанием». В своей работе «Психология смысла» (1999) Д.А.Леонтьев приводит 4 варианта таких отношений. Описание этих соотношений содержат ярко выраженные континуумы «осознанности - неосознанности» смысла жизни и «удовлетворенности - неудовлетворенности» жизнью, отдельно описаны случаи вытеснения смысла жизни. Учитывая тот факт, что объективную направленность жизни эмпирически обнаружить весьма сложно, ее изучение требует многолетнего лонгитюдного исследования с привлечением ряда экспертов-наблюдателей, то для анализа сочинений «Мой смысл жизни» были использованы остальные два компонента. Параметр «осознанности смысла жизни» показывает степень представленности высшей жизненной ценности - смысла жизни - в сознании индивида. Параметр «переживание осмысленности жизни» в рамках данного исследования может быть расширен до «удовлетворенности жизнью». Это обусловлено тем, что в период молодости, когда решение возрастной задачи личностного развития в виде обретения определенного жизненного ориентира (смысла жизни) задает ощущение качества жизни, ценность ощущения включенности в жизнь отождествляется с удовлетворенностью жизни в целом. При этом данный параметр может быть дополнен в исследовании констатацией перманентных психических состояний, отражающих общий жизненный фон. Разработка и апробация сочинения «Мой смысл жизни» Учитывая, что процесс поиска смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен (согласно П. Вонгу), в исследовании был разработан и апробирован аппарат для его диагностики. Описание ЦСС личности в ее смысложизненных характеристиках определило необходимость применения методик свободного изложения, с помощью которых, как правило, изучается смысл жизни. Как справедливо замечает Л.М.Смирнов, при использовании подобного метода есть возможность изучить как осознанность, так и неосознанность жизни и ценностных предпочтений личности, которые другими методами не фиксируются [104]. Подобным психодиагностическим инструментом, разработанным и апробированным в данной работе, стало сочинение на тему «Мой смысл жизни», основная цель которого - выявление типа осмысленности жизни. Процедура тестирования: респондентам предлагалось в свободной форме написать сочинение на тему «Мой смысл жизни». В случае отказа от подобного рода деятельности, испытуемому предлагалось зафиксировать свою точку зрения в отношении данного метода.

Организация эксперимента и обоснование программы «Тренинга смысложизненного поиска»

Для доказательства гипотезы о том, что динамика функционирования ЦСС личности в период молодости как в процессе тренинга смысложизненного поиска, так и в естественных условиях обусловлена типом осмысленности жизни, задаваемым параметрами осознанности смысла жизни и удовлетворенности жизнью, было организовано и проведено экспериментальное исследование, основными задачами которого стали: 1. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие ЦСС личности в период молодости посредством осознания смысла жизни. 2. Описать особенности изменения ЦСС личности, происходящие в период молодости в естественных условиях, в зависимости от типа осмысленности жизни 3. Описать особенности изменения ЦСС личности, происходящие в период молодости в ходе тренинга смысложизненного поиска, в зависимости от типа осмысленности жизни. Эксперимент реализовывался в несколько этапов: 1. Разработка программы «Тренинга смысложизненного поиска», направленного на развитие ЦСС личности студентов. 2. Констатирующий этап - первичная диагностика ЦСС личности испытуемых и разделение их на контрольную и экспериментальную группы (по 75 человек в каждой) с определением, в свою очередь, «преобладающего типа осмысленности жизни» (на основе сочинений). 3. Формирующий этап - собственно реализация программы «Тренинга смысложизненного поиска» в течение 1 учебного года (по 1,5-2-часа 1-2 раза в неделю, общим объемом 100 аудиторных часов) в экспериментальной группе. 4. Контрольный этап — повторная диагностика ЦСС личности испытуемых контрольной и экспериментальной групп спустя 1 учебный год. 5. Сравнительный анализ результатов диагностики ЦСС испытуемых в ситуации «до» и «после» для контрольной и экспериментальной групп, а также между группами в ситуации «до» и «после» с помощью статистического сравнения показателей по Т-критерию Стьюдента, методов корреляционного (Пирсона) и дивергентного анализов. В качестве методов сбора и обработки данных выступили методики, представленные в параграфе 2.1, и по тем же основаниям. Краткое описание выборки. В контрольную выборку вошли студенты, по разным причинам не участвовавшие в «Тренинге смысложизненного поиска» или принимавшие в нем участие от случая к случаю, и не посещавшие аналогичных тренингов в течение года, когда проводилось исследование. Экспериментальную группу составили студенты - участники тренинга (см. табл. 9). Выводы об особенностях изменения ЦСС испытуемых в «естественных условиях» строились на основе анализа данных контрольной группы, а в «специально созданных условиях» — по результатам психодиагностики экспериментальной группы. Описание и обоснование программы «Тренинга смысложизненного поиска». «Тренинг смысложизненного поиска» представляет собой целостную и Планирование и реализация тренинга базировались на следующих теоретических постулатах П.Вонга: 1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы. 2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида. 3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы. 4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути [167]. Основными задачами тренинга стали: 1) формирование рефлексивной культуры личности; 2) самооценка соответствия своей системы ценностей жизненным ориентирам; 3) устранение глубинных негативных установок личности, препятствующих переживанию полноты и осмысленности жизни; 4) формирование способов проектирования путей решения своих жизненных проблем. В основу данного тренинга легла авторская модель, разработанная на базе концепции Д.А.Леонтьева (1999), согласно которой внутриличностная динамика смысловых образований базируется на процессах смыслообразова- ния, смыслоосознания и смыслостроительства [59, с. 350]. Именно они стали ведущими ориентирами в программе развития ЦСС студентов. Смыслообразование - это «процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к частным, периферическим, производным в конкретной ситуации развертывающейся деятельности» [59]. Расширение смысловых связей может запускаться как моти- вационными, диспозиционными, так и атрибутивными механизмами. Смыслоосознание — «это процесс, который следует за смыслообразова- нием и включает в себя два принципиально различающихся механизма осознания смысловых структур и осознания смысловых связей». В первом случае речь идет об интроспекции (самоанализе), самовосприятии по Д.Бему. Во втором - о рефлексивной работе, направленной на внешний мир, в контексте жизнедеятельности человечества в целом, т.е. о расширении контекста смысла. Это создает мировоззренческие чувства (по С.Л.Рубинштейну) или эмоциональный тон жизни (настроение) (по А.Н.Леонтьеву). Согласно Д.А.Леонтьеву, смыслообразование и смыслоосознание - это процессы развития смысловой структуры личности, которые создают предпосылки для перестройки глубинных личностных структур, т.е. для смысло- строительства. «Смыслостроительство» происходит путем творческого изменения прежних жизненных связей и запускается в критических жизненных ситуациях (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), в ситуациях контакта с иным смысловым миром — с другой личностью, ведущих к переосмыслению себя, своей позиции в мире, своего жизненного опыта, а также в ситуациях, провоцирующих глубокое художественное переживание (н-р, при воздействии средств искусства). Для инициации каждого процесса для тренинга были подобраны соответствующие психотехники с учетом запускающих его механизмов: - замыкания жизненных отношений - это механизм, формирующий качественно новый жизненный смысл; - индукции смысла, осуществляющей смысловую рационализацию; - идентификации как переживания значимых для человека ценностей; - интернализации как осмысливания и интерпретации значимых событий , предполагающий внезапное нахождение смысла там, где его не было; - рефлексии, осуществляющей анализ собственной жизни; - столкновения смыслов, приводящего к обогащению смыслового мира субъекта; - полагания смысла, предполагающего решение экзистенциальных проблем (см. содержание программы тренинга в прил. 4). Рассмотрим последовательно этапы программы тренинга.

Похожие диссертации на Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни