Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Анненкова Наталия Викторовна

Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности
<
Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анненкова Наталия Викторовна. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:05-19/127

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Подходы к изучению проблемы идентичности 8

1.1. Проблема личностной идентичности 8

1.1.1. Психосоциальная концепция идентичности 10

1.1.2. Социальный аспект становления идентичности 14

1.1.3.Идентичность в теории объектных отношений 18

1.1.4. Идентичность как процесс становления самосознания 20

1.1.5. Когнитивная концепция идентичности 23

1.2. Идентичность как проблема личностного самоопределения 25

1.3. Исследования формирования эго-идентичности 28

Глава 2. Феномены центрации субъекта на себе 33

2.1. Эгоцентризм „ 33

2.1.1. Концепция познавательного эгоцентризма Ж. Пиаже 33

2.1.2. Аффективно-личностная концепция эгоцентризма. 40

2.1.3. Исследования проявлений подросткового эгоцентризма 44

2.1.4. Концепция эгоцентрической направленности личности 49

2.2. Нарциссизм 52

CLASS Глава 3. Экспериментальная часть 5 CLASS 7

3.1. Исследование особенностей проявления эгоцентризма в зависимости от раннего профессионального самоопределения (пилотажное исследование) 57

3.2. Исследование особенностей соотношения проявлений феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте 63

3.2.1. Задачи, гипотезы, процедура исследования 63

3.2.2. Методы исследования 64

3.2.2.а. Исследование становления идентичности 64

3.2.2.6. Исследование структуры эгоцентризма. 66

3.2.3. Результаты исследования 68

3.2.3.а. Результаты исследования процесса становления идентичности 73

3.2.3.6. Результаты исследования соотношения становления идентичности и особенностей проявления эгоцентризма 82

3.2.3.в. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «профессия» 90

3.2.3.г. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «религия» 96

3.2.3.д. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «политика» 100

3.2.3.е. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «любовь» 103

3.2.3.ж. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «дружба» 107

3.2.3.3. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «семья» 111

3.2.3.и. Особенности проявления эгоцентризма и становления идентичности в сфере «половой идентификации» 116

3.2.4. Обсуждение результатов основного исследования 118

Заключение 134

Литература 136

Введение к работе

Исследование посвящено изучению динамики соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Указанных сферы развития составляют предмет изучения разных научных школ, практически не соприкасающихся друг с другом. Понятие идентичности связывают, прежде всего, с именем Э.Эриксона, впервые детально разработавшего концепцию становления идентичности и само понятие идентичности и придавшего ему научный статус. Дж.Марсиа (J.E.Marcia) продолжил развитие социального аспекта концепции Э.Эриксона, предложив концепцию статусов эго-идентичности, которая стала наиболее известной работой, где была совершена операционализация теоретических представлений Э.Эриксона. В русле концепции статусов идентичности впоследствии работали A.S.Waterman, С.К.Waterman, D.R.Matterson, H.D.Grotevant и др. В русле психоаналитического подхода понятие идентичности представлено в работах О.Кернберга (O.F.Kernberg), а интеракционистского и когнитивно ориентированного подходов — E.Goffman, R.Fogelson, H.Tajfel и J.Turner. В отечественной психологии активно разрабатывается близкое по психологическому содержанию понятие личностного самоопределения. Этой проблеме уделяется значительное внимание в трудах СЛ.Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбурга.

Феномен эгоцентризма, впервые детально описанный Ж.Пиаже в контексте когнитивного развития в детском возрасте, нашел продолжение не только в данной традиции. D.Elkind придал понятию «подростковый эгоцентризм» новый импульс, связав его проявления с развитием аффективно-личностной сферы. Операционализацию его теоретических представлений предложила группа американских исследователей, в которую вошли R.D.Enright, D.K.Lapsley, D.G.Shukla. В рамках этой теоретической концепции продолжают дальнейшую работу L.Walters, K.Green и др. В отечественной психологии Т.И.Пашукова в качестве единицы исследования эгоцентризма выделяет эгоцентрическую направленность личности.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, необходимостью прояснения соотношения данных феноменов, которые затрагивают центральные особенности подросткового развития, будучи разъединены совершенно разными научными традициями. С другой стороны, она обусловлена уникальным путем развития современного российского общества, пережившего радикальную перестройку в политической, экономической, а также в культурной и социальной сферах, что не могло не отразиться на особенностях личностного становления молодого поколения.

Изучение взаимосвязей между феноменами центрации (термин, предложенный Ж.Пиаже на последних этапах его научного творчества взамен эгоцентризма) в когнитивной и личностно-аффективной сферах, с одной стороны, и процессом становления идентичности, с другой, расширяет и делает более глубоким наше понимание особенностей развития личности в переходном возрасте.

Запросы практики, ожидающей от фундаментальной психологической науки знаний и рекомендаций, применение которых может способствовать более успешному проживанию кризиса идентичности подростками и юношеством, растут и в условиях нестабильного общества становятся все более сложными. Изменения в структуре среднего образования, которые сопровождаются нарастающей тенденцией к ранней профессионализации, повышают важность изучения психологических условий, обеспечивающих процесс формирования идентичности.

Теоретическая значимость работы определяется возможностью взаимного содержательного обогащения понятий личностной идентичности и феномена подросткового эгоцентризма. Операциональный уровень их изучения позволяет прояснить особенности их «пересечения»/взаимосвязи/соотношения и тем самым расширить конкретные представления о психологическом содержании и закономерностях как феномена эгоцентризма, так и процесса личностного самоопределения.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые на российской выборке проведено эмпирическое исследование динамики соотношения становления идентичности и манифестации/преодоления подросткового эгоцентризма. Показан флюктуирующий характер становления идентичности, выявлены некоторые характерные тенденции данного процесса в социо-культурных условиях современного российского общества. Впервые показана внутренняя неоднородность феномена подросткового эгоцентризма, динамика характерных его проявлений и неодновременность их спонтанного преодоления в контексте становления идентичности.

Впервые исследована возможность влияния наиболее значимых в подростковом и юношеском возрасте сфер жизни, последовательное освоение которых на разных этапах подросткового и юношеского возраста лежит в основе становления идентичности, а также различных статусов идентичности на особенности проявления и степень выраженности разных аспектов подросткового эгоцентризма.

Полученные данные позволили: 1) обозначить адекватную возрасту (адаптационную) функцию подросткового эгоцентризма; 2) уточнить понятие «моратория» как периода активного личного освоения важнейших областей жизненного самоопределения; 3) определить собственно кризис идентичности (соответствующий статусу «мораторий») как процесс, характеризующийся, с одной стороны, поисковой активностью, освоением одновременно нескольких значимых областей жизни, с другой - усилением центрации на себе.

Практическая значимость исследования определяется социальной востребованностью рекомендаций, помогающих практическому психологу в его консультативной, коррекционно-развивающей и терапевтической работе с подростками и юношами, находящимися в состоянии кризиса идентичности. Материалы исследования могут быть использованы в работе с родителями и педагогами, в школьной психологической службе и в Центрах психологической помощи.

Объект исследования — становление идентичности и феномен подросткового эгоцентризма в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Предметом исследования выступили 1) статусы идентичности и их динамика в различных сферах самоопределения на протяжении старшего подросткового и юношеского возрастов; 2) проявления эгоцентризма в различных его аспектах; 3) взаимосвязь этих двух характеристик подросткового и юношеского возраста.

Цель исследования определилась вопросом, существует ли взаимосвязь между процессом становления идентичности и особенностями проявления эгоцентризма в подростковом и юношеском возрасте, и необходимостью исследования особенностей гипотетической взаимосвязи того и другого.

Гипотезы:

1. Между «всплеском» эгоцентризма и процессом становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте существует определенная взаимосвязь.

2. Подростковый эгоцентризм несет в себе адекватную задачам возраста адаптационную функцию.

3. Социо-культурные условия оказывают существенное влияние на особенности протекания кризиса идентичности, специфику ее становления, определяя выборы, которым отдается предпочтение в процессе «моратория», а также на преобладание тех или иных «статусов» идентичности и общий исход ее формирования.

Сформулированная общая гипотеза может быть представлена в более частных гипотезах:

1. Кризис идентичности (в узком понимании, как самом пик его проявления, соответствующий статусу «мораторий») скорее всего будет сопровождаться наиболее выраженным проявлением эгоцентризма.

2. Достижение идентичности в целом сопряжено с наиболее низкими эгоцентрическими показателями.

3. Различные сферы самоопределения оказывают разное влияние на особенности проявления и снижение выраженности различных аспектов подросткового эгоцентризма.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретических подходов и результатов эмпирических исследований личностной идентичности и феномена подросткового эгоцентризма в зарубежной и отечественной психологии.

2. Выявление динамики становления идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте.

3. Эмпирическое описание особенностей проявления эгоцентризма в подростковом и юношеском возрасте.

4. Проверка гипотезы о связи становления идентичности и подросткового эгоцентризма в ее конкретных проявлениях.

Организация и методы исследования. В исследовании участвовало 194 человека. Первый, «пилотажный», этап проводился с использованием опросника «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм» (Enright, 1979), где принимали участие десятиклассники различных учебных заведений г.Москвы (общеобразовательного класса школы №391, гуманитарного — гимназии №1567, математического — школы №91 и художественного - при PAX). На основном этапе исследования применялось полуструктурированное «Интервью», разработанное В.Р. Орестовой (2001) на основе методик, предложенных Дж. Марсиа (Marcia, 1964), а также Г. Гротевант, В. Торнбеске и М. Майер (Grotevant, Thorbecke, Meyer, 1982), анкетные методики «Новая шкала "Личный миф"» (Lapsley, 1991) и «Шкала "Воображаемая аудитория"» (Walters, 1991), апробированные на российской выборке Т.В. Рябовой (2001), а также тест эгоцентрических ассоциаций (Пашукова, 1998). На втором этапе исследования принимали участие одиннадцатиклассники различных школ г.Москвы, в том числе №391 и №1016, учащиеся психологических классов, а также студенты I и V курсов МГППУ. Всего, было обработано 424 (508) протоколов, интервью и анкет исследования. Выбор испытуемых на основном этапе исследования (учащиеся 11 классов, студенты I и V курсов института) был продиктован тем, что указанный возрастной интервал согласно данным многочисленных литературных источников (Meilman 1977; Mungo, Adams, 1977; Howard 1960; Waterman, Waterman, 1971; Waterman, Geary, Waterman 1974; Waterman, Goldman 1976, Орестова, 2001) является периодом наиболее выраженного становления идентичности. Исследование проводилось в различных учебных заведениях г. Москвы.

Методологической основой настоящего исследования явились теоретические положения зарубежных и отечественных психологов по проблемам познавательного эгоцентризма в детском и подростковом возрасте (Ж.Пиаже, Д.Элкинд, Т.И.Пашукова) и развития идентичности (самоопределения) (Э.Эриксон, Дж.Марсиа, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург).

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс становления идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте имеет флюктуирующий характер. Выделен ряд наиболее приоритетных сфер жизненного самоопределения, где оно протекает наиболее активно. В условиях нашей культуры это, прежде всего, сферы профессии, общения и межличностных отношений; сферы «второго эшелона» — семья, религия, половая идентификация; сфера-«аутсайдер» — политика. Подобная неравномерность обусловлена спецификой социо-культурной ситуации в современном российском обществе.

2. Феномен подросткового эгоцентризма характеризуется неоднородностью и относительной взаимной независимостью проявлений его различных аспектов.

3. Качественные проявления и снижение выраженности различных аспектов эгоцентризма связаны с особенностями процесса становления идентичности.

4. Феномен подросткового эгоцентризма выступает не только с дефицитарной, но и адекватной возрасту адаптивной функцией, вьшолняющей в условиях кризиса идентичности роль внутреннего личностного ресурса, компенсирующего слабость подросткового «Я» и поддерживающего или усиливающего потенциал роста его личности.

Проблема личностной идентичности

Впервые в истории психологии детальная разработка понятия личностной идентичности была представлена в рамках одного из направлений психоанализа - эго-психологии, и связана с именем известного американского ученого, психолога и социолога, Э. Эриксона. Однако, говоря об эго-психологии, невозможно не сказать о родоначальнике психоанализа 3. Фрейде, у которого мы находим и некоторые предпосылки идей Э. Эриксона.

В течение длительного периода развития психоанализа 3. Фрейд применял разработанную им «топографическую модель» личностной организации, согласно которой выделялись три уровня психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания, состоящий из ощущений и переживаний и осознаваемый в данный момент времени, имеет непосредственный контакт с внешним миром. Уровень предсознания, «наводящий мосты» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического, включает в себя весь опыт, неосознаваемый в данный момент, но, спонтанно или в результате определенного усилия, переводимый в сознание. И, наконец, область бессознательного представляет собой, согласно точке зрения 3. Фрейда, хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также подавленных и вытесненных эмоций и воспоминаний, содержание которых несет в себе угрозу сознанию.

Данная концепция, где основным дифференцирующим фактором выступала степень осознаваемости-неосознаваемости психических процессов, являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов прошлого века 3. Фрейд предложил иную структуру личности, включающую в себя три основных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Согласно Фрейду Ид (или Оно) «содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первоначальное психическое выражение в форме нам неизвестной» (по Дж.Фейдимен, 1994, стр. 19). Ид целиком функционирует в бессознательном, это первоначальная, основная, наиболее центральная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Супер-Эго. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной манере, не взирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Ид - резервуар энергии для всей личности.

Я (Эго), на ранних этапах развития являясь частью Ид (Оно), модифицируется благодаря влиянию внешнего мира, приобретая способность к восприятию раздражений, защите от них. Принцип удовольствия заменяется здесь принципом реальности (цель которого сохранение целостности (по Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1994)). Это «орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни». (З.Фрейд, 1995, стр.346)

Описывая функции Я (Эго) - представление внешнего мира перед Оно, наблюдение за внешним миром (сознавание внешних стимулов, накопление опыта и т.д.), управление моторикой (делая «между потребностью и действием ... отсрочку для мыслительной деятельности» (З.Фрейд, 1995, стр.347)) - З.Фрейд отмечает следующую «существенную характерную черту Я»: «чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний, к обобщению и унификации своих психических процессов, которое отсутствует у Оно». По мнению Фрейда, эта черта Я «единственная дает ту высокую степень организации, которой Я обязано лучшими своими достижениями». При формировании этой особенности Я развитие идет от восприятия влечений к овладению ими, однако «последнее достигается только тем, что психическое выражение влечений включается в более широкую систему, входит в какую-то взаимосвязь». (З.Фрейд, 1995, стр.347)

«Части Я и Сверх-Я являются бессознательными, не имея таких же примитивных и иррациональных черт как у Оно» (З.Фрейд, 1989, стр.346)

Супер-Эго - последний компонент структуры личности, развивающийся из Эго. Служит судьей и цензором деятельности и мыслей эго, фактически устанавливая границы подвижности эго. Содержит моральные установления, нормы поведения и те конструкции, которые создают запреты личности. Фрейд отмечал три функции Супер-Эго: - совесть (ограничивает, запрещает и судит сознательную деятельность; но действует также бессознательно); - самонаблюдение (возникает из способности суперэго оценивать деятельность независимо ни от побуждений ид, ни от эго); - формирование идеалов (связано с развитием самого Супер-Эго).

Супер-Эго не является, как иногда полагают, отождествлением с одним из родителей или с его поведением. «Супер-Эго ребенка в действительности конструируется по модели не его родителей, а по модели Супер-Эго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются таким образом от поколения к

поколению» (по Дж.Фейдимен, 1994, стр.20). Однако, по мере расширения социального мира ребенка, сфера суперэго, зачастую, увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым новые группы (школа, религия, группа сверстников). С этой точки зрения, Супер-Эго можно рассматривать как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Представление о том, что основной функцией Эго является защита от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство требований реальности, а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго), было развито А. Фрейд в ее книге «Эго и механизмы защиты» (А.Фрейд, 1993).

А. Фрейд, кого, наряду с Х.Хартманном, по праву считают одним из основателей эго-психологии, акцентирует особое внимание на инстанции Эго и вопросах функционирования защитных механизмов. Она разработала проблему структуры механизмов, не связывая их природу с патологией, и показала, что эти защиты на самом деле адаптивны по своему происхождению. Защиты каждого человека являются существенными характеристиками его адаптации к жизни, формируя значительную часть его личности. Своими исследованиями защитных механизмов А. Фрейд дала новый толчок к анализу «эго», — с одной стороны, продолжая исследования 3. Фрейда, развивая именно те аспекты «эго», к которым обращался и он в последних работах; с другой - рассматривая защиты в более широком социальном контексте, чем это имело место в классическом фрейдизме.

По мнению Эриксона, в рамках психоаналитической «эго-психологии» та общая область, которая связана с понятиями идентичность, я-концепция и пр., ранее всех и наиболее ясно очерчена Хартманном. (Э.Эриксон, 19966, стр.219)

Идентичность как проблема личностного самоопределения

В отечественной психологии наиболее близкими по психологическому содержанию понятиями являются самосознание и личностное самоопределение. Специфика нашей работы, связанная с изучением особенностей формирования личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте, а также «выбор» в качестве базовой операциональной модели исследования (базирующейся на концепции Дж.Марсиа), определяет обращение к понятию самоопределения как наиболее близкому понятию личностной идентичности.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены СЛ.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» (С .Л.Рубинштейн, 1973, с.359). В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации и в понятии самоопределения тем самым выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» (СЛ.Рубинштейн, 1973, с.358). По отношению к этому уровню - уровню человека - в понятии самоопределения для СЛ.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» (СЛ.Рубинштейн, 1973, с.260).

Подход, намеченный СЛ.Рубинштейном, развивает в своих работах А.А.Абульханова-Славская. В понятии самоопределение она фиксирует активный, целеполагающий характер отношения человека к собственной жизнедеятельности. Самоопределение как определение самим субъектом своего «способа жизни».

Для А.А.Абульхановой-Славской центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение представляет собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения является , таким образом, узловой проблемой взаимодействия личности и общества, в которой высвечиваются наиболее важные проблемы этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации (К.А.Абульханова-Славская, 1973).

Существенный вклад в понимание проблемы самоопределения внесли работы В.И.Слободчикова, посвященные теме развития человеческой субъективности. В этих исслдедованиях детально исследуется способ человеческого существования, связанный с появлением внутренней рефлексии, а соответственно — с ценностно-смысловым определением жизни. В них показано, что ценностно-смысловое определение жизни прямо связано с саморазвитием человека и его свободой; индивидуальность человека раскрывается в выработке своего собственного способа жизни, своего мировоззрения. Показано также, что становление субъективности на ступени индивидуализации (юношеский возраст) связано со «становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни» (В.И.Слободчиков, 1994).

Для человека «внешние условия» и «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками.

Так, на уровне индивида и группы эта проблема была детально проанализирована А.В.Петровским, под руководством которого был проведен ряд работ по изучению самоопределения личности в группе, или коллективистического самоопределения. В результате этих исследований было сформулировано положение, имеющее существенное значение для построения теории самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, а именно: самоопределение осуществляется по отношению к ценностям.

Подход к изучению самоопределения личности в обществе был предпринят В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. В этом подходе одним из центральных моментов также является ориентированность человека на определенные групповые, коллективные и общественные ценности.

Концепция познавательного эгоцентризма Ж. Пиаже

Один из ярких феноменов центрации - эгоцентризм был использован Ж. Пиаже для описания особенностей детской речи в книге «Речь и мышление ребенка» (1923). В дальнейшем Ж.Пиаже пришел к заключению, что эгоцентрическая речь определяется эгоцентризмом мышления и эгоцентризм характеризует развитие познавательных способностей ребенка в целом (Ж.Пиаже, 2001 в). В более поздних работах Ж.Пиаже указывал, что понятие «эгоцентризм» следовало бы относить к личности, а в исследованиях познания лучше было бы употреблять термин «центрация» (1962). Таким образом, согласно Пиаже, эгоцентризм выступает, с одной стороны, как стадия развития личности, с другой, как проявление субъективной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя самого.

Определяя познавательное отношение человека к миру, как исходное и фундаментальное, обеспечивающее любые другие отношения, Ж. Пиаже связывал развитие личности с развитием интеллекта, а стадии развития личности выделял в зависимости от того, в какой степени развито мышление, какими свойствами и особенностями оно обладает.

Развитие мышления, согласно теоретическим постулатам Пиаже, идет по линии: аутизм - эгоцентризм - стадия социального мышления. Аутизмом в его концепции называется такая стадия, на которой ребенок, не имеет коммуникативных навыков, вследствие чего проявляет асоциальность из-за естественной неразвитости мышления. Аутичное мышление, согласно Ж.Пиаже, - это мышление замкнутое на себе. Оно вызвано, с одной стороны, возрастным ограничением ресурсов, обуславливающим неразвитость познавательной сферы, с другой — «асоциальностью» ребенка в силу его недостаточной коммуникативной компетентности.

Вторая стадия психического развития личности в онтогенезе соотносится с такой особенностью мышления ребенка, при которой он не может учитывать точки зрения других людей, не в состоянии координировать их со своей собственной точкой зрения. Это и называется эгоцентризмом. Причины данной стадии коренятся в неразвитости интеллектуальных операций обратимости.

Третья стадия формирования личности и развития психики в онтогенезе связьгаается Ж.Пиаже с полным созреванием интеллектуальных структур. Он назвал эту стадию стадией социального мышления. Социальное мышление характеризуется развитыми мыслительными операциями, которые дают возможность понять иную перспективу, иную точку зрения. Данная стадия предполагает не только мышление, базирующееся на операциях обратимости, но и на развивающейся, на основе обратимости, способности к децентрации. Децентрация является механизмом, который позволяет понять точку зрения другого человека.

Стадии развития интеллекта зависят от возраста и биологического созревания организма. Психическое развитие обуславливают биологическое созревание и возраст вместе взятые.

Преодоление эгоцентризма познавательной сферы не может проявиться раньше определенного срока вызревания интеллекта. Интеллект вызревает постепенно, качественно преобразовываясь в определенные моменты в соответствии с развитием мыслительных операций. Между мыслью ребенка и реальностью, которая познается, существует действенно-преобразующая связь. Взаимосвязь происходит благодаря предметно-преобразующим действиям индивида с объектами, составляющими эту реальность.

По Пиаже стадии развития (интеллекта) не только последовательно сменяют друг друга, а интегрируются, каждая предшествующая подготавливает возможности для последующей, а эта последующая перестраивает ее на более высоком уровне.

Согласно работам Ж.Пиаже судьба эгоцентризма детского мышления предрешается биологическим созреванием, с одной стороны, и процессом социализации - с другой. Чем старше ребенок и чем больше он общается с людьми, тем меньше становится его эгоцентризм. Однако в общении ребенка с другим людьми Ж.Пиаже выделяет два крайних типа отношений: отношения принуждения и отношения кооперации. Отношения принуждения характеризуют сферу общения ребенка и окружающих его взрослых. Такие отношения не способствуют смене умственной позиции. Ребенок, даже пользуясь языком взрослого, наделяет понятия собственным, детским содержанием, основываясь на внешнем впечатлении об объектах. Таким образом, отношения принуждения не приводят ребенка к осознанию своей субъективности. Для этого необходимо подлинное взаимодействие мнений -кооперация. Такие отношения характерны для общения ребенка со сверстниками. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение собственной мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства, таким образом, происходит осознание существования других точек зрения, формируются рациональные элементы в логике и этике. В этой связи предполагается, что по мере возрастного созревания и приобретения опыта взаимодействия с людьми, эгоцентризм не только уменьшается, но может исчезнуть вообще.

Иными словами, снижение эгоцентризма объясняется трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою и иную точку зрения. Освободиться от эгоцентризма — «значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между - вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений» (по Л.Ф.Обуховой, 1981, стр.39)

Таким образом, преодоление эгоцентризма опирается на два условия: осознание своего «Я» в качестве субъекта и отделение субъекта от объекта; координация своей точки зрения с другими, а не рассматривание ее как единственно возможной.

Осознание своего «Я» зависит от приобретения знаний, а они появляются у ребенка, как было отмечено выше, из опыта социального взаимодействия.

Таким образом, познавательный эгоцентризм рассматривается как результат или как артефакт психического развития ребенка, мыслимого как процесс спонтанный или, в лучшем случае, обусловленный социальными факторами.

Продолжая линию рассмотрения эгоцентризма, как проявления субъективной позиции ребенка, на основании исследований Ж. Пиаже можно описать три формы эгоцентризма в соответствии с тремя основными периодами развития интеллекта (ЖЛиаже, 2001в; 2001г; 20016 и др.; Дж.Флейвелл,1967; Л.Ф.Обухова, 1981). Это эгоцентризм в период становления сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), эгоцентризм на стадии дооперационального мышления, которое имеет место в период достижения конкретных операций (от 2 до 11 лет), и эгоцентризм в период формирования понятийного мышления (от 11 до 15 лет).

Первая форма эгоцентризма характеризуется тем, что ребенок не отличает внешний мир и непосредственные впечатления от него. В этот период, по словам Дж. Флейвелла, ребенок-эгоцентрист всегда является солипсистом, не понимающим ни своего я, ни своего солипсизма. Этому периоду присуща недифференцированность ассимиляции и аккомодации (в силу недифференцированности субъекта и объекта) и одновременно антагонизм между ними (в силу их разнонаправленности). К концу периода ребенок переходит к пониманию того, что мир состоит из объектов, и он сам — объект среди других.

Исследование особенностей проявления эгоцентризма в зависимости от раннего профессионального самоопределения (пилотажное исследование)

Поскольку при описании процесса формирования идентичности, многими психологами (Дж.Марсиа, А.Ватерман, Х.Тэджфел и др.) отмечалось важнейшее значение профессионального определения, как одной из его ступеней, мы предположили, что если процесс становления идентичности связан с проявлением подросткового эгоцентризма, то профессиональный выбор окажется фактором, влияющим на выраженность эгоцентрического феномена. 3.1.1. Методика, гипотезы, процедура пилотажного исследования

Целью исследования стало прояснение зависимости проявлений эгоцентризма в старшем подростковом возрасте от раннего профессионального самоопределения.

Задача пилотажного исследования — проследить влияние профессионального определения (как одной из ступеней становления идентичности) на особенности проявления эгоцентризма в подростковом возрасте.

В исследовании приняло участие 62 человека: 1) десятиклассники Московского Академического Художественного Лицея Российской Академии Художеств (МАХЛ PAX) - 14 человек; 2) десятиклассники гуманитарного класса гимназии № 1567 — 15 человек; 3) десятиклассники математического класса школы №91 — 11 человек; 4) десятиклассники школы №391 — 22 человека;

Класс общеобразовательной школы выступил как контрольная группа, поскольку в данной школе не существует специальных/углубленных программ обучения, и окончательный выбор профессии т.е. выбор специализации и предметов для более глубокого изучения, может быть отложен учащимися данного класса на полтора года.

В исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Профессиональный выбор, профессиональное определение оказывает влияние на проявление феномена подросткового эгоцентризма.

2. Профессиональное определение оказывает неравномерное влияние на различные компоненты эгоцентризма.

Методы. В ходе работы была использована методика «Подростковый эгоцентризм - социоцентризм» (R.Enright et. al., 1979,1980, AES-60), предназначенная для диагностики уровня эгоцентризма. Апробация данной методики на отечественной выборке проведена Т.В.Рябовой. Методика позволяет рассмотреть феномен подросткового эгоцентризма состоящим из различных компонентов, что предполагает качественный анализ особенностей проявления эгоцентризма.

Методика представляет собой 60 утверждений, относящихся к шести различным шкалам: шкала «воображаемая аудитория» содержит S утверждений, шкала «личный миф» - 5; шкала «сфокусированность на себе» - 5, шкала «общественно-политические интересы» - 15, шкала «активная позиция» - 15, шкала «личные интересы» - 15.

Шкала «сфокусированность на себе» описывает степень поглощенности своей внешностью, особенностями своего характера, переживаниями и т.д.

Шкала «воображаемая аудитория» характеризует то, насколько особенности внешности, характера, интересы, увлечения, поступки подростка, то есть все то, на чем сконцентрировано его внимание, являются предметом размышления других людей, по мнению самого подростка.

Шкала «личный миф» отражает чувствование себя респондентом как особенного, уникального человека.

Шкала «общественно-политические интересы» позволяет делать выводы о декларируемой респондентом заинтересованности политической жизнью страны и международной политической жизнью.

Шкала «активная позиция» дает возможность наблюдать реальную активность респондентов, проявляемую в общественной и политической жизни.

Шкала «личные интересы» отражает уровень активности (как физической, реальной, так и умственной), направленной на достижение и постижение собственных интересов.

Методика представлена на пяти страницах, каждая из которых содержит по три утверждения от шкал «политические интересы», «активная позиция», «личные интересы»; и по одному утверждению от шкал «воображаемая аудитория», «личный миф», «сфокусированность на себе».

Респондентам предлагается оценить каждое из утверждений по пятибалльной системе оценок: 1 - не важно, 2 — не очень важно, 3 — важно, 4 — очень важно, 5 — чрезвычайно важно. В конце страницы, после того, как испьпуемый отмечает, какую степень важности имеет для него то, что вьфажается в утверждениях, его просят выбрать три наиболее важные для. него утверждения из представленных на данной странице. Если выбранный ранее балл для этих трех утверждений не соответствует их рейтингу на странице (и такая ситуация повторяется на всех пяти страницах), то результаты респондента не принимаются к дальнейшей обработке.

После успешного прохождения описанного выше контроля противоречивости информации, по каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Максимальное значение по шкалам «личный миф», «воображаемая аудитория» и «сфокусированность на себе» составляет 25 баллов, минимальное — 5. Максимальное значение по шкалам «общественно-политические интересы», «активная позиция», «личные интересы» составляет 75 баллов, минимальное - 15.

Процедура исследования для всех групп испытуемых была единой. Школьники заполняли предложенные бланки в присутствии исследователя на предоставленном администрацией уроке. В процессе проведения эксперимента школьникам было предложено принять участие в психологическом исследовании. Желающим пояснялось, что исследование направлено на изучение интересов данной возрастной группы. Соблюдение конфиденциальности информации гарантировалось.

При обработке материалов исследования был использован критерий Стьюдента. Результаты исследования.

В исследовании приняли участие 62 человека, к рассмотрению было принято 60 протоколов (один человек отказался от заполнения методики, и один протокол не был принят к рассмотрению, так как при заполнении относительно целого ряда утверждений было отмечено несколько баллов одновременно (гуманитарный класс)).

Похожие диссертации на Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности