Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Абраменкова Вера Васильевна

Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства
<
Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абраменкова Вера Васильевна. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2000 420 c. РГБ ОД, 71:00-19/46-8

Содержание к диссертации

Введение

Часть I. Предмет социальной психологии детства 21

Современная общая познавательная ситуация изучения детства

Глава 1. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства 24

Проблема социальной психологии детства в контексте системно-научной методологии 24

Принцип исторической реконструкции в исследовании социогенеза отношений 27

Принцип экологической валидности и метод смены социальной в экспериментальном исследовании онтогенеза 30

Принцип построения детской картины мира 31

Идентификация - отчуждение - основной механизм функциони рования отношений ребенка 35

Резюме по главе 41

Глава 2. Становление и основные понятия социальной психологии детства 42

Исторические истоки социальной психологии детства в России 42

Отношение как предмет социальной психологии детства 46

Понятие социогенеза в социальной психологии детства 54

Социогенез и социальная ситуация развития 56

Социогенез совместной деятельности в детской группе 60

Деятельностное опосредствование и гуманные отношения 63

Роль совместной деятельности в формировании отношений 66

Функции совместной деятельности в детской группе 67

Развитие форм совместной деятельности ребенка в онтогенезе . 70

Уровневая организация отношений в детских группах 72

Резюме по главе 74

Заключение по I части 75

Часть II. Социогенез отношений ребенка в семье и детском сообществе 7

Глава 3. Генезис отношений ребенка в процессе эволюции семьи

Семья как социальная группа 79

Исторические периоды развития семьи и положение (статус) ребенка 80

Эволюция архетипического семейного треугольника в России 84

Резюме по главе 88

Глава 4. Сказка как социогенетический инвариант семейных отношений 89

Гипотезы происхождения сказки 89

Историко-культурный анализ сказки с позиции внутрисемейных отношений 91

Социогенетический анализ детской сказки в онтогенезе с помощью методики «Лото» 94

Резюме по главе 97

Глава 5. Детская субкультура - ее содержание, функции, значение в культуре 98

Понятие детской субкультуры в социальной психологии детства 99

Содержание детской субкультуры 110

Детская группа - носитель детской субкультуры 114

Основные функции детской субкультуры 116

Детская субкультура - зона вариативного развития ребенка 118

Заключение по II части 119

Общие выводы 126

Часть III. Экспериментальный анализ генезиса отношений ребенка в группах сверстников 128

Глава 6. Проблема гуманного отношения как особой формы проявления межличностных отношений в детской группе 128

Традиции изучения гуманных отношений ребенка: эмпатия, альтруизм, кооперативность 132

Вопрос о механизме проявления гуманных отношений: концепции идентификации 141

Анализ исследований гуманных отношений детей в отечествен ной психологии и педагогике 148

Феномен коллективистской идентификации в детских группах 153

Резюме по главе 156

Глава 7. Программа экспериментального исследования гуманного отношения в детских группах 162

Проблема, задачи, гипотезы 162

Процедура проведения исследования и его методический аппарат - 165

Общая характеристика экспериментальных методик 170

Средства обработки эмпирического материала 174

Резюме по главе

Глава 8. Роль совместной деятельности детей в проявлении и развитии гуманного отношения к сверстнику 177

Группы старших дошкольников: реальное и вербальное поведение детей 179

Группы мл. школьников и подростков: влияние социометрического статуса сверстника 187

Уровневая структура отношений в детских группах и совместная деятельность 188

Общепсихологическая закономерность генезиса отношений как «параллелограмм развития» 190

Специфика феномена коллективистской (солидарной) идентификации в детском возрасте 195

Резюме по главе 197

Глава 9. Роль наказания и награды в генезисе гуманного отношения ребенка 199

Традиции изучения сорадования как действенного сопереживания в ситуации награды 199

Проявление сострадания и сорадования у дошкольников и мл. школьников 201

Психологическая и духовная природа генезиса сорадования 203

Сорадование и интеллектуальное развитие ребенка 207

Социогенетичекие истоки сорадования 211

Резюме по главе 212

Глава 10. Влияние возраста и пола детей на проявление и развитие гуманного отношения к сверстнику 212

Возрастные особенности проявления гуманных отношений 212

Половая дифференциация и гуманные отношения у детей 216

Несовпадение вербального и реального поведения мальчиков/девочек 219

Влияние группы сверстников на проявление гуманного отношения у дошкольников в соответствии с полом 220

Причины обнаруженных поло- возрастных различий 221

Динамика поло- возрастных различий у детей мл. школьного и подросткового возрастов 221

Социогенетические основания поло- возрастных различий 224

Резюме по главе 227

Результаты исследования гуманных отношений - для практики воспитания детей 228

Заключение по III части 231

Выводы 237

Часть IV. Картина мира ребенка как пространство отношений в детской субкультуре 240

Глава 11 Отношение ребенка к основным составляющим картины мира 240

Картина мира, ее составляющие и «детское общественное мнение» 240

Символика опасности в детской картине мира в пространстве окружающей среды 243

Графический и вербальный анализ отношения детей различных

регионов страны к атомным электростанциям в онтогенезе 244

Социогенетическая интерпретация полученных данных 255

Необходимость создания метода визуальной социопсихологии. Методика «Руны» 258

Исследование отношения детей и взрослых к АЭС с помощью методики «Руны» 260

Итоги исследования пространства отношений ребенка к окру жающей среде 266

Исследование отношений ребенка к другим составляющим кар тины мира ф 268

Резюме по главе 274

Выводы 281

Глава 12. Динамика локуса ориентации ребенка на группы взрослых / сверстников в детской картине мира 283

Понятие локуса ориентации 283

Методы исследования личностной значимости социальной группы для ребенка 286

Анализ личностной значимости семьи, детсадовской группы,

школьного класса у детей с помощью рисуночных тестов 293

Значимость детской группы для взрослых (воспитателей и учителей) и ее влияние на отношение детей к группам принадлежности 304

Анализ личностной значимости макро-социальных групп для старших дошкольников с помощью проективных ситуаций 309

Итоги исследования локуса ориентации 312

Резюме по главе 313

Выводы 318

Глава 13 Экран как информационная среда в детской картине мира 318

Проблема воздействия информационной среды на ребенка 319

Экран и становление детской картины мира 324

Исследование влияния Экрана в онтогенезе с помощью социально- психологической анкеты 326

Анализ данных социально- психологической анкеты для родителей 330

Исследование места Экрана в картине мира современного ребенка с помощью проективной методики «Робинзон» 333

Резюме по главе 338

Выводы 339

Заключение по IV части

Введение к работе

Постановка проблемы и актуальность исследования

В настоящее время анализ детства в системе его многообразных связей с миром характеризуется, во-первых, изменением к концу XX столетия социального статуса ребенка ( от полной зависимости от воли взрослых - к отношениям паритетности и правам ребенка ), а, во-вторых, все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно- научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического подхода к анализу Детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.

Необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства как особой психо-социо-культурной категории, с помощью которого возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими видными учеными: Р. Заззо, С. Московичи, А.В. Петровским, Д.И. Фельдштеином, Р. Харре, Д.Б. Элькониным, Э. Эриксоном и другими. Такое понимание детства, не вмещающегося в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии развития ребенка [Bronfenbrenner U., 1974; Бронфенбреннер У., 1976; Бурменская Г.В. и др., 1986; Обухова Л.Ф., 1995], по этнографии детства [ М. Мид, 1988, Этнография детства..., 1983, 1998], по социологии детства [Собкин, 1997], экологии детства [Панов, 1996] и, в соответствии с духом времени, - виртуальной психологии детства [Носов, 1997].

Однако прямое наложение концептуального аппарата разных дисциплин друг на друга, как показывает история науки, редко приводит к подлинному успеху. Характерной чертой решения задачи междисциплинарного синтеза является обращение к системно-научной методологии [Юдин Э.Г.,1997]. В отечественной психологии объединение специальных дисциплин осуществляется через конкретно-научную методологию общей психологии [Ананьев Б.Г., 1980; Асмолов А.Г., 1996; Рубцов В.В., 1996; Чуприкова Н.И., 1997 и др.].

Подобно коперниканской логике в XVI в., вступившей в противоречие с системой Птолемея, наука и общество в XX в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике — с «взрослоцен-тризма» на «детоцентризм». Необходимость разработки нового поворота в системе знания и нового предмета обусловлена, как правило, возникновением парадоксов, связанных либо с накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамках теории, либо с возникновением кардинальных внутренних противоречий. Такими парадоксами - противоречиями в изучении ребенка являются, на наш взгляд, следующие.

Демократизация детской жизни , юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и др. документах И ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности , фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, традиционную для всех культур - игру со сверстниками'[ Дольто Ф., 1997; Драпкин Б.З., 1988 ; Захаров А.И., 1997].

Ценность детей и брака, , формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком жизнь семьи «ради детей» И резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости ~ таков парадокс нашего времени» [Вишневский, 1978, с.93; [а также Бойко В.В., 1985; Миронов Б.Н., 1977].

Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка и семьи (рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений - книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) И снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями жизни, его психо- эмоциональное благополучие, оптимизм). В России последние обстоятельства выражены особенно резко - в виде тревоги, апатии, пессимизма, прежде всего как проявления нравственно -духовного неблагополучия [Положение детей в России..., 1993, Гундаров ,1997; Флоренская, 1991].

Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, миллионов абортов, социального сиротства, детской беспризорности И растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей- инвалидов [Дети России: насилие и защита, 1997; Scarr,S. & Weinberg, R.A,1983].

Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политические и социальные и причины, имеют очень существенный психологический компонент, и являются сигналами к переосмыслению самого предмета научного изучения ребенка, как в психологии, так и в смежных с ней науках.

Актуальность данного исследования определена той

исключительно драматичной картиной в сферах современного Детства и усложняющимися задачами воспитания, стоящими перед современным обществом сегодня. Эта гуманитарная проблема стоит прежде всего как проблема повышения психологического и духовно-нравственного

1 В больших российских городах у современных детей не оказалось дворов - «пространства жизни с воздухом свободы» ( Б.Окуджава), а в сельской местности игровых околиц. По мнению детских психиатра и психотерапевтов, у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы.

здоровья подрастающего поколения, гармонизации внутрисемейных связей, гуманизации жизнедеятельности детских групп и т.п..

Социальная ситуация развития ребенка на пороге третьего тысячелетия нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив развития Детства, что требует концентрации усилий всех, кто ответственен за ее нормализацию: профессиональных воспитателей и родителей, исследователей детства и практиков различных ориентации, особенно детских психологов, педагогов, психотерапевтов, социальных работников.

Особую актуальность приобретает изучение феноменов детской субкультуры, позволяющих понять традиционные формы и способы регуляции отношений в детских группах, а так же содержательные их трансформации в детской среде в последние десятилетия. Неформальные детские и молодежные группировки, имеющие как традиционную формы самовыражения , так и неизвестные ранее сферы совместной деятельности (например, толкинисты, хакеры, скинхеды и др.), все чаще принимают контр- культурную и асоциальную направленность; кроме того, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта требует обращения к анализу генезиса отношений ребенка и закономерностей их формирования в социальных группах [Положение детей в России..., 1993; Дети России: насилие и защита, 1997; Дети - преступники..., 1996; Стурова М.П., 1998; Пирожков В.Ф., 1994; Розин М.В., Мазурова А.И., 1995; Кондратьев М.Ю.,1994; Башкатов ИЛ., 1993; Лишин О.В., 1997 и др.].

Отсюда осуществляемая в работе постановка и экспериментальное решение проблемы происхождения и развития гуманных отношений в детстве, которая имплицитно содержит направленность на раскрытие ценностных отношений ребенка к миру и характеристики его самого как существа социально-генетического, нуждается в особом освящении.

Как подчеркивал В.В. Давыдов, для психологии «необходимо определить общественные задачи, оказывающие влияние на общее психическое развитие детей, а это в свою очередь предполагает изучение социально-психологических особенностей современной системы «ребенок - общество»^ разработку проблем истории детства» (весь курсив мой - В.А.) [Давыдов В.В., 1986, с.59 - 60].

Разрабатываемая автором междисциплинарная область исследования - социальная психология детства является одной из таких попыток, рассматривающая детство - как результат социогенеза детско- взрослых отношений.

Основная цель, объект, предмет исследования

Основной целью данного исследования является концептуальная разработка предмета и постановка основных проблем социальной психологии детства как нового междисциплинарного направления исследования ребенка в истории развития культуры и общества.

Объект исследования - детство как развивающийся феномен в культуре в различные исторические эпохи с приоритетным интересом к российскому детству.

В экспериментальных исследованиях участвовали дети старшего дошкольного - юношеского возраста от 4,5 до 17 лет (россияне, армяне, украинцы, белорусы, американцы и др.), а также взрослые: родители, педагоги, психологи и пр.- всего свыше 5000 человек.

Предметом исследования является система отношений ребенка с миром (предметным и социальным) сквозь призму отношений взрослого сообщества к миру детства.

Задачи исследования

разработать предмет и создать концептуальный аппарат нового направления исследований — социальной психологии детства ;

выявить содержание основных категорий и понятий социальной психологии детства;

осуществить анализ и обобщение сложившихся в современной психологии и смежных науках подходов к изучению отношений ребенка;

разработать методологические принципы анализа, методические
приемы, создать адекватный инструментарий и экспериментальные про
граммы исследования;

определить место в социогенезе основных социальных институтов (семьи и детского сообщества) в развитии отношений ребенка, их содержание, функции и значение в культуре;

осуществить экспериментальное исследование центрального ценностного образования — гуманных отношений ребенка к сверстнику, закономерностей их проявления в группах старшего дошкольного — младшего школьного — подросткового возрастов;

изучить генезис и содержание понятий «зона вариативного развития», «локус ориентации», «социогенетические инварианты» и др. в социальной психологии детства;

исследовать влияние индивидных характеристик (пола и возраста) ребенка на генезис его отношений в социальном и предметном мире;

изучить основные составляющие картины мира современного ребенка и факторы ее трансформации;

. определить основные тенденции и динамику развития детства в последние десятилетия.

Методы исследования

Наряду с широко используемыми в современной психологии развития такими методами, как наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Моя семья» и др.), референтометрия, тест Р. Кеттела и пр., в соответствии с методологией исследования автором был разработан и использован адекватный задачам социальной психологии детства методический инструментарий, опирающийся на следующие принципы: принцип смены социальной позиции в совместной деятельности воплощен в методиках коллективистской идентификации (КИ) в группах дошкольников - мл. школьников -подростков (методики «Железная дорога/ Орбита», методики «Круг/ Мишень», «Тропинка/ Лабиринт»); принцип построения детской картины мира реализован в методе визуальной социопсихологии, суть которого состоит в использовании социокультурных изображений в качестве своеобразного графического алфавита.

Реализация метода визуальной социопсихологии была осуществлена посредством разработки графических критериев диагностики детских рисунков (рисуночные методики: «Моя семья - Моя детсадовская группа -Мой класс», «Самый главный для меня человек», «Самое доброе, хорошее / самое злое, плохое», «Я через 10 лет», «Наше будущее» и др.), создания методик- матриц с архетипическими, стереотипическими и социотипиче-скими изображениями культурных символов, знаков, схем (методики « Руны» для детей и взрослых), «Азбука инопланетян», методика «Лото»), а также в создании экспериментальных игровых ситуаций, фиксирующих различные компоненты детской картины мира; методы определения локуса ориентации ребенка на социальную группу : «Проксиметрия», «Силуэты», «Почтальон», тест «Если бы я был волшебником» и пр.; методы исследования трансформаций детской картины мира: методика «Робинзон»; социально- психологические анкеты «Влияние теле-, видео- и компьютерного экрана на психическое здоровье детей и их родителей».

Основным методом анализа социогенетического материала был метод исторической реконструкции — воссоздания форм функционирования социальных систем и институтов на основе их позднейших образований с учетом возможных путей и закономерностей их развития.

Методологические основания, надежность и достоверность результатов исследования

Диссертационная работа выполнена как междисциплинарное исследование на стыке общей психологии, психологии развития и социальной психологии, а также социологии, культурологии и этнографии, философии и этики, истории и семиотики, исторической демографии, русской религиозно- философской традиции и педагогики на базе психологического знания, методологической основой которого выступили культурно- историческая теория Л.С. Выготского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского, теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, а так же семиотическая концепция культуры Ю. М. Лотмана, этнопсихологическая концепция М. Мид, философия истории А. Дж. Тойнби. Кроме того, на разных этапах исследования в поле внимания автора оказывался целый ряд психологических и общегуманитарных подходов: Е.Ю. Артемьевой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Г.С. Виноградова, Л.Н. Гумилева, В.В. Зеньковского, М.И. Лисиной, Д.С. Лихачева, Л.Ф. Обуховой, М.В. Осориной, В.А. Петровского, В.Н. Топорова, К.И. Чуковского и др..

В соответствии с целями и задачами исследования достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась разработанностью адекватного методического аппарата, а также содержательным анализом фактов и зависимостей, полученных на обширной выборке испытуемых.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования определяется разработкой научного направления — социальной психологии детства как новой предметной области, нового методологического социо-генетического подхода к анализу генезиса отношений ребенка. Сформулированы методические принципы и созданы новые технологии исследования развития отношений ребенка к окружающему миру, взрослым и сверстникам, а также собран и проанализирован новый фактологический материал.

Построение социальной психологии детства обусловлено, с одной стороны, теоретическим уточнением в новом ракурсе известных в психологии понятий, таких, как «отношение», «социальная ситуация развития», «совместная деятельность», «социогенез», «идентификация», и др., а с другой стороны — с разработкой новых понятий, таких как «социогенети-ческая инварианта», «отчуждение», «локус ориентации», «зона вариативного развития», «визуальная социопсихология», «сорадование» и др..

В процессе исследования прослежен генезис отношений ребенка через эволюцию семьи как социальной группы в социогенезе (на примере развития нуклеарной семьи в России), раскрыта роль сказки в формировании семейных установок современного ребенка.

Выявлено содержание, функции детской субкультуры и ее значение в личностном становлении ребенка и в развитии культуры вообще. Сформулировано положение о «зоне вариативного развития» (ЗВР), основным агентом которой, в отличие от зоны ближайшего развития (ЗБР), выступает детское сообщество.

В диссертации впервые раскрыты закономерности развития гуманных отношений ребенка в онтогенезе как ценностного образования личности в ее связях с миром, выявлены детерминанты гуманного поведения в группе сверстников в различных ситуациях совместной деятельности; показана необходимость рассмотрения гуманного отношения (действенного сопереживания) не только как сострадания, но и как сорадования сверстнику; определена роль половой дифференциации и возраста как индивидных характеристик личности ребенка в процессе становления его отношений в социальных группах. Так же выявлена уровневая структура отношений в детской группе; сформулирована единая общепсихологическая закономерность развития межличностных отношений в детских группах (параллелограмм генезиса опосредствования). .

В исследовании впервые предлагается понятие «локус ориентации» ребенка на социальные группы взрослых/сверстников, которое позволяет произвести сравнительный анализ значимости макро- и микро-групп взрослых и детей в жизни ребенка.

В работе раскрывается понятие «детская картина мира» и предлагается новая технология ее изучения —- метод визуальной социопсихологии, позволяющий исследовать детское общественное мнение как отношение к современным ситуациям, фактам, событиям действительности в детской субкультуре.

Автором определены основные тенденции развития современного детства в конце XX века: 70 - 80 - 90 -х годов, указаны критерии и выявлены факторы его становления.

Практическая значимость исследования

В процессе диссертационного исследования сформулирован социоге-нетический подход к решению проблемы гуманизации отношений ребенка в современном мире посредством построения игровых и образовательных пространств на основе организации совместной деятельности детей в семье и детском сообществе.

Предложенные автором исследовательские и диагностические методики, выявляющие развитие отношений ребенка к окружающему миру и социальным группам взрослых и сверстников, могут составить основу социально-психологической стратегии воспитания детей различных возрастов, а также могут быть использованы в диагностике, психопрофилактике и психокоррекции системы отношений ребенка.

Методический принцип построения детской картины мира и методики визуальной социопсихологии могут быть применены в создании и осуществлении принципиально новых массовых опросов, включающих мнение юных граждан России.

Практическая значимость развиваемого направления исследований получила свое выражение в следующих видах практики. Основные теоретические позиции исследования и методические решения использованы при выработке стратегии, программ и форм воспитательной деятельности в школах и детских садах Москвы и Подмосковья, а также в организации психокоррекционной работы.

Результаты исследования атомной энергетики глазами детей нашли отражение в разработке программ по обеспечению безопасности атомных электростанций.

На основе диссертационного исследования автором разработан и апробирован спецкурс «Социальная психология детства» для студентов Московского психолого- социального института, а также курс «Основы психологии личности» для старшеклассников общеобразовательных школ.

Основные положения и результаты исследования получили свое отражение в опубликованных автором главах в учебнике «Социальная психология» (для студентов педагогических институтов, 1987) и учебном пособии «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» (1999). Материалы исследования были использованы в курсах общей, возрастной психологии и психологии личности на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Они нашли отражение в словарях и справочниках: «Психология: Словарь» (1990), « Краткий психологический словарь» (1998), «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» (1999) и др..

Теоретические положения, методические решения, эмпирические факты исследования послужили основанием для консультационной и психокоррекционной работы автора с детьми и взрослыми; в лекциях, семинарах, выступлениях перед учителями, родителями, врачами, воспитателями детских садов и интернатов, а также для пропаганды психологических знаний: в создании научно- популярного фильма о семье, на страницах психолого-педагогической и центральной прессы («Знание- сила», «Наука и религия», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Учи-

тельская газета», «Вечерняя Москва», «Труд» и др.), по радио и Центральному телевидению.

Положения , выносимые на защиту

1. Социальная психология детства представляет собой новую пред
метную область — междисциплинарное направление исследований дет
ства как развивающегося психо-социо-культурного феномена. Ее предме
том являются отношения ребенка, опосредствованные совместной дея
тельностью с другими (взрослыми и сверстниками), и закономерности их
проявления в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

2. Новые технологии исследования и методический инструментарий,
адекватный задачам социальной психологии детства, позволяет преодолеть
традиционную «робинзонаду» изучения отношений ребенка с миром.

3.Генезис отношений ребенка в культуре и обществе определяется двумя основными социокультурными институтами, за которыми стоят две значимые для ребенка социальные группы — семья и детское сообщество.

Эволюция нуклеарной семьи в России осуществляется в направлении изменения семейных ценностных ориентации взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения воле родителей — к отношениям паритетности и «детоцентризму». На формирование семейных установок ребенка- дошкольника оказывает влияние не только наблюдаемый им в реальной жизни тип отношений родителей, но и идеальный тип отношений и полоролевых образцов, зафиксированных в сказках.

Детское сообщество является носителем детской субкультуры — смыслового пространства ценностей, способов деятельности, форм общения и пр., осуществляемых в детских группах относительно независимо от взрослых на протяжении всего социогенеза и проявляемых в социокультурных инвариантах, таких, как детский фольклор, традиционная игра, та-буирование личных имен (прозвища) и др., а также в визуальных архети-пических формах, сохраняющих свою стабильность на протяжении длительного исторического периода и передающихся из поколения в поколение детей. Детская субкультура выполняет следующие функции: социализирующую (основным агентом социализации выступает группа сверстников); психотерапевтическую, (здесь важное значение принадлежит детскому фольклору); культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды и ритуалы пр., утраченные современной цивилизацией) и прогностическую, ориентированную на. будущее.

В пространстве детской субкультуры ребенок вступает в зону вариативного развития (ЗВР) в режиме диалога с различными стратегиями поведения, логиками мышления, моральными представлениями, языками. Смысл ЗВР состоит в открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, в установлении им связи со всеобщностью культуры через собственное творчество, фольклор, мифологию, традиционную игру. Если семья и вообще взрослый осуществляет зону ближайшего развития (ЗБР) как культурно- предпочитаемую стратегию поведения, то детская группа через ЗВР обеспечивает, с одной стороны, ориентацию на утраченные, забытые формы культуры, а с другой, — прогнозирует новые пути ее развития. Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры.

4. Отношения ребенка в процессе своего развития способны
принимать форму гуманных отношений — ценностного образования
связей ребенка с миром, переживаемых им как сострадание и сорадование
и реализуемых в актах содействия, защиты, помощи. Эмпирическим
референтом гуманного отношения к сверстнику выступает
коллективистская (солидарная) идентификация, которая в детской группе
возникает на рубеже 6-го и 7-го годов жизни ребенка, благодаря
совместной деятельности интерактивного' типа и смене социальной
позиции.

Генезис гуманных отношений ребенка подчинен общепсихологической закономерности развития высших форм поведения («параллелограмму развития») — переходу от непосредственных форм и способов поведения в 5—6 лет, через внешне опосредствованные совместной деятельностью отношения в 7—10 лет, к отношениям детей 11-—13 лет, внутренне опосредствованными гуманными смысловыми установками.

5. В процессе совместной деятельности происходит поуровневое
структурирование целостной системы отношений в детской группе — в
функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-
смысловые связи между детьми, причем последние обладают определен
ной независимостью от непосредственных эмоциональных предпочтений,
порой меняя их знак на противоположный. Если дошкольники и младшие
школьники равно склонны проявлять гуманное отношение вне зависимо
сти от высокого/низкого социометрического статуса (для них важна сама
структура совместной деятельности), то для подростков, особенно в 12-13
лет, субъективные предпочтения/отвержения, переходя в личностно-
смысловой план, сами по себе начинают определять характер совместной
деятельности.

б.Динамика проявлений гуманного отношения детей в группах своего пола в контексте половой дифференциации обусловлена влиянием истори-ко-куль-турных напластований. Мальчики/девочки на каждом возрастном

этапе по-разному оказываются чувствительны к определенным аспектам совместной деятельности: к степени ее совместности (интерактивной/ ко-активной), форме санкционирования (наказания/награды), самому факту наличия/отсутствия группы. Причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальной позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимодействия у мужчин и женщин и полоролевыми стереотипами поведения, нашедшими свое отражение в поведении современных детей.

7.Система многообразных отношений ребенка порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, т.е. социально-психологических пространствах, раскрывающихся через горизонтальную плоскость — отношений со сверстником; наклонную плоскость — со взрослым; панорамную плоскость —отношений с окружающей средой; вертикальную плоскость —отношений с Творцом, задающую нравственные представления о добре и зле; «экранную» плоскость —отношений с информационной средой.

Центральной составляющей детской картины мира является социальное пространство взрослых/ сверстников, вопрос об отношениях ребенка с каждым из них связан с понятием локуса ориентации — динамического свойства группы (или лиц) выступать субъектом влияния на развитие личности ребенка в разные периоды детства/Перемещаясь в ходе онтогенеза, локус ориентации, начиная со старшего дошкольного возраста, способен фиксироваться в горизонтальной плоскости отношений со сверстниками (при условии изменения социальной позиции ребенка с зависимой на активно помогающую, при символическом конструировании им «идеальной» социальной группы). В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний и нравственных ценностей, дети все в большей степени начинают ориентироваться на продвинутых сверстников.

В контексте пространства окружающей среды центральное место занимает символика опасности/безопасности, которая связана с отношением ребенка к таким современным техногенным явлениям, как атомные электростанции. «Детское общественное мнение» по поводу АЭС выражено в онтогенезе преимущественно архетипической символикой опасности, сходной с обозначенными в разных культурах картинами природных катастроф.

Вертикальная плоскость в детской картине мира — отношение детей различных возрастов к первичным нравственным категориям добра и зла — имеет выраженные графические компоненты и индивидуальные различия в выборе детьми позитивного/ негативного/ смешанного моральных эталонов. В последнее десятилетие намечается обратно пропорциональная

возрасту детей тенденция к размыванию границ представлений о «добре и зле» и к сдвигу, особенно у мальчиков, графических пристрастий в негативную сторону.

Информационная среда в детской картине мира, представленная ограниченной плоскостью теле-, видео- и компьютерного экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их «телеэкранной социализацией». Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клиповости и самих теле-образов, экран конструирует "новую мораль", трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка, такие, как потребность в игре и общении со взрослым и сверстником. Представленность Экрана в детской картине мира и его влияние обратно пропорциональны возрасту детей.

8. За последние тридцать лет произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства в сфере психического и нравственно- духовного здоровья, критериями которого являются: гуманные отношения ребенка к предметному и социальному миру, субъективное пси-хо- эмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира. Важнейшими факторами негативной динамики выступают: разрушение естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель, ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности ребенка, влияние агрессивной информационной среды и др..

Растущая в обществе либерализация половой морали, распространение порнографии, а также активное половое просвещение бихевиористского толка, направленное не на помощь в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции ребенка, а на дезориентацию в его половой идентичности и на формирование инверсионной модели половой социализации, вне- супружеских и анти- родительских установок приводит к сексуализации детского сознания и общей деморализации.

В детской субкультуре утрачиваются или деградируют многие культурные формы и тексты детского фольклора, а возникновение новых форм, например, жестоких розыгрышей или, так называемых «садистских стишков», свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции).

Наметился кризис игровой культуры: примитивизация, особенно ролевой игры, из которой уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого, а также вестернизация содержания и мер-кантилизация мотивов. На примере игры как атрибутивной характеристики ребенка очевидны нивелировка, размывание понятия взрослости, а значит, и детства.

9.Генезис отношений в социальной психологии детства представляет собой многомерную иерархическую систему связей ребенка с миром. Ot-

ношения развиваются во времени и пространстве и имеют собственную модальность выражения — эмоционально-ценностный аспект как стремление к гуманизации связей ребенка с миром, выступающей, с одной стороны, условием его полноценного взросления, а с другой стороны, критерием его личностного развития.

Апробация работы

Основные положения выдвигаемого на защиту направления и результаты исследования были доложены на Всесоюзных психологических съездах, Международных конференциях, различных семинарах, симпозиумах (с 1969 г. по 1999 г.) : конференция «Студенты Москвы -науке, искусству, практике» (Москва, 1969), Научно- теоретическая конференция «Педагогические аспекты социальной психологии» (Минск, 1978), Всесоюзный симпозиум «Психология возрастных коллективов» (Кострома, 1978), Всесоюзная конференция «Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания» (Москва, 1979), Международный научный семинар (Плау-ам-Зее, ГДР, 1980), симпозиум «Межличностное восприятие в системе общения» (Москва, 1980), Всесоюзные съезды Общества-психологов (1977, 1983, 1989, 1994), семинар «Психологические проблемы индивидуальности» (Ленинград, 1984), Всесоюзная конференция «Экспериментальные методы исследования личности в коллективе (Даугавпилс, 1985), Международная конференция «Перед лицом апокалипсиса» (Портлэнд, США, 1990), авторский семинар в институте К.-Г. Юнга «Images of child's world: archetypes and realty» (Бостон, США, 1991), III Международная конференция по программе ООН «Образование спасет мир» (Краснознаменск, 1998); Международные Рождественские образовательные чтения (Москва, 1993, 1994, 1995, 1997, 1998, 1999), Всероссийская конференция по арт- терапии и арт- педагогике ( Москва, 1997, 1999), конференция, посвященная 70-летию М.И. Лисиной (Москва, 1999), Международный коллоквиум «Семья в России» (Москва, сент. 1999), конференция «XXI век - эпоха духовного просвещения» (Москва, окт. 1999), Всероссийский семинар «Духовно-нравственное воспитание молодежи» (Черноголовка, дек. 1999).

Результаты исследований докладывались также на заседаниях Ученого совета и итоговых научных сессиях Психологического института РАО.

По теме исследования опубликовано 80 печатных работ, в том числе 4 на иностранных языках.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех частей ( 14 глав), выводов, списка литературы, приложения, состоящего из словаря терминов и дет-

ских рисунков. Каждая глава сопровождается резюме, каждая часть завершается выводами и заключением. В работе 18 таблиц и 27 графиков, диаграмм и рисунков.

Структура диссертации определена логикой и контекстом четырех уровней системно-научной методологии. В первой части обозначены основные системообразующие линии социальной психологии детства, определены ее центральные категории и понятия, сформулирован предмет и методологические принципы, поэтапно раскрываемые в последующих главах. Во второй части реализуется социогенетический подход к анализу отношений ребенка в семье и детском сообществе в социокультурном диахроническом аспекте. Третья часть в синхронических исследованиях онтогенеза раскрывает закономерности и динамику отношений в детских группах на примере гуманных отношений. Четвертая часть представляет собой реализацию различных методических идей в контексте детской картины мира. Завершающая глава определяет основные тенденции становления современного детства за последние 30 лет, ведущие факторы и перспективы его развития.

Принцип исторической реконструкции в исследовании социогенеза отношений

В социальной психологии детства, которая базируется на таких общеметодологических принципах человекознания, как принцип историзма и принцип социальной обусловленности, заложена возможность исторического, социогенетического анализа личности ребенка и его отношений в мире. Социогенез детства выступает по сути как персоногенез - становле ниє личности ребенка в историческом ряду онтогенезов [Эльконин Д.Б.,1978; Венгер А.Л. и др.,1988]. Поскольку развитие личности осуществляется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогонеза [Петровский А.В., 1984], сама группа, в том числе и детская, а также и детская субкультура, выступает как эволгоционирущая система, образующая собственную социальную ситуацию развития - движущие силы формирования личности ребенка.

В социогенетической системе отсчета могут быть выделены три коор- і динаты изучения детства. Первая координата позволяет раскрыть диахронический аспект изучения, т.е. построить "историческую вертикаль1 феномена детства, становления ребенка как личности в аспекте исторической психологии - "раскрыть закономерности персоногенеза человека" [Петровский В.А., 1997]. Вторая координата позволяет дать анализ синхронического изучения детства в этнографическом пространстве, этнологической горизонтали, т.е. увидеть личность ребенка через призму существующих в наше время культур, способов его социализации, влияющих на его развитие [Кон, 1988, Этнография детства..., 1983]. Третья координата - изучение закономерностей жизненного пути личности в онтогенезе - это собственно психологическое "третье" измерение личности, доступное экспериментальному анализу. Здесь выделяются такие моменты онтогенеза, которые связаны, с приобщением ребенка к социокультурным образцам данного общества, с его жизнедеятельностью в различных социальных группах -взрослых и детских.

С помощью какой "технологии" исследования возможно осуществлять такой многомерный анализ? Основным методом анализа социогенетиче-ского материала для нас является метод исторической реконструкции -воссоздания в форме функционирования социальных систем и институтов, а также отношений между людьми на основе их позднейших образований и с учетом возможных путей и закономерностей их развития. Подобно тому, как палеонтолог лишь по фрагменту скелета способен воссоздать облик того или иного животного, психоисторик пытается увидеть целостный облик человека прошлого, восстановленного по его сохранившимся "следам". При этом прошлое описывается как наблюдаемое как бы изнутри. Такая реконструкция прошлого требует в определенной мере "эффекта присутствия" [Гуревич, 1981; Антипов, 1987; ШкуратовД994]. Кроме того, историческая реконструкция для нас имеет смысл как определенная культурная реконструкция - моделирование главных социальных институтов и особенностей их функционирования не столько по формам и фрагментам, сколько по их результатам в жизнедеятельности людей и их ценностных ориентации [Культурология..., 1998]. Моделирование структурно- динамической системы на основании единых критериев и систем признаков позволяет получить общую типологию культурных форм и институтов в развитии. Многомерность постижения истории развития человека хорошо обозначил выдающийся английский мыслитель А.Дж.Тойнби : «Исторический взгляд на мир открывает нам физический космос, двиоісущийся по кругу в четырехмерном Пространстве-Времени, и Жизнь на нашей планете, эволюционирующую в пятимерной рамке Пространства-Времени-Жизни, Л человеческая душа, поднимающаяся в шестое измерение посредством дара Духа, устремляется через роковое обретение духовной свободы в направлении Творца или от Него» [Тойнби, 1991, с.617 -618]. Подобный взгляд с полным правом может быть применим и к социогенезу ребенка.

Известно, что механизмы социализации и символические представления о детстве в Средневековье были совсем иные, чем в Новое время и иные, чем в настоящее [М. Блок, 1986; Ариес, 1977; Кон, 1988]. "Средневековой мысли было известно понятие "возрастов" или эпох жизни, но за ними не стояла идея развития личности. В ж-ивописи раннего средневековья ребенок обычно изображался как уменьшенная копия взрослого. Вплоть до XVII века не было специфически детских костюмов: как только ребенок расставался с пеленками, его начинали одевать по соответствующей сословию моде" [Шибутани, 1969, с.11-12; а также Лотман, 1996; Вишневский, 1976; Mause, 1970]. Современный ребенок, неся в себе историческую память человеческого детства, остается тем не менее человеком своей эпохи. В какой мере? Почему в его поведении, играх, языке присутствуют одновременно отголоски прежних эпох, утраченных форм и представлений? Ребенок живет в условиях диалога эпох, диалога культур [Биб-лер, 1975; Курганов, 1990; Михайлов, 1990].

Исходя из задач социальной психологии детства и принципа исторической реконструкции, предполагается изучение ребенка и детского сообщества по двум направлениям: во-первых, в направлении исследования эволюции семьи как социальной группы в истории культуры, в связи с положением ребенка в семье, изменяющимися условиями его социализации, его социального статуса и позиции. Во-вторых, в направлении изучения развития детской субкультуры, реальных детских групп, их функций в обществе и в истории культуры.

Следует, однако, вполне отдавать себе отчет в том, что метод исторической реконструкции, помимо очевидной описательности, имеет опасность приписывания человеку прошлого несвойственных ему современных чувств, мотивов поведения, либо он зачастую акцентирует внимание на аксессуарах эпохи, на "костюмах разных времен и народов" [М. Блок, 1986], а не на личности человека. В силу этих обстоятельств возникает необходимость создания собственно психологических методов изучения ребенка в социогенезе, которые позволят соединять историческую нить становления личности с сегодняшним днем ее развития.

Понятие социогенеза в социальной психологии детства

В психологии развития долгие годы господствовала тенденция изучения ребенка в плоскости "здесь и теперь" [Бурменская, Обухова..., 1986]. В то же время в социогенетических исследованиях, берущих свое начало с классических работ В. Вундта, 3, Фрейда, К. Юнга по психологии народов, отсутствовала детская проблематика. Лишь в последнее время начинается сближение этих двух направлений, что дает надежду осуществить междисциплинарный синтез и с его помощью создать целостную панораму закономерностей становления личности ребенка в обществе. Понятие "социо-генез" после долгого забвения вновь возвращается в психологию и не только в значении, обозначающем процесс эволюции человеческих сообществ (социальных групп) в культурно-историческом пространстве, но и как происхождение и развитие личности и межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах в различные социально-исторические периоды [Психология Словарь, 1990; Абра-менкова, 1996], задавая "объемное" видение ребенка, оказавшегося как бы на пересечении осей возраста - истории - культуры, и требует интеграции знаний в области этнографии, антропологии, истории, демографии, социологии и других наук о человеке на базе психологического знания.

Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с другими людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии и исторической этнологии [Белявский, Шкуратов, 1982; Лурье, 1997] Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как "исторических стилей", к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. История личности в социогенезе представляется процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным промежуткам) и исторически изменчивых моментов. Изучение социогенеза в русле психоанали за (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи) [Могильницкий и др., 1985].

Центральным вопросом такого исследования является вопрос о соотношении социо- и онтогенеза. Действительно ли эти две линии развития "сосуществуют" каждая сама по себе, либо они, сложно переплетаясь, влияют друг на друга? Для школы Д.Б. Эльконина ясно, чтобы понять закономерности развития детства, т.е. всю полноту его связей с обществом, онтогенез ребенка необходимо представить е историческом ряду онтоге-незов [А.Венгер, Слободчиков и др., 1988] /курсив мой - В.А./. Это справедливое замечание требует, однако существенных уточнений, например: как представлен в психическом развитии индивида сложный путь эволюции предшествующих поколений, в каком виде существует прошлое человечества в сегодняшнем дне ребенка?

Попытку ответить на эти вопросы ученых различных ориентации и направлений можно было бы обозначить двумя формулами: первая - "со-циогенез для онтогенеза" (понять прошлое через настоящее) и вторая -"онтогенез для социогенеза" (понять настоящее через прошлое). Согласно первой формуле выясняются процессы и закономерности исторического развития ребенка, исходя из социокультурных [исследование этнографии детства - Мид, 1988; Эриксон, 1996; Этнограф, детства, 1983; Кон, 1988], лингвистических [детского языка, словотворчества и фольклора - Якобсон Р., 1985;Чуковский, 1981; Детский поэтический фольклор..., 1997;], демографических [рождаемости и детности - АнтоновД974; Бойко, 1985; Вишневский, 1976, 1978; Голод, 1984] и других реалий жизни ребенка в обществе. Традиционная дескриптивность, описательность многих методов этих наук неизбежно влечет известную формализацию анализа, при которой сам объект исследования - детство - оказывается только материалом изучения, либо фоном, а личность ребенка - историко-культурной константой, лишь количественно отличной от личности взрослого человека. Другая формула подразумевает анализ жизненного пути человека сквозь призму эволюции человечества. Среди психологов предельно четко проблема соотношения социо- и онтогенеза была сформулирована Л.С. Выготским: "Социогенез -ключ к высшему поведению" [Выготский, 1986, с.57],

На необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур указывали представители французской социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), а также в фундаментальном труде А.Дж. Тойнби однако это не позволило вскрыть реальные механизмы, поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики индивида, либо сводились к духовному общению людей. В отечественной психологии изучение социогенеза позволило выявить изменения психики при пе реходе от антропогенеза к социогенезу ("Палеопсихология Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека средневековья (А. Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также определить закономерности социогенеза высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Особое значение социогенез приобретает в изучении онтогенеза; при этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго.

Эволюция архетипического семейного треугольника в России

С принятием христианства на Руси семья на протяжении многих веков была социально санкционированной общностью, основанной на церковном браке, целью которого являлось родительство - необходимое обществу воспроизводство определенного типа личности. Родительство выступает в двух формах - материнство и отцовство, личностный смысл которых неоднозначен, как в истории культуры, так и в индивидуальной истории человека. Молодые люди до венчания могли не знать друг друга, а физическая и духовная интимность и единение, возникающие в процессе совместной жизни, были в значительной степени обусловлены появлением детей. При этом бездетная семья переживалась как величайшее личное горе супругов и вызывала осуждение окружающих, а половая жизнь до или вне брака считалась недопустимой, греховной. Русская патриархальная семья - достаточно большая социальная общность, объединяющая 3 - 4 и более поколений ближайших родственников, а также работников, нахлебников, приемышей и пр. Такая семейная община, владеющая земельными угодьями и хозяйственным имуществом, могла занимать целое поселение (вот почему в некоторых российских деревнях по настоящее время - большинство жителей одной фамилии), она могла насчитывать до 250 человек, оставаясь стабильной в течение 150 - 200 лет! [Косвен, 1963].

Вообще дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости, население которой жило в соответствии с определенными демографическими установками, следующего плана: "Брак и дети - святое дело.

Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства" [Миронов, 1977].

Этих взглядов до 60-х годов XIX века придерживалось подавляющее большинство населения России и не только русское. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях была очень высокой и основывалась на чадолюбии [Бойко,1985]. Однако эмоциональное отношение к детям было исключительно сдержанным, отцу патриархального семейства Домостроем запрещалось даже играть с ребенком, а великовозрастному сыну, например, "у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят" и пр. [Юности честное зерцало...1990, с.47].

Кроме традиционной семьи в Древней Руси существовал институт искусственного родства - кормилъство - обычай знатных семейств (преимущественно княжеских и боярских) передавать новорожденных сыновей на воспитание (вскармливание) в семьи более низкого статуса и сословия. Ребенок возвращался в родной дом в 8-9 лет, и связь его с кормильцем и его семьей была крепче кровного родства [Гарданов, 1959]. Подобный обычай удаления мальчика из родной семьи в семью аталыка (воспитателя и наставника) существовал до недавнего времени на Кавказе [Кос-венД955].

В конце XIX и особенно в постреволюционное время в России сформировалась иная ценностная ориентация на семью как супружество, когда браки заключаются по сердечной склонности молодых людей при их относительном юридическом и экономическом равенстве, при этом дети рассматривались как неизбежное дополнение к браку, а не цель его. Особо уродливые проявления эта установка получила в 20-е годы XX в., когда под девизом A.M. Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу!" была объявлена полная сексуальная свобода женщины, в том числе и свобода от воспитания рожденных в подобном сожительстве детей [Коллонтай, 1923].

Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви и др. причины привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия. Последствиями этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, увеличение количества детей без семьи, воспитывающихся в госучреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях, один из самых высоких в мире уровень абортов и пр., а с другой, как ни парадоксально, - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком, повышение статуса детства в обществе, "детоцентризм" как основа репродуктивной мотивации нового типа.

По А.Г. Вишневскому, Современную семью можно назвать детоцен-тристской, это явление новое практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье впервые в истории дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизни семьи" [Вишневский, 1978, с.93].

Происходит переход от количественного принципа рождаемости, основанного на традиционном чадолюбии (родительстве), к качественному, основанному на "ребячестве" (в буквальном значении этого слова) т.е., детоцентризме. Складывается воспитание, как правило, единственного ребенка, эгоцентрического, невротичного и, в сущности, очень одинокого, несмотря на повышенное попечительство многочисленных "мамок-нянек" [Лабиринты одиночества..., 1989]. При такой ситуации общество обрекает себя на культивирование социального инфантилизма, формирование таких жизненных установок, при которых субъект избегает принятия ответственных решений в значимых ситуациях, возлагая "бремя выбора" и ответственность за его результаты на других людей, в частности, на родителей [Медведева, Шишова, 1994]. Глубокий кризис российской семьи в последнее время оказался одним из центральных факторов "демографической катастрофы" и депопуляции. С 1992 года уровень смертности в нашей стране превышает уровень рождаемости [Гундаров, 1996].

Таким образом, эволюция семьи претерпела существенные изменения на протяжении социогенеза. Если представить себе в самом общем виде социально- психологическую структуру семьи в виде простейшего архети-пического треугольника с вершинами: отец (муж) - мать (жена) - дитя (сын \ дочь), то можно обратить внимание на то, что семейный треугольник в процессе развития человеческого общества как бы вращается в своем центре против часовой стрелки, приобретая при этом различные положения в пространстве. Семья как единица половозрастной иерархической системы является клеточкой общества и ее изменения соответствуют трансформациям ценностных ориентации и социальных статусов входящих в нее членов.

В соответствии с положением архетипического семейного треугольника можно было бы выделить три основные стадии эволюции моногамной семьи: I - патриархальная - характеризуется главенствующим экономическим и социально-психологическим положением отца как господина и кормильца чад и домочадцев, "лидера" семейной малой группы (роди-тельство). -см. Рис. 3

Социогенетический анализ детской сказки в онтогенезе с помощью методики «Лото»

Ответ на вопрос о месте сказки в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях может быть получен с помощью экспериментально- психологического анализа. Существуют ли и в какой форме в сознании современного ребенка и его поведении социогенетические формулы прошлого, в частности историко-культурные типы семейных отношений? При этом во всем многообразии обобщенных характеристик (типов) семейных отношений нас прежде всего будет интересовать аспект полоролевых стереотипов и представлений о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре.

Построить такой эксперимент, с нашей точки зрения, оказывается возможным благодаря тому, что сложившийся тип семейных отношений, который усваивает ребенок, фиксируется не только в идеальных образцах установках, но реально "опредмечивается" в окружающих ребенка материальных объектах, запечатлевается в них (достаточно вспомнить семейные реликвии). За миром предметов отчетливо просматривается мир се мьи и личностная перспектива социальной позиции ребенка, реальных и идеальных полоролевых представлений.

Смена социальной позиции ребенка в ситуации принятия им той или иной социальной роли (отца или матери, сказочного персонажа определенного пола и себя в будущем) позволяет обнаружить определенный пласт динамических смысловых образований личности ребенка в семье и обществе, обусловленный социогенезом семейных отношений, В соответствии с методическим принципом смены социальной позиции ребенка в деятельности и благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. Методикой, реализующей принцип смены социальной позиции ребенка в ситуации принятия им социальной роли, является разработанная нами методика "Лото". Она заключается в том, что ребенок, имея набор карточек с изображением различных предметов реальной и сказочной жизни, должен разложить их по заданию экспериментатора так, чтобы на его планшете оказывались предметы "для мамы", "для папы", а также для сказочных персонажей - Василисы Премудрой и Ивана-Царевича. -Таким образом ребенок последовательно ставился в позицию того или иного лица посредством предметов, которые отражали тип взаимоотношений в реальной семье и в семье сказочной с точки зрения полоролевых стереотипов поведения.

Дети-дошкольники 4,5 - 6,5 лет в первой серии эксперимента распределяли карточки с изображением предметов на "мамином" и "папином" планшетах. Набор карточек включал, как чисто женские (спицы и клубок шерсти; помада и духи и пр.), так и чисто мужские (футбольный мяч, бритвенный прибор, молоток с гвоздями и др.), так и нейтральные по характеру предметы, т.е. предметы отдыха и быта (кресло, телевизор, пылесос и др.), а также "сказочные" предметы (сапоги- скороходы, волшебную палочку и пр.). Именно при раскладе детьми нейтральных предметов особенно отчетливо проявился характер взаимоотношений в семье, распределения в ней ролей и обязанностей между взрослыми, а сказочные предметы раскладывались на "волшебные" и "неволшебные". Затем, из всего комплекта карточек каждый ребенок должен был выбрать карточки с теми предметами, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Этот этап является наиболее важным для анализа того, как идеальные образцы семейных отношений, дошедшие до нас в описаниях сказочной семьи, влияют на детские представления о семейных отношениях, как они пересекаются, и пересекаются ли, с современными.

Результаты исследования оказались следующими: большинство дошкольников все нейтральные предметы раскладывали так, что на "мамином" планшете оказывались, как правило, карточки, изображающие предметы домашнего обихода и хозяйственных работ (швабра, пылесос, даже молоток с гвоздями и т.д.). А на "папином" - карточки с изображением предметов отдыха и спорта (телевизор, книги и газеты, диван, теннисные ракетки и т. д.).

Достаточно убедительно дети демонстрировали свои представления о распределении обязанностей в современной семье и отношения к кругу занятий мамы и папы в его доме. Отмечались случаи, когда родители заменялись детьми сказочными персонажами, символизирующими исторически сложившиеся типы полоролевого поведения, например, Иваном-Царевичем и Василисой Премудрой. Но оказалось очевидным, что дошкольники уже пятого года жизни имеют достаточно четкие представления о традиционно мужских или женских сферах деятельности и эталонах поведения. Поэтому они не отдавали Ивану-Царевичу мягкий диван, а Василисе Премудрой молоток с гвоздями, что свидетельствует о тех существенных сдвигах в полоролевых позициях мужчины и женщины в современной семье, о переворачивании исконных зафиксированных в культуре образах маскулинности и фемининности.

В то же время для мальчиков и для девочек оказываются достаточно притягательны те моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных персонажах. Особенно притягателен для детей образ чудесной невесты, а затем супруги Василисы Премудрой, воплощающий в себе исконно, русский, патриархальный и буквально домостроевский идеал женщины - мудрой жены и Ненаглядной Красоты [Ша-маева, 1996].

В процессе эксперимента с детьми проводилась беседа, последний вопрос которой касался детских представлений о будущем : "Какие из предметов тебе понадобятся, когда ты станешь совсем взрослым?" Ребенок в своей "модели будущего" отражает то представление о семье, которое у него сложилось, поэтому почти все дети на этот вопрос отвечали сразу: "Ну, конечно, папины" (мальчики) или "Ну, конечно, мамины" (девочки), что свидетельствовало о формировании половой идентичности ребенка, при этом главным образом, родитель того же пола, что и ребенок, является моделью идентификации. Так оказалось, что у мальчиков выбор предметов "для себя взрослого" состоял из 66% предметов "для папы", а у девочек из -77% предметов "для мамы". Для своей будущей семьи дети выбирали также и сказочные волшебные предметы: ковер-самолет, говорящее зеркальце, скатерть-самобранку и др., "обеспечивающие" красивую, интересную - "сказочную" жизнь.

Похожие диссертации на Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства