Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Скоромная Юлия Евгеньевна

Субъективная готовность к материнству как психологический феномен
<
Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен Субъективная готовность к материнству как психологический феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скоромная Юлия Евгеньевна. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2006 217 с. РГБ ОД, 61:07-19/11

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ феномена материнства 12

1.1 Материнство как культурно-историческое явление 12

1.2 Основные подходы к изучению материнства в зарубежной и отечественной психологии 29

1.3 Материнство в контексте психологии развития личности 49

1.4. Готовность к материнству как центральная категория исследования 72

Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству 93

2.1 Психологическая готовность к материнству и ее свойства 96

2.2 Индивидуально-личностные корреляты психологической готовности к материнству 107

2.2.1. Связь психологической готовности к материнству с суверенностью психологического пространства личности 107

2.2.2 Связь психологической готовности к материнству с самоактуализацией личности 114

2.2.3 Связь психологической готовности к материнству с предпочитаемым личностью способом совладающего поведения 124

2.2.4 Связь психологической готовности к материнству с психологическим полом личности 126

2.3 Психологические корреляты готовности к материнству в зависимости от актуального опыта 128

2.3.1. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у

женщин, не имеющих опыта актуального материнства (Ігруппа) 131

2.3.2 Личностные корреляты психологической готовности к материнству

у беременных женщин (2 группа) 135

2.3.3 Личностные корреляты психологической готовности к материнству у

рожениц (3 группа) 139

2.3.4. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у женщин, воспитывающих детей младенческого возраста (4 группа) 145

2,4 Особенности психологической готовности к материнству в группах с различным опытом 154

2.4.1 Группа 1 (не имеющие опыта беременности и материнства) 155

2.4.2 Группа 2 (беременные, не имеющие опыта активного материнства) 161

2.4.3 Группа 3 (роженицы) 168

2.4.4 Группа 4 (женщины с детьми младенческого возраста) 177

Заключение 184

Литература 188

Приложения 200

Введение к работе

Актуальность проблемы обусловлена негативными особенностями демографической ситуации в современной России и потребностью в научном обосновании готовности к материнству как психологического явления. Процесс воспроизводства населения искажен количественно и качественно: произошел слом прежних образцов репродуктивного поведения и утвердилась ориентация на одно-двухдегаую семью. Негативная демографическая картина усугубляется такими явлениями, как неудовлетворительное состояние здоровья новорожденных, рост числа абортов, катастрофические масштабы социального сиротства, постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. Кроме того, социологи отмечают также неблагоприятные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа и ценности семьи, рост семейного насилия (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Захаров, МИ, Буянов, Н.Д. Никандров, BJ3. Бойко).

Эти явления во многом обусловлены недостаточной социальной ценностью материнства и, как следствие, психологической неготовностью женщины к роли матери. Поэтому материнство часто рассматривается как явление, снижающее адаптивные возможности женщины и ограничивающее ее собственное развитие,

В отечественной психологии отмечается сдвиг фокуса внимания от исследования собственно деятельностей к их личностным предикторам и установкам. В силу этого, изучение психологической готовности к материнству отвечает актуальным методологическим тенденциям.

Современный контекст исследования феномена материнства значительно смещен в сторону изучения его девиантных форм - специфических факторов и условий нарушения принятия материнской роли, формирования неадекватного

материнского поведения, в то время как нормальное материнство со сформированной адекватной психологической готовностью к нему исследовано весьма ограниченно. Само понятие «психологической готовности к материнству» не имеет в настоящий момент строгого определения, неоднозначно понимание его сущности, структуры и критериев. Остается востребованной проблема целостного осмысления данного феномена, выделения личностных коррелятов и специфики его проявлений в зависимости от собственного опыта женщины.

Существование очерченного пробела и определило проблему нашего исследования.

В нашей работе психологическая готовность к материнству (далее -ПГкМ) понимается как исторически и онтогенетически сложившаяся функциональная система со своей структурой и логикой развития, существующая в потенциальной и актуальной форме и отражающая подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. ПГкМ обладает эволюционным, социальным и личностно-экзистенциальным смыслом, обеспечивая в актуальной ситуации материнства условия развития ребенка и дальнейшего саморазвития женщины как личности.

Объект исследования - субъективная (психологическая) готовность к материнству.

Предмет исследования - связь субъективной (психологической) готовности к материнству с индивидуально-личностными характеристиками женщин фертильного возраста.

Цель исследования - системное изучение субъективной (психологической) готовности к материнству на разных этапах развития аюуального материнства.

Гипотеза исследования

Психологическая готовность к материнству положительно связана с показателями личностной зрелости.

В качестБе показателей личностной зрелости в рамках нашей работы рассматриваются психологические и биографические характеристики: отчетливая полоролевая идентификация (феминность), выбор активных способов психологического преодоления (coping), личностная суверенность, стремление к самоактуализации.

Гипотеза подтверждалась посредством проверки следующих эмпирических предположений:

Уровень ПГкМ выше у женщин:

Г с феминной полоролевой идентификацией;

  1. предпочитающих активные способы психологического преодоления (coping);

  2. с высоким уровнем самоактуализации;

  3. суверенных по сравнению с депривированными;

  4. имеющих собственный опыт материнства.

Задачи исследования

Г Анализ истории и современного состояния проблемы материнства и психологической готовности к нему.

  1. Составление батареи диагностических методов, соответствующих цели исследования (в т.ч. разработка авторского опросника ПГкМ).

  2. Изучение связи ПГкМ с личностными характеристиками респондентов.

  3. Изучение специфики ПГкМ в зависимости от этапов развития собственного опыта материнства.

Методология и методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы системности, развития и детерминизма субъекта.

Принцип системности определяет необходимость рассмотрения психологической готовности к материнству, с одной стороны, как явления, обладающего определенной структурой, а с другой - как взаимосвязанного с другими личностными проявлениями и включенного в другие системы, в частности, открытого к среде во всех ее проявлениях. Принцип развития требует рассмотрения ПГкМ как исторического явления, имеющего фило- и онтогенез. Принцип детерминизма позволяет объяснить нелинейность процесса развития ПГкМ, т.е. наличие альтернативных линий.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личносга (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, Ф.Т.Михайлов, А.В. Петровский, C.JL Рубинштейн, К. Роджерс); культурно-историческая концепция формирования личности (Л.С. Выготский); теории развития личности (Б,Н, Ананьев, B.C. Мухина, Э. Эриксон, И.С. Кон); концепции культурно-исторической обусловленности материнства (Э. Эриксон, М. Мид, В.А. Рамих, И.С. Кон, М.С Радионова и др.); психологические концепции материнства (В.И. Брутман, А.И. Захаров, ГХ. Филиппова, СЮ. Мещерякова, НЛ. Коваленко, Д.В. Винвикотг, Д. Пайнз); работы, посвященные изучению идентичности личности (В Л Слободчиков, Г.А. Цукерман), саморазвития и самоаюуализации (АЛ, и В А Петровские, В. Франки, Э. Шостром), эволюционного предназначения пола (ДА. Геодакян). Исходя из сформулированных нами принципов исследования и понимания материнства как полидетерминированного феномена, данное исследование выполнено, основываясь на научных положениях, позволяющих изучать его развитие на разных генетических уровнях: культурно-историческом, экзистенциально-гуманистическом и субъекгао-средовом.

Для решения поставленных задач использовались методы и методики исследования: обзорно-аналитический анализ, элементы контент-анализа, авторский опросник «Психологическая готовность к материнству», опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), Самоакіуализационньїй тест (ЛЛ Гозман, МБ, Кроз, МБ. Латинская), тест на определение психологического пола личносга «МиФ» С, Бем (модификация

ОТ. Лопуховой), Индикатор coping-стратегий Д. Амирхана (адаптация ВМЯлтонского), методы статистической обработки данных: корреляционный анализ - подсчет г Спирмена и Т Кендалла, для оценки различий между независимыми выборками (или контрастными группами) по уровню выраженности какого-либо признака использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни или Н Крускала-Уоллиса. Статистическая обработка осуществлялась посредством программ MS Excel, SPSS 0,13, Stadia - 6,5. Чистоте исследования способствовало также обращение к экспертному мнению.

Научная новизна

Психологическая готовность к материнству систематически и всесторонне изучена в контексте индивидуально-личностных характеристик женщин. Введено новое определение данного понятия; определена структура и содержание компонентов психологической готовности к материнству; выделены и описаны значимые этапы формирования ПГкМ? соответствующие стадиям развития актуального материнства; выделены и описаны системы психологических коррелятов в группах готовых и неготовых к материнству женщин, а также специфика проявлений психологической готовности к материнству в зависимости от данного опыта. Психологическая готовность к материнству рассматривается как один из способов саморазвития и самоактуализаций личности женщины.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических представлений о материнстве и психологической готовности к нему с привлечением междисциплинарных источников.

Осуществлен методологический анализ подходов к понятию психологической готовности к материнству в отечественной психологии;

9 проведен подробный анализ ПГкМ как основной категории исследования и сопоставление ее с содержательно близкими понятиями (готовность к деятельности, установка, внутренняя позиция). В исследовании получены новые эмпирические результаты.

Практическая значимость

Разработана и апробирована оригинальная исследовательская методика -опросник «Психологическая готовность к материнству», представляющая интерес для исследователей в области психологии материнства и специалистов, работающих с беременными женщинами.

Результаты исследования можно использовать для определения оптимальной стратегия и тактики психологической работы (консультирования и психотерапии) с семьей или с женщиной в период планирования появления ребенка, беременности, подготовки к родам, в процессе послеродового взаимодействия матери и ребенка.

Экспериментальная база исследования: детские поликлиники № 103, № 111 ЮЗАО, родильный дом Ш 26 СЗАО, женские консультации №121, № 197, № 98 ЮЗАО и ЮВАО, диагностический центр № 4 г, Москвы, Московский открытый социальный университет. Выборка: группа замужних женщин, не имеющих опыта беременности и материнства в прошлом - 105 чел/, группа женщин, находящихся на 2 - 3 триместрах беременности - 108 чел,; роженицы - 102 чел.; группа женщин, имеющих детей младенческого возраста

106 человек. В пилотажном исследовании приняли участие 140 человек. Всего на разных этапах исследования приняли участие 561 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии социально-психологического факультета МОСУ. Положения, развиваемые в данной работе, были представлены на всероссийских и межвузовских конференциях (Ярославль 2003, 2004,2006 г.; Москва 2002, 2003 г,). Материалы исследования использовались в процессе консультативной работы с семьями в АНОДО «Психологическая консультация «Институт детства», ИППЛи («Генезис»), АНПО «Родительский дом» («Школа для Пап и Мам»), в работе с пациентками женской консультации № 121.

Результаты исследования на разных этапах отражены в девяти публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. ПГкМ представляет собой исторически и онтогенетически сложившуюся функциональную систему, имеющую свою структуру, логику разюпия и отражающую подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. Несформированная готовность к материнству препятствует эффективному выполнению женщиной материнских функций и ее собственному личностному развитию.

  2. Психологическая готовность женщины к материнству существует латентно в форме внутренней позиции до появления ребенка. Уровень ее выраженности зависит от индивидных и личностных характеристик женщины.

  3. Формирование готовности к материнству проходит следующие этапы: (I) антиципация материнства, (II) беременность, (III) послеродовой период, (IV) активное материнство. Уровень ПГкМ нелинейно зависит от актуального опыта материнства.

  4. Выделено восемь типов ПГкМ, характеризующихся спецификой сочетания полоролевой идентичности, уровня самоакгуализации и

II
личностной суверенности, предпочитаемых способов

психологического преодоления- Это следующие типы: на этапе антиципации - психологически готовые к материнству (П), неготовые (НП); на этапе беременности - готовые (Гп), неготовые (НГН); на послеродовом этапе - готовые (Гш)э неготовые (НГш); на этапе взаимодействия с собственным ребенком - готовые (TIV), неготовые (HTIV).

Материнство как культурно-историческое явление

Исходя из сформулированных нами принципов исследования и понимания материнства как полидетерминированного феномена, остановимся на тех его качествах, которые заданы средовыми и культурно-историческими условиями, поскольку «в снятом виде» они содержатся и в особенностях современного материнства, определяя субъективную готовность к нему.

Рассмотрение материнства как системного образования дает возможность изучать его развитие (изменение содержания и формы) на разных генетических уровнях: филогенетическом, истории развития культуры, онтогенетическом. Культурночісторическая обусловленность инстшуга материнства подчеркивалась в работах Э. Эриксона, И.С. Кона, М.С. Радионовой, Н.Л. Пушкаревой, М Мид, В.А, Рамих, СТ. Фатыхова, Р1\ Петровой, И.В. Костиковой и др.

Культурно-историческая сущность материнства может быть раскрыта в ретроспективе через изменения ожиданий и установок на данное явление с течением времени. Так как оно возникает объективно при условии взаимодействия с реальным ребенком, рассмотрим основные этапы истории материнства и детства. «Материнство имеет глубокие биологические предпосылки, однако оно предстает в человеческой культуре и как сформированный в процессе исторического развития общества социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери» [89, с. 144].

Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной B.C. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям: К реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним); 2. реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека); 3. реальности социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов); 4. природная реальность.

Начнем с последнего измерения. Сложную взаимосвязь человека с природой отмечали многае авторитетные ученые (ЛИ Гумилев, В.И. Вернадский, В.О. Ключевский, Ф. Боас и др.). Основой концепции этногенеза, предложенной Л.Н, Гумилевым, является именно положение о взаимосвязи биосферы Земли с историей этноса [40, с. 13]. Тесная связь природы и человечества как факторов взаимного влияния на развитие друг друга отмечалась в трудах выдающегося естествоиспытателя и мыслителя В.И, Вернадского [33]. Идея зависимости самобытности различных народов, их культурных особенностей от природных (в особенности, географических) условий развивается в работах крупнейшего отечественного историка В.О. Ключевского [69] и у основателя американской культурной антропологии Франца Боаса [14].

В работах современных отечественных исследователей мы встречаем дальнейшее изучение проблемы бытия человека в природном пространстве [97]. По мнению Ю.А. Веденина, культура и природа находятся в непрерывном взаимовлиянии друг на друга. А.В. Мудрик отмечает влияние географического положения и природно-климатических условий на особенности социализации личности.

Проблема взаимоотношений человека и природы рассматривалась также и с учетом половой принадлежности, причем единой точки зрения здесь не выработано. Так Э. Дюркгейм отмечал, что женщина в большей степени - продукт природы, тогда как мужчина - продукт общества. Вкусы и стремления мужчины имеют коллективное происхождение, тогда как у женщины они в основном детерминированы организмом, и потому она менее интегрирована в общественную жизнь по сравнению с мужчиной [48], Этот взгляд близок и Э. Фромму, который полагал, что в силу того, что мужчина не наделен репродуктивной функцией, он вынужден развивать свой разум и строить мир культуры [136]. Противоположное мнение высказывал Т. Парсонс: культура выполняет сугубо женскую функцию, оберегая и транслируя в будущее уже достигнутое, а мужчины своей экстенсивной деятельностью разрушают стереотипы и движут общество вперед. Заложенная природой способность женщины к деторождению (биологическая функция) определяет ее экспрессивную роль, в то время как мужчина становится ее инструментальным партнером [101]. С точки зрения З.Фрейда, культура представляет собой сублимированный образ полового влечения; женщина не способна ни к чему более как к деторождению, но, благодаря своей материнской роли, она также косвенно способствует развитию культуры.

Итак, несмотря на различия во взглядах можно отметить общее: «...дихотомия мужчина - культура, женщина - природа лежит в самом основании жизни пола» [103, с. 21],

Тесная связь с природой отражена и в народном творчестве России. В народных песнях часто встречается образ женственной березки, печальной ивушки и могучего дуба. Другие часто встречаемые сюжеты: образ воды, как символ женского начала; обрядовое совокупление Воды и Солнца (образ мужского, активного, действующего начала); Мать сыра-земля, оплодотворяемая небесным дождем-отцом; весна, приносящая девушкам зеленый веночек (символ девичества и вверения себя в руки избранника); поющий громогласный Пепух и слабая нерешительная Курочка и т.д. Взаимоотношения, представленные в образно-символической форме, часто относятся к подготовке и осуществлению материнских обязанностей [54,55, 65,67,79,146].

Огромную роль в построении жизненной перспективы россиянина играла аграрность страны, обусловливающая сильную зависимость от времени года. Так, цикл весенне-летних праздников, связанных с плодородием, рождением, совокуплением, пробуждением земли и человека как ее части, представлял собой лишь «запев» будущих взаимоотношений, так как в данную пору и мужчинам и женщинам надлежало активно трудиться, а время свадеб отводилось на осень. Таким образом, время появления потомства было регламентировано ежегодным распорядком (укладом) жизни и религиозными предписаниями. Культурно-исторический опыт народа проявляется не только в его традициях и обычаях, но и в соответствующих целях и подходах к воспитанию личности мужчины и женщины, включая готовность к семейной жизни и родительству.

Природная реальность - это не единственная средовая составляющая, определяющая феноменологию материнства. Жизнь человека с самого рождения осуществляется в многообразном предметном мире. Многие окружающие предметы кроме конкретного утилитарного назначения имеют символическое (или ценностно-смысловое) особое значение, структурирующее общую картину мира. Зачатие, рождение ребенка, материнстао также имело свое сакральное «обрамление» из предметов-символов: оберега, семейные реликвии, венчальные полотенца, вышитые рушники, иконы «родовспомогательниц», предметы женской одежды, имеющей специальное назначение, символические детские вещи и многое другое. В России предметная среда будущего материнства девочки наполнялась с момента ее рождения, что изначально подчеркивало ее дальнейшую миссию - стать матерью. Отражение всех реалий бытия в народном сознании определяет ценностно-символическую систему (образно-знаковую по B.C. Мухиной), основными компонентами которой являются: язык, символы, образы и знаки, фольклор, семиотика, топонимика, обряды, ритуалы, традиции и т.д.

Основные подходы к изучению материнства в зарубежной и отечественной психологии

Теоретический анализ научных работ зарубежных исследователей позволяет выделить два основных подхода, в русле которых они выполнены: изучение материнства в контексте материнско-детских отношений как целостного явления и материнство как самостоятельный феномен, центральной образующей которого является личность матери [133, 140]. Кроме того, исследования проведены в рамках различных теоретических направлений, среди которых можно выделить основные: этологическое, культурно-антропологическое, психоаналитическое, бихевиоральное (теории социального научения), теории материнской депривации.

В русле этологичееких исследований поведение человека рассматривается как вариант поведения животных, видоизмененный под влиянием культуры и функционирования более сложно организованных психических процессов. Феномен материнства изучается с точки зрения обеспечения матерью условий для полноценного развития потомства. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. На основе экспериментальных исследований (Г, Харлоу, Дж. Митчелл, Н. Тинберген и др.) сделаны выводы о том, что материнское поведение животных определяется не только наследственными факторами, но и научением.

Функциональное единство биологических и социальных факторов в жизни человека подчеркивается в работах, выполненных в русле биосоциального подхода. Историческая устойчивость института материнства и социально-культурное стимулирование рождаемости было обосновано с точки зрения социобиологической концепции «эгоистического гена» английского эволюциониста Ричарда Докинза (Dawkins R.) [43, 153]. Автором делается акцент на генных механизмах эволюции: чем больше репродукций гена в популяции, тем более он успешен. Заинтересованность индивида в обеспечении успешности его потомков и «интерес» гена в увеличении числа копий совпадают. Согласно этой точке зрения, родитель может иметь или большое количество потомства, или небольшое, но заботиться о нем. Особи с неадекватным родительским поведением (не заботящиеся о своем потомстве) погибают в одиночестве, и их гены исчезают из популяции. Кроме того, естественный отбор ставит человека в такую ситуацию, в которой женщины по биологическим причинам более ответственны за воспитание детей. В этом случае закрепление за ними роли матери и «хранительницы домашнего очага» имеет не только социальные или теологические корни, а и более глубокие -биологические. Таким образом, с точки зрения социобиологии, материнство -генетически детерминированная стратегия поведения, целью которой является максимальное распространение гена в популяции [43,153].

Другое направление сосредоточилось на изучении «родительского вклада»: оценки ресурсных затрат родительской особи для репродуктивной успешности вида (Р.Л, Триверс, Д. Дьюсбери, Т. Клатгон, С. Элбон и др.). Родительский вклад рассматривается как фактор, обеспечивающий видовую стабильность [165]. Изменение стратегий родительского вклада обусловлено влиянием со стороны различных факторов и условии жизни данного вида: социально-средовых, природных, ресурсных возможностей; пола потомства, пола взрослой особи, осуществляемой данный вклад; эволюционно-историческими трансформациями. Итак, дня этологических концепций характерны две тенденции: теоретические концепции («эгоистического гена») считают материнство генетически детерминированным, неизменным феноменом; эмпирические концепции, не отрицая базовые биологические предпосылки материнского поведения, ведущую роль в его генезисе отводят социальным факторам [140].

В противоположность этологическим концепциям, культурно-антропологический подход рассматривает материнство как культурно-детерминированный феномен. Материнство трактуется как одна из перспектив реализации женщины в социальном пространстве. Одна из первых поддержала данный подход французская исследовательница, писательница и выдающийся мыслитель Симона де Бовуар.

В своей работе «Второй пол» она последовательно развивает мысль о том, что возникновение категории «особой» женской природы является спекулятивным и придумано дня удобства маскулинного общества. Жизнь женщины рассматривается автором в экзистенциальной парадигме. Симона де Бовуар видит источник формирования представлений о женщине как человеке «второго пола» (фактически - «сорта») в специфике и структуре экзистенциальных отношений между мужчиной и женщиной. Исследуя процессы формирования женского самосознания и женской экзистенциальной ситуации на всех этапах ее онтогенетического развития, она приводит многочисленные тому доказательства в особенностях положения женщины в социуме, гипертрофированной значимости женской телесности и акцентировании внимания на ее репродуктивном цикле, характерном для многих европейских культур. Таким образом, естественные метаморфозы в женском организме становятся непреодолимыми препятствиями на пути женщины к самоактуализации и экзистенции.

Психологическая готовность к материнству и ее свойства

Теоретический анализ, осуществленный в первой главе, позволяет предложить следующие составляющие ПГкМ: отаошение к себе как самоценности, отношение к ребенку как самоценности, ориентация на личностный рост, творческая и альтруистическая направленность жизнедеятельности, ориентация на духовно-нравственные общечеловеческие ценности. Данные составляющие легли в основу разработанной нами методики.

Для выполнения целей исследования и проверки гипотез нами была разработана исследовательская методика: опросник «Психологическая готовность к материнству» (ПГкМ).

Общая характеристика опросника ПГкМ

Данная методика является одномерным личностным опросником. Предполагаемый адресат теста - женщины фертильного возраста. Опросник может применяться в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и групповых обследованиях. Опросник содержит одну шкалу для исследования степени выраженности психологической готовности к материнству. Каждое утверждение оценивается респондентом в соответствии с мерой своего согласия с ним на основе выбора одного из пяти предложенных вариантов ответа. Общий показатель ПГкМ равен сумме всех показателей.

Определение психометрических характеристик ответа в общей сложности включало обследование более 500 респондентов разного возраста.

Нормализация осуществлялась на выборках женщин в возрасте от 18 до 40 лет, проживающих в г. Москва (п = 421),

На этапе сбора первичных данных по теме исследования нами был сделан вывод о том, что готовность к материнству не может рассматриваться только с точки зрения эффективности функционирования матери как основного фактора, определяющего качество развития ребенка. Психологическая готовность к материнству проявляется не только (или не столько) в готовности создать для ребенка все необходимые условия развития и полноценно удовлетворить его потребности, но и в готовности к действию в новых условиях как цельная и самоценная личность. Полноценное материнство предполагает рассмотрение его женщиной как возможности расширения собственных жизненных перспектив, творческих способностей, приобретения нового уникального опыта и подтверждения зрелости своей личности- Исключительная специфичность феномена материнства в том, что это период приобретения женщиной уникального опыта на всех уровнях своего бытия: духовном, телесном, межличностном, личностном и т.д.

Логика построения методики определялась теоретико-методологическим смыслом используемого понятия. Утверждения дня опросника собирались в течение 6 лет (2000 - 2006 гх.)- Основной массив утверждений был собран в результате проведения опроса и консультативной работы с респондентами. Кроме того, проводился опрос специалистов, работающих в области охраны здоровья материнства и детства. Полученная информация позволила определить те проблемные зоны и спорные вопросы в материнской сфере, которые требуют индивидуального, самостоятельного решения каздой конкретной женщиной. Исследование некоторых аспектов проблемных областей психологии материнства, генезиса родительской установки и внутрисемейных (супружеских и родительских) взаимоотношений нашли свое отражение в наших публикациях.

Утверждения, отобранные для создания опросника, фактически являются переформулированными запросами (волнующие темы, жалобы, проблемы), связанными с материнством, предъявленные респондентами- Основание для включения в опросник каждого из них определялось по частоте его актуализации в ходе проведения работы (беседы, консультации) с респондентами.

Все пункты опросника обсуждались с экспертами-психологами, имеющими богатую психотерапевтическую практику, и со специалистами смежных областей - гинекологами-акушерами (женских консультаций и роддомов), врачами - педиатрами (районные детские поликлиники).

Первоначально опросник содержал 200 утверждений, формулировка каждого из которых осуществлялась таким образом, чтобы соотношение ответов приближалось к теоретическому, то есть составляло по 25% в каждом варианте ответа. Исходя из этого, многие утверждения были отредактированы. Далее, после проведения пилотажного исследования, утверждения со слабой силой различения были из него исключены. Также мы приняли решение исключить те пункты, ответы на которые были бы одинаковыми более чем в 80 % случаев, чтобы иметь возможность совершенствовать тест в дальнейшем (Таблица 2Л.1).

Индивидуально-личностные корреляты психологической готовности к материнству

Для исследования связи психологической готовности к материнству с суверенностью психологического пространства личности нами использовалась диагностическая методика опросник «Суверенность психологического пространства (СПП)» С.К. Нартовой-Бочавер. Опросник содержит шесть шкал, отражающих следующие измерения психологического пространства: суверенность физического тела (СФТ), суверенность территории (СТ), суверенность вещей (СВ), суверенность привычек (СП), суверенность социальных связей (СС), суверенность ценностей (СЦ).

Суверенность психологического пространства - целостное образование, отражающее разноуровневые потребности человека и представляющее собой важнейшее условие его развития и благополучия.

При проведении корреляционного исследования нами была обнаружена положительная связь ПГкМ с некоторыми личностными характеристиками респондентов. Так, она оказалась положительно связанной с суверенностью личности. Для установления связи между исследуемыми качествами были рассчитаны критерии г = 0.09, р = 0.03 и т = 0.05, р = 0.034.

Проанализируем полученный результат. Суверенная личность (личность, установившая четкие, целостные границы своего личного психологического пространства) может поддерживать свою личностную автономию от окружающего мира, т. е. быть достаточно самостоятельной и свободной в своих предпочтениях и решениях, и в то же время четко осознавать пределы своей ответственности. Самостоятельность, а, следовательно, определенная самодостаточность личности предполагает ее относительную независимость от внешнего окружения. В то же время такая независимость означает не отгороженность от него, а способность установления с ним таких отношений, которые выстраивались бы в соответствии с планами и стремлениями самой личности. Суверенная личность является автором собственной жизни, активно выбирая адекватные своему мировосприятию и мировоззрению способы самовыражения и самоутверждения. Таким образом, суверенная личность психологически готова к осознанному и добровольному принятию другого в свое индивидуальное пространство. В контексте нашего исследования это утверждение можно переформулировать как готовность человека к появлению ребенка в своем психологическом пространстве. Причем его появление не только не будет нарушать целостности и объема ПГОТ, но и будет способствовать их гармоничному укреплению и расширению. Появление ребенка создает условия для возникновения нового отношения матери к окружающему миру, людям и к самой себе, приобретения уникального опыта на всех уровнях организации жизнедеятельности личности.

Отчасти подтверждением вышесказанного может служить обнаруженная также положительная связь ПГкМ со шкалой суверенности физического тела (СФТ): г = 0.09, т = 0.06, р = 0.04. Как известно, телесность имеет огромное значение в психологии женщины. Для многих женщин характерно сложное, противоречивое отношение к собственному телу, Оно является предметом частых тревог, проблем и недовольства. Женское тело было и остается объектом постоянного, пристального внимания. Появление ребенка привносит значительные изменения прежде всего в физическое состояние и внешний облик женщины. Суверенность физического тела можно рассматривать как выработанное личностью самопринятие своей телесности, основанное на уважительном отношении к себе и своим потребностям. Таким образом, психологическая готовность к материнству и принятию ребенка в своем теле способствует соматическому и психологическому благополучию женщины. Ребенок не воспринимается как инородный объект, он гармонично включен в ее личное психологическое пространство.

Кроме того, нами была обнаружена положительная связь ПГкМ с суверенностью территории (СТ): т = 0.05, р = 0.06; г = 0.08, р 0.05. Суверенность территории означает переживание безопасности физического личного пространства. Другими словами, личность обладает частной собственностью на какую-либо территорию (жилье или его определенную часть), т.е. является ее хозяином, может распоряжаться ею по собственному желанию, испытывает чувство безопасности и неприкосновенности, находясь на данной территории. Как известно, одной из самых распространенных причин отказа от родительства (появления ребенка) является отсутствие собственного жилья или неудовлетворительные жилищные условия. Обладатель суверенной территории имеет возможность допустить на нее другого по своему усмотрению. Он имеет возможность самостоятельно регулировать «плотность заселения» своей территории, руководствуясь собственными потребностями и ощущением комфорта.

Итак, обнаруженная связь психологической готовности к материнству и суверенности территории находит свое естественное подтверждение в реальной жизни.

Выявлена положительная связь ПГкМ и суверенности привычек (СП) личности: Т = 0.06, р = 0.03; г - 0.09, р = 0.02. Суверенность привычек - это принятие временной формы организации жизни человека. Полученный результат можно проинтерпретировать как рассмотрение личностью ситуации материнства (рождение ребенка) и выполнения материнских функций как факторов, не угрожающих сложившемуся (выработанному) комфортному распорядку жизни. Появление ребенка неизбежно вносит коррективы в режим жизни семьи (в данном случае - матери). Определенная информация о том, что с появлением ребенка жизнедеятельность матери подчинена достаточно жесткому режиму, связанному с заботой и уходом за младенцем, как правило, к моменту наступления актуального материнства у женщины уже имеется. Причем содержание данной информации в большинстве случаев указывает не только на значительные изменения в распорядке жизни матери, но и на значительное ограничение ее свободы. Достаточно красноречивы распространенные эпитеты на данную тему: «быть привязанной», «жить от кормления до кормления», «самой себе не принадлежать», «быть связанной ребенком» и т.д.

Таким образом, функционирование в новых условиях требует значительной корректировки привычного режима жизни. Полученный результат может свидетельствовать о том, что психологическая готовность к материнству способствует сохранению субъективности матери в ситуации взаимодействия с ребенком, сохраняя за ней право на личную свободу и приватность. Отчасти данное высказывание подтверждается обнаруженной нами положительной корреляционной связью психологической готовности к материнству с суверенностью социальных связей: т = 0.06, р = 0.03; г = 0.1, р = 0.04.

Суверенность социальных связей (СС) выражает право иметь друзей и знакомых независимо от мнения и отношения к ним со стороны окружающих, то есть право самостоятельного выбора круга общения и личных привязанностей. По утверждению некоторых исследователей, отсутствие опыта данной избирательности может стать причиной невозможности построения близких, психологически интимных отношений, формирование которых возможно лишь на основе признания субъектности другого, т.е. его самостоятельной ценности и уникальности. Система взаимодействия матери с ребенком есть система реального взаимодействия двух самостоятельных субъектов. Эффективные, полноценные материнско-детские отношения также основаны на субъект-субъектном отношении друг к другу- Исследователи отмечают, что субъектное отношение к ребенку является стержнем психологической готовности к материнству и проецируется на стиль всего материнского поведения.

Кроме того, отказ от прежних социальных связей (привычного круга общения) приводит к «замыканию» матери на ребенке и к гипертрофированию ее роли в общении с ним, что провоцирует не только возникновение невротического симбиоза матери и ребенка, но и существенно ограничивает набор вариантов (образцов) поведения для ребенка.

Похожие диссертации на Субъективная готовность к материнству как психологический феномен