Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Ивков Николай Николаевич

Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости
<
Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ивков Николай Николаевич. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002 233 c. РГБ ОД, 61:03-19/1-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система личностных ценностей и ее развитие 10

1.1. Понятие ценности в психологии 10

1.1.1. Ценность как убеждение 11

1.1.2. Ценность как установка 13

1.1.3. Ценности как потребности или мотивы 18

1.2. Смысловая природа ценностей 22

1.2.1. Понятие "личностного смысла". Личность как смысловая система 22

1.2.2. Особенности динамики смысловой сферы личности 25

1.2.3. Личностная ценность как производная динамики смысловой системы личности. 29

1.2.4. Заключение 36

1.3. Формирование системы личностных ценностей в онтогенезе 38

1.3.1. Взгляды на формирование системы личных ценностей в рамках возрастной

периодизации развития личности 38

1.3.2. Особенности развития человека в зрелом возрасте 45

1.3.3. Линии развития ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе и связанные с ними критерии ее степени сформированности 51

1.3.4. Заключение 60

1.4. Условия и механизмы динамики системы личностных ценностей 61

1.4.1. Противоречие как основное условие развития личности 61

1.4.2. Личностная ориентировка как механизм устранения ценностного противоречия. 70

1.4.3. Процесс ориентации личности в мире ценностей как механизм развития личности. 74

1.4.4. Заключение 85

Глава 2. Эмпирическое исследование условий разрешения ценностных противоречий в зрелых возрастах 88

2.1. Цель и стратегия исследования. Характеристика выборки 88

2.2. Особенности ценностно-смысловой сферы взрослого человека в условиях наличия ценностных противоречий 90

2.2.1. Задачи и гипотезы исследования 90

2.2.2. План исследования и используемые методики 91

2.2.3. Описание исследовательских методик 92

2.2.4 Результаты 104

2.2.5. Обсуждение результатов 125

2.2.6. Выводы 131

2.3. Особенности представлений о своем жизненном пути в условиях ценностных

противоречий 133

2.3.1. Задача и гипотеза исследования 133

2.3.2. План исследования и используемые методики 134

2.3.3. Описание исследовательской методики ., 134

2.3.4.Результаты 140

2.3.5. Обсуждение результатов 141

Связь между уровнем поглощенности составляющими жизненной трансспективы и

степенью разработанности жизненной перспективы 144

2.3.6. Выводы 148

2.4. Исследование особенностей самоотношения и уровня личностной зрелости в условиях

наличия ценностных противоречий 149

2.4.1. Задачи и гипотезы исследования 149

2.4.2. План исследования и используемые методики 150

2.4.3. Описание исследовательских методик 151

2.4.4. Результаты 158

2.4.5. Обсуждение результатов 162

Особенности взаимосвязи между показателями осмысленности жизни и личностной зрелости 166

2.4.6. Выводы 169

2.5. Динамика ценностных изменений в условиях протекания ценностных противоречий. 170

2.5.1. Задачи и гипотезы исследования 170

2.5.2. План исследования и используемые методические средства 171

2.5.3. Описание исследовательских методик 171

2.5.4. Результаты 172

2.5.5. Обсуждение результатов 174

Варианты устойчивости ценностной структуры личности в условиях отказа от активной

реализации большинства противоречивых ценностей 175

2.5.6.Выводы 178

2.6. Условия развития ценностной структуры при наличии ценностных противоречий... 179

Выводы 185

Заключение 188

Литература 190

Приложения 202

Введение к работе

Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований
как отечественных (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович,
А.Г.Асмолов, В.В.Столин, Л.И.Анциферова, К.А.Абульханова-Славская,

А.В.Петровский, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев и др.), так и зарубежных (Э.Эриксон, В.Штерн, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Д.Левинсон, Р.Хейвигхерст и др.) психологов.

В нашем исследовании поднимаются проблемы достижения зрелости в личностном развитии человека.

Один из наиболее продуктивных подходов изучения развития личности разрабатывается в рамках отечественной психологии. В нем развитие личности рассматривается в связи с преобразованием ее смысловой сферы. Одним из структурных компонентов смысловой сферы личности выступает система личностных ценностей.

По мнению многих авторов (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Б.С.Братусь, Л.И.Божович, А.Г.Асмолов, Л.И.Анциферова, К.А.Абульханова-Славская, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев и др.), система личностных ценностей определяет содержание и направленность активности человека. Каждой личности присуща своя система ценностей, структурированная в определенную иерархию. Соответственно в качестве показателя личностного развития можно рассматривать специфику и особенности системы личностных ценностей (содержание, направленность, их иерархию). С этих позиций можно предположить, что динамика системы личностных ценностей отражает процесс личностного развития человека.

Достаточно традиционным (А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, В.В.Столин, В.А.Петровский, Ф.Е.Василюк, М.Рокич, Е.И.Головаха и др.) является выделение противоречий внутри системы личностных ценностей как основы динамики ценностно-смысловой сферы личности. В противоречии заложена предпосылка изменения системы личностных ценностей и развития личности, которое состоит в устранении этого противоречия, определенной перестройке деятельностеи, а вслед за тем - и самой системы личностных ценностей. Таким образом, проблема развития личности в первую очередь связана с возможными более или менее кардинальными перестройками в системе личностных ценностей.

Однако развитие системы личностных ценностей - это не просто процесс принятия новых ценностей или отвержения старых, а процесс, который приводит к перестройкам как внутри самой системы личностных ценностей, так и за ее пределами (в структуре самосознания: в особенностях самоотношения, в планах на будущее). При чем сам этот процесс обусловлен уровнем развития личностной зрелости человека (степени самоактуализации, степени зрелости ценностно-смысловой сферы личности, уровня личностной ориентировки).

Исследование динамики ценностно-смысловой сферы личности является актуальным для разрешения проблем кризисных периодов в жизни человека. Кризис зачастую предполагает нарушение привычных связей с окружающим миром. Человек стоит перед проблемой поиска новых взаимоотношений с миром, но не всякая личность может сама найти оптимальный выход из создавшейся ситуации. Знания об условиях и механизмах развития ценностно-смысловой сферы личности и ее влиянии на деятельную активность человека создают возможность оказания психологической помощи конкретной личности для выхода из создавшейся кризисной ситуации.

Предмет исследования: взаимосвязь условий разрешения противоречий, содержащихся в системе личностных ценностей, и особенностей самосознания.

Объект исследования: взрослые люди от 25 до 40 лет (всего в исследовании приняло участие 30 человек).

Цель исследования: анализ условий развития системы личностных ценностей в зрелом возрасте и возможных связей динамики изменений ценностной системы с особенностями самосознания.

Гипотезы исследования. Нами сформулированы следующие генеральные исследовательские гипотезы:

  1. Динамика системы личностных ценностей предполагает разрешение человеком содержащихся в ней ценностных противоречий. Преобладание тех или иных способов разрешения ценностных противоречий обуславливается разным уровнем личностной зрелости человека.

  2. Характер разрешения ценностных противоречий влияет на:

а) самоотношение личности;

б) особенности восприятия своего жизненного пути.

Специальные исследовательские гипотезы сформулированы во второй главе диссертации, посвященной эмпирическому изучению условий и динамики разрешения ценностных противоречий.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психологической природы индивидуальных ценностей человека.

  2. Провести теоретический анализ условий и возможных линий развития системы личностных ценностей человека.

  3. Разработать методические приемы, которые позволят охарактеризовать возникающие в системе личностных ценностей противоречия и способы их разрешения;

  4. Провести анализ эмпирически выявленных взаимосвязей между характером разрешения ценностных противоречий и уровнем зрелости системы личностных ценностей.

  5. Провести анализ эмпирически выявленных взаимосвязей между характером разрешения ценностных противоречий и уровнем осуществления личностной ориентировки в содержаниях собственной смысловой сферы.

  6. Провести анализ эмпирически выявленных взаимосвязей между характером разрешения ценностных противоречий и такими компонентами самосознания как: особенности самоотношения и особенности восприятия своего жизненного пути.

Методологические и теоретические основания работы.

В основу нашей работы были положены следующие теоретические источники:
1. Представления о ценностно-смысловой сфере личности в контексте деятель-
ностного подхода. Понятия: «личностный смысл», «смысловые образования», «лич
ностная ценность» (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь). Эти представления явились базовы
ми для структурного и системного выделения «личностных ценностей» из мотиваци-
онно-смысловой сферы личности, что позволило охарактеризовать предмет исследо
вания и возможности его эмпирического изучения. Представления о механизмах раз
вития ценностно-смысловой сферы личности. Понятия: «задача на смысл», «кон
фликтный смысл», «смыслопорождение», «отраженный смысл», «ценностное проти
воречие», «кризисы развития» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Б.С.Братусь,
В.В.Столин, В.А.Петровский, Ф.Е.Василюк, К.Н.Поливанова, Н.В.Иванова). Эти

представления позволили выделить отправные точки в развитии системы личностных ценностей, условия в которых происходит это развитие.

2. Представления П.Я.Гальперина о психике как ориентировочной деятельности позволили сформулировать положения о личности как субъекте, активно ориентирующемся не только в возникающих отношениях с окружающей действительностью, но и осуществляющем личностную ориентировку в содержаниях собственной смысловой сферы.

Для решения поставленных в исследовании задач был использован следующий методический инструментарий:

1. Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы испытуемых. Метод
декларирования ценностей (авторский вариант) использовался для содержательной
характеристики структур личностных ценностей испытуемых. Повторное его исполь
зование, через 6-8 месяцев после начала исследования, было направлено на диагно
стику степени устойчивости этих ценностных структур. Метод структурированной
беседы (авторский вариант) предназначался для выявления возникающих в жизни ис
пытуемых ценностных противоречий и возможных стратегий их разрешения. Моди
фицированная автором процедура парных сравнений личностных ценностей позволи
ла охарактеризовать степень последовательности испытуемых в реализации своих
ценностных предпочтений и их иерархизированность. Методика мотивационной ин
дукции (неоконченные предложения Ж.Нюттена) позволила охарактеризовать сте
пень телеологичности мотивационной сферы испытуемых. Методика смысложизнен-
ных ориентации (Д.А.Леонтьев) была направлена на выявление уровня осмысленно
сти жизни испытуемых.

2. Исследование уровня личностной ориентировки и личностной зрелости. Ме
тодика «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд) позволила нам определить сложность об
раза «Я», а шкала закрытости (опросник МИС С.Р.Пантилеева) отразила, насколько
выражено глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое
(защитное) отношение к себе: обе эти методики предназначались для характеристики
личностной ориентировки. Самоактуализационный тест (Гозман Л.Я., Кроз М.В., Ла
тинская М.В.) и опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е.Ф., Голынкина
Е.А., Эткинд A.M.) предназначались для характеристики уровня личностной зрело
сти.

3. Исследование особенностей самосознания. Методика исследования самоотношения (МИС, С.Р.Пантилеев) отражала особенности отношения испытуемых к собственному «Я». Метод каузометрии (А.А.Кроник, Е.И.Головаха) применялся для выявления того, в какой степени для каждого испытуемого его жизненный путь представляет собой единый процесс, где, так или иначе, ценятся события прошлого, настоящего и будущего.

Статистическая проверка полученных данных осуществлялась с помощью X -критерия Колмогорова-Смирнова, U - критерия Манна-Уитни, ф* - критерия (угловое преобразование Фишера), рангового коэффициента корреляции Спирмена. При статистической обработке данных использовались программные пакеты Excel, SPSS, Sta-tistica.

Научная новизна исследования.

Были разработаны новые способы анализа содержания и динамики системы личностных ценностей.

Выделены три стратегии разрешения ценностных противоречий:

  1. Поиск компромисса между реализацией каждой из ценностей. В условиях поиска компромисса испытуемый преследует цель реализовать обе ценности.

  2. Отказ от реализации одной из конкурирующих ценностей.

3. Отказ от активного разрешения, возникшего ценностного противоречия.
Последние две стратегии приводят к отказу от активной реализации части сво
их ценностных приоритетов.

Впервые показана зависимость преобладания различных стратегий разрешения ценностных противоречий от уровня личностной ориентировки и личностной зрелости человека.

Впервые проведен сравнительный анализ особенностей восприятия собственного «Я» и своего жизненного пути у испытуемых с преобладанием разных стратегий разрешения ценностных противоречий.

Теоретическая значимость работы. Понятие личностной зрелости обогащается представлениями о личностной ориентировке. В работе выявлены и систематизированы индивидуальные варианты развития ценностно-смысловой сферы личности в зрелом возрасте, определяемые преобладанием различных стратегий разрешения ею ценностных противоречий.

Практическая значимость работы. Проведенный в работе детальный анализ условий разрешения ценностных противоречий позволяет разработать эффективную стратегию консультативной работы со взрослыми в кризисные периоды их жизни. Это значительно расширяет возможности психологов-консультантов в выборе адекватных форм психологической помощи взрослым людям.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах психологии развития и акмеологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В условиях возникновения ценностных противоречий существуют такие стратегии, направленные на их разрешение, как: а) поиск компромисса, в результате чего человек активно стремится реализовать обе конкурирующие ценности; б) отказ от реализации одной из конкурирующих ценностей; в) отказ от принятия решения в условиях возникшего ценностного противоречия. Последние две стратегии приводят к отказу от активной реализации большей части конкурирующих ценностей.

  2. У людей с высоким уровнем таких показателей личностной зрелости, как степень самоактуализации, зрелость ценностно-смысловой сферы личности и личностная ориентировка, преобладает стратегия поиска компромисса между противоречивыми ценностями, что ведет к активной реализации, с их стороны, обеих конкурирующих ценностей.

  3. У людей с низким уровнем таких показателей личностной зрелости, как степень самоактуализации, зрелость ценностно-смысловой сферы личности и личностная ориентировка, преобладают стратегии, которые ведут к отказу от активной реализации большинства конкурирующих ценностей.

  4. Люди, которые стремятся к активной реализации обеих конкурирующих ценностей (преобладание стратегии поиска компромисса), обладают позитивным образом собственного «Я», а составляющие жизненного пути (прошлое, настоящее и будущее) в одинаковой степени ценятся.

  5. В условиях преобладания стратегий разрешения ценностных противоречий, в результате которых происходит отказ от реализации большей части конкурирующих ценностей, обнаруживается негативное отношение к собственному «Я», а прошлое видится как малорезультативное (нереализованное).

Понятие ценности в психологии

Ценности личности - это многозначное междисциплинарное научное понятие. И поэтому оно по-разному интерпретируется в произведениях различных авторов. Спектр этих интерпретаций огромен: от простого констатирования ценности как значимого предмета или явления окружающей действительности, до отождествления ценностей с терминами, которые характеризуют мотивационно-потребностную либо смысловую сферы личности.

Как пишет Ф.Е.Василюк, "когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток - отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т.д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий" (Василюк Ф.Е., 1997, с.292).

Поэтому для понимания, что такое ценность и каково ее место в структуре личности необходимо разграничить ценности со смежными понятиями, прежде всего такими, как "убеждение", "установка", "аттитюд", "диспозиция", "потребность", "мотив", "личностный смысл".

Понятие "ценность" широко употребляется как в обыденной жизни, так и в научной литературе. В реальной жизни, содержательно, под ценностями подразумевают: идеалы, чувства, общественные стремления, социальные оценки, интересы конкретного человека. С функциональной точки зрения все рассматривают ценность, как основу для ориентации индивида в явлениях и предметах окружающей действительности в категориях значимости, безразличия, угрозы. Сказать, что у человека есть ценность, значит сказать, что у него есть глубокое убеждение в том, что некий способ поведения или предельный смысл существования индивидуального или социального предпочитается альтернативным способам и смыслам (Clanson C.J., VinsonD.F., 1978). Но при всей интуитивной схожести этих понятий, используемых разными исследователями, можно указать значительные различия в понимании психологической природы индивидуальных ценностей.

В связи с этим, можно выделить несколько взглядов на понимание ценности и ее психологической природы. Все они разнятся по степени глубины анализа данного понятия: от простой констатации ценности как особого свойства явлений жизни человека или ее функциональной необходимости для индивидуального развития, до развернутого анализа возможных оснований рождения ценности как одной из ведущих личностных составляющих.

Подходы, которые ограничиваются констатацией ценности как значимости, значения определенных объектов и явлений действительности для человека не представляют для нас интереса в плане анализа психологической природы ценностей. И поэтому мы сразу приступим к анализу тех концепций, которые пытаются вскрыть психологическую природу ценностей.

Многие авторы трактуют ценности в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление или убеждение индивида о предельных (не ситуативных) целях, которые служат ведущим принципом в жизни (Rokeach М., 1973, 1979; Ручка А.А., 1976; Брожик В., 1982; Schloeder В., 1993; Schwarts Sh., Bilsky W., 1987; Залесский Г.Е., 1994 и др.).

В американской социальной психологии система ценностей личности рассматривается как иерархия ее убеждений. Так, М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем обратный или противоположный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach М., 1973, с.5).

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованны в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучение (там же, с.З).

Ш.Шварц и У.Билски тоже выделяют пять формальных признаков ценности: 1) Ценности - это понятия и убеждения; 2) имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению; 3) превосходят специфические ситуации (имеют надситуативный характер); 4) управляют выбором или оценкой поведения и событий; 5) упорядочены по относительной важности.

Основным аспектом содержания ценности является тип цели, или мотивацион-ное отношение, которое она выражает. Все ценности в форме осознаваемых целей, направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов, как биологически организмов; 2) потребностей координированного социального взаимодействия; 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп (Schwartz М., Bilsky W.,1987).

Г.Е.Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие "убеждение". Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, "осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности" (Залесский Г.Е., 1994, с. 142). По словам Г.Е.Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г.Е.Залесский, "убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности "запускают" его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка" (там же). При этом, чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Однако за рамками этих теорий остается важный вопрос: откуда ценность черпает свою побудительную силу, а, следовательно, становится настоящим критерием, по которому человек строит свое активное отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоотношение)? Это стало следствием того, что здесь отождествляется социальная и в том числе ценностная регуляция с внешними требованиями, более или менее рефлексируемыми индивидом.

Смысловая природа ценностей

Категория "личностного смысла" была введена А.Н.Леонтьевым для исследования одновременно в двух направлениях - сознания и личности. В рамках первого из них "личностный смысл" рассматривался им как проявление смысловой составляющей сознания (образующей вместе с "чувственной тканью" и "значением" сознание), указывающее на особую значимость для личности чего-либо из происходящего (Ле-онтьев А.Н., 1977). В этом случае смысл выступает как "значение значения", то есть как субъективация для конкретной личности общественно выработанных и фиксированных в языке значений тех или иных явлений действительности" (Столин В.В., Кальвинио М., 1979).

В рамках же исследования личности "личностный смысл" становился особым измерением, конкретизирующим ее сверхчувственную, недоступную прямому на блюдению качественность (Асмолов А.Г. и др., 1979). Появляется операциональное определение "личностного смысла", через указание его места (в известной степени -механизма порождения) в структуре деятельности. Согласно этому определению, личностный смысл есть отражение в сознании отношения мотива (деятельности) к цели (действия) (Леонтьев А.Н., 1981). Во втором определении выделяется природа смысла как сущность отношения между "вещами", в данном случае между мотивами и целями деятельности.

Смысловые отношения (смысловое поле) составляет особую психологическую субстанцию, "тело" личности, определяет собой высший, собственно личностный слой психического отражения, несводимый ни к какому другому слою, несущий свои особые, лишь ему присущие функции в жизни человека (Асмолов А.Г. и др., 1979; Братусь Б.С., 1981).

В дальнейших исследованиях разделение на "смыслы в сознании" и "смыслы в личности" тоже можно проследить. В первых из них активно обсуждается проблема соотношения "значений" и "смыслов", и развивается общая теория сознания: к трем его составляющим, предложенным А.Н.Леонтьевым добавляется "предметное содержание образа" и "слово-знак" (Василюк Ф.Е., 1993), или "биодинамическая ткань" (Бернштейн Н.А., 1966; Зинченко В.П., Моргунов Е.Б., 1994), в самом сознании предлагается выделить два слоя - бытийный и рефлексивный, - и обсуждается возможность выделения духовного слоя (Зинченко В.П., Моргунов Е.Б., 1994), на содержании "смыслов" исследуется и проблема самосознания (Столин В.В., 1983).

Исследования "смыслов в личности", в первую очередь привело к тому, что определение личностного смысла как отношение мотива к цели является недостаточным для характеристики личности.

Во-первых, отнюдь не каждое отношение мотива к цели порождает личностные смыслы. Существует, например, согласно А.Н.Леонтьеву обширный класс мотивов, лишенный смыслообразующей функции, а именно мотивы-стимулы (Леонтьев А.Н., 1972, 1977), хотя эти мотивы способны порождать достаточно сложные деятельности, в которых естественно, возникают разнообразные "отношения мотивов к целям". Но эти отношения не приводят к возникновению личностных смыслов, хотя, видимо, можно в подобных случаях говорить о прагматическом или ситуационном смысле, то есть смысле, не выходящим за рамки данной ситуации. Таким образом, при опреде лении личностного смысла необходимо помимо указания на отношение мотива к цели указать на особый характер этого отношения, его системность, его необходимую связь со всем смысловым строением личности. Во-вторых, исследования показывают, что важные смысловые образования могут порождаться не только между мотивами и целями, но и отношениями между действиями и основными потребностями субъекта. В-третьих, определенные смысловые структуры образуются и проявляются в особого рода переходных потребностных состояниях, характерных обычно для кризисных, переломных моментов развития личности как в подростковом и юношеском возрасте, так и во взрослой жизни человека. Эти структуры образуются в отношениях между данным потребностным состоянием и веером возможных потенциально ему отвечающих предметов (Братусь Б.С, Лишин О.В., 1982) В-четвертых, определение смысла только как отношения мотива к цели, по сути, замыкает, ограничивает это понятие рамками отдельно взятой деятельности. Между тем наиболее важные коллизии личности (по крайней мере, взрослой и зрелой личности) разыгрываются не в плоскости "мотив-цель", а в плоскости "мотив-мотив", в складывающихся отношениях между мотивами. Важно отметить, что в последних работах А.Н.Леонтьева уже содержится указание на связь этих отношений со смыслообразованием, что по сути дела требует пересмотра ранее данного определения; вертикальное движение сознания "заключается в соотнесении мотивов друг с другом... Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов - становления личности" (Леонтьев А.Н., 1977, с.212, 1976).

И поэтому в рамках этой линии анализа "смыслов" происходит расширение списка выделяемых внутриличностных образований, имеющих смысловую природу: выделяется "смысловая установка" (Асмолов А.Г.); "смысловой конструкт" (Столин В.В., Кальвиньо М.); "смысловое образование" (Братусь Б.С.), - которые затем были обобщены в "смысловую сферу личности" (Леонтьев Д.А., 1988), претендующую на роль основного предмета психологии личности (Леонтьев Д.А., 1990).

Особенности ценностно-смысловой сферы взрослого человека в условиях наличия ценностных противоречий

Основной целью нашего исследования является выделение условий и динамики разрешения ценностных противоречий в период зрелости (25 - 40 лет).

Как было отмечено в предыдущей главе, ценностное противоречие выступает условием перестройки системы личностных ценностей, а такая перестройка, по мнению многих авторов, является индикатором наличия кризиса развития личности. Но не само по себе наличие такого противоречия является залогом развития, только через отношение личности к разрешению этого противоречия мы можем с одной стороны прогнозировать характер выхода личности из кризиса, а с другой, предугадать позитивные и негативные результаты разрешения данного противоречия.

Поэтому, для полноты характеристики разрешения ценностных противоречий необходимо комплексное исследование, которое помогло бы отразить не только изменения, происходящие в ценностно-смысловой сфере личности, но и выделить сопутствующие им особенности функционирования других личностных образований, которые могут выступать необходимым компонентом такого разрешения (уровень личностной зрелости, особенности самосознания).

Для этого нами была выработана следующая исследовательская стратегия:

1) На первом этапе исследования перед нами стояла задача выделения кон кретных ценностных противоречий, возникающих у наших испытуемых и стратегий разрешения, которыми они пользуются. На наш взгляд, именно присущие испытуемым стратегии разрешения возникающих противоречий, позволят дифференцировать актуальное развитие остальных изменений личностной сферы.

В рамках ценностно-смысловой сферы для нас представляют интерес критерии, характеризующие степень зрелости системы личностных ценностей: степень иерар-хизации ценностной структуры, динамические показатели функционирования системы личностных ценностей (показатели согласованности ценностных предпочтений испытуемых в различных условиях ценностного выбора), степень телеологичности ценностно-смысловой сферы личности, уровень осмысленности жизни.

2) На втором этапе нашего исследования, основная задача состояла в выделении особенностей восприятия нашими испытуемыми своего жизненного пути {временной трансспективы). Это необходимо, в ввиду того, что прошлое и будущее - это те аспекты поведения, которые, с одной стороны, как бы являются условиями рождения личностных ценностей (и (или) их противоречивости), а, с другой, сами же ими детерминируются. Поэтому особенности восприятия своего жизненного пути (наличие в нем искажений, когда значимость одной из составляющих жизненного пути отрицается), могут быть соотнесены с преобладанием разных стратегий разрешения ценностных противоречий.

3) Третий этап исследования, помог нам понять, какие личностные особенности способствуют испытуемым успешно решать свои ценностные противоречия (степень самоактуализации, уровень субъективного контроля, уровень личностной ориентировки). Все эти показатели отражают степень личностной зрелости, которая на наш взгляд является необходимым условием для успешного разрешения возникающих в жизни человека ценностных противоречий.

Вторая основная задача этого этапа исследования состояла в том, чтобы выделить особенности самоотношения человека в условиях преобладания разных стратегий разрешения ценностных противоречий.

4) И на заключительном этапе нашего исследования, мы хотели оценить собственно динамику развития ценностных структур испытуемых. Для этого, через 6 - 8 месяцев после начала исследовательской работы с испытуемыми, мы вновь диаг ностировали их ценностные приоритеты. Это позволило нам охарактеризовать сте пень устойчивости ценностной структуры наших испытуемых (в условиях отсутствия трагических событий в их жизни). Характеристика выборки. Выборка состоит из 30 взрослых людей от 25 до 39 лет. В исследовании приняло участие 15 мужчин (средний возраст 28 - 29 лет) и 15 женщин (средний возраст 29 - 30 лет). 17 человек имеют высшее образование, 11 - получали высшее образование на момент исследования, 2 - имеют среднее-специальное образование. испытуемых имеют семьи, 6 - находятся в разводе, 11 - ведут холостой образ жизни. У 11 испытуемых есть дети.

Работающие испытуемые - 21 человек; 9 испытуемых являются учащимися дневной формы обучения.

Исследовательская программа была рассчитана на 12-20 часов. Так как встречи происходили во внерабочее время, общая продолжительность исследовательской работы с одним испытуемым занимала от 3-х недель до 2-х месяцев.

План исследования и используемые методики

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез нами был предложен следующий исследовательский план:

1. Фиксирование ценностных структур испытуемых (метод декларирования, авторский вариант) (для того, что бы содержательно охарактеризовать состав ценностных структур испытуемых);

2. Далее испытуемым было предложено выделить пары ценностей, реализация которых приводит к противоречию между ними (список ценностей, которые должны были быть проанализированы испытуемыми на предмет их противоречивости, был одинаковым для всех). После выделения противоречивых пар ценностей, испытуемым предлагалось объяснить, как они из такой ситуации выходили (метод структурированной беседы, авторский вариант). Преобладание различных стратегий разрешения ценностных противоречий стало основанием для деления выборки испытуемых на группы;

3. Следующим шагом нашего исследования стала оценка степени иерархизи-рованности индивидуальных ценностных структур испытуемых и устойчивости ценностных предпочтений испытуемого, в зависимости от условий ценностного выбора (для этого использовалась модифицированная автором процедура парных сравнений). В итоге происходило сравнение выделенных ранее групп испытуемых по степени иерархизированности и устойчивости ценностных предпочтений;

4. В конце исследования фиксировалась частота продуцирования ценностных утверждений такого характера, которые не предполагают скорую конечную реализацию, а могут быть присущи испытуемому в течение всей его жизни (что отражает степень ценностно-смысловой регуляции поведения испытуемого, Методика Мотивационной Индукции Ж.Нюттена) и диагностировался уровень осмысленности жизни (Тест смысложизненных ориентации Д.А.Леонтьева). Эти показатели так же сравнивались между испытуемыми выделенных групп. 5. Таким образом, план исследования позволил составить ориентировочные портреты состояния ценностно-смысловой сферы личности испытуемых с доминированием разных стратегий разрешения ценностных противоречий (приводящих к реализации своих ценностных предпочтений, либо к отказу от активной реализации некоторых из них).

Для реализации наших исследовательских задач, нами использован следующий набор методических средств:

1. Декларирование ценностей (авторский вариант). Для диагностики личностных ценностей человека мы выбрали метод прямого декларирования своих ценностных предпочтений с последующим их ранжированием (Приложение 1). Для этого испытуемых просили выписать, то, что является для них наиболее ценным в жизни. Отметить пять наиболее важных из них и проранжировать их. Параллельно этому испытуемых просили составить список ценностных приоритетов, которые присущи на их взгляд людям одного с ними возраста (Приложение 1). Процедура декларирования занимала в среднем 10-20 минут.

Предлагая такую открытую форму диагностики личностных ценностей, мы преследовали две цели:

а) Во-первых, перед нами будет список ценностных приоритетов, которые выделяет человек сам для себя и окружающих его людей (прообраз того ценностного мира, в котором он живет). В противовес этому, стандартизированные методики (М.Рокич, Ш.Шварц, Леонтьев Д.А.) имеют закрытый характер. Может случиться так, что в предлагаемом фиксированном списке ценностей не окажется наиболее важных для человека или наоборот будет присутствовать много отвергаемых ценностных приоритетов, работа над которыми в дальнейшем будет проводиться в "холостую" (то есть, прибегая к такой диагностике, мы хотели решить проблемы полноты и оптимальности формируемого списка ценностных приоритетов для каждого отдельного испытуемого).

Похожие диссертации на Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости